Научная статья на тему 'К вопросу о литературной традиции: мифологические проекции в произведениях немецких романтиков и русских постмодернистов'

К вопросу о литературной традиции: мифологические проекции в произведениях немецких романтиков и русских постмодернистов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
674
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / КАРТИНА МИРА / ДИСКУРС / РОМАНТИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / МОТИВНАЯ СТРУКТУРА / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА / ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ СХОДСТВО / TRADITION / WORLD FORMATION PICTURE / DISCOURSE / ROMANTICISM / POSTMODERNISM / MOTIF STRUCTURE / CULTURAL-HISTORICAL EPOCH / TYPOLOGICAL SIMILARITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дмитриенко Иван Константинович

На материале произведений Э.Т.А. Гофмана, Новалиса, Саши Соколова и Виктора Пелевина сопоставляется неомифологическая картина мира и методы использования мифологического материала в романтизме и постмодернизме. Обнаруженные сходства позволяют доказать влияние романтической традиции на постмодернистскую эстетику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of literary tradition: mythological projections in works of German romanticists and Russian postmodernists

Neomythological map of the world and approaches to mythological motives in romanticism and postmodernism are compared on the example of works by E.T.A. Hoffmann, Novalis, Sasha Sokolov and Viktor Pelevin. Detected similarities allow to prove the influence of romantic tradition on postmodernist aesthetics.

Текст научной работы на тему «К вопросу о литературной традиции: мифологические проекции в произведениях немецких романтиков и русских постмодернистов»

УДК 882.09+820/888.09

Дмитриенко Иван Константинович

Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова (г. Москва)

[email protected]

К ВОПРОСУ О ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ: МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НЕМЕЦКИХ РОМАНТИКОВ И РУССКИХ ПОСТМОДЕРНИСТОВ

На материале произведений Э.Т.А. Гофмана, Новалиса, Саши Соколова и Виктора Пелевина сопоставляется неомифологическая картина мира и методы использования мифологического материала в романтизме и постмодернизме. Обнаруженные сходства позволяют доказать влияние романтической традиции на постмодернистскую эстетику.

Ключевые слова: традиция, картина мира, дискурс, романтизм, постмодернизм, мотивная структура, культурно-историческая эпоха, типологическое сходство.

Постмодернизм как дискурс противостоит мировоззрению эпохи модерна - логоцентристской мысли Нового времени, краеугольным камнем которой был культ разума. Поэтому особый интерес вызывают те периоды в истории Нового времени, в которых были зафиксированы бунтарские настроения в отношении разума. Наиболее ярким в числе подобных явлений является движение романтизма, характеризовавшееся решительным отказом от рацио в пользу интуиции. Именно романтики открыли принципиальную ограниченность и несовершенность созданной модерном картины мира.

Говоря о романтизме, мы полагаем уместным ограничиться немецким романтизмом - национальным типом, стоявшим у истоков движения в целом и давшим импульс к его развитию в других странах. Среди исследователей немецкий вариант считается наиболее совершенным, «наиболее подлинным» [13, с. 11]. Для современного этапа исследования немецкого романтизма характерно нарастание числа публикаций, посвященных рассмотрению преемственности и трансформации романтических идей у представителей различных направлений западноевропейской культуры. Среди российских ученых в этом отношении выделяются В.В. Шервашидзе [27], Г.А. Фролов [24] и Л.Г. Андреев [3].

Между тем постмодернизм нередко рассматривается в аспекте насле-дования мотивов и художественных приемов предшествующих эпох. В большинстве случаев характер и мера такого заимствования обусловлены тем, что некоторые классические авторы обнаруживают определенную близость постмодернистским идеям. Эта близость, или генетическая связь, определяет сущность понятия традиция и ее отличие от стилизации: как доказала Т. Цивьян, традиции напрямую связаны с преобладающим типом сознания - именно оно определяет парадигму художественного мироощущения и эстетические критерии того или иного автора [25]. На основе актуализации определенного набора абстрактных универсалий, сопутствующих тому или иному типу сознания, происходит обращение к конкретным чертам поэтики.

Наша гипотеза состоит в том, что между романтической и постмодернистской картинами мира существует определенная связь, проецирующаяся на эстетические принципы этих направлений. В своей работе мы остановимся на обнаружении традиций романтизма (предметом анализа являются произведения Э.Т.А. Гофмана и Новалиса) и особенностей их функционирования в поэтике русской постмодернистской прозы (Саша Соколов, Виктор Пелевин).

Особенности модели мира немецкого романтизма предопределены социально-историческими условиями бытования этого течения. Грандиозные общественные катаклизмы, прокатившиеся по всей Европе на рубеже ХУШ-Х1Х веков, ознаменовали становление нового этапа развития западной цивилизации, который нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бесстрастно. Это вызвало поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной стороны личности, опору на идеальное переосмысление социальных событий.

Неудивительно, что в этом смысле классической страной романтизма была Германия: немцы изначально не были общественной нацией, поскольку были разделены на множество разных государств. Их традиционной установкой было то, что духовная жизнь - отражение общественного бытия, а значит, искусство, нравственность, наука, религия, государственное устройство, форма правления - «все они вместе имеют один и тот же корень» [8]. В философии немецкого романтизма центральное место занимал поиск трансцендентных, экзистенциальных и культурных оснований внутреннего мира человека. Романтики были нацелены на «обнаружение связи между духовным и телесным миром», на «спи-ритуализацию бытия» [13, с. 26], поэтому внешние процессы трактовались ими как результат объективаций феноменов мифопоэтического (имагнитивно-чувственного) сознания [9]. Такое мировоззрение справедливо считать неомифологическим сознанием как формой возрождения мифологического.

Миф романтики считали «первичным», «эталонным» типом знания. В нем процесс осознания,

96

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012

© Дмитриенко И.К., 2012

познания и самопознания слиты в неразрывное целое, в «синтетическую рефлексию» [28]. Миф -некий сверхобраз, сверхвыражение того, что содержат природа и история. Миф - явление в его максимальной жизни (отсюда - гиперболическая обобщенность мифа) [6]. Мифотворчество отражает способность человека выражать метаэмпиричес-кий, трансперсональный опыт в первичных, базовых образах. Таким образом, мифопоэтическое сознание в романтизме становится «новой формой чувствования, новым способом переживания жизни» [13, с. 12].

Возникновение постмодернизма также связано с разочарованием в результатах предыдущей эпохи исторического развития - модерна. Это повлекло за собой дискредитацию мировоззрения Нового времени, которая отражает возникновение нового типа ментальности - ментальности человека на сломе эпох, в период парадигматического сдвига. Вот причины активизации неомифологического сознания российского общества в конце ХХ века:

- распад СССР, утрата опор типового общественного сознания;

- утрата доверия к любым идеологическим движениям;

- мировой кризис. Экологические проблемы, перенасыщенность мира оружием массового поражения. Активизация религиозных пластов сознания;

- маркированность эпохи - конец столетия. Ожидание конца времен [14].

В этих условиях миф становится гармонизирующим началом, содержащим вечные и неизменные ценности, опорой в зыбком изменчивом мире.

Использование неомифологизма характерно для романа, создаваемого в лоне поэтики постмодернизма [29]. Поэтика мифологизирования предполагает вовлечение в ткань произведения образов универсальной психологии и истории, а также использует циклическую ритуально-мифологическую повторяемость для выражения архетипов и конструирования повествования.

Рассмотрим элементы мифа, в том числе фольклорные, религиозные и оккультные конструкции, используемые писателями эпохи романтизма и постмодернистами Сашей Соколовым и Виктором Пелевиным.

У истоков романтизма - роман-миф Новалиса «Генрих фон Офтердинген». Его квинтэссенция -пропитанная мифологией сказка Клингзора. Многочисленные духи природы населяют поэзию Эй-хендорфа, Мёрике и Уланда: натурфилософские взгляды романтиков способствовали обращению к низшей мифологии, к духам земли, воздуха, воды, леса, гор и т.д.

В зрелом романтизме наиболее показательно творчество Гофмана. В его повести «Золотой горшок» о наличии архетипического пласта свидетельствует мифическая предыстория - история любви

князя духов Фосфора к огненной лилии. Эта сюжетная линия несет смысловую нагрузку картины начала всех начал. Рассказ начинается словами: «Дух взирал на воды...», что удивительно похоже на цитату из первой Книги Бытия: «Дух Божий носился над водою» [7]. Кроме того, движение от царства Фосфора к царству Атлантиды, к которому приходит протагонист «Золотого горшка» в финале, отражает популярную среди романтиков идею о движении истории от Золотого Века к Царству Божьему. Неомифологический слой присутствует и во многих других произведениях Гофмана, например, в повести «Принцесса Брамбилла», где структурной основой является миф об Урдар-озере. Для Гофмана миф - это усиление внутреннего смысла, заложенного в художественный образ [4].

Схожая ситуация наблюдается в творчестве Виктора Пелевина. Благодаря мифу он воспроизводит и реактуализирует фундаментальные основания человеческого существования и бытия вообще [10]. Пелевин «берет архетипы» и «выстраивает вокруг него композицию». Поэтому исследователи советуют: «Анализируя какие-либо книги Пелевина, всегда надо следовать принципу: ищите архетип!» [2].

В числе архетипов могут оказаться различные религиозные традиции и философские системы, мистические практики и магические техники. Например, картина мира в романе «Чапаев и Пустота» вполне укладывается в ортодоксальную традицию Махаяны [16]. Именно с позиций буддийского учения следует толковать образы УРАЛа (Условной Реки Абсолютной Любви) и Внутренней Монголии. Препарирование буддийской мифологии свойственно многим текстам Пелевина. В частности, в повести «Желтая стрела» приводится фрагмент из буддийской притчи об обуздании собственного сознания-слона: «Милость беспредельна, и я точно знаю, что когда поезд остановится, за его желтой дверью меня будет ждать белый слон, на котором я продолжу своя вечное возвращение к Неименуемому» [19].

Фундаментальный образ романа Саши Соколова «Школа для дураков» - река Лета, которую автор связывает с мотивами смерти и бессмертия. Мифологизм этого произведения проступает и в предельной обобщенности определений: «Как же она называлась? Река называлась» [21, р. 8]; «А как называлась станция? - я никак не могу рассмотреть издали. Станция называлась» [21, р. 11]. Концентрированное выражение мировоззрение автора/героя приобретает в следующей откровенно мифологической картине: «Когда наши дачи окутает сумрак, и небесный ковш, опрокинувшись над землей, прольет свои воды на берега восхитительной Леты, я... смазываю уключины густой и темной водой, почерпнутой из реки, - и путь мой лежит за вторую излучину, в Край Одинокого Козодоя, птицы хорошего лета» [21, р. 51].

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012

97

Образность «Школы для дураков» близка к разработанной О.М. Фрейденберг концепции первобытных метафорических архетипов. В этом контексте «элементарные образы» приобретают статус ритуальных заклинаний, как бы вчитывающих мифологические архетипы в будничный мир дачной зоны [17].

Неомифологическое сознание проявляется у представителей немецкого романтизма и русского постмодернизма не только на сюжетно-образном уровне, но и на уровне хронотопа. Главной составляющей мифопоэтического хронотопа является принцип дехронологизации.

Миф в силу многократной повторяемости искажает категорию времени в развертывании сюжета. Архетипические события происходили в прошлом, происходят в настоящем и будут происходить в будущем ? благодаря этому они выглядят как вечно представленные, а акцент переносится с хронологической последовательности на изображение «застывших» ситуаций, с повествования - на описание. В.Н. Топоров пишет: «В мифопоэтическом хронотопе время сгущается и становится формой пространства (как бы выводится вовне, откладывается, экстенсифицируется), его новым (“четвертым”) измерением» [23].

Мотив «смещенного времени» присутствует в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген»: «Он увидел его маленькую комнату, расположенную вплотную у стены высокого собора, от каменных плит которого поднималось великое прошлое, в то время как с купола навстречу прошлому неслось ясное, радостное будущее в образе золотых ангелочков» [18]. Новалис был убежден, что состояние бессмертия, наступление которого в религиозном веровании мы ожидаем после смерти, в скрытом виде заключается в нас уже теперь [1]. Неслучайно «Генрих фон Офтердинген» завершается обручением времен года и поколений человеческих.

По мнению В.М. Жирмунского, взгляды романтиков в этом вопросе можно свести к следующему: «Когда наступит вечность, она будет не отрицанием времени, а завершенным временем... Как “положительная середина” между прошедшим и будущим, завершенное время соединяет в себе прошедшее и будущее, вечность в своей полноте заключает в себе полноту того, что было, и того, что будет» [13, с. 170].

Вернемся к «Школе для дураков». Герои Саши Соколова живут в сказочном хронотопе, где время раздробляется на сотни кусков или совсем отсутствует в форме «безвременья» [15]. Символична фраза «часы с маятником золоченым мерно дробили несуществующее время» [21, р. 141]. Соколов стремится к тому, чтобы линейное время возвратилось к циклическому в нашем сознании. Поэтому хронотоп «Школы для дураков» можно уподобить серийному универсуму Джона Донна [11].

Отсылка к этой концепции очевидна в следующих словах героя: «Почему, например, принято думать, будто за первым числом следует второе, а не сразу двадцать восьмое? Да и могут ли дни вообще следовать друг за другом, это какая-то поэтическая ерунда - череда дней. Никакой череды нет, дни проходят, когда какому вздумается, а бывает, что несколько сразу». События, о которых идет речь в романе, ощущаются как одновременные, вернее? как единое многомерное событие. Автор то и дело ставит в скобках после глаголов их формы прошедшего и будущего времени, не давая забыть, что все, происходящее в книге, длится вечно: «...Я был совершенно уверен (уверен, буду уверен), что умру очень скоро, если уже не умер» [21, р. 23-24]. Происходит «растворение» человеческого бытия от рождения к смерти в субстанциях природы, вследствие чего его герой не может умереть, постоянно перевоплощаясь. Такое звучание мотива смерти аналогично ритуально-мифологической концепции, которая рассматривает смерть как часть регулярно повторяющегося цикла, более того, как непременное условие возобновления этого цикла [22].

В творчестве Пелевина также наблюдается отказ от линейного хроноса. Рассмотрим его на примере романа «Чапаев и Пустота». В нем десять глав: нечетные посвящены событиям 1918 года; четные -1993-1994-го. В конце девятой главы два мира начинают совмещаться. В последней главе они совмещаются полностью, и по улицам Москвы 1990-х едет броневик Чапаева. В текст романа заложена система параллелей, которая взламывает эти противопоставления двух российских революций и уподобляет события 1917-го и 1991-го годов. Пелевинский герой, наблюдая «хозяев жизни» той и другой эпохи, смог уловить то общее, что связывает эти катаклизмы: «Почему, думал я, почему любой социальный катаклизм в этом мире ведет к тому, что наверх всплывает это темное быдло и заставляет всех остальных жить по своим подлым и законспирированным законам?» [20].

Таким образом, мифологическое время в романе вытесняет объективное историческое время, поскольку действия и события представляются в качестве воплощения вечных прототипов. Мировое время истории превращается в безвременный мир мифа [26].

Итак, можно утверждать, что у немецких романтиков, равно как и у Соколова с Пелевиным, циклическое движение времени оказывается неотделимым от регенерации жизни и преодоления смерти.

Подводя итоги нашей работе, необходимо сказать, что у романтиков и постмодернистов миф выступает, по определению М. Бахтина, как «память жанра» [5]. Активизация в те или иные эпохи определенного пласта архетипического сознания предполагает обращение к устойчивым формам и способам конструирования сюжета, хронотопа

98

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012

и иных элементов художественного произведения. Подобное взаимопроникновение мотивно-образ-ных парадигм в литературе не ново. Оно обусловливается параллелизмом культурно-исторических эпох со схожими картинами мира. Можно упомянуть теорию первичных и вторичных систем (стилей) [12]. Ко вторичным, которые характеризуются акцентом на культурную рефлексию, а также противопоставлением созданной писателем-Твор-цом гармонии и заведомо «дисгармоничной» и бессмысленной реальности, относятся и романтизм с постмодернизмом.

Библиографический список

1. Fortlage Carl. Uber Novalis und die Romantik // Sechs philosophische Vortrage. - Jena: Mauke, 18721874. - S. 136.

2. Анализ некоторых романов, повестей и рассказов Виктора Пелевина // Интернет-журнал «Русский переплет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pelevin.info/pelevin_222_0.html

3. Андреев Л.Г. Чем же закончилась история второго тысячелетия? (Художественный синтез и постмодернизм) // Зарубежная литература второго тысячелетия. - М.: Высшая школа, 2001. - С. 304-305.

4. Архимович Н. Проблема мифологизации сознания в немецком романтизме // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира. - Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.brennoe-i-vechnoe.narod.ru/04-20.html

5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советский писатель, 1963. - 363 с.

6. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. -Л.: Художественная литература, 1973. - С. 161.

7. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм: монография. - Воронеж, 2003. - С. 150.

8. ГегельГ.В.Ф. Эстетика: в 4 т. Т. 1. - М., 19681973. - C. 24.

9. Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления: монография. -Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. -140 с.

10. Гурин С. Пелевин между буддизмом и христианством [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http ://pelevin.nov. ru/stati/o -gurin/1. html

11. Данн Д. У. Эксперимент со временем. — ^М.: Аграф, 2000. - 224 с.

12. Деринг И.Р., Смирнов И.П. Реализм: диахронический подход // Russian Literature. -Vol. VIII. - № 1. - Р. 1-2.

13. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. - СПб.: Типография Товарищества А.С. Суворина «Новое Время», 1914. - 207 с.

14. Земсков В. Мифосознание в кризисную эпоху // Вопросы литературы. - 1993. - № 3. - С. 322323.

15. Квон Чжен Им. Современная русская постмодернистская проза: Венедикт Ерофеев и Саша Соколов: Дис. ... канд. филол. наук. - М., 1999. -С. 12.

16. Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским или классическим? Об одной авантюре Виктора Пелевина // Новое литературное обозрение. - 1997. - № 28. - С. 250.

17. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1997. - С. 188.

18. Новалис. Генрих фон Офтердинген // Избранная проза немецких романтиков. - М.: Художественная литература, 1979. - С. 255.

19. Пелевин В.О. Жёлтая стрела. - М.: Вагри-ус, 2000. - С. 35.

20. Пелевин В.О. Чапаев и Пустота. - М.: Ваг-риус, 2001. - С. 273.

21. Соколов Саша. Школа для дураков. - Ann Arbor: Ardis, 1976. - 172 p.

22. Топоров В.Н. Модель мира (мифопоэтическая) // Мифы народов мира: в 2 т. Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1982. - С. 161-164.

23. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. - М., 1983. - C. 227-284.

24. Фролов Г.А. «Ренессанс романтизма» в литературе немецкого постмодерна (Часть I. Диалог) // Он же. Литература XX века: Итоги и перспективы изучения. Материалы вторых Андреевских чтений. - М.: Экон, 2004. - С. 80-84.

25. Цивьян Т.В. Модель мира и ее роль в создании (аван)текста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. ruthenia. ru/folklore/tcivian2. htm

26. Цыганов А. Мифология и роман Пелевина «Чапаев и Пустота» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pelevin.nov.ru/stati/o-myths/ 1.html

27. Шервашидзе B.B. Метаморфозы романтизма в XX веке: французский экзистенциализм // Вестник Ун-та РАО. - 2005. - № 1. - С. 21-26.

28. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1983. - С. 89.

29. Шульга К.В. Поэтико-философские аспекты воплощения «виртуальной реальности» в романе «Generation “П”» Виктора Пелевина: Дис. ... канд. филол. наук. - Тамбов, 2005. - С. 9.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2012

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.