МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№1/2016
ISSN 2410-700Х
Список использованной литературы:
1. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М.: Молодая гвардия, 2002. - 426 с.
2. Гершунин П.П. Русское царство от Петра Великого до Екатерины II: От 1725 до 1762 года. СПб., 1891. -232 с.
3. Ешевский C.B. Очерк царствования Елизаветы Петровны // Отечественные записки. 1868. №№ 5-6. С.15-110.
4. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в.: Опыт целостного анализа. М., 2001.
5. Ключевский В.О. Сочинения: В 8 т. М., 1958. Т.4. 390 с.
6. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи: В 2 т. СПб.: Издательство Дмитрий Буланин, 1999. - Т.2. - 568 с.
7. Наумов В. П. Елизавета Петровна.//Вопросы истории. 1993. - № 5.- С. 51-72.
8. Петров И.И. О преемниках Петра Великого (до Екатерины II). СПб., 1884. - 310 с.
9. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000. 380 с.
10. Семевский М.И. Царствование Елизаветы Петровны // Русское слово. 1860. №№1-2. 280 с.
11. Соловьев С М. Сочинения: в XVIII кн. Кн. XII. М., 1994. - 650 с.
© И.Д. Валиахметова, 2016.
УДК 94 (470.5) «1930»
Ковалева Людмила Андреевна
канд. ист. наук, доцент ЮУрГУ г. Златоуст, РФ E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ РАБОЧИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯИЙ УРАЛА В 30-Е ГОДЫ XX ВЕКА
Аннотация
В статье анализируется роль и место образования в подготовке квалифицированных кадров, повышении культурно-технического уровня рабочих. На основе архивных материалов характеризуются основные формы работы по ликвидации неграмотности на предприятиях Урала. Особое внимание обращается на роль профсоюзов в решении этой задачи.
Ключевые слова
Индустриализация, неграмотность, культурно-технический и образовательный уровень, профсоюзы.
Форсированная индустриализация Уральского региона, развернувшаяся в 30-е годы XX века в связи со строительством новых предприятий, вызвала огромный рост численности трудящихся масс. На промышленные предприятия Урала хлынул поток необученных работников из деревни (вчерашние крестьяне составили 54 % пополнения рабочих и служащих), женщин, молодежи, спецпереселенцев. Они не имели навыков работы в крупном промышленном производстве, квалификации, необходимого образовательного и культурного уровня, что не могло не сказываться на результатах их трудовой деятельности. В связи с этим проблема ликвидации неграмотности и малограмотности, повышения культурно-технического уровня рабочих требовала незамедлительного решения. Без этого невозможна была дальнейшая модернизация страны [1, с. 167].
Первоначальной ступенью подъема культурно-технического уровня являлась общеобразовательная подготовка рабочих. По подсчетам академика С.П. Струмилина существует тесная связь между уровнем образования и нормой выработки трудящихся: если средняя выработка неграмотного рабочего составляет
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
100%, то у рабочего с одним классом образования - 124 %, с четырьмя классами - 142 %, с семью - 164 %. Таким образом, общеобразовательный уровень является тем фундаментом, основываясь на котором в процессе трудовой деятельности растет мастерство рабочих. Следовательно, образование обеспечивает решение двуединой задачи: приобретение общеобразовательных знаний и создание базы для усвоения производственных навыков. В совокупности оно выступает как важный фактор повышения культурно -технического уровня рабочего класса.
Учитывая, что на предприятиях Урала в 1933 г. трудилось 6 % неграмотных, партийные и советские организации продолжили в годы второй пятилетки работу по ликвидации неграмотности среди рабочих. Она приняла более организованный и планомерный характер после выхода совместного постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 января 1936 г. «О работе по обучению неграмотных и малограмотных» [3, с. 387].
Важное место в решении этой проблемы отводилось профсоюзам. Они взяли под особый контроль выполнения данного постановления. Так, ЦК профсоюзов металлургов Востока четыре раза обсуждал вопрос о ходе ликвидации неграмотности, а в 1937 году принял решение о превращении каждого завода в завод сплошной грамотности, для чего всем профсоюзным организациям было предложено включиться в соревнование на лучшую работу по обучению неграмотных и малограмотных. На предприятиях Урала проводились общезаводские конференции и собрания неграмотных и малограмотных, совещания учителей школ взрослых по обмену опытом работы, организовывались витрины посещаемости школ взрослых, заслушивались руководители цехов о ходе ликвидации неграмотности. Комитет комсомола Верх-Исетского завода выделил тридцать культармейцев в помощь учителям. Особое внимание в новых условиях обращалось на преодоление малограмотности. Произошли изменения и в содержании обучения. От школ грамотности требовалось не просто научить читать и писать, но и дать сумму знаний, необходимых для квалифицированной работы на предприятии.
В числе лучших по итогам проведенной работы были признаны коллективы Чусовского и Лысьвенского заводов. На этих предприятиях обучалось свыше 94 % неграмотных и малограмотных рабочих, а посещаемость занятий составила 90 % . Данные заводы были награждены переходящими Красными Знаменами за достижения в деле ликвидации неграмотности рабочих [4, Д. 13 Л. 21; Д.38 Л. 24.].
Однако из-за постоянной текучести кадров полностью ликвидировать неграмотность не удалось. В 1938 году на Урале оставалось еще 3-4 % неграмотных и малограмотных рабочих [5, с. 221].
Ликвидация неграмотности была первым шагом на пути повышения образовательного уровня трудящихся. Многие рабочие, покончив с неграмотностью и малограмотностью, продолжили обучение в школах взрослых повышенного типа, дающих образование в объеме средней школы. В Свердловской области сеть таких школ увеличилась в 1934-1937 гг. с 14 до 242, в Челябинской области - с 5 до 52. Немало рабочих поступало в дальнейшем на рабфаки, в средние специальные учебные заведения, на дневные и вечерние подготовительные курсы. Рабочие в 1936 г. во втузах Урала составляли 42 %. К началу 1940 г. они имели более высокий общеобразовательный уровень. Среди городских рабочих в 1939 г. лица с высшим, средним и неполным средним образованием составляли 9,6 %. [2, с. 117].
Таким образом, в 30-е годы на Урале был сделан значительный шаг вперед в повышении культурного и образовательного уровня рабочих. Но задача эта сохраняла актуальность и в последующий период.
Список использованной литературы:
1. Бакунин А.В. Борьба большевиков за индустриализацию Урала во второй пятилетке. (1933-1937 гг.). Свердловск Ср.-Урал . КН. Изд-во 1968 г.
2. История советского рабочего класса. в 6-ти томах Т. 3. М.: Наука, 1985.
3. Народное образование в СССР: сборник документов 1917-1973. М. 1974,
4. ЦДООСО (Центр документации общественных организаций Свердловской области) Ф.Р.-841 Оп. 1
5. Чуфаров В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции (1920-1937 гг.) Свердловск Ср.-Урал . КН. Изд-во 1970.
© Л.А. Ковалева, 2016