Научная статья на тему 'Общее образование взрослых на Урале накануне Великой Отечественной войны: структурно-организационный аспект'

Общее образование взрослых на Урале накануне Великой Отечественной войны: структурно-организационный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ / ТИПЫ ШКОЛ ВЗРОСЛЫХ / НЕГРАМОТНЫЕ / МАЛОГРАМОТНЫЕ / УРАЛ / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ADULT EDUCATION / TYPES OF ADULT SCHOOLS / ILLITERATE / SEMI-LITERATE / URAL / SVERDLOVSK REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Инна Ивановна

В статье анализируется становление системы общего образования взрослых на Урале, которое практически завершилось в мирные годы третьей пятилетки. Оформилась структура нового типа школ взрослых (начальные, неполные средние и средние, по аналогии с детскими школами], определилось их финансирование, внедрены единые учебные планы и программы. Особенностью школ взрослых было то, что они занимались не только повышением общего образования работавшего населения, но и решали задачи ликвидации неграмотности и малограмотности взрослых. Исследование, проведенное впервые на материалах Уральского региона, основано на архивных документах и периодической печати того времени. Они позволили реконструировать процесс становления школ взрослых на Урале, проанализировать половозрастной и социальный состав учащихся, определить причины отсева учащихся. Сокращение школ взрослых перед войной было связано с оптимизацией сети, с введением платы за обучение в старших классах и формированием системы трудовых резервов. Автор приходит к выводу, что созданная система общего образования взрослых на Урале оказалась востребованной и подтвердила эффективность модернизации сферы образования накануне Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General education of adults in Ural before The Great Patriotic War: structural-organizational aspect

The article analyzes the formation of the general adult education system in the Urals, which practically ended in the peaceful years of the Third Five-Year Plan. The structure of a new type of adult schools (primary, incomplete secondary and secondary, by analogy with children's schools) was formed, their financing was determined at the expense of state and local budgets with insignificant attraction of trade union funds, uniform curricula and programs were introduced. The peculiarity of adult schools was that they engaged not only in raising the general education of the working population, but also in solving the problems of eliminating illiteracy and adult illiteracy. The study, conducted for the first time on materials of the Ural region, is based on archival documents and periodicals of that time. They allowed to reconstruct the process of the establishment of adult schools in the Urals, analyze the gender, age and social composition of the students, determine the reasons for dropout. As documents show, the reduction of adult schools was associated with the optimization of the network, with the introduction of tuition fees in the senior classes and the formation of a system of labor reserves. The author comes to the conclusion that the established system of general adult education in the Urals proved to be in demand and it confirmed the efficiency of modernization of the education sector on the eve of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Общее образование взрослых на Урале накануне Великой Отечественной войны: структурно-организационный аспект»

10. Dolzhenkov I. A. Op. cit.

11. Ibid.

12. Code of Laws of the Russian Empire. Vol. XIV. SPb. 1857. P. 3. (in Russ.)

13. Ibid. Vol. IX. P. 161.

14. Ibid. P. 162.

15. Ibid. Vol. XIV. P. 56.

16. Koshman L. V. Gorod i gorodskaya zhizn' v Rossii XIX stoletiya: social'nye i kul'turnye aspekty [City and city life in Russia in the XIX century: social and cultural aspects]. M. 2008. Pp. 241-242.

17. Abramov YA. V. Meshchane i gorod [Philistine and the city] // Otechestvennye zapiski - Domestic scraps. № 3, Spb, 1883, p. 2.

18. Statistika zemlevladeniya 1905 - Land tenure statistics for 1905. Edition - 37. Kursk province. SPb. 1906. P. 39.

19. Code of Laws of the Russian Empire. Vol. XIII. SPb. 1892. P. 102.

20. GAKO. F. 33. Inv. 2. File 7337. Sh. 2-7.

21. Ibid. Sh. 8.

22. Ibid. File 7357. Sh. 5-6.

23. Ibid. File 7356. Sh. 3-7.

24. Ibid. Sh. 2-3.

25. Ibid. File 7347. Sh. 2-5.

26. Ibid. File 7348. Sh. 3-4.

27. Ibid. File 7375. Sh. 2-6.

28. Ibid. Sh. 2-3.

29. Ibid. Sh. 2-7.

УДК 94(470.5)

И. И. Чернышева

Общее образование взрослых на Урале накануне Великой Отечественной войны: структурно-организационный аспект

В статье анализируется становление системы общего образования взрослых на Урале, которое практически завершилось в мирные годы третьей пятилетки. Оформилась структура нового типа школ взрослых (начальные, неполные средние и средние, по аналогии с детскими школами), определилось их финансирование, внедрены единые учебные планы и программы. Особенностью школ взрослых было то, что они занимались не только повышением общего образования работавшего населения, но и решали задачи ликвидации неграмотности и малограмотности взрослых. Исследование, проведенное впервые на материалах Уральского региона, основано на архивных документах и периодической печати того времени. Они позволили реконструировать процесс становления школ взрослых на Урале, проанализировать половозрастной и социальный состав учащихся, определить причины отсева учащихся. Сокращение школ взрослых перед войной было связано с оптимизацией сети, с введением платы за обучение в старших классах и формированием системы трудовых резервов. Автор приходит к выводу, что созданная система общего образования взрослых на Урале оказалась востребованной и подтвердила эффективность модернизации сферы образования накануне Великой Отечественной войны.

The article analyzes the formation of the general adult education system in the Urals, which practically ended in the peaceful years of the Third Five-Year Plan. The structure of a new type of adult schools (primary, incomplete secondary and secondary, by analogy with children's schools) was formed, their financing was determined at the expense of state and local budgets with insignificant attraction of trade union funds, uniform curricula and programs were introduced. The peculiarity of adult schools was that they engaged not only in raising the general education of the working population, but also in solving the problems of eliminating illiteracy and adult illiteracy. The study, conducted for the first time on materials of the Ural region, is based on archival documents and periodicals of that time. They allowed to reconstruct the process of the establishment of adult schools in the Urals, analyze the gender, age and social composition of the students, determine the reasons for dropout. As documents show, the reduction of adult schools was associated with the optimization of the network, with the introduction of tuition fees in the senior classes and the formation of a system of labor reserves. The author comes to the conclusion that the established system of general adult education in the Urals proved to be in demand and it confirmed the efficiency of modernization of the education sector on the eve of the Great Patriotic War.

© Чернышева И. И., 2017

Ключевые слова: образование взрослого населения, типы школ взрослых, неграмотные, малограмотные, Урал, Свердловская область.

Keywords: adult education, types of adult schools, illiterate, semi-literate, Ural, Sverdlovsk region.

В 1930-е гг. на фоне коренных преобразований экономики происходило складывание системы общего образования взрослого работавшего населения. В 1934 г. появляются школы повышенного типа. Они создавались для рабочих ведущих отраслей промышленности, для актива совхозов и колхозов. От поступающих требовалось образование за начальную школу. Школы эти давали знания в объеме семилетки. В 1936 г. они были преобразованы в школы нового типа -неполные средние школы (НСШ] и средние школы (СШ] взрослых. В то же время после ликвидации общества «Долой неграмотность» вся работа борьбы с неграмотностью перекладывалась со школ ликбеза на школы грамоты и школы для малограмотных. Реформирование образования взрослых началось после выхода постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 16 января 1936 г. «О работе по обучению неграмотных и малограмотных». Оценка работы этих учебных заведений в литературе различна. Одни авторы полагают, что унификация школ взрослых по образцу детских школ оказалась преждевременной, во второй половине 1930-х гг. произошло ослабление внимания государства к школам взрослых, развитие образования в этот период сузилось [1]. Н. Б. Цибульский, наоборот, считает, что во второй половине 1930-х гг. начинается новый этап движения за всеобщую грамотность [2]. Историк М. А. Фельдман утверждает, что формирование системы среднего образования трудящихся начинается только с 1939 г. [3] Проблема обучения взрослого работающего населения в стране требует тщательного изучения, особенно в индустриальных регионах, таких как Урал, где по переписи 1926 г. грамотность населения была ниже, чем в среднем по стране.

Документы архивов, данные переписей населения позволяют выявить особенности формирования системы образования взрослого населения, но и рост уровня образования взрослого населения Урала.

Огромный рост в 1936/37 учебном году школ грамоты и школ для малограмотных и учащихся в следующем году сменился сокращением, число неполных средних и средних школ и учащихся в них, наоборот, существенно выросло, поскольку был взят курс на расширение 7-летнего и 10-летнего образования взрослого работавшего населения (см. табл. 1]. Уменьшение школ было вызвано стремлением властей к введению стационарных школ для взрослого населения с соответствующим материально-хозяйственным состоянием. Школы и группы для неграмотных и малограмотных, которые располагались в красных уголках, бараках, комнатах учреждений в нерабочие часы, в общежитиях рабочих, на лесных базах, в квартирах культармейцев, в избах-читальнях, где отсутствовали наглядные пособия, школьные доски, счеты и пр., закрывались [4]. Ученики не были обеспечены достаточным количеством учебников и тетрадей [5]. Власти сознавали, что сеть школ взрослых планировалась неправильно, они открывались в таких местах, где не было необходимых условий для учебы. Школы были, как тогда писали, «карликовыми» [6].

Только в 1939 г. стала создаваться сеть школ для малограмотных (распоряжение Нарком-проса РСФСР от 29 января 1939 г.] [7]. Они могли остаться как на предприятиях, так и в деревне с условием выполнения следующих требований: обязательно с платным преподавателем («политически проверенным и имеющим среднее педагогическое образование, или общее среднее»], иметь не менее двух групп с числом учащихся не менее 20 человек в каждой группе. На территории сельского совета должна быть одна школа, которая отвечала за борьбу с неграмотностью и внедрение начального образования взрослых. Рекомендовалось устраивать эти школы в помещениях детских начальных школ, использовать их учебное оборудование. С 1939/40 учебного года школы для неграмотных и для малограмотных объединялись в двухгодичную начальную школу взрослых, задачей которой было устранение разрыва между начальным и средним образованием взрослых. В связи с этим отпала необходимость в подготовительных группах к пятому классу [8]. Таким образом, была внедрена полная унификация в структуре, учебных планах и программах школ взрослых с подобными массовыми детскими школами. Тем самым в основном завершилось формирование системы общего образования взрослых, для которой были характерны последовательность и преемственность составляющих элементов.

Таблица 1

Общеобразовательные школы взрослых и группы прикрепленных к школам групп по Свердловской области в 1938 г. [9]

Типы школ 01.01.1938 01.01.1939

всего всего в т. ч. на селе

школ учащихся школ учащихся школ учащихся

1. Школы для неграмотных 1252 27 058 766 14 842 225 3579

в т. ч. ОНО 642 10 189 192 3071 147 2158

профсоюзов 521 15 424 495 10 467 47 816

прочих ведомств и организаций 89 1445 79 1304 31 605

2. Школы для малограмотных 1440 47 110 954 29 005 298 5935

в т. ч. ОНО 668 12 225 201 4787 145 2995

профсоюзов 674 32 647 594 21 467 51 1223

прочих ведомств и организаций 98 2238 159 2751 102 1717

3. Школы взрослых повышенного типа 106 10 717 154 18 249 49 2395

в т. ч. ОНО 97 9612 145 16 963 48 2380

профсоюзов 8* 867 9 1286 1 15

прочих ведомств и организаций 1 230 - - - -

Итого 2798 84 885 1874 62 096 572 11 909

* Школы Наркомата путей сообщения СССР.

Организационная структура школ взрослых на начало третьей пятилетки представлена в табл. 1. Большая часть школ для неграмотных и для малограмотных содержалась за счет профсоюзов, различных ведомств и организаций, школы взрослых повышенного типа - за счет средств из государственного бюджета. За 1938 г. количество школ взрослых в Свердловской области сократилось на одну треть - с 2798 до 1874. По типам школ это произошло неравномерно: если школ для обучения неграмотных стало на 39% меньше, школ для малограмотных - на 34%, то количество неполных средних и средних школ, наоборот, увеличилось на 45,3%. В большей степени были закрыты школы, находившиеся на местном бюджете (школы ОНО]. Школ для неграмотных стало меньше на 70,1%, в то же время количество подобных школ, содержавшихся за счет профсоюзов, уменьшилось на 7%, то же произошло и со школами для малограмотных - соответственно: 69,9% и 11,9%. Сократилось и количество обучавшихся в школах взрослых - на 40,8% (на 45,1% в школах для неграмотных и на 38,4% в школах для малограмотных]. Скорее всего, местные власти посчитали, что острота проблемы с неграмотностью спала, можно было направить средства на расширение 7-летнего и 10-летнего образования. Данные табл. 1 показывают, что количество НСШ и СШ увеличилось со 106 до 159, причём большая их часть (92,4%) финансировалась из государственного бюджета, учащихся в них за год выросло на 70,3%.

Сокращение школ взрослых наблюдалось во всех районах Свердловской области, работники ОНО заметили, что закрылись школы, которые были образованы в 1936-1937 гг. В ряде сельскохозяйственных районов - Манчажском, Ачитском, Камышловском, Пышминском, Туринском, Еланском, Махневском, Исовском, Ирбитском - большинство школ и групп неграмотных и малограмотных к занятиям к концу декабря 1938 г. не приступили [10]. Разваливались школы и группы взрослых, которые организовывались по постановлению первичных комсомольских организаций или по решению фабрично-заводских комитетов. Они не оказывали достаточной помощи в создании материальной базы, не участвовали в подборе педагогов, качество обучения в них оставалось низким, большим был отсев учащихся. Не дождавшись окончания учебного года, они закрывались.

Возрастной и половой состав обучавшихся в общеобразовательных школах взрослых позволяет реконструировать материалы всесоюзной переписи населения, прошедшей 17 января 1939 г. (табл. 2].

Таблица 2

Состав учащихся общеобразовательных школ взрослых Свердловской области в январе 1939 г. [11]

Возраст Все население области Городское Сельское

мужчины женщины всего мужчины женщины всего мужчины женщины всего

До 17 лет 1887 2053 3940 1557 1758 3315 330 295 625

18-29 лет 7586 11512 19098 6616 10377 16993 970 1135 2105

30-39 лет 2989 5083 8072 2672 4450 7122 317 643 960

40 лет и старше 731 1468 2199 654 1204 1858 77 264 341

Всего 13196 20128 33324 11500 17791 29291 1696 2337 4033

Данные табл. 2 показывают, что подавляющая часть учащихся школ взрослых проживала в городах (87,9%], что было особенностью Свердловской области, являвшейся промышленно развитой и высоко урбанизированной (доля городского населения в 1937 г. составляла 57%]. На селе обучалось только 12,1% от всех учащихся школ взрослых. Половой состав также отличался от других регионов, женщин в школах взрослых было 60,4% (в городах - 60,7%], мужчин - соответственно 39,6% (в городах - 39,3%]. Большая часть учащихся была в возрасте 18-29 лет (57,3%), далее шла группа 30-39-летних (24,3%), учащихся в возрасте до 17 лет было 11,8%, а в возрасте 40 лет и старше - только 6,6%. Во всех возрастных группах преобладали женщины, особенно в возрасте 30 лет и старше.

Работники системы образования пребывали в уверенности, что ликвидация неграмотности практически завершена, следовательно, необходимо развивать и расширять возможности получения взрослым населением 7-летнего и 10-летнего образования, поскольку начальное образование уже не удовлетворяло потребностям экономического развития. Борьба с неграмотностью и малограмотностью взрослого населения переросла в работу по повышению его образовательного уровня.

Однако данные переписи 1939 г. и данные текущей статистики о количестве неграмотных, составленные Наркомпросом РСФСР и его органами на местах, существенно различались. Н. Ф. Гаврилов (заместитель наркома просвещения РСФСР] с горечью признался: «Перепись показала, что количество неграмотных в РСФСР значительно больше, чем мы предполагали. Оказалось, их у нас в три раза больше, чем указывалось статистикой Наркомпроса» [12].

Коллегия Наркопроса РСФСР 27 ноября 1939 г. приняла постановление «О ходе обучения неграмотных и малограмотных» [13]. В нем констатировалось, что полного завершения ликвидации неграмотности к 1 января 1939 г. не произошло. По данным 32 краевых отделов народного образования и Народного комиссариата просвещения АССР, на 1 октября 1939 г. обучалось всего лишь 32% неграмотных. Не выполнено требование партии и правительства, чтобы среди призывников в ряды Красной армии не было ни одного неграмотного и малограмотного. Главными причинами срыва плана были названы: несогласованность в работе отделов народного образования с профсоюзами и комсомольскими организациями, отсутствие личного контроля со стороны руководящих работников ОНО за ходом обучения неграмотных и малограмотных на предприятиях, в селах и колхозах, недостаточное привлечение местных советов к работе.

Коллегия поручила Управлению по образованию взрослых пересмотреть существующие программы школ для неграмотных и малограмотных и разработать единую программу начальной школы, обеспечивающую подготовку трудящихся РСФСР для дальнейшей успешной учебы в неполых средних школах и средних школах взрослых. В дополнение к приказу Наркомпроса РСФСР от 29 января 1939 г. «О создании твердой сети школ для малограмотных» было рекомендовано в качестве эксперимента в 1940 г. организовать 1000 начальных школ взрослых с одним платным учителем. Твердая сеть школ для малограмотных с платным преподавателем должна быть установлена к концу февраля 1939 г. Предполагалось, что эти школы должны создаваться районными ОНО при наиболее крупных сельсоветах, на предприятиях профсоюзами с обязательной регистрацией каждой школы в РОНО до 15 мая. При этом наркомат предостерегал о недопущении имевших место ошибок, когда установленная сеть школ с платным преподавателем открывалась без учета выделенных средств, а через два-три месяца свертывалась, кадры преподавателей уходили из системы народного образования из-за невыплат зарплаты. Или, когда весь бюджет школ для неграмотных переключался на обучение допризывников, школы распадались [14]. Наркомпросом РСФСР в приказе от 23 октября 1940 г. «О работе по завершению ликвидации неграмотности и малограмотности», подписанном наркомом В. П. Потемкиным, уточнены данные о количестве неграмотных и утвержден план её постепенного завершения к январю 1943 г. [15]

Структурные и организационные изменения в мирные годы третьей пятилетки заметно повлияли на состав учеников в школах взрослых. В первую очередь, оказалось, что рабочие не составляли уже основную группу учащихся неполных средних школ и средних школ взрослых. Об этом свидетельствуют данные табл. 3, они составлены на основе выборочного обследования, проведенного Центральным методическим кабинетом школ взрослых, в Москве и различных областях РСФСР.

Таблица 3

Состав учащихся 5-7-х классов по городским и районным школам взрослых РСФСР в 1940 г. (в % к итогу) [16]

Профессиональный состав* Процентное отношение лиц каждой группы к общему числу учащихся Мужчины Женщины До 18 лет 18-22 лет 23-29 лет 30-35 лет 36-40 лет и старше Одинокие Семейные Члены ВКП(б) Члены ВЛКСМ

Промышленные рабочие 19 51 49 19 32 30 19 - 80 20 4 31

Средние служащие 26 24 76 15 31 31 20 3 70 30 10 25

Подсобные рабочие и служащие 5 - 100 3 30 29 16 13 70 30 - 30

Домохозяйки 18 - 100 - 6 33 37 23 - 100 2 -

Домработницы 6 - 100 41 37 17 5 - 100 - - 14

Члены семей рабочих и служащих 19 20 80 75 23 2 - - 100 - - 8

Административно-технические работники 2 82 18 - 10 54 - 18 55 45 36 36

Военнослужащие 2 100 - - 18 64 18 - 40 60 18 27

Пенсионеры и не указавшие рода занятий 3 40 60 22 12 40 - 26 54 46 20 -

Всего учащихся 100 23 77 25 24 25 18 8 66 34 5 18

*К промышленным рабочим отнесены все работающие у станка, а также шоферы, электромонтеры и

другие квалифицированные рабочие.

К подсобным рабочим - чернорабочие, курьеры, санитарки, технические служащие школ.

К средним служащим - счетоводы, бухгалтеры, завхозы, кладовщики, медицинские сестры, воспитательницы детских садов, табельщицы, регистраторы, секретари, приёмщики ателье.

К административному персоналу - мастера, начальники цехов и другие руководящие работники.

Данные табл. 3 отражают характерное для городских и районных школ взрослых соотношение между различными группами учащихся 5-7-х классов. По указанным классам большую часть (26%] составили служащие, второе место занимали домохозяйки и домработницы (24%) и только на третьем месте были рабочие (19%) и члены семей рабочих и служащих (19%). В составе каждой группы имелись учащиеся разных возрастов: ученики в возрасте до 18 лет были в основном рабочими, домработницами и членами семей, в возрастной группе 18-22 года большую долю составляли рабочие и служащие, а далее шли домработницы и домохозяйки. Эти две возрастные группы вместе насчитывали половину обучавшихся. Около четверти учеников были в возрасте 23-29 лет. Примерно такую же долю занимали учащиеся в возрасте 30 лет и старше (в основном в возрасте 30-35 лет]. Данные о семейном положении показывают, что две три учащихся были одинокими (среди работавших учащихся они составляли 70-80%], семейные - одну треть (в большей степени это были домохозяйки, военнослужащие, административно-технические работники и пенсионеры]. Подавляющая часть учащихся школ взрослых не состояли в партии и в комсомоле, членами ВКП(б) были 5%, членами ВЛКСМ - 18% учащихся школ взрослых.

Острой проблемой школ взрослых оставался отсев учеников. В 1939/40 учебном году из 360,3 тыс. учащихся средних школ взрослых РСФСР 40% выбыли из школ до испытаний и 21,5% отложили сдачу экзаменов на осень. Из числа сдававших экзамены только 72% перевели в старшие классы или закончили школу. В ряде областей и республик проблема отсева учеников из средних школ была катастрофичной: в Удмуртской АССР отсев из средних школ взрослых составлял 51,7% и перевод откладывался на осень для 35,3% учеников; в Челябинской области - соответственно 57 и 26,6% [17].

Таблица 4

Причины отсева учащихся из неполных средних и средних школ взрослых РСФСР в 1939/40 учебном году (%) [18]

Причины 5-9-е классы 5-7-е классы 8-9-е классы

Условия производственной работы 25 29 19

Переход в другие школы 21 18 26

Нежелание учиться 5 10 6

Неуспеваемость 6 10 6

Отъезд в другие города 5 7 4

Перемена работы и места жительства 10 10 5

Уход в РККА 6 2 1

Семейные обстоятельства 6 5 7

Болезнь 10 9 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Платность обучения в старших классах 6 - 15

Объективной причиной отсева, как следует из данных табл. 4, из средних школ взрослых был перевод в другие школы (21%), перемена работы и места жительства (10%), уход в РККА (6%) и отъезд в другие города (5%), все вместе они давали 42% выбывших из школ. Однако на первом месте среди всех причин отсева оставались производственные условия труда (25%) - это работа в разные смены, сверхурочные, командировочные задания. Заметный удельный вес занимали неуспеваемость и нежелание учиться (11%). Каждый десятый ученик отсеялся из школы по болезни (10%), 6% ушли из школы из-за семейных обстоятельств.

Таблица 5

Неполные средние и средние школы взрослых Свердловской области в 1939-1941 гг. [19]

1.10.1938 г. 1.10.1939 г. 1.10.1940 г. 1.10.1941 г.

Количество школ 157 124 91 12

В них учащихся 18 752 18 086 14 500 1893

в т. ч. в подготовительных классах 4148 3379 260 96

в 5-7-х классах 12 019 11 526 9000 920

в 8-10-х классах 2585 3181 2900 877

^Составлено по: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 17. Д. 960. Л. 10.

Количество обучавшихся в школах взрослых в начале 1939 г. составляло 33 324 человека, в том числе 14 572 - в школах для неграмотных и малограмотных [20]. То есть в школах грамоты и для малограмотных училось 43,7% от всех обучавшихся в школах взрослых. Это свидетельствовало о том, что в системе образования взрослых накануне войны происходил переход от политики ликвидации неграмотности к борьбе за рост образовательного уровня взрослого населения. В 5-7-х классах обучалось в конце 1938 г. 64,1% от всех учащихся, в 8-10-х - 13,8%; в конце 1939 г. -соответственно: 63,7 и 17,6; в конце 1940 г. - 62,0 и 20; в конце 1941 г. - 48,6 и 46,3%. В вечерних школах удерживались те учащиеся, которые хотели получить высшее образование. Об этом свидетельствуют данные о росте удельного веса учащихся старших классов.

Продолжали работу те школы взрослых, которые были обеспечены квалифицированными кадрами педагогов, имели необходимую учебную и материальную базу. Одной из лучших школ взрослых в области была средняя школа, которая находилась в центре Свердловска в клубе УНКВД им. Дзержинского, размещалась на 4-м этаже. В школе были организованы не только учебные классы, но и химический и физический кабинеты. Обучение велось в подготовительном классе и 5-10-х классах, учениками были в основном работники НКВД и члены их семей. Педагогический коллектив состоял из 10 штатных педагогов и девяти совместителей. Из 19 учителей 12 были выпускниками педагогических институтов и университетов, два преподавателя заочно учились в педагогическом институте. Директор школы П. А. Копылова окончила гимназию, её педагогический стаж составлял 25 лет, она преподавала математику. Школа была базовой для Свердловского областного методического кабинета. Здесь в декабре 1937 г. и в январе 1939 г. прошли конференция и семинар для учителей школ взрослых [21].

Однако удержать количество неполных средних и средних школ взрослых на уровне первого года третьей пятилетки не удалось, из года в год происходила оптимизация школ взрослых, повышались требования к помещениям для занятий, к обеспеченности учебниками и наглядны-40

ми пособиями, к составу педагогов. За 1939/40 учебный год число школ этого типа сократилось на 21,0%, за 1940/41 учебный год - на 26,6% по сравнению с предыдущим годом и на 42% в сравнении с 1938/39 учебным годом, и, конечно, огромное сокращение произошло в первый военный год - на 86,8% к 1940/41 учебному году и на 92,4% к 1938/39 учебному году. Количество учащихся за 1938-1940 гг. сократилось на 22,8%, а осенью 1941 г. в школах взрослых области осталось только 1,9 тыс. учащихся против 18,8 тыс. в 1938/39 учебном году.

Как показывают данные табл. 5, основная масса учеников обучалась в 5-7-х классах. Это было проявлением того, что городские детские школы уже перешли на обязательное 7-летнее обучение, а в крупных городах (Свердловске, Нижнем Тагиле и пр.) большая часть выпускников 7-х классов поступала в 8-е классы, желая получить полное среднее образование. Число учащихся в старших классах школ взрослых (8-10-е классы) выросло в 1939/40 учебном году, в следующем году оно сократилось на 8,8%.

Одной из причин сокращения учащихся в школах взрослых являлось введение платы за обучение в старших классах, которая вводилась с начала 1940/41 учебного года. Это послужило причиной прекращения учебы 15% выбывших учащихся из 8-9-х классов (см. табл. 4). Плата за обучение составляла на Урале 150 рублей в год. Приказом Наркомпроса РСФСР от 5 ноября 1940 г. плата за обучение в вечерних учебных заведениях (институтах и техникумах), а также в 810-х классах средних школ взрослых была снижена в два раза [22].

Введение платы за обучение было связано с формированием системы профессиональных училищ: ФЗУ (фабрично-заводские училища), РУ (ремесленные училища), ЖУ (железнодорожные училища). Учащиеся находились на полном государственном обеспечении, вместе с профессиональным обучением велась общеобразовательная подготовка. Для молодых колхозников плата за обучение оказывалась препятствием для получения среднего образования, поскольку заработать такие деньги в колхозах было практически невозможно. Неполные средние школы и средние школы взрослых находились в районных центрах области. Содержание школ и обеспечение продовольствием, жильем, топливом сельских учителей возлагалось на сельхозартели, что было для них непосильной ношей.

К концу 1930-х гг. руководство СССР столкнулось с острой нехваткой рабочих рук на предприятиях. К этому времени почти иссяк поток дешевой рабочей силы, который пополнялся за счет сельского населения. Однако экономика развивалась экстенсивно. Новые предприятия нуждались в пополнении рабочей силы. 2 октября 1940 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», в котором отмечалось, что «задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. <...> В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городов и сельской молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности» [23]. В этот же день вышло постановление СНК СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения», которое предписывало мобилизовать от 600 тыс. подростков для учебы в этих учебных заведениях профессионального образования, после окончания которых они обязаны были четыре года подряд отработать на государственных предприятиях [24]. Значительная часть подростков, имевших начальное образование, была мобилизована или добровольно пошла учиться в эти учебные заведения. На Урале процесс создания этого типа профессиональных заведений шел достаточно интенсивно, что существенно сократило контингент учащихся НСШ взрослых [25].

Одной из лучших являлась средняя школа взрослых № 7 на станции Нижний Тагил железной дороги им. Л. М. Кагановича. В школе имелись подготовительный и 5-10-й классы. В 1939 г. обучались рабочие-железнодорожники, станционные служащие, члены их семей, работники железнодорожной охраны, политработники, всего 205 человек. Жизнь школы строилась на принципах самоуправления, важную роль играла учебная комиссия (состояла из пяти учащихся), непосредственным помощником директора были старосты и их заместители от всех классов, действовали также культурная и редакционная комиссии. Все классы школы соревновались между собой за лучшую учебу. В конце учебного года учебная комиссия сообщила о результатах обучения - 98% учащихся усвоили программу и были переведены в следующие классы. О соревновании сообщалось в стенгазете, его ход обсуждался в профсоюзной, комсомольской и партийной организациях. Это все дало возможность учащимся школы почувствовать, что их успехи имели общественное значение. В течение учебного года в школе устраивался смотр художественной самодеятельности. Учащиеся занимались в хоровом и музыкальном кружках, выступали на вечерах в Тагильском клубе им. Горького, выезжали в Свердловск. На станции Смычка в 1939 г. был

отрыт филиал. В школе сложился высокопрофессиональный педагогический коллектив, директор школы Г. Еловских имела 17-летний педагогический стаж [26].

Сдерживающим фактором развития школ взрослых было отсутствие собственных школьных зданий. В областном центре городе Свердловске в 1940/41 учебном году действовало 22 неполных средних школы и средних школ взрослых. Одна школа располагалась в бараке, две школы - в зданиях ФЗУ, остальные 19 - в зданиях детских школ. 14 школ работали в одну смену (в вечернее время], семь школ - в две смены (утром и вечером] и одна школа - в три смены [27].

В довоенный период произошел существенный сдвиг в деле общеобразовательной подготовки взрослого населения на Урале. Во-первых, в мирные годы третьей пятилетки школа взрослых нацеливалась на рост удельного веса обучающихся в 5-10-х классах. Во-вторых, был намечен переход от школ для неграмотных и малограмотных к формированию стационарной начальной школы взрослых. В-третьих, основной формой обучения становилась стационарная школа взрослых: начальная с трёхлетним сроком обучения, неполная средняя с трехлетним сроком обучения и средняя - также с трехлетним обучением. Однако сокращение государственного финансирования школ взрослых, введение платности обучения и создание системы трудовых резервов резко сократили количество учащихся в школах взрослых.

Таким образом, во второй половине 1930-х гг. на Урале сформировалась система общего образования взрослого населения, которая для того времени оказалась объективно необходимой и эффективной. Цель создания новой структуры образования взрослых - повысить доступность образования для разных слоев населения, ликвидировать неграмотность, создать все ступени образования - была достигнута. В условиях модернизации страны, когда усложняется общество и повышается уровень духовных, социальных и материальных потребностей граждан, создание сети школ для взрослых обеспечило не только последовательный переход от школ грамоты и школ для малограмотных к неполному и полному среднему образованию, но и способствовало повышению общекультурного, образовательного и профессионального уровня широких слоев населения.

Примечания

1. Колесникова И. А. Основы андрагогики. М.: Академия, 2007. С. 37.

2. Цибульский Н. Б. Новый этап движения за всеобщую грамотность в Челябинской области во второй половине 30-х годов // Проблемы социально-экономического и политического развития Урала в XVIII-XX веках. Челябинск, 1997. С. 160.

3. Фельдман М. А. Общеобразовательный уровень рабочих Урала в 1929-1941 гг. // Проблемы социально-экономического и гуманитарного развития Урала: сб. тр. Екатеринбург, 2005. С. 271.

4. Школа взрослых. 1938. № 8. С. 25.

5. Уральский рабочий. 1938. 22 янв.

6. Школа взрослых. 1938. № 12. С. 12.

7. Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. 1939. № 3. С. 12.

8. Школа взрослых. 1939. № 6. С. 4.

9. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 1813. Оп. 1. Д. 94. Л. 418 (Свердловская область в административно-территориальных границах конца 1938 г., когда из её состава была выделена Пермская область. Данные по 46 районам из 46).

10. ГАСО. Ф. 1813. Оп. 1. Д. 94. Л. 420.

11. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 1562. Оп. 336. Д. 323. Л. 7.

12. Школа взрослых. 1941. № 2. С. 3.

13. Сборник приказов и распоряжений по НКПросу РСФСР. 1940. № 1. С. 9-11.

14. Сборник приказов и распоряжений по НКПросу РСФСР. 1939. № 4. С. 14.

15. Сборник приказов и распоряжений по НКПросу РСФСР. 1940. № 21. С. 3-4.

16. Школа взрослых. 1941. №3. С. 28.

17. Школа взрослых. 1941. № 2. С. 7.

18. Школа взрослых. 1941. № 3. С. 29.

19. РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 17. Д. 960. Л. 10.

20. РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 326. Д. 323. Л. 7.

21. Свердловский областной краеведческий музей. Архив. Ф. 16. Оп. 3. К. 1.

22. Сборник приказов и распоряжений Наркомпроса РСФСР. 1940. № 23-24. С. 8.

23. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: в 5 т. 1917-1967 гг.: сб. документов за 50 лет. М.: Политиздат, 1967. Т. 2. 1929-1940 гг. С. 774-775.

24. http://www.ussrdoc.com/ussrdoc_communizm/ussr_4283.htm (дата обращения 21.01.2017).

25. Постников С. П., Фельдман М. А. Государство и профессиональная подготовка рабочих кадров промышленности Урала в 1900-1940 гг. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 228 с.

26. Школа взрослых. 1939. № 10. С. 60-61.

27. ГАСО. Ф. Р-1427. Оп. 1. Д. 35. Л. 1.

Notes

1. Kolesnikova I. A. Osnovy andragogiki [Basics of andragogy]. M. Academy. 2007. P.37.

2. Cibul'skij N. B. Novyj ehtap dvizheniya za vseobshchuyu gramotnost' v CHelyabinskoj oblasti vo vtoroj polovine 30-h godov [New phase of the movement for universal literacy in the Chelyabinsk region in the second half of the 30-ies] // Problemy social'no-ehkonomicheskogo i politicheskogo razvitiya Urala vXVIII-XKX vekah - Problems of socio-economic and political development of the Urals in XVIII-XX centuries. Chelyabinsk. 1997. P.160.

3. Fel'dman M. A. Obshcheobrazovatel'nyj uroven' rabochih Urala v 1929-1941 gg. [Educational level of workers of the Urals in 1929-1941] // Problemy social'no-ehkonomicheskogo i gumanitarnogo razvitiya Urala: sb. tr.-Problems of socio-economic and humanitarian development of the Urals: coll. of works. Ekaterinburg. 2005. P. 271.

4. SHkola vzroslyh - School of adults. 1938, No. 8, p. 25.

5. Ural worker. 1938. 22 Jan.

6. SHkola vzroslyh - School of adults. 1938, No. 12, p.12.

7. Compendium of orders and instructions of the RSFSR Narkompros. 1939. No. 3. P.12. (in Russ.)

8. SHkola vzroslyh - School of adults. 1939, No. 6, p.4.

9. The state archive of Sverdlovsk region (GASO). F. 1813. Inv. 1. File 94. Sh. 418 (Sverdlovsk region in the administrative territorial boundaries of the end of 1938, when from its membership Perm was divided. Data are for 46 areas from 46).

10. GASO. F. 1813. Inv. 1. File 94. Sh. 420.

11. Russian state archive of economy (RSAE). F. 1562. Inv. 336. File 323. Sh. 7.

12. SHkola vzroslyh - School of adults. 1941, No. 2, p.3.

13. Compendium of orders and instructions of the RSFSR Npros. 1940. No. 1. Pp. 9-11. (in Russ.)

14. Compendium of orders and instructions of the RSFSR Npros. 1939. No. 4. P.14. (in Russ.)

15. Compendium of orders and instructions of the RSFSR Npros. 1940. No. 21. Pp. 3-4. (in Russ.)

16. SHkola vzroslyh - School of adults. 1941, No. 3, p. 28.

17. SHkola vzroslyh - School of adults. 1941, No. 2, p.7.

18. SHkola vzroslyh - School of adults. 1941, No. 3, p. 29.

19. RSAE. F. 1562. Inv. 17. File 960. Sh. 10.

20. RSAE. F. 1562. Inv. 326. File 323. Sh. 7.

21. Sverdlovsk regional Museum of local lore. Archive. F. 16. Inv. 3. K. 1.

22. Compendium of orders and instructions of people's Commissariat of the RSFSR. 1940. No. 23-24. P.8. (in

Russ.)

23. Resheniya partii i pravitel'stva po hozyajstvennym voprosaM. v 5 t. 1917-1967 gg.: sb. dokumentov za 50 let. - The decision of the party and government on economic matters: in 5 vol 1917-1967: a collection of documents for 50 years. M. Politizdat. 1967. Vol. 2. 1929-1940. Pp. 774-775.

24. http://www.ussrdoc.com/ussrdoc_communizm/ussr_4283.htm (accessed 21.01.2017).

25. PostnikovS. P., Fel'dman M. A. Gosudarstvo i professional'naya podgotovka rabochih kadrovpromyshlennos-ti Urala v 1900-1940 gg. [State and training of skilled workers of the industry of the Urals in the 1900-1940's]. Ekaterinburg. URO RAS. 2004. 228 p.

26. SHkola vzroslyh - School of adults. 1939, No. 10, pp. 60-61.

27. GASO. F. R-1427. Inv. 1. File 35. Sh. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.