Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1920-1930-е гг. И ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ РАБОЧИХ (историография вопроса)'

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1920-1930-е гг. И ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ РАБОЧИХ (историография вопроса) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
630
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — С. В. Серебренников

В статье рассматривается историография вопроса повышения общеобразовательного уровня рабочих Западной Сибири в 1920-1930-е гг. в связи с бурным промышленным освоением края. Проанализированы фундаментальные труды по истории Сибири и истории рабочего класса Сибири, охватывающие период 20-30-х гг., выявлены, изучены и систематизированы многочисленные научные статьи, освещающие различные стороны изучаемого вопроса. Исследован период наиболее плодотворного изучения интересующей нас темы, даны оценки наиболее известным монографиям и статьям, выявлен вклад конкретных ученых в исследование общеобразовательного уровня западно-сибирских рабочих в связи с индустриализацией края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article centers on the historiography of the issue of improvement of educational level of workers in West Siberia in the 1920-1930th in connection with the intensive industrial development of Siberian region. Fundamental works on history of Siberia and history of working class covering the period of the 20-30th have been analyzed; many scientific articles connected with different aspects of this issue have been found out, studied and systemized. The period of the most intensive studying of the theme we are interested in has been investigated, the most famous monographies have been estimated, the concrete scientists’ contribution to the research of West Siberian workers’ educational level in regard to industrialization of this area.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1920-1930-е гг. И ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ РАБОЧИХ (историография вопроса)»

УДК 930.1:377.5:338.012:571.1

С.В.СЕРЕБРЕННИКОВ

Кузбасский институт экономики и права,

г.Кемерово

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1920-1930-е гг. И ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ РАБОЧИХ (историография вопроса)

В статье рассматривается историография вопроса повышения общеобразовательного уровня рабочих Западной Сибири в 1920-1930-е гг. в связи с бурным промышленным освоением края. Проанализированы фундаментальные труды по истории Сибири и истории рабочего класса Сибири, охватывающие период 20-30-х гг., выявлены, изучены и систематизированы многочисленные научные статьи, освещающие различные стороны изучаемого вопроса. Исследован период наиболее плодотворного изучения интересующей нас темы, даны оценки наиболее известным монографиям и статьям, выявлен вклад конкретных ученых в исследование общеобразовательного уровня западно-сибирских рабочих в связи с индустриализацией края.

The article centers on the historiography of the issue of improvement of educational level of workers in West Siberia in the 1920-1930th in connection with the intensive industrial development of Siberian region. Fundamental works on history of Siberia and history of working class covering the period of the 20-30th have been analyzed; many scientific articles connected with different aspects of this issue have been found out, studied and systemized. The period of the most intensive studying of the theme we are interested in has been investigated, the most famous monographies have been estimated, the concrete scientists' contribution to the research of West Siberian workers' educational level in regard to industrialization of this area.

Изучение общеобразовательного уровня рабочих Западной Сибири и тех изменений, которые произошли в этой сфере в 1920-1930-е гг. под воздействием бурного промышленного освоения края, представляется необходимым и важным. За относительно короткий период Западная Сибирь стала развитым промышленно-аграрным регионом и взаимовлияние индустриализации и общеобразовательного уровня рабочих здесь были достаточно глубокими.

Сибиреведение располагает несколькими историографическими работами по интересующему нас вопросу. Так, в конце 60-х гг. ХХ в. степень изученности вопроса пытался выявить Н.Х.Аитов [2]. Он обратил внимание на то, что А.С.Московский, обстоятельно анализируя в большой историографической статье [33] работы о культурно-

техническом уровне рабочих, не дал историографию одного из важных компонентов проблемы - повышения общеобразовательного уровня рабочих.

Другая работа А.С.Московского, опубликованная спустя десять лет, содержала достаточно полный обзор и анализ работ, посвященных ликвидации неграмотности и малограмотности рабочих и повышению общеобразовательного и культурного уровня [36]. А.С.Московский первым в сибире-ведении отметил, что для определения общеобразовательного уровня рабочих Сибири 20-30-х гг. необходимо обращаться как к работам по ликвидации неграмотности и малограмотности непосредственно среди рабочих, так и к тем исследованиям, в которых освещается решение данной проблемы среди всего взрослого населения городов

и деревень. Он объяснил это тем, что в годы первых пятилеток ряды рабочих пополнялись в основном за счет непролетарских элементов, главным образом выходцев из крестьянства, а значит, «результативность борьбы с неграмотностью и малограмотностью на селе в значительной степени определила успехи в повышении грамотности городского населения, в том числе рабочих» [36].

В монографии, изданной в 1986 г., в главе, посвященной историографии культурно-технического развития рабочих,

A.С.Московский и А.В.Волченко уделили должное внимание работам, освещающим общеобразовательный уровень сибирских рабочих [10].

Интересующие нас проблемы затрагивались также в историографических работах

B.Л.Соскина [46, 47].

Активное изучение общеобразовательного уровня западно-сибирских рабочих в период 20-30-х гг. и взаимосвязи этого уровня с бурным промышленным освоением края развернулось в 60-е гг., хотя самые первые работы появились значительно раньше [21, 30, 31]. В 60-е гг. интенсивно велась подготовка многотомной «Истории Сибири». К работе были привлечены лучшие силы историков края, известные специалисты Москвы и Ленинграда. Четвертый том «Истории Сибири», посвященный периоду 1917-1937 гг., освещал широкий спектр вопросов, в том числе рост общеобразовательного уровня рабочих Сибири. Главы о культурном строительстве содержали разделы, посвященные ликвидации неграмотности и культурно-просветительной работе в регионе [17]. Региональная власть многое делала, решая проблему ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения. В «Истории Сибири» отмечалось, что в 1924 г. Сибирское отделение общества «Долой неграмотность» (ОДН) возглавил заместитель председателя Сибревкома Р.И.Эйхе, руководивший затем, во второй половине 20-х гг., крайисполкомом Советов Сибири, а в 30-е гг. -Западно-Сибирским крайкомом ВКП(б). В целом, материал, подготовленный для «Истории Сибири» В.Л.Соскиным, Г.И.Куз-

нецовой, П.Л.Трофимовым, Т.Н.Долгоруковой, Т.П.Коржихиной и В.С.Познанским, следует рассматривать как важный шаг в изучении интересующего нас вопроса.

В процессе работы над «Историей Сибири» быстро рос научный потенциал. Ряд ведущих историков Сибири защитили в конце 60-х - начале 70-х гг. докторские диссертации. Среди них - Г.А.Докучаев и А.С.Московский, диссертации которых содержали материалы об образовательном и культурно-техническом уровне рабочих [13, 36]. В монографии, опубликованной в 1966 г., Г.А.Докучаев уделил должное внимание общеобразовательному уровню и профессионально-технической подготовке рабочих Сибири в конце 30-х - начале 40-х гг. [12] В 1968 г. вышла в свет монография А.С.Московского, в которой обстоятельно рассматривались вопросы ликвидации неграмотности и малограмотности сибирских рабочих, повышения их общеобразовательного уровня в период с 1920 по 1937 гг. [33]. Авторы ввели в научный оборот целый ряд важных сведений, статистических данных, дали ответ на вопрос: почему, несмотря на большую работу по повышению общеобразовательного уровня рабочих, уровень общей грамотности рабочих Сибири отставал от общесоюзных показателей.

Публикация в первой половине 80-х гг. второй и третьей книг «Истории рабочего класса Сибири» [41, 42] стала важным событием в историографии интересующего нас вопроса. Отметим, что авторы не стремились обойти сложные вопросы и приукрасить действительность. Так, наличие к 1938 г. среди рабочих неграмотных и малограмотных объясняется рядом причин, среди которых - неточный учет неграмотных и малограмотных в предшествующий период, рецидив неграмотности вследствие некачественного обучения и др. [42].

Широкие территориальные рамки (вся Сибирь) названных фундаментальных трудов, на наш взгляд, не позволили авторам сконцентрироваться на особенностях промышленного развития западно-сибирского региона, оказавших свое воздействие на изменения общеобразовательного уровня ра-

бочих. Такая возможность, в известных пределах, была у авторов коллективного труда «История Кузбасса», изданного в 1967 и 1970 гг. [15, 16]. Однако двухтомник не содержит даже раздел по интересующей нас проблеме. Здесь мало сведений об образовательном уровне рабочих, борьбе за ликвидацию неграмотности и малограмотности; чуть больше внимания уделено вопросу повышения профессионально-технического уровня рабочих в связи с задачами промышленного развития Кузбасса. В 1978 г. вышло в свет новое издание «Истории Кузбасса», однако образовательному уровню рабочих, работе по устранению неграмотности и малограмотности здесь также уделено незначительное внимание [22].

Историки Кузбасса и Новосибирска подготовили и издали в 70-е гг. коллективные монографии «Горняки Кузбасса» и «Металлурги Кузбасса». Но интересующая нас проблема не нашла в них должного отражения. В первой монографии некоторые сведения о грамотности населения (в том числе горняков) региона в 20-30-е гг. приведены в разделе «Повышение культурно-технического уровня. Изменения профессионально-квалификационного состава рабочих» [11]. Во второй монографии культурно-технический уровень металлургов в 20-30-е гг. рассматривается в рамках раздела «Изменения численности и состава металлургов» [31], причем образовательному уровню рабочих-металлургов уделено крайне мало внимания.

Наиболее полно и обстоятельно вопросы повышения общеобразовательного уровня рабочих масс в период с 1920 по 1937 гг. освещены в монографии А.С.Московского, изданной в 1979 г. [36], и содержательной статье, подготовленной им в соавторстве с Н.Х.Аитовым [37]. Это стало закономерным результатом многолетней плодотворной работы этих специалистов по исследованию образовательного уровня сибирских рабочих.

Общеобразовательный уровень рабочих Западной Сибири в 20-30-е гг. рассматривался в многочисленных научных статьях: А.НПермяков [38], Н.И.Шинкарюк [50], Л.И.Боженко [8] и др. - в хронологических

рамках первой половины 20-х гг., Н.Х.Аитов [7], В.П.Буторин [9], Г.И.Подружин [39], Б.И.Семка [44] и др. - в годы первой пятилетки; Ю.Ф.Соколов [45], Е.Э.Казаков [18, 19] и др. - в период второй пятилетки; Ф.А.Лукинский [24, 25], Н.Х.Аитов [1] -в предвоенные годы. Деятельность партийных, комсомольских и профсоюзных организаций Западной Сибири по повышению общеобразовательного уровня рабочих исследовали Е.Э.Казаков [18, 19], Я.Кац [20], Н.Х.Аитов [3, 6], В.С.Поляков [40] и др. О роли региональной партийно-советской печати в работе по ликвидации неграмотности трудящихся в конце 20-х гг. писала Г.В.Яловская [51]. Изучением создания и развития системы самообразования рабочих Сибири занимался В.И.Исаев [14]. Систему обучения подрастающего поколения, напрямую связанную с общеобразовательным уровнем молодых рабочих, освещали П.Л.Трофимов [48, 49], Ф.А.Лукинский [2325] и др. К.Е.Климанская [21] и И.А.Рябцева [43] исследовали проблему ликвидации неграмотности среди женщин Западной Сибири, а Ю.Г.Марченко - становление и развитие системы общего образования рабочих Сибири без отрыва от производства [27]. Работы Ю.Г.Марченко раскрывают и другие аспекты проблемы повышения общеобразовательного уровня сибирских рабочих [26-29]. Наибольшее количество содержательных статей по указанной теме подготовил Н.Х.Аитов [1-7].

Следует также отметить, что сведения об общеобразовательном уровне рабочих Западной Сибири содержатся в статьях, посвященных культурно-техническому уровню и профессиональной подготовке рабочих. Прежде всего, следует выделить работы А.С.Московского и А.В.Волченко [10, 32-37].

Таким образом, вопрос о ликвидации неграмотности и малограмотности рабочих Западной Сибири и изменении их общеобразовательного уровня в 20-30-е гг. получил в 60-80-е гг. ХХ в. относительно подробное освещение. Вместе с тем следует отметить следующие факты:

• не подготовлены монографии и диссертации по интересующему нас вопро-

су в хронологических рамках 20-30-х гг. в целом;

• многочисленные статьи и тезисы зачастую содержали ранее уже опубликованные факты и сведения;

• в 90-е гг. ХХ в. интерес к проблеме практически исчез, а в публикациях начала ХХ1 в. рабочие, как правило, не выделяются из общей массы населения Западной Сибири;

• лишь некоторые авторы (прежде всего, А.С.Московский, А.В.Волченко, Н.Х.Аитов) изучение общеобразовательного уровня рабочих вели под углом зрения осуществления грандиозных планов промышленного освоения западно-сибирского региона.

Вопрос о взаимном воздействии ускоренной индустриализации и общеобразовательного уровня в 60-80-е гг. не получил полного и всестороннего освещения, а в последние годы вообще не изучается.

Комплексное исследование проблем промышленного освоения Западной Сибири в 20-30-е гг. требует новых подходов, критического осмысления полученных ранее результатов, но с учетом и на базе тех достижений серьезных исследователей, которыми мы располагаем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аитов Н.Х. Повышение общеобразовательного уровня взрослого населения Западной Сибири в предвоенные годы (1936-1941 гг.) // Культура Сибири в период социализма и развернутого строительства коммунизма (1937-1963 гг.). Новосибирск: Изд-во СО РАН СССР. 1965. (Сибирь в период строительства социализма и перехода к коммунизму; Вып.4).

2. Аитов Н.Х. Изучение роста общеобразовательного уровня рабочего класса Сибири (1928-1941 гг.) // Проблемы истории советского общества Сибири: Материалы симпоз. (1969 г.). Новосибирск, 1970. Вып.1.

3. Аитов Н.Х. Роль профсоюзов в решении проблемы ликвидации неграмотности и малограмотности среди шахтеров Кузбасса (1928-1941 гг.) // Из истории профсоюзных организаций Кузбасса: Материалы науч. конф. (4-5 июня 1971 г.). Кемерово, 1972.

4. Аитов Н.Х. Изменение уровня грамотности рабочего класса Сибири (1926-1940 гг.) // Деятельность партийных организаций Сибири по развитию производительных сил (в области промышленности) в 1925-1965 гг. Новосибирск, 1972.

5. Аитов Н.Х. Роль подготовительных курсов вузов, техникумов и рабфаков в повышении общеобразовательного уровня рабочего класса Сибири (1926-1940 гг.) //

Материалы науч. конф., посвящ. 50-летию образования СССР. Томск, 1972. Вып.3.

6. Аитов Н.Х. Участие комсомола в борьбе за грамотность рабочего класса Кузбасса (1928-1932 гг.) // Из истории комсомольских организаций Кузбасса. Кемерово, 1974. Вып.4.

7. Аитов Н.Х. Уровень грамотности и структура образования рабочих Западной Сибири в годы первой пятилетки // Изменения в составе и культурно-техническом уровне рабочего класса и крестьянства Сибири: Тезисы докл. Всесоюз. симпоз.; Новосибирск, 19-21 нояб. 1974 г. Новосибирск, 1974.

8. Боженко Л.И. Борьба за ликвидацию неграмотности среди населения Сибири (1920-1925 гг.) // Учен. зап. Томск. ун-та. Томск, 1963. Вып.1. № 46.

9. Буторин В.П. Обучение неграмотных и малограмотных рабочих Западной Сибири в годы первой пятилетки // Очерки социально-экономической и культурной жизни Сибири. Новосибирск, 1972. Ч.2.

10. Волченко А.В. Очерки историографии рабочего класса Сибири. 1917-1937 гг. / А.В.Волченко, А.С.Московский. Новосибирск: Наука, 1986.

11. Горняки Кузбасса / Под ред. З.Г.Карпенко. Новосибирск: Наука, 1971.

12. Докучаев Г.А. Рабочий класс Сибири и Дальнего Востока накануне Великой Отечественной войны (1937 -июнь 1941 гг.). Новосибирск: Наука, 1966.

13. Докучаев Г.А. Рабочий класс Сибири и Дальнего Востока накануне и в период Великой Отечественной войны (1937-1945 гг.): Автореф. дис. ... докт. ист. наук. М., 1968.

14.ИсаевВ.И. Создание и развитие системы самообразования рабочих Сибири в 1926-1932 гг. // Образование и наука в Сибири: история и современность: Тез. докл. науч.-практ. конф. 19-20 янв. 1982 г. Новосибирск, 1982.

15. История Кузбасса: В 3 ч. Кемерово: Кн. изд-во,

1967. Ч.1-2.

16. История Кузбасса: В 3 ч. Кемерово: Кн. изд-во, 1970. Ч.3.

17. История Сибири. Т.4. Сибирь в период строительства социализма / Под ред. И.М.Разгона. Л.: Наука,

1968.

18. Казаков Е.Э. Партийное руководство профсоюзами Западной Сибири в борьбе за ликвидацию неграмотности в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.) // Проблемы истории советской Сибири: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1973.

19. Казаков Е.Э. Профсоюзы Западной Сибири в борьбе за ликвидацию неграмотности рабочего класса в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.) // Изменения в составе и культурно-техническом уровне рабочего класса и крестьянства Сибири: Тез. докл. Всесоюз. симпозиума (Новосибирск, 19-21 ноября 1974 г.). Новосибирск: Изд-во СО АН СССР, 1974.

20. Кац ^.Ликвидация неграмотности в союзах [Сибири] и общие выводы статистического культобсле-дования союзов на 1 января 1926 г. // Проф. движение. 1926. № 37.

21. Климанская К.Е. Деятельность партийных организаций Сибири по ликвидации неграмотности среди женщин (1920-1925 гг.) // Социалистическое и коммунистическое строительство в Сибири. Томск, 1967. Вып.5.

22. Кузбасс: прошлое, настоящее, будущее. 2-е изд., перераб. / Под ред. А.П.Окладникова. Кемерово: Кн. изд-во, 1978.

23. Лукинский Ф.А. Народное образование в Сибири в период строительства социализма // Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. Новосибирск, 1971. Ч.1.

24. Лукинский Ф.А. Повышение уровня образования рабочих Сибири (1938-1941 гг.) // Культура и быт рабочих Сибири в период строительства развитого социализма (1938-1958 гг.): Сб. науч. тр. Новосибирск, 1979.

25. Лукинский Ф.А. Народное образование в Сибири (1928-1941 гг.): Историко-статистическое исследование. Новосибирск, 1982.

26. Марченко Ю.Г. Становление и развитие системы общего образования рабочих Сибири без отрыва от производства (1923-1928 гг.) // Очерки истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. Новосибирск, 1972. Ч.2.

27. Марченко Ю.Г. Итоги ликвидации неграмотности рабочих Сибири за период 1923-1928 гг. // Материалы науч. конф., посвящ. 50-летию образования СССР. История СССР и история КПСС. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1972. Вып.3.

28. Марченко Ю.Г. Повышение общеобразовательного уровня рабочего класса Сибири в 1921-1928 гг. // Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. Свердловск, 1974.

29. Марченко Ю.Г. Обучение рабочих Сибири элементарной грамоте в 20-е годы // Рабочий класс Сибири в период строительства социализма: Материалы к «Истории рабочего класса Сибири». Новосибирск, 1977. Вып.2.

30. МасловИ.В. Сибирская пятилетка и кадры. Новосибирск: Сибкрайиздат, 1930.

31. Металлурги Кузбасса. (1917-1960 гг.) / Под ред. З.Г.Карпенко. Кемерово: Кн. изд-во, 1975. Ч.1.

32. Московский А.С. Рабочий класс Сибири в период строительства социализма // Историография советской Сибири (1917-1945 гг.) / Под ред. Н.Я.Гущина. Новосибирск: Наука, 1968.

33. Московский А.С. Формирование и развитие рабочего класса Сибири в период строительства социализма (1920-1937 гг.). Новосибирск: Наука, 1968.

34. Московский А.С. Рабочий класс Сибири в период строительства социализма: Автореф. дис. ...докт. ист. наук. Томск, 1968.

35. Московский А.С. Изучение изменений в культурно-техническом уровне рабочих Сибири в период социалистической индустриализации (1926-1937 гг.) // Историография культуры и интеллигенции советской Сибири / Под ред. В.Л.Соскина. Новосибирск: Наука, 1978.

36. Московский А.С. Рост культурно-технического уровня рабочих Сибири (1920-1937 гг.). Новосибирск: Наука, 1979.

37. Московский А.С. Изменения в общеобразовательном уровне рабочих Сибири в период социалистической индустриализации (1926-1937 гг.) / А.С.Московский, Н.Х.Аитов // Культура и быт рабочих Сибири в период строительства социализма. Новосибирск: Наука, 1980.

38. ПермяковА.Н. Рост общеобразовательного и культурного уровня рабочего класса Сибири в годы вос-

становления народного хозяйства (1920-1926 гг.) // Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири и Дальнего Востока: Материалы 1-й науч. конф. Новосибирск, 1968. Вып.2.

39. Подружин Г.И. Ликвидация неграмотности взрослого населения Западной Сибири в годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) // Культурное строительство в Сибири. Новосибирск: Изд-во СО АН СССР, 1965. (Сибирь в период строительства социализма и перехода к коммунизму; Вып.2).

40. Поляков В.С. Коммунисты Сибири в борьбе за повышение грамотности населения (1927-1937 гг.) // Великий Октябрь и социалистические преобразования в Сибири / Под ред. В.В.Алексеева. Новосибирск: Наука, 1980.

41. Рабочий класс Сибири в период строительства социализма (1917-1937 гг.) / Под ред. А.С.Московского. Новосибирск: Наука, 1982.

42. Рабочий класс Сибири в период упрочения и развития социализма / Под ред. В.В.Алексеева. Новосибирск: Наука, 1984.

43. РябцеваИ.А. Ликвидация неграмотности женщин Западной Сибири в 1920-1930-х гг. // Вопросы истории Сибири ХХ века: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2003. Вып.6.

44. Семка Б.И. Ликвидация неграмотности и повышение общеобразовательного уровня рабочих промышленности строительных материалов Сибири в годы первой пятилетки // Образование и наука в Сибири: история и современность: Тез. докл. 3-й науч.-практ. конф., 24 дек. 1985 г. Новосибирск, 1985.

45. Соколов Ю.Ф. Ликвидация неграмотности и малограмотности и повышение общеобразовательного уровня среди трудящихся масс Западной Сибири (19331937 гг.) // Вопросы истории Сибири. Томск, 1969. (Тр. Томского ун-та; Вып.4. Т.214).

46. Соскин В.Л. Формирование системы народного образования в Сибири в период строительства социализма (1917-1941 гг.) // Историография культуры и интеллигенции Советской Сибири. Новосибирск: Наука, 1978.

47. Соскин В.Л. Культура Сибири: итоги и задачи изучения // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. Сибирь социалистическая: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. (13-15 окт. 1981 г.). Новосибирск: Наука, 1981. Вып.2.

48. Трофимов П.Л. К истории введения всеобщего начального обучения в Западной Сибири (1930-1933 гг.) // Культурное строительство в Сибири в 1917-1960 гг. Новосибирск, 1962. Вып.1.

49. Трофимов П.Л. К истории народного образования в Сибири во второй пятилетке (1933-1937 гг.) // Культурное строительство в Сибири. Новосибирск: Изд-во СО АН СССР, 1965. (Сибирь в период строительства социализма и перехода к коммунизму; Вып.2).

50. ШинкарюкН.И. Из истории ликвидации неграмотности в Сибири в 1921-1925 гг. // Доклады 2-й науч. конф. / Томский политехн. ин-т. Томск, 1959.

51. Яловская Г.В. Партийно-советская периодическая печать Западной Сибири в борьбе за ликвидацию неграмотности трудящихся в 1928-1930 гг. // Сб. работ аспирантов Томского ун-та. Томск, 1972. Вып.7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.