Научная статья на тему 'К вопросу о лексикографическом описании дидактических терминов'

К вопросу о лексикографическом описании дидактических терминов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
234
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИН ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ / ДЕФИНИЦИЯ / СЛОВАРЬ / СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ / PEDAGOGICAL / DEFINITION / DICTIONARY / DICTIONARY ENTRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Паршина Ольга Дмитриевна

В статье рассматривается проблема лексикографического описания дидактических терминов. Приводится сравнительный анализ структуры словарных статей в существующих словарях. Предлагается системный подход к составлению новых педагогических словарей тезаурусного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issue of the lexicographical description of didactic terms. The author presents the comparative analysis of the dictionary entries in the dictionaries, offers a system approach to new pedagogical dictionaries in the type of thesaurus.

Текст научной работы на тему «К вопросу о лексикографическом описании дидактических терминов»

К ВОПРОСУ О ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОМ ОПИСАНИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ

ТЕРМИНОВ

Parshina O.D.

ON THE ISSUE OF THE LEXICOGRAPHICAL DESCRIPTION OF DIDACTIC TERMS

Ключевые слова: термин педагогический, дефиниция, словарь, словарная статья.

Key words: “pedagogical”, definition, dictionary, dictionary entry.

Аннотация

В статье рассматривается проблема лексикографического описания дидактических терминов. Приводится сравнительный анализ структуры словарных статей в существующих словарях. Предлагается системный подход к составлению новых педагогических словарей тезаурусного типа.

Abstract

The article is devoted to the issue of the lexicographical description of didactic terms. The author presents the comparative analysis of the dictionary entries in the dictionaries, offers a system approach to new pedagogical dictionaries in the type of thesaurus.

Педагогические энциклопедии и словари представляют собой издания, которые содержат систематизированный свод знаний по педагогике, народному образованию и смежным дисциплинам, в сжатом виде раскрывают общую теорию педагогики, ее историю, отдельные дисциплины, включают описание систем и состояние образования в разных странах [10: 60].

Педагогические лексикографические работы рубежа XX-XXI веков представлены изданиями, в которых предприняты попытки описания и систематизации педагогической и дидактической терминологии. К ним следует отнести такие крупные академические труды, как «Российская педагогическая энциклопедия» [7] и «Педагогический энциклопедический словарь» [5].

В «Российской педагогической энциклопедии» словарный материал представлен в форме, традиционно принятой в отечественных энциклопедических изданиях. Более 2000 статей располагаются в алфавитном порядке. Термины, состоящие из двух и более слов, представлены таким образом, чтобы на первом месте стояло слово, несущее логическое ударение, например:

Задача познавательная, учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств [7.Т.1: 65].

Исключения составляют сохранившиеся в языке устоявшиеся словосочетания в роли педагогического термина, например:

Графическая работа в обучении, визуальное оформление преподавателем и учащимися уч. информации: упрощённая зарисовка деталей изучаемых объектов, их условное обозначение; составление схем, графиков, картограмм, номограмм, разл. таблиц и пр. [Там же: 49].

Как подчеркивают составители энциклопедии, в педагогической науке существует ряд понятий, каждое из которых имеет несколько определений, не всегда согласующихся друг с другом. В целях стимулирования научной мысли в словаре представлена трактовка тех или иных явлений с разных позиций; в большинстве случаев содержание проблемной статьи отражает точку зрения написавшего её специалиста, а библиография в конце статьи включает источники, отражающие иные, нежели авторский, подходы к проблеме.

В энциклопедию включены термины, свидетельствующие о развитии связей педагогики с другими науками - психологией, психиатрией, философией, культурологией и др.: адаптационный синдром, депривация, философия образования, личностный подход, неогуманизм, программированное обучение, компьютерные программы, фуркация и др. Несмотря на то, что материалы энциклопедии восполняют многие пробелы в освещении отраслевой педагогики и мирового образовательного процесса, данное издание все же не содержит в достаточном объеме сведений об обогащении педагогической терминологии и изменениях в понятийно-терминологическом аппарате, не включает обозначения и многих новых реалий педагогического знания [3: 29].

Другое издание академического характера - «Педагогический энциклопедический словарь», который включает два важных раздела: «Тематический словарь», описывающий основную понятийно-терминологическую систему педагогики и ее отраслей (более 1300 терминов), и «Библиографический словарь», содержащий около 1000 статей об отечественных и зарубежных педагогах.

Словарь содержит обновленные по сравнению с «Российской педагогической энциклопедией» материалы о коррекционной педагогике, о дополнительном профессиональном образовании и системе образовательных учреждений в России, о правовой основе педагогической системы и о защите детства; он содержит и новые сведения о системе образования. Приведем примеры:

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ (англ. Business education) - направление в профессиональ-ном образовании, осуществляющее подготовку специалистов по рыночной экономике [5: 27].

БИЗНЕС-ШКОЛЫ - учебные заведения в сфере бизнес-образования, осуществляю-щие подготовку профессионалов в сфере рыночной экономики [Там же].

ИНСАЙТ (от англ. insight) - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы [5: 106] и т.д.

Авторы подчеркивают, что в словаре представлены преимущественно общепринятые дефиниции. Однако, предлагая в некоторых случаях свои определения новых понятий, находящихся в стадии разработки и не получивших однозначных научных трактовок, авторы не претендуют на окончательные оценки тех или иных явлений:

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - включение в конкретную национальную культуру... В узком смысле И. обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле И.... включает в себя процессы приобщения к данной культуре взрослых [5: 106].

Многие из статей словаря не отличаются многоаспектностью освещения понятий, не отражают углубленных за последние годы характеристик существующих и возникших понятий, тогда как развитие педагогики и изменения в системе образования включают значительный пласт новых слов, что требует пересмотра подходов к толкованию ряда педагогических терминов [3: 30].

К справочным изданиям можно отнести «Словарь по образованию и педагогике»

В. М. Полонского [6], «Словарь-справочник по педагогике» В. А. Мижерикова [9], терминологический словарь «Педагогические термины и понятия» [4].

«Словарь по образованию и педагогике» В. М. Полонского содержит более 2500 словарных статей по педагогике, дидактике, теории воспитания, методологии, научнопедагогической информации, школоведению, коррекционной педагогике и другим областям педагогической деятельности. Его отличают определенная систематизация терминов на понятийном уровне, а также попытка избежать многозначности толкования таких базовых понятий, как воспитание, образование, обучение, педагогика. В отдельных словарных статьях определение терминов сопровождается комментариями составителя, позволяющими учитывать авторскую научную позицию. И все же, отдавая должное актуальности терминологической работы, нужно отметить факт большого количества в ней номенклатурных обозначений, тогда как многие важные термины теории образования в нем не нашли места.

В «Словарь-справочник по педагогике» В. А. Мижерикова включено более 1700

специальных единиц. Автор определяет педагогическую терминологию как совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогической науки. Для описания значений терминологических единиц (на основании источника дефиниции) автор использует определения четырех видов: а) взятые из документов, составляющих нормативно-правовую базу образования в РФ; б) заимствованные из достаточно известных литературных источников; в) заимствованные из источников и частично переработанные автором; г) авторские, выработанные самостоятельно. Ср.:

МОНИТОРИНГ качества образования - систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на национальном, региональном и местном уровнях [9: 212].

ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ (В ОБРАЗОВАНИИ) - построение образования на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество [Там же] и др.

Об учебно-методической ориентации словаря свидетельствует включение в него таких номинаций, как расписание уроков, родительский комитет, профессиональные объединения педагогов школы, «профессиональный идиотизм», пропаганда передового педагогического опыта, школьный микрорайон и др. Следует отметить, что терминологический статус подобных наименований, к сожалению, сомнителен. К недостаткам словаря отнесем отсутствие в нем четкой структуры в представлении педагогического научного знания.

Электронный терминологический словарь «Педагогические термины и понятия» включает около 3 тысяч терминов, он подготовлен на основе 156 современных источников -энциклопедических словарей, справочников по педагогике, отдельных авторских трудов и статей. Словарь создан под эгидой Российской национальной библиотеки для упорядочения педагогической лексики и призван облегчить понимание современных педагогических терминов в целях более точного определения содержания книги.

Словарная статья этого словаря включает все возможные определения специальных единиц с указанием источника дефиниции, сопоставляя заглавное слово с синонимичными и дублетными терминами:

ИННОВАЦИИ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ)

- такие нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организаторами системы образования и науки;

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. - С. 100)

- нововведение, новшество, но не любое отклонение от традиций, а передовой педагогический опыт, новаторство.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. -Пятигорск, 2004. - С. 138)

См. также Инновационные технологии. Инновация [4].

Словарь является попыткой отразить современное состояние педагогической науки в терминологическом контексте, помочь специалистам сориентироваться в современной терминологической и справочной литературе, выделяя его авторитетные источники. Однако стремление составителей к максимально широкому охвату пласта современной педагогической терминологии не позволило представить в нем сколько-нибудь четкой структуры организации специальных единиц педагогики.

Появление современных словарей и справочников говорит о несомненной актуальности терминологических проблем и указывает на пути их решения. Лексикографическая обработка педагогической терминологии и профессиональной лексики требует учета по возможности всех преобразований в понятийно-терминологической системе педагогики, имеющих концептуальное значение для формирования представлений о современном педагогическом знании. Однако отмеченные шаги в развитии педагогической лексикографии не могут считаться достаточными, как и не может быть признана успешной современная терминоведческая деятельность без проведения комплексного многоаспектного анализа

состояния терминосистемы и процессов ее развития.

И. В. Кичева видит систематизацию терминов в построении классификационных схем понятий, распределении определенной области знаний по категориям. Результатом такой обработки понятийно-терминологического аппарата науки является структурно и иерархически организованная система понятий и терминов, а также стандартизированный поисковый тезаурус [3: 32, 41].

Использование системного подхода является обязательным условием лексикографического описания терминологии, так как для сферы специальной номинации характерна определенная степень системной организованности отдельных звеньев, то есть отраслевых терминосистем. Поскольку терминология следует в своем развитии законам эволюции сферы своего профессионального функционирования, то факты пересечения и взаимосвязи двух или более профессиональных дискурсов не является редкостью. Именно поэтому одна лексическая база может обслуживать сразу несколько смежных профессиональных сфер [2: 38-39].

С. М. Федюнина подчеркивает, что для описания дидактической терминологии нужны надежные специализированные словари, в частности тезаурусного типа, имеющие ряд преимуществ перед другими типами словарей. Тезаурусы как инструмент информационного поиска и одновременно модель плана содержания (то есть способ описания терминологии) обнаруживают связь между понятиями и категориями данной области знания, отражают его структуру.

И все же построение тезаурусов в области гуманитарных дисциплин сопряжено с определенными трудностями, связанными с разным подходом к описанию дефиниций, с быстрым изменением значений терминов, полисемии и синонимии. Строгая формализация терминологии при построении тезаурусов, хорошо согласующихся с объектным миром таких наук, как технические, может упрощать, схематизировать гуманитарные, в частности педагогические области, поскольку нивелирует их важнейшую особенность - различия в трактовке понятий и отношений между понятиями различных научных школ и направлений

[11: 4].

В. И. Тузлукова считает составление педагогических тезаурусов способом упорядочить множество терминов в области теории и практики образования, полнее отразить педагогическую тематику с фиксацией в явном виде семантических (парадигматических, внеконтекстных, базисных, концептуальных) связей между терминами [10: 61].

И. В. Кичева полагает, что тезаурус отвечает насущным потребностям педагогической науки, а именно и необходимости лексикографического представления научных знаний, и использования упорядоченной системы терминов в практике информационных коммуникаций, и повышения эффективности связи структуры информационных систем со структурой самой науки [3: 23].

Н. Ю. Русова и Л. И. Ручина видят в терминологическом словаре разновидность толкового словаря. Тезаурус же, в той или иной степени отражая логико-понятийную структуру соответствующей предметной области, может рассматриваться как ее концептуальная модель. Усвоение знаний в значительной степени зависит от их структурирования и систематизации, а следовательно, требует развития всевозможных концептуальных моделей. Следовательно, при условии объединения свойств традиционного терминологического словаря и информационно-поискового тезауруса может быть разработан полифункциональный терминологический словарь, крайне необходимый в учебных, научных и информационных процессах.

Особенности структуры предлагаемого варианта терминологического словаря идеографического типа заключаются в том, что словарная статья включает информацию трех видов: 1) определение заглавного термина; 2) тезаурусную информацию о логико-

понятийных связях заглавного термина; 3) иллюстрацию речевого функционирования заглавного термина.

При выборе дифиниции для термина авторы должны учитывать ее адекватность,

системность и доступность для понимания. Источниками определений могут служить имеющиеся терминологические словари, монографии, учебники, другая научная литература. С учетом авторских концепций возможно дать несколько определений с соответствующими пометами. Помимо этого, тезаурусная информация может включать термины, соединенные с заглавными следующими видами связей: синонимия, антонимия, корреляция, род-вид, целое-часть, класс-член класса, объект-процесс, объект-наука, объект-уровень, объект-категория (признак), теория (школа)-представитель.

Для характеристики речевого функционирования заглавного термина в словарную статью могут быть введены специальные единицы сложной структуры, включающие в качестве элемента заглавный термин и тем самым иллюстрирующие его употребление и функционирование [8: 114-115].

В отличие от односложных терминов, заведомо включаемых в словарные статьи, существуют составные образования, которые могут быть обозначены в виде «отрывков» (или сегментов) метаречи, представляющие собой толкование того или иного термина. Именно такие метаречевые сегменты нередко вводятся в словарь с целью проиллюстрировать употребление в речи соответствующих терминов [1: 38]. Например:

ТЕСТ

Вид письменного контроля и оценки знаний учащихся, представляющий собой стандартизированные задания, выполнение которых проходит в равных для всех условиях.

коррелят: диктант, изложение, контрольная работа

род: письменный контроль

вид: по функции - вступительный, текущий, рубежный и др.,

по содержанию - технический, лингводидактический, профессиональноориентированный и др., по структуре - избирательный, со свободно конструируемым ответом, альтернативный и др., по форме - индивидуальный, групповой и др.

функционирование:

валидность теста, версия теста, интерпретация теста.

Преимущества подобной структуры словарной статьи заключаются в том, что наличие в ней дефиниции термина и его систематизированных понятийных связей, демонстрация контекстов употребления позволяют авторам сочетать свойства идеографического, толкового словаря и словаря сочетаемости. Таким образом, идеографический терминологический словарь в той или иной мере может и должен служить концептуальной моделью соответствующей области знания [8: 119].

Требования системности являются важным критерием при оценке терминологического словаря. В идеале он должен отражать наименования реалий описываемой отрасли знания как иерархически организованную и упорядоченную структуру. Системность терминов в словаре достигается не только за счет их классификации, но и самой структуры словарной статьи, принципов ее построения.

Системность описания лексики в словаре предполагает ряд качеств: 1) выявление и описание внешних связей и отношений слова с другими словами (синонимия, антонимия, словообразовательные связи, тематические и семантические группировки); 2) анализ семантической структуры слова, иерархии его лексико-семантических вариантов (полисемия); 3) анализ семной структуры (набор сем) каждого термина, необходимый для построения дефиниции [13: 33].

В связи с построением терминологического словаря тезаурусного типа возникает вопрос о механизме определения значений составных терминов. Исследование семантической структуры терминов-словосочетаний, основанное на анализе их дефиниций, свидетельствует о том, что понятийная сущность терминологических словосочетаний имеет мотивированный, идиоматический характер, чем это принято считать. Так, сама

формулировка определяющего выражения не всегда членится на родовой и видовой фрагмент, которые в дальнейшем могли бы быть соотнесены с каким-либо синтаксически главным и соответственно синтаксически зависимыми терминоэлементами [12: 13]:

Профессиональное образование - социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности [5: 223].

Профессиональная подготовка - система профессионального обучения, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ [Там же].

Образование взрослых - направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью [Там же: 173].

Имеются случаи, когда соответствие внутренней формы термина и его дефиниции и «напрямую» обусловленная этим степень мотивированности термина выступают в виде достаточно жесткого правила. Речь идет о специальных номинациях синтаксического образования, терминоэлементами которых являются термины (той же понятийной системы). В таком случае может возниктуть закономерность языкового соотношения термина и его дефиниции, состоящая в том, что определенное выражение составного термина повторяет некоторую лексико-синтаксическую конструкцию определения [12: 14]:

Информационно-учебная деятельность - деятельность, основанная на информационном взаимодействии между обучаемым, преподавателем и средствами новых информационных технологий [5: 110].

В соответствии с общепринятой лексикографической практикой структура словаря и принципы его разработки должны отражать структуру научного знания в данную историческую эпоху, а также теоретические установки и практическую деятельность отдельных школ, направлений, сообществ, региональные, национальные и международные традиции в области теории и практики образования.

В основу создаваемого терминологического словаря тезаурусного типа должен быть положен известный методологический плюрализм, обусловливающий многообразие парадигмальных воззрений и исследовательских программ и определяющий ряд функций словаря: 1) систематизирующую, необходимую для научной структуризации терминов

педагогической теории и практики; 2) справочную, связанную с уточнением содержания научно-педагогических понятий, широты охватываемых ими явлений, фактов, процессов; 3) познавательную, проявляющуюся в воссоздании адекватной модели содержания, структуры, теории и практики обучения; 4) нормативную, основаннную на упорядочении и стандартизации понятийно-терминологического аппарата педагогики [10: 61].

Упорядочение и репрезентация дидактической терминологии в форме лексикографического источника тезаурусного типа может свидетельствовать о достаточно высоком уровне ее развития и согласованности.

Библиографический список

1. Гвишиани Н.Б. Язык научного общения : вопросы методологии / Н.Б. Гвишиани. -Изд. 2-е, испр. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

2. Карпова О.М. РR : проблемы терминографического описания / О.М. Карпова, Е.В. Щербакова. - Иваново: Ивановский государственный университет, 2005.

3. Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы ХХ века / И.В. Кичева. - Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2004.

4. Педагогические термины и понятия [Электронный ресурс]: Российская национальная библиотека. - Электронные текстовые данные. - Режим доступа: http://www.nlr.ru/ cat/edict/PDict/ mdex1.html?mamwm=http0/o3A//www.nlrш^at^dict/ РРюШ4_2. Ыт

5. Педагогический энциклопедический словарь ; гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

6. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004.

7. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1999.

8. Русова Н.Ю. О структуре терминологического словаря комбинированного типа / Н.Ю. Русова, Л.И. Ручина // Гуманитарные термины в специальной литературе : межвузовский сборник / Горьковский университет. - Горький: Горьковский университет, 1990.

- С. 113-121.

9. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

10. Тузлукова В.И. К постановке задачи создания информационного ресурса «Международная педагогическая лексикография» / В.И. Тузлукова // Педагогическая информатика : научно-методический журнал. - М.: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова, 2001. - № 3. - С.57-63.

11. Федюнина С.М. Англоязычная и русская лингводидактическая терминология в лингвистическом и экстралингвистическом аспектах исследования : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Федюнина Светлана Михайловна; Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 1988.

12. Шеллов С.Д. Определение и мотивированность терминов (по данным лексикографических и текстовых дефиниций) / С.Д. Шеллов // Очерки научно-технической лексикографии : сб. статей ; под ред. А.С. Герда. - СПб.: Изд-во С.-Петерург. ун-та, 2002. - С. 5-32.

13. Шурыгин Н.А. Семасеологический и лексикографический аспекты описания терминологической лексики / Н.А. Шурыгин. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гуманитарного университета, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.