МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2010 N 2-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 3 и пункта 4 статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" в связи с жалобами открытых акционерных обществ "Газпром", "Газпром нефть", "Оренбургнефть" и Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО)" // СПС КонсультантПлюс.
3. Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. - 3-е изд., стер. / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - М.: Статут, 2011. - 847 с.
4. Романец, Ю.В. Система договоров в гражданском праве России / Ю.В. Романец. - М.: Юристъ, 2006. - 496 с.
5. Батлер Е.А. Непоименованные договоры (некоторые вопросы теории и практики): дис. канд. юрид. Наук /.Е.А. Батлер. - М., 2006. - 183 с.
6. Акимов, В.И. Понятие аналогии в советском гражданском праве / В.И. Акимов // Вестник Ленинградского университета. - 1969. -№ 11. - С. 120-123.
7. Шиндяпина,Е. Д. Аналогия права в правоприменении: дис. канд. юрид. наук / Е.Д. Шиндяпина. - М., 2007 - 168 с.
8. Иоффе, О.С. Обязательственное право / О.С. Иоффе. -М., 1975. - 880 с.
© Николова Е.В., 2018
УДК 343.3/.7
Д. В. Пешков
старший преподаватель кафедры уголовного права первого факультета повышения квалификации
(с дислокацией в г. Ростов-на-Дону), Московская академия Следственного комитета Российской Федерации,
г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО
СТ. 230.2 УК РФ
Аннотация
В статье анализируется состав преступления, предусмотренный ст. 230.2 УК РФ - использование в отношении спортсмена субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте. Проводится анализ уголовно-правой нормы в целях установления правильной квалификации и эффективного применения в практической деятельности. Указывается на отдельные недостатки уголовно-правовой нормы и пути их устранения.
Ключевые слова
Квалификация, использование, запрещенная субстанция, запрещенный метод, преступление,
правонарушение, субъект преступления.
Применение различного рода лекарственных или стимулирующих препаратов в профессиональном спорте, любительском спорте, а также и в обыденной жизни в течение длительного времени привлекает к себе внимание как профессиональных спортсменов, так и обычных людей, тренирующих свое тело и желающих сделать его сильным и красивым. Во многих странах создана и существует индустрия в сфере рекламы и распространения различного рода стимулирующих средств и биодобавок для увеличения роста мышц, силы, выносливости. Нельзя не заметить, что уровень развития современного спорта вырос настолько, что едва ли не каждый день появляются сообщения об установлении новых мировых рекордов в том или ином виде спорта. Соответственно возросли и физические нагрузки спортсменов. Объем и интенсивность
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070
тренировочных и соревновательных нагрузок возросли настолько, что во многих видах спорта спортсмены достаточно близко подошли к предельным физиологическим возможностям человеческого организма. Желание спортсмена стать первым, сильнее и быстрее своего соперника, не исчезнет никогда. И в этих изменяющихся условиях победит тот, кто лучше приспособит свой организм к тяжелым физическим и психическим нагрузкам, найдет лучшие способы отдыха и восстановления организма. Цель: достижение победы над соперниками, в современных условиях означает необходимость использования наряду с тренировочным процессом большого комплекса фармакологических методов и препаратов для интенсификации процесса тренировок. Однако среди спортсменов, тренеров, представителей спортивных федераций разных стран периодически встречаются те, которые не могут в честной борьбе победить, и для достижения своих целей используют запрещенные вещества и методы. Борьба с допингом в профессиональном спорте в настоящее время стала одним из основных направлений мирового олимпийского движения. Понимая опасность обнаружения допинга у спортсменов, что автоматически повлечет отстранение его от соревнований различного уровня, в Российской Федерации федеральным законом от 22 ноября 2016 г. № 392-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за нарушение антидопинговых правил)» Уголовный кодекс дополнен ст. 230.2, предусматривающей ответственность за использование в отношении спортсмена субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте. Наряду с ст. 230.1 УК, данная статья направлена на пресечение противоправной деятельности тех лиц, которые пытаются добиться победы своих спортсменов над другими при помощи незаконного преимущества.
Статья 230.2 УК находится в главе 25 УК РФ и относится к преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности. Таким образом, объект данного преступления - это общественные отношения в сфере нормального развития физической культуры и спорта. Применение допинга может отражаться на здоровье, а в особо тяжких случаях, представлять опасность для жизни спортсмена, в связи с чем они могут выступать в качестве факультативных объектов. Нельзя не сказать, что факты выявления допинга у спортсмена наносятся урон авторитету не только спортивной федерации того вида спорта, в котором выступает спортсмен, но и авторитету спорта в России в целом, если речь идет о выступлении на международных соревнованиях, мировых чемпионатах, Олимпийских играх. Состав преступления, предусмотренного ст. 230.2 УК сконструирован так, что потерпевшим является спортсмен - физическое лицо, занимающееся тем или иным видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях[1]. Но как нам кажется, в этом проявляется недостаток указанной статьи, т.к. нередки случаи, когда сами спортсмены, тайно применяют допинг без вмешательства других лиц, а затем становятся организаторами распространения допинга[2].
Объективная сторона части 1 ст. 230.2 УК состоит в использовании запрещенных субстанций и запрещенных методов в отношении спортсмена. Норма указанной статьи фактически аналогична норме, содержащейся в п. 8 ч.3 ст. 26 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в соответствии с которой признается нарушением антидопингового правила «использование или попытка использования, назначение или попытка назначения запрещенной субстанции в отношении спортсмена, либо применение или попытка применения в отношении его запрещенного метода, либо иное содействие, связанное с нарушением или попыткой нарушения антидопинговых правил». Использование означает применение свойств тех или иных веществ или методов для получения максимального воздействия на организм спортсмена в целях увеличения работоспособности, выносливости, скорости работы мышц и т.п. Способы введения в организм спортсмена запрещенных веществ могут быть различными: принятие таблеток, микстур, вдыхание веществ через ингалятор, путем инъекций и т.п. Запрещенные вещества или методы могут быть применены как гласно, о чем спортсмену будет известно, так и тайно от последнего. При этом диспозиция статьи допускает принудительное использование в отношении спортсмена запрещенных законом субстанций и методов. В случае применения принуждения в виде физического насилия или угроз его применения, действия виновного лица необходимо дополнительно квалифицировать по совокупности с преступлениями, предусмотренными гл. 16 УК. Если виновное лицо перед использованием запрещенных
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070
веществ и методов сначала склоняет спортсмена к добровольному использованию указанных средств и методов и получает его согласие, то действия виновного лица необходимо квалифицировать по совокупности с ст. 230.1 УК.
Виды субстанций (методов), запрещенных для использования в спорте, диспозиция статьи не содержит, но исходя из пункта 2 примечания к ст. 230.1 УК, их перечень определен постановлением Правительства РФ от 28 марта 2017 г. № 339 «Об утверждении перечня субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, для целей статей 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации» и в настоящее время является исчерпывающим. В связи с развитием науки и появлением новых медицинских препаратов, этот список в обязательном порядке будет уточняться и дополняться. Область применения указанных субстанций (методов) ограничивается только спортивной деятельностью, а цель -достижение высоких результатов в спорте. В то же время нельзя исключить их применение за рамками спортивной деятельности, поскольку некоторые из входящих в этот перечень веществ одновременно относятся к наркотическим средствам или психотропным веществам[3]. Чтобы не допустить конкуренции норм права и исключить какие-либо ошибки квалификации законодатель дополнил статью примечанием о не распространении действия данной статьи на случаи, указанные в ст. ст. 228-228.4, 234 УК. Таким образом, при выявлении признаков незаконности в обращении с указанными веществами или методами и при отсутствии цели использования их в отношении спортсмена в спортивной деятельности следует устанавливать признаки вышеуказанных преступлений.
В диспозиции статьи сделано важное исключение о том, что не является преступлением использование запрещенных субстанций и (или) методов, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о физической культуре и спорте это не признается нарушением антидопинговых правил. Здесь необходимо обратить внимание на ч. 3.1 ст. 26 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», установившей правило о том, что «осуществление действий, указанных в п.п. 1, 6-8, ч.3 настоящей статьи, не является нарушением антидопинговых правил, если на момент их совершения имелось разрешение на терапевтическое использование запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, выданное в соответствии с Международным стандартом по терапевтическому использованию запрещенных субстанций Всемирного антидопингового агентства, либо существовали предусмотренные этим Международным стандартом обстоятельства, позволяющие выдать такое разрешение после совершения указанных действий». Общероссийские антидопинговые правила предоставляют такую возможность спортсмену, при соблюдении определенных условий терапевтического использования запрещенных субстанций или методов[4].
Преступление считается оконченным в момент введения запрещенного средства или применения запрещенного метода в отношении спортсмена. Состав преступления ч. 1 ст. 230.2 УК формальный. Отказ спортсмена принять запрещенные вещества или использовать запрещенные методы, а также иные причины, повлекшие невозможность для виновного лица продолжать преступную деятельность, должны анализироваться с учетом требований ч.1 или ч.3 ст. 30 УК о приготовлении или покушении на преступление.
Субъективная сторона преступления предусматривает прямой умысел. Виновное лицо сознает, что использует запрещенные законодательством субстанции или методы в отношении спортсмена, предвидит нарушение антидопингового законодательства и желает их использовать для наступления нужного результата. Исходя из того, что область применения указанных веществ и методов связана с спортивной деятельностью, то в большинстве случаев мотивом совершения преступления может выступать желание достижения спортсменом лучших, более высоких результатов. Однако в случае жесткой конкуренции между спортсменами и их тренерами, мотивами могут быть карьеризм, корысть, месть, личная неприязнь. Целью такого преступления может быть получение более высокой заработной платы, гонораров за выступление спортсмена, занятие более высокой должности в спортивной федерации и т.п. Ни мотив, ни цель на квалификацию преступления не влияют.
Субъект преступления вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. К лицам, которые могут являться субъектом преступления, относятся: тренер, специалист по спортивной медицине либо иной специалист в области физической культуры и спорта. В данном случае можно говорить о специальном
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070
субъекте, который на основании нормативного акта допущен к подготовке и участию спортсменов в соревнованиях. Под тренером закон понимает физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование и осуществляющее проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов[5].
Специалистом по спортивной медицине необходимо признавать врача, имеющего высшее медицинское образование[6], в обязанности которого входит наблюдение за питанием и самочувствием спортсмена, оказание ему первой медицинской помощи при травмах и лечение последних, фармакологическая подготовка спортсмена к увеличению функциональных возможностей и адаптации к большим физическим нагрузкам.
Иным специалистом в области физической культуры и спорта могут быть признаны лица, входящие в тренерский штаб и выполняющие специализированные функции, направленные на подготовку спортсмена по различным направлениям. Перечень таких специалистов предусмотрен приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 16 апреля 2012 г. № 347 «Об утверждении перечня иных специалистов в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и перечня специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации»[7].
Если использование запрещенных субстанций и методов совершают совместно несколько лиц, являющиеся субъектом преступления, и которые в сговоре выполняют объективную сторону этого преступления, то в связи с отсутствием квалифицирующего признака «совершения преступления группой лиц по предварительному сговору», при назначении окончательного наказания необходимо указывать отягчающее обстоятельство, предусмотренное п. «в» ч.1 ст. 63 УК. В случае, если использование таких средств и методов в отношении спортсмена выполнило одно лицо, а другие лица способствовали совершению преступления иным образом, то в зависимости от роли каждого их действия должны быть квалифицированы с учетом требований ст. 33 УК о соучастии.
Часть вторая ст. 230.2 УК предусматривает ответственность за деяния, повлекшие по неосторожности смерть спортсмена или иные тяжкие последствия. Преступление окончено в момент наступления указанных последствий. Необходимо установить наличие причинной связи между использованием запрещенных субстанций или методов и наступившими последствиями. Иными тяжкими последствиями можно признавать смерть двух или более спортсменов, причинение тяжкого вреда здоровью нескольким спортсменам, отстранение спортсмена от выступлений за сборную страны, невозможность выступления сборной команды по виду спорта на соревнованиях из-за выбытия в связи с принятием допинга нескольких спортсменов и т.п. При этом надо иметь ввиду, что между использованием запрещенных законом средств и методов и наступлением квалифицированных последствий может пройти продолжительное время, что, при определенных условиях, вызовет определенные затруднения в установлении причинной связи между эти явлениями и повлияет на окончательную квалификацию действий виновного лица.
По нашему мнению, данная статья не отражает всех реалий, существующих в настоящее время в спорте. И прежде всего несовершенство статьи проявляется в том, что не все возможные субъекты, причастные к такой преступной деятельности указаны в диспозиции статьи. Прежде всего, это сам спортсмен, которому ничего не мешает принимать запрещенные законом вещества или использовать запрещенные методы. Такими лицами могут выступать, например, сотрудники магазинов спортивного питания, а также спортивный агента (представитель) спортсмена, и наконец, родственники и близкие спортсмену лица. В этом усматривается серьезный недостаток уголовно-правой нормы, который, как нам кажется, не позволит развернуть достаточно широкомасштабную борьбу с этим явлением. В связи с изложенным, предлагаем установить уголовную ответственность по данному составу преступления для субъекта, обладающего общими признаками: физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста 16-ти лет, что сразу снимет все проблемы.
Другая проблема видится в том, что у нормы, предусмотренной ст. 230.2 УК, имеется аналогичная норма в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Административное правонарушение,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070
предусмотренное ст. 6.18 КоАП РФ, содержит те же признаки, что норма ст. 230.2 УК. При этом законодатель предусмотрел, что к административной ответственности виновное лицо может быть привлечено при условии, что его действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Однако каких-либо критериев разграничения уголовной ответственности от административной диспозиции данных статей не содержат. Единственный критерий, который можно применить при сравнении указанных норм - степень общественной опасности. С учетом изложенного, считаем важным дополнить диспозицию нормы ст. 230.2 УК существенными квалифицирующими признаками, например, «использование ... два и более раза», или «использование ... лицом, ранее подвергнутого административному наказанию по ст. 6.18 КоАП». Список использованной литературы:
1. Пункт 22 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // ИПО «Гарант» (доступ локальный) (дата обращения: 26.02.2018).
2. Легендарный Лэнс Армстронг оказался допинговым королем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://finforum.org/page/index. html/_/sports/ legendarnyi-lans-armstrong-okazalsja-dopingovy-r45610, свободный. - (дата обращения: 26.02.2018).
3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» № 1027793-6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://sozd.parlament.gov.ru/ bill/1027793-6, свободный. - (дата обращения: 28.02.2018).
4. Пункт 4.4.1. Общероссийских антидопинговых правил, утвержденных приказом Министерства спорта РФ от 9 августа 2016 г. № 947 «Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил» // ИПО «Гарант» (доступ локальный) (дата обращения: 26.02.2018).
5. Пункт 24 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // ИПО «Гарант» (доступ локальный) (дата обращения: 26.02.2018).
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2010 г., регистрационный № 18247 // ИПО «Гарант» (доступ локальный) (дата обращения 28.02.2018).
7. Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 мая 2012 г., регистрационный № 24063 // ИПО «Гарант» (доступ локальный) (дата обращения 28.02.2018).
© Пешков Д.В., 2018
УДК 340
Ю. А. Швецова
студентка 2 курса МГУ им. Н. П. Огарева
г. Саранск, РФ E-mail: [email protected] А. В. Биряева
старший преподаватель МГУ им. Н. П. Огарева
г. Саранск, РФ E-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ЗАПАДНИКОВ И СЛАВНОФИЛОВ:
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются государственно-правовые взгляды западников и славянофилов,