Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / здоровый образ жизни / культура здорового образа жизни / здоровьесберегающая культура личности / здоровьесберегающие технологии / health / healthy lifestyle / healthy lifestyle culture / health-saving personality culture / health-saving technologies

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрова Сардана Филипповна, Лотова Надежда Константиновна, Андросова Мария Ивановна

В статье рассматривается роль формирования культуры здорового образа жизни у студентов медицинского института. В данном исследовании участие приняли 89 студенток-медиков Медицинского института ФГАОУ ВО «Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова». Работа посвящена изучению ценностной ориентации культуры здорового образа жизни. Выбор респондентов был не случаен, так как целью было определение роли женщин в сохранении здоровья и ориентированности студенток будущих матерей и медиков на развитие культуры здорового образа жизни. Главный акцент на том, как представляют понятие «здоровый образ жизни» студенты медики. Насколько актуальны для них эти знания. И какие информационные ресурсы студенты считают полезными для формирования здоровьесберегающей культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the role of the formation of a healthy lifestyle culture among students of the medical institute. 89 female medical students of the Medical Institute of the Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov took part in this study. The work is devoted to the study of the value orientation of the culture of a healthy lifestyle. The choice of respondents was not accidental, as the goal was to determine the role of women in maintaining health and the orientation of female students expectant mothers and doctors to the development of a healthy lifestyle culture. The main focus is on how medical students present the concept of a "healthy lifestyle". How relevant this knowledge is for them. And what information resources students consider useful for the formation of a health-saving culture.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

Педагогика

УДК 378.17

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Петрова Сардана Филипповна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Лотова Надежда Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Арктический государственный агротехнологический университет» (г. Якутск);

старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается роль формирования культуры здорового образа жизни у студентов медицинского института. В данном исследовании участие приняли 89 студенток-медиков Медицинского института ФГАОУ ВО «СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова». Работа посвящена изучению ценностной ориентации культуры здорового образа жизни. Выбор респондентов был не случаен, так как целью было определение роли женщин в сохранении здоровья и ориентированности студенток - будущих матерей и медиков на развитие культуры здорового образа жизни. Главный акцент на том, как представляют понятие «здоровый образ жизни» студенты медики. Насколько актуальны для них эти знания. И какие информационные ресурсы студенты считают полезными для формирования здоровьесберегающей культуры.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни, здоровьесберегающая культура личности, здоровьесберегающие технологии.

Annotation. The article examines the role of the formation of a healthy lifestyle culture among students of the medical institute. 89 female medical students of the Medical Institute of the Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov took part in this study. The work is devoted to the study of the value orientation of the culture of a healthy lifestyle. The choice of respondents was not accidental, as the goal was to determine the role of women in maintaining health and the orientation of female students -expectant mothers and doctors to the development of a healthy lifestyle culture. The main focus is on how medical students present the concept of a "healthy lifestyle". How relevant this knowledge is for them. And what information resources students consider useful for the formation of a health-saving culture.

Key words: health, healthy lifestyle, healthy lifestyle culture, health-saving personality culture, health-saving technologies.

Введение. Формирование у современной молодежи основ соблюдения здорового жизни можно считать одной из значимых задач современной науки. Ее приоритетность находит свое отражение не только в научных трудах, в популярной литературе, но и в ряде актов - это Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [5].

Проблеме здоровья и здорового образа жизни посвящено много трудов ученых-исследователей, так в работах некоторых авторов представлены разные аспекты данной проблематики:

- изучение путей формирования у студенческой молодежи представлений о здоровом образе жизни отражены в трудах Н.П. Абакаловой, Е.В. Витун, Е.А. Малейченко, B.C. Попова; формирование отношения к понятию «здоровый образ жизни» студентов-медиков отмечали Н.А. Агаджанян, В.Г. Бауэр, В.М. Сорокина; формирование у будущих врачей основ здоровьесберегающей культуры описано в трудах Л.А. Федерко; роль физической культуры личности при формировании понятия «здоровый образ жизни» у студентов отмечали Л.М. Киэлевяйнен, А.Ю. Колесникова, Ю.В. Лебединский, С.А. Овчинников, К.В. Сухинина и др.

Изложение основного материала статьи. Если обратиться к «Толковому словарю» В. Даля, то такие понятия, как «здоровье», и «здравие» означают «состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни» [1]. А слово «здоровый» будет значить: «не больной, одаренный здоровьем; дюжий, крепкий, сильный; здоровье сохраняющий, полезный для здоровья, укрепляющий» [2]. Испокон веков, у разных народов здоровье, или отсутствие недуга, считается подарком данным от природы. Человечество придумало много высказываний по этому поводу: «двигайся больше - проживёшь дольше», «здоровья не купишь», «в здоровом теле -здоровый дух» и многие другие. Известный отечественный ученый Ю.П. Лисицын предложил: «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести нестеснённую в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие» [4].

В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы. Проводился источников по теме исследования. В статье также представлены результаты анкетирования 89 девушек, которое было проведено в 2022 г. в Медицинском институте СВФУ им. М.К. Аммосова. Анкета [1], представленная в исследовании, направлена на изучение у девушек-медиков ценностного отношения к образу жизни, который поможет сберечь здоровье.

Большинство респондентов обучаются на первом курсе - 44%, 18% - во втором, 15% - на пятом, 25% - на шестом курсе, возраст респондентов варьируется от 17 до 27 лет. Результаты анкетирования студентов медицинского института представлены в таблице (табл. 1).

Таблица 1

№ Содержание вопроса Ответы

1. «Какие пункты, Вы считаете, отражают содержание понятия «здоровый образ жизни»? [1]» «Отказ от вредных привычек Г11» - 93,4%, «здоровое питание Г11» - 97,8%, «соблюдение правил гигиены Г11» - 84,3%, «умеренное употребление алкоголя fil» - 15,7%, «отсутствие беспорядочной половой жизни fil» - 64%, «регулярные занятия спортом, поддержание оптимальной физической формы [11»-98,9%, «соблюдение режима дня [1]» - 86,5%.

2. «Что, по Вашему мнению, можно отнести к понятию «здоровый образ жизни»? [1]» «Регулярное посещение врачей в целях профилактики fil» - 73%, «доброжелательное отношение к другим людям fil» - 30,3%, «интерес к информации о здоровом образе жизни Г11» - 68,5%, «широкий круг интересов, богатая духовная жизнь, наличие хобби [1]» -55,1%, «умение справляться со своими эмоциями, жить в гармонии с самим собой fil»-62,9%.

3. «Как Вы считаете, необходимо ли придерживаться принципов «здорового образа жизни»? [1]» «Считаю, что это необходимо fil» - 55%, «считаю, что это важно, но не главное в этой жизни [1]» - 45%.

4. «Что Вам может помешать придерживаться принципов «здорового образа жизни»? [1]» «Недостаток времени fil» -49,4%, «материальные трудности fil» -39,3%, «отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости [1]» - 77,5%, «отсутствие условий fil» - 9%, «отсутствие мотивации [1]» - 1,1%.

5. «Как Вы оцениваете состояние вашего здоровья? [1]» «Удовлетворительное состояние Г1]» - 53,9%, «хорошее состояние Г11» -42,7%, «слабое состояние [11» - 3,4%.

6. «Как часто Вы посещаете врача? [1]» «Ежемесячно Г11» - 3,4%, «2-3 раза в год fil» - 37,1%, «прохожу ежегодный осмотр [11» - 32,6%, «по мере необходимости [1]» - 2,2%, «редко [1]» -24,7%.

7. «Можно ли считать, что Вы придерживаетесь здорового рациона питания в режиме? [1]» «Да [1]» - 67%, «нет [1]»-23%, «иногда [1]» - 10%.

8. «Часто ли Вы принимаете лекарственные препараты? [1]» «Редко [1]» - 70,8%, «довольно часто [1]» -24,7%, «постоянно [1]» - 4,5%.

9. «В котором часу Вы ложитесь спать? [1]» «Между 21 и 22 часами [1]» - 4%, «после 22 часов [1]» - 69%.

10. «Занимаетесь ли Вы спортом? [1]» «Занимаюсь регулярно (2-3 раза в неделю) [1]» - 16,9%, «иногда [1]» - 51,6%, «не занимаюсь [1]» - 31,5%.

11. «Какими из представленных видов спорта вы занимаетесь?» «Бег» - 10%, «фитнес» - 15%, «только во время пары физкультуры» - 44%, «зарядка» - 1%, «аэробика» - 1%, «волейбол» - 10%, «плавание» - 3%, «баскетбол» - 5%, «кардио» - 2%, «теннис» - 1%, «дзюдо» - 1%, «йога» - 2%, «катание на роликах» - 1%.

12. «Употребляете ли Вы алкогольные напитки? Если да, то как часто Вы их употребляете?» «Не употребляю» - 85%, «редко» - 15%.

13. «Употребляете ли Вы табачные изделия?» «Не употребляю» - 96,5%, «употреблял(а), но бросил(а)» - 3,5%.

14. «Пробовали ли Вы наркотические вещества?» «Не пробовала» - 100%.

15. «Подвергаетесь ли Вы стрессам?» «Время от времени подвергаюсь стрессам» - 30%, «подвергаюсь стрессам часто» -25,7%, «не подвергаюсь стрессам» - 44,3%.

16. «Какие причины, могут вызвать у Вас стресс? [1]» «Финансовые трудности [1]» - 34,2%, «проблемы с учебой [1]» - 15,3%, «проблемы в семье [1]» - 14,2%, «одиночество [1]» - 24,9%, «проблемы в коллективе [1]» - 7,2%, «неизвестность, проблемы с собой [1]» - 2,2%, «неопределённость [1]» -

2%.

17. «Есть ли у Вас какие-либо заболевания из перечисленных? [1]» «Заболевания, связанные с опорно-двигательного аппарата [1]» - 9 %, «сердечно-сосудистые заболевания [1]» - 10%, «желудочно-кишечного тракта [1]» - 15,3%, «не имеют из вышеперечисленных заболеваний [1]» - 65,7%.

18. «Из каких информационных источников Вы получаете информацию о ЗОЖ? [1]» «Из учебных занятий [1]» - 62,6% [1], «из средств массовой информации [1]» - 60,4%, «через интернет [1]» - 91,2%, «из специальной литературы [1]» - 13,2%, «из других источников [1]» - 2,2%.

19. «Какие мероприятия по формированию здорового образа жизни проводятся в вашем учебном заведении?» «Лекции», «санитарно-просветительская деятельность», «видеоконференция», «зарядки в начале первого занятия», «спортивные мероприятия», «участие в мероприятиях волонтеров-медиков», «лекции по здоровому образу жизни», «кураторские тематические часы», «общие мероприятия по институту по здоровому образу жизни».

20. «Какие мероприятия по формированию ЗОЖ Вы бы хотели, чтобы проводились в вашем учебном заведении?» «Игры», «тренинги», «викторины», «диспуты», «квизы», «соревнования в социальных сетях», «занятия в игровой форме», «мероприятия на природе», «велозаезды», «походы в лес», «зарядка в общежитиях», «сезонная витаминизация», «спортивные мероприятия на свежем воздухе».

Авторы Захарова Т.В., Сергии A.A. в своей статье «Методика профилактики по коррекции нарушений осанки средствами физического воспитания» указывают, что разработали систему, которая включает в себя пять параметров - это сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация [3]. Для улучшения двигательных способностей студентов, авторами был разработан комплекс упражнений, также направленный для устранения разных недостатков в телосложении и врождённых аномалий.

Положительные результаты натолкнули на мысль, что данная система вполне, может быть, адаптирована и для людей, не занимающихся активно спортом. Гиподинамия, охватившая современный мир, требует новых подходов, которые помогли бы сохранять им здоровье.

Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о направленности девушек-студенток медицинского института на понимание значения культуры здорового образа жизни и дальнейшего его развития.

По итогам анкетирования среди студенток-медиков были проведены беседы, диспуты, чтобы охватить все стороны понятия ЗОЖ, так как он должен стать стилем их мышления и поведения для оздоровления населения.

Ценность данная от природы - наше здоровье - поддерживается образом жизни и зависит во многом от нас самих. Большинство студенток медицинского института придерживаются единого мнения и отмечают единые факторы, влияющие на формирование стремления к ведению здорового образа жизни:

1) двигательная активность,

2) пищевой баланс,

3) закаливание как система оздоровления организма,

4) отсутствие вредных привычек,

5) прогулки на свежем воздухе,

6) гигиенические навыки,

7) режим.

А также, по мнению респондентов, многие болезни можно избежать посредством профилактических мероприятий, которые являются приоритетными направлениями при формировании культуры здоровья. Не секрет, что болезнь легче предупредить, чем лечить. И в сознании будущего врача должны быть взращены идеи, что его деятельность не должна сводиться только к диагностическим и лечебным мероприятиям, как констатации последствия нарушений доровья, а также вектор профессионального интереса должен быть направлен на информирование и профилактические мероприятия. Наше анкетирование преследовало цель не только на выявление соблюдения медиками «здорового образа жизни», а также для того, чтобы студентки воспринимали его как профессиональную составляющую своей деятельности в будущем.

Литература:

1. Афонюшкин, О.С. Педагогические условия воспитания здорового образа жизни молодежи в учреждениях культуры: личностно-ориентированный подход: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Афонюшкин Олег Сергеевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. -Москва, 2017. -217 с.

2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 2 т. / В.И. Даль, [Совмещ. ред. В.И. Даля и H.A. Бодуэна де Куртенэ в совр. написании]. - Москва: ОЛМА-Пресс, 2002. - Т.1: А-О. Т.1. - 2002. - 1278 с.

3. Захарова, Т.В. Методика профилактики по коррекции нарушений осанки средствами физического воспитания / Т.В. Захарова, A.A. Сергии // Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта в условиях Северо-Востока России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участием. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2019. -С. 46-50

4. Капилевич, Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие / Л.В. Капилевич, В.И. Андреев. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. - 102 с.

5. Российская Федерация. Законы. О физической культуре и спорте в Российской федерации: Федеральный закон № 329-Ф3: [принят Государственной Думой 16 ноября 2007 г.: одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 г.]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_rAW_73038/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.