Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ'

МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
164
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / МОНіТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Роднаева Ольга Анатольевна, Етобаева Инна Георгиевна, Тыхеева Наталья Алексеевна

Среди путей формирования здорового образа жизни важная роль принадлежит формированию культуры здоровья людей. Мониторинг приверженности здоровому образу жизни показал низкую культуру здоровья современных студентов медиков и необходимость внедрения мероприятий и повышения эффективности преподавания основ здорового образа жизни в рамках учебных образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Роднаева Ольга Анатольевна, Етобаева Инна Георгиевна, Тыхеева Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE CULTURE FOR STUDENTS

Among the ways of forming a healthy lifestyle, an important role is forming a culture of people's health. Monitoring of commitment to healthy lifestyle showed a low culture of people's health of modern medical students and the necessity of activities and improving the efficiency of teaching the basics of a healthy lifestyle in educational programs.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ»

2. использование активных методов обучения и организационных форм, воплощающих эти методы на уроке ИЯ;

3. совокупность объективных возможностей обучения и воспитания, включающих формирование универсальных учебных действий и усвоение метапредметных знаний обучающимися.

Литература:

1. Громова, В.И. ФГОС. Настольная книга учителя: Учеб.-метод. пособие [Текст] / В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. - Саратов, 2013. - 120 с.

2. Кузовлев, В.П. Как учить сегодня, чтобы завтра не было стыдно / В.П. Кузовлев. URL: http://iyazyki.rU/2014/02/today-tomorrow-/#more1450 (дата обращения 12.01.2021).

3. Мороз, Н.Я. Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие / Н.Я. Мороз - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. URL: http://vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/893-designing-technology-map-lesson (дата обращения 18.01.2021).

4. Профессиональный стандарт педагога / концепция и содержание / (проект) / Вестник образования России. - 2013. - № 15. - С. 27; Вестник образования. - 2013. - № 8. - С. 4.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Пояснительная записка. URL: http://ippk.arkh-edu.ru/upload/iblock/b94/Poyasnitelnaya_zapiska.pdf (дата обращения 20.01.2021).

6. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с. - (Стандарты второго поколения). URL: http://kpfu.ru/docs/F1999935214/fundamentalnoe.yadro.pdf (дата обращения 22.01.2021).

7. Шашкова, Е.С. Специфика построения современного учебного занятия в условиях ФГОС / Е.С. Шашкова, 2015. URL: http://iyazyki.prosv.ru/2015/04/contemporary-effectivelesson/ (дата обращения 18.01.2021).

Педагогика

УДК 378.17

кандидат биологических наук, доцент Роднаева Ольга Анатольевна

Медицинский институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» (г. Улан-Удэ); кандидат медицинских наук, доцент Етобаева Инна Георгиевна

Медицинский институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» (г. Улан-Удэ); кандидат медицинских наук, доцент Тыхеева Наталья Алексеевна

Медицинский институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» (г. Улан-Удэ)

МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Среди путей формирования здорового образа жизни важная роль принадлежит формированию культуры здоровья людей. Мониторинг приверженности здоровому образу жизни показал низкую культуру здоровья современных студентов медиков и необходимость внедрения мероприятий и повышения эффективности преподавания основ здорового образа жизни в рамках учебных образовательных программ.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, культура здоровья, мошторинг.

An^taHo^ Among the ways of forming a healthy lifestyle, an important role is forming a culture of people's health. Monitoring of commitment to healthy lifestyle showed a low culture of people's health of modern medical students and the necessity of activities and improving the efficiency of teaching the basics of a healthy lifestyle in educational programs.

Keywords: healthy lifestyle, health culture, monitoring.

Введение. Здоровьесберегающая педагогика, приоритетом которой среди других направлений воспитательной работы является здоровье учащихся, включает последовательное формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства, формирование культуры здоровья, связанной с потребностью вести здоровый образ жизни, информированностью в вопросах собственного здоровья [9, 11].

Развитие у обучающихся устойчивых, необходимых для здоровья навыков, предопределяет формирование здоровьесберегающей компетентности. Среди наиболее важных навыков (компетенций) выделяют физиологические (личная гигиена; двигательная активность; режим дня; рациональное сбалансированное питание и т.д.) и морально-этические (осознание высшей ценности жизни, устойчивый интерес к здоровому образу жизни) [1, 10].

Внимательное отношение к здоровью молодого поколения всегда было характерно для отечественной педагогики, и это просматривается на протяжении различных исторических периодов. Для России вопрос сохранения здоровья человека как проблема национальной значимости наиболее целостно был осознан во второй половине XIX в. Такие выдающиеся педагоги, как В.А. Жуковский, И.М. Ястребцов, П.Г. Редкий уделяли внимание физическому воспитанию и влиянию обучения на здоровье детей. И.А. Сикорский, А.С. Виренеус, Ф.Ф. Эрисман, А.Л. Доброславин работали над изучением влияния учебной работы на снижение работоспособности и общего состояния здоровья детей. Идеи отечественных педагогов о здоровье служат педагогическим наследием для развития культуры и образованности каждого человека [7, 8].

Культура здоровья как проявление развитой общечеловеческой культуры, включает осознание человеком высокой ценности своего здоровья, предусматривает понимание необходимости охраны здоровья и его укрепления как непременного условия успешной самореализации человека [4]. Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении предполагает объединение усилий для достижения цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся на разных уровнях: федеральном,

муниципальном, районном, локальном (конкретное образовательное учреждение). На уровне образовательного учреждения важными задачами здоровьесберегающие технологии являются проведение регулярного мониторинга состояния здоровья учащихся; проведение грамотного и доступного информирования о проблемах, связанных со здоровьем молодых людей, усвоение правил и норм здорового образа жизни [2, 9, 12].

Реализация задачи здоровьесбережения в образовательном процессе включает выявление факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм учащегося и, в дальнейшем, устранение самих этих факторов или смягчение их воздействия. В последние годы существенно возрос интерес исследователей к оценке влияния отдельных факторов риска на здоровье студенческой молодежи в различных регионах страны, ближнего и дальнего зарубежья. Часто возникновение и развитие болезней у студенческой молодежи является результатом сложной конвергенции биологических (физиологически и генетически обусловленных), экологических и социальных факторов [5, 14, 15]. Это подтверждает необходимость оптимизации деятельности вуза в сфере здоровьесбережения, объединения усилий всех участников образовательного процесса, с целью приобщения студентов к здоровому образу жизни (ЗОЖ) [13]. Деятельность должна быть направлена на создание условий непрерывного воспитания культуры здоровья, формирование мотивации студентов на ЗОЖ [16, 17].

Следует отметить, что студенты медицинских вузов - это кадровый резерв отечественного здравоохранения, в связи с чем основная задача медицинских образовательных учреждений является подготовка физически здоровых специалистов. Учитывая тот факт, что освоение медицинских знаний требует от студентов больших умственных, физических и психоэмоциональных затрат, поддержание высокого уровень здоровья является необходимым условием получения профессионального образования [3].

Исходя из вышесказанного, актуальным является комплексное изучение состояния здоровья студентов, во взаимосвязи с социально-поведенческими факторами риска, на основе чего могут быть разработаны и внедрены рекомендации по совершенствованию системы организации и медико-социальной помощи студентам медицинских образовательных учреждений.

Цель работы - мониторинг влияния факторов риска на здоровье студентов и степени сформированности приверженности ЗОЖ.

Изложение основного материала статьи. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) определена приоритетность программ по профилактике и мониторингу распространения неинфекционных заболеваний, инструментом контроля которых является оценка приверженности ЗОЖ. В соответствии с этим разработан принцип поэтапного осуществления мониторинга (STEPS). В качестве основных индикаторов здоровья выделены четыре поведенческих факторов риска, формирующих образ жизни населения: употребление табака и злоупотребление алкоголем, нездоровый режим питания, недостаточная физическая активность, которые являются частыми причинами возникновения таких неинфекционных заболеваний, как сердечнососудистые, онкологические, хронические респираторные и сахарный диабет [6].

В исследовании приняли участие студенты младших курсов (2-3) медицинского института ВГБОУ ВО Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова» в количестве 165 человек (69 юношей и 95 девушек).

Предварительное анкетирование позволило определить, что 39,6% студентов имеют среднее профессиональное образование, большинство являются выпускниками медицинских колледжей региона, а также 10,4% имеют непрофильное высшее образование. Оценка семейного положения показала, что среди принявших в исследованиях 11,6% юношей и 36,8% девушек состоят в законном браке, в гражданском браке 11,6% и 20% соответственно.

В последние годы в нашей стране на государственном уровне были предприняты важные шаги в отношении курения и потребления алкоголя: приняты Федеральные законы «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Результаты проведенных исследований, представленные в таблице 1, показали, что в общем 15,85% студентов курят и, если в группе девушек это показатель составил 7,37%, то курящих юношей оказалось на 20,17% больше. При этом начало курения у девушек произошло на год раньше. Также отмечается, что у лиц обоего пола примерно равное количество выкуриваемых сигарет в день (8%). Кроме того, незначительное количество среди курящих студентов (примерно 1%) использует электронные сигареты.

При проведении мониторинга количество никогда не употреблявших алкоголь студентов составило 24,38% (разделение по полу практически одинаковое). При этом, число выпивающих ежемесячно студентов в общем составило 21,88%, среди которых больший процент определен в группе юношей (таблица 1).

Таблица 1

Оценка показателей факторов риска и приверженности ЗОЖ

Исследуемые показатели Оба пола Юноши Девушки

Курение

(%) курящих 15,85 27,54 7,37

среднее количество табачных изделий, используемых среди 8,61 8,78 8,00

ежедневных курильщиков (%)

средний возраст начала курения среди ежедневных 16,84 17,05 16,17

курильщиков (%)

% курящих электронных сигарет 1,00 1,38 0,79

Алкоголь

% выпивавших в течение последних 30 дней 21,88 29,85 16,13

% непьющих сейчас, но выпивавших в течение последних 35,00 34,33 35,48

12 месяцев

% непьющих на протяжении последних 12 месяцев 18,75 11,94 23,66

% непьющих на протяжении всей жизни 24,38 23,88 24,73

Питание

Потребление овощей и фруктов по количеству порций

Не используют в пищу фрукты и овощи (%) 21,6 23,53 20,21

Количество порций составляет 1-2 (%) 56,17 52,94 58,51

Количество порций составляет 3-4 (%) 16,67 20,59 13,83

Количество порций 5 и более (%) 5,56 2,94 7,45

Потребление овощей и фруктов

Количество дней в типичную неделю с употреблением фруктов 3,61 3,51 3,69

Овощи, среднее количество дней, в типичную неделю 4,33 4,36 4,3

Фрукты/овощи, среднее количество порций за день 2,07 1,99 2,12

Потребление соли

Досаливают всегда/ часто перед или во время еды и/или употребляют обработанные продукты с высоким содержанием соли (%) 45,4 35,29 52,63

Думают, что они потребляют много или слишком много соли (%) 15,94 21,28 17,39

Думают, что они потребляют мало и слишком мало (%) 23,88 21,28 22,36

Потребление рыбы и морепродуктов

Ежедневно (%) 7,25 8,42 7,93

1 раз в неделю (%) 23,19 20 21,34

Несколько раз в месяц (%) 27,54 26,32 26,83

1 раз в месяц (%) 17,39 28,42 23,78

Не употребляют совсем (%) 24,63 16,84 20,12

Физическая активность студентов

Среднее время физической активности

Среднее время, затрачиваемое на физическую активность, связанную с досугом, за день (мин) 35,67 42,65 30,54

Среднее время, затрачиваемое на физическую активность, связанную с работой (учебой), за день (мин) 69,93 85,56 58,47

Среднее время, затрачиваемое на физическую активность, связанную с передвижением, за день (мин) 88,76 110,65 72,7

Среднее время, проведенное в положении сидя или полулежа, за день (мин) 327,92 319,55 334,06

Структура общей физической активности

% активность на работе (учебе) 20,80 23,31 18,83

% активность при передвижении 43,89 42,11 45,29

% активный досуг 35,31 34,58 35,88

Наличие факторов риска

Не отмечено ни одного (%) 3,0 1,45 4,2

Отмечено 1-2 фактора риска (%) 86,0 82,6 88,4

Отмечено 3-5 фактора риска (%) 11,0 15,9 7,4

Приверженность ЗОЖ

Высокая (%) 2,6 3,13 2,2

Удовлетворительная (%) 42,2 34,4 39,0

Питание мощный фактор воздействия на организм человека на протяжении всей жизни, который может стать как фактор риска развития хронических заболеваний, так и значимой профилактической мерой. Овощи и фрукты в рекомендованных количествах, а также снижение употребления соли снижают риск общей и сердечно-сосудистой смертности, ожирения, сахарного диабета. Согласно нормативам питания, в день необходимо потребление 5 порций фруктов/овощей суммарным весом 400 грамм в день [6]. По итогам мониторинга выявлено, что 94,47% студентов потребляют овощей и фруктов меньше рекомендованной суточной нормы (менее 5 порций). Значительное количество студентов обоего пола вообще не включают в свой рацион фрукты и овощи (21,6%). Большинство студентов (56,17%) потребляют только 1-2 порции овощей и фруктов в день, что свидетельствует о значительном нарушении в питании студентов. ВОЗ рекомендует считать, что в случае, если человек не досаливает готовую пищу, не потребляет соленую пищу ежедневно, то он потребляет соли не более 5 г. Результаты исследования свидетельствуют о том, что 21,28% юношей и 22,36% девушек считают, что они мало потребляют соли. При этом, во время приготовления пищи 45,4% студентов в общем досаливают пищу (таблица 1), что говорит об избыточности ее употребления.

Здоровое питание предполагает низкое использование в пищу красного мяса, животных жиров, отдавая предпочтение растительным жирам, рыбе и морепродуктам. Регулярное (не менее 2 раз в неделю) потребление рыбы и морепродуктов ассоциировано со снижением на треть риска смерти от сердечнососудистых патологий [6]. Поэтому в исследование включен это важный показатель. Полученные результаты, представленные в таблице 1, свидетельствуют, что совсем не используют в питании рыбу и морепродукты 24,63% студентов. Наибольшее количество студентов (27,54%) включают эти продукты в пищу только несколько раз в месяц, что объясняется ими удаленностью от моря и высокими ценами на указанные продукты, а также традиционными предпочтениями мясной пищи. Таким образом, пищевые ограничения студентами полезных продуктов, в силу разных причин, являются существенным фактором риска последующих развитий различных серьезных патологий и нуждаются в коррекции.

Результаты оценки среднего времени физической активности студентов в течение рабочего дня позволили отметить, что наибольшая активность студентов связана с процессом передвижения к месту учебы, проживания и др. и составляет 43,89%. При этом, во время обучения, даже с учетом занятий физической культурой, средний показатель физической активности студентов наименьший (20,80%) (таблица

1), что необходимо учитывать при планировании учебных занятий, уделяя время физической активности во время проведения учебных занятий. Кроме того, наибольшее время студенты обоего пола проводят сидя или лежа, что связано, по мнению студентов, с большой загруженностью учебой, необходимостью много времени уделять подготовке к занятиям, а также с привычками проводить свободное время возле телевизора и компьютера

Несмотря на то, что большинство студентов имеют артериальное давление в пределах нормы, повышение этого показателя, обнаруженное уже более 12 месяцев назад, наблюдается у 4,4% юношей и 3,2% девушек, а еще у 2,9% и 3,2% соответственно диагностировано повышение давления в течение года. Из них только 25% юношей и 16,7 % девушек принимают антигипертензивные лекарственные средства. Остальные не считают это проблемой, на учете не стоят, препараты не принимают, что повышает риск развития сосудистых катастроф, приводящих к инвалидизации, снижению трудоспособности. Кроме того, отмечено повышение индекса массы тела (больше 25кг\м2) у 26,1% юношей и у 18,5% девушек, что свидетельствует о начальном и прогрессирующем ожирении, о риске возникновения последующих серьезных патологий, приводящей к снижению трудоспособности, сокращению жизни.

Хочется отметить, что выявленные нарушения являются не только личной проблемой конкретного индивида, но требуют комплексного подхода, основой которого должна быть государственная политика по контролю популяционных значений массы тела, начиная с детского возраста, с вовлечением средств массовой информации, производителей пищевой промышленности, региональных властей, обеспечивающих жителям условия для занятий спортом в шаговой доступности, и, конечно, педагогического сообщества посредством внедрения в образовательный процесс продвижения основ здорового питания, как важной составляющей здоровьесберегающих образовательных технологий, медицинской общественности, с целью профилактического консультирования нуждающихся в снижении веса.

Для оценки доли граждан, придерживающихся правил ЗОЖ, был предложен интегральный показатель -индекс приверженности (ИПЗОЖ), разработанный на основе рекомендаций ВОЗ, который включает следующие индикаторы: отсутствие курения; потребление овощей и фруктов ежедневно; адекватная физическая активность; нормальное потребление соли; употребление алкоголя в пределах нормы. Соответственно рекомендациям, высокая приверженность к здоровому образу жизни - это соответствие 5 параметрам, а удовлетворительная приверженность - это отсутствие курения и наличие 3 из 4 индикаторов. Результаты исследования показали, что только 2,6% студентов имеют высокий ИПЗОЖ и 42,2% удовлетворительный, что в большей степени связано с отсутствием рационального сбалансирования питания у большинства студентов, особенно проживающих в общежитии (таблица 1).

Выводы. Проведя анализ полученных результатов можно сделать выводы:

1. Среди студентов 15,85% студентов курят, большинство составляют юноши, время начала курения чаще всего связано со старшим школьным возрастом.

2. Никогда не употребляли алкоголь 24,38% студентов, однако количество выпивающих ежемесячно студентов составило 21,88%, что свидетельствует в общем о недостаточной сформированности культуры здоровья.

3. Питание практически всех студентов (94,47%) не соответствует нормам рационального питания (потребляют овощей и фруктов меньше рекомендованной суточной нормы, крайне мало используют в пищу морепродукты и рыбы, склонны к избыточному потреблению соли), что может явиться серьезным фактором риска развития многих серьезных патологий.

4. У студентов отмечается гиподинамия, так как наибольшее время студенты проводят сидя или лежа, что связано с загруженностью учебного процесса и сформированными в семье привычками.

5. Более половины студентов имеют низкий индекс приверженности ЗОЖ, что в первую очередь связано с нарушениями в питании, нездоровыми пищевыми привычками, а также низкой физической активностью и вредными привычками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом полученные результаты раскрывают проблему культуры ЗОЖ молодежи и важность внедрения в образовательный процесс в вузе здоровьесберегающих технологий. Изученные факторы риска относятся к поведенческим, поддаются коррекции и могут быть полностью устранены. Однако эффективная коррекция этих факторов риска требует скоординированных усилий системы здравоохранения и образования. Немаловажное значение имеет взаимосвязанная, четко скоординированная работа всех структур и подразделений вуза в области разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий, интеграции междисциплинарных знаний об организме человека, глубокого теоретического осмысления взаимодействия медицинских, гуманитарных учебных дисциплин и физической культуры, что должно способствовать четкой ориентации студентов-медиков на разработку собственной модели здоровья, а также создают целостное представление об их будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Архипова Т.В., Эшиев А.К. Здоровый образ жизни как компетентность // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия. 2015. С. 28-30.

2. Афонюшкин О.С. Воспитание здорового образа жизни у молодежи на основе личностно-ориентированного подхода // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. 2016. Вып. 16 С. 78-85.

3. Баклыкова А.В. Здоровье и образ жизни студентов-медиков // Молодой ученый. 2010. № 5 (16). Т. 2. С. 205-207.

4. Бахтин Ю.К., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Формирование культуры здоровья - ответственная задача учреждений народного образования // Молодой ученый. 2012. № 4 (39). С. 445-447.

5. Бердиев Р.М., Кирюшин В.А., Моталова Т.В., Мирошникова Д.И. Состояние здоровья студентов-медиков и факторы, его определяющие // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2017. Т. 25. №2. С. 303-315.

6. Бонита Р, де Куэртен М, Дуайер Т, Ямрожик К, Винкельман Р. Мониторинг факторов риска неинфекционных заболеваний. Принцип поэтапной реализации, предложенный ВОЗ. Краткий обзор. Женева, Всемирная оганизация здравоохранения, 2001 http://www.who.int/ncd/surveiHance/surveillance_publications.htm (дата обращения 22.01.2019).

7. Верхорубова О.В. Теоретические предпосылки развития культуры здоровья в отечественной педагогике // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. 2 (117). С. 23-25.

8. Гайтян, С.В. Выдающиеся педагоги о сохранении здоровья подрастающего поколения // Образование и воспитание. 2018. № 5 (20). С. 1-3.

9. Голобородько, Н.В. Здоровьесберегающие технологии в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). 2013. Т. 0. С. 82-85.

10. Дрычкина З.М. Профессиональная компетентность педагогов в обеспечении здоровья и безопасности обучающихся, воспитании культуры здоровья // Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации: сборник статей по материалам Vil междунар. науч.-практ. конференции (г. Белгород, 7 апреля 2020 г.), Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО». 2020. Ч.2. С. 21-24.

11. Жамолдинова О.Р. Некоторые вопросы формирования культуры здорового образа жизни (КЗОЖ) молодежи // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. Уфа. 2011. С. 88-90.

12. Жилина Н.М., Серая А.О. Студенты и здоровый образ жизни. Взгляд изнутри // Педагогика профессионального медицинского образования. 2018. № 3 С. 23-32.

13. Коданева Л.Н., Шулятьев В.М., Размахова С.Ю., Пушкина В.Н. Состояние здоровья и образ жизни студентов-медиков // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12 (54). Ч. 4. С. 45-47.

14. Кожевникова Н.Г., Катаева В.А. Гигиенические аспекты образа жизни студентов-медиков высших учебных заведений в современных условиях // Гигиена и санитария. 2011. №3. С. 75-77.

15. Лукашук А.В., Меринов А.В. Самоповреждения у подростков: подходы к терапии // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2016. №2. С. 67-71.

16. Петров В.И., Мандриков В.Б., Замятина Н.В. Методология формирования культуры здоровья студентов - будущих врачей // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011. №1 (3). С. 64-68.

17. Романова Л.В., Кремнева Г.М., Литвиненко И.Л., Килинкарова Н.Н., Оверченко В.В. Формирование у студентов медицинских образовательных учреждений ответственного отношения к здоровью как общественной ценности и профессиональной компетенции // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23952 (дата обращения 18.10.2019).

Педагогика

УДК 371

адъюнкт Романов Анатолий Борисович

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Федак Евгений Иосифович

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва)

ДИАГНОСТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ В НАРКОТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье раскрыто понятие вовлечения в наркотическое поведение, описаны основные пути вовлечения в наркотическое поведение. Перечисленные пути позволили системно и более подробно раскрыть наиболее распространенные способы вовлечения в наркотическое поведение. Помимо вышеперечисленных путей вовлечения в наркотическое поведение, авторы приводят важные специфические факторы, способствующие вовлечению военнослужащих в наркотическое поведение. Также авторы представляют некоторые методики определения степени вовлеченности в наркотизацию.

Ключевые слова: военнослужащие, вовлекатели, вовлечение, зависимость, наркотическое поведение, признаки, потребители, наркотики, распространители, употребление.

Annotation. The article reveals the concept of involvement in drug behavior, describes the main ways of involvement in drug behavior. The listed ways allowed to reveal systematically and in more detail the most widespread ways of involvement in narcotic behavior. In addition to the above-mentioned ways of involvement in drug behavior, the authors cite important specific factors that contribute to the involvement of military personnel in drug behavior. The authors also present some methods for determining the degree of involvement in anesthesia.

Keywords: military personnel, participants, involvement, addiction, drug behavior, signs, users, drugs, distributors, use.

Введение. Стремительное развитие информационных технологий, ускорение обмена и обновления информации, расширение спектра психоактивных веществ, способов их распространения и употребления объективно в той или иной степени оказывают воздействие на вовлечения личного состава войск национальной гвардии в наркотическое поведение.

Сегодня поведение, связанное с наркотиками, приобрело массовый характер и становится для некоторых нормой жизни.

Изложение основного материала статьи. В прямой постановке вопроса проблема вовлечения в наркотическое поведение личного состава Росгвардии не исследовалась. Однако, некоторые косвенные аспекты вовлечения в наркотическое поведение рассматривались в работах И.А. Алехина, А.С. Миронова, В.Б. Прылипко, В.В. Чистякова, Ю.В. Валентика, В.Н. Герасимова, В.В. Чистякова, Е.И. Федака и др. [7, 9, 10].

Говоря о наркотическом поведении, мы не подразумевает сами факты употребления наркотиков, а мы говорим о системе поступков, связанных с этим, которые могут предшествовать тому, что человек начинает потреблять наркотики.

С правовой точки зрения вовлечение понимается как приобщение, совершение какого-либо действия, по втягиванию, укрепление готовности человека и его решимости по совершению определенных поступков [3].

Вовлечение - неявное воздействие эмоциональную и волевую сферы личности, которое приводит к незаметным для оппонента изменениям в его поведении [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.