Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи как один из факторов здоровьесбережения'

Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи как один из факторов здоровьесбережения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
939
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скоромная Н. Н., Скоромный А. Н.

В статье обосновывается необходимость формирования здоровьесберегающего поведения у студенческой молодежи. Обсуждаются факторы, влияющие на здоровье молодых людей. Показано, что необходимым условием здоровьесбережения является сочетание профилактической работы с образовательными программами воспитания здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи как один из факторов здоровьесбережения»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070

затрудняет адаптацию воспитанников. Для того, чтобы стимулировать общение и научить взаимодействовать педагоги использовали метод игротерапии и театрализованную деятельность, так как данные методы мягко и осторожно позволяют воздействовать на эмоциональное состояние ребенка. По данному поводу верно заметили И.Ю. Медведева, Л.Н. Левченко и др.: «...занятия театрализованной деятельностью детей с задержкой психического развития дают положительную динамику в коррекции психоэмоционального состояния...» [1, с. 19] Наблюдения показали, что сначала дети научились общаться между собой невербальными способами и постепенно начали переходить на речевой уровень. Игровой метод помог детям с нестабильной эмоционально-волевой сферой постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. И наоборот, заторможенные, скованные, вялые и робкие дети приобретали уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Таким образом, педагогами решается вопрос грамотной организации социально - психологического благополучия воспитанников с ЗПР, что определяется ситуацией смены образовательной парадигмы, широкого распространения интеграционных и инклюзивных процессов в образовании. Создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствует успешной адаптации, сохранению и укреплению здоровья, а также оптимальной коррекции и компенсации имеющихся у детей нарушений в познавательной, речевой и личностной сфере.

Список использованной литературы:

1. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М., "Academia", 2001.

2. Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями [ Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vseodetishkax.ru

© Мелентьева А.В., Павлова О.В., Пыжова О.А., 2017

УДК 378.17 : 316.728

Н. Н. Скоромная

К.мед.н., доцент А. Н. Скоромный

К.мед.н., доцент

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

г. Симферополь, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Аннотация

В статье обосновывается необходимость формирования здоровьесберегающего поведения у студенческой молодежи. Обсуждаются факторы, влияющие на здоровье молодых людей. Показано, что необходимым условием здоровьесбережения является сочетание профилактической работы с образовательными программами воспитания здорового образа жизни.

Ключевые слова Студенты, образ жизни, факторы здоровья.

Постановка проблемы. Состояние здоровья молодого поколения как интеллектуального потенциала нации имеет приоритетное значение для любого учебного заведения [4, с.12; 8, с. 1670]. Актуальность проблемы так же продиктована прогрессирующим снижением уровня здоровья студентов за время обучения.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

К моменту поступления в вузы молодёжь уже имеет существенные изменения здоровья, а за годы учёбы студенты не приумножают, а в значительной степени ещё более растрачивают резервные возможности своего организма, что отражается в росте числа хронических заболеваний [2 с. 96; 7, с. 52; 8, с. 1690].

Охрана здоровья детей, подростков и молодежи признана государством важнейшим и необходимым условием физического и психического развития подрастающего поколения (ст. 7 «Закона об охране здоровья граждан» ФЗ № 323 от 21.11.2011 г.) [10]. Физическое и умственное становление молодых людей совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам. В связи с этим особое внимание обращается на организацию здорового образа жизни студентов, на повышение их санитарно-гигиенической грамотности и информированности о факторах, негативно влияющих на уровень здоровья [1, с. 11; 9, с. 199]. На необходимость формирования потребности в здоровом образе жизни нацеливает и «Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 года». В концепции данной программы предусматривается сочетание мероприятий по ранней профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни. Это актуализирует интерес педагогической общественности к идеям здоровьесберегающего поведения.

Анализ научных источников показал, что в последние годы возросло количество работ, посвященных изучению факторов, влияющих на состояние здоровья молодых людей. В процессе обучения в вузе на уровень здоровья студентов оказывает воздействие множество факторов, которые подразделяются на две основные группы. Первая группа - объективные факторы, непосредственно связанные с учебным процессом; вторая группа - субъективные, личностные факторы, такие как низкая двигательная активность, недостаточное пребывание на свежем воздухе, наличие вредных привычек, нарушение режима труда и отдыха, нерегулярное и несбалансированное питания. По мнению ряда авторов - Я.В. Ушаковой (2007), Н.Г. Кожевниковой и В.А. Катаевой (2011), именно вторая группа факторов, характеризующая образ жизни студентов, в большей степени и влияет на здоровье [4, с. 15; 6, с. 49; 9, с. 199].

Целью данного исследования явилось изучение и оценка факторов, влияющих на здоровье контингента студентов Крымского Федерального университета имени В.И. Вернадского (КФУ)

Материалы и методы исследования. Данное исследование проведено на базе Института экономики и управления КФУ имени В.И. Вернадского, среди студентов 2 курса. Было обследовано 46 студентов, средний возраст которых составил 18,46 ± 0,11 года. Среди студентов было 35 (76 %) девушек и 11 (24 %) юноши. Студентам были предложены анкеты, в которых они отвечали на вопросы по поводу собственной физической активности, наличия или отсутствия вредных привычек, особенностей питания, условий проживания, соблюдения режима дня. Антропометрические исследования проводились с помощью стандартных измерительных приборов (напольного ростомера и весов). Антропометрические измерения включали: измерения роста и массы тела. На основе выполненных измерений рассчитали индекс массы тела (ИМТ) по формуле: ИМТ = М/Р2, где М - масса тела, кг; Р - рост, м. Оценку результатов проводили по рекомендациям ВОЗ 1998 г.

Полученные в процессе исследования данные обрабатывались методом математической статистики с использованием компьютерного пакета обработки данных «STATISTICA-8» для работы в среде Windows. Результаты подвергали традиционной статистической обработке. Определялись основные статистические характеристики: среднее (М), ошибка среднего (m).

Изложение основного материала.

Одним из составляющих факторов сохранения и укрепления здоровья студентов является здоровый образ жизни. «Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия» [3, с. 9]. Основные требования здорового образа жизни: двигательная активность, рациональное питание, комфортные условия труда (учёбы) и быта, рациональный режим труда и отдыха, оптимальная физическая нагрузка в виде регулярных занятий физической культурой и спортом, отказ от вредных привычек, закаливание организма, соблюдение правил личной гигиены [9, с. 1701].

Проведя анализ результатов анкетирования студентов было выявлено, что основная часть 47,83% проживала дома с родителями, 30,43% обучающихся жили на съёмных квартирах и 21,74% молодых людей проживали в общежитии. При этом на комфортные условия быта указали 69,57% опрошенных студентов и в основном это были лица, проживающие дома с родителями. Удовлетворительные условия отметили 28,26%

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

молодых людей и на недостаточно благоприятные жилищно-бытовые условия в анкетах указали 2,17% опрошенных респондентов.

Изучение бюджета свободного времени студентов показало, что суммарная учебная нагрузка составляла в среднем 7,5-8 часов в сутки, при этом аудиторные занятия проходили в течение 5 часов, а внеаудиторная работа занимала в среднем 2,5 часа. На сон 30% респондентов тратили меньше 8 часов, особенно это касалось девушек-студенток: дефицит ночного сна был связан с чрезмерной продолжительностью самоподготовки, но при этом дефицит сна испытывали только 19,57% студентов. На сокращение ночного отдыха оказывало влияние и длительное нахождение за компьютером, в среднем около 3 часов. Сама работа с компьютером может создавать проблемы для здоровья: неподвижная поза, в течение длительного времени приводит к повышенной нагрузке на позвоночник, что способствует формированию чувства усталости и онемения в спине, шеи. В результате продолжительного пребывания за монитором возрастает нагрузка и на глаза, что приводит к появлению чувства жжения, покраснению и усталости в глазах.

Среди опрошенных студентов по состоянию здоровья чаще всего предъявлялись жалобы на головные боли, головокружения (26,1%), общую слабость, повышенную утомляемость (21,74%). У 23,91% студентов имелись нарушения со стороны зрения в виде близорукости, у 21,74% молодых людей в анамнезе наблюдались аллергические реакции.

Следующий субъективный фактор, который мы оценили у обследованных студентов, - это наличие или отсутствие вредных привычек. В нашем исследовании 13,04% опрошенной студенческой молодёжи указали на регулярное курение одной сигареты и более в день. Употребляли слабоалкогольные и крепкие напитки 8,7% и 28,26 % студентов соответственно. В то же время важно отметить, что 15 % молодых людей вообще не пробовали спиртные напитки.

Следует заметить, что к вредным привычкам, кроме традиционно упоминаемых (употребление табака, алкоголя), следует отнести также неправильное питание и склонность к систематическим перееданиям. Формирующийся при этом избыток веса является постоянным фактором риска, исходным пунктом нарушения здоровья, развития сердечно-сосудистых заболеваний, обмена веществ и иных нарушений в организме. По данным Всемирной организации здравоохранения, 40% всех заболеваний связаны именно с неправильным питанием.

Оценка антропометрических данных обследованных нами студентов показала, что юноши имеют более высокие показатели роста и веса, чем девушки, что соответствует физиологическим процессам и возрастным нормам. В то же время в результате индивидуального анализа антропометрических данных у обследуемых было выявлено, что избыточную массу тела имели 4,35% девушек и 6,52% юношей. Зарегистрированное увеличение массы тела у студентов, по нашему мнению, связано с низкой физической активностью и неправильным питанием. Низкая масса была зафиксирована у 17,39% девушек, позволяющая говорить о наличии у них хронической энергетической недостаточности. Среди юношей дефицита массы тела не наблюдалось. Таким образом, проведенный анализ антропометрических параметров показал, что у студентов низкая масса тела встречалась чаще, чем её избыток. Аналогичные данные приводит и Н. Л. Лысцова: на младших курсах у студентов большую распространённость имела низкая масса тела, а к концу обучения количество, как юношей, так и девушек с избыточной массой тела увеличивалось [8, с. 1701]. Однако следует отметить, что как увеличение массы тела, так и её снижение может приводить к негативным сдвигам в функциональном состоянии организма.

Важным фактором формирования здоровья студентов и характеристикой их образа жизни является организация питания. Изучение кратности приема пищи в течение дня показало, что 23,91% студентов имели четырехразовое питание, 47,83% — трижды в день принимали пищу и 28,26% студентов имели двукратный приём пищи. Более 80% молодых людей пользовались услугами вузовской столовой, но только 10,87% опрошенных респондентов имели в своём рационе питания горячие первые блюда. Кроме того, отмечен приём пищи «на ходу», всухомятку, однообразное и несбалансированное меню. Регулярно принимали молочные продукты 53,7% опрошенных молодых людей, мясные продукты - 51,5%, овощи и фрукты - 45,5% студентов.

Проведенный анализ физической активности студентов по результатам анкетирования показал, что

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

45,65 % студентов кроме обязательных занятий физической культуры в рамках учебного процесса дополнительно посещали спортивные секции (борьба, футбол, настольный теннис, тренажерный зал). Из них 10,87 % ребят имели спортивные разряды. Регулярно занимались утренней гимнастикой 19,56 % молодых людей. Низкую физическую активность имели 28,23 % студентов, которую объясняли отсутствием свободного времени - 21,74 % и вообще не интересовались спортом 6,52 % молодых людей.

Важным показателем уровня санитарно-гигиенической культуры является также наличие навыков и умений по оказанию первичной медицинской помощи. Исследование показало, что 38,24% студентам уже приходилось оказывать первую помощь, и в 35,9% случаев это было связано с различными видами травматических повреждений (ушибы, растяжения, переломы и т.д.). В таком же процентном соотношении (35,9%) наблюдались обморочные состояния. Останавливать наружные кровотечения приходилось в 30,77% случаев, и обрабатывали раны в 20,51% случаев. В равном процентном соотношении (5,13%) оказывали первую помощь студенты при сердечном приступе и эпилепсии.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует, о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, наличие вредных привычек. К большому сожалению культура здорового образа жизни пока еще не получила широкого распространения среди студенческой молодежи. Хочется отметить, что значительную роль в формировании правильного отношения к своему здоровью у молодых людей играют и специальные вузовские дисциплины, которые теоретически и практически позволяют освоить студентами необходимые навыки, касающиеся личной гигиены, полноценного и правильного питания, соблюдения режима сна и отдыха [5, с. 100]. Поэтому целесообразно в вузах, в рамках дисциплин медико-биологической направленности включать вопросы формирования здорового образа жизни. Сохранение здоровья, индивидуальное психическое и физическое развитие обучающихся, формирование общемедицинской культуры человека, устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни, изменения поведения в сторону соблюдения безопасности должны стать основными направлениями здоровьесбережения.

Список использованной литература:

1. Алексеенко С. Н. Проблемы формирования здорового образа жизни в медицинской образовательной среде // Кубанский научный медицинский вестник. № 3 (133). — Краснодар, 2012. — С.-10-14

2. Ефимова В. М., Скоромная Н. Н., Яцкова Л. П. Мониторинг и оценка показателей здоровья студентов: опыт педагогического анализа // Проблемы современного педагогического образования. - Вып. 45. - Ч. 2. -Ялта: РВВ КГУ, 2014. - С. 92-98.

3. Жарова А. В. Формирование здоровья студентов вузов: монография / А. В. Жарова; под ред. Г. Н. Гончаровой, Н. А. Горбач. - Красноярск,: Сиб ГТУ, 2006. - 108 с.

4. Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И. В. Журавлева; Институт социологии РАН. -М., 2012. - С. 252.

5. Ивахненко Г. А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах // Вестник института социологии. - 2013. - № 6. - С. 99-111

6. Кожевникова Н. Г., Катаева В. А. Гигиенические аспекты формирования здорового образа жизни студентов // Гигиена и санитария. - 2011. - № 6. - С. 48-51.

7. Латышевская Н. И., Клаучек С. В., Москаленко Н. П. Гендерные различия в состоянии здоровья и качестве жизни студентов // Гигиена и санитария. - 2004. - № 1. - С. 51-53

8. Лысцова Н. Л. Оценка здоровья студенческой молодёжи // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 28. - С. 1699-1702.

9. Ушакова Я. В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2007. - № 4. - С. 197-202.

10. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

© Скоромная Н.Н., Скоромный А.Н., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

Е. В. Васильева

студентка 3 курса отделения педагогического, социального и специального образования

Иркутский государственный университет г. Иркутск, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ОПЕКАЕМЫХ ПОДРОСТКОВ

Значимость проблемы формирования субъективной картины мира опекаемых подростков, обусловлена сложившейся ситуацией в обществе. Не смотря на увеличение в последние годы числа детей, переданных на воспитание в семью, отпечаток, наложенный на них нахождением в интернатных учреждениях, дает о себе знать [5,6]. Для таких детей, как отмечают Г. Д. Простак и Г. И. Руденкова, характерно отсутствие социальных контактов, трудности в общении, несформированность потребности и способности трудиться, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений к собственности, отсутствие опыта нормальной жизни в семье и множество других проблем [4]. Данные трудности воспитанники не в состоянии решить самостоятельно, считая их нормой.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, отсутствуют представления о своем будущем, они живут только сегодняшним днем. Таким образом, перед педагогами и приемными родителями стоит задача - организовать психолого-педагогическую деятельность по формированию субъективной картины мира у опекаемых подростков, для обеспечения их успешной интеграции в общество.

Согласно А. Н. Леонтьеву, субъективная картина мира - это понятие, характеризующее субъективную системность восприятия и мироощущения человека: целостную, многоуровневую систему представлений о мире и его взаимосвязях, о других людях, о себе и своей деятельности, о пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значениях и целях [2]. Содержание картины мира - отражение реальности, пропущенной сквозь призму эмоций, привычек и предрассудков. Личность видит чаще всего то, что она хочет видеть, то, что определено образованием и опытом. Комплекс социальных условий влияет на представления об окружающем мире. Как отмечает Мухина В. С., в первую очередь социальное окружение (семья или взрослые, заменившие семью; национальные традиции ближайшего окружения; место жительства и другие факторы) влияет на сведения, особые представления, которыми обладает ребенок о нашем мире [3].

Субъективная картина мира представляет собой основу, фундамент мировосприятия [1]. Поэтому, только принимая ее во внимание получится сформировать у опекаемых подростков осмысленное представление о мире и месте человека в нем, о его взаимоотношениях с действительностью (с природой, обществом, другим человеком и с самим собой), о своей роли и своем месте в мире, пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значениях и целях.

Наше исследование посвящено изучению проявлений особенностей субъективной картины мира у опекаемых подростков. Базой проведения исследования стало Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Уховская средняя общеобразовательная школа» Иркутской области.

На первом этапе исследования нами был определен уровень сформированности субъективной картины мира подростков. Для этого нами было сформировано две группы. В выборку вошли 46 человек обучающихся, с 6 по 9 класс, из которых 23 изначально воспитываются в семье, а 23 - находятся под опекой.

В качестве диагностического инструментария использовался тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО), разработанный Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптирован Д.А. Леонтьевым.

Обратимся к результатам исследования. Анализ результатов теста «Смысложизненные ориентации» позволил получить данные, представленные в таблице 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.