Научная статья на тему 'ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ПОНИМАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ПОНИМАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ / ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андросова Мария Ивановна, Петрова Сардана Филипповна, Иванова Саргылана Николаевна

В статье представлен материал о понимании студентами понятия и содержания «здоровый образ жизни», а также насколько они сами придерживаются его. Для получения информации нами была использована анкета «Здоровый образ жизни» среди студентов Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андросова Мария Ивановна, Петрова Сардана Филипповна, Иванова Саргылана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHY LIFESTYLE IN UNDERSTANDING OF UNIVERSITY STUDENTS

The article presents material about students 'understanding of the concept and content of "healthy lifestyle", as well as how they themselves adhere to it. To obtain information, we used the questionnaire "Healthy lifestyle" among students of the Pedagogical Institute of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ПОНИМАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Педагогика

УДК 378.17

старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Петрова Сардана Филипповна Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); тренер Иванова Саргылана Николаевна

Муниципальная казенная организация дополнительного образования «Детская юношеская спортивная школа по национальным видам спорта»

муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (с. Сайылык) ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ПОНИМАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье представлен материал о понимании студентами понятия и содержания «здоровый образ жизни», а также насколько они сами придерживаются его. Для получения информации нами была использована анкета «Здоровый образ жизни» среди студентов Педагогического института СевероВосточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, студенты, полезные привычки, психоактивные вещества.

Annotation. The article presents material about students 'understanding of the concept and content of "healthy lifestyle", as well as how they themselves adhere to it. To obtain information, we used the questionnaire "Healthy lifestyle" among students of the Pedagogical Institute of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov.

Keywords: health, healthy lifestyle, students, healthy habits, psychoactive substances.

Введение. Понятие «здоровый образ жизни» включает в себя много составляющих, которые дополняют друг друга и помогают человеку сохранять качество жизни на долгие годы - это, можно сказать, стиль жизни, направленный на сохранение здоровья. Ведь здоровье человека в целом на более чем 60% зависит от его образа жизни и, согласно, валеологическим основам - это, прежде всего, выбор личности, который находится в определенной зависимости от ее конституциональных особенностей. Исходя из формулировки главного закона валеологии «образ жизни человека должен соответствовать его конституции» мы приходим к пониманию, что это комплексное понятие, включающее в себя генетический потенциал организма человека, продукт среды и наследственности.

К основным принципам здорового образа жизни относят:

- социальный принцип (сочетание в образе жизни личности эстетического, нравственного и волевого начал);

- биологический принцип (соответствие образа жизни человека возрасту, укрепление здоровья, сил, а также недопустимость излишеств).

Валеологи выделяют следующие законы здорового образа жизни, которые необходимо придерживаться:

- постепенность (в отношении тренировок, физической активности, закаливания и др.), а несоблюдение этого закона может привести к стрессам, срывам;

- систематичность (необходимо помнить, что здоровый образ жизни - это не временное принуждение себя к чему-то, а постоянный труд по формированию психологии здоровья);

- ритмичность (человеческому организму присущи более 40 процессов, подчиненные суточным ритмам, например, сон и бодрствование, труд и отдых, питание и т.д.);

- индивидуальность (при соблюдении предыдущих законов здорового образа жизни для достижения цели необходимо учитывать свои индивидуальные особенности, а также общие биологические закономерности) [1].

Изложение основного материала статьи. Формированием потребности в здоровом образе жизни у детей и взрослых занимались такие ученые как Попов С.В. («Валеология в школе и дома: о физическом благополучии школьников»), Попова Л.А. («Медицинская валеология»), Максимович И.Ф. («Духовная валеология»), Титаровский Л.В. («Проблема алкоголизма», «Педагогическая валеология. Воспитание гармоничной личности»), Кузнцов Е.Д. («Новая валеология нового времени»), Дорошкевич М.П. («Основы валеологии и школьной гигиены»), Сергеев В.Н. («Умеете ли вы отдыхать?»), Лисицин Ю.Г. («Образ жизни и здоровье населения»), Амосов Н.М. («Раздумья о здоровье», «Здоровье и счастье ребенка», «Эксперимент. Омоложение через большие физические нагрузки», «Преодоление старости», «Моя система здоровья»), Кукушин В.С. («Педагогическая валеология»), Зайцев Г.К. («Педагогика счастья», «Школьная валеология»), Виленский М.Я. («Физическая культура и здоровый образ жизни студента»), Татарникова Л.Г. («Психология здоровья», «Валеология подростка», «Психология профессионального здоровья», «Валеология в педагогическом пространстве», «Валеологические основы педагогической деятельности»), Трещева О.Л. («Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания»), Осик В.И. («Валеология в школе», «Теория и методика физкультурно-оздоровительных технологий и фитнеса»), Брехман И.И. («Валеология - наука о здоровье»), Соловьев Г.М. («Основы ЗОЖ и методика оздоровительной физической культуры»), Куценко Г.И. («Книга о здоровом образе жизни»), Казин Э.М. («Основы индивидуального здоровья человека») и др.

Как известно, ключевыми составляющими здорового образа жизни являются:

- сбалансированное питание;

- двигательная активность, во избежание гиподинамии (в том числе спорт);

- соблюдение правил личной гигиены;

- гигиена труда и отдыха (полноценный сон, отдых, свободное времяпровождение, хобби и др.);

- оздоровительные процедуры (закаливание, укрепление иммунитета);

- отказ от вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, употребление наркотиков и других токсических веществ, зависимость от гаджетов и др.);

- регуляция психоэмоционального состояния (умение справляться со стрессом, негативными эмоциями, переживаниями и др.);

- безопасное поведение в любом виде деятельности (профилактика травматизма, аварийных ситуаций, отравления и т.д.).

Необходим гармоничный баланс вышеперечисленных ключевых компонентов для формирования здорового образа жизни населения страны, от которого зависит благополучие государства в целом и соответственно на государственном уровне принимаются законы, создаются программы, проекты.

На сегодняшний день работа по формированию у населения здорового образа жизни ведется в рамках национального проекта «Демография» [2], в который включены федеральные проекты «Укрепление общественного здоровья» [3], «Спорт - норма жизни» [4], «Старшее поколение» [5], реализуемые с 2019 г.

Для изучения осведомленности студентов вуза о понятии «здоровый образ жизни» нами было проведено анкетирование на базе Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Студентам была предложена адаптированная анкета «Здоровый образ жизни» [6], которая содержит 23 вопроса, ориентированных на определение уровня информированности студентов вуза о понятии «здоровый образ жизни» и о его роли в жизни личности.

Анкетированием было охвачено 169 студентов в возрасте от 18 до 36 лет очной и заочной формы обучения: 1 курсы - 3%, 2 курсы - 71,5%, 3 курсы - 12,5%, 4 курсы - 13% и из них 90,5% девушек и 9,5% юношей.

В первом вопросе респондентам необходимо было выбрать те пункты анкеты, которые отражают содержание выражения «здоровый образ жизни». В целом, студенты понимают ЗОЖ как отказ от употребления ПАВ - 92,3%, в том числе, отказ от употребления алкоголя - 88,2%. Отрадно отметить, что понятие ЗОЖ не ограничилось только первым пунктом, высокие значения показали пункты 2 (здоровое питание - 89,9%), 3 (соблюдение режима дня - 78,7%), 4 (соблюдение правил гигиены - 76,9%), а также 7 (занятия спортом, поддержание оптимальной физической формы - 88,%). В контексте ЗОЖ, многие люди упускают такой показатель, как характер половых отношений, ведь беспорядочные половые связи приводят к заболеваниям, передающимся половым путем, что чревато бесплодием и др. проблемами. И меньше половины опрошенных (43,8%) эту сторону жизни отнесли к ЗОЖ.

Если первый вопрос выстроить содержательную сторону понятия ЗОЖ, то второй вопрос касался пунктов, которые можно отнести к данному понятию. Ответы на второй вопрос показали о заинтересованности молодежи к информации о здоровом образе жизни (68%), ведь появляется много новой полезной информации. Появилась стойкая тенденция повышения уровня культуры здоровья (60,4%), включающая в себя профилактическое ежегодное обследование. Студенты отмечают, что, например, к стоматологу идут не только когда заболит зуб, но и просто на профилактический осмотр, а также используют ирригаторы, ополаскиватели, зубную нить, посещают профессиональную чистку зубов раз в квартал. Многие посещают диагностические процедуры (на ЗППП, СПИД и др.) бесплатно проводимые Центром СПИДа. Достаточно высокий процент (56,2%) считают, что самореализация посредством хобби, расширения круга интересов, обогащения духовной жизни можно отнести к понятию «здоровый образ жизни». Немаловажно отметить, что молодежь одними из важных компонентов выделяет умение справляться со своими эмоциями, нахождение в гармонии с собой (46,7%), а также доброжелательные отношения с другими людьми (23,7%). И в заключении - это отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, токсических веществ, наркотиков) также составил 92,3%.

На вопрос «Считаете ли Вы необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?» ответы были следующие: «считаю, что это необходимо» - 60,9%; «считаю, что это важно, но не главное в жизни» -36,7%; «эта проблема меня не волнует» - 2,4%, что свидетельствует о большой заинтересованности студентов в соблюдении принципов здорового образа жизни.

Логически вытекает вопрос о том, что, студентам, возможно, мешает придерживаться ЗОЖ, и были получены следующие ответы. Перед нами предстала триада трудностей - это недостаточно развитые волевые качества личности (74,1%); материальные трудности (31%) и недостаток времени (30,4%).

Пятый вопрос имел следующее содержание «Дайте оценку состояния вашего здоровья» и соответственно, были получены следующие ответы - «удовлетворительное» - 46,2%; «хорошее» - 42,6%; «слабое» - 11,2%.

На вопрос «Часто ли вы посещаете врача?» были получены такие ответы - «ежемесячно» - 4,1%; «прохожу ежегодный осмотр» - 28,5%; «2-3 раза в год» - 27,8%; «редко» - 39,6%.

Здоровый образ жизни подразумевает определенный уровень здоровья и прием лекарств только по назначению врача, поэтому был задан вопрос «Как часто вы принимаете лекарственные препараты?» и получены ответы: «редко» - 74,6%; «довольно часто» - 20,1% (категория часто болеющих и ослабленных); «постоянно» - 5,3% (хронические заболевания, предполагающие пожизненный прием лекарственных препаратов).

На восьмой вопрос «Придерживаетесь ли Вы здорового рациона и режима питания?» нами были получены следующие результаты: «да» - 12,4%; «иногда» - 52,7%; «нет» - 34,9% (причины - материальные трудности и недостаточно развитые волевые качества личности). Отход ко сну до 22 ч (3%) и после 22 ч. (97%).

Регулярно 2-3 раза в неделю занимаются спортом - 18,3%; иногда - 45,6% (если есть время, деньги, желание) и не занимаются вообще - 36,1% (лень, недостаточно развитые волевые качества личности, стесняются лишнего веса). Занимающихся спортом попросили указать его вид и перед нами предстала следующая картина: спортивные танцы; шашки, шахматы, пулевая стрельба, спортивная ходьба, кардиотренировки, калланетика, пилатес, бег, фитнес, зарядка, плавание, большой теннис, настольный теннис, велоспорт, волейбол, легкая атлетика, баскетбол, футбол, мас-реслинг, северное многоборье, борьба, бокс, сайкл, аэробика, гиревой спорт, йога, пауэрлифтинг и др.

Был задан вопрос «Как часто вы употребляете алкогольные напитки?» и получены следующие ответы: «не употребляю» - 66,3%; «редко» - 32,5%; «несколько раз в неделю» - 1,2%. По поводу курения студенты

дали такие ответы: «не курю» - 86,4%; «курил, но бросил» - 7,7%; «курю» - 5,9%. И вопрос курящим (5,9% -10 студентам), поэтому за 100% берется 10 студентов. Выкуривают менее 1 пачки в день - 70%; более одной пачки в день - 20%; 1 пачку в день - 10%.

На вопрос «Пробовали ли вы когда-нибудь наркотические или токсические вещества?» были такие ответы: «нет» - 97%; «да» - 3%. И среди пробовавших 3% был дополнительный вопрос «Сколько раз вы употребляли ПАВ?" и был такой ответ «1 раз». Данные единичные случаи были в подростковом периоде по причинам: «за компанию», «любопытно», «назло родителям, после ссоры».

Далее вопрос «Часто ли вы подвержены стрессам?». Ответы - «время от времени» - 58,6%; «нет» -21,9%; «да» - 19,5%. В «группе риска» 19,5% студентов и частично - 58,6%, поэтому следующий вопрос был направлен на указание причин стресса и мы получили следующие результаты, что поводом для стресса в студенческой среде выступают: «проблемы с учебой» - 62,1%; «финансовые трудности» - 42,6%; «проблемы в семье» - 38,5%; «одиночество» - 37,9%; «проблемы в коллективе» - 17,2%; «внутренний конфликт» - 0,6% и др.

Одним из важных компонентов, который необходимо учитывать при ведении здорового образа жизни -это уровень здоровья, поэтому нами был задан вопрос «Есть ли у Вас какие-либо из указанных заболеваний?» и были даны следующие ответы: «заболевания сердечно-сосудистой системы» - 22,5%; «заболевания опорно-двигательного аппарата» - 7,1%; «заболевания желудочно-кишечного тракта» - 18,9%; «сахарный диабет» -0,6%; «здоров» - 51,5%. Более половины контингента не имеют хронических заболеваний, но значителен процент студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, что отражается запросе на мероприятия, которые хотели бы студенты в стенах вуза - это ежедневные выходы на стадион желающих, лектории по запросу, а не по шаблону, посещение анатомического музея с последствиями не соблюдения ЗОЖ, лекционные и практические занятия по правильному питания, просвещение по соблюдению правильного питания, побольше соревнований по разным видам спорта, не увлекаться нормативами, эстафета факультетов, современный формат пропаганды ЗОЖ, тренинги по правильному питанию и формированию полезных привычек, мероприятия по правильному питанию, ежемесячно проводить «Один день правильного питания в вузе», профилактические беседы с привлечением психологов в живом формате, игры и игровые тренинги по формированию полезных привычек, квесты, курсы по преодолению стрессов, курсы формирования гармонии внутри себя, проводить «День ЗОЖ», бесплатная чистая вода в свободном доступе, акции здоровья по подразделениям и т.д.

Выводы. Анализ запросов показал, что студенты желают физическую активность, но чтобы занятия физической культуры не сводились к нормативам, а именно на них формировали ЗОЖ (рекомендации по упражнениям на осанку, правильное поднятие тяжестей, «умение падать», как делать утреннюю зарядку и т.д. Чтобы ЗОЖ стал неотъемлемой частью студенческой жизни, т.е. это не разовые мероприятия, а, например, питание в столовых по принципам ЗОЖ, бесплатная чистая вода в свободном доступе, привлечение медиков и психологов для формирования полезных привычек. Студенты отмечают, что мероприятий в вузе много (слишком навязчиво подается ЗОЖ), но у некоторых формат неинтересный (устарелый), поэтому 60,9% не принимает участие в них.

Литература:

1. Рахматов А.А. Научные основы здорового образа жизни / А.А. Рахматов. - Текст // Образование и воспитание. - 2016. - №2(7). - С. 5-7.

2. https://mmtшd.gov.ш/uploads/editor/e4/60/НП%20Демография.pdf

3. https://mintrud.gov.rU/ministry/programms/demography/4

4.https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-1175-src-1611074036.5029.pdf

5. https://mintrud.gov.rU/ministry/programms/demography/3

6. https://infourok.ru/anketa-zdoroviy-obraz-zhizni-1855262.html

Педагогика

УДК 378.4

кандидат социологических наук, доцент Анникова Людмила Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Литвинова Екатерина Юрьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшег образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ SMART-ТЕХНОЛОГИЙ в образовательном процессе вуза

Аннотация. В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «психологическая готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза» в современной психолого-педагогической литературе; выделены ее структурные компоненты (познавательный, мотивационный, праксиологический и аксиологический); определены особенности данного процесса применительно к образовательной среде высшего учебного заведения. Авторами сделан вывод об особенностях формирования компонентов психологической готовности педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза на трех уровнях: репродуктивном, продуктивном и креативно-аналитическом, каждый из которых ставит свои задачи по развитию отдельных компонентов психологической готовности.

Ключевые слова: SMART-технологии, информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникационная компетентность педагогов, психологическая готовность педагога к использованию SMART-технологий.

Annоtation. In the article, the authors carried out a theoretical and methodological analysis of the content of the concept "psychological readiness of a teacher to use SMART technologies in the educational process of a university" in modern psychological and pedagogical literature; its structural components (cognitive, motivational, praxeological and axiological) are highlighted; the features of this process in relation to the educational environment of a higher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.