Научная статья на тему 'К вопросу о критериях информационной экономики'

К вопросу о критериях информационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубкова С. А.

Дан анализ переменам, порожденным информационной революцией, имеющим, по мнению автора, принципиальное значение, так как они преобразили многие стороны бытия современного человека. В связи с этим особый интерес представляет проблема формирования информационной экономики и ее организационных основ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of information economy criteria

According to the author`s opinion the changes caused by the information revolution have essentially transformed many sides of the modern human life. Hence the problem of information economics development is rather urgent to day.

Текст научной работы на тему «К вопросу о критериях информационной экономики»

К вопросу о критериях информационной экономики

С.А. Зубкова, преподаватель, Оренбургский ГАУ

Стремительное развитие экономических отношений на основе применения информационных технологий, начавшееся во второй половине ХХ в., обусловило современный кризис индустриальной парадигмы, рассматривающей индустриальные технологии как основу развития общественного строя производства. Кризис индустриальной парадигмы способствовал развитию такой области экономической науки, как информационная экономика (information economy), функционирование которой не поддается общей логике классических учебников экономической теории.

Это название фактически обрело уже статус официального, поскольку широко используется не только в средствах массовой информации и обществоведческой литературе, но и в официальных документах правительственных и международных организаций. Более того, в ряде стран и на международном уровне в последние десятилетия прошлого века появились государственные и межгосударственные программы, непосредственно нацеленные на развитие информационной экономики и включение в процесс ее становления развивающихся стран, на превращение этого процесса в глобальный, охватывающий подавляющее большинство государств мира.

Термин «информационная экономика» вошел в широкий научный оборот благодаря испаноамериканскому экономисту Мануэлю Кастель-су, который в 1996—1998 гг. опубликовал трехтомную монографию «Информационная эпоха: экономика, общество и культура». Эта работа послужила толчком для осмысления роли информации в современном мире и попыток создания стройной экономической теории информационного общества. «В последние два десятилетия в мире появилась экономика нового типа, которую я называю информациональной и глобальной... Информациональная (курсив М. Кастельса) — так как производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Глобальная (курсив М. Кастельса) — потому что основные виды экономической деятельности, такие, как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация, технологии, рынки) организуются в глобальном масштабе, непосредственно либо с использовани-

ем разветвленной сети, связывающей экономических агентов» [1].

Вместе с тем проблемы формирования информационной экономики и ее теоретические аспекты раскрыты недостаточно полно. Категориальный аппарат информационной экономики находится в стадии становления, границы между многими понятиями расплывчаты. При определении информационной экономики ведущие зарубежные и отечественные экономисты используют различные критерии: технологический, экономический, трудовой, пространственный, креативный. Данные критерии в определенной степени раскрывают ту или иную сторону информационной экономики.

Технологический критерий. Новые технологии принимаются за признак рождения информационного общества (имеются в виду кабельное и спутниковое телевидение, компьютерные сети, персональные компьютеры и т.п.). Предполагается, что такой объем технологических инноваций должен привести к научно-техническому и социально-экономическому переустройству мира.

Так, Япония является пионером в области новейших информационных технологий. Развитие коммуникационной среды достигло здесь такого уровня, что, по мнению специалистов, количество информации стало увеличиваться более чем на 10% ежегодно. Это даже позволило закрепиться выражению «дзехо когай» («информационное загрязнение окружающей среды») [2]. Как показывают исследования, именно использование новейших достижений телекоммуникационных технологий, на которые сделала ставку Япония, принесли ей обновление экономической и социальной сферы и, более того, мощные прорывы в производственной сфере на фоне неравномерного развития остального мира.

Экономика информационного общества носит инновационный характер, причем инновации обретают форму каскадов, а их диффузия в обществе протекает намного быстрее, чем раньше. Например, четверть населения США владела автомобилем через 35, телефоном — через 39 лет после их изобретения, а персональным компьютером такая же доля населения обзавелась за 18 лет, мобильным телефоном — за 13 лет, к сети Интернет подключилась всего за 7 лет [3].

Экономический критерий предполагает учет роста экономической ценности информации. Увеличение доли информационного бизнеса в ВВП трактуется как движение в направлении к информационному обществу.

Одним из первых использовал экономический критерий австро-американский ученый Фриц Махлуп, автор книги «Производство и распространение знаний в США» [4], который попытался определить границы «индустрии знаний» и ответить на вопрос о том, какая часть национального богатства является результатом производства, обработки и распространения информации. Американский экономист Марк Порат предложил ввести различие между первичным и вторичным секторами экономики, рассматривая информационный сектор как первичный.

Продукция наукоемких и информационных отраслей имеет большую долю добавленной стоимости, они демонстрируют высокие темпы роста производства и объемов сбыта. Мировой рынок информационных технологий по темпу прироста обгоняет так называемые традиционные отрасли производства. Так, размер рынка тяжелого машиностроения в 2003 г. оценивался примерно в 1850 млрд. долларов США, нефти — 841 млрд. долл., стали — 700 млрд. долл., а информационных технологий — 1090 млрд. долл. В 2004— 2005 гг. размер последнего рынка составил 1300 млрд. долл. [5]. При этом средний годовой прирост объемов наукоемких и информационных отраслей составлял 7%, тогда как в традиционных отраслях он был равен 2,7% [6].

В мировом производстве и на мировом рынке наукоемкой и информационной продукции господствующее положение занимают страны, наиболее продвинутые на пути построения информационного общества, — США, Япония, ведущие страны Западной Европы. По имеющимся оценкам, вклад информационного сектора в ВВП у стран-лидеров составляет порядка 30—40%, а по оптимистическим оценкам, даже более 50%.

ЛТ7 Л Г\

Трудовой критерий. Здесь рассматриваются структура занятости населения и тенденции изменения этой структуры. Предполагается, что общество вступает в информационную стадию своего развития, когда большинство занятых работает в информационной сфере. Движущей силой современной экономики являются люди, чья главная способность состоит в создании и использовании информации.

Трудовой критерий получил свое теоретическое обоснование в работах американского социолога Дэниела Белла — автора теории постиндустриального общества. Он предложил трехстадийную концепцию развития человеческого общества, согласно которой человечество проходит три стадии развития — аграрную, или доиндустриаль-ную, индустриальную и постиндустриальную. По Беллу, самый распространенный вид трудовой деятельности является определяющей чертой того или иного общества. Так, важнейший сдвиг в постиндустриальной экономике связан с возраста-

нием роли сектора производства и распространения информации.

В связи с распространением информационной экономики постепенно качественно изменяется характер трудовой деятельности. Значительная часть высококвалифицированных работников занята в высокотехнологичных отраслях, где человек вообще исключается из процесса производственной деятельности. На его долю приходятся функции наблюдения, исправления ошибок и программирования компьютеров. При этом управление объектом может осуществляться дистанционно, с расстояния в сотни и тысячи километров. Расширяются возможности интеллектуального труда. Позитивными социальными следствиями этого явления стали усиление роли образования, повышение культуры и материального благосостояния работников интеллектуальной сферы.

Занятость в информационном секторе экономики превышает соответствующие показатели для традиционных отраслей экономики. На рубеже ХХ—ХХ1 вв. доля занятых в России в сельском хозяйстве составляла 2—3% населения, в добывающей промышленности — порядка 15— 20%, а остальные были заняты в сфере обслуживания, значительная часть которой входит в информационный сектор. Мировой рынок высокотехнологичных отраслей обеспечивает самый высокий прирост занятости, в среднем более 4% ежегодно. На США приходится 33% занятых в этом секторе, Европу — 37 и Японию — 15% [5]. Приведенные цифры говорят о том, что на все остальные страны приходится порядка 15% всех занятых в мировом информационном секторе.

Пространственный критерий основывается на географическом принципе. Главный акцент делается на информационные сети, которые связывают различные места и поэтому могут оказать глубокое воздействие на различные аспекты общественной жизни.

Одной из наиболее интересных и масштабных работ в данном направлении является работа Мануэля Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура», где он рассматривает технологический прогресс как базис и в то же самое время как выражение происходящих глобальных изменений: «Поскольку революция в информационной технологии охватывает всю область человеческой деятельности, именно она будет моим отправным пунктом в анализе сложностей становления новой экономики, общества и культуры» [1]. Современное глобальное общество он называет обществом сетевых структур, глобализацию он определяет в качестве новой капиталистической экономики, для которой свойственны такие характеристики, как информация, определяющее влияние информационных технологий и их реализация через сетевые структуры.

Становление информационной экономики в национальном и международном масштабах теснейшим образом связано с глобализацией. Она сегодня является общим фоном, на котором разворачиваются все другие преобразования в экономике, культуре, политике. Наиболее развитые страны стремятся уменьшить экономические и торговые барьеры и выйти на глобальный рынок. Они поддерживают технологические нововведения с целью создания новых предприятий, а также продажи товаров и услуг на глобальном рынке.

За последние пятнадцать-двадцать лет информационный сектор экономики во многих странах мира значительно вырос. Информационный сектор опирается на высокие технологии, создаваемые в основном электронной промышленностью, и составляет основу сферы услуг. Лидерство в электронной промышленности означает лидерство и в темпах роста, и в области технологий, и в международных политических делах, и в сфере безопасности.

Какие именно отрасли можно отнести сегодня к информационным наукоемким? Общепризнанной классификации информационных наукоемких отраслей не существует, и у разных авторов можно встретить несколько различающиеся перечни. Наиболее авторитетным в этом вопросе источником является, на наш взгляд, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят все передовые промышленно развитые страны. В начале 90-х гг. ХХ в. эта организация выполнила подробный анализ прямых и косвенных расходов на научные исследования и разработки в 22 отраслях промышленности 10 стран — США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, Канады, Италии, Нидерландов, Дании и Австралии. В расчетах учитывали затраты на науку, численность ученых, инженеров и техников, объем добавленной стоимости, объемы сбыта продукции, долю каждого сектора в общем объеме производства 10 стран. В конечном счете, к числу информационных наукоемких были отнесены четыре отрасли:

— аэрокосмическая;

— производство компьютеров и конторского оборудования;

— производство электронных средств коммуникаций;

— фармацевтическая промышленность.

Динамика долей мирового производства продукции четырех информационных наукоемких отраслей по классификации ОЭСР в период с 1980 по 1997 гг. показана в табл. 1.

Очевидно, что ведущими центрами на рынке информационной наукоемкой продукции являются «три кита» современной мировой экономики — США, Япония и Западная Европа. Безусловным мировым лидером выступают США,

1. Доли ведущих стран в мировом производстве информационной наукоемкой продукции, 1980—1997 гг. (%) [6]

Страна 1980 г. 1990 г. 1997 г.

США 33 30 32

ФРГ 8 7 5,5

Великобритания 7 6 4,4

Франция 4,5 4 3

Италия 2,5 2 1

Япония 20 24 22

КНР 1,8 3,9 7,2

Южная Корея 0,8 2,4 3,7

которые производят почти треть мирового объема, причем положение их в течение рассматриваемого периода меняется незначительно. Второе место принадлежит Японии. Разрыв между США и Японией значителен — 10% мирового объема производства, но это величина, превосходящая доли таких стран, как Великобритания и ФРГ вместе взятые, не говоря уже о других западноевропейских странах. Однако следует учитывать, что ВВП Японии примерно в 2,5 раза меньше, чем у США, так что для нее 10% отставания — это скорее успех, чем поражение. К тому же из таблицы отчетливо видно, что имеет место перераспределение долей в пользу новых индустриальных стран — КНР и Южной Кореи. Их доли возросли более чем в три раза, в основном за счет интенсивного наращивания производства наукоемких товаров, в первую очередь, компьютеров, на совместных с США или Японией предприятиях или расположенных в этих странах филиалах американских, японских и западноевропейских фирм.

Россия в этом плане значительно отстает не только от мировых лидеров, но и других стран. Она находится лишь на 69 месте по способности создавать и внедрять информационные наукоемкие технологии. Данное отставание может стать фатальным, если не произойдет никаких изменений, главным образом в экономической политике и институтах, отвечающих за эффективное функционирование наукоемких отраслей промышленности.

Креативный (от англ. creative — творческий, созидательный) критерий. Предполагается, что информационная экономика характеризуется доминированием творческой деятельности в общественной жизни. Совокупный объем творческой деятельности, выраженный в единицах времени, отражает степень зрелости информационной экономики.

Креативный критерий получил свое теоретическое обоснование в работах австро-американского экономиста Йозефа Шумпетера, который впервые в экономической науке рассмотрел творчество в качестве главного фактора экономического развития. По Шумпетеру, успех предпринимателя зависит, в первую очередь, от его способ-

2. Отличительные признаки информационной экономики

Признак Сущность, проявление признака

Ресурсы Информация, человеческий капитал, образование, информационные технологии

Субъекты Малые, средние и крупные предприятия, домохозяйства, государство

Инфраструктура Интернет, коммуникационные, финансовые, торговые, образовательные сети

Базовые институты Интеллектуальная собственность, конкуренция

Перспективные направления развития Информационные и коммуникационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии и др.

ности создавать «новые комбинации», т.е. специфические информационные продукты, которые в силу своей уникальности обеспечивают прибыль ее создателю. По истечении некоторого времени новая идея заимствуется конкурентами, в результате чего прибыль ее автора резко сокращается, и он встает перед необходимостью продолжения творчества. Таким образом, творчество становится неотъемлемым элементом жизнедеятельности предпринимателя.

В информационном обществе особое значение приобретают качество труда, его квалификация. Информационной экономике нужны работники с высокой профессиональной подготовкой, широко образованные, способные и готовые участвовать в стратегическом планировании. Это меняет отношения между работодателями и работниками, придает им скорее партнерский, чем «эксплуататорский» характер. Работники становятся не просто рабочей силой, а человеческим капиталом предприятия.

В этой связи возрастают роль и ответственность системы образования во всех ее звеньях, которые должны обеспечить и подготовку необходимого количества специалистов, в том числе научную элиту, и общий достаточно высокий уровень грамотности населения, необходимый гражданскому обществу. Система образования насыщается информационными технологиями. Получают широкое развитие такие формы высшего образования, как дистанционное, двойное высшее, формируется потребность в пожизненном образовании, и оно получает свое развитие.

Подводя итог сказанному выше, можно заметить, что в большинстве случаев под «информационной экономикой» понимают экономику, основанную на знаниях, информационных технологиях. При этом рассматривают «определенный тип» экономики, в которой основным источником роста выступают производство знаний, прогресс информационных технологий, развитие сферы НИОКР, накопление человеческого капитала и т.д.

Представленные подходы к определению понятия информационной экономики позволяют выделить ее отличительные признаки (табл. 2).

В XXI в. дальнейшее развитие информационной экономики является фактором научно-технического и экономического прогресса. Ни одна страна, претендующая на заметную роль на ми-

ровой арене и стремящаяся к обеспечению экономического роста, повышению уровня и продолжительности жизни своих граждан, не сможет решить этих задач без концентрации усилий на совершенствовании, укреплении и максимально эффективном использовании своего научно-технического потенциала. Это в полной степени относится к России. Задача перехода к информационному обществу стоит и перед ней.

Как отмечал Президент РФ, выступая перед Федеральным собранием с Посланием 16 мая 2003 г., «ни одна страна, каких бы размеров и какой бы богатой она ни была, не может развиваться успешно, если она изолирована от остального мира». Россия участвовала в принятии Окинавской хартии глобального информационного общества (июль 2000 г.), поддерживает и разделяет изложенные в ней идеи, готова внести свой вклад в достижение поставленных Хартией целей. Но, как и у любой другой страны, путь России в информационное общество должен отвечать ее национальным интересам и исходить из ее особенностей.

Инструментом реализации стратегии информатизации в России является Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2000— 2010 гг.)». Выполнение этой программы позволит сформировать информационную и телекоммуникационную инфраструктуру, расширить информационную среду и наполнить ее соответствующим содержанием. Все это будет способствовать повышению уровня информационной культуры и компьютерной грамотности в России, продвижению страны на мировой рынок интеллектуальной продукции и тем самым — непосредственному ее участию в разработке стратегии развития мировой информационной системы.

Литература

1. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / под ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВНЭ,

2000. С. 81.

2. Чугров, С. Япония в век информатизации // МЭ и МО. 2004. № 10. С. 102.

3. Bonvillian, W.B. Science at a crossroads // Technology in society. N.Y. etc, 2002. Vol. 24. N 1/2. P. 30.

4. Machlup, F. TheProduction and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, 1962.

5. Сухарев, О. Информационный сектор экономики: проблемы развития // Журнал экономической теории. 2007. № 1.

6. Авдулов, А.Н. Контуры информационного общества / А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин; РАН ИНИОН; Центр науч.-информ., исслед. по науке, образованию и технологиям. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.