что логично в целях сохранения контроля над деятельностью и положения компании на рынке. Исходя из международной практики корпоративного формообразования, госмонополист следует принципу усиления централизации принятия стратегических решений в сочетании с постепенным перераспределением отдельных функций ОАО "РЖД" на различных уровнях управления.
Опыт работы крупнейших российских компаний, имеющих большое число ДЗО, показывает, что очень важным аспектом является создание системы оценки и мотивации представителей материнской компании в органах в органах управления и контроля ДЗО. От этих людей в решающей степени будет зависеть сохранность активов, переданных материнской компанией в ДЗО, эффективность работы этих компаний и их руководства, получение материнской компанией адекватной доли выгоды от участия в ДЗО. Следовательно, необходимо создать такую систему, которая бы мотивировала представителей материнской компании в советах директоров, ревизионных комиссиях, на общих собраниях ДЗО добросовестно выполнять свои функции, вникать в особенности бизнеса этих компаний, осуществлять действенный контроль за деятельностью их менеджмента, создавать эффективные системы его мотивации. Эта система должна давать ответы на вопросы - как следует оценивать работу представителей материнской компании в органах управления и контроля ДЗО, следует ли выплачивать им вознаграждение за выполнение этих функций, учитывать качество этой работы при решении вопроса об их карьерном продвижении, привлекать внешних лиц (внешних директоров) для представительства интересов ОАО "РЖД" и т.п. Такую систему, например, в настоящее время разрабатывает ряд крупнейших российских компаний, имеющих холдинговую структуру.
Кроме того, внедрение системы корпоративного формообразования не должно ограничиваться только сферой отношений материнской компании с ДЗО. В материнской компании тоже есть ряд сфер, в которых использование современных принципов формообразования может способствовать повышению эффективности ее деятельности. Конечно, тот факт, что в настоящее время 100% акций ОАО "РЖД" принадлежит государству, необходимо учитывать. Однако это не должно являться препятствием для
внедрения принципов передовой практики корпоративного формообразования, особенно в таких □ сферах, как организация работы совета директоров (созданием комитетов с привлечением к работе в О них внешних экспертов), управление рисками, система внутреннего контроля, раскрытие информации.
КРАСНОШТАНОВА A.B.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО КАПИТАЛА В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
о
I— ®
I—
s о а
CD
Современная эпоха - эпоха глобализации, отличающаяся углублением международного разделения труда и международной кооперации, бурным развитием интеграционных процессов, прежде всего на региональном уровне, а также взаимосвязанностью различных сфер общественной жизни, вклю- ^ чая экономику, политику, социальную сферу, экологию, безопасность, культуру. Объективно можно ^
о о Ö
сказать, что материальной основой глобализации послужило динамичное развитие всех видов инфор- о мационных технологий, которые определяют картину настоящего и в еще большей мере будут определять картину будущего.
На основе новейших коммуникационных и информационных технологий происходит втягивание всего мирового сообщества в открытую систему общественно-политических, финансово-эконо- ° мических и социально-культурных связей, что является качественной отличительной особенностью о
п
явления, которое мы называем глобализацией. В связи с этим "глобализацию можно определить как ^
процесс вовлечения всех стран в формирование единого экономического, социального и культурного |
пространства с возможностью интерактивного общения в реальном времени на базе современных ®
информационных и телекоммуникационных технологий. Именно в этом понимании глобализацию ^
можно считать информационной" [8, с. 42]. 5
Предпосылкой создания глобального мира, по мнению И.А. Стрельца, стало именно наличие новых си
коммуникационных возможностей, которые возникли благодаря развитию новых коммуникационных средств, технологии Интернет, что снизило издержки распространения информации на уровне межличностных и производственных связей. Формируется глобальная экономика, получившая назва-
ние метаэкономики, предполагающая изменение того социоэкономического пространства, которое существовало прежде.
Мы также разделяем позицию американского социолога Мануэля Кастельса, который в фундаментальном исследовании "Information Age: Economy, Society and Culture", посвященном всестороннему анализу цивилизационных процессов, вызванных к жизни принципиально новой ролью в современном мире информационных технологий, характеризует сложившуюся в последние два десятилетия экономику нового типа, именуя ее глобальной и информациональной.
Важно отметить, что М. Кастельс делает существенное различение между известными концепциями "информационного общества" (information society) и собственной концепцией "информацио-нального общества" (informational society). Если в первом случае подчеркивается определяющая роль информации в обществе, то, по мнению М. Кастельса, информация и обмен информацией сопровождали развитие цивилизации на протяжении всей истории человечества и имели критическую важность во всех обществах. В то же время зарождающееся "информациональное общество" строится таким образом, что "от способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию зависят производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике (будь то фирма, регион или нация)". И наконец, "информациональная и глобальная ? потому что в новых исторических условиях достижение определенного уровня производительности и существование конкуренции возможно лишь внутри глобальной взаимосвязанной сети" [5, с. 81-83].
Таким образом, современный мир переживает кардинальные изменения, и ядро трансформаций связано с технологиями обработки информации и коммуникацией. Революция в информационных технологиях является основой в анализе сложностей становления новой экономики, общества и куль-И туры.
Z Информационные технологии поднимают значение знания и информационных потоков. Так,
возрастающая роль знания отмечалась Д. Беллом, А. Туреном, q 0. Тоффлером и другими теоретиками постиндустриального общества. Появление термина "по-
□ стиндустриальное общество" связано с именем американского социолога Д. Беллом, который в своем ^ выступлении на международном социологическом семинаре в Зальцбурге в 1959 г. впервые употре--<> бил это понятие в том значении, в котором оно употребляется сегодня. Имеется в виду обозначение этим термином общества, где индустриальный сектор теряет свою доминирующую роль из-за роста ® значимости технологического компонента, а основная производительная функция отводится науке, и знаниям. Цель данной дефиниции - подчеркнуть значение и роль нематериальной сферы в развитии ф современной экономики.
со -
| Классическая теория постиндустриализма объединяет три утверждения и предсказания:
1. Источник производительности и роста находится в знании, распространяемом на все области о экономической деятельности через обработку информации;
Ее 2. Экономическая деятельность смещается от производства товаров к предоставлению услуг;
®
ЕЕ 3. В новой экономике будет расти значение профессий, связанных с высокой насыщенностью их
о. представителей информацией и знаниями.
< Обычно выделяют три этапа в процессе формирования и становления постиндустриального об-
о о
щества [4, с. 724]:
- начало первого этапа связывают с нефтяным шоком 1973 г., заканчивается он в начале 1980-х годов;
- начало 1980-х годов - 1989 г. - второй этап, когда возникает противостояние постиндустриальных стран и новых индустриальных стран;
£ - третий этап начался в 1992 г. и продолжается по настоящее время, будучи связанным с инфор-
мационной революцией в западных странах. ^ В рамках постиндустриальной теории ряд авторов обращает внимание на характерные черты
® зарождающейся новой технологической цивилизации, причем когда сторонники постиндустиальной >| теории показывают значение происходящих технических изменений, они чаще всего в качестве примера приводят информационные технологии. Заметен также вклад российского ученого В.Л. Иноземцева. Он выделяет три основные черты современного постиндустриального общества [3, с. 74-75]:
1. Устранение ресурсных ограничений экономического роста при преобладании в структуре потребления информационных благ;
2. Вовлечение все большей части населения в производство высоко технологичных товаров и
о
ф
услуг и как следствие - уменьшение зависимости от стран - производителей промышленной продукции;
3. Новое качество экономического роста, при котором самой эффективной формой накопления становится развитие людьми собственных способностей, а наиболее прибыльными инвестициями -инвестиции в человека.
Постепенно формируется теория информационного общества как модификация концепции по-стиндустриалного общества, в рамках которой научное знание и технологический прогресс подчеркиваются в еще более явно выраженной форме. Термин "информационное общество" вводится в науку в начале 1960-х годов независимо друг от друга Ф. Махлупом в США и Т. Умесао в Японии.
Информационные технологии продолжают развиваться и начинают оказывать определяющее влияние на все стороны жизни общества. В процессе формирования информационного общества можно выделить три ступени: создание ЭВМ, первая из которых появилась в 1945 г., создание работающих на микропроцессорах компьютерах и развитие мобильной связи. Знание, информация и способы ее обработки становятся решающим фактором инновационного развития общества.
Японский экономист Й. Масуда, например, определяет информационное общество как такое общество, в котором точкой опоры являются информационные ценности в большей степени, чем материальные ценности, и экономика которого оценивает капитал, воплощенный в знания (капитал-знание), выше, чем капитал в материальной форме (реальный капитал). Формирование теории информационного общества, т.е. такого общества, в котором производство информационного продукта оказывается приоритетнее производства материальных ценностей, становится вполне закономерным.
Сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием четвертого сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и сектором услуг, а капитал и труд - основа индустриального общества - уступают место информации - основе информационного общества. Доля информационного сектора за последние десять лет значительно
П
01
г
выросла и составляет в развитых странах 45?65% [6, с. 7]. □
Таким образом, по мере развития информационных технологий и усиления влияния информа- О ционных процессов на экономику и общество в целом происходит переосмысление теоретических
концепций, отражающих данные события. Так, идеи нового индустриального общества и постиндуст- ^
риального общества постепенно модифицировались в концепции информационного общества. а
Информационная парадигма базируется на следующем фундаментальном положении: субстан- ®
цией разнообразных социально-экономических явлений и процессов является информация [1, с. 78]. о
Информация стала самостоятельным ресурсом, имеющим специфическую ценность. Информация ®
СО
- это ресурс, который легче любых других проникает через все границы, преграды, и поэтому именно | этот ресурс становится проводником мировых глобализационных процессов. ^
Особый интерес представляет научный анализ содержания категории "информация". Сегодня этот о вопрос остается открытым, поскольку в определениях этого понятия преобладающим остается инту- ^ итивный подход, ориентированный на восприятие информации как некоторых сведений, сообщений ^ о социальных и других процессах, активно используемых людьми. ^
Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и ^ занимает важное место в различных науках, например, в физике, биологии, психологии, экономике, о социологии и других. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельно- 0 сти и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется о следующее определение информации: "информация - это средство снижения неопределенности и риска, способствующее реализации определенных целей субъекта" [10]. В данном определении учитывается возможность информации приносить выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем.
Следует отметить, что информация может снижать неопределенность, но, не представлять ценность для экономического агента из-за отсутствия потребностей, которые могла бы удовлетворить данная информация. Поэтому следует дополнить определение информации как средства снижения неопределенности ее способностью обеспечивать достижение целей или реализацию потребностей субъекта.
Формы существования информации в экономике разнообразны - она материализуется в различных предметах, в том числе в средствах труда, существует в неовеществленной форме, в том числе в виде информационных продуктов и услуг, знаний людей. Понятия знания и информация следует от- о
о
делять друг от друга. Дж. Ходжсон объясняет это различие следующим образом: "Информация - совокупность данных, которые уже интерпретированы, которым удалось придать некий смысл. А знания - продукт использования информации" [9, с. 34]. То есть, знания являются переработанной информацией, они отражают связь между явлениями, выявленные закономерности. Информация, как и знания, несомненно, представляют собой разновидность экономических благ, они удовлетворяют потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования.
Информация как экономическое благо обращается в экономике как товар (информационных продуктов, услуг), а также как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты НИОКР и прочие.
В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. В результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.
Для осуществления информационного производства требуется исходное сырье - информация и ранее созданные знания, которые присутствуют идеально, формируя в последующем всю материаль-П ную конструкцию результатов трудового процесса. Обладая ими, работник в виде окончательного ¡Ё идеального образа будущего результата труда, знания той последовательности, своеобразного строя мыслей подчиняет весь ход проводимых операций. Сегодня такого рода информация формирует корд поративную культуру, маркетинговые технологии, обеспечивающие конкурентоспособность не толь-□ ко фирмы, но и индивида.
^ Следовательно, общественная значимость человека всё более определяется не столько наличи-
-<> ем традиционных товаров, условий производства или денег (т.е. капитала в различных его формах), сколько наличием информационных ресурсов, научных знаний и информации, а также его социальным ф статусом. Приоритеты всё более смещаются от собственности и капиталов к научным знаниям и ин-и формации.
ф Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от тради-
СО
| ционных факторов производства - земли (природных ресурсов), труда, капитала. Воспроизводимость, безграничность и временная определенность ? три признака, которые отличают информационной
о
о ресурс от других ресурсов, что вносит существенные изменения в систему экономических отноше-х ний
Ф
ЕЕ Важно отметить, что информации как экономическому ресурсу присуща дихотомия распростра-
о. ненности и редкости [2, с. 419]. С одной стороны, информация легко тиражируема, не уничтожается,
< а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. В то же время, она является редким ресурсом
^ благодаря уникальности процесса ее производства и использования, главным субъектом которого
о выступает человек.
о В настоящее время одними из наиболее актуальных проблем являются проблема сильного ин-
^ формационного давления на людей, усиливающегося с ускорением процесса накопления информации,
£ а также распространение методов деструктивного информационного воздействия, ведущего к нега-
£ тивным последствиям. Накопленные объемы информации и знаний не успевают перерабатываться, создаются большие массивы ненужной (по крайней мере, в настоящий момент) и дублирующей ин-
^ формации. Социальные и экономические институты, не успевают адаптироваться к изменениям.
® Возникает явление, получившее название информационных шумов - ситуация, когда затрудня-
>| ется принятие рационального решения вследствие стремительного увеличения объема избыточной,
5 неточной информации, что снижает потенциальный рост эффективного производства. Сложностью
® становится уже не факт получения информации, а возможность ее качественной обработки. Но наря-
2 ду с этим существует потребность в знаниях, которые снижают уровень неопределенности в эконо-
§ мике и обеспечивают решение сложных проблемы формирования информационного капитала
<т) В функционировании информации как экономического ресурса особое значение имеют техни-
ческие и технологические аспекты ее использования и обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономики, выявили резервы прогрессивного развития. "Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима" [7, с. 415]. Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов.
Виртуальные финансовые компании, транснациональные страховые корпорации и банки в своей деятельности базируются на эффективной организации информационных взаимодействий, создании и накоплении знаний, баз данных, обмене знаниями, позволяющих им достигать преимуществ в области инноваций, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности. Таким образом, особенностью современной экономики является не центральная роль информации, а применение "информации к генерированию знаний и устройствам, обрабатывающим информацию и осуществляющим коммуникацию, в кумулятивной петле обратной связи между инновацией и направлениями использования инноваций" [5, с. 51].
Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить коммерциализацию информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.) и воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), влияние на потребности клиентов. ^
Литература. □
1. Дятлов С.А. Принципы информационного общества//Информационное общество.2000. Вып. 2. О
2. Иноземцев В.Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М.: Academia, 1998.
3. Иноземцев В.Л. Пределы "догоняющего развития". М.: "Экономика", 2000. ^
4. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. М.: Academia - Наука, 1999. D
5. Кастельс М. Информациональная эпоха: экономика, общество и культура / Под ред. О.И. Шка- ® ратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. g
6. Мельянцев В. Информационная революция ? феномен "новой экономики" // Мировая эконо- ®
СО
мика и международные отношения. 2001. № 2. |
7. Пильцнер П. Безграничное богатство // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: ^ Academia, 1999. о
8. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. М.: Экзамен, 2003. ^
9. Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложно- Í сти // Вопросы экономики. 2001. № 8. g-
10. Шуть О.Н. Информация как экономический ресурс // http://www.cfin.ru/ bandurin/article/
о о
sbrn02/08/shtml
БЕЛОКОПЫТОВ И.А.
о о
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА о
о
- о
сь
5
х
В последнее десятилетие общеупотребительны стали такие понятия и категории, как инвести- о ционный климат, инвестиционная привлекательность и др. Они, также как и сама категория "инвес- т тиции", успешно адаптировав-шаяся в русском языке и получившая законодательное оформление, 5 являются заимствованными. Но в отличие от материнской категории, перечисленные производные не ^ всегда имеют однозначное определение в силу того, что они не прописаны ни в одном законодатель- 5 ном акте Российской Федерации. К тому же не встретишь их определения и в недавно вышедшем о Областном законе Ростовской области "Об инвестициях в Ростовской области" [1], не-смотря на упо- 9 минание некоторых из них в тексте закона. В целях раскрытия приведённых терминов автором про-
о