Научная статья на тему 'К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся'

К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10152
756
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / SUCCESS OF THE LEARNING / LEARNER-CENTERED APPROACH / ACADEMIC PERFORMANCE / EDUCATIONAL ATTAINMENT / CRITERIA OF SUCCESS OF THE LEARNING / INDICATORS OF SUCCESS OF THE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширяев Е.А.

В статье приводится теоретический анализ существующих подходов к определению критериев и показателей успешности обучения. Выделено два подхода к определению сущности успешности обучения: результативный и личностно-ориентированный. Устанавливается взаимосвязь между авторским пониманием успешности и выделенными критериями успешности. Автор дает собственную трактовку понятия«успешность обучения»: положительный результат учащегося в учебе, подкрепленный позитивно-адекватной самооценкой ученика достигнутого результата и положительным отношением окружения учащегося к его результатам, сопровождаемый позитивным эмоциональным состоянием. На основании данного определения автор выделяет следующие критерии успешности обучения: когнитивный, мотивационный, социально-психологический и эмоционально-волевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a theoretical analysis of approaches to the definition of criteria and indicators of success of learning. Author identifies two approaches to defining the essence of success of tlearning: effectivenessand learner-centered. It sets the relationship between the author's understanding of success and highlighted the success criteria.In the article the author's interpretation of the concept of "learning success": a positive result in the student's learning, backed up by adequate self-esteem, positive student results achieved and the positive attitude of the stu-dent's environment to its results, accompanied by a positive emotional state. Based on this definition, the authoridentifies the following criteria for the success of learning: cognitive, motivational, social, psychological and emotional and volitional.

Текст научной работы на тему «К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся»

УДК 37-01

К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ И ПОКАЗАТЕЛЯХ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ

ON CRITERIA AND INDICATORS OF PUPILS LEARNING SUCCESS

Е.А. Ширяев E.A. Shiryaev

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Россия, 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1

Samara National Research University, 1, Académica Pavlova Str., Samara, 443011, Russia

E-mail: e.a.shiryaev @yandex. ru

Аннотация. В статье приводится теоретический анализ существующих подходов к определению критериев и показателей успешности обучения. Выделено два подхода к определению сущности успешности обучения: результативный и личностно-ориентированный. Устанавливается взаимосвязь между авторским пониманием успешности и выделенными критериями успешности. Автор дает сосбственную трактовку понятия «успешность обучения»: положительный результат учащегося в учебе, подкрепленный позитивно-адекватной самооценкой ученика достигнутого результата и положительным отношением окружения учащегося к его результатам, сопровождаемый позитивным эмоциональным состоянием. На основании данного определения автор выделяет следующие критерии успешности обучения: когнитивный, мотивационный, социально-психологический и эмоционально-волевой.

Abstract. The article presents a theoretical analysis of approaches to the definition of criteria and indicators of success of learning. Author identifies two approaches to defining the essence of success of tlearning: effectiveness and learner-centered. It sets the relationship between the author's understanding of success and highlighted the success criteria.

In the article the author's interpretation of the concept of "learning success": a positive result in the student's learning, backed up by adequate self-esteem, positive student results achieved and the positive attitude of the student's environment to its results, accompanied by a positive emotional state. Based on this definition, the author identifies the following criteria for the success of learning: cognitive, motivational, social, psychological and emotional and volitional.

Ключевые слова: успешность обучения, успеваемость, личностно-ориентированный подход, критерии успешности обучения, показатели успешности обучения

Key words: success of the learning, learner-centered approach, academic performance, educational attainment, criteria of success of the learning, indicators of success of the learning.

Введение

Приоритетной задачей современного образовательного процесса является успешность обучающегося. В современной педагогике достаточно проработанным является вопрос о сущности успешности обучения. Самыми распространенными являются результативный и личностно-ориентированный подходы. Но нерешенным остается вопрос о критериях и показателях успешности обучения учащихся.

Научные подходы к определению критериев и показателей успешности обучения

Подробную и разноплановую классификацию критериев успешности обучения приводит О.А. Яшнова. Критерий здоровья, по мнению автора, включает высокие показатели физического, психического и нравственного развития и бережное отношение к своему организму. К критерию психологического комфорта автор относит «чувство защищенности, уверенности, устойчивости, оптимистический взгляд на будущее, высокий уровень познавательной активности и социальной инициативы, желание посещать учебные и внеклассные занятия, стремление к общению с одноклассниками, высокая степень удовлетворенности статусом в классном коллективе, позитивное отношение ребенка к будущему, мотивация на успех и адекватная самооценка». Критерий результативности обучения подразумевает «высокую школьную мотивацию, положительное отношение к школе, высокий уровень общего умственного развития, высокий уровень овладения учебной дея-

тельностью, прочное усвоение программного материала, понятность ребенком программного материала, наличие специальных способностей, интересов и склонностей, прилежание, осознанность ценности результатов обучения и затраченных сил для их достижения» [11, с. 122-123].

По мнению Л.Е. Шубиной критерии успешности обучения можно разделить на пять блоков: «1) критерий знания материала; 2) критерий использования знаний при решении разнообразных задач; 3) критерий познавательной самостоятельности; 4) критерий сформированности интереса к предмету изучения, ценностного отношения к нему, мотивированности учащегося в дальнейшем изучении материала; уровня притязаний учащегося применительно к изучаемому предмету; 5) степень личной удовлетворенности ходом и результатами учебно-познавательной деятельности» [9, с. 48].

М.Я. Адамский выделяет следующие критерии успешности: 1) полное освоение образовательного стандарта: «знает, понимает, может анализировать, синтезировать, может применить. Индикаторы данного критерия — ученик может дать определение понятия, явлению, вычленить его в ряду других по существенным признакам, выявить, установить причинно-следственные связи, владеет способами решения (исполнения, применения)». Второй критерий — личное продвижение. К индикаторами личного продвижения автор относит преодоление учебного затруднения, осознанное исправление ошибки, решение сложной задачи, освоение сложного способа, вида деятельности, преодоление психологического барьера, наращивание темпа освоения учебного материала. Индикаторами третьего критерия — позитивных личностных проявлений социального и творческого характера являются положительный эмоциональный настрой коллектива в учебной деятельности, взаимопомощь и взаимовыручка, нестандартные решения, находки, [1, с. 57-58].

Понимание критериев успешности находится в тесной взаимосвязи с трактовкой успешности каждым автором. Так, успешность в учении рассматривается Ю.В. Братчиковой как «качественно-количественная характеристика результатов учебной деятельности учащегося, имеющая социальную и личную значимость, свидетельствующая о позитивном эмоциональном отношении к процессу и результату обучения». В работе понятие критерии и показатели выступают синонимичными. В соответствии с данным определением, автор выделяет две группы показателей успешности в учении. К субъективным показателям относятся уровень мотивации к учению, социометрический статус учащегося в классном коллективе, диагностика уровня самооценки учащихся, оценка уровня тревожности. Объективные показатели успешности включают в себя оценку успешности в учении учителем и оценку личных достижений учащихся при знакомстве с предметом [2, с. 86-87].

Три группы критериев успешности выделяет С.В. Фомина: когнитивный, показателем которого выступают «усвоение учеником понятий, целеполагание, самоактуализация, умение учеником делать выводы, предоставлять темы в конспекте, задавать вопросы на расширение знаний, чтение дополнительной литературы, академическая учебная успеваемость, критичность мышления». Деятельностный критерий подразумевает «умение ученика вступать в учебный диалог, дискуссию, решать проблемные задачи, выдвигать гипотезы и прокладывать путь их достижения, проявлять самостоятельность в деятельности, ответственность за свою учебу». Мотивационно-ценностный включает в себя «желание быть успешным в учебе, успешность как личностное достижение, заинтересованность в учебной деятельности, познавательный интерес» [6, с. 58].

По мнению Н.В. Шереметовой, изучающей педагогическую поддержку успешности в обучении русскому языку, к критериям успешности обучения можно отнести:

-критерий обучения: владение всеми элементами знания русского языка, способность выделять цель деятельности; высокий уровень овладения учебной деятельностью, прочное усвоение программного материала;

-мотивационный критерий: готовность младшего школьника к учебной деятельности; положительное отношение к урокам и к школе; мотивированность деятельности, высокий уровень познавательной активности; желание посещать учебные занятия; адекватная самооценка; позитивное эмоциональное отношение к учению, мотивация на успех;

-содержательно-операционный критерий: самостоятельность деятельности , самоорганизация деятельности - умение следовать организационным и управленческим воздействиям учителя, а также осуществление самоорганизации;

-рефлексивно-оценочный критерий: осознанность и готовность к открытию нового знания, удовлетворенность школьника результатами своей деятельности, осознанность ценности результатов обучения и затраченных сил для их достижения. [8, с. 18-19].

Т.Ю. Курапова определяет успешность как «качественную оценку результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого учащегося» и, соответственно, выделяет две группы критериев успешности обучения.

Первая группа - педагогические критерии включает в себя «способность ученика к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой и способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки» [4, с. 107]. Косвенным показателем данной группы критериев, по мне-

нию автора, служит успеваемость по школьным дисциплинам. Особо отмечается, что акцент следует делать не на поурочных баллах, а на оценках, полученных за самостоятельные и контрольные работы, выполненные без помощи учителя или коллективного обсуждения.

Ко второй группе - психологических критериев отнесены следующие: положительная динамика развития, положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса, социальная адаптированность, позитивные отношения между учеником и учителем, с одноклассниками, хорошее физическое и психическое здоровье и адекватно-позитивная самооценка и чувство благополучия в семье [4; с. 107].

Анализ педагогических исследований, посвященных изучению успешности обучения и ее критериям можно представить в виде таблицы:

Таблица 1

Анализ научной литературы по теме «Критерии успешности обучения»

Исследователь Интерпретация успешности обучения Критерии успешности обучения

О.А. Яшнова Достижение учащегося в социально-значимой деятельности — учебе и его признании со стороны других участников образовательного процесса: педагогов, родителей, одноклассников [11, с.64]. 1) Критерий здоровья 2) Критерий психологического комфорта 3) Критерий результативности обучения

Л.Е. Шубина Успешность учебно-познавательной деятельности — показатель эффективности учебного процесса [9, с. 32]. 1) критерий знания материала, 2) критерий использования знаний 3) критерий познавательной самостоятельности 4) критерий сформированности интереса к предмету 5) степень личной удовлетворенности учебно-познавательной деятельностью

М.Я. Адамский Личный результат учебной деятельности учащегося, проявляющийся в конкретных достижениях, выраженный в состоянии удовлетворенности этими достижениями, и подтвержденный позитивной оценкой ученика со стороны учителя [1, с. 44]. 1) Полное освоение образовательного стандарта, 2) личное продвижение, 3) позитивные личностные проявления социального и творческого характера

Ю.В. Братчикова Качественно-количественная характеристика результатов учебной деятельности учащегося, имеющая социальную и личную значимость, свидетельствующая о позитивном эмоциональном отношении к процессу и результату обучения [2, с. 77]. 1) Субъективные (мотивация, статус ученика в группе, самооценка, уровень тревожности) 2) Объективные (успеваемость, порт-фолио учащегося и др.)

С.В. Фомина Показатель личностных достижений, познавательной активности, социальной комфортности в ученическом коллективе и неформальном общении [6, с.6] 1) Когнитивный 2) Деятельностный 3) Мотивационно-ценностный

Н.В. Шереметова Достижение младшего школьника в практическом овладении русским языком, в осознании результативности и содержания собственной деятельности по усвоению языка, речевых, интеллектуально-речевых и коммуникативных умений, сопровождающихся интересом к учению, проявлением творчества в усвоении языковых знаний, языковых и общеучебных умений и навыков, оценке результатов своей деятельности [8, с. 8]. 1) критерий обучения 2) мотивационный критерий 3) содержательно-операционный 4) рефлексивно-оценочный

Т.Ю. Курапова Не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка. [4, с. 109]. 1) педагогические (усвоение образовательных программ и способность применять знания) 2) психологические (отношения с одноклассниками, динамика развития, здоровье учащегося, самооценка и др.)

Таким образом, все исследователи сходятся на том, что к критериям успешности обучения следует отнести обученность учащихся, усвоение учащимися образовательных стандартов. Немаловажными критериями считаются мотивация учащихся и позитивное отношение к учению, удовлетворенность учебной деятельностью, психологический комфорт. Другая выявленная закономерность — критерии успешности детерминированы авторской интерпретацией успешности, если автор придерживается результативного подхода к определению успешности, при котором успешность соотносится с эффективностью обучения (Л.Е. Шубина), высокой успеваемостью, освоением образовательной программы (Н.В. Шереметова) то определяющим критерием является успеваемость учащегося. Представители личностно-ориентированного подхода под успешностью понимают достижения, имеющие личную и социальную значимость (О.А. Яшнова, М.Я. Адамский, Ю.В. Братчикова, Т.Ю. Курапова) в качестве критериев помимо образовательных выделяют также личностные, такие как психологичексий комфорт ученика, его положение в коллективе.

Критерии и показатели успешности обучения учащихся

В настоящем исследовании под успешностью обучения понимается положительный результат учащегося в учебе, подкрепленный позитивно-адекватной самооценкой ученика достигнутого результата и положительным отношением окружения учащегося к его результатам, сопровождаемый позитивным эмоциональным состоянием. Данное понимание детерминирует выделяемые нами критерии и показатели успешности обучения.

Первым критерием успешности обучения будет когнитивный, который будет отражать результаты учебной деятельности учащихся. Учебная деятельность, имеющая конкретные результаты стимулирует познавательную потребность и познавательную активность [3, с. 146]. Показателем когнитивного критерия будут служить непосредственные оценки ученика, участие в олимпиадах, получение похвальных листов, грамот и другие достижения учащихся, связанные с учебой. Вопрос о том, что можно отнести к образовательным достижениям учащихся является дискуссионным.

Е.В. Шахарьянц под образовательными достижениями понимает предметные умение применить их на практике, метапредметные знания и умения, сформированная ИКТ-компетентность, коммуникативные навыки и др. [7, с. 113].

О.К. Ямашкина в качестве наиболее объективного средства учета образовательных достижений определяет портфолио, которое включает портфель достижений учащегося; портфолио работ, портфолио отзывов, а также самоанализ школьником своей деятельности и ее результатов [10, с. 82].

Данные исследований показывают, что вопрос об оценке достижений является дискуссионным, поэтому предоставляется необходимым выделить несколько уровней данного критерия. Первый уровень — высокий, к которому можно отнести учащихся, успевающих на 4 и 5, и имеют конкретные достижения, связанные с учебной деятельностью (олимпиады, конференции, конкурсы). Средний уровень — учащиеся успевают в основном на оценки 4 и выше и могут иметь достижения, непосредственно не связанные с учебой (творческие конкурсы, спортивные соревнования); и низкий уровень, который предполагает успеваемость на 2-3. Выделение в качестве показателя когнитивного критерия успеваемости видится необходимым ввиду того, что самый очевидный результат учебной деятельности — это оценки, получаемые учащимися на уроке, а важной составляющей успешности является результат деятельности. Но, на наш взгляд, данный критерий не является определяющим, так как обучающийся может учиться на отлично и не быть успешным, как впрочем, и наоборот.

Многочисленные исследования показывают взаимосвязь успешности обучения и оценочных действий учителя и учеников класса: мотивация учащегося, не справляющегося с заданиями, будет ниже, уверенность в собственных силах также будет падать. Сложные отношения в классном коллективе также будут негативно влиять на успешность учащихся. Учащийся, которого не принимают в классе, может учиться средне, даже имея хорошие способности, чтобы не выделяться среди сверстников. В целом, исследователями доказана актуальность социально-педагогической функции в воспитательной деятельности, выражающуяся в том числе во включении учащегося в систему социальных связей и взаимодействии с семьей учащихся. [5, с. 298]

Нельзя исключать и такой важный фактор как влияние семьи на ощущение успешности обучения. В семьях, в которых существуют конфликты и серьезные разногласия, дети зачастую не получают необходимой поддержки, вследствие чего становятся менее мотивированными, появ-лются проблемы с учебой.

Таким образом, важное значение имеет социально-психологический критерий, отражающий характер взаимоотношений с семьей и классным коллективом. В исследовании осознанно делается акцент только на этих двух группах, так как, во-первых, учащийся проводит больше всего времени в классном коллективе и в семье, и во-вторых, данные группы имеют наиболее явную

возможность оценивать учебные достижения учащегося. Помимо взаимоотношений с семьей и одноклассниками успешность характеризует личная удовлетворенность учебой, решающее значение для которой будет иметь адекватная самооценка учащегося. Соответственно показателями данного критерия служат социометрический статус учащегося, отношения в семье учащегося, самооценка учащегося и удовлетворенность учебным процессом.

Социально-психологический критерий также подразумевает деление на три уровня. Высокий уровень предполагает позитивно-адекватную самооценку учащегося, положительный характер семейных отношений (высокая сплоченность, отсутствие конфликтов) и положительный социометрический статус. Для среднего уровня допустимы колебания уровня самооценки как в сторону завышенной, так и заниженной, или же нормальный уровень в случае негативного социометрического статуса или отношений в семье. Низкий уровень предполагает заниженную самооценку, низкий социометрический статус и невысокую шкалу семейных ценностей.

Успешность подразумевает позитивный настрой учащегося, показателем чего выступает отношение к учению и школе. Эмоции играют очень большую роль в деятельности человека. Деятельность, которой человек увлечен, выполняется быстро и дает хороший результат. И наоборот, деятельность, которая сопровождается отрицательными эмоциями, угнетает и потому мало продуктивна. Это полностью относится и к учебной деятельности школьников. Показателем эмоционально-волевого критерия, соответственно, является отношение учащихся к учению.

В эмоционально-волевом критерии также можно выделить различные уровни. Низкий уровень характеризуется отсутствием позитивного отношения школьников к учению, средний характеризуется нестабильностью позитивного отношения школьников к обучению, высокий уровень характеризуется устойчивым позитивным отношением учащихся к учебе.

Мотивационный критерий. Важным фактором, определяющим успешность любой деятельности, в том числе и учебной является мотивация. Мотивация учащегося определяет личную значимость результата, что является необходимым компонентом успешности обучения. В данном критерии можно выделить три уровня, высокий, предполагающий сформированный познавательный интерес, средний, при котором мотивы неустойчивы и низкий, при котором мотивы достижения и отсутствуют.

Заключение

Таким образом, исходя из нашего понимания сущности успешности обучения, было выделено четыре критерия: когнитивный, социально-психологический, мотивационный и эмоционально-волевой (рис. 1).

Рис. 1. Критерии успешности обучения

Каждый критерий подразумевает наличие высокого, среднего и низкого уровня показателей. При этом низкий уровень одного из критериев значительно влияет на общую успешность обучения учащегося.

Таблица 2

Критерии и показатели успешности обучения учащихся

Критерий Показатели Уровни

Когнитивный Успеваемость учащихся, результативное участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Высокий - оценки преимущественно отлично и хорошо, результаты на олимпиадах, конференциях и т. д. Средний - оценки преимущественно хорошо, отлично, Низкий - учащийся не успевает, большинство оценок - удовлетворительно

Социально--психологический Уровень самооценки учащегося, положение учащегося в коллективе, отношения в семье. Высокий - позитивно-адекватная самооценка, хорошие отношения в семье и классном коллективе; Средний - возможны небольшие проблемы в одной из групп учащегося — семье, классе или же заниженная самооценка; Низкий - проблемы в двух из перечисленных групп, низкая самооценка, неудовлетворенность учебными достижениями.

Мотиваци-онный Уровень притязаний учащегося, мотивация к учебной деятельности. Высокий - устойчивая, сильная мотивация, уровень притязаний находится на высоком уровне Средний - мотивация ситуативная, уровень притязаний невысокий Низкий - мотивация к учению отсутствует.

Эмоционально-волевой Отношение учащегося к учению, уровень тревожности учащихся. Высокий - устойчивое позитивное отношение к учению, отсутствие тревожности; Средний - позитивное отношение к учению сформировано, но не постоянно, возможна периодическая тревожность; Низкий - постоянная тревожность, волнение, повышенное беспокойство, негативное отношение к учению и к школе.

Список литературы

1. Адамский М.Я. Успешное обучение в общеобразовательной школе как организационно-педагогическая проблема. Дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2005. - 201 с.

2. Братчикова Ю.В. Методическое сопровождение взаимодействия младших школьников в процессе естественнонаучного образования как условие успешности в учении. Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. - 193 с.

3. Горячев М.Д., Горячева Р.Н. Особенности учебных интересов и мотивов учения школьников // Вестник СамГУ. 2001. №1 (19). С. 141-146.

4. Курапова Т.Ю. Критерии успешности обучения общеобразовательных школ. В кн.: Психология в России и за рубежом: материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). СПб., Реноме, 2011. С. 106-109.

5. Михайлова Д.И. Социально-педагогическая функция в воспитательной деятельности классного руководителя // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2014. №13 (184) С.296-299.

6. Фомина С.В. Педагогические условия формирования учебной успешности подростка в образовательном процессе. Дис. ... канд. пед. наук Оренбург, 2010. - 187 с.

7. Шахарьянц Е.В. Оценка учебных достижений учащихся в системе общего образования // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2010. №4. С. 112-115.

8. Шереметова Н.В. Педагогическая поддержка успешности в обучении русскому языку младших школьников. Автореферат дис.... канд. пед. наук. Шадринск, 2010. - 25 с.

9. Шубина Л.Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. - 145 с.

10. Ямашкина О. К. Портфолио как метод оценивания образовательных достижений учащихся // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. №1. С. 81-84.

11. Яшнова О.А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников. Дис. . канд. пед. наук М., 2002. - 179 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.