Научная статья на тему 'Успешность как показатель эффективности учебной деятельности'

Успешность как показатель эффективности учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1219
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ / THE SUCCESS OF STUDENT LEARNING / ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ / ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING PROCESS / ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ТОЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / LEARNING SUCCESS OF STUDENTS / РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛЕМ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / TASK PERFORMANCE / ACCURACY OF LEARNING / EFFICIENCY OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейменова А. С., Булатова З. Р., Качалова И. Н.

Данная статья анализирует некоторые исследования современных специалистов в области педагогической психологии, посвященные изучению различных факторов успешности учебной деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals and sistematizirovat some studies of contemporary experts in the field of educational psychology devoted to the study of the various factors of success of educational activity of students.

Текст научной работы на тему «Успешность как показатель эффективности учебной деятельности»

УДК 37.037.1

А.С. Сулейменова, З.Р. Булатова, И.Н. Качалова

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводске, г. Железноводск, Россия.

УСПЕШНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: Данная статья анализирует некоторые исследования современных специалистов в области педагогической психологии, посвященные изучению различных факторов успешности учебной деятельности учащихся.

Ключевые слова: успешность обучения учащихся, выполнения задания, процессе обучения, учебных заведений, точность обучения, успешности обучения школьников, результатов учебной деятельности, высших учебных заведений, показателем успешности обучения, коэффициент эффективности обучения.

Вопрос успешности процесса обучения обучающихся волнует многих ученых долгое время. Обоснование этому можно найти в работах таких ученых как, Аристотеля, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и других научных деятелей российской педагогики.

Рассмотрение психолого-педагогической литературы помогает сделать вывод, что под понятием «успеваемость» понимается степень совпадения реальных итогов учебной деятельности с уже запланированными. Такое понятие как успешность обучения, создается из внешнего анализа родителями, преподавателями итогов обучения обучающегося, результативность используемых педагогами методов достижения учебных целей и удовлетворенности обучающихся учебным процессом и итогами обучения.

В повседневной практике многие учителя часто задаются рядом вопросов: какой учащийся считается успешным в учебной деятельности, какую дать оценку успешности его деятельности. К тому же часто наблюдается замена таких понятий, как, «успеваемость» и «успешность обучения». Мы всерьез уверенны в том, что данные понятия не одинаковы.

Таким образом, успешным можно назвать такого школьника, который сумел перебороть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность в процессе учебной деятельности. Такой ученик ощущает чувство удовлетворенности своей работой в процессе учебной деятельности. И, напротив, несчастливый, измученный нормативными запросами и ожиданиями окружающих (учителей, родителей) ученик с отличной успеваемостью, не может быть соотнесен с успешным, так как

тт

учеба не дает учащемуся чувства удовлетворенности, радости, всего того, что определяет понятие «успешность».

Критерии успешности можно разделить на две группы психологические, педагогические.

Педагогические критерии:

- Способность усвоения учеником образовательных программ, предлагаемых школой.

- Способность применить на практике приобретённые учеником в процессе учебной деятельности знания, умения и навыки.

H. В. Соболь в своей научной работе дает оценку успешности обучения, следующим образом. Преподаватель дает обучающимися для самостоятельного выполнения контрольную работу, по теме пройденной на прошлом уроке. Пока учащиеся выполняют эту работу, преподаватель засекает продолжительность реализации самостоятельной работы каждого учащегося. В ходе проверки идет подсчет правильно выполненных заданий. [3]

Описанный подход к анализу успешности учебной деятельности, значится не полным, так как включает лишь одну составляющую успешности - успеваемость. Но несмотря на это, положительным значится то, что по представленной методике обучающийся может сопоставлять результативность своей учебной деятельности, на протяжении всего учебного года.

На самом деле, непосредственным показателем успешности учебной деятельности является успеваемость учащихся по учебным дисциплинам. Вдобавок акцентировать внимание учителю необходимо не на баллах полученных учащимся на уроке, а на отметках, полученных поставленных за самостоятельные и контрольные работы, которые обучающийся выполнял без руководства учителя и без помощи коллектива.

Подтверждение тому, что, балльная система оценивания не дает точного представления о степени достижения результатов в обучение конкретным обучающимся, можно найти в психологической литературе «...школьная отметка значится слишком собирательной оценкой, чтобы точно оценить поведение учащихся и стимулировать их учебную деятельность. По-видимому, более правильно использовать разграниченную систему оценки, в которой были бы оценки за старание (усилие, прилежание и т.п.) и оценки за качество результата» [2; 139-140].

Разграничивая мнение научных деятелей, мы считаем, что на сегодняшний день школьная отметка оценивает лишь качество усвоенных знаний, умений, а не такие достоинства личности как, нравственность и цену того достижения, с помощью которого этот успех был достигнут.

Психологические критерии успешности:

I. Положительная динамика развития

тт

2. Положительный интерес к учебной деятельности, сохранение познавательного интереса.

3. Социальная адаптированность - школьник должен благоприятно чувствовать себя в образовательном учреждении (школе), среди учителей и среди сверстников.

4. Доброжелательные, благоприятные отношения между учеником и учителем - об успешности в учебной деятельности не может быть и речи, если ученик не любит учителя или же боится его.

5. Благоприятные, положительные взаимоотношения со сверстниками

6. Хорошее психическое и физическое здоровье

7. Адекватная самооценка - ребенок сам должен себя чувствовать успешным

8. Чувство благополучия в семье

Умственная творческая самостоятельность - это исключительно одно из действительных проявлений самостоятельности как особенности личности и деятельности учащегося. Самостоятельность наблюдается и в таких сторонах обучения как, организация, а вернее, в самоорганизации. Понятие «самоорганизация» трактуется как, способ организации самим учеником собственной познавательной роботы [5].

В различных видах самостоятельной деятельности можно отметить несколько типов проявления умственной самостоятельности по уровню применения творческих заданий: исследовательская, реконструктивная, эвристическая и воспроизводящая (по образцу).

Активность в познавательной сфере учебной деятельности интерпретируется как форма выражения мотивации, внешняя характерная сторона которой выражается в характеристиках совершаемой деятельности. Познавательная автономность нужна для принятия независимых решений в процессе преодоления трудностей обучения. Познавательная автономность - умение, стремление самостоятельно мыслить, находить самостоятельно путь к решению задачи.

Самостоятельность является наиболее важной отличительной чертой учащегося, как личности, так и субъекта деятельности. Л.И. Анцыферова подчеркивает, «Человек как личность, прокладывает свой неповторимый, персональный путь постоянно сам» [1; 4].

Таким образом, благополучие ученика - это не только беспристрастный коэффициент высоких достижений познавательной работы, не только успешная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка. Как показывает практика главным условием благополучности учебной деятельности, будет выступать умение учащегося с наименьшими затратами достигать наивысших результатов обучения. Это связано с демонстрированием многих умений.

Библиографический список

1. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. М., 2013.

2. Маркова, А.К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения. М.,

2013.

3. Соболь Н.В. Оценка успешности обучения учащихся. festival. 1 september.ru/articles/1013 68/

4.Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М., 2014.

5. Якунин В.А. Педагогическая психология. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2015.

A.S. Suleimenova, Z.R. Bulatova, I.N. Kachalova Success as an indicator of efficiency of educational activity

Abstract. This article reveals and sistematizirovat some studies of contemporary experts in the field of educational psychology devoted to the study of the various factors of success of educational activity of students.

Keywords: the success of student learning, task performance, learning process, educational institutions, accuracy of learning, the learning success of students, the results of the training activities of higher education institutions indicator of the success of learning, efficiency of learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.