Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ / СТОЛИЦА / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВО ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корабельников А.Д.

В представленной статье рассматриваются конституционные особенности городов федерального значения. Особое внимание уделено специальным признакам городов федерального значения отличающих их не только от других городов, но и от других субъектов Российской Федерации. В статье приводятся как общие специальные юридические признаки городов федерального значения, так и юридические признаки каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CONSTITUTIONAL FEATURES OF FEDERAL CITIES

This article discusses the constitutional features of cities of federal significance. Particular attention is paid to the special features of federal cities that distinguish them not only from other cities, but also from other subjects of the Russian Federation. The article provides both general special legal features of cities of federal significance, and legal features of each of them.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_118 УДК 342.15

К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ

ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ON THE QUESTION OF CONSTITUTIONAL FEATURES OF CITIES OF FEDERAL SIGNIFICANCE

КОРАБЕЛЬНИКОВ Александр Дмитриевич,

адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин, Академия управления МВД России.

125130, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: A-Ignatevaa@yandex.ru;

KORABELNIKOV Alexander Dmitrievich,

Postgraduate of the Department of State and Legal Disciplines Academy of Management of the Interior Ministry of Russia. 125130, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: marksman5.11@mail.ru

Краткая аннотация: В представленной статье рассматриваются конституционные особенности городов федерального значения. Особое внимание уделено специальным признакам городов федерального значения отличающих их не только от других городов, но и от других субъектов Российской Федерации. В статье приводятся как общие специальные юридические признаки городов федерального значения, так и юридические признаки каждого из них.

Abstract: This article discusses the constitutional features of cities of federal significance. Particular attention is paid to the special features of federal cities that distinguish them not only from other cities, but also from other subjects of the Russian Federation. The article provides both general special legal features of cities of federal significance, and legal features of each of them.

Ключевые слова: город федерального значения, столица, конституционно-правовой статус, право преемственность.

Keywords: city of federal significance, capital, constitutional and legal status, right of succession.

Для цитирования: Корабельников А.Д. К вопросу о конституционных особенностях городов федерального значения // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 118-120. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_118.

For citation: Korabelnikov A.D. On the question of constitutional features of cities of federal significance // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 118-120. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_118.

Статья поступила в редакцию: 28.03.2023

Современный мир стремительно меняется и развивается. Во многом вектор данного развития задается глобальным расширением экономического влияния, который протекает за счёт агломерационных эффектов [12, с. 425-436.]. В свою очередь именно «агломерации формируются для социально-экономического развития регионов и муниципальных образований» [13, С. 43-46]. Города в государствах с древних времен считались неотъемлемой частью жизни населения, катализатором экономического, социального и научного процветания. Сегодня города во многом укрепили это положение. По мнению многих специалистов, города с многомиллионным населением являются центрами влияния экономического развития в масштабах целой страны. В России существуют города, которые выделяются не только численностью населения, но и особой государственной значимостью, статус которых Конституция Российской Федерации определяет, как «город федерального значения». На сегодняшний день таким статусом в России наделены три города: Москва, Санкт- Петербург и Севастополь. Данный статус определяет эти города как наиболее важные экономически, политически и культурно значимые административно территориальные единицы. Однако законодатель не дает четкого определения городу федерального значения. Вместе с тем существует ряд мнений среди ученых — конституционалистов касаемо определения критериев «города федерального значения». Так, например, С.А. Авакьян говорит о том, что специфика города Москвы, как города федерального значения состоит в том, что «она выполняет сразу несколько функций: столица Российской Федерации, субъект России и административный центр Московской области [10, С. 123]. Санкт-Петербург, в его понимании, имеет статус города федерального значения за счет схожих параметров, что и Москва - «это статус субъекта РФ и статус административного центра Ленинградской области» [10, С. 123]. Пахомова Н.М., Камолов С. Г.? Павлюк А.В., определяя правовые критерии города федерального значения, рассматривали особенности политического, культурного, экономического положения города, наличие в нём стратегически важных объектов, а также его специфическое территориальное устройство, которое отражается на организации управления [11, с. 93-96].

Р. Г. Абдулатипов, акцентирует внимание на конституционно историческом аспекте, который отражает в себе юридические признаки городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, образовавшиеся еще в период СССР. В частности, речь идет о так называемых первом и втором проекте «Договора о разграничении компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов РСФСР» от 21.01.1991 г. и от 13.03.1991 г. В первом проекте в качестве субъектов федерации выступали только «национально-государственные (республики), национально-территориальные (автономные области, автономные округа) и административно-территориальные (края, области) образования». Во втором проекте Федеративного договора формулировка статьи существенно изменилась уже следующим образом: «Субъектами РСФСР являются добровольно объединившиеся национально-государственные (республики), национально-территориальные (автономная область, автономные округа, т.е. национальные автономии), административно-территориальные (края, области) образования, а также города Москва и Ленинград (города республиканского подчинения)» [9, c. 172].

Таким образом, Москва и Санкт-Петербург при реформировании РСФСР, и после реформирования, и принятия Конституции, уже непосредственно, Российской Федерации 12 декабря 1993 года вошли в её состав на правах субъектов Федерации.

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Для полного анализа конституционно-правового статуса городов федерального значения необходимо выделить их общие и специальные юридические признаки. Города федерального значения будучи субъектами федерации, как и другие субъекты, характеризуются общими юридическими признаками, к которым можно отнести:

- наличие собственного Устава, собственной правовой системы, включающей нормативные правовые акты органов публичной власти

субъектов;

- наличие учредительной власти, возможность самостоятельно определять и устанавливать систему органов государственной власти, действующих на территории субъекта;

- собственная территория, ограниченная административными границами, которые могут быть изменены только с согласия субъекта Федерации;

- наличие предметов исключительного ведения и предметов совместного ведения с Федерацией;

- представительство в федеральном парламенте;

- наличие собственности, налоговой базы и бюджета;

- право заключения двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами публичной власти Российской Федерации и органами публичной власти субъектов;

- признание частичной международной правосубъектоности субъектов РФ;

- наличие собственной символики [11, с. 75].

Для того, чтобы выделить общие специальные юридические признаки городов федерального значения, необходимо выделить специальные юридические признаки каждого из них, поскольку, несмотря на один конституционно-правовой статус, они имеют характерные отличия.

Для города федерального значения Москвы характерны следующие специальные юридические признаки:

1) право преемственность;

2) статус столицы;

3) расположение федеральных органов государственной власти;

4) признак хозяйственной централизации (Экономический центр).

Признак право преемственности содержит в себе вышеописанный факт вхождения города Москвы на правах субъекта в Российскую Федерацию, который был ей присвоен в советский период. Статус столицы является ключевым специальным юридическим признаком для Москвы, поскольку согласно положению 1 ст. Закона РФ от 15.04.1993г. №4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» Столица Российской Федерации - место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, представительств республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации. Признак хозяйственной централизации обуславливается тем, что Москва является экономическим центром страны, является самым богатым городом, а также выступает в как «полуавтономное, политико-экономическое образование» [14, с. 94].

Городу федерального значения Санкт-Петербург присуще такие специальные признаки как: 1) право преемственность; 2) признак культурного наследия; 3) признак высокой научной и образовательной централизации; 4) наличие федеральных органов государственной власти.

Признак право преемственности точно так же, как и Москву, определяет право преемственность Санкт-Петербурга как города — субъекта РСФСР, который вошел в состав России, переняв данный статус. Признак культурного наследия характеризует Санкт-Петербург как культурную столицу Российской Федерации, который является величайшим памятником архитектуры в который также входят архитектурные шедевры с пригородных территорий (Павловск, Гатчина, Царское Село, Пушкин, Ломоносов и др.), помимо этого, в Санкт-Петербурге также находятся архитектурные памятники, входящие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Санкт-Петербург является крупнейшим научным центром России. Научно-образовательный потенциал города составляет примерно 15 % от всего потенциала России. Город располагает многочисленными научно-исследовательскими институтами в том числе в него входит научный центр Российской академии наук. Признак расположенности федеральных органов государственной власти Санкт-Петербург появился благодаря тому, что 16 лет назад В.В. Путин подписал Федеральный конституционный закон от 05.02.2007 №2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О конституционном Суде Российской Федерации» об изменении постоянного места нахождения Конституционного Суда РФ» [15]. В результате чего конституционное судопроизводство и на сегодняшний день производиться в Санкт-Петербурге. Однако Конституционный суд стал не единственным федеральным судебным органом, который переехал из Москвы в Санкт-Петербург. 15 марта 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин официально заявил о переезде из Москвы в Санкт-Петербург Верховного Суда РФ, где отметил, что это придаст Санкт-Петербургу «столичную функцию».

Город федерального значения Севастополь обрел свой статус в марте 2014, после вхождения республики Крым в состав Российской Федерации в соответствии с положением ст. 2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Как отмечает профессор Академии военных наук Сергей Павлович Горбачев, важной особенностью Севастополя является то, что «город выполняет ключевую роль в обеспечении оборонно-промышленного комплекса и безопасности юго-западного морского направления» [17]. Из формулировки профессора С.П. Горбачева можно сделать вывод о том, что город федерального значения Севастополь характеризуется двумя специальными юридическими признаками:

1) признак централизации оборонно-промышленного комплекса ВМФ России;

2) признак важного геостратегического положения.

Тем не менее, следует также выделить и третий признак как «право преемственность», так как Севастополь имеет определенный историко-конституционно значимый аспект, а именно, в советский период городу на основании Указа Президиума Верховного совета РСФСР от 29 октября 1948 года был присвоен статус города республиканского подчинения в результате чего, Севастополь стал отдельным субъектом РСФСР [8]. Таким образом, можно сделать вывод, что признак преемственности обуславливает вхождения города федерального значения Севастополь в Российскую Федерацию в марте 2014 года на правах субъекта.

Подводя итог выявлению специальных юридических признаков трех городов федерального значения Российской Федерации, следует выделить общие специальные юридические признаки городов федерального значения. Первым специальным юридическим признаком будет являться признак право преемственности, который вытекает из факта вхождения города федерального значения на правах субъекта или же присвоения ему данного статуса на основании делегирования полномочий субъектом РСФСР. Вторым ключевым специальным юридическим признаком будет являться стратегически важное значение. Данный признак сочетает в себе совокупность индивидуальных специальных юридических признаков присущи каждому из трех выше рассмотренных городов федерального значения. К таким относятся: хозяйственная централизация города Москвы, а также его статус столицы; культурная и научно-образовательная значимость Санкт-Петербурга и важная геостратегическая расположенность и централизация оборонно-промышленного комплекса ВМФ России города федерального значения Севастополь.

Таким образом, проанализировав общие и выявив специальные юридические признаки конституционно-правового статуса городов федерального значение, мы имеем возможность более детально познать их юридическую сущность, что в свою очередь при дальнейшем исследовании в будущем позволит дать дефиницию «города федерального значения Российской Федерации». Тем не менее следует отметить, что это далеко не исчерпывающий перечень приведённых исследуемых признаков в связи с чем данный вопрос необходимо рассмотреть в более широком научном аспекте.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования

01.07.2020);

2. Закон РФ "О статусе столицы Российской Федерации" от 15.04.1993 N 4802-1

3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ (в ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822

4. Закон г. Москвы от 25.06.1997 № 21 «О консультационном опросе граждан в районе города Москвы» // Ведомости Московской Думы. № 7. 1997

5. Закон г. Москвы от 06.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (ред. от 28.09.2022) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2002. № 5

6. Постановление Правительства Москвы от 06.06.2016 № 312-ПП «О Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 33, 14.06.2016

7. Федеральный закон от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. №1 (Часть I). Ст. 91 ч.

8. О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29.10.1948 [Электронный ресурсу/URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.03.2023)

9. Абдулатипов Р. Г., Болтененков Л.Ф., Яров Ю.Ф.: Федерализм в истории России. В 3-х книгах. Кн.1. - М.: Республика, 1992. - 383 с.

10. Авакьян С.А. Конституционное право: учебный курс — 4-е изд. — Москва: Издательство Норма Инфра-м, 2010. - 863 с.

11. Громова О.Н. Конституционный статус области в составе Российской Федерации: Дисс. ... к.ю.н. - Саратов, 1998. - 177 с.

12. Дрегин О.Е. Группа БРИКС как новый фактор влияния в мире в условиях глобализации // 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: в 5 томах. Том. 2, часть 2. Россия и современный мир: политика и безопасность. М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерство иностранных дел Российской Федерации, 2016. С. 425-436.

13. Корабельникова Ю.Л. Проблемы определения правового статуса городских агломераций в России //Конституционное и муниципальное право. 2023. №2. С.43-46

14. Пахомова Н.М. Камолов С.Г. Особенности городов федерального значения: пробелы законодательства / Н.М. Пахомова, С.Г. Камолов // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С.93-96.

15. Степкин С.П. Арбитражные заседатели принимают решения // Арбитражная практика. Москва: Актион, январь 2013. № 1.

16. Фролова Т.А. Понятие «город» в законодательстве субъектов Российской Федерации об административно-территориальном делении // Журнал о праве. Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). Иркутск. № 3. 2016.

17. РИА Новости: [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/20190507/1553331562.html?ysclid=lf29x8kayo578262148 (дата обращения: 21.03.2023)

References:

1. The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020);

2. The Law of the Russian Federation "On the status of the capital of the Russian Federation" dated 15.04.1993 N 4802-1

3. Federal Law No. 131-FZ of 06.10.2003 (as amended. dated 29.12.2017) "On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation" // SZ RF. 2003. No. 40. St. 3822

4. The Law of Moscow dated 25.06.1997 No. 21 "On the consultation survey of citizens in the Moscow city area" // Vedomosti of the Moscow Duma. No. 7. 1997

5. The Law of Moscow dated 06.11.2002 No. 56 "On the organization of local self-government in the city of Moscow" (ed. dated 28.09.2022) // Bulletin of the Mayor and Government of Moscow. 2002. № 5

6. Resolution of the Government of Moscow dated 06.06.2016 No. 312-PP "On the Strategy of the national policy of the City of Moscow for the period up to 2025" // Bulletin of the Mayor and the Government of Moscow, No. 33, 14.06.2016

7. Federal Law No. 507-FZ of 31.12.2017 "On Amendments to the Urban Planning Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // SZ RF. 2018. No. 1 (Part I). Article 91 h.

8. On the allocation of the city of Sevastopol to an independent administrative and economic center: Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the RSFSR dated 29.10.1948 [Electronic resource]//URL: http://www.consultant.ru (accessed: 03/21/2023)

9. Abdulatipov R.G., Boltenenkov L.F., Yarov Yu.F.: Federalism in the history of Russia. In 3 books. Book 1. - Moscow: Republic, 1992. - 383 p.

10. Avakian S.A. Constitutional law: a training course — 4th ed. — Moscow: Publishing House Norma Infra-m, 2010. - 863 p.

11. Gromova O.N. The constitutional status of the region as part of the Russian Federation: Diss. ... Candidate of Law - Saratov, 1998. - 177 p.

12. Dregin O.E. The BRICS Group as a new factor of influence in the world in the context of globalization // 25 years of Russia's foreign policy Collection of materials of the X RAMI Convention: in 5 volumes. Volume 2, Part 2. Russia and the modern world: politics and security. Moscow: Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 2016. pp. 425-436.

13. Korabelnikova Y.L. Problems of determining the legal status of urban agglomerations in Russia // Constitutional and Municipal Law. 2023. No. 2. pp. 43-46.

14. Pakhomova N.M. Kamolov S.G. Features of cities of federal significance: gaps in legislation / N.M. Pakhomova, S.G. Kamolov // Problems of economics and legal practice. 2018. No. 4. pp.93-96.

15. Stepkin S.P. Arbitration assessors make decisions // Arbitration practice. Moscow: Aktion, January 2013. No. 1.

16. Frolova T.A. The concept of "city" in the legislation of the subjects of the Russian Federation on administrative-territorial division // Journal of Law. Irkutsk Institute (branch) VGUYU (RPA of the Ministry of Justice of Russia). Irkutsk. No. 3. 2016.

17. RIA Novosti: [Electronic resource]. - URL: https://ria.ru/20190507/1553331562.html?ysclid=lf29x8kayo578262148 (accessed: 03/21/2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.