Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ ГРАЖДАН НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ'

К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ ГРАЖДАН НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наследие / культурное наследие / право граждан / публичная власть / культура / ценности / heritage / cultural heritage / citizens' right / public authority / culture / values

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усманова Резида Минияровна

В работе рассматривается механизм реализации конституционного права граждан на культурное наследие. Отмечается, что оно приобрело свою актуальность в связи с теми дополнениями, которые были включены в Конституцию Российской Федерации в 2020 году. Автор указывает, что реализация этого права зависит в первую очередь от полномочий органов публичной власти по сохранению, использованию и популяризации как материальных, так и нематериальных объектов культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Усманова Резида Минияровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF CITIZENS TO CULTURAL HERITAGE OBJECTS

The article considers the mechanism of realization of the constitutional right of citizens to cultural heritage. It is noted that it has acquired its relevance in connection with those additions that were included in the Constitution of the Russian Federation in 2020. The author points out that the implementation of this right depends primarily on the powers of public authorities to preserve, use and popularize both tangible and intangible cultural heritage objects.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ ГРАЖДАН НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

6. Ограничения наследования. В некоторых странах существуют ограничения, которые могут затруднить процесс наследования. Например, в некоторых мусульманских странах применяется шариат, который может предписывать определенные ограничения наследования. Это может создать дополнительные трудности для наследников не только в этих странах, но и в других странах при пересечении границ.

Наследственные отношения в международном частном праве представляют собой сложную и многогранную проблему, связанную с различными правовыми системами и особыми рисками для наследников. В наши дни глобализация делает эту проблему еще более актуальной, что продиктовано стремительно изменяющимися условиями, и это обусловливает необходимость дополнительной защиты прав и интересов наследников. Для решения этой проблемы нужно разработать глобальные международные договоры, единые законодательные основы, а также механизмы защиты права наследования в разных странах, включая процедуру рассмотрения споров между наследниками. В целом для эффективного урегулирования наследственных отношений в международном частном праве необходимо постоянное сотрудничество между правительствами разных стран и правовыми институтами различных государств.

Список литературы

1. Антуан Д. Коллизионные нормы наследственных отношений в международном частном праве. Франция // Нотариальный вестник. 2020. № 2. С. 23-24.

2. Вершинина Е. В., Фокина А. Д. Проблема определения применимого права в делах о наследовании по закону в России и зарубежных странах // Московский журнал международного права. 2021. № 1 (105). С. 110-111.

3. Хуттенлохер П. Международное наследственное право и новый регламент ЕС по международному наследованию (ЕС 650/2012) // Нотариальный вестникъ. 2019. № 8. С. 6-7.

Б01: 10.24412/2949-1509-2023-3-115-120 УДК 342.5

К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ ГРАЖДАН НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Усманова Р. М.

доктор юридических наук, доцент

Уфимский университет науки и технологий, Стерлитамакский филиал Стерлитамак, Россия

Аннотация. В работе рассматривается механизм реализации конституционного права граждан на культурное наследие. Отмечается, что оно приобрело свою актуальность в связи с теми дополнениями, которые были включены в Конституцию Российской Федерации в 2020 году. Автор указывает, что реализация этого права зависит в первую очередь от полномочий органов публичной власти по сохранению, использованию и популяризации как материальных, так и нематериальных объектов культурного наследия. Ключевые слова: наследие, культурное наследие, право граждан, публичная власть, культура, ценности.

ON THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF CITIZENS TO CULTURAL HERITAGE OBJECTS

Usmanova R. M.

Doctor of Jurisprudence, Associate Professor

Ufa University of Science and Technology, Sterlitamak branch

Sterlitamak, Russia

Abstract. The article considers the mechanism of realization of the constitutional right of citizens to cultural heritage. It is noted that it has acquired its relevance in connection with those additions that were included in the Constitution of the Russian Federation in 2020. The author points out that the implementation of this right depends primarily on the powers of public authorities to preserve, use and popularize both tangible and intangible cultural heritage objects. Keywords: heritage, cultural heritage, citizens' right, public authority, culture, values.

Актуальность темы не вызывает сомнений. Повседневная жизнь людей немыслима без материальных и духовных благ. И одним из таких благ выступает культурное наследие как комплекс объектов, обладающих ценностью. Под культурным наследием мы понимаем духовную потребность, хранилище исторической памяти, источник формирования личности, которые, по верному замечанию В. В. Лаврова, «необходимо сохранять, так как их утрата повлечет за собой разрушение нашей национальной, культурной и духовной идентичности» [2, с. 23]. И не зря отсюда право на их сохранение выступает одним из главных социально-экономических прав граждан, гарантируемых Конституцией России.

В России вопрос сохранения культурного наследия регулируется законодательством, и это означает, что государство несет ответственность за их сохранение и обеспечивает их охрану. О важности сохранения культурного наследия прописано в ст. 68 Конституции Российской Федерации, где закреплено, что культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа и поддерживается, и охраняется государством и что каждому гарантируется сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. А согласно ст. 69 Конституции Российской Федерации, государство берет на себя обязательство по защите культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия.

Все вышеизложенное подчеркивает важность сохранения культурного всеми субъектами в целях реализации конституционного права гражданина. Верно отмечает К. В. Малинина: «Культурное наследие - это пространственная оболочка былой жизни и именно эта жизнь - в ее лучших проявлениях - заслуживает продления и, следовательно, охраны» [4, с. 6]. О «важности сохранения всего комплекса культурного наследия на основе межпоколенной преемственности в неизменном виде» [3, с. 3] пишет и А. А. Мазенкова. Заслуживает внимание и тезис В. Р. Рокитянского: «наследие - то, что сознательно сохраняется» [9, с. 29].

Определение культурного наследия впервые дано в Федеральном законе от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 73) [13]. Согласно данному закону, к культурному наследию относятся объекты материального мира -недвижимое имущество, предметы материального мира, и, следовательно, он направлен на регулирование всех отношений по поводу сохранения, использования и популяризации именно объектов культурного наследия материального характера.

Но их виды не ограничиваются только памятниками истории, такими как здания, статуи или артефакты. Существуют нематериальные объекты, которые связаны с языком, традициями, религиозными верованиями, фольклором и другими аспектами менталитета народа.

В России само понятие нематериального культурного наследия впервые дано лишь Указом Президента РФ от 25 января 2023 г. № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808» [12].

В перечень объектов нематериального культурного наследия входят: языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, устное народное творчество, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русская литература и литература народов России, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, технологии народных художественных промыслов, уникальная система подготовки творческих кадров, художественного образования и эстетического воспитания граждан.

Анализ данных нормативных актов показывает, что к объектам культурного наследия относятся все явления, произведения, предметы, обладающие исторической и культурной ценностью, которые делятся на две категории: объекты материального культурного наследия и объекты нематериального культурного наследия.

Согласно конституционным нормам, граждане Российской Федерации обладают правами в отношении всех объектов культурного наследия (как материальных, так и нематериальных). По-нашему, данное право складывается из: права на сохранность объектов культурного наследия; права на пользование ими; права каждого на получение информации о них. Примечательно, что право каждого на беспрепятственное получение информации может рассматриваться как право-поведение, а право на сохранность как право-требование.

Отличительная особенность конституционного права граждан состоит и в том, что оно реализуется посредством обязанности, закрепленной в ст. 44 Конституции Российской Федерации, а именно обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная обязанность касается абсолютно всех субъектов: физических лиц, юридических лиц, и органов власти всех уровней.

Анализ нормативного материала позволяет выявить несколько элементов данной обязанности применительно в целом для объектов культурного наследия:

- обязанность по совершению активных действий, направленных на сохранение;

- обязанность по воздержанию от совершения активных действий, соблюдение запретов и ограничений;

- обязанность по предоставлению любой информации относительно объектов;

- обязанность не препятствовать управомоченным лицам, оказывать содействие и согласовывать действия;

- обязанность по их популяризации, то есть организация всевозможных мероприятий в целях их передачи потомкам.

Тем не менее, несмотря на закрепленные обязанности и механизм их реализации, органы публичной власти не в должной мере их выполняют, и следовательно, нарушают права граждан на доступ к культурным ценностям и обеспечение сохранности культурного наследия. К примеру, в Челябинске прокуратура выявила нарушения со стороны кафе и ресторанов, разместившихся в историческом центре города, которые при установке летней террасы повредили часть исторического здания, так как осуществили пристрой к дому в охранной зоне культурного наследия [6], в Октябрьском районе Оренбургской области администрацией не оформлено надлежащим образом право собственности на три

памятника военной истории [7]. Немало случаев привлечения и к ответственности. Примером может служить дело № 2-1383/17 от 15.11.2017 г., рассмотренное Кисловодским городским судом в защиту неопределенного круга лиц и самого муниципального образования город Кисловодск о невыполнении обязанностей по сохранению объекта «Мужская гимназия Сильникова, нач. ХХ в.» [8]. Что же касается уголовной ответственности по ст. 243.1 УК РФ, несмотря на огромное количество примеров и сноса ОКН собственниками, и нарушения требований по их сохранности, все же большая часть нарушителей не понесла предусмотренного уголовным законом наказания. Верно отмечено, что «фактическая безнаказанность разрушителей нашего культурного наследия автоматически рождает новые и новые разрушения и утраты» [1].

Сохранение пользования и популяризация объектов культурного наследия являются задачами, которые стоят перед каждой страной, имеющей богатое культурное наследие. Важно сохранить не только физическое состояние объектов, но и духовную ценность, связанную с этими объектами. Для этого необходимо проводить работы по реставрации и консервации, а также организовывать мероприятия по популяризации. Популяризация же поможет привлечь туристов со всего мира, что в свою очередь способствует развитию экономического потенциала страны. Для дальнейшей популяризации культурного наследия необходимо проводить мероприятия, которые помогут привлечь внимание к ним. Это может быть организация выставок, фестивалей, концертов и других мероприятий. Значительную роль здесь играют средства массовой информации, такие как телевидение, радио и интернет.

Все полномочия направлены на сохранение и восстановление объектов культурного наследия, что требует огромных финансовых вложений. Однако даже после реставрации объекты культурного наследия могут находиться под угрозой повреждения. Но как минимизировать возможность повреждения памятников культуры?

Во-первых, ответственность за ущерб памятникам культуры должны нести абсолютно все. Ни одна реставрация не сможет спасти объекты культурного наследия, если лица будут небрежно относиться к ним. Одним из примеров такой небрежности можно назвать случай с известным памятником «Мамаев курган» [5]. В 2017 году было выявлено, что на территории мемориального комплекса были вырублены несколько деревьев, которые растут рядом с памятником. Такое нарушение является не только экологически небезопасным, но и угрожает сохранности памятника.

Во-вторых, необходима правильная организация реставрационных работ. Специалисты должны работать по всем требованиям и стандартам, чтобы избежать дополнительных повреждений.

В-третьих, необходимо увеличение бюджетных средств на реставрацию.

Одним из важных и перспективных направлений в плане сохранение ОКН видим в использовании объектов культурного наследия в развитии туризма. Дело в том, что исторические и культурные достопримечательности являются одной из основных привлекательных факторов для туристов. Основная задача органов публичной власти по этому направлению заключается в создании условий для продвижения культурного наследия региона на туристическом рынке. Для этого необходимо проводить активную работу по изучению потребностей и запросов туристов, определять наиболее интересные ОКН, а также разрабатывать эффективные программы и маршруты для туристических экскурсий. Практика показывает, что успешное использование культурного наследия в развитии туризма возможно только при условии комплексного подхода. Необходима не только работа самих органов власти, но и активное участие представителей бизнес-

сектора - гостиничных компаний, рестораторов, транспортных компаний и т. д. Однако активное развитие туризма, к сожалению, иногда является не только благоприятным фактором для сохранения культурного наследия, но и проблемой. Многочисленные паломнические туры и экскурсии к культовым местам вызывают бурное развитие туристической инфраструктуры, что может повлечь и разрушение различных ОКН. Например, в Петербурге из-за туристических ритуалов разрушаются крылатые львы [10], а в Воронежской области многочисленные фотосессии туристов привели к обрушению арки скального комплекса, расположенного в Малых Дивах на территории Свято-Успенского мужского монастыря [11].

Одним из способов популяризации является развитие культурных мероприятий, организация коих является одной из главных функций органов публичной власти. Такие мероприятия помогают привлечь внимание общественности к наследию своего региона и укрепить чувство принадлежности к нему. Это может быть фестиваль, выставка, концерт или другое мероприятие, которое отражает уникальность и богатство культуры данного региона, и эти мероприятия позволяют расширить кругозор людей и сохранить наследие прошлого.

Необходимо сохранять и нематериальное культурное наследие, которое является не менее важным, чем материальное, и, соответственно, полномочия органов власти в этой сфере должны быть направлены на их сохранение, чтобы обеспечить сбережение традиций, обрядов, языков и ремесел и передачу их будущим поколениям. Так, чтобы сохранить этническую культуру народов РФ, органы публичной власти создают условия для развития этнических культурных центров, проводят мероприятия по сохранению и продвижению национальных традиций.

В этом плане особая роль отводится Президенту РФ, который придает большое значение сохранению культурного наследия всех народов России, включая нематериальные культурные объекты и традиции. Один из ярких примеров успешной работы по сохранению культурного наследия с участием президента РФ - это создание различных фондов. Так, Президент России подписал Указ от 06.04.2018 № 145) «О создании Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага». Благодаря этой программе восстановятся много ОКН, что приведет к росту туристического потока и увеличению экономического процветания регионов.

Сохранение и использование культурного наследия являются важными задачами для всех уровней публичной власти. Однако в настоящее время имеется ряд проблем. Остро встает проблема отсутствия финансирования на поддержку культурных проектов. Недостаточное финансирование приводит к тому, что многие объекты попадают в аварийное состояние, подвергаются разрушению или исчезают вовсе.

Ряд объектов культурного наследия остается без должного внимания и защиты. Таким объектам угрожает не только естественное старение, но и разрушение со стороны неправильного использования территории, погодных условий и человеческого фактора. Так, анализ муниципальных районов, например, Республики Башкортостан, показал, что памятники археологии страдают в первую очередь от хозяйственной деятельности человека. Часть памятников разрушается пролегающим по ним нефтепроводом, на части организовываются карьеры по добыче глины. Ведутся несанкционированные раскопки, идет борьба с кладоискателями. Но мы понимаем, что в одиночку этой деятельностью сами сельские поселения или администрации районов заниматься не могут. И в этом мы видим проблему. Работа должна вестись именно во взаимодействии с правоохранительными органами.

Мир науки и мысли. The World of Science and Ideas. 2023. № 3 Юридические науки _Jurisprudence_ 120

В заключении отметим, что реализация нашего конституционного права на сохранение культурного наследия зависит от того, как органы публичной власти выполняют свои полномочия, как само население участвует в решении государственных задач, направленных на охрану культурных объектов. Сохранение культурного наследия является одним из важнейших задач в современном мире, поскольку именно оно позволяет нам понимать историю и культуру своей страны, формировать свою личность и наслаждаться уникальными достижениями наших предков.

Список литературы

1. Михайлов К. Обрушители отечества // Журнал «Огонёк». 2019. 25 ноября.

2. Лавров В. В. Прокурорский надзор за исполнением законов об охране объектов культурного наследия : дис ... канд. юрид. наук / 12.00.11. М., 2016. 238 с.

3. Мазенкова А. А. Культурное наследие как самоорганизующаяся система : Дис. ... канд. философ. наук / 24.00.01. Тюмень, 2009. 151 с.

4. Малинина К. В. Методология управления развитием территорий с объектами культурного наследия: на примере Санкт-Петербурга : Дис. ... д-ра эконом. наук / 08.00.05. Санкт-Петербург, 2007. 315 с.

5. При благоустройстве Мамаева кургана вырубили парк сталинградских вдов : [сайт]. URL: https://www.rbc.ru/society/27/07/2017/5979b2989a794769e2bb2bc1 (дата обращения: 30.04.2023).

6. Прокуратура выявила в Челябинске нарушения закона о культурном наследии : [сайт]. URL: https://domsovet.tv/articles/prokuratura-vyyavila-v-chelyabinske-narusheniya-zakona-o-kulturnom-nasledii/ (дата обращения: 30.04.2023).

7. Прокуратура Октябрьского района выявила нарушения закона в сфере охраны объектов культурного наследия : [сайт]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_56/mass-media/news?item=84281304 (дата обращения: 30.04.2023).

8. Решение № 2-1383/2017 2-1383/2017~М-1127/2017 М-1127/2017 от 15 ноября 2017 г. по делу № 2-1383/2017. URL: https://sudact.ru/regular/doc/iKqghllMG15d/ (дата обращения 30.04.2023)

9. Рокитянский В. Р. Проектирование жизни и культ предков // Этнометодология : проблемы, подходы, концепции. 1997. Вып. 4. С. 28-36.

10. Руками не трогать! Петербургские памятники разрушаются от туристических ритуалов : [сайт]. URL: https://78.ru/articles/2022-07-05/rukami-ne-trogat-peterburgskie-pamyatniki-razrushayutsya-ot-turisticheskih-ritualov (дата обращения: 30.04.2023).

11. Туристы разрушили памятник XVI века в Воронежской области : [сайт]. URL: https://heritage-institute.ru/?tribe_events=turisty-razrushili-pamyatnik-xviveka-v-voronezhskoj-oblasti (дата обращения: 30.04.2023).

12. Указ Президента РФ от 25 января 2023 г. № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2023. № 5. Ст. 777.

13. Федеральный закон от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации // Российская газета. 2002. 29 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.