УДК 34
Троицкая Елена Викторовна
старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России [email protected] Troitskya Elena Viktorovna
senior teacher of chair of criminal law and criminology
Novorossiysk branch Krasnodar university of interior Ministry of Russia
К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЫ
ON THE QUESTION OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL FRAMEWORK TO COMBAT EXTREMISM AND TERRORISM IN FOREIGN COUNTRIES MODERN EUROPE
Аннотация. В статье исследуются конституционно-правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в современной Европе.
Ключевые слова. Экстремизм, терроризм, противодействие, террористический акт, законодательство зарубежных стран.
Abstract. The article examines the constitutional and legal framework to combat extremism and modern Europe.
Keywords. Extremism, terrorism, counter, terrorist act, the law of foreign countries.
Угроза терроризма и экстремизма для современного мира сопоставима с угрозой чумы и других эпидемий для Европы средних веков: нет понимания о том, как и какими методами эффективно противостоять терроризму, террористические акции уносят тысячи жизней по всему миру, очаги террористической активности стремительно распространяются по территории стран мира.
В таких условиях в каждом современном государстве разработано и применяется законодательство о противодействии террористической деятельности и экстремизму, основанное на международных правовых актах, а деятельность органов государственной власти в указанной сфере имеет опробованные за последние десятилетия формы действия, призванные обеспечить эффективную защиту интересов государства и личности угрозе терроризма.
При этом, законодательство стран мира, в том числе европейских государств, фактически вынуждено балансировать на грани обеспечения защиты государства и соблюдения прав и свобод граждан. На сегодняшний день террористические акты стали частью объективной реальности многих стран Европы, но наиболее пострадавшими от этой угрозы в 2000-е годы являются
Великобритания и Испания. Великобритания является одним из государств мира, которое уже в начале XX века вплотную столкнулось с проблемой терроризма, вызванного сепаратистскими настроениями отдельной части населения Ирландии. В 1917-1920г. активную террористическую деятельность против государственных деятелей и военных Англии начала организация под названием «Ирландская республиканская армия» (ИРА). В течение всего XX века боевики ИРА неоднократно устраивали террористические акты в Ирландии и Англии.
Несмотря на то, что в настоящее время ИРА не ведет активных террористических действий ни на территории Ирландии, ни на территории Англии, в Великобритании существует действующее антитеррористическое законодательство, ориентированное за защиту государства и общества от террора. Еще до событий 11 сентября 2001 года Великобритания уже имела хорошо разработанное и надежное антитеррористическое законодательство, сформулированное в Законе о терроризме от 2000 года.
Теракты 11 сентября 2001 года, став поворотным моментом в формировании антитеррористического законодательства США и стран Западной Европы, вынудили британское правительство предпринять дополнительные меры безопасности, следствием чего стало принятие в 2001г. антитеррористического закона, предусматривающего также ужесточение мер в борьбе с преступностью и в области обеспечения безопасности. В соответствии с этим Законом были еще более усилены меры безопасности на воздушном транспорте. В частности, были предоставлены дополнительные полномочия для снятия с рейсов и ареста людей на некоторых служебных территориях, а также для задержания рейсов по соображениям безопасности. Было ужесточено законодательство и в отношении химического, биологического и ядерного оружия в целях обеспечения лучшей защиты и безопасности гражданских ядерных объектов от нового и более расширенного перечня противоправных действий. Были усилены меры безопасности и в отношении потенциально опасных объектов, которые могли бы быть избраны террористами в качестве целей. Дополнительные меры были внесены и в перечень мероприятий по пресечению каналов финансирования террористов. В данном Законе, в частности, получило закрепление право бессрочного ареста без суда и следствия с последующей депортацией иностранных граждан, подозреваемых в причастности к террористической деятельности; право министра внутренних дел предоставляет санкционирование задержания иностранных граждан, подозреваемых в терроризме и в возможной угрозе для национальной безопасности Британии. Антитеррористический закон 2001 года был принят на срок до 14 марта 2005 года, т.е. имел некий переходный характер к другому, более полноценному правовому регулированию противодействия терроризму.
В марте 2005 года в Великобритании после длительных дебатов и споров был принят очень неоднозначный Закон (Акт) о предотвращении терроризма. Новый закон отменил такую меру пресечения для подозреваемых в терроризме, как заключение под стражей без предъявления обвинения, и вместо нее ввел для данной категории лиц такие меры контроля, как ограни-
чение передвижения или домашний арест. При этом к подозреваемым в соответствии с Актом могут применяться ограничения в пользовании телефонной связью, Интернетом, поездках по стране и встречах с другими людьми.
Наибольшие споры вызвал вопрос о том, кто должен принимать решения о применении подобной меры пресечения. Первоначально правительство предложило, чтобы это делал глава МВД Соединенного Королевства. Однако парламентарии не согласились с возложением на выборного чиновника роли, традиционно принадлежавшей судьям. В итоге данное положение из закона было изъято, и решение по мере пресечения будет принимать все же судья.
Однако после терактов в Лондоне 21 июля 2005 года Великобритания была вынуждена вновь поменять антитеррористическое законодательство.
Новый Антитеррористический закон Великобритании был принят в марте 2006 г. Он состоял из 3 частей, в каждой из которых имелись принципиально новые положения для антитеррористического законодательства Великобритании. В частности, были определены новые составы преступлений террористического характера, увеличен максимальный срок заключения за преступления террористического характера, были предоставлены более широкие полномочия министру внутренних дел запрещать террористические группы, увеличен срок содержания под стражей для допроса, увеличен срок содержания под стражей без предъявления обвинения, расширены полномочия спецслужб по прослушиванию телефонов и т.д.
По поводу антитеррористического законодательства Великобритании 2001-2006 гг. Ф.Р. Аббасов пишет: «Анализ законодательства Великобритании о борьбе с терроризмом показывает, что до последнего времени оно было направлено на решение проблем, существовавших в Северной Ирландии, имело временный характер и считалось чрезвычайным. По мере того, как терроризм стал принимать более глобальные формы, законодательство поступательно ужесточалось, и нормы, когда-то носившие чрезвычайный характер, стали обычными»[1]. 1 октября 2007 года вступил в силу новый закон, существенно расширяющий возможности властей по контролю за жителями страны. Согласно нему, 795 различных организаций получили доступ к считавшейся ранее конфиденциальной информации о телефонных переговорах британцев. Теперь районные и городские власти, полиция, различные министерства, включая минздрав, смогут на законных основаниях иметь постоянный доступ к сведениям о номерах, с которыми связывался отдельный гражданин, именах, фамилиях, адресах переговаривающихся, местонахождении абонента в случае, если он пользовался мобильным телефоном. Новый закон также обязывает работающие в Великобритании телефонные компании тщательно записывать и хранить подобную информацию и передавать властям по их первому требованию. В 2008 году был принят Закон о контртерроризме, согласно которому 14 деяний подпадают под преступления террористического характера. Они охватывают собой действия от членства в запрещенной организации до незаконного проникновения на ядерные объекты страны. Отличительной чертой законодательства Великобритании является норма, из которой вытекает презумпция виновности подозреваемого (обви-
няемого) в совершении деяний, относимых к «террористическим преступле-ниям».[3] Не менее жестким является и законодательство Испании, регулирующее вопросы противодействия территоризму. В начале 1978 года в Испании произошел резкий скачок эскалации терроризма. Именно тогда в стране и возникла острая необходимость в создании специального законодательства и специальных сил, способных противостоять отлично организованным террористическим группировкам.[2]
Основную угрозу Испании несли террористические группировки басков (группировка ЭТА), добивавшиеся независимости от Испанской Короны.
«После взрывов в марте 2004 года выяснилось, что очень многие теракты были подготовлены на территории Испании. Согласно данным испанских спецслужб, сторонники Усамы бен Ладена подготовили в Испании не только теракты в Мадриде 11 марта, но и в Касабланке (Марокко), Йербе (Тунис), против посольств США в Кении и Танзании, а также, возможно, в Стамбуле и на острове Бали в Индонезии. Кроме того, установлена причастность находящихся в Испании исламистов к убийству в Нидерландах кинематографиста Тео Ван Гога. Испанские сторонники «Аль-Каиды» также планировали теракты в Риме, Брюсселе и Страсбурге. Из Испании исламисты финансировали также террориста Амхада Фароки, который был обвинен в организации убийства в Пакистане в 2002 году журналиста из «Уолл-стрит джорнелл» Даниеля Перла и покушений на пакистанского президента Первеза Мушар-рафа».[4] В мае 2004 года, через два месяца после терактов, испанское правительство утвердило положение о создании Национального центра координации борьбы против терроризма - Centro Nacional de Coordinacion Antiterrorista (CNCA). CNCA должен был покончить с несогласованностью в действиях разных правоохранительных служб в борьбе против баскского терроризма ЭТА и исламистского терроризма. Однако первое время он вынужден был действовать на основе устаревшего законодательства Испании о национальной обороне. 18 марта 2005 года Совет министров Испании одобрил проект нового закона о национальной обороне Испании, который впоследствии сменил закон, действовавший с 1984 года. В новом законе об обороне впервые в истории Испании было предусмотрено участие вооруженных сил страны в борьбе против терроризма. Это участие должно осуществляться в форме непосредственной поддержки армией действий сил безопасности. В случае, если армия будет использована в миссиях против терроризма за границей, парламент должен будет дать на это согласие.
В то же время в Испании нет специального антитеррористического закона. Все определения терроризма содержатся в Уголовном Кодексе Испании. А Уголовно-процессуальный Кодекс определяет порядок действий правоохранительных органов, в то же время ограничивая права подозреваемых в терроризме. Эти специальные меры определены в статье 55 (2) Конституции Испании, которая прописывает приостановление гражданских прав относительно времени задержания, сохранения неприкосновенности жилища и тайны частной переписки «в отношении определенных лиц в связи с расследованиями действий вооруженных банд или террористических групп».[5]
Статья 571 Уголовного кодекса Испании определяет террористов как «тех, кто принадлежит, действует в составе или сотрудничает с вооруженными группами, организациями или группами, цель которых состоит в том, чтобы ниспровергать конституционный порядок или серьезно изменять общественный мир», осуществляют атаки, описанные в Статье 346 (нападения на здания, транспорт или инфраструктуру с использованием взрывчатых устройств) и Статьи 351 (поджог, вызывающий риск раны или смерти). Статья не предполагает уголовной ответственности за простой акт принадлежности к такой группе, а, скорее, за участие в преступных действиях, осуществленных членами этих групп с вышеупомянутыми целями. Статьи 572-579 устанавливают минимальные и максимальные тюремные сроки для различных преступлений, осуществленных членами определенных вооруженных групп или тех, кто действует от их имени. Статья 580 позволяет испанским судам признавать приговоры иностранных судов в отношении действий вооруженных групп как эквивалентные приговорам по испанскому законодательству.
Характерной особенностью законодательства Испании является увеличенный период задержания подозреваемого до того, как он предстанет перед судьей, а также использование задержания с ограниченным общением задержанного с внешним миром. Вместе с тем еще в 1984 году в Испании был принят Органический закон «О борьбе с вооруженными бандами и террористическими элементами», служащий во исполнение п. 2 ст. 55 Конституции Испании 1978 г. и признанный в настоящее время большинством как закон, направленный на усиление борьбы с терроризмом, хотя изначально он был ориентирован в равной мере на борьбу с криминальными бандами и террористическими группами басков. В результате антитеррористическое законодательство Испании на сегодняшний день основывается на Органическом законе «О борьбе с вооруженными бандами и террористическими элементами», Законе «О национальной обороне» и Уголовного кодекса.
Таким образом, рассматривая антитеррористическое законодательство западноевропейских на примере Великобритании и Испании, можно сделать вывод о том, что европейские государства гораздо более жестко подходят к проблеме правового регулирования борьбы с терроризмом, чем государства Российская Федерация, и существенным образом ограничивают права и свободы человека. Нужно отметить, что в настоящее время общепризнанно, что эффективная борьба с терроризмом возможна только совместными усилиями всех членов мирового сообщества. Это обусловливается, прежде всего, особенностями терроризма, который носит в настоящее время транснациональный характер. В мире действует достаточно большое количество международных организаций, цель которых - противодействие международному терроризму. Соответственно, необходимо взаимодействие и международная координация противодействию терроризма, как в Европе, так и в других регионах планеты.
Литература:
1. Аббасов Ф.Р. Политико-правовые аспекты борьбы с международным терроризмом //Дисс. канд. юрид. наук. М., 2006. с.10-11
2. Антитеррор в Испании / Режим доступа: www.guardantiterror.ru
3. Барышникова Е.С. Ужесточение антитеррористического законодательства Великобритании: прихоть парламентариев или жизненная необходимость? /Конференция «Ломоносов 2011» / Режим доступа: http://conf.msu. ru/archive/Lomonosov_2011/1365/30695_c4d5.pdf
4. Испанская система борьбы с терроризмом: до и после взрывов в Мадриде / Ужесточение законодательства Великобритании / Материал подготовлен Исследовательским центом Agentura.ru / Режим доступа: http://studies. agentura. ru
5. Конституция Испании 1978 г. / Конституции зарубежных государств / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2002.
Literature:
1 . Abbasov F.R. Political and legal aspects of fight against the international terrorism//Diss. edging. юрид. sciences. M, 2006. page 10-11
2 . Anti-terror in an access Spain /Mode: www.guardantiterror.ru
3 . Baryshnikova E.S. Toughening of the anti-terrorist legislation of Great Britain: whim of parliamentarians or vital need? / access Lomonosov 2011 / Mode Conference: http://conf.msu. ru/archive/Lomonosov_2011/1365/30695_c4d5.pdf
4 . Spanish system of fight against terrorism: before explosions in legislation Madrid / Toughening the Great Britain / Material is prepared by Research cent Agentura.ru / an access Mode: http://studies.agentura.ru
5 . Constitution of Spain 1978 / Constitutions of the foreign states / Sost. prof. V. V.Maklakov. - 3rd prod. reslave. and additional - M: BEK publishing house, 2002.