УДК 341
Практика борьбы зарубежных государств с международным терроризмом
Плахтий Елена Владимировна,
доцент кафедры государственно-правовых
и социальных дисциплин
Уральского института коммерции и права,
кандидат юридических наук, доцент
e-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросам, связанным с основными принципами стратегии деятельности властей зарубежных государств в борьбе с международным терроризмом, а также с практикой антитеррористической деятельности этих государств.
Ключевые слова: терроризм; противодействие терроризму; мировая безопасность.
The practice of foreign countries to combat international terrorism
Plakhtii Elena Vladimirovna,
Аssociate professor of the Department of the State
and Law and Social Sciences of the Ural Law
Institute of Commerce and Law,
Gandidate of juridical sciences, Аssistant professor
Article is devoted to issues related to the basic principles of the strategy of the authorities of foreign countries in the fight against international terrorism, as well as the practice of anti-terrorist activities of these states.
Key words: terrorism; counter-terrorism; global security.
Как свидетельствуют действия властей зарубежных государств, процесс принятия новых мер борьбы с терроризмом не только активизировался, но и принимает определенные универсальные формы в виде законодательных нововведений и укрепления международного сотрудничества.
Практика деятельности властей зарубежных государств, играющих ключевую роль в борьбе с международным терроризмом, показывает, что основные принципы стратегии этой борьбы повсеместно включают три концептуальных момента: принятие соответствующих нормативно-правовых актов или пересмотр существующих, направленных на интенсификацию противодействия терроризму и ужесточение норм уголовного наказания; координацию антитеррористической деятельности национальных правоохранительных органов; пропагандистское обеспечение антитеррористических действий властей с привлечением возможно широкого круга СМИ [1, с. 58].
Процесс совершенствования концепции обеспечения национальной безопасности в странах Европы и США, ставших в последнее время объектами террористических нападений и угроз, значительно ускорился.
Анализ зарубежных информационных материалов показывает, что этот процесс содержит следующие элементы: определение причин возникновения ситуа-
ций, способствующих совершению террористических актов, активизации террористической деятельности на тех или иных направлениях; разработку нового и корректировку существующего антитеррористического законодательства; выработку правоприменительного механизма по предупреждению и пресечению деятельности террористических организаций.
Антитеррористические меры в западноевропейских странах и США осуществляются в законодательной, правоохранительной, информационной и коммуникативной сферах, а также в области профилактики экстремизма.
В свете этого небезынтересно рассмотреть законодательные инициативы, осуществленные или готовящиеся в некоторых европейских государствах и США. Тенденции развития этого законодательства свидетельствуют об изменении требований в сфере иммиграции, расширении полномочий полиции и ужесточении процессуальных норм в отношении подозреваемых в терроризме.
В то же время, судя по всему, корректировка антитеррористического законодательства, которой серьезное внимание уделяет руководство стран - членов Европейского Союза и США, ограничит гражданские права населения этих государств.
Законодательные инициативы во многих государствах мира свидетельствуют об усилении внимания властей и общественности этих стран к принятию новых мер в борьбе с международным терроризмом.
Законодательная база борьбы с международным терроризмом, как показывает практика, зависит в первую очередь от политической воли руководства страны, которая определяет общую стратегию этой борьбы.
По мнению зарубежных экспертов, слишком либеральная миграционная политика правительств большинства европейских государств, открытые границы, лояльное отношение к пропаганде радикального исламизма и деятельности некоторых исламских организаций, прямая поддержка воинствующих исламских группировок антироссийской направленности (представленных чеченскими и другими северокавказскими незаконными вооруженными формированиями) привели к тому, что в связи с событиями в Афганистане, Ираке, Ливане и в целом на Ближнем Востоке наиболее экстремистские террористические группировки, прикрывающиеся лозунгами защиты ислама, развернули активное наступление на своих бывших покровителей в лице некоторых западных государств.
В 80-е гг. крупные зарубежные страны - Израиль, Великобритания, США, Индия, Италия, Германия, Испания, Франция - принимают соответствующие нормативные документы.
В числе зарубежных антитеррористических законов можно назвать индийский «Акт по борьбе с терроризмом и подрывной деятельностью» (1985 г.), закон Германии «О борьбе с терроризмом» (1986 г.), закон Франции «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность» (1986 г.), закон Испании «О борьбе с терроризмом» (1987 г.), закон Великобритании «О предотвращении терроризма» (1989 г.), закон США «О борьбе с терроризмом и об эффективности закона о высшей мере наказания» (1996 г.) [1, с. 60] и т. д. Кроме того, в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы ряда государств внесены изменения и дополнения, направленные на создание полноценной правовой базы противодействия терроризму.
Власти некоторых государств начали в конце 90-х гг. и в начале XXI в. менять свои подходы к борьбе с международным терроризмом. Во многом это было связано с наличием довольно значительных мусульманских диаспор на их территории и с активизацией террористических организаций.
В этом отношении показательны действия британского правительства после терактов в июле 2005 г. в Лондоне. Если ранее власти Великобритании довольно лояльно относились к деятельности радикальных исламских организаций внутри страны, то с этого момента они начали активизировать борьбу с исламским экстремизмом.
Это нашло свое выражение в подготовке новых антитеррористических законодательных актов, в которых заложены нормы, направленные на ужесточение порядка иммиграции в страну, введение депортации, пресечение деятельности радикальных исламских клерикалов, введение уголовного преследования за осу-
ществление террористической подготовки как в Великобритании, так и за ее пределами, увеличение сроков предварительного заключения лиц, подозреваемых в террористической деятельности, и другие положения.
Наиболее зримо данные тенденции по усилению противодействия экстремизму и терроризму проявились в ужесточении контроля авиаперевозок пассажиров и режимов в аэропортах многих государств.
В связи с европейской направленностью деятельности террористических организаций правительства ряда европейских государств приняли решение о реализации комплекса дополнительных мер по противодействию терроризму. При разработке таких мер руководство стран Европейского Союза стало учитывать фактор роста мусульманской части населения этих стран (в настоящее время оно достигло почти 6 % от всего населения государств - членов Европейского Союза, а по мнению зарубежных экспертов, при сохранении этой тенденции к 2050 г. эта цифра достигнет как минимум 20 %) [2, с. 5].
Отмечаемый в последнее время рост напряженности в отношениях властей с определенной частью мусульманского населения объясняется рядом факторов. Среди них, в первую очередь, можно назвать проблему нелегальной миграции людей, исповедующих религию ислам, чрезмерную лояльность к пропаганде в среде мусульман стран Европейского Союза идеологии ислама и его крайних фундаменталистско-экстремистских течений и деятельность в этом направлении многочисленных исламских организаций.
В этих условиях европейские страны стали менять свои взгляды на процессы миграции и в новых законах появляются нормы, направленные на ее ограничение. Так, в этой связи во Франции усилены меры по профилактике и незаконной миграции. В директивах МВД страны она связывается с активизацией терроризма. Более того, нелегальная миграция рассматривается в качестве одного из источников кадрового пополнения террористических организаций и их финансовой поддержки. Борьбой с незаконной миграцией занимается специально созданная в 2005 г. Служба иммиграционной полиции, которая включает 52 мобильно-поисковые бригады. Основная задача службы - агентурное проникновение в организации для пресечения их деятельности в сфере нелегальной миграции. В то же время предпринимаются дополнительные меры по уменьшению объемов легальной миграции. С этой целью проводится политика так называемой «селективной иммиграции», предусматривающая, в частности, обязательную сдачу экзамена по французскому языку для иностранцев, претендующих на десятилетний вид на жительство или на французское гражданство.
В Италии также принимаются серьезные меры безопасности. Так, в соответствии с принятым в августе 2005 г. законом «О неотложных мерах по борьбе с международным терроризмом» МВД Италии осуществляет депортацию иностранцев, деятельность которых представляет угрозу безопасности государства. Здесь полагают, что депортация легально находящихся в Италии членов иностранных экстремистских мусульманских организаций является эффективным способом нейтра-
лизации их деятельности в условиях, когда отсутствует возможность привлечения их к уголовной ответственности. Кроме того, Министерство иностранных дел планирует поставить в парламенте вопрос о принятии нормы, дающей право лишать итальянского гражданства уже имеющих его иммигрантов, подозреваемых в террористической деятельности, и выдворять их из страны.
По мнению представителей официальных германских кругов, главную угрозу для безопасности страны представляют не боевики-террористы, пытающиеся проникнуть в ФРГ извне, а легально проживающие в стране члены радикальных исламских группировок. Учитывая сложность оперативного внедрения агентуры в исламские организации и вербовки членов мусульманской диаспоры, руководством германских спецслужб принято решение о приеме на работу дополнительного числа специалистов, владеющих арабским языком и знающих исламскую религию и культуру. При этом следует иметь в виду, что в Германии после 11 сентября 2001 г. были приняты законы по борьбе с терроризмом: «Sicherheitspaket I und II» (Пакеты законов о безопасности I и II). Позднее началась подготовка третьего пакета законов, которые предоставили бы спецслужбам доступ к банковским счетам и наделили бы их другими контролирующими функциями. Данные законопроекты, в частности, закрепили создание базы данных на владельцев сотовых и сетевых телефонов, которые будут сохраняться на протяжении одного года [3, с. 3].
В это же время подобные планы уже обсуждаются в Великобритании, Ирландии, Швеции и Франции.
Как известно, США выступают главным пропагандистом ужесточения законодательства по борьбе с терроризмом. В целях усиления борьбы с терроризмом ФБР провело ряд мероприятий, включая перераспределение людских ресурсов. Часть агентов, специализировавшихся на криминальных расследованиях, переключена на борьбу с терроризмом. Кроме того, удвоено число аналитиков разведывательной информации, утроено число аналитиков-лингвистов.
В настоящее время в ФБР насчитывается 4634 специальных агента по борьбе с терроризмом. Количество объединенных оперативных групп по борьбе с терроризмом (ООГБТ) возросло с 35 до 101, а численность их личного состава - до 3236 человек. 2161 человек является аналитиком оперативной разведывательной информации, а число аналитиков-лингвистов составляет 1430 человек [4, с. 7].
В целях централизованного управления деятельностью ООГБТ при штаб-квартире ФБР сформирован Национальный центр ООГБТ (со штабом в 40 сотрудников).
В ФБР создана также специальная группа по пресечению финансирования террористической деятельности, которая руководит и направляет усилия по отслеживанию и пресечению каналов финансирования террористов. Кроме того, она использует информацию обнаружения неизвестных террористических групп и определения их потенциальных возможностей и планов.
В целях недопущения получения террористами оружия массового уничтожения в ФБР создан Директорат ОМУ (WMD Directorate), который предназначен для координации усилий с полевыми офисами ФБР через подготовленных специалистов по ОМУ.
Кроме того, в стране действуют и другие антитеррористические органы [1, с. 63].
Национальный контртеррористический центр, который осуществляет сбор, обработку и анализ оперативной разведывательной информации по терроризму, проводит оперативное планирование, выполняет роль центрального банка данных информации по терроризму, предоставляет свои базы данных и системы информационных технологий агентствам - участникам центра (ФБР, ЦРУ, Минобороны, Министерству внутренней безопасности, Минэнергетики, Комиссии по регулированию ядерных материалов, полиции Капитолия).
Оперативная группа по отслеживанию международных террористов в составе представителей ФБР, ЦРУ, Службы иммиграционного и таможенного контроля, Министерства внутренней безопасности др. предоставляет информацию, позволяющую предотвратить проникновение иностранных террористов и их сторонников на территорию США или обеспечивать их выдворение, установление местонахождения, задержание, наблюдение и уголовное преследование.
Центр слежения за террористами имеет единственную всеобъемлющую базу данных по известным террористам или лицам, подозреваемым в причастности к терроризму, доступ к которой осуществляется через НКЦ.
Зарубежные эксперты считают, что борьба с терроризмом не дает ощутимых результатов без подавления финансовых потоков, питающих терроризм.
В этой связи ООН, Европейский Союз, МВФ, Всемирный Банк и другие международные и региональные организации предприняли ряд инициатив нормативно-правового характера против финансирования террористов и отмывания незаконных денежных средств [5, с. 81]. Так, ООН предложила Конвенцию по подавлению финансирования терроризма, а Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1373, обязательную для всех стран - членов ООН. Резолюция обязывает их:
- объявить преступлением по закону использование или сбор денежных средств, предназначенных для терроризма;
- немедленно заморозить средства, достояния или экономические ресурсы граждан, которые совершили террористические акты, пытаются их совершить или способствуют им, или организаций, владельцами которых они являются или которые они контролируют;
- запретить гражданам, находящимся на территориях государств, помогать или оказывать содействие лицам, связанным с терроризмом;
- воздержаться от поддержки в любой форме лиц, связанных с терроризмом;
- отказывать в убежище тем, кто финансирует, планирует, поддерживает или исполняет террористические акты.
Учитывая, что финансовые средства, питающие террористические организации, глубоко проникли в
финансово-экономические структуры ряда государств регионов мира, где эти средства легализировались, некоторые зарубежные эксперты высказывают опасения в отношении состояния экономики многих государств. Они полагают, что незамедлительное изъятие этих средств, которых в обращении по всему миру оценивают в 1,5 миллиона долларов США, приведет к глубокому спаду экономики Запада.
Серьезное внимание в подходе к организации противодействия терроризму на национальном уровне уделяется вопросу координации различных заинтересованных ведомств. Это находит свое выражение, прежде всего, в виде разработки соответствующих планов, документов, содержащих руководящие принципы координации взаимодействия привлекаемых к борьбе с терроризмом ведомств и служб.
В США, например, Генеральной прокуратурой страны были разработаны Внутренние руководящие принципы, содержащие разделы, посвященные вопросам противодействия терроризму. Правда, по оценке специалистов, в этой работе еще имеется немало недостатков, вызывающих неопределенность и путаницу в организации взаимодействия [6, с. 14].
Таким образом, анализ зарубежных информационных материалов показывает, что иностранные государства, сталкиваясь с усилением террористической деятельности в мире и низкой эффективностью противодействия ей, вынуждены прибегать ко все более
жестким мерам борьбы с терроризмом, что в отдельных случаях может, по мнению зарубежных экспертов, привести к некоторым ограничениям прав и свобод граждан этих стран.
Список литературы
1. Оганян Р. Э. Усиление мер борьбы с международным терроризмом за рубежом / Р. Э. Оганян, В. В. Князев // Полиция и борьба с преступностью за рубежом. - М.: ВНИИ МВД России, 2007. - Вып. 6.
2. Международная миграция населения: Россия и современный мир. - М.: МГУ, 2000. - Вып. 5.
3. Информационное письмо УМС АД МВД России от 21 марта 2009 г. № 6/УМС-716.
4. О направлении усилий ФБР по борьбе с терроризмом: справка представителя МВД России в США от 12 октября 2010 г. УМС, 2/УМС-2681.
5. Гридчин А. А. Противодействие терроризму: глобальный характер современного терроризма и роль международных организаций как стабилизаторов мировой безопасности / А. А. Гридчин // Актуальные проблемы противодействия терроризму: материалы Международ. науч.-практ. конф. (20 октября 2011 г.). -Белгород: РИО БелЮИ МВД России, 2011.
6. Second Annual Report of the Advisory Panel to Assess Domestic Response Capability for terrorism Involving Weapons of Mass Destruction. - L. A., 15.12.