УДК 378.1
К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
Ветошкина Т. А., Полянок О. В.
В статье дан анализ трактовок понятия «конкурентоспособность выпускника вуза», показаны различные подходы и точки зрения к нему, дан анализ критериев и составляющих конкурентоспособности выпускников вузов. Предложено авторское определение конкурентоспособности выпускника вуза. Определяется взаимосвязь конкурентоспособности выпускника с конкурентоспособностью работника.
Ключевые слова: выпускник вуза; конкурентоспособность; конкурентоспособность выпускника вуза; критерии конкурентоспособности выпускника вуза; конкурентоспособность работника.
В условиях социально-экономических трансформаций современного российского общества выпускники вузов, имея диплом высшего профессионального образования, зачастую оказываются невостребованными на рынке труда. Данное обстоятельство обусловлено с одной стороны некоторой обособленностью высшего образования от реальных запросов рынка труда, а с другой - отсутствием функционировавших прежде механизмов распределения выпускников вузов по организациям.
На российском молодежном рынке труда ситуация согласно экспертным оценкам выглядит достаточно напряженной, сохраняющей тенденции к ухудшению. В условиях кризиса многие крупные компании закрывают или сокращают программы привлечения молодых специалистов, в результате чего количество предложений для выпускников вузов снизилось в несколько раз. В ситуации превышения предложения рабочей силы на рынке труда выпускникам, только что окончившим вуз и преимущественно не имеющим опыта работы по специальности, достаточно сложно выдержать конкуренцию и претендовать на качественные рабочие места. Сложившуюся ситуацию может исправить система образования, если она будет способствовать формированию в выпускнике вуза конкурентоспособного специалиста. В связи с этим проблема формирования конкурентоспособности будущих специалистов является одной из актуальных проблем, стоящих перед высшей школой.
Современное общество испытывает острую потребность в конкурентоспособных специалистах, отвечающих требованиям профессиональных стандартов. Выпускники вузов в большинстве своем не способны выдерживать такие требования, не готовы к работе в условиях перманентной неопределенности экономической ситуации. В связи с этим актуальными становятся попытки выявить составляющие конкурентоспособности выпускников вузов, формируемые и развиваемые в вузе, с последующей разработкой путей, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности будущих специалистов.
Поскольку конкурентоспособность выпускников формируется и развивается в процессе обучения в вузе и напрямую зависит от качества получаемого образования, последнее может рассматриваться как один из факторов конкурентоспособности вуза. Однако в значительной степени на конкурентоспособность выпускников вузов оказывают влияние требования работодателей, что приобретает все большую актуальность при подготовке специалистов. В свете вышеизложенного будем рассматривать сущность конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда во взаимосвязи с таким понятием, как конкурентоспособность работника.
В большинстве подходов, раскрывающих содержательную основу конкурентоспособности работника, внимание акцентируется прежде всего на качественных характеристиках рабочей силы. Так, по мнению Сотнико-
№ 2(34), 2014
71
вой С. И., конкурентоспособность работника - это способность к индивидуальным достижениям в труде, представляющим вклад в достижение организационных целей. Она определяется качеством рабочей силы, соответствующей рыночной потребности [1]. Конкурентоспособность работника проявляется через следующие группы показателей: профессиональные, квалификационные, нравственные, физические, интеллектуальные. Всю совокупность качественных характеристик работника, свидетельствующих о его конкурентоспособности, можно объединить в четыре основные группы: мотивационную сферу, профессионально-квалификационные характеристики, интеллектуальные свойства личности и медико-биологические характеристики [2]. В целом можно согласиться с мнением Сотниковой С. И. о том, что показатели конкурентоспособности работников преимущественно определяются их соответствием требованиям конкретного работодателя и обеспечивают удовлетворение его потребности в труде [3], т. е. конкурентоспособность работника - это целостное понятие, представляющее собой неразрывное единство мотивационных, квалификационных, личностных и деловых составляющих ее элементов, выражающее способности работника к профессиональной деятельности и качественному выполнению трудовых функций в какой-либо конкретной сфере деятельности, полностью отвечающих требованиям работодателей.
От понятия «конкурентоспособность работника» перейдем к рассмотрению понятия «конкурентоспособность выпускников вуза». Понятие «выпускник вуза» трактуется достаточно широко, что во многом обусловлено вариативностью его рассмотрения в хронологическом аспекте. Под выпускником вуза, с одной стороны, можно понимать человека, получившего диплом высшего профессионального образования государственного образца спустя несколько лет после окончания вуза (априори любой человек, закончивший вуз, остается выпускником этого вуза), с другой стороны - того, кто только что полу-
чил диплом. Однозначной трактовки понятия «выпускник вуза» не существует и в нормативно-законодательной базе. Частично заполняет пробелы рассматриваемой проблемы трудовое законодательство, ограничивая статус выпускника вуза критерием «период времени после окончания вуза (до одного года при первичном выходе на рынок труда с целью трудоустройства)».
Под выпускниками вузов авторы подразумевают студентов последнего курса очной, очно-заочной и заочной форм обучения, успешно освоивших дисциплины основной образовательной программы и приступивших к выполнению итоговой квалификационной работы, так как их обучение в основном закончено.
Обозначим подходы к трактовке конкурентоспособности выпускников вузов, сложившиеся на сегодняшний день.
Рассмотрение конкурентоспособности выпускника вуза как индикатор конкурентоспособности вуза. Конкурентоспособность выпускников на сегодняшний день принято оценивать по уровню конкурентоспособности вуза, который они закончили, то есть по рейтингам как государственных, так и независимых рейтинговых агентств. В связи с этим рейтинг вуза может рассматриваться как имиджевый ресурс конкурентоспособности выпускника, который характеризует известность и популярность учебного заведения в образовательной среде и в общественном сознании. Однако такой подход дает лишь косвенную оценку конкурентоспособности выпускника, поскольку не учитывает показатели, непосредственным образом связанные с самим выпускником.
Конкурентоспособность выпускника вуза как индикатор качества образования. Конкурентоспособность выпускников рассматривается в аспекте качества получаемого в вузе образования. Согласно этому подходу знания являются основой конкурентоспособности выпускников и важнейшей предпосылкой их развития. Качество образования является «стержневым» фактором конкурентоспособности выпускников. В этом аспекте конку-
72
Известия Уральского государственного горного университета
рентоспособность выпускников является степенью реализации ее качества.
Однако по мнению А. В. Чистякова, О. А. Ткачевой конкурентоспособность выпускников вуза должна формироваться не только за счет качества приобретаемого образования, но и за счет проведения ряда мероприятий со стороны вуза. К последним они относят следующие: исследование и прогноз рынка специалистов; анализ жизненных циклов специальностей с целью приспособления возможностей вуза к освоению новых специальностей и специализаций; исследование внутренних возможностей вуза с позиции его сильных и слабых сторон; отслеживание и анализ трудоустройства выпускников; осуществление рекламно-информационной деятельности [4].
Конкурентоспособность выпускника вуза как индикатор выраженности его личных качеств. Смещение акцента с качества получаемого образования к формированию личных качеств, в том числе потенциала лидерства, с последующей его реализацией просматривается в работах Т. В. Черняка. Изучая конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда, он констатирует, что наличие у выпускника только качественного профессионального образования еще не гарантирует ему трудоустройство, что вполне согласуется с реальностью [5].
Рыночный подход к трактовке конкурентоспособности выпускников вуза. Выпускники рассматриваются как товар, произведенный вузом, и предназначенный для реализации на рынке труда. Конкурентоспособность товара достигается за счет свойственных ему уникальных, по сравнению с другими конкурентами, качеств, а также повышенных «потребительских» свойств, закладываемых в вузе. К уникальным качествам выпускника авторы работы [6], в первую очередь, относят такие, как: высокий уровень интеллекта, способность к инновациям, творческий потенциал, навыки стратегического мышления, планирования, управления; компетентность в смежных областях; профессиональное использование информационно-ком-
муникационных технологий и современных технических средств; умение искать и перерабатывать информацию, получая новые знания; умение быстро и эффективно принимать решения. «Потребительские» свойства выпускника заключаются, прежде всего, в полученных знаниях, умениях, степени профессионализма, узкой специализации в предметно ориентированной сфере. Продолжая рассматривать конкурентоспособность выпускников в рамках рыночного подхода, Л. И. Мошкович и А. В. Новачук выделяют уровни формирования конкурентоспособности [7].
Выпускник, обладающий набором знаний, умений, навыков, предусмотренных ФГОС ВПО с учетом уникальных качеств и повышенных «потребительских» свойств представляет собой «товар по замыслу» [8]. Однако степень реализации указанных параметров будет различной у отдельно взятых выпускников, что обусловлено их личными особенностями. Таким образом, на данном этапе «товар по замыслу» в сочетании с личными качествами выпускника получает новое качество, трансформируясь в «товар в реальном исполнении» [8]. По мнению разработчиков данного подхода представленные виды «товара» не могут в полной степени оценить конкурентоспособность выпускников. В связи с этим необходимо учесть ряд факторов внешней среды, влияющих на возможность проявления конкурентоспособности. В данном аспекте «товар в реальном исполнении», попадая на рынок труда, трансформируется в «товар с подкреплением», который, в конечном счете, и является объектом оценки конкурентоспособности.
Рассмотрев сложившиеся подходы к изучению сущности конкурентоспособности выпускников вузов, авторы предлагают свое определение конкурентоспособности выпускников вузов. Конкурентоспособность выпускников вузов в широком смысле - это степень полезности качественных характеристик выпускников вузов на рынке труда для потенциального покупателя (работодателя), определяющая возможность претендовать на качественные рабочие места и выдерживать
№ 2(34), 2014
73
конкуренцию по сравнению с другими субъектами на данном рынке. Конкурентоспособность выпускников вузов в узком смысле - это неразрывное единство мотивационных, квалификационных, личностных и деловых составляющих его элементов, готовность выпускника к профессиональной деятельности и выполнению трудовых функций, отвечающих требованиям работодателя. Однако следует учитывать тот факт, что само понятие «конкурентоспособность выпускника вуза» -объективно-субъективное, поскольку, с одной стороны, требования к качеству подготовки молодых специалистов объективно формируются производственным потенциалом рабочих мест, с другой стороны - субъективными предпочтениями работодателей.
Таким образом, рассмотрев сложившиеся подходы к трактовке конкурентоспособности выпускников вузов и определив смысловую нагрузку этого понятия, правомерно говорить о выпускнике как о потенциальном работнике. Такой статус вполне обоснован промежуточным положением выпускника, обусловленным сменой среды (вуз ^ организация). Данное обстоятельство свидетельствует о взаимосвязи понятий «конкурентоспособность выпускника как потенциального работника» и «конкурентоспособность работника». К числу составляющих конкурентоспособности выпускника относятся следующие:
- мотивационная составляющая конкурентоспособности выпускника вуза, включающая:
- направленность на профессиональную самореализацию и развитие;
- направленность на получение качественного рабочего места по профилю и специальности;
- направленность на реализацию социально-экономических целей;
- квалификационная составляющая конкурентоспособности выпускника вуза, включающая:
- опыт, навыки в профессиональной дея-
тельности;
- совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, способов общения, релевантных требованиям ФГОС ВПО и работодателей;
- владение информационными технологиями и методами в профессиональной деятельности;
- личностная составляющая конкурентоспособности выпускника вуза, включающая:
- социально-психологические качества, способствующие реализации конкурентного поведения при взаимодействии с работодателем;
- поведение, соответствующее системе ценностей и мотивационных ориентиров в профессиональной деятельности;
- способность мобилизовать ресурсы организации для достижения намеченных профессиональных целей;
- деловая составляющая конкурентоспособности выпускника вуза, включающая:
- способность к оценке ситуации и формированию стратегии поведения в профессиональной деятельности;
- адекватную оценку своих возможностей и перспектив трудоустройства;
- презентация работодателю конкурентных преимуществ.
Набор составляющих конкурентоспособности выпускника вуза идентичен составляющим конкурентоспособности работника. Специфичным является содержательное наполнение составляющих, обусловленное особенностями выпускников вузов, а также двойственностью их положения. Конкурентоспособность выпускников вузов выступает как условие формирования конкурентоспособности работников. Исследование сущности конкурентоспособности выпускников вузов позволило выявить как взаимосвязь конкурентоспособности выпускника с конкурентоспособностью работника, так и их принципиальные отличия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список
1. Сотникова С. И. Конкурентоспособность рынка труда: генезис социально-экономического содержания // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 2. С. 95-107.
74
Известия Уральского государственного горного университета
2. Масленникова Е. В. Партнерство вузов и работодателей в подготовке кадров // Человек и труд. 2006. С. 67-69.
3. Сотникова С. И., Маслов Е. В., Глазырин С. Ю. Управление конкурентоспособностью персонала. Новосибирск: НГУЭУ, 2006. 302 с.
4. Чистяков А. В., Ткачева О. А. Обеспечение конкурентоспособности выпускников вузов технического университета // Вопросы образования. 2005. № 4. С. 25-28.
5. Черняк Т В. Формирование компетентности лидера как фактор конкурентоспособности выпускников вузов // Образование в России. 2007. № 6. С. 34-37.
6. Уровень профессиональной подготовки выпускников вузов не соответствует требованиям большинства работодателей. URL: www.lawlinks.ru
7. Мошкович Л. И., Новачук А. В. Формирование оценки конкурентоспособности выпускника вуза // Управление общественными и экономическими системами. 2006. № 2. С. 57-62.
8. Дмитриева Ю. А. Повышение уровня конкурентоспособности выпускников вузов по специальности «Управление персоналом» на рынке труда: дис. ... канд. экон. наук. М., 2010.
Поступила в редакцию 5 мая 2014 г.
Ветошкина Татьяна Александровна - кандидат философских наук, заведующая кафедрой управления персоналом. 620144, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30, Уральский государственный горный университет. E-mail: [email protected]
Полянок Ольга Васильевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом. 620144, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30, Уральский государственный горный университет.
№ 2(34), 2014
75