ББК 74.58 УДК 378.9
А.А. АРАСЛАНОВА
А.А. ARASLANOVA
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
PROFESSIONAL COMPETENCE OF A GRADUATE OF REGION HIGH SCHOOLS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF FORMING
В статье рассматривается проблема востребованности выпускников вузов региональными рынками труда, повышения эффективности их профессиональной адаптации, формирования профессиональной компетентности и готовности к активной творческой деятельности в условиях выхода на посткризисное развитие экономики страны (региона). Особое внимание уделяется вопросам конкурентоспособности будущих специалистов в регионе.
This article touches upon the problem of necessity of High schools' graduates by regional work's markets, rise in effectiveness of their professional adaptation, forming of professional competence and forwardness to active creative activity in the conditions of exist for after crisis development of the country's (region's) economy. Special attention is paid to the questions of competitiveness of future specialist in our region.
Ключевые слова: региональный вуз, профессиональная компетентность, конкурентоспособность выпускника, кластерная технология.
Key words: regional High School, professional competence, graduate's competitiveness, cluster's technology.
Вуз как производитель образовательных услуг и субъект рыночных отношений напрямую должен быть заинтересован в наиболее полном соответствии качественных параметров своих выпускников (ключевых компетенций) требованиям целевого рынка труда. Между тем, по мнению многих отечественных исследователей и специалистов (например, А.Г. Прудских и Г.А. Годовиковой [4]), в настоящее время в российском региональном образовании существуют 3 принципиальные, нерешенные на настоящий момент, проблемы:
- отставание содержания профессионального образования от потребностей страны и рынка труда, от тенденций мирового экономического развития не только вызывает откровенную неудовлетворенность отечественных работодателей и увеличивает безработицу, но и превращает систему образования и, соответственно, экономику страны в неконкурентоспособных субъектов хозяйствования;
- резкие деформации структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующие реальным потребностям рынка труда. Так, учреждения профобразования сегодня выпускают в 1,5 раза больше техников и в пять с лишним раз меньше рабочих, чем требуется народному хозяйству. На рынке труда при переизбытке некоторых специалистов (экономистов и менеджеров) остро ощущается дефицит квалифицированных рабочих, обладающих навыками работы на новейшем оборудовании по современным технологиям;
- неэффективность использования бюджетных ресурсов за счет подготовки во многих образовательных учреждениях псевдоспециалистов по конъюнктурным специальностям, непрофильным для данного учреждения, что снижает стимулы для развития качественного и конкурентоспособного отечественного профессионального образования.
Мировой опыт показывает, что новая экономика, сориентированная на широкое использование и стремительное развитие высоких технологий, предъявляет повышенные требования к образовательному, профессиональному и культурному уровню развития работников, их нравственным и психологическим характеристикам. Следовательно, ориентация на качество рабочей силы, все более определяющей конкурентоспособность экономики и социальную стабильность в обществе, вызывает смену иерархии престижа профессий в общественном сознании и критериев востребованности выпускников региональных вузов на рынке труда.
Сегодня рыночную конкурентоспособность выпускников региональных вузов следует понимать как соответствие характеристик рабочей силы требованиям реального сектора экономики. При этом главным ориентиром следует рассматривать профессиональную компетентность молодых специалистов. Таким образом, поддержание высокого рыночного статуса системы региональных вузов требует совершенствования всех возможных каналов взаимодействия с региональными рынками труда, координации деятельности всех внутренних элементов вузов.
Достижение устойчивого функционирования и стабильного развития образовательных учреждений региональной высшей школы в долгосрочной перспективе может быть обеспечено формированием внутривузовской «системы обеспечения конкурентоспособности регионального вуза», эффективность функционирования которой основана на оптимизации и рационализации связей между образовательными учреждениями и предприятиями реального сектора регионального рынка труда и постоянном поиске наиболее рациональных отношений с внешней средой.
На рисунке 1 представлена «Модель системы обеспечения конкурентоспособности регионального вуза», подготовленная по материалам исследования автора, представляющая собой развитие концептуальной идеи Е.Д. Липки-ной [3]).
Методологической основой разработки «Модели системы обеспечения конкурентоспособности регионального вуза» является:
- ориентация на выделение внутренних факторов влияния и основных принципов, позволяющих активизировать деятельность, направленную на удержание конкурентного статуса вуза и его последовательное улучшение;
- непрерывность оценки параметров конкурентоспособности вуза, прежде всего, конкурентоспособности выпускника; востребованности выпускника на рынке труда; конкурентоспособности образовательной услуги; степени удовлетворенности интересов клиентов; уровня соответствия приобретенного набора ключевых компетенций намерениям выпускника; уровня соответствия приобретенного набора ключевых компетенций требованиям рынка труда;
- управления конкурентоспособностью вуза, построенного на оценке выбранных параметров, учете внутренних факторов влияния, следовании основным принципам. В условиях современного рынка постоянная практическая работа по управлению конкурентоспособностью вуза, связанная с поддержанием и повышением уникальных конкурентных преимуществ вуза, становится определяющей.
I
УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА
управление качеством процесса управления;
управление качеством профессорско-преподавательского состава;
управление брендом вуза;
профессиональный отбор и профессионально-ценностная ориентация абитуриентов;
ориентация на создание, удержание и наращивание конкурентных преимуществ вуза;
мониторинг конкурентоспособности региональных вузов;
имиджменеджмент вуза;
компетентностный подход;
клиенториентированный подход;
бенчмаркинг
V
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
материально-техническое обеспечение; учебно-методическое обеспечение; научно-техническое обеспечение; инфраструктурное; кадровое обеспечение; информационное обеспечение;
полнота и достоверность внутренней и внешней информации; оперативность получения информации
I
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА
оцениваемые параметры:
конкурентная позиция (конкурентный статус вуза); конкурентоспособность выпускника; востребованность выпускника на рынке труда; конкурентоспособность образовательной услуги; степень удовлетворенности интересов клиентов; уровень соответствия приобретенного набора ключевых компетенций намерениям выпускника; уровень соответствия приобретенного набора ключевых компетенций требованиям рынка труда
ПРИНЦИПЫ
целенаправленность и обоснованность; системность; доступность обучения; инновационность и креативность; синергичность; адаптивность и гибкость; осуществимость и сбалансированность; экономичность;
результативность и эффективность; планомерность и комплексность
Рис. 1. Модель системы обеспечения конкурентоспособности регионального вуза
К особо важным направлениям управленческой работы, способствующей улучшению рыночного статуса вуза, автор статьи относит: профессиональный отбор и профессионально-ценностную ориентацию абитуриентов; мониторинг конкурентоспособности региональных вузов; имиджменеджмент; клиенториен-тированный подход и бенчмаркинг.
Целью политики модернизации Российской Федерации на среднесрочную перспективу было объявлено обеспечение конкурентоспособности Российской Федерации на мировом уровне, что актуализирует проблему обеспечения конкурентоспособности образовательной системы региона и страны, являющихся базовыми в рассматриваемой иерархии (рис. 2.).
Конкурентоспособность Российской Федерации
(национальная конкурентоспособность)
Конкурентоспособность образовательной системы Российской Федерации
Конкурентоспособность региона
базирования образовательного кластера
Конкурентоспособность региональной образовательной системы
Конкурентоспособность
комплекса с участием научно-образовательных учреждений (образовательного кластера)
Конкурентоспособность вуза
Конкурентоспособность образовательной услуги
Конкурентоспособность выпускника вуза
(на рынке труда)
Рис. 2. Иерархия уровней конкурентоспособности
В реализации иерархической схемы (рис. 2.) использована идея Т.К. Ек-шикеева [2].
Согласно рис. 2., составляющими многогранного понятия «конкурентоспособность вуза», охватывающего все аспекты деятельности высших учебных заведений, являются «конкурентоспособность выпускника» и «конкурентоспособность образовательной услуги». В представлении автора, конкурентоспособность вуза - это: мера совокупных конкурентных преимуществ в обостряющейся конкурентной борьбе на региональном рынке образовательных услуг (высокий рейтинг, занимаемая вузом стабильная рыночная доля, устойчивая деловая репутация, общественное признание деятельности вуза и др.); мера адаптационных возможностей вуза к быстроменяющейся ситуации внешней среды; мера способности вуза готовить специалистов высокой профессиональной квалификации, самостоятельно развивающих базу сформированных во время обучения в вузе знаний, умений и навыков (адекватный набор приобретенных компетенций), способных активно использовать свои информационно-познавательные компетенции в практической профессиональной деятельности в целях непрерывного прогрессивно-творческого саморазвития (высокая степень профессиональной компетентности, важной особенностью которой является то, что компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее), востребованных на внутреннем и внешнем рынках труда, ориентированных на командную работу и т.д.
В условиях рыночных отношений молодой человек имеет возможность выбрать специальность из перечня, предлагаемого различными региональными вузами: чем шире спектр образовательных услуг, тем больше возможность удовлетворить потребность в образовании. Однако формирование потребности в образовании у молодого человека детерминируется не только спектром предлагаемых вузами образовательных услуг, но и различными ограничениями, устанавливаемыми государством и обществом. Так, отсутствие надежных ориентиров, позволяющих оценить будущую востребованность на рынке труда (низкая результативность профессиональной ориентации, недостаточная информированность населения о состоянии и перспективах развития рынков труда и др.), создает серьезные препятствия, связанные с перспективой трудоустройства сегодняшних абитуриентов.
Кроме того, необходимо учитывать, что неразработанность механизма оптимального взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда проявляется в диспропорции спроса и предложения на рабочую силу, является сдерживающим фактором социально-экономических преобразований при переходе региона на инновационный путь развития, вносит дополнительные трудности для абитуриентов региональных вузов.
Исследователи образовательного рынка малых городов России Т.Е. Алайба и Е.Н. Заборова [1] выделяют следующие наиболее актуальные проблемы формирования и реализации образовательных потребностей населения малых городов:
- в условиях замкнутых региональных рынков труда возникают деформации в структуре образовательных потребностей населения;
- диспропорция между образовательными потребностями личности, требованиями рынка труда и возможностями рынка образовательных услуг снижает эффективность деятельности высшей школы в удовлетворении образовательных потребностей населения, с одной стороны, и воспроизводства и развития социально-профессиональной структуры региона, с др. стороны;
- в условиях малого города возникает противоречие между образовательными потребностями населения и образовательными возможностями региона, обостряется проблема доступа к получению образования;
- в условиях малого города возникает альтернатива «доступ к образованию - высокое качество образования», что снижает уровень потребностей населения в качестве образовательных услуг;
- существующие условия образовательного процесса (социокультурные, технологические, организационные, кадровые) усугубляют разрыв между «столичным» и «провинциальным» образованием, де-формируяструктуруобразовательныхпотребностей,чтонегативноска-зывается на формировании образовательного потенциала населения.
Очевидно, что каждый регион России имеет свои специфические характеристики, определяющие возможности развития рынка труда, улучшения или ухудшения условий применения рабочей силы, развития или сокращения трудового потенциала и т.п. Принципиальная идея автора применитель-на к укреплению конкурентоспособности выпускников и конкурентоспособности образовательных учреждений высшей школы, состоит в научно-методической разработке кластерной технологии, основанной на сочетании компетентност-ного и клиенториентированных подходов как новых перспективных направлений деятельности региональных вузов, наиболее полно учитывающих региональную специфику, запросы и возможности обучающихся, требования работодателей и потребностей многочисленных хозяйствующих субъектов региона. Кластерные структуры, целью эффективного функционирования которых является создание системного мотивированного взаимодействия науки, образования и производства, не только способствуют реализации программ гарантированного трудоустройства выпускников вузов, но и повышения качества предоставляемых вузами образовательных услуг, укрепления материально-технической и финансовой баз вузов, эффективного распределения новых знаний, трансферта научных открытий и изобретений.
Литература
1. Алайба, Т.Е. Студенты об имидже государственных и негосударственных вузов [Текст] / Т.Е. Алайба, Е.Н. Заборова // Социологические исследования. - 2004. - № 2. -С. 93-97.
2. Екшикеев,Т.К.Конкурентоспособностьиконкурентныепреимуществавуза[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.m-economy.ru/issue.php?nIssueNum=32#44
3. Липкина, Е.Д. Теория и методология обеспечения конкурентоспособности учреждений профессионального образования [Текст]: автореф. дисс... д. экон. наук / Е.Д. Липкина. - Екатеринбург, 2010. - 45 с.
4. Прудских, А.Г., Годовникова, Г.А. Профессиональный рынок труда и проблема конкурентоспособности специалиста. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://r.kem-edu.ru/ profsch2008/49_prudskih.pdf