Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОНФЛИКТАХ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ'

К ВОПРОСУ О КОНФЛИКТАХ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Английская Т.Г.

В статье рассматриваются конфликты, их типы, возникающие в педагогическом коллективе, представлен результат исследования конфликтной ситуации. В ходе ее изучения выявлены причины возникновения конфликта в педагогических коллективах, его объективность и субъективность, влияние его на психологический климат, а так же поведение коллектива в конфликтной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT CONFLICTS IN THE TEACHING STAFF

The article discusses conflicts and their types that occur in teaching staff, presented the results of a study of a conflict situation. In the course of the study identified the causes of conflict in the teaching staff, its objectivity and subjectivity, its influence on psychological climate, as well as the behavior of the staff in a conflict situation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОНФЛИКТАХ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ»

корпорация «Дашков и Ко», 2015.

7. Экономический анализ: учебник / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининов, И.И. Мазуровой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2017.

УДК 159.9

Английская Т.Г. студент магистратуры 3 курса направление подготовки 37.04.01 «Психология управления персоналом» научный руководитель: Лежнина Л.В., д-р психол. наук

профессор

Марийский государственный университет

Россия, г. Йошкар-Ола К ВОПРОСУ О КОНФЛИКТАХ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

КОЛЛЕКТИВАХ

Аннотация: В статье рассматриваются конфликты, их типы, возникающие в педагогическом коллективе, представлен результат исследования конфликтной ситуации. В ходе ее изучения выявлены причины возникновения конфликта в педагогических коллективах, его объективность и субъективность, влияние его на психологический климат, а так же поведение коллектива в конфликтной ситуации.

Ключевые слова: конфликт, педагогический коллектив, конфликтная ситуация, объективность и субъективность конфликта, психологический климат.

Angliyskaya T. G. student magistracy

3 year training course 37.04.01 "Psychology of personnel management"

Mari State University Russia, Yoshkar-Ola Supervisor: Lezhnina L. V.

Dr. psychol. Sciences, Professor Mari State University Russia, Yoshkar-Ola TO THE QUESTION ABOUT CONFLICTS IN THE TEACHING

STAFF

Abstract: the article discusses conflicts and their types that occur in teaching staff, presented the results of a study of a conflict situation. In the course of the study identified the causes of conflict in the teaching staff, its objectivity and subjectivity, its influence on psychological climate, as well as the behavior of the staff in a conflict situation.

Keywords: conflict, teaching staff, conflict situation, objectivity and subjectivity of the conflict, the psychological climate.

В настоящее время одним из актуальных вопросов является изучение взаимоотношений в педагогических коллективах. Там, где царят равнодушие, формализм или давление, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, отчужденность, а может быть, испытывает и стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профессиональной деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций, к переходу в другой коллектив [6, с 41].

Конфликт - столкновение противоположно направленных друг с другом сил, интересов, целей и различных представлений о способе их достижения. Иными словами конфликт- это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции.

С учетом количества сотрудников, участвующих в конфликте, можно различать следующие типы конфликтов: 1) парные, т.е. в которых участвуют два человека (например, заведующий-воспитатель, два работника); 2) групповые, т.е. охватывающие несколько человек; З) межгрупповые, т.е. между несколькими группами; 4) всеобщие, т.е. вовлекающие почти весь коллектив.

Кроме того, «возникающие между людьми противоречия приводят к конфликтам тогда, когда они затрагивают социальный статус группы, педагогического коллектива или личности, материальные и духовные интересы людей, их престиж, моральное достоинство» [6, с.44].

Так же конфликт в педагогическом коллективе может возникнуть в результате объективных и субъективных причин. Объективное начало конфликта - это сложная проблемная ситуация, в которой могут оказаться педагоги коллектива. По мнению А.Г. Ковалева, «ею может быть: неопределенность поставленной задачи; различия целей разных групп; нечеткое распределение функциональных обязанностей; нечеткое распределение ответственности между взаимодействующими людьми и группами. Это происходит из-за плохих коммуникаций и отсутствия четких должностных инструкций, определяющих, кто, что и в каком объеме должен делать; бытовая неустроенность; борьба за разного рода ресурсы между педагогами различных отделов одного учреждения; «недостаточная подготовленность, неопытность руководителя педагогического коллектива: неумение управлять людьми, их деятельностью, несоответствие стиля руководства уровню развития педагогического коллектива» [1, с. 158]; отсутствие сознательной дисциплины у отдельных членов педагогического коллектива; консерватизм руководителя в стиле работы, что иногда приводит к сопротивляемости нововведениям в служебной деятельности.

Субъективные причины конфликтов имеют психологическую основу, которая заключается в препятствиях по достижению личных и групповых целей. Они возникают, когда существует:

- стремление к власти руководителя и стремление к свободе педагога;

- «наличие в педагогическом коллективе социально незрелых личностей: дезорганизаторов, карьеристов, склочников» [1, с.159];

- «взаимное непонимание или нежелание понять друг друга отдельными людьми (неправильная реакция на критические замечания в свой адрес, которые воспринимаются как преднамеренный подрыв авторитета, недоброжелательное отношение к человеку» [1, с.159];

- противоречия между общественными, групповыми интересами и личными интересами;

- несостоявшиеся ожидания как отдельных личностей, так и групп в коллективе [1, с.164];

- несовместимость характеров отдельных лиц, вынужденных взаимодействовать друг с другом по роду деятельности.

Конфликты оказывают негативное влияние на психологический климат педагогического коллектива. Б.Ф.Ломов включал в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми; систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной педагогической деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [5, с. 167].

Р.Х. Шакуров рассматривал понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей [6, с.43] .

Как указывали Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, «в зависимости от психологического состояния конфликтующих сторон конфликты бывают с высоким, умеренным эмоциональным напряжением и без особых эмоций. При этом отрицательные эмоции оказывают различное влияние на противодействующие стороны» [4, с.123].

Как отмечал Я.Л. Коломинский, простые житейские наблюдения показывают, что одни люди попадают в конфликтные ситуации чаще других. Другие делают это гораздо реже и если им и приходится сталкиваться своими интересами (психологическими пространствами) с другими людьми, они умеют быстро разрешить возникшую проблему. Можно предположить, что это происходит не из-за сложности жизненных ситуаций, в которые попадает тот или иной человек, а из особенностей их личностей [3, с.111].

Конфликтные люди большей частью носят свои конфликты в самих себе, отвечая даже на нейтральную ситуацию взрывом обиды или возмущения. Это означает, что умения строить бесконфликтные отношения с другими должны начинаться с наведения порядка в собственной душе [3, с. 114].

Таким образом, в работах, рассматривающих проблему конфликтов в педагогических коллективах и их влияние на социально-психологический

климат коллектива, можно отметить полное единодушие в определении субъективного восприятия конфликтности ситуации как необходимого условия возникновения конфликта. Это восприятие складывается из ощущения угрозы хотя бы для одного участника ситуации, признания важности данной ситуации и взаимной несовместимости индивидуальных целей участников конфликта. Зная причины и условия педагогических конфликтов, можно лучше

разобраться в природе самого конфликта, а потому определить методы воздействия на него или модели поведения в процессе него.

Использованные источники:

1. Ковалев А.Г. Формирование конфликтологической компетентности педагогов. - 2-е изд.,доп. / А.Г. Ковалев. - М.: Политиздат, 2007. - 279 с.

2. Козырев Г.И. О конфликтности в педагогическом коллективе / Г.И.Козырев. - М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2010. - 240 с.

3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский.- Минск, 2012.- 240 с.

4. Кричевский Р.Л. Психология конфликта / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 318 с.

5. Ломов Б.Ф. Психологические условия и факторы снижения конфликтности у педагогов / Б.Ф. Ломов - 2-е изд.- СПб: Питер, 2012. - 334 с.

6. Шакуров Р.Х. Причины конфликтов в педагогических коллективах и пути их преодоления / Р.Х. Шакуров, Б.С. Алишев // Вопросы психологии. - 2016. - №6. - С.55-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.