Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / КОЛЛЕКТИВ / CONFLICT / EDUCATIONAL INSTITUTION / MANAGEMENT / TEAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силина А.А.

Данная статья посвящена проблеме конфликтов, возникающих в дошкольных образовательных учреждениях, а так же работе руководителя в возникающих конфликтных ситуациях. Нынешняя наука считает, что конфликты - это неизбежное явление жизни общества, которое вытекает из человеческой природы. В процессе взаимодействия педагогического коллектива наблюдается отсутствие взаимопонимания, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций среди участников педагогического процесса. Руководитель же может изменить атмосферу в педагогическом коллективе так, чтобы установился благоприятный личностному развитию климат. Главная проблема состоит в том, чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая себе отчет о том, что он может иметь стимулирующее воздействие в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках. И осознавая его разрушительный характер, когда он переходит за эти рамки. Совокупность аспектов и определяет данной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF THE HEAD FOR THE PREVENTION OF INTERPERSONAL CONFLICTS IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

This article is devoted to the problem of conflicts arising in preschool educational institutions, as well as the work of the head in the emerging conflict situations. Current science believes that conflict is an inevitable phenomenon of the life of society, which is derived from human nature. In the process of interaction of the pedagogical team, there is a lack of understanding, which leads to the emergence of conflict situations among the participants of the pedagogical process. The head can change the atmosphere in the pedagogical team so that a favorable personal development climate is established. The main problem is to learn how to live with a conflict, knowing that it can have a stimulating effect when it develops within certain limits. And aware of its destructive nature when it goes beyond that. The combination of these aspects determines the relevance of this issue.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

3. Россияне стали хуже высыпаться из-за работы сверхурочно// Аналитический центр НАФИ, официальный сайт. URL: https://nafi.ru/analytics/rossiyane-stali-khuzhe-vysypatsya-iz-za-raboty-sverkhurochno/ (дата обращения: 21.12.2018)

4. Гусева Е. И. Организационное обновление коллектива на предприятиях сферу услуг // Сервис plus. 2009. Т. 4, № 4. С. 41-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnoe-obnovlenie-kollektiva-na-predpriyatiyah-sfery-uslug (дата обращения: 21.12.2018)

5. Габдракипова А. А., Черватюк М.И., Мищенко А.Н. Сон как маркер здоровья // European research. 2017. Т. 7, № 30. С. 69-71. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/son-kak-marker-zdorovya (дата обращения: 21.12.2018)

УДК 373.24

Силина А. А. студент магистратуры ГБОУ ВО «СГПИ» педагог-психолог ГКС (К) ОУ «Дошкольный детский дом № 9» Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Аннотация: Данная статья посвящена проблеме конфликтов, возникающих в дошкольных образовательных учреждениях, а так же работе руководителя в возникающих конфликтных ситуациях.

Нынешняя наука считает, что конфликты - это неизбежное явление жизни общества, которое вытекает из человеческой природы. В процессе взаимодействия педагогического коллектива наблюдается отсутствие взаимопонимания, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций среди участников педагогического процесса. Руководитель же может изменить атмосферу в педагогическом коллективе так, чтобы установился благоприятный личностному развитию климат. Главная проблема состоит в том, чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая себе отчет о том, что он может иметь стимулирующее воздействие в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках.

И осознавая его разрушительный характер, когда он переходит за эти рамки. Совокупность обозначенных аспектов и определяет актуальность данной проблематики.

Ключевые слова: конфликт, образовательное учреждение, управление, коллектив.

Silina A.A., graduate student of GBOU VO "SGPI"

Stavropol

Teacher-psychologist of the SSC (K) of the educational institution

"Preschool orphanage No. 9 " Stavropol Stavropol Territory THE ACTIVITIES OF THE HEAD FOR THE PREVENTION OF INTERPERSONAL CONFLICTS IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL

INSTITUTION

Annotation: This article is devoted to the problem of conflicts arising in preschool educational institutions, as well as the work of the head in the emerging conflict situations. Current science believes that conflict is an inevitable phenomenon of the life of society, which is derived from human nature. In the process of interaction of the pedagogical team, there is a lack of understanding, which leads to the emergence of conflict situations among the participants of the pedagogical process. The head can change the atmosphere in the pedagogical team so that a favorable personal development climate is established. The main problem is to learn how to live with a conflict, knowing that it can have a stimulating effect when it develops within certain limits.

And aware of its destructive nature when it goes beyond that. The combination of these aspects determines the relevance of this issue.

Keywords: conflict, educational institution, management, team.

Проблема конфликтов в образовательном учреждении, её теоретическое осмысление, а так же практические советы по работе в конфликтных ситуациях являются одними из важных для администрации ДОО. Противоречия и то, как их переживает учреждение, определяют конструктивный или деструктивный сценарий деятельности и, зачастую, служат основой моделей управления конфликтами.

Всем областям жизни человека свойственны конфликты, которые являются неотъемлемой частью отношений людей друг с другом и поэтому они существуют столько, сколько существует сам человек. Нынешняя наука считает, что конфликты - это неизбежное явление жизни общества, которое вытекает из человеческой природы[1].

В современной ситуации социального и научно-технического прогресса осуществляется непрерывное усложнение взаимосвязей между людьми в процессе их жизнедеятельности. Попытки реформирования в образовании провоцируют напряженную обстановку, что ведет к обострению конфликтных ситуаций в дошкольном учреждении.

В процессе взаимодействия педагогического коллектива наблюдается отсутствие взаимопонимания, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций между участниками педагогического процесса: педагогами, родителями, воспитанниками и др. Изучение конфликта имеет большое значение для педагогики, т.к. педагогу необходимо создавать благоприятную атмосферу в группе. Созданием межличностных отношений занимаются

сами люди, им же под силу создать доброжелательную атмосферу, но зачастую, своими поступками мы можем её разрушать[3]. Руководитель же может изменить атмосферу в педагогическом коллективе так, чтобы установился благоприятный личностному развитию психологический климат. В настоящее время в теоретической литературе накоплен достаточный объем знаний, позволяющий многогранно изучить проблему педагогических конфликтов в различных её аспектах.

Для плодотворного решения педагогических проблем, каждому члену коллектива необходимо усвоить определенный объем теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.

Конфликт стал присутствовать в явных или латентных формах в разных ячейках общественных отношений. Конфликт, так же, может присутствовать и там, где царит гармония и взаимопонимание. Главная проблема состоит в том, чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая себе отчет о том, что он может иметь стимулирующее воздействие в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках.

И осознавая его разрушительный характер, когда он переходит за эти рамки. Совокупность обозначенных аспектов и определяет актуальность данной проблематики.

Понятие конфликт определяется как - сложный и многоплановый социальный феномен. Ученые в области теоретической конфликтологии не могут дать четкого определения конфликту. Одна группа ученых предполагает, что конфликт должен включать обязательную переменную -разногласия (Р. Даренфорд)[4].

Другая же предполагает, что конфликт может существовать только тогда, когда разногласия имеют противоборствующие типы поведения. Согласно концепции бихевиористов под конфликтом понимается осознанное противостояние индивидов или групп с противопоставленными интересами.

Осуществив анализ современной конфликтологической литературы, мы можем сделать вывод о том, что существуют самые различные определения понятия «конфликт».

Конфликт в переводе с латинского обозначает - столкновение.

Исходя из значения этого термина, В.И. Журавлев дает такое определение конфликта, «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми, или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизируемые каждой из сторон»[5].

В отечественной литературе определение конфликта, зачастую, также носит социологический характер. Авторы выделяют необходимые признаки социального конфликта, который может быть представлен многообразными формами противостояния между индивидуумом и социальными общностями, направленные на достижение определенных целей и интересов.

Под конфликтом Л.Г. Здравомыслов понимал как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, своего рода клетку социального бытия. Это форма отношений между потенциальными и актуальными субъектами

социального взаимодействия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями[6].

В психологии имеет место быть многовариантная типология конфликтов исходя из критериев, которые лежат в их основе. По отношению к субъекту конфликты подразделяются на внутренние и внешние. Первые -внутриличностные, вторые подразделяются на межличностные или же межгрупповые, а так же между личностью и группой[4].

В своих работах, В.Н.Шаленко утверждает, что межличностные конфликты на 75-80% порождаются столкновением материальных интересов субъектов, при этом внешне они могут показывать это как проявление не совпадения личностных взглядов на ситуации, борьбу характеров или моральных ценностей. Такие конфликты предоставляют наибольшую трудность для руководителей ДОУ, так как все приложенные усилия и действия, вне зависимости от того, имеют ли они отношение к конфликтной ситуации или нет, будут рассматриваться через призму данного конкретного конфликта[12].

Педагогический коллектив состоит из множества неформальных о формальных групп. Межгрупповые конфликты могут случится даже в самых дружных педагогических коллективах, так как они порождаются различиями во взглядах и интересах. Так же конфликты могут возникать в микрогруппах внутри стабильно существующей группы, такие группы (микро -группы) как правило, существуют в рамках любой социальной общности и представляют собой группу людей из 6-8 человек, но зачастую возникают микро-группы и численностью 3 человека. В своей деятельности руководитель должен также оглядываться на реакцию микро-групп, в частности на те, из них, которые занимают главенствующие позиции[2].

Специфика педагогической деятельности проявляется в том, что педагогический труд протекает индивидуально, как труд отдельно взятого педагога, несмотря на то, что он имеет прямое отношение к социальной деятельности.

В жизнедеятельности же педагогического коллектива имеет место быть две стороны: неформальная, то есть эмоционально-личностная и формальная - функционально-деловая. В педагогической деятельности отображаются общепринятые закономерности объективной реальности или же действительности. Определить причины, относящиеся к сугубо педагогической практике было бы не корректно. В своей профессиональной активности педагог выстраивает взаимоотношения не только с детьми, но также с взрослыми (родителями, коллегами, администрацией).

Придав возможную меру обобщенности, рассмотрим причины возникновения конфликтов в педагогических коллективах. Одной из самых часто встречаемых причин может быть оспаривание лидирующего положения, каких-либо материальных благ, признание приоритета и т.д., так же это может быть ущемление чувства собственного достоинства, не подтверждение ролевых ожиданий, отсутствие перспектив, интересного

дела, не желание считаться с коллегами и т.п.

Так же можно выделить причины конфликтов присущих педагогической деятельности:

-конфликты, которые возникают из-за стиля руководства;

-конфликты, которые обусловлены необъективностью восприятия педагога поведения воспитанников;

-конфликты, которые связаны с организацией педагогического труда.

Очень распространенным и наиболее трудно преодолимым является конфликт «Педагог - Администрация». Специфическими причинами данного конфликта является:

• нечеткое разграничение между администраторами дошкольного образовательного учреждения в сфере управленческого влияния на коллектив, что зачастую приводит к «двойному» подчинению; перекладывание на педагога чужих обязанностей;

• незапланированные формы контроля за педагогической деятельностью сотрудников;

• неадекватность стилю руководства коллектива уровню его социального развития;

• неравномерная загруженность педагогов общественными поручениями;

• частая смена руководства, нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога.

Одной из явно выраженных причин конфликтов между педагогами и руководителем ДОУ, является нехватка опыта руководящей работы у большинства заведующих ДОО, при достаточно большом опыте педагогической работы, у них отсутствует опыт управленческой деятельности[8].

Как показывают исследования Р.Х.Шакурова, большинство руководителей утверждают, что имеют дружеские взаимоотношения с членами коллектива. При этом педагоги отмечают, что эти взаимоотношения носят лишь формальный характер. Данная диспропорция в ответах (37,9% и 74,4%) дает повод предполагать, что большинство руководителей не имеют объективного представления о взаимоотношениях, которые реально складываются, между ними и педагогическими коллективами[11].

Причины конфликта «Педагог - Пелагог».

Конфликты могут возникать между:

• молодыми педагогами и педагогами со стажем;

• между воспитателями и узконаправленными специалистами;

• между педагогами и педагогами, имеющими звание и должностной статус (воспитатель и воспитатель высшей категории);

• между педагогами, чьи дети посещают данное дошкольное образовательное учреждение и т.д.

Определенными причинами возникновения конфликта между

педагогами, чьи дети посещают данное ДОО, может послужить недовольство отношением их собственных коллег к их ребенку, частое обращение к коллегам, чьи дети посещают детский сад с просьбами, жалобами на поведение их ребенка. Зачастую, возникают непреднамеренно спровоцированные конфликты администрацией на почве неравномерного распределения ресурсов среди групп образовательного учреждения, неудачного подбора воспитателей по психологическим характеристикам на одну группу, а так же «косвенного» сталкивания педагогов[10].

Вопрос же об управление конфликтами в педагогических коллективах вытекает из понимания конфликтов как неотъемлемой части, стороны общественных процессов.

По утверждениям Д.П.Зеркина, управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач[7].

Перевод конфликта в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение с целью достижения желаемых результатов и является управлением в педагогическом коллективе.

Управление конфликтами в педагогическом коллективе включает в

себя:

-разрешение конфликтов;

-предупреждение;

-стимулирование;

-прогнозирование;

-регулирование.

Прогноз - это представление о возможно возникнувшем конфликте с вероятностью указания времени, места и причины, что является предпосылкой его предотвращения.

Предупреждение - это направленная деятельность на недопущение возникновение и разрушительное влияние конфликта, представляет собой особо активное вмешательство администрации в реальных процесс педагогических взаимоотношений.

Стимулирование - это инициирование определенных конфликтов используемое в целях нейтрализации других более разрушительных и опасных для коллектива.

Регулирование - представляет собой действие управляющего субъекта с целью ослабления, смягчения или перевода конфликта в другое русло и на другой уровень отношений.

Разрешение конфликта - заключительный этап. Проявляется в многообразных формах завершения конфликта: преобразование обеих конфликтных сторон в направлении согласования их позиций и интересов на новой основе; уничтожение одной из сторон или полного подчинения другой; взаимное примирение противоборствующих субъектов; взаимного уничтожения противоположностей.

Чтобы успешно преодолевать разрушительные последствия конфликтов, нужно научиться обходить их. А это возможно лишь при высоком уровне развития коллектива и благоприятного социально-психологического климата[6].

В качестве диагностических методов мы использовали методики:

1.Методика стратегии поведения личности в конфликте (К.Томаса);

2. Методика стратегии и модели преодолевающего поведения;

3. Диагностический опросник социально-психологического климата группы.

4. Анкета «Причины возникновения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе».

Представляем вам результаты экспериментально-опытной работы, полученные в ходе сравнительного анализа эмпирических данных, в процессе организации констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

На констатирующем этапе эксперимента принимал участие педагогический коллектив МБДОУ д/с комбинированного вида № 45 города Ставрополя. Педагоги - 17 человек, администрация - 3 человека.

Обратимся к количественно-качественному анализу результатов констатирующего и формирующего экспериментов.

Таким образом, после анализа результатов методик проведенных на констатирующем этапе эксперимента можно сделать вывод, что почти у четверти коллектива направленность на личные интересы низкая. Главным минусом является то, что не происходит серьезного обсуждения проблем, не затрагиваются главные спорные вопросы. В результате индивид не удовлетворяет определенные потребности, что ведет к назреванию внутреннего конфликта. 95% педагогического коллектива в конфликтных ситуациях предпочитают найти какие-либо важные и неотложные дела, по возможности избегают решительных действий, требующих большой напряженности и ответственности за последствия. Можно сделать вывод о преобладании пассивной стратегии преодоления затруднений над активной стратегией и у администрации и у педагогов. Треть коллектива педагогов не идут на объединение с другими коллегами, чтобы вместе разрешить ситуацию; не стремятся оказать помощь при решении общих проблем. Педагоги больше ожидают социальной помощи, советуясь с друзьями или близкими о том, как бы они поступили в той или иной ситуации. Руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо работать над вопросом сплочения коллектива, проводить больше мероприятий, в которых деловые и личностные качества педагогов раскрывались бы в полной мере. Мероприятия должны быть направлены на выработку умения работать в команде, добиваться общих целей, ведь коллектив ДОУ имеет положительную производственную установку.

После проведения формирующего этапа эксперимента, на контрольном этапе позитивные изменения произошли в показаниях каждой

методики, что характеризуются эффективностью программы, которая была направлена на профилактику межличностных конфликтов в дошкольной образовательной организации.

После проведения серии упражнений и заданий, результаты улучшились, произошли позитивные изменения, это связано с применениями коррекционной программы.

На основе произведенных методов исследования, можно сделать обобщающий вывод:

1. Разработанная и апробированная на практике программа по профилактике межличностных конфликтов в ДОУ, позволила повысить тенденцию к сотрудничеству в коллективе и уменьшить процент избегания проблем, возникающих в конфликтных ситуациях, также педагоги перестали решать проблемные ситуации, возникающие в конфликте, избеганием, готовы нести ответственность за свои поступки. Не отрицают наличие конфликта, при его возникновении.

2. Коррекционная программа помогла сформировать у педагогов осознание понятия конфликт. Коллеги перестали проявлять асоциальные действия при решении конфликтных ситуаций, не применяют агрессивные действия, провоцирующие возникновение конфликта.

3. Благодаря коррекционной программе педагоги и администрация осознали ценность общения друг с другом, раскрыли свои деловые и личностные качества, что способствовало сплочению коллектива.

Таким образом, положительная динамика по каждому из критериев позволяет говорить об эффективности разработанной нами экспериментальной программы по профилактике межличностных конфликтов в ДОУ.

Использованные источники:

1. Александрова, Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. [Текст]. -М .: Луч, 2003.

2. Бородкин. Ф.М., Коряк, Н.М. Внимание: Конфликт! [Текст]. -Новосибирск: Наука, 2009.

3. Гришина, Н.В. Производственные конфликты и их регулирование [Текст]. - Л.: 2012

4. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта [Текст]. - Соц. 2004. - № 5.

5. Журавлев, В.И. основы педагогической конфликтологии [Текст]. - М.: 2008.

6. Здравомыслов. А.Г. Психология конфликта [Текст]. - Учеб. пособие. -М.: Альт, 2006.

7. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии [Текст]: Курс лекций - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

8. Крический, Р.Л. Если вы - руководитель [Текст]. -М.: Дело, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Скотт, Дж. Г. Способы разрешния конфликтов [Текст]. - Киев.: Верзинин и к0, ЛПД, 2001.

10.Шакуров, Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива [Текст]. - М.: 2009.

11.Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив [Текст]. - М.: 2000.

12.Шаленко, В.Н. Социально-трудовые конфликты в России.: анализ динамики и методы разрешения [Текст]. // Социальный конфликт. 2009. - № 3.

УДК 657.22

Сильнова В.В. студент бакалавриата научный руководитель: Поленова С.Н., д.э.н.

профессор

Департамент налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации» Финуниверситет, Financial University

Россия, г. Москва ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ВО ФРАНЦИИ Аннотация

В данной статье рассмотрены особенности бухгалтерского учета во Франции, проанализированы основные характеристики плана счетов и принципы его создания. Особое внимание уделено принципам достоверного представления информации в бухгалтерской отчетности.

Ключевые слова: стандарты, Национальный совет, план счетов, принципы ведения учета, Торговый кодекс, журнальная книга, бухгалтерская отчетность.

Silnova V. V.

undergraduate student of the Department of tax policy and customs and tariff regulationat the Financial University under the

government of the Russian Federation scientific leader -Polenova S.N., Doctor of Economics, Professor of the Department of accounting, analysis and audit at the Financial university under

the Government of the Russian Federation", Moscow FEATURES OF THE ACCOUNTING IN FRANCE

Abstract

This article describes the features of accounting in France, analyzes the main characteristics of the chart of accounts and the principles of its creation. Particular attention is paid to the principles of reliable presentation of information in the financial statements.

Keywords: standards, national Council, chart of accounts, principles of accounting, commercial code, journal book, financial statements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.