Н.В. Корякина
К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКСНОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Органы власти всех уровней выполняют не только очевидные функции управления, связанные с текущей деятельностью и процессами на территории, но и осуществляют управление развитием территории. Несмотря на всю важность текущего управления, все большую значимость приобретает функция управления социально-экономическим развитием отдельно взятой территории. Эта значимость особенно велика в условиях рыночных отношений, ибо без стратегического регулирования со стороны государства бессистемная деятельность хозяйствующих субъектов в лучшем случае способна обеспечить стихийное, несбалансированное, неустойчивое развитие, результаты которого, вероятно, современное общество не удовлетворят.
Одним из основных объектов местного самоуправления, за-вер ша ю щим сис те му ор га нов влас ти стра ны, по оп ре де ле нию считается муниципальное образование.
Повышение значимости уровня муниципального управления обусловливает реальную необходимость обеспечения эффективного и профессионального управления социально-экономическим раз вити ем и функ ци о ни ро ва ни ем тер ри то ри аль но го об ра зо ва ния.
Органы местного самоуправления сталкиваются с большими трудностями при выборе стратегии развития, при оценке социально-экономического развития муниципального образования, а также факторов, оказывающих влияние на него.
Центральной проблемой, характеризующей перспективное развитие муниципальных образований, является обоснование их стра те ги чес ко го вы бо ра, стра те ги чес ких це лей и при о ри те тов со -циального и экономического развития, путей их достижения. Таким об ра зом, проб ле му фор ми ро ва ния стра те гии на уров не му ни ци -
пального образования следует рассматривать в контексте его социального и экономического развития.
Муниципальная концепция формирования и реализации местной экономической политики должна базироваться на результатах анализа основных экономических и социальных тенденций, целей и приоритетов развития территории, путей их дос ти же ния.
Самостоятельной сферой научных исследований и хозяйственной практики являются прогнозы. В нашей стране с развитием системы муниципального регулирования прогнозы являются основой для создания социально-экономических программ раз ви тия тер ри то рий.
Так, прогноз социально-экономического развития Дмитровс-ко го му ни ци паль но го райо на раз ра ба ты вал ся и раз ра ба ты ва ет ся в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Показатели прогноза формируются на базе статистических данных за последние 3-4 года и итогах социально-экономического развития района.
Разработка основных параметров развития экономики Дмитровского муниципального района в 2006 г. была проведена по двум вариантам. Первый вариант предполагал сохранение инерционной динамики развития района и исходил из относительно устойчивой комбинации внешних и внутренних условий социально-экономического развития Дмитровского района. Второй вариант предполагал усиление инновационной и инвестиционной составляющих экономического роста и раскрытие потенциальных возможностей развития всех секторов экономики Дмит ро вс ко го райо на с уче том спро са на внут рен нем и внеш нем рынках.
Основу экономической политики муниципального образования составляет производство. Ведущей отраслью экономики Дмитровского района была и остается промышленность. В 2003-2004 гг. в районе отмечен значительный рост промышленного производства (индекс промышленного производства составил соответственно 113,1 и 113,2%). В 2005 г., по оценке, рост объема промышленной продукции составил 111,3%, или 8600,9 млн руб.
Прогноз развития отраслей промышленности в 2006 г. предусматривал увеличение общего объема промышленного производства в целом на 11-11,5% по сравнению с 2005 г. Рост
промышленного производства предполагалось обеспечить посредством опережающего развития пищевой промышленности (10%), промышленности строительных материалов (11%), машиностроения и металлообработки (10%).
В целях дальнейшего развития экономики Дмитровского муниципального района, наращивания промышленного потенциала постановлением правительства Московской области от 30.06. 2005 г. утверждена «Программа Правительства Московской области по созданию промышленных округов на территории Московской области на период до 2010 года», в соответствии с которой на зем ле Дмит ро вс ко го райо на пла ни ру ет ся соз дать пять про мыш лен ных ок ру гов.
Прог рам мой пре дус мот ре но сти му ли ро ва ние ин вес ти ций в фор ми ро ва ние сов ре мен ной инф ра ст рук ту ры и соз да ние раз ви -той се ти стро и тель ных пло ща док, го то вых к раз ме ще нию объ ек -тов ин но ва ци он ной сфе ры, про мыш лен нос ти, ло гис ти ки и со пу т -ству ю ще го сер ви са.
Значительный вклад в экономику района и доходную часть местного бюджета вносит агропромышленный комплекс. В последние годы наблюдается постепенный рост сельскохозяйственно го про из во д ства. По оцен ке экспер тов, в 2005 г. объ ем сельс ко -хозяйственной продукции увеличился по сравнению с 2004 г. на 5,5% и составил 1,8 млрд руб. По прогнозу, его размер составит 1,9 млрд руб.
Агробизнес стал перспективным направлением вложения денег для отечественных инвесторов и инвесторов из США, Германии, Канады, Нидерландов благодаря устойчивой положительной репутации и доверию к администрации муниципального района.
Основным условием реализации прогноза развития сельского хозяйства является выполнение в полном объеме намеченных мер по финансированию агропромышленного комплекса в рамках осуществления программы правительства Московской области «Экономическое и социальное развитие агропромышленного комплекса Московской области на период 2006-2010 годы».
Экономика малого предпринимательства муниципального района характеризуется стабильным развитием предприятий малого бизнеса, устойчивой динамикой роста выпуска товарной продукции, вводом в эксплуатацию новых предприятий, ростом инвестиционной активности. В настоящее
время предпринимательство Дмитровского муниципального района представлено 562 малыми предприятиями и почти 4600 индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Предпринимательский сектор экономики му ни ци паль но го райо на в перс пек ти ве пла ни ру ет раз ви -ваться по пути, намеченному пилотным проектом развития инновационной экономики в Московской области.
В основе формирования и реализации местной экономической политики лежат многообразные муниципальные потребности и интересы, исходя из которых городские власти организуют их удовлетворение.
Стабилизация финансового состояния предприятий в совокупности с увеличением реальных доходов населения обес пе чи ва ет рост ин вес ти ций в ре аль ный сек тор эко но ми ки Дмитровского муниципального района. Наибольшая часть объема инвестиций направлена в непроизводственную сферу, в которой приоритетное значение имеют жилищно-коммунальное хозяйство и отрасли социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, образование, культура и искусство), их доля в объеме инвестиций составляет более 68%.
Налаженные партнерские отношения с иностранными государствами влекут за собой увеличение объемов иностранных инвестиций. Капитальные вложения иностранных инвесторов в 2005 и в 2006 гг. возросли и составляли 9,8 и 10,8 млн долл. со от ве т ствен но.
Социально-экономическое развитие Дмитровского муниципального района определяется совокупностью внешних и внутренних условий, одним из которых является демографическая ситуация в районе. По предварительной оценке, общий коэффициент рождаемости увеличился с 7,8 промилле в 2001 г. до 8,9 промилле в 2005 г. В 2006 г. этот показатель умеренно вырос.
Сохранение экономического потенциала района, а также повышение средней заработной платы на предприятиях и в организациях положительно сказывается на занятости населения.
Социальное развитие отраслей муниципального образования ориентировано на расширение функционирования социальной сферы и создание необходимых условий для удовлетворения минимальных потребностей населения в социальных услугах.
Формирование и реализация местной политики Дмитровского му ни ци паль но го райо на в об лас ти со ци аль ной под де рж ки на се -ления осуществляется в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным гражданам. В районе разработано 16 социальных программ, которые являются объектными - рассчитаны на определенную социальную группу населения района. Важными направлениями социальной политики Дмитровского муниципального района было и остается управление обра-зо ва ни ем и сфера ми куль ту ры и спор та.
Содержание и развитие значительной части социальной инфраструктуры Дмитровского района поглощает весомую долю средств местных бюджетов. Основные направления бюджетной политики Дмитровского муниципального района сформированы в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и с учетом плана социально-экономического развития района на 2006 г.
Бюджет Дмитровского района имеет социальную направленность, что определяется вкладом в экономику района и доходную часть местного бюджета предприятий различных сфер экономики. В структуре расходов бюджета района доля расходов, направленных на финансирование образования, здравоохранения, культуры, фи зи чес кой куль ту ры и спор та, средств мас со вой ин фор ма ции составила в 2006 г. 79,1%, что выше уровня 2005 г. на 16,9%.
Направления социальной политики Дмитровского муници-паль но го райо на оп ре де ля ют ся при о ри те та ми, ко то рые в конк -рет ный мо мент яв ля ют ся для дан но го тер ри то ри аль но го об ра зо -вания наиболее настоятельными и неотложными, требуя своего пер во оче ред но го ре ше ния. Ос нов ным при о ри те том по ли ти ки Дмитровского района является его социальная стабильность и раз ви тие.
Таким об ра зом, со ци аль ное раз ви тие му ни ци паль но го райо на мож но трак то вать как про цесс, ори ен ти ро ван ный на пос то ян ное сох ра не ние его ди на ми чес ко го рав но ве сия пос ре д ством це ле -на-правленного использования имеющегося потенциала и условий внешней среды. Обобщение результатов анализа и опыта прак тичес ких раз ра бо ток прог ноз но го ха рак те ра в сфе ре пла -нового регулирования муниципального образования позволяет говорить о важности для местного самоуправления комплексного подхода к социально-экономическому развитию муниципального образования.
Эта проблема решается в рамках формирования концепции
муниципального образования - главного документа, характеризующего стратегию его развития. Концепция перспективного со ци аль но-эко но ми чес ко го раз ви тия предс тав ля ет со бой комп -лексную программу, которая способствует рациональному сочетанию государственных, ведомственных и территориальных ин те ре сов в про цес се ре ше ния ши ро ко го кру га проб лем раз ви тия му ни ци паль но го об ра зо ва ния.
Под комплексным социально-экономическим развитием поселения следует понимать управляемый процесс изменений в различных сферах жизни поселения, имеющий своей целью достижение определенного уровня развития духовной и экономической сфер на тер ри то рии по се ле ния с на и мень шим ущер бом для при род ных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей на се ле ния и ин те ре сов го су да р ства на тер ри то рии по се ле ния.
Любое поселение представляет собой сложную социально-экономическую систему, которая функционирует и развивается в рамках государственной и региональной стратегии социально-экономического развития. Управление на уровне му ни ци паль но го об ра зо ва ния ха рак те ри зу ет ся ря дом за дач (см. рис.).
Задачи управления на уровне муниципального образования Обоб щая ска зан ное, можн о сде лать вы вод, что му ни ци паль -ное образование как носитель общественных функций призвано:
• насыщать экономическую среду информацией, что способствует более рациональному планированию деятельности функционирующих на территории предприятий и компаний;
• ставить плановую практику на микроуровне в определенные рамки, задавая допустимые параметры частного интереса и средств его дос ти же ния;
• определять цели социально-экономического развития муниципального образования и непосредственно регулировать хо-зяй ствен ные про пор ции в мест ной эко но ми ке.
Для эф фек тив но го ре ше ния дан ных за дач важ ней шим ме то -дом дол жен выс ту пать комп ле кс ный под ход к раз ви тию тер ри то -рии. Следует помнить, что на муниципальном уровне наиболее эффективные результаты получаются тогда, когда используется сочетание совместимых показателей социального и экономического развития муниципального образования.
Литература
Федеральный закон №131-ФЗ от 6 февраля 2003 г.«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства. 2003. № 40. Ст. 3822.
Закон Московской области № 231/2005-ОЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на тер ри то рии Мос ко вс кой об лас ти в пе ре ход ный пе ри од». О согласовании и утверждении прогноза социально-экономического развития Дмитровского муниципального района Московской области на 2006 г. // Дмитровский вестник. 2006. 2 февр. № 12 (13881).
Семенова Т.Ю. Муниципальный менеджмент: Учеб. пособ. СПб. 2004. С. 150.
Система муниципального управления: Учеб. для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. СПб.: Питер. 2005. С. 468.