Научная статья на тему 'Информационная безопасность систем организационного управления'

Информационная безопасность систем организационного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
216
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кульба Владимир Васильевич, Косяченко С.А.

The article considers issues of supporting organizational management systems information security as per its ability to resist hostile, destructive factors of natural, technogenic and social character. The priority targets ensuring national interests of the Russian Federation in the information sphere are suggested. The current pursuit of alternative ways of mankind safe and steady development and attendant threats generates the social order to scientific teams and their researches, connected both with the analysis of these threats and their prevent and liquidation in the case of occurrence. The security professionals prefer to lean in their activity on the modern scientific approach, instead of wasting time on outdated, ineffective methods. The invention and development of a new interdisciplinary approach which could be called the risk and safety theory is on the agenda.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information security of organizational management systems

The article considers issues of supporting organizational management systems information security as per its ability to resist hostile, destructive factors of natural, technogenic and social character. The priority targets ensuring national interests of the Russian Federation in the information sphere are suggested. The current pursuit of alternative ways of mankind safe and steady development and attendant threats generates the social order to scientific teams and their researches, connected both with the analysis of these threats and their prevent and liquidation in the case of occurrence. The security professionals prefer to lean in their activity on the modern scientific approach, instead of wasting time on outdated, ineffective methods. The invention and development of a new interdisciplinary approach which could be called the risk and safety theory is on the agenda.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность систем организационного управления»

В.В. Кульба, С.А. Косяченко

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Начавшиеся исследования альтернативных путей безопасного и устойчивого развития человечества и угроз, мешающих этому развитию, формируют социальный заказ к научным коллективам и к научным изысканиям, связанным не только с анализом этих угроз, но и с предупреждением и ликвидацией их возникновения. Профессионалы, занимающиеся обеспечением бе зо пас нос ти, пред по чи та ют в сво ей ра бо те опи рать ся на сов ре -менный научный подход, а не тратить время на устаревшие, неэффективные методы. На повестке дня - создание и разработка нового меж дис цип ли нар но го под хо да, ко то рый мож но наз вать те о ри ей рис ка и бе зо пас нос ти.

Безопасность предполагает способность противостояния враж деб ным, дест рук тив ным си лам при род но го, тех но ген но го и социального характера, а также способность нейтрализации их. Она означает защищенность каждой личности, а также ее прав и сво бод, за щи щен ность со ци аль ных и на ци о наль ных групп, их статуса, функциональных ролей, самобытности, защищенность об ще ст ва, его ма те ри аль ных и ду хов ных цен нос тей, за щи щен -ность го су да р ства, его тер ри то ри аль ной це ло ст нос ти, су ве ре ни -тета, конституционного строя. Все эти уровни взаимосвязаны, причем приоритеты имеют ситуационную основу и могут меняться в зависимости от обстоятельств.

В содержательном плане безопасность делится на экономическую, социальную, политическую, культурно-гуманитарную, тех но ло ги чес кую, ин фор ма ци он ную, эко ло ги чес кую, во ен ную, медико-санитарную и т. д. Ее интегративным показателем служит проц ве та ние стра ны и на ро да, от су т ствие не об хо ди мос ти поступаться в чем бы то ни было своими интересами под давле-

нием внешних или внутренних угроз.

Понятно, что жизнь человека всегда была связана с опасностями. Почему же наука о безопасности рождается только сейчас?

Человечество переживает одну из главных бифуркаций в своей истории. В течение ближайших десятилетий должны измениться источники развития, технологии, социальные и информационные структуры, быть скорректированы направления развития цивилизации, смысл и ценности нашей культуры.

XX в. вошел в историю не только как век атома, космоса и мировых войн. В этот период изменились системные свойства нашего мира. Сейчас на наших глазах происходит усложнение и глобализация стоящих перед обществом проблем.

В самом деле мировое промышленное производство за последние сто лет выросло более чем в 100 раз. Ежегодное потребление не вос пол ни мых энер го но си те лей пре вы ша ет до пус ти мые пре де -лы, в то вре мя как на соз да ние это го бо га т ства при ро де пот ре бо -вались миллионы лет. Такие темпы развития техносферы стано-вят ся не под си лу би ос фе ре на шей пла не ты. При хо дит ся пересматривать принципы эволюции биосферы и техносферы, раз ра ба ты вать стра те гию, нап рав лен ную на гар мо ни за цию их взаимодействия. Если приспособление человечества к биосферным рис кам про ис хо ди ло в те че ние мил ли о нов лет би о ло ги чес -кой эволюции, то на адаптацию к техносферным угрозам нам от-пу ще ны все го лишь де ся ти ле тия.

Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз. В технологических циклах из 70 тыс. химических веществ, синтезируемых человеком, некоторые (например, диоксины и хлорфторуглероды) оказывают существенное влияние на общую эко ло ги чес кую обс та нов ку да же при очень низ ких кон це нт ра ци -ях. В атом ной про мыш лен нос ти воз ни ка ют ве ще ст ва, ко то рые будут представлять опасность в течение тысячелетий. Такого в истории цивилизации еще не было.

Однако развитие техносферы сегодня выступает как необходимое условие выживания и прогресса человечества. Действительно, Землю сейчас населяет 5 млрд человек, что почти в 100 тыс. раз превышает численность сравнимых с нами по биологическим показателям видов. Чтобы поддерживать определенный достаток, более чем скромный в отдельных регионах, приходится добывать ископаемые ресурсы в объеме, эквивалентном 2 т угля, и выплавлять более 150 кг стали на каждого жителя Земли. Следует подчеркнуть,

что человечество располагает огромными ресурсами. Например, ряд ведущих экспертов считает, что Земля, даже при нынешних сельскохозяйственных технологиях, может прокормить более 10 млрд человек. И то, что четверть населения Земли в определенные периоды голодает, что сотни тысяч людей страдают от чрезвычайных ситуаций, связано не с пороками техносферы как таковой, а с выбранным вариантом стратегии развития и принятой обществом шкалой ценностей.

Меняется и само человечество. Ряд специалистов по демографии утверждает, что в течение сотен тысяч лет скорость его прироста на планете была пропорциональна квадрату их числа. Они полагают, что в течение ближайших десятилетий произойдет глобальный демографический переход - радикальное изменение этого закона, и в XXI в. нас ждет стабилизация численности людей на уровне 10-14 млрд. Эра экстенсивности роста кончается. Главным объектом инвестиций становится человеческий капитал, а глав ной за да чей - по вы ше ние ка че ст ва жиз ни. Обес пе че -ние прохождения такого перехода в историческом развитии без больших потерь - одна из ключевых задач современной науки, национальных и международных социальных структур, а также специалистов, имеющих дело с чрезвычайными ситуациями.

В последние десятилетия в мире широко обсуждаются вопросы, связанные с правами человека. И несомненно, что одно из главных прав - это право на жизнь. Оно подразумевает, в част-нос ти, что в слу чае при род ных и тех но ген ных бедствий об ще ст во бу дет го то во нап ра вить зна чи тель ную часть сво их ре сур сов на помощь каждому попавшему в беду человеку. Увеличивающееся число «экологических беженцев», растущий ущерб от стихийных бедствий и крупных аварий все чаще свидетельствуют о том, что мы не всегда готовы вовремя оказать помощь, либо не знаем, как это сде лать эф фек тив но, ли бо не го то вы прис лу шать ся к го ло су разума. Во всех случаях роль науки очень велика. Признаемся: и в России, и в мире большинство людей не готово платить настоящую це ну за бе зо пас ное ус той чи вое раз ви тие об ще ст ва. Од на ко об ще ст вен ное соз на ние пос те пен но ме ня ет ся.

Системы управления позволяют реализовать в течение часов политические решения, с которыми согласен очень узкий круг лиц. Но, с другой стороны, число людей, локальные действия кото рых мо гут иметь гло баль ные пос ле д ствия, рез ко уве ли чи лось. Теперь это не только политические и военные руководители, но и

операторы атомных электростанций и ряда химических комплексов, президенты некоторых финансовых структур и террористы, готовые играть без правил и др. У нашего мира появились новые ок на уяз ви мос ти, воз ник ли но вые уг ро зы на сис тем ном уров не. Чтобы общество смогло найти эффективный системный ответ на них, необходимы серьезные научные исследования.

Анализ динамики мирового развития позволяет выделить две ключевые тенденции, с каждой из которых связаны свои угрозы. Первая - взрыв человеческой активности, превративший наш вид в силу геологического масштаба. Об этом позволяют судить следующие цифры: с начала XVIII в. население Земли возросло примерно в 8 раз, а средняя продолжительность жизни увеличилась вдвое, объем международной торговли возрос в 800 раз. С середины прошлого века потребление энергии удвоилось, а 9 млн кв. км земли было превращено в постоянные пахотные угодья.

Оборотной стороной этой медали стала потеря 6 млн кв. км леса с начала XVIII в., что превышает размеры Европы. Поток углерода, поступающий в Мировой океан вырос до величины, превышающей 1 млрд т в год. Имеет место изменение состава атмосферы, которое может быть связано с серьезными климатическими сдвигами.

Другую тенденцию условно можно назвать глобализацией проблем. Экономические, информационные и многие другие границы становятся все более «прозрачными». Растет понимание того, что мы все находимся примерно в равных условиях. Стратегия выживания и развития одних стран и регионов за счет других не имеет исторической перспективы. Если раньше можно было го во рить о пря мом столк но ве нии меж ду эко но ми чес ким рос том и расширенным воспроизводством, то теперь возник клубок сложных взаимосвязей между сельским хозяйством, потреблением энергии, стратегией развития стран и транснациональных корпораций, разбираться в котором придется научному сообществу.

Особенно наглядно взаимосвязь регионов и появление общих глобальных интересов показали исследования климатических из ме не ний, ко то рые мо жет вы зы вать ядер ный конф ликт. Они проводились в России под руководством академика Н.Н. Моисеева, а также в США. Эти работы показали, что коридор, который может позволить себе человечество, не рискуя вызвать глобальные катастрофические изменения, очень невелик.

Под глобальными проблемами человечества условимся понимать всеобщие, имеющие планетарный масштаб затруднения и противоречия во взаимоотношениях природы и человека, а также внутри общества. Эти проблемы частично или в неявном виде существовали и ранее, но в основном проявились на современном этапе развития цивилизации в ходе естественных процессов и деятельности людей.

Многие глобальные проблемы характерны для всех (или большинства) стран планеты и имеют как одинаковые, так и специфические проявления в разных районах Земли, связанные с местными особенностями. Как правило, эти проблемы не могут быть решены полностью или частично усилиями отдельных стран, а тре бу ют для это го мо щи ми ро во го со об ще ст ва.

Глобальные проблемы человечества и характерные для него угрозы носят различный характер. Часть из них могут быть отне-се ны к им пе ра ти вам че ло ве че ст ва, нас то я тель ным, неп ре лож ным требованиям, велениям времени.

Характерной чертой глобальных проблем в настоящее время яв ля ет ся уве ли че ние их чис ла, по яв ле ние но вых, не дав но воз -никших или неосознанных угроз. Так, проблема техногенной безопасности приобрела статус глобальной лишь с недавних пор, в связи с неуклонным ростом аварийности и ущербов. Новыми для человечества проблемами такого масштаба стали проблемы ин-фор ма ци он ные, воз ник но ве ние но вых опас ных бо лез ней, из ме не -ние климата, истощение озонового слоя атмосферы Земли и др.

Поскольку для большинства хорошо известных глобальных проб лем ха рак тер но вза и мов ли я ние, их клас си фи ка ция дос та -точ но зат руд ни тель на, по э то му очень ус лов но и приб ли зи тель но они мо гут быть под раз де ле ны на при род ные, эко ло ги чес кие, со -циально-биологические, социально-политические, информаци-он ные, со ци аль но-эко но ми чес кие, куль тур ные и эти ко-мо раль -ные.

В последнее десятилетие практически осуществился переход от индустриального общества к обществу информационному. Происходит кардинальная смена способов производства, мирово з зре ния лю дей, меж го су да р ствен ных от но ше ний. По сво е му значению и воздействию на общество это сравнимо с новой все-мир ной про мыш лен ной ре во лю ци ей, нис коль ко не ус ту па ю щей по своему значению революциям прошлого. Фактически речь идет о развертывании и реализации второй промышленной рево-

лю ции, по лу чив шей наз ва ние ин фор ма ци он ной, ко то рая при ве ла к созданию информационного общества. Уровень развития ин-фор ма ци он но го прост ра н ства об ще ст ва оп ре де ля ю щим об ра зом влияет на экономику, обороноспособность, политику, на многие эле мен ты го су да р ствен нос ти.

Информационное пространство определяется, прежде всего, следующими основными компонентами: информационными ресурсами; информационно-телекоммуникационной инфраструктурой; системой массовой информации; рынком информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг; сопряженностью с мировыми открытыми сетями; системой информационного законодательства.

Термин «информационное общество» занял прочное место в лек си ко не за ру беж ных по ли ти чес ких де я те лей раз но го уров ня. Ис поль зо ва ние воз мож нос тей, отк ры ва е мых но вы ми ин фор ма -ционно-телекоммуникационными технологиями, рассматривается ру ко во д ством за ру беж ных стран как ос но ва сво е го со ци аль -но-эко но ми чес ко го, по ли ти чес ко го и куль тур но го раз ви тия, как средство решения наиболее острых внутренних и внешних проблем.

В настоящее время происходят глубинные изменения в эконо-ми чес ких и со ци аль ных струк ту рах пе ре до вых стран ми ра и во взаимоотношениях между ними. Основа этих изменений - увеличение значения информации в жизни современного общества, реализуемое в процессах информатизации и информационного управления. Во всем мире сегодня информационный сектор -информация, знания, информационные услуги - растет быстрее, чем эко но ми ка в це лом.

Ин фор ма ци он ные ре сур сы, ин фор ма ци он ные тех но ло гии и информационная инфраструктура в совокупности образуют глобальную информационную среду современного общества. Эта ин фор ма ци он ная сре да яв ля ет ся сис те мо об ра зу ю щим фак то ром всей об ще ст вен ной жиз ни, фун да мен таль ным ос но ва ни ем сов ре -мен ной по ли ти ки го су дарств во всех ее об лас тях. Тра ди ци он ный рыночный тип хозяйствования, основу которого составляет инду ст ри аль ной спо соб про из во д ства, транс фор ми ру ет ся под вли я -ни ем дос ти же ний на уч но-тех ни чес кой и ин фор ма ци он но-ком му -никационной революции. Структуры практически любой профессиональной деятельности становятся информационно на-сы щен ны ми и вы со ко тех но ло гич ны ми, а са ма эта де я тель ность -

намного более продуктивной.

Жизнедеятельность современного общества строится на основе мно гос то рон них ин фор ма ци он ных воз дей ствий со ци аль ных институтов и отдельных граждан. На передний план сегодня выходит информация, наука становится непосредственной производи тель ной си лой, а эко но ми ка при об ре та ет свер хслож ный ха рак -тер. В ко неч ном сче те имен но мно гос то рон нее ин фор ма ци он ное взаимодействие обеспечивает движение капитала, технологий и лю дей - ос но ву сов ре мен но го об ще ст вен но го раз ви тия. Сам про -цесс ин фор ма ти за ции об ще ст ва, ко то рый не ред ко рас смат ри ва -ет ся лишь как чис то тех но ло ги чес кий, по сво ей су ти яв ля ет ся также и глубоко социальным процессом, последствия которого еще толь ко прог но зи ру ют ся и по-нас то я ще му не осоз на ны.

Ес ли до пер вой про мыш лен ной ре во лю ции мо гу ще ст во го су -дарства определялось численностью населения и размерами терри то рии, в пе ри од от пер вой до вто рой - ви да ми и ко ли че ст вом энер гии, ко то ры ми вла де ет го су да р ство, то пос ле вто рой про -мыш лен ной ре во лю ции, по на ше му убеж де нию, мо гу ще ст во го -су да р ства бу дет оп ре де лять ся преж де все го ин фор ма ци он ны ми ре сур са ми - те ми зна ни я ми, ко то ры ми оно вла де ет, и сте пенью их использования в производстве и обществе.

Информатизация и перспективные информационные техно-ло гии долж ны обес пе чить не толь ко по вы ше ние эф фек тив нос ти про из во д ства и эко но мию тру да, но и быст рое расп ро ст ра не ние на уч ных зна ний и пе ре до вых тех но ло гий в об ще ст ве, по вы ше ние общего уровня его интеллектуализации, т. е. способности людей не только воспринимать новые методы и орудия труда, но и гене-ри ро вать но вые зна ния. В со ци аль ном ас пек те ин фор ма ти за ция предс тав ля ет со бой про цесс пе ре хо да об ще ст ва от од ной фор мы своего существования к другой, характерной для более высокого уровня общественного развития. Она же в основном определит и чер ты бу ду ще го об ще ст ва.

Информатизация ведет к созданию единого пространства, в рамках которого производится генерация, накопление, обработка, хранение и обмен информацией (различными данными) между субъектами этого пространства - людьми, организациями, государствами. Формируется единая информационно-телекоммуникационная система, в которую включены сегодня все наиболее развитые страны мира. Информация из национального ресурса с развитием коммуникационных и информационных технологий

превращается в мировой ресурс. Наблюдается резкий рост потребности людей и общества в необходимой информации; все больше отраслей и сфер экономики вынуждены оперативно реагировать на запросы общества, вся работа строится в соответствии с ними.

Массовое применение новых технических средств и информа-ци он ных тех но ло гий, сос тав ля ю щих ос но ву бур но раз ви ва ю ще -го ся про цес са ин фор ма ти за ции, из ме ня ет об раз жиз ни мил ли о -нов людей. Под воздействием информационных технологий ме ня ют ся фор мы эко но ми чес кой де я тель нос ти. Элект рон ная связь порождает новые формы общения, как профессионального, так и личного. Ярким примером может служить глобальная сеть Интернет. Взрывоподобное развитие этой сети и связанных с ней технологий уже в ближайшем будущем может привести к тому, что она ста нет ве ду щим сред ством мас со вой ин фор ма ции, ос нов -ной системой телекоммуникации и важнейшим информационным ре сур сом це ло го ря да стран.

В информационном обществе первичным становится не стоимость тру да, а сто и мость зна ний. На ря ду с тра ди ци он ны ми фор -ма ми бо га т ства все боль шее зна че ние при об ре та ет на коп ле ние информационного богатства. Так, по имеющимся оценкам, свыше 60% всех ресурсов США приходится сегодня на информационные ре сур сы. Об ра бот ка ин фор ма ции прев ра ти лась в но вую ин -ду ст рию, в струк ту ре эко но ми ки сло жил ся мощ ный ин фор ма ци -онный сектор. Быстро увеличивается доля трудоспособного на се ле ния, за ня то го в ин фор ма ци он ной сфе ре. В США, нап ри -мер, до 80% занятого населения трудится в сфере, связанной с переработкой тех или иных данных.

Впол не оче вид но, что воз мож нос ти быст ро го об ме на ин фор -ма ци ей и при ме не ние но вых ин фор ма ци он ных тех но ло гий во всех сфе рах об ще ст вен ной жиз ни (осо бен но в про из во д стве и уп -равлении) являются несомненным благом. Усиление в результате ин фор ма ти за ции ком му ни ка тив но го ас пек та со ци аль ных от но -ше ний чле нов об ще ст ва соз да ет воз мож нос ти для даль ней ше го развития человека как личности и общества в целом. Но подобно тому как быстрый промышленный рост угрожает экологии Земли, а успехи ядерной физики породили опасность ядерной войны, так и информатизация может стать источником ряда серьезных не га тив ных тен ден ций.

В условиях, когда деятельность людей достигла планетарных масштабов, развитие общества все больше зависит от состояния

окружающей среды. Одновременно с этим возникает и нарастает це лый клу бок со ци аль но-эко но ми чес ких, по ли ти чес ких и эко ло -гических проблем. Еще в большей степени развитие информаци-он ных тех но ло гий зат ра ги ва ет ин те ре сы не толь ко от дель ных фи зи чес ких и юри ди чес ких лиц, но и все го об ще ст ва в це лом, не только интересы отдельного государства, но и всех стран мира. Многие глобальные социально-экономические проблемы совре-мен нос ти яв ля ют ся в зна чи тель ной сте пе ни ин фор ма ци он ны ми проб ле ма ми.

В связи с массовой компьютеризацией информационных про-цес сов, уве ли че ни ем цен нос ти и зна чи мос ти ин фор ма ци он ных ре сур сов осо бую ост ро ту при ни ма ет проб ле ма на деж ной за щи ты ин фор ма ции, цир ку ли ру ю щей в кри ти чес ки важ ных сис те мах управления, т. е. предупреждение ее искажения и уничтожения, несанкционированной модификации, незаконного получения и злоумышленного использования. Получившие известность факты красноречиво свидетельствуют об актуальности проблемы безопасности новых информационных технологий: каждые 20 секунд в США имеет место преступление с использованием программных средств. Особую опасность представляют возмож-нос ти «ин фор ма ци он но го тер ро риз ма» с ис поль зо ва ни ем глобальных компьютерных сетей, предотвращение которых затруднительно, а ликвидация последствий чрезвычайно до ро га.

По оценкам американских экспертов, нарушение компьютерных систем, используемых в управлении государственными и банковскими структурами США, путем вывода из строя вычислительных средств и средств связи, а также уничтожения хранящейся в вычислительных сетях информации способно нанести эко но ми ке стра ны нас толь ко серь ез ный ущерб, что его мож но сравнить с ущербом от применения ядерного оружия. Так, например, не са нк ци о ни ро ван ный дос туп к ос нов ным ин фор ма ци он ным массивам малого коммерческого банка приведет к его банкротству в течение одного-двух дней, а крупного - в течение 5-7 дней.

Поэтому весь мир сегодня озабочен состоянием защиты национальных информационных ресурсов вследствие возможности ши роко го дос ту па к ним че рез отк ры тые ин фор ма ци он ные се ти. Более чем в 80% компьютерных преступлений, расследуемых ФБР, «взломщики» проникают в атакуемую систему через глобальную сеть Интернет.

Бурное развитие открытых и глобальных информационно-телекоммуникационных сетей стало мощным катализатором многих интеграционных процессов в современном обществе, создало условия для реализации программ оперативного доступа к удаленным материальным и интеллектуальным ресурсам, распределенным по всему земному шару. Эти средства позволяют устранить ос нов ные барь е ры, раз де ля ю щие раз лич ные субъ ек ты информационного общества, и объединить их усилия для совместного достижения выбранной цели. С этими процессами связано по яв ле ние осо бых со ци аль ных фор ма ций - се те вых, или вир ту -аль ных, со об ществ. Вир ту аль ные со ци аль ные со об ще ст ва соз да -ют ся на тер ри то рии выб ран но го ор га ни за то ра ми го су да р ства (или груп пы го су дарств) из эле мен тов со ци аль ной или фи нан со -вой структуры данных государств (виртуальная корпорация, концерн, синдикат и т. д.).

Виртуализация общества вызывает к жизни новый тип империализма - виртуальный. Виртуальная империя - принципиально новая форма политической интеграции и мобилизации экономи-чес ких ре сур сов. Не за ни мая фик си ро ван но го ге ог ра фи чес ко го прост ра н ства, вир ту аль ная им пе рия приз ва на ко ло ни зо вать вир -ту аль ное прост ра н ство. Разд ви же ние ее гра ниц - это вов ле че ние все большего числа образов и коммуникаций (массовых и межиндивидуальных) в консолидированный процесс создания и трансляции экономически, политически, культурно притягательных и влиятельных образов. В эпоху виртуализации общества такая империя - это империя образов, которые более значимы для внешнего могущества, чем большая территория, большая промышленность или большая армия, и это образ империи, который бо лее зна чим для внут рен ней кон со ли да ции, чем жест кий конт -роль за ис пол не ни ем за ко нов или расп ре де ле ни ем ре сур сов.

Сказанное не означает, что виртуализация и глобализация -это путь иск лю чи тель но к но во му от чуж де нию лю дей и их эксплу а та ции, так как па рал лель но с воз ник но ве ни ем но вых форм неравенства и концентрации власти всегда возникают и новые формы борьбы против них.

Таким образом, информационные технологии являются материальным воплощением и непосредственным двигателем процесса глобализации - разрушения административных барьеров между странами, планетарного объединения региональных финансовых рынков, владения финансовыми потоками,

информацией и технологиями всеобщего, мирового характера. Многомерный характер глобализации позволяет в самой общей форме определить ее как совокупность процессов, характеризующихся взаимосвязанностью, взаимопроникновением и взаимообусловленностью различных компонентов мирового сообщества. Следовательно, глобализация подразумевает образование международного правового и культурно-информа-ци он но го по ля, сво е го ро да инф ра ст рук ту ры меж ре ги о наль -ных, в том числе информационных, обменов.

Ярким примером действия интеграционных процессов и глобальной информатизации является процесс создания объединенной Европы. Происходящие в ней интенсивные интеграционные процессы вряд ли были бы возможны без современных методов и средств информатики, надежной дистанционной передачи больших массивов информации. В странах Западной Европы созданы и успешно эксплуатируются национальные и международные сети и системы: Интернет (международная сеть), INFO-Netz (ФРГ), MINITEL (Франция), SCANET (Скандинавский регион) и др.

При этом эле мен ты ин фор ма ци он но го об ще ст ва в нас то я щее вре мя наб лю да ют ся в стра нах не толь ко За пад ной Ев ро пы, но и Восточной. Развитие новых методов и средств, таких как компьютеризация, информационно-телекоммуникационные сети с использованием наземных и космических каналов связи, автоматизированные банки данных в Европе, включая Россию, позво-ля ет го во рить о воз ник но ве нии но во го фе но ме на, оп ре де ля е мо го как Европейское информационное пространство (ЕИП), неотъемлемой частью которого является Российское информационное пространство (РИП). ЕИП выступает в глобализующемся мире и как средство, способствующее европейской идентичности. Биполярный мир, основанный на равновесии потенциалов США и бывшего СССР, противостоянии двух противоположных социально-экономических систем и военно-политических блоков, ушел в прошлое. Теперь в практической политике США преобладает концепция монополярного мира, в рамках которого эта страна претендует на роль единственной сверхдержавы. Этой кон цеп ции про ти вос то ит кон цеп ция мно го по ляр но го ми ра, поддерживаемая Россией. Информационной основой альтернативной мно го по ляр ной кон цеп ции на ев ро пейс ком кон ти нен те мо жет явиться ЕИП, в пределах которого облегчается возможность согласованной международной информационной политики.

В современных условиях глобальной информатизации и по-всеместного распространения информационных технологий заметно возрастает значение обеспечения информационной безопасности. Остро заявляет о себе проблема эффективного использования информационных ресурсов. При этом необходимо подчеркнуть, что в условиях глобализации информационного прост ра н ства и обост ря ю ще го ся ин фор ма ци он но го про ти во бо р -ства проблема обеспечения информационной безопасности наряду с технико-технологической ее составляющей все более приобретает социально-политический характер. В условиях информатизации решающим фактором информационной безопасности оказываются люди, так называемый человеческий фактор. Вследствие этого для стабильного развития общества становится все более необходимой последовательная государственная политика в области обеспечения информационной безопасности, которая должна предъявить каждому субъекту информационных отношений определенные обязательные требования вне зависимости от его со ци аль но-по ли ти чес кой ори ен та ции.

В борьбе за сферы экономического и политического влияния ак цент с при ме не ния во ен ной си лы все боль ше сме ща ет ся на ис -поль зо ва ние не за мет ных и гиб ких средств, та ких как конт роль и уп рав ле ние ин фор ма ци он ны ми ре сур са ми го су дарств. По ли ти -ческая, военная, социальная и культурная направленность ин-фор ма ци он ных ис точ ни ков, их тех ни чес кое ос на ще ние при уп -рав ле нии ин фор ма ци он ны ми по то ка ми дос ти га ют же ла е мой цели. При этом конечный замысел управления -создание заданно го сте ре о ти па об ще ст вен но го соз на ния и уп рав ле ние им го су -да р ствен ны ми, по ли ти чес ки ми, во ен ны ми, иде о ло ги чес ки ми и иными структурами. В концепции «соперничество», сформулированной в США, констатируется: «Посредством правдивой и ложной информации об экономике, управлении, о вооруженной борь бе мож но дос тичь це ле нап рав лен но го ре гу ли ро ва ния про -цессов принятия необходимых для нас решений руководством другого государства». В итоге реализуется так называемый информационный колониализм, в котором власть основана и осуществляется через средства коммуникации, путем управления и манипулирования информационными потоками.

Становится все более очевидным, что будущее мировой экономики наряду с природными богатствами будет определять владение ин фор ма ци он ны ми ре сур са ми и ин фор ма ци он ным ору жи ем,

а пер ве н ство в раз ви тии ин фор ма ци он ной сфе ры в нас ту пив шем сто ле тии су ще ст вен но ска жет ся на рас ста нов ке сил на ми ро вой аре не. Эти обс то я тель ства пре доп ре де ля ют, с од ной сто ро ны, дальнейшую интенсификацию развития мировой информационной сферы, обострение конкуренции за мировое лидерство в этом про цес се, а с дру гой - де ла ют ин фор ма ци он ную сфе ру все бо лее прив ле ка тель ным объ ек том про ти во бо р ства для ока за ния эко но -ми чес ко го, по ли ти чес ко го, во ен но го или куль тур но го дав ле ния. Отсюда прямое следствие: информационная безопасность приоб-ре та ет все бо лее ве со мое зна че ние в де я тель нос ти каж до го го су -дарства и становится важной составляющей его национальной бе зо паснос ти.

По не ко то рым прог но зам, быст рое со вер ше н ство ва ние ме то -дов целенаправленного воздействия на информационные процессы и системы управления «противника» способно не только пов-ли ять на сло жив ший ся в ми ре стра те ги чес кий ба ланс сил, но и изменить ныне существующие критерии оценки такого баланса на основе соотношения геополитических, экономических и военных фак то ров.

Анализ вероятных последствий применения различных методов воз дей ствия на ин фор ма ци он ные ре сур сы дик ту ет не об хо ди -мость совершенствования мероприятий по защите информации для обес пе че ния этих ре сур сов.

В связи с этим для ее обеспечения используются правовые, прог ра м мно-тех ни чес кие и ор га ни за ци он ные ме то ды раз лич но го класса.

Пер вые из них (пра во вые) пре дус мат ри ва ют раз ра бот ку комплекса нормативно-правовых актов и положений, регламентирующих информационные отношения в обществе, руководящих и нор ма тив но-ме то ди чес ких до ку мен тов по обес пе че нию информационной безопасности; вторые - программно-технические - включают предотвращение утечки обрабатываемой инфор-ма ции пу тем иск лю че ния не са нк ци о ни ро ван но го дос ту па к ней, пре до тв ра ще ние спе ци аль ных воз дей ствий, вы зы ва ю щих раз ру -ше ние, унич то же ние и ис ка же ние ин фор ма ции или сбои в ра боте средств ин фор ма ти за ции, вы яв ле ние «вред ных» тех ни чес ких средств, исключение перехвата информации техническими средства ми, при ме не ние средств за щи ты ин фор ма ции, в том чис ле криптографических, при передаче по каналам связи; а третьи -ор га ни за ци он ные - пре дус мат ри ва ют со вер ше н ство ва ние ме то -

дов управления и структуры системы обеспечения информационной безопасности, сертификации систем защиты секретной и конфиденциальной информации по требованиям информационной безопасности, стандартизацию способов и средств защиты информации, контроль за действием персонала в защищенных информационных системах, резервирование, повышение достоверности и надежности обработки информации и т. д.

Среди ключевых методов противодействия угрозам безопасности информации, обрабатываемой в АС, можно выделить следующие:

• превентивность принимаемых мер защиты, так как проявление угроз требует значительных финансовых, временных и материальных затрат;

• дифференциация мер защиты информации в зависимости от ее важ нос ти, час то ты и ве роят нос ти воз ник но ве ния тех или иных угроз безопасности;

• достаточность мер защиты информации, позволяющих обеспечить ее эффективность простыми средствами;

• максимальная дружественность системы обеспечения инфор-ма ци он ной бе зо пас нос ти;

• системный подход к построению методики противодействия уг ро зам бе зо пас нос ти, поз во ля ю щий за ло жить комп лекс ме -роп ри я тий по за щи те ин фор ма ции уже на ста дии про ек ти ро -вания АС, обеспечив оптимальное сочетание организационных и технических мер защиты информации (важность реализации этого принципа основана на том, что дополнение функ ци о ни ру ю щей не за щи щен ной АС сред ства ми за щи ты ин фор ма ции слож нее и до ро же, чем из на чаль ное про ек ти ро -вание и построение защищенной АС).

В этой связи весьма своевременным документом стала Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, одобренная Советом безопасности и утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г.

Согласно Доктрине национальные интересы Российской Феде ра ции в ин фор ма ци он ной сфе ре оп ре де ля ют ся тем, что:

• информационная сфера играет ключевую роль в реализации мно гих конс ти ту ци он ных прав и сво бод граж дан, в обес пе че -нии возможности самореализации личности, духовном обновлении, политической и социальной стабильности общества, обес пе че нии функ ци о ни ро ва ния го су да р ства и ста но вит ся все

более важным фактором развития экономики РФ и мировой эко но ми ки в це лом;

• жизнедеятельность человеческого общества во все большей степени зависит от информационной сферы, которая в связи с этим все ак тив нее ис поль зу ет ся от дель ны ми го су да р ства ми, международными и национальными террористическими и преступными группами для оказания силового давления на го су да р ствен ную по ли ти ку тех или иных стран.

В связи с этим национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанк-ци о ни ро ван но го дос ту па.

Исходя из сказанного выше, обеспечения национальных ин те ре сов Рос сийс кой Фе де ра ции в ин фор ма ци он ной сфе ре предполагается достичь путем реализации трех приоритетных целей, а именно:

1) соб лю де ние конс ти ту ци он ных прав и сво бод граж дан в об -лас ти ду хов ной жиз ни и ин фор ма ци он ной де я тель нос ти, обес -печение духовного возрождения России;

2) раз ви тие оте че ст вен ной ин ду ст рии ин фор ма ции, вклю чая ин ду ст рию средств ин фор ма ти за ции, те ле ком му ни ка ции и свя зи, обес пе че ние пот реб нос тей внут рен не го рын ка ее про -дукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного ис поль зо ва ния оте че ст вен ных ин фор ма ци он ных ре сур сов;

3) обеспечение безопасности информационных и телекомму-ни ка ци он ных сис тем как уже раз вер ну тых, так и соз да ва е мых на тер ри то рии РФ.

Для достижения этих целей в первую очередь требуется:

• повысить безопасность информационных систем, включая се ти свя зи, ин фор ма ци он ные сис те мы фе де раль ных ор га нов го су да р ствен ной влас ти, фи нан со во-кре дит ной и бан ко вс кой сфер, сфе ры хо зяй ствен ной де я тель нос ти, а так же бе зо пас -ность сис тем и средств ин фор ма ти за ции во ору же ния и во ен ной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

• интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации

и методов контроля их эффективности; • обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Таким образом, защита национальных интересов Российской Фе де ра ции в ин фор ма ци он ной сфе ре от уг роз внеш не го и внут -реннего характера должна составлять основное содержание деятельности по обеспечению дальнейшей информационной бе зо пас нос ти.

Литература

Виноградова С.Н., Войтович Н.А., Вус М.А. и др. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность / Под ред. М.А. Вуса. СПб.: СПбГУ, 1999.

Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. С.В. Степашина. М.: Финансовый контроль, 2001.

Уфимцев Ю.С., Ерофеев Е.А. и др. Информационная безопасность Россиии. М.: Экзамен, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.