М.А. Шелков, М.Ю. Гладков
МЕТОДЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Как показывает мировой опыт, малый бизнес является важным элементом рыночных отношений, поскольку во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество национального продукта. Предприятия и организации малого бизнеса во многом способствуют поддержанию конкурентного то ну са в эко но ми ке, соз да ют ес те ст вен ную со ци аль ную опо ру об -щественного устройства, организованного на началах рынка, а также формируют новый социальный слой бизнесменов. В то же время достигнутый в настоящее время уровень развития малого предпринимательства в России не соответствует уровню развития экономики в целом и в силу этого не позволяет малым предприятиям выполнять свою роль в развитии экономической системы государства. Кроме того, как показывает анализ статистических данных, уровень развития малых предприятий в России отстает от аналогичных показателей развитых стран[1].
Известно, что главная задача государственных органов по поддержке малого предпринимательства - это прежде всего координация деятельности структур в рассматриваемой области, разработка предложений по содействию малым предприятиям, проведение анализа и оценки различных программ развития малого бизнеса (инновационных и инвестиционных), организация и изучение новых форм предпринимательства, выработка рекомендаций по привлечению инвестиций. Большая ответственность в выполнении этих задач ложится на региональные органы или создаваемые региональные фонды.
В целом под государственной поддержкой понимается целенаправленное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития
и конкурентной стойкости малого предпринимательства, а также прямое вложение в него материальных и финансовых ресурсов. Главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного управления малым бизнесом и создание экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Всего за несколько лет государственная политика по поддержке малого предпринимательства проделала путь от отдельных ме-роп ри я тий к це ле во му комп лек су мер, нап рав лен ных на ста нов -ление и развитие российского малого бизнеса.
Созданные в настоящее время структуры для поддержки малого бизнеса можно классифицировать следующим образом[1]:
• структуры органов государственной власти федерального, регионального и местных уровней;
• государственные структуры и их сети, занимающиеся реализацией программ, соответствующих государственной политике;
• негосударственные структуры некоммерческого или обществен но го сек то ра эко но ми ки и их се ти;
• негосударственные структуры коммерческого сектора, участ-ву ю щие в раз лич ных го су да р ствен ных или меж го су да р ствен -ных программах поддержки предпринимательства или оказывающие услуги малому бизнесу чисто на коммерческой основе с правом распоряжаться прибылью;
• общественные объединения предпринимателей. Основным и наиболее эффективным инструментом в структуре
государственного управления развитием малого бизнеса являются федеральные целевые программы (ФЦП) и комплекс региональных целевых программ (РЦП) государственной поддержки малого предпринимательства. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в данной области предусмотрено Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и закрепляет за Россией разработку и реализацию одной или ряда федеральных программ, частично финансируемых за счет средств федерального бюджета и специализированных вне бюд жет ных фон дов.
Разработка и реализация ФЦП основывается на целевом подходе, который базируется на генеральной идее современного этапа управления экономико-организационными системами. Для повышения эффективности их функционирования необходимо
согласованное по целям управление, так как несогласованность та ких уст рем ле ний и действий ор га ни за ций и ис пол ни те лей -главный источник потерь. Целевые методы направлены на согласование задач каждого экономического субъекта, каждого исполнителя с генеральной целью, на согласование системы целей с реально имеющимися ресурсными возможностями. Поэтому такой подход предполагает первоочередное определение системы целей государства или планируемых результатов ФЦП, формирование на этой основе множества задач по достижению результатов, а также подытоживание конкретных результатов по этапам достижения поставленных задач.
Рас смат ри ва е мый под ход пред по ла га ет так же не об хо ди мость для каждой цели иметь наделенный соответствующими полномочиями орган управления по обеспечению ее задач, а каждому органу - цель, служащую основой его функционирования. Отсюда разумеется, что любая цель структурно включает в себя определенную совокупность целей более низкого уровня, задач управления и конкретных действий по их исполнению, т. е. достаточно общая цель деятельности государства достигается в результате осуществления ряда соответствующих целей и решения частных за дач.
Определение цели есть важнейшая составляющая разрешаемых вопросов, особенно на уровне государства; важность этого не вызывает сомнений, так как неправильное или недостаточно четкое определение цели приводит к весьма серьезным (иногда катастрофическим) последствиям для системы в целом, при этом возможно «слепое» блуждание в динамически изменяющихся условиях. Сложность решения этой проблемы заключается в значительной мере в том, что она не поддается достаточно строгой формализации.
Целевой подход в качестве средства формализации использует по ня тие «де ре во це лей», ко то рое предс тав ля ет со бой со во куп -ность последовательного дробления целей в соответствии с понижающимся уровнем управления. Таким образом, цели отдельных уров ней увя зы ва ют ся в схе ме обоз на чен но го «де ре ва», ко то рое является наглядной графической моделью иерархической взаимосвязи целей системы в целом и отдельных ее составляющих.
При построении «дерева» важная роль принадлежит эвристическим методам и экспертным оценкам, необходимость использования которых обусловлена большой неопределенностью в ре-
шении этих задач. Сложный характер формирования не позволяет пост ро ить дос та точ но стро гую ма те ма ти ческую мо дель це ле -образования. Вместе с тем опыт формирования и использования «де ревь ев це лей» при пост ро е нии сис тем уп рав ле ния со ци аль -но-экономическими системами (СЭС) позволяет сформулировать следующие общие правила и свойства реализации процедуры целеобразования[2].
• Ни одна из целей высших уровней иерархии не достигается не пос ре д ствен но, про ис хо дит дос ти же ние под це лей, на ко то -рые она распадается. В то же время это не просто обычное сложение подцелей, так как каждая из подсистем может обладать собствен ны ми под це ля ми, от ли ча ю щи ми ся от гло баль ной.
• Средства к достижению общей (глобальной) цели являются ее под це ля ми.
• Цели нижних ярусов всегда являются средствами достижения их высших ярусов, и «дерево» реализуется наиболее эффективно, если каждая подсистема стремится достичь своей подцели, строя общую задачу всей системы.
• В системе существуют состязательность целей и их взаимосвязь, которые проявляются на всех ярусах «дерева». Состязатель ность це лей сос то ит в том, что иног да при хо дит ся пос ту -пить ся сте пенью ре а ли за ции од ной це ли во имя дос ти же ния другой. Взаимосвязь («взаимная поддержка») целей выражает ся в том, что не ред ко дос ти же ние од ной из них спо со б ству ет ре а ли за ции дру гой. На бо лее низ ких яру сах «де ре ва» час то наблюдается переплетение целей. При этом анализ и учет как состязательности, так и взаимосвязи и переплетения целей дают важный материал для принятия обоснованных решений и оценки их последствий.
• Цели верхних уровней формулируются неизбежно в достаточно общем виде в агрегированных, абстрактных понятиях и детализируются на нижних уровнях этой структуры.
Ни же при ве де ны от дель ные, дос та точ но раз ра бо тан ные про -це ду ры тех но ло гии фор ми ро ва ния «де ре ва це лей» прог рамм:
— декомпозиция генеральной цели по уровням «дерева»;
— установление взаимосвязи и дублирования - матричный анализ;
— оценка относительной важности целей, особенно для устранения их кон ку рен ции;
— установление взаимосвязи целей в сложных и больших системах и придание им сравнительных и численных оценок;
— установление взаимосвязи целей с вариантами планируемых мероприятий и ограничениями по ресурсам;
— установление «истинных» (полных) затрат на достижение поставленных целей;
— прогнозирование появления целей в будущем — метод сценариев;
— анализ комплексов целей — методы имитации.
Следует отметить, что цели СЭС никогда не являются очевидными и обычно не вытекают непосредственно из условий деятель нос ти и ин те ре сов каж дой рас смат ри ва е мой под сис те мы. Для выявления и формализации целей используется аппарат системного анализа и исследования операций.
В соответствии с изложенным выше основными целями государства в области поддержки малого предпринимательства являются:
• формирование инфраструктуры поддержки и развития малых предп ри я тий;
• создание для них льготных условий использования государственных ресурсов (материально-технических, информационных, финансовых), а также научно-технических разработок и технологий;
• установление для малых предприятий упрощенной процедуры регистрации, лицензирования, сертификации продукции, го су да р ствен ной бух гал те рс кой и ста тис ти чес кой от чет нос ти;
• содействие развитию торговых, научно-технических, произ-во д ствен ных, ин фор ма ци он ных свя зей с за ру беж ны ми го су да -р ства ми;
• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства. Аналогичные направления должны реализовываться региональными и муниципальными программами государственной поддержки малых предприятий. При этом предъявляются высокие требования к уровню межпрограммной координации (по срокам, месту, составу участников, выделяемым средствам) федеральных, региональных, местных и международных (с участием РФ) программ, включая такие, как федеральные программы содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем, ликвидации последствий чрез вы чай ных си ту а ций.
Управление любой программой, включая ФЦП, должно быть обязательно интегрированным, т. е. охватывающим все процессы
соз да ния и ре а ли за ции прог рам мы в слож ной вза и мос вя зи. В этой связи процессы управления реализацией ФЦП следует разбить на шесть основных групп, реализующих различные функции управления:
1) процессы инициации — принятие решения о начале разработки и выполнения программы;
2) процессы планирования — определение критериев успеха программы и разработка сетевых графиков их достижения;
3) процессы исполнения — координация организаций и других ресурсов для реализации программы;
4) процессы мониторинга и анализа — определение соответствия хода реализации программы поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости приме не ния кор рек ти ру ю щих воз дей ствий;
5) процессы управления — определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и приме не ние;
6) процессы завершения — выполнение программы и анализ ее ре зуль та тов.
Про цес сы уп рав ле ния прог рам ма ми нак ла ды ва ют ся друг на друга на всех стадиях и происходят с различной интенсивностью. Кроме того, эти процессы связаны своими результатами: результат выполнения одного становится исходной информацией для дру го го.
Одним из важнейших составляющих механизма управления реализацией и контроля исполнения ФЦП является анализ достиг ну тых ре зуль та тов и прог но зи ро ва ние раз ви тия СЭС в це лом и входящих в нее сегментов, представляющих собой предметную (целевую) область ФЦП, на основе моделирования и анализа взаимовлияний совокупности макроэкономических характеристик (фак то ров), оп ре де ля ю щих их те ку щее и прог но зи ру е мое состояние. Результаты моделирования и прогнозирования процессов в СЭС с использованием аппарата знаковых графов определяются взаимодействием базисных социально-экономических про цес сов и фак то ров, действу ю щих в СЭС и из ме ня ю щих сос то -яние ее элементов. При этом взаимовлияния базисных процессов мо гут об ра зо вы вать цик лы об рат ных свя зей, а вза и мо дей ствия циклов вызывать либо монотонные нарастающие колебания социально-экономических факторов, либо резкое их усиление — ре зо нанс.
Целью моделирования и прогнозирования развития малого предпринимательства является выработка рекомендаций по совершенствованию государственной политики поддержки и развития малого бизнеса, представляющей собой систему взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов го су да р ствен ной влас ти, ор га нов го су да р ствен ной влас ти субъ ек -тов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере малого предпринимательства.
Результатами моделирования развития малого предприниматель ства долж ны яв лять ся воз мож ные сце на рии и стра те гии развития относящихся к данной сфере предприятий, использование которых должно в свою очередь обеспечить возможность решения следующих основных задач:
• идентификация основных проблем развития малого предпринимательства в нашей стране;
• выявление причин и параметров несоответствия существующей сис те мы его под де рж ки;
• исследование возможности использования опыта промышлен-но раз ви тых стран;
• формирование основных направлений совершенствования государственной политики поддержки малого бизнеса и механизмов их реализации;
• разработка программы первоочередных мероприятий, необходимых для реализации государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Анализ различных математических моделей применительно к
развитию и функционированию СЭС различного типа, в том числе малого бизнеса, показал, что для этих целей достаточно удобно использовать аппарат знаковых, взвешенных знаковых и функциональных знаковых графов. Аппарат позволяет работать с данными как качественного, так и количественного типа, причем степень использования количественных данных может увеличиваться в зависимости от возможностей количественной оценки взаимодействующих факторов в итерационном цикле моделирования[3].
Аппарат знаковых графов позволяет формально строить прогнозы развития или траектории движения моделируемой системы в фазовом пространстве ее переменных (факторов) на основе информации о структуре и программах развития системы, путем ап-прок си ма ции их кус ка ми тра ек то рий им пульс ных про цес сов на зна ко вых орг ра фах.
Математическая модель знаковых, взвешенных знаковых, функциональных знаковых орграфов является расширением математической модели орграфов. Кроме орграфа G (X, Е), в модель включаются следующие компоненты: множество параметров вершин V, каждой вершине ставится в соответствие ее параметр VIе V, а также функционал преобразования дуг F (V, Е), ставящий в соответствие каждой дуге либо знак, либо вес, либо функцию[ 1].
Если функционал имеет вид
+ 1, если рост (падение) у; вызывает рост (падение)\р
-1, если рост (падение) у; вызывает падение (рост) у;-,
то такая модель называется знаковым орграфом. Если функционал имеет вид
если рост (падение) у; вызывает рост (падение) у^,
-Шу, если рост (падение) у; вызывает падение (рост) у,
то такая модель называется взвешенным знаковым орграфом. Здесь
является весом соответствующей дуги.
На расширенных таким образом орграфах вводится понятие им пуль са и им пульс но го про цес са в диск рет ном вре мен ном пространстве. Импульсом Р;(п) в вершине х; в момент времени пе N называется изменение параметра в этой вершине в момент времени п:
Р; (П) = У; (П) - У; (П-1).
При этом значение параметра в вершине х определяется со от но ше ни ем:
N о
У; (П) = У; (П-1) + Е^ ( У;, У-, ед) Р; (П-1) + Р; (п).
о
Здесь Р;(п) — внешний импульс, вносимый в вершину е; в момент времени п. Из конечно-разностных уравнений легко
р у, ед =
р (у у, еф =
получить уравнение для импульса в исследуемом процессе:
N о
Р; (п) =2 F ( у;, у, ец.) Р,.(п-1) + Р;(п).
Импульсный процесс называется автономным, если
о
(Рк(ш) - 0Уш >1, УхкеХ).
Импульсный процесс называется простым, если (( £.N-1 Рк (0) = 1)&(Рк (ш) - 0,Уш>1,Ухке X)).
Используются понятия четного и нечетного циклов. Четный цикл имеет положительное произведение знаков всех входящих в не го дуг, не чет ный — от ри ца тель ное.
Чет ный цикл яв ля ет ся прос тей шей мо делью струк тур ной не -ус той чи вос ти, так как лю бое на чаль ное из ме не ние па ра мет ра в любой его вершине приводит к неограниченному росту модуля параметров вершин цикла, в то время как любое изменение параметра любой вершины нечетного цикла приведет лишь к осцилляции параметров вершин.
Вершина знакового, взвешенного знакового, функционального знакового орграфа является импульсно устойчивой для некоторого заданного импульсного процесса, если последовательность абсолютных величин импульсов в этой вершине { |Р; (п) |;п-0, 1, ...} ограничена. Аналогично вершина х; знакового орграфа является абсолютно устойчивой для не ко то ро го за дан но го им пульс но го про цес са, ес ли последовательность абсолютных величин параметров в этой вершине {|у; (п) |;п-0,1, ...} ограничена. Знаковый орграф называется импульсно (абсолютно) устойчивым для данного импульсного процесса, если каждая его вершина является импульсно (абсолютно) устойчивой в этом импульсном про цес се.
Резонансом в рассматриваемом математическом аппарате на-зы ва ет ся яв ле ние им пульс ной не ус той чи вос ти зна ко во го орг ра фа в простых импульсных процессах, возникающее вследствие взаимодействия циклов обратной связи. Резонанс — это единственно возможный случай импульсной неустойчивости в простых им пульс ных про цес сах.
На основе математического аппарата знаковых орграфов разработана автоматизированная система моделирования, обеспечивающая автоматическую генерацию сценариев развития малого предпринимательства при принятии и реализации различных стра те ги чес ких ре ше ний, а так же ка че ст вен ную оцен ку эф фек -тивности этих решений[4].
С использованием указанной системы в Институте проблем управления РАН в 2006 г. разработана модель развития малого предп ри ни ма тель ства, в ос но ве инф ра ст рук ту ры ко то рой ле жит сис те ма ба зо вых по ка за те лей, оп ре де ля ю щих воз мож ные сце на -рии развития малого предпринимательства на федеральном и ре-ги о наль ном уров нях при при ня тии раз лич ных стра те ги чес ких уп рав лен чес ких ре ше ний. На ос но ве ре зуль та тов ис сле до ва ния разработанной модели был сделан детальный анализ эффектив-нос ти ли зин го вых ме ха низ мов как од но го из ос нов ных сос тав ля -ющих стимулирования развития малых предприятий. Показано, что лизинг как способ получения производственных активов для малых предприятий является наиболее предпочтительным. Исследованы различные механизмы льготного кредитования малого биз не са.
Результаты моделирования показали, что основной целью финансовой политики государства в отношении поддержки малого бизнеса должно быть устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и зало-го-способности, а также бюджетное финансирование отдельных целевых программ и проектов, обеспечивающих реальную под-де рж ку ма лых предп ри я тий в их пос ту па тель ном раз ви тии и повышении конкуренто-способности на рынке товаров и услуг. Исследованы также механизмы льготного налогообложения малых предп ри я тий. По ка за но, что сис те ма на ло го об ло же ния в сфе ре ма -лого бизнеса должна решать две основные задачи: обеспечение на ло го вых пос туп ле ний в бюд же ты раз лич ных уров ней и од нов ре -менно, что не ме нее важ но, сти му ли ро ва ние к раз ви тию ма лых предприятий (в том числе путем применения механизмов льготного на ло го об ло же ния).
Построены модели и сценарии развития малого предпринимательства для пяти типов регионов России, а именно[4, 5]:
• дотационных, обладающих внутренним потенциалом развития,
• хронически депрессивных, практически лишенных собствен-
ного экономического потенциала,
• раз ви тых экс по рт ноори ен ти ро ван ных,
• развитых изолированных, опирающихся преимущественно на стра те гию им пор то за ме ще ния,
• теневых, развитие которых обусловлено факторами, в известной мере неподконтрольными федеральным властным структурам. Среди относительно стабильных регионов, не требующих
зна чи тель ных уси лий го су да р ства по ко рен но му из ме не нию динамики социально-экономических показателей, также можно выделить два типа в зависимости от их участия в системе межрегионального и международного разделения труда. Первый — регионы, в значительной степени изолированные от внешних то вар ных и фи нан со вых рын ков и при дер жи ва ю щи е ся стра те ги -чес кой ли нии, нап рав лен ной на са мо обес пе че ние собствен ных первоочередных потребностей (например, Ульяновская область). Второй — регионы, открытые для межрегиональных и международных торгово-финансовых связей, стремящиеся добиться внешней кон ку рен тос по соб нос ти по ог ра ни чен но му кру гу изб ран ных направлений, например связанных с экспортом природных ресурсов (Тюменская область, Республика Татарстан), или продукции обрабатывающей промышленности (Ленинградская область), либо с контролем финансовых рынков (г. Москва). Подобная классификация в известной степени аналогична раз де ле нию мо де лей эко но ми чес кой стра те гии раз ви ва ю щих ся стран на импортозамещение и экспортную ориентацию.
Для регионов каждого из этих типов выявлены эффективные стратегии управления, позволяющие обеспечивать стабильное развитие малого предпринимательства. Так, в частности, показано, что развитие малого бизнеса в теневом регионе само по себе не может способствовать выходу экономики из тени, а предприятия малого бизнеса, чтобы выжить, неизбежно вовлекаются в теневую экономику, поскольку изначально считается, что иной экономики в регионе нет. Однако повышение влияния легального малого бизнеса (при условии его поддержки извне) на снижение до ли те не вой эко но ми ки спо соб но «взор вать» су ще ст ву ю щую СЭС региона и сделать ее нестабильной. Эта нестабильность существенно снизит управляемость региона теневыми структурами, а значит, и их влияние. Все эти факторы создадут предпосылки для изменения структуры СЭС региона, что при правильном стратегическом и оперативном управлении поможет экономике
выйти из тени.
Литература
1. Блинов А. О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые
основы деятельности. М.: Ось-89, 1997.
2. Архипова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А. и др. Организационное
управление. М.: Приор, 1998.
3. Кульба В.В., Кононов Д.А., Косяченко С.А., Шубин А.Н. Методы
формирования сценариев развития социально-экономических систем. М.: СИНТЕГ, 2004.
4. Чернов И.В., Шелков М.А. Методы прогнозирования развития малого
предпринимательства в Российской Федерации // Мат-лы Междунар. науч. конф. «Проблемы регионального и муниципального управления». М., 2005.
5. Кульба В.В., Кононов Д.А., Нижегородцев Р.М., Чернов И.В. и др.
Сценарный анализ динамики поведения социально-экономических систем. Препринт. М.: ИПУ РАН, 2002.