УДК 331.108.2
К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНЦИЯХ МОЛОДОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
© 2016
Жидкова Элла Вячеславовна, аспирант
Уфимский государственный нефтяной технический университет (450098, Россия, Уфа, улица Чернышевского 145, е-mail: ella.jidkova@yandex.ru)
Аннотация. Современный молодой предприниматель в силу возраста обладает креативным мышлением; склонен к ведению собственного дела, инновациям и риску; владеет на высоком уровне интернет - технологиями. Но этого не достаточно. Для успешного ведения бизнеса молодому предпринимателю необходимо развивать свои профессиональные навыки, тем самым повышая свою компетентность. Применение компетентностного подхода в оценке молодого предпринимателя является эффективным инструментом повышения качества предпринимательской деятельности. Анализ исследуемой проблемы нашел отражение в эмпирическом исследовании автора совместно с кафедрой экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», проведенного в 2016 году. Основная цель исследования заключалась в выявлении компетенций выпускников вуза, планирующих заниматься предпринимательской деятельностью и действующих молодых предпринимателей. Автор указал определенные расхождения в восприятии деловой активности у студентов, закончивших обучение в вузе и состоявшихся на рынке, и молодых бизнесменов. Опираясь на результаты исследований, изложенных в статье, автор представил модель компетенций молодого предпринимателя, разделив их в свою очередь на шесть блоков: успехи и достижения; предпринимательское мышление; лидерство; личностные возможности; взаимодействия и отношения; образование. Рассмотрены основные качества личности молодого предпринимателя в соответствии с их возрастным цензом и соответствующие каждому блоку обозначенных компетенций.
Ключевые слова: молодой предприниматель, выпускники вуза, предпринимательские компетенции, молодежное предпринимательство, личностные качества предпринимателя, модель компетенций.
THE QUESTION OF THE COMPETENCES OF THE YOUNG ENTREPRENEUR
© 2016
Zhidkova Ella Vyacheslavovna, post-graduate student
Ufa State Petroleum Technological University (450078, Russia, Ufa, Chernyshevskiy str., 145, е-mail: ella.jidkova@yandex.ru)
Abstract. Modern young Entrepreneur because of their years have creative thinking; tend to the business, innovation and risk, has high levels of Internet technology. But this is not enough. For successful business young entrepreneur needs to develop their skills, thereby increasing their competence. Applying the competence-based approach in assessing a young entrepreneur is an effective tool to improve the quality of business activities. Analysis of the research problem reflected in empirical research of the author together with the Department of economy and management FGBOU VO "Ufa State Petroleum Technological University" held in 2016. The main objective of the study was to identify competencies of graduates of the University wishing to engage in entrepreneurial activities and existing young entrepreneurs. The author has pointed out certain discrepancies in the perception of business activity among students, graduating at the University and held in the market and young entrepreneurs. Based on the results of the research presented in the article, the author introduced the model of competences of a young entrepreneur, dividing them in turn into six blocks: success and achievement; entrepreneurial thinking; leadership; personality; interaction and relationships; education. Describes the main qualities of a young entrepreneur in accordance with their age and corresponding to each block of the identified competencies.
Keywords: young entrepreneur, university graduate, entrepreneur competence, youth entrepreneurship, personal qualities of the entrepreneur, the competency model.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современный молодой предприниматель в силу своего возраста обладает креативным мышлением; склонен к ведению собственного дела, инновациям и риску; владеет на высоком уровне интернет - технологиями. Но этого не достаточно.
Для успешного ведения бизнеса молодому предпринимателю необходимо развивать свои профессиональные навыки, тем самым повышая свою компетентность. Применение компетентностного подхода в оценке молодого предпринимателя является эффективным инструментом повышения качества предпринимательской деятельности.
Анализ последних исследований и публикаций. Компетенции, знания и практические навыки, которыми должен обладать молодой предприниматель для успешного ведения бизнеса, исследованы в работах таких отечественных авторов, как Майоров А.С., Ахиярова Н.В., Петросян С.Г., Иванов Г.Г., Орлов С.Л., Ширяев Д. В., Жихарева Е. Д. и др. [1-13]
Формирование целей статьи (постановка задания). Автором совместно с кафедрой экономики и менеджмента института экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» в 2016 году было проведено эмпирическое исследование.
Основная цель исследования заключалась в выявлении компетенций среди выпускников вуза, планиру-
ющих предпринимательскую деятельность, и действующих молодых предпринимателей. Количество опрошенных респондентов составило 500 человек.
Анкета содержала вопросы, включающие следующие тематические направления:
- возраст опрашиваемой молодежи, уровень образования на момент анкетирования;
- сфера деятельности, в которой хотят быть задействованы молодые люди, либо уже функционируют;
- свойственные разным возрастным группам предпринимательские компетенции, наиболее значимые побуждаемые факторы к ведению бизнеса;
- степень взаимодействия с местными органами самоуправления.
В связи с тем, что в одних источниках к молодым предпринимателям относятся лица, не достигшие 35-летнего возраста, в других - до 25 или 28 лет было принято разделить опрашиваемых на две категории.
К первой категории отнесли молодых людей в возрасте от 25 до 28 лет, ко второй в возрастном цензе от 28 до5 лет.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Рассмотрим более подробно результаты проведенного исследования среди выпускников вуза, а также молодых предпринимателей, т.е. представителей возрастного ценза от 25-28 лет и от 29 до 35 лет, соответственно.
Результаты опроса выпускников вузов
Результаты опроса молодых предпринимателей
Пот 23 до 28 лет Ног 2') до 30 лет Пот >1 к 35 лет
Мнение молодых предпринимателей
^Строительные услуги Услуги технического ^обслуживания транспорта Производство |—промышленной
продукции и товаров народного потребления Розничная торговля ^продовольственными товарами
Рисунок 2 - Распределение ответов на вопрос: «Основной вид деятельности, к которому относится Ваша компания (при наличии нескольких видов деятельности основным считается та, которая приносит наибольший доход, имеет наибольший удельный вес в _обороте фирмы)»?_
Таким образом, исходя из данных, представленных на рисунке 2, можно сделать вывод о том, что студенты, закончившие обучение в вузе, хотят быть задействованы или уже работают в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР), а именно 40% опрошенных, строительных услуг - 20%, производства промышленной продукции и товаров народного потребления - 20% и т.д. Молодые предприниматели, реализуют свои предпринимательские способности в области производства промышленной продукции и товаров народного потребления - 40% опрошенных респондентов, в розничной торговле продовольственными товарами - 20%, и также как и выпускники вуза в сфере строительных услуг (20%), услуг технического обслуживания транспорта - 20%.
Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос, среди студентов, закончивших обучение в университете: «Наиболее важные побуждающие факторы к ведению собственного бизнеса?»
Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос: «К какой возрастной категории Вы относитесь?» Таким образом, по данным, представленным на рисунке 1, о возрасте опрошенных, результаты выглядят следующим образом:
результаты ответов выпускников вуза: от 23 до 28 лет - 60%; от 29 до 30 лет - 40%
распределение ответов молодых предпринимателей: от 29 до 30 лет - 40%; от 31 до 35 лет - 40% от 31 до 35 лет - 20%. Мнение выпускников вузов
Пстроительные услуги
Производство ^промышленной продукции и товаров народного потребления [-^Услуги физической культуры и спорта Научные исследования и|И опытно-
конструкторские разработки (НИОКР)
Варианты ответов В первую В Нет подобного Затрудняюсь
очередь последнюю очередь рода побуждающих факторов ответить
(в % к числу опрошенных)
Высокая прибыльность в перспективе 100 -
Сохранение определенного уровня 100 -
достатка
Возможность быть независимым от 60 20 20
окружающих
К арьерный ро ст 40 60 -
Риск 20 20 60 -
Престижность предпринимательства 40 20 20 20
Возможность стать успешным 40 20 20 20
руководителем
Возможность проявлять свои творческие - 80 20 -
спосооности
Возможность быть новатором 100
По данным, представленным в таблице 1, можно сказать, что выпускники вуза считают, что наиболее значимыми побуждающими факторами к реализации предпринимательской активности среди молодых людей является: высокая прибыльность в перспективе - (100%); сохранение определенного уровня достатка - (100%);
возможность быть независимым от окружающих -(60%); престижность предпринимательства - (40%) и т.д.
Напротив, возможность быть новатором - (100%); возможность проявлять свои творческие способности - (80%), карьерный рост - (60%) являются незначительными мотивами, побуждающими молодых людей реализовать свои предпринимательские способности на практике (деле).
Для осуществления предпринимательской деятельности одним из наиболее значимых факторов, способствующих развитию предпринимательской инициативы, являются компетенции молодых людей.
Посредством опроса были проанализированы ответы респондентов на вопрос: «Какими наиболее важными личностными качествами должен обладать молодой предприниматель»?
Таблица 2 - Результаты сопоставления ответов выпускников и молодых предпринимателей
Варианты ответов Мнение студентов, закончивших обучение в университете Мнение молодых предпринимателей
(в % к числу опрошенных)
Новаторство 40 60
Способность усваивать новые знания и навыки 30 100
Развитое лсгическо е мышление 100 60
Креативность и нестандартность мышления 60 20
Способность рисковать 40 80
Инициативность 60 60
Умение лидера и руководителя распределять задачи в зависимости от индивидуальных особенностей людей 60 80
Умение устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми 100 100
Гибкость 60 80
Мобильность 40 80
Решительность 60 80
Уверенность в себе 40 100
Психологическая сообразительность 80 20
Исходя из данных таблицы 2, можно сделать вывод, что наиболее значимыми личностными качествами, по мнению опрошенных выпускников вуза и молодых предпринимателей, которыми должен обладать моло-
дой предприниматель, являются: способность усваивать новые знания и навыки - (80%; 100%); развитое логическое мышление - (100%; 60%); умение устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми - (100%; 100%); уверенность в себе - (40%; 100%); решительность - (60%; 80%); а также гибкость - (60%; 80%) соответственно.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод, что существуют определенные расхождения в восприятии деловой активности у выпускников вузов и молодых предпринимателей, например: выпускники считают, что наиболее значимыми личными качествами для молодого предпринимателя является развитое логическое мышление, умение контактировать с людьми, что же касается молодых предпринимателей они придерживаются мнения, что на практике более существенными качествами для ведения бизнеса являются способность усваивать новые знания и навыки, уверенность в себе.
Мнения о сфере деятельности, в которой хотят быть задействованы выпускники и реализуют себя на практике молодые предприниматели также разнятся: большинство опрошенных студентов, закончивших обучение, хотят реализовать свои предпринимательские способности в НИОКР, молодые бизнесмены задействованы в производстве промышленной продукции и товаров народного потребления, розничной торговле.
Учитывая результаты исследования, рассмотрим модель компетенций молодого предпринимателя через систему общих компетенций. Общие компетенции, в свою очередь, подразделим на шесть блоков.
1. Успехи и достижения.
2. Предпринимательское мышление.
3. Лидерство.
4. Личностные возможности.
5. Взаимодействие и отношения.
6. Образование.
Приведенные выше компетенции целесообразно использовать для общей оценки успешных предпринимателей как потенциальных, так и уже действующих.
Успех действующего предпринимателя - это достижение максимального результата за счет экономии имеющихся ресурсов, добиться которого он может лишь при наличии определенных компетенций, среди которых наиболее значимыми является: уверенность в себе; трудолюбие; практические навыки ведения бизнеса; ориентация на качество. Выпускники после окончания вуза имеют лишь стремление к самореализации, теоретические навыки, полученные во время обучения; авантюризм; поиск возможностей для открытия бизнеса.
Каждый предприниматель хочет быть уверен, что именно он обладает теми чертами характера и личностными качествами, которые позволили бы ему реализоваться себя в выбранной им сфере деятельности. Наличие предпринимательского мышления является необходимым фактором для реализации предпринимательских инициатив на практике. Выпускники вуза обладают нестандартностью и оригинальностью мышления, интуицией. Устоявшимся на рынке предпринимателям свойственны следующие черты: нестандартность мышления; новаторство; гибкость; дальновидность и целеустремленность.
Каждый бизнесмен должен обладать качествами лидера. Действующий предприниматель эффективно руководит своими подчиненными, в то время как студент, закончивший вуз, лишь стремится занять лидирующие позиции.
Предприниматели, действующие на рынке, способны расположить к себе как своих подчиненных, так и деловых партнеров, что играет важную роль в построении бизнеса. Бизнесмен, который умеет непринужденно общаться с людьми, способен расположить к себе и завоевать доверие, обречен на успех. Молодые специалисты
после окончания вуза имеют определенный потенциал для развития предпринимательских компетенций, в том числе для взаимодействия с окружающими людьми: коммуникабельность, умение правильно построить диалог и донести свои мысли до собеседника.
Таблица 3 - Модель компетенций молодого предпринимателя
Показатели выпускников вуза, планирующих предпринимательскую деятельность. действующие молодые предпринимателем
1. Успехи и достижения. Качества которыми обладают студенты, закончившие обучение б вузе: — стремление к новому; — способность к преобраз об алиям; — стремление к творчеству; — склонность к риску; — авантюризм, — поиск возможностей реализации предприним атель скнх иншшзтиб; — стремление к самореализации, — креативность. 0 сновные качества молодого предпринимателя, позволяющие ему быть успешным в выбранной сфере деятельности: — уверенность в себе; — трудолюбие; — аналитический склад ума; — амбициозность; — самостоятельность, -проактивность; — практические навыки ведения бизнеса -готовность рисковать; — ориентация на качество реализуемых товаров. работ, услуг.
2. Предпринимательское мышление. - Развитое логическое мышление; - оригинальность мышления; - интуиция; - наличие интересных бизнес- - Нестандартность мышления; - новаторство; - упорство; - гибкость; - целеустремленность. - дальновидность.
3. Лидерство. - Харизма; - сильная энергетика - умение завораживать и увлекать за собой; - стремление к лидерству; - желание и готовность взять на себя инипиагаБУ. Некоторые качества предпринимателя, как лидера коллектива: — чувство перспективы; - страстность; — убедительность; — настойчивость; - организаторские способности; - способность эффективно руководить.
4. Личностные возможности. - Мобильность; - проницательность; - любопытство; - энергичность; - работоспособность. - Духовная свобода; - сила воли; - решительность и готовность к ситуациям, связанным с риском; - предприниматель екая хватка - предприниматель ский менталитет; -мобильность; - властность.
5. Взаимодействие и отношения. —Стремление быть инф ормированным; —умение донести свои мысли до людей; - умение заручиться поддержкой коллектива - коммуникабельность - Умением эффективно вести переговоры, - способность, склонность человека к общению, налаживанию деловых контактов и связей; - создание делового имиджа; - способность убеждать и устанавливать прочные взаимосвязи; - вовлеченность в рабочие контакты; - умение разбираться в людях; - умение сотрудничать; - такт и дипломатичность.
б. Образование - Образованность; - способность усваивать новые знания и навыки; - потенциал для получения дополнительного образования в области ведения бизнеса и др. сферах; - знания современных технологий. - Способность усваивать новые знания и применять их на практике; - знание техники и технологии; - самообучение; - целенаправленность; - стремление к постоянному повышению профессиональной образованности.
Таким образом, следует отметить, что компетенции, свойственные молодым предпринимателям, устоявшимся на рынке, являются ориентиром для выпускников вуза, планирующих в дальнейшем реализовать себя в качестве бизнесменов. Однако прогресс не стоит на месте, появляются новые технологии, инновационные товары и услуги, что является определенным стимулом и возможностью реализации предпринимательской активности среди выпускников вуза; и самореализации и закреплением позиций на рынке состоявшихся предпринимателей. Данный факт обуславливает необходимость получения определенных навыков ведения бизнеса для будущих предпринимателей со «студенческой скамьи», а именно: специальные программы обучения, курсы для будущих предпринимателей, участие в конкурсах, семинарах, конференциях и т.д. Действующие молодые предприниматели для дальнейшего успешного существования должны совершенствовать свои навыки и обновлять знания о последних тенденциях рынка, изменениях в потребностях клиентов. Решением данной проблемы может стать повышение профессиональных навыков посредством дополнительного образования в определенных сферах предпринимательства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Zhidkova E.V. Nikonova S.A., Sharipova I.V., Shaykhutdinova G.F. Actual problems of youth entrepre-neurship at the modern stage // Journal of Advanced in Law and Economics. 2015. 2(12). Р. 171-176.
2. Ахиярова Н.В. Молодежное предпринимательство - бизнес-потенциал экономического развития
Республики Башкортостан // Вестник Башкирского университета. 2008. Том 13. №3. С. 659-662.
3. Вавилов О.О. Предприниматель как объект социально-экономического исследования: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.03 / О.О. Вавилов. - М., 2008. - 23 с.
4. Жидкова Э.В. Современные аспекты активизации участия студентов в молодежном предпринимательстве // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2015. № 6 (128). С. 90-93.
5. Иванов Г.Г., Орлов С.Л. Молодежное предпринимательство: современные реалии и взгляд в будущее // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4.
6. Карпунина М. А., Савинова С. Ю., Шубнякова Н. Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.
7. Мамателашвили О.В. Конфигурация антикризисных мер в механизме обеспечения экономической безопасности предприятия в современных условиях // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2016. № 1 (15). С. 59-63.
8. Мезенцева Е.В. Социально-экономическая оценка развития предпринимательства в молодежной среде: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05.-Ставрополь, 2009.
9. Петросян С.Г. Организационно - экономический механизм поддержки молодежного предпринимательства в России: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / С.Г. Петросян. - Москва, 2012.- 23 с.
10. Солодилова Н.З., Маликов Р.И., Гришин К.Е. Потенциал развития и факторы ограничения региональной деловой среды // Экономика региона. 2015. № 2 (42). С. 137-147.
11. Шайхутдинова Г.Ф. Компоненты предпринимательства: личностные, экономические, организационные // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2011. № 3. С. 81-86.
12. Шайхутдинова Г.Ф. Личностная компонента российского предпринимательства // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2011. № 2. С. 123126.
13. Шаткевич И.А. Нормативно-правовой механизм социального оздоровления молодежного предпринимательства: дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08.- Белгород, 2002.- 179 с.