Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНЦИИ МВД РОССИИ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНЦИИ МВД РОССИИ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МВД РОССИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ROAD TRAFFIC / COMPETENCE / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / LEGAL REGULATION / DOCUMENTATION ON THE ORGANIZATION OF ROAD TRAFFIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юсупов М. Ф., Сейтмеметова Т. С.

Статья посвящена анализу проблемы компетенции МВД России в области организации дорожного движения сквозь призму изменений законодательства в этой сфере. Авторами обосновано, что принятие Федерального закона «Об организации дорожного движения» положило начало разграничению деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения и его организации. Вместе с тем в тексте статьи раскрыто, что остались нерешенными вопросы компетенции Госавтоинспекции МВД России в области организации дорожного движения, в том числе контроль за содержанием и установкой технических средств организации дорожного движения, участие в согласовании документации по организации дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юсупов М. Ф., Сейтмеметова Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE COMPETENCE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE FIELD OF TRAFFIC MANAGEMENT

This article is devoted to the analysis of the problem of competence of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of traffic management through the prism of changes in legislation in this area. The authors prove that the adoption of the Federal Law “On the organization of road traffic” marked the beginning of the differentiation of activities to ensure road safety and its organization. However, the text of the article revealed that there are some unsolved issues within the competence of the state traffic Inspectorate of MIA of Russia in the field of traffic organization, including control over the contents and installation of technical fixtures of traffic organization, participation in the agreement on the organization of trafficdocumentation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНЦИИ МВД РОССИИ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

УДК 342.9+656.1

С. 26—29

К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНЦИИ МВД РОССИИ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Юсупов М. Ф.

Краснодарский университет МВД России E-mail: men2014men@mail.ru.

Сейтмеметова Т. С.

Краснодарский университет МВД России E-mail: tania9391@mail.ru.

Статья посвящена анализу проблемы компетенции МВД России в области организации дорожного движения сквозь призму изменений законодательства в этой сфере. Авторами обосновано, что принятие Федерального закона «Об организации дорожного движения» положило начало разграничению деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения и его организации. Вместе с тем в тексте статьи раскрыто, что остались нерешенными вопросы компетенции Госавтоинспекции МВД России в области организации дорожного движения, в том числе контроль за содержанием и установкой технических средств организации дорожного движения, участие в согласовании документации по организации дорожного движения.

Ключевые слова: дорожное движение, компетенция, МВД России, правовое регулирование, документация по организации дорожного движения.

OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

This article is devoted to the analysis of the problem of competence of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of traffic management through the prism of changes in legislation in this area. The authors prove that the adoption of the Federal Law "On the organization of road traffic" marked the beginning of the differentiation of activities to ensure road safety and its organization. However, the text of the article revealed that there are some unsolved issues within the competence of the state traffic Inspectorate of MIA of Russia in the field of traffic organization, including control over the contents and installation of technical fixtures of traffic organization, participation in the agreement on the organization of trafficdocumentation.

Keywords: road traffic, competence, Ministry of Internal Affairs of Russia, legal regulation, documentation on the organization of road traffic.

ON THE ISSUE OF THE COMPETENCE

Seytmemetova T. S.

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia E-mail: tania9391@mail.ru.

Введение

Дорожное движение представляет собой один из способов удовлетворения общественной потребности в территориально-пространственном перемещении людей, а также предметов, средств и продуктов их труда [2, с. 99], в связи с чем несомненны социальная важность и значимость данного процесса. В государственной политике Российской Федерации в этой области длительное время отдавался приоритет совершенствованию деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Однако с 1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон «Об организации дорожного движения»1), закрепивший на законодательном уровне основы организации дорожного движения. Данный Закон направлен на формирование единой системы правового регулирования дорожного движения путем объединения действующих норм и правил, регламентирующих вопросы организации дорожного движения, транспортного развития территорий и управления этими процессами [3].

Под организацией дорожного движения (далее — ОДД) в Законе понимается «деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения»2.

Любая деятельность характеризуется наличием субъекта, ее осуществляющего. Глава 2 Закона «Об организации дорожного движения» посвящена установлению полномочий органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области ОДД.

К полномочиям органов государственной власти РФ относятся: разработка и реализация государственной политики Российской Федерации в области организации дорожного движения; установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения; утверждение методических рекомендаций по разработке

1 Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ : Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286793/ (дата обращения: 21.12.2020).

2 Там же.

и реализации мероприятий по ОДД; установление правил подготовки документации по ОДД и др. (ч. 1 ст. 5 Закона «Об организации дорожного движения»).

Большей частью данных полномочий наделено Министерство транспорта Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию во многих сферах, в том числе в сфере «организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах»3.

Следует отметить, что до принятия Закона «Об организации дорожного движения» ОДД регулировалась Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ4, в силу чего некоторые вопросы организации дорожного движения находились в ведении МВД России — основного субъекта обеспечения безопасности дорожного движения. В настоящее время данное регулирование не претерпело существенных изменений.

Описание исследования

В юридической науке сложилось достаточно четкое понимание структуры компетенции государственного органа, которую образуют полномочия наряду с обязанностями или же предметами ведения [1; 4]. МВД России в рамках федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения осуществляется дорожный надзор, направленный на обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими автомобильные дороги, обязательных требований в области безопасности дорожного движения. Несмотря на определенное разграничение деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения и ОДД в нормативных правовых актах, многие из указанных требований также направлены на организацию дорожного движения в том понимании данной деятельности, которое сформулировано на законодательном уровне.

Кроме того, согласно утвержденному Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711 Положению о Госавтоинспекции, к обязанностям

3 Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3342.

4 О безопасности дорожного движения : Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

ведомства относится проверка выполнения требований к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения1. Под техническими средствами организации дорожного движения понимаются «сооружения и устройства, являющиеся элементами обустройства дорог и предназначенные для обеспечения организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры, дорожные ограждения, направляющие устройства и иные сооружения и устройства)»2. Таким образом, в статусном нормативном правовом акте Госавтоинспекции имеется прямое указание на наличие полномочий данного органа не только в области безопасности дорожного движения, но и в области его организации.

Иные полномочия Госавтоинспекции в области ОДД включают:

1) принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов;

2) временное ограничение или запрещение дорожного движения, изменение его организации на отдельных участках дорог;

3) выдачу разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на производство работ по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения.

В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения в рамках данного вида надзора Госавтоинспекцией среди прочего оценивается соблюдение обязательных требований «к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения»3.

1 О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения : Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 (вместе с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД дел РФ] // Собрание законодательства РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.

2 Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286793/ (дата обращения: 21.12.2020].

3 О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения: Постановление Правительства РФ от 19 августа 2013 г. № 716 (вместе

Заключение

Таким образом, в отношении технических средств ОДД Госавтоинспекция реализует как разрешительные, так и контрольно-надзорные функции. Однако следует учитывать, что в области организации дорожного движения также осуществляется государственный контроль — федеральный и региональный. Исходя из содержания норм Закона «Об организации дорожного движения», данный контроль в общем виде заключается в контроле регламентированной рассматриваемым законом деятельности по ОДД уполномоченных органов (федеральных или региональных). Так как размещение технических средств ОДД производится в соответствии с документацией по ОДД уполномоченными органами, логично было бы контроль за их установкой и эксплуатацией рассматривать как часть государственного контроля в области ОДД. Тем не менее на уровне федерального законодательства полномочия в данной области контроля и надзора не разграничены.

Необходимо отметить, что ранее в компетенцию Госавтоинспекции также входило согласование проектов документации по организации дорожного движения, однако с принятием Закона «Об организации дорожного движения» данные полномочия были закреплены за Федеральным дорожным агентством и подведомственными ему учреждениями. Документация по ОДД служит основой для реализации мероприятий по организации дорожного движения на конкретной территории, которые имеют ключевое значение в деятельности по ОДД.

В этой связи изъятие у Госавтоинспекции полномочий в этой сфере следует оценить негативно, так как, хотя на законодательном уровне и было проведено некоторое разграничение между деятельностью по ОДД и по обеспечению безопасности дорожного движения, безопасность движения обозначена как необходимое условие для его эффективной организации. Поэтому оценка разрабатываемых в рамках документации по ОДД мероприятий должна проводиться органом, обладающим специальными полномочиями в области безопасности дорожного движения — Госавтоинспекцией МВД России. Экспертная оценка со стороны данного ведомства также обеспечит соблюдение Правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов при реализации мероприятий по ОДД, установке технических средств ОДД.

с Положением о федеральном гос. надзоре в области безопасности дорожного движения] // Собрание законодательства РФ. 2013. № 34. Ст. 4446.

Вывод

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что, несмотря на попытку законодателя разграничить правовое регулирование вопросов обеспечения безопасности и организации дорожного движения, они остаются тесно связанными между собой, в связи чем компетенция

Госавтоинспекции в области ОДД — в особенности вопросы контроля за содержанием и установкой технических средств организации дорожного движения, участия в согласовании документации по организации дорожного движения — должна быть более четко определена в нормативных правовых актах.

Список литературы

1. Бахрах, Д. Н. Административное право России : учебник для вузов / Д. Н. Бахрах. — Москва : НОРМА, 2002, —441 с.

2. Майоров, В. И. Содержание понятия «безопасность дорожного движения»: теоретические основы / В. И. Майоров // Вестник ЮУрГУ Серия: Право. — 2012. — № 7 (266). — С. 99—101.

3. Майоров, В. И. Современные подходы к организации дорожного движения в свете Федерального закона от29 декабря 2 017 г. №443-Ф3«0борганизации дорожного движения в Российской Федерации...»/ В. И. Майоров, С. И. Иванова // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. — 2019. — № 2 (13). — С. 26—32.

4. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юристъ, 2001. — 520 с.

References

1. Bakhrakh, D. N. Administrativnoe pravo Rossii : uchebnik dlya vuzov / D. N. Bakhrakh. — Moskva : NORMA, 2002, —441s.

2. Mayorov,V.l. Soderzhanie ponyatiya «bezopasnost dorozhnogo dvizheniya»: teoreticheskie osnovy / V. I. Mayorov // Vestnik YuUrGU. Seriya: Pravo. — 2012. — № 7 (266). — S. 99—101.

3. Mayorov,V.l. Sovremennye podkhody k organizatsii dorozhnogo dvizheniya v svete Federalnogo zakona ot 29 dekabrya 2017 g. № 443-FZ «Ob organizatsii dorozhnogo dvizheniya v Rossiyskoy Federatsii...» / V. I. Mayorov, S. I. Ivanova // VestnikTyumenskogo instituía povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii. — 2019. — № 2 (13). — S. 26—32.

4. Obshchaya teoriya prava i gosudarstva : uchebnik / pod red. V. V. Lazareva. — 3-е izd., pererab. i dop. — Moskva: Yurist, 2001. — 520 s.

Дата поступления статьи в редакцию: 27.12.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.