Научная статья на тему 'К вопросу о расширении полномочий Госавтоинспекции в области контроля и надзора за техническим состоянием транспортных средств'

К вопросу о расширении полномочий Госавтоинспекции в области контроля и надзора за техническим состоянием транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / STATE CONTROL / ROAD TRAFFIC / TRAFFIC RULES / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / TECHNICAL CONDITION OF VEHICLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров В. И., Денисенко В. В.

В статье рассматривается проблема расширения полномочий Госавтоинспекции МВД России в области дорожного движения в контексте контроля и надзора за техническим состоянием транспортных средств. Отмечается, что возможности Госавтоинспекции по контролю технического состояния транспортных средств на сегодняшний день являются достаточно ограниченными. Авторами рассмотрен комплекс новых нормативных правовых актов, направленных на усиление государственного присутствия в этой сфере, совершенствование организационно-правовых аспектов проведения техосмотра. Новые нормы будут подкреплены санкциями за их несоблюдение, будут внесены поправки в КоАП РФ, касающиеся: введения санкций за управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена диагностическая карта; установления подведомственности дел об административных правонарушениях в сфере техосмотра; уточнения правил установления и применения административных наказаний в виде штрафа и дисквалификации за административные правонарушения в сфере техосмотра и др.The article considers the problem of expanding the powers of the state traffic Inspectorate of MIA of Russia in the field of road traffic in the context of control and supervision over technical condition of vehicles. It is noted that the capabilities of the state traffic Inspectorate to control the technical condition of vehicles are currently quite limited. SHAPE \* MERGEFORMAT The authors consider a set of new regulatory legal acts aimed at strengthening the state presence in this area, improving the organizational and legal aspects of technical inspection. The new rules are backed by sanctions for non-compliance, will introduce amendments to the administrative code relating to: the imposition of sanctions for driving a vehicle in respect of which is not formalized diagnostic card; the establishment of jurisdiction of cases on administrative offences in the sphere of inspection; clarification of the rules for establishing and applying administrative penalties in the form of fines and disqualifications for administrative offenses in the field of technical inspection, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майоров В. И., Денисенко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о расширении полномочий Госавтоинспекции в области контроля и надзора за техническим состоянием транспортных средств»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

УДК 351/354 С. 24—27

К ВОПРОСУ О РАСШИРЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Майоров В.И.

Краснодарский университет МВД России Е-mail: 1955715@rambler.ru.

Денисенко В. В.

Краснодарский университет МВД России Е-mail: profdenisenko@mail.ru.

В статье рассматривается проблема расширения полномочий Госавтоинспекции МВД России в области дорожного движения в контексте контроля и надзора за техническим состоянием транспортных средств. Отмечается, что возможности Госавтоинспекции по контролю технического состояния транспортных средств на сегодняшний день являются достаточно ограниченными.

Авторами рассмотрен комплекс новых нормативных правовых актов, направленных на усиление государственного присутствия в этой сфере, совершенствование организационно-правовых аспектов проведения техосмотра. Новые нормы будут подкреплены санкциями за их несоблюдение, будут внесены поправки в КоАП РФ, касающиеся: введения санкций за управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена диагностическая карта; установления подведомственности дел об административных правонарушениях в сфере техосмотра; уточнения правил установления и применения административных наказаний в виде штрафа и дисквалификации за административные правонарушения в сфере техосмотра и др.

Ключевые слова: государственный контроль, дорожное движение, правила дорожного движения, административная ответственность, техническое состояние транспортных средств.

ON THE ISSUE OF EXPANDING THE POWERS OF THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE IN THE FIELD OF CONTROL AND SUPERVISION OF THE TECHNICAL CONDITION OF VEHICLES

MayorovV.I.

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation Е-mail: 1955715@rambler.ru.

Denisenko V. V.

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation Е-mail: profdenisenko@mail.ru.

The article considers the problem of expanding the powers of the state traffic Inspectorate of MIA of Russia in the field of road traffic in the context of control and supervision over technical condition of vehicles. It is noted that the capabilities of the state traffic Inspectorate to control the technical condition of vehicles are currently quite limited.

The authors consider a set of new regulatory legal acts aimed at strengthening the state presence in this area, improving the organizational and legal aspects of technical inspection. The new rules are backed by sanctions for non-compliance, will introduce amendments to the administrative code relating to: the imposition of sanctions for driving a vehicle in respect of which is not formalized diagnostic card; the establishment of jurisdiction of cases on administrative offences in the sphere of inspection; clarification of the rules for establishing and applying administrative penalties in the form of fines and disqualifications for administrative offenses in the field of technical inspection, etc.

Keywords: state control, road traffic, traffic rules, administrative responsibility, technical condition of vehicles.

Введение

В современных условиях наблюдается недостаток государственного контроля за техническим состоянием транспортных средств, находящихся в эксплуатации, что обусловливает рост количества неисправных транспортных средств на дорогах страны и дорожно-транспортных происшествий с их участием. По официальным данным, в 2019 г. произошло 6734 ДТП по причине технической неисправности транспортного средства, а в 2018 г. аналогичный показатель составил 6221 ДТП1.

Одним из основных субъектов контроля и надзора за техническим состоянием транспортных средств является Госавтоинспекция МВД России. Полномочия данного ведомства охватывают надзор за соблюдением гражданам и юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, а также выполняющими работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, установленных требований законодательства в области безопасности дорожного движения. Тем не менее, возможности Госавтоинспекции по контролю технического состояния транспортных средств на сегодняшний день являются достаточно ограниченными. В результате реформ последнего десятилетия функция по проведению технического осмотра транспортных средств (далее — техосмотр) была передана коммерческим организациям, что обусловило изменения в структуре ГИБДД, в том числе значительное сокращение штата сотрудников технического надзора.

Описание исследования

Практика показала неэффективность ослабления государственного контроля в области проведения техосмотра, в связи с чем в настоящее время наблюдается обратный процесс — на стадиях разработки и принятия находится целый комплекс нормативных правовых актов,

1 Статистика ГИБДД // Официальный сайт Госавтоинспекции. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 24.02.2020).

направленных на усиление государственного присутствия в этой сфере, совершенствование организационно-правовых аспектов проведения техосмотра.

Основные изменения предусмотрены Федеральным законом от 6 июня 2019 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»2, вступающим в силу 8 июня 2020 г.

Во-первых, запланировано введение нового института государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств. Функция по реализации данного вида контроля будет возложена на МВД России, которым разработан проект Положения о государственном контроле за организацией и проведением технического осмотра3. Предмет контроля составляет оценка соблюдения операторами техосмотра требований, установленных правилами проведения техосмотра.

Мероприятия по контролю могут осуществляться сотрудниками МВД России как при взаимодействии с операторами техосмотра, так и без их участия. К основным мероприятиям, на проведение которых уполномочен данный контрольно-надзорный орган, относятся: внеплановые выездные проверки операторов техосмотра; систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований; анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении

2 Проект Постановления Правительства РФ «О государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением технического осмотра» (по состоянию на 03.02.2020) (подготовлен МВД России, Ш проекта 02/07/01-20/00099086) // Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 24.02.2020).

3 Федеральный закон от 6 июня 2019 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.02.2020).

деятельности операторами техосмотра; проведение профилактических мероприятий и контрольных закупок1.

На законодательном уровне рассматриваемый вид контроля регламентирован в ст. 22.1 Федерального закона от 01 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ «О техосмотре»), которая устанавливает особенности проведения проверок операторов техосмотра2. Следует учесть, что в законе предусмотрены лишь внеплановые проверки, проводимые по основаниям, перечисленным в ч. 5 данной статьи:

1) основания, указанные в п. 1, 2.1 и 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам выявления при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения (в том числе в ходе плановых (рейдовых) осмотров транспортных средств) информации, свидетельствующей о нарушении оператором технического осмотра правил проведения технического осмотра, в том числе о фактах оформления диагностической карты без проведения технического осмотра или с проведением его не в полном объеме;

3) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам рассмотрения, в том числе предварительной проверки, информации, полученной от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о нарушении оператором технического осмотра правил проведения технического осмотра;

4) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) о выявлении в ходе его присутствия

1 Федеральный закон от 6 июня 2019 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.02.2020).

2 Федеральный закон от 01 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.02.2020).

при проведении технического осмотра автобусов нарушений, перечень которых установлен Правительством РФ в соответствии с ч. 4 ст. 2 ФЗ «О техосмотре»3.

Большим значением обладаетустановле-ние второго основания, поскольку в настоящее время даже при выявлении купленных диагностических карт органы Госавтоинспекции не имеют эффективных механизмов воздействия на выдавших карты операторов техосмотра.

Четвертое основание связано с проведением техосмотра автобусов — это еще одна область, в которой вводятся новые нормы. Проект правил организации и проведения технического осмотра автобусов4 также разработан МВД России. В настоящее время действуют общие Правила проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008, согласно которым проводится и техосмотр автобусов. Однако увеличение аварийности с участием автобусов, постоянно растущий возраст автобусного парка при отсутствии должного контроля за техническим состоянием, обилие нарушений в сфере пассажирских перевозок обусловили необходимость совершенствования правового регулирования в этой сфере.

В соответствии с новыми правилами техосмотр автобусов будет проводиться аккредитованными для этой деятельности операторами техосмотра при участии уполномоченного сотрудника Госавтоинспекции, который выносит заключение о соответствии или несоответствии автобуса обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающее или не подтверждающее его допуск к участию в дорожном движении).

На сотрудника Госавтоинспекции возложены обязанности по проверке соответствия результатов диагностирования, проведенного оператором техосмотра, требованиям к автобусам; установлению соответствия автобуса данным, указанным в свидетельстве о регистрации транспортного средства или его паспорте; проверке автобуса и его водителя по информационным учетам МВД России.

Кроме того, МВД России разработаны проекты двух постановлений Правительства РФ,

3 Федеральный закон от 01 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.02.2020).

4 Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил организации и проведения технического осмотра автобусов» (подготовлен МВД России, Ш проекта 02/07/12-19/00098471) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.02.2020).

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

которыми утверждаются правила ведения единой автоматизированной информационной системы техосмотра и вносятся изменения в процедуры сбора, хранения и использования содержащейся в ней информации1. Указанные документы предусматривают совершенствование процедурных аспектов техосмотра, которые связаны с введением фотофиксации прохождения техосмотра, оформлением электронной диагностической карты, а также с возложением контроля за проведением техосмотра на полицию. Цель нововведений состоит в максимальном уменьшении возможности фальсификации проведения техосмотра, обеспечении качественной проверки технического состояния автомобилей, что в конечном итоге позволит снизить процент аварий по причине неисправности транспортных средств.

Новые нормы будут подкреплены санкциями за их несоблюдение. Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» будут внесены поправки в КоАП РФ2, касающиеся:

1 МВД России подготовлены проекты постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующие работу системы технического осмотра // Официальный сайт МВД РФ. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/19522712 (дата обращения: 21.02.2020).

2 Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Феде-

введения санкций за управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена диагностическая карта; установления подведомственности дел об административных правонарушениях в сфере техосмотра; уточнения правил установления и применения административных наказаний в виде штрафа и дисквалификации за административные правонарушения в сфере техосмотра и др.

Вывод

Таким образом, в июне 2020 г. должно вступить в силу большое количество нормативных документов, существенно изменяющих ситуацию в области проведения техосмотра и расширяющих полномочия МВД России в данной сфере. Для успешной реализации намеченных реформ и достижения конечной цели в виде повышения безопасности дорожного движения требуется осуществление разъяснительной работы с участниками дорожного движения и юридическими лицами, в особенности операторами техосмотра, по вопросам соблюдения новых норм, формирование у них установки на необходимость своевременного и систематического проведения техосмотра транспортных средств в соответствии с установленными правилами._

рации об административных правонарушениях» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.02.2020).

Список литературы

1. Майоров, В. И. К вопросу о систематизации норм, регулирующих административную ответственность за правонарушения в области дорожного движения / В.И.Майоров, В.В.Денисенко // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2019. — № 4 (46). — С. 81—87.

References

1. Mayorov,V.I. K voprosu o sistematizatsii norm, reguliruyushchikh administrativnuyu otvetstvennost za pravonarusheniya v oblasti dorozhnogo dvizheniya / V. I. Mayorov, V V. Denisenko // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. — 2019. — № 4 (46). — S. 81—87.

Дата поступления статьи в редакцию: 15.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.