Научная статья на тему 'К вопросу о компетентностной модели'

К вопросу о компетентностной модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / COMPETENCE-BASED MODEL / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / ADMINISTRATIVE AND TECHNICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снежко А. А., Беспалова Е. Д.

Обсуждается понятие компетентностной модели, этапы ее разработки. Показаны управленческий и технический подходы, применяемые при реализации компетентностной модели и других документов на ее основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF COMPETENCE-BASED MODEL

The concept of competence-based model, stages of its development are discussed. The administrative and technical approaches applied to realization of competence-based model and other documents on its basis are shown.

Текст научной работы на тему «К вопросу о компетентностной модели»

Для бакалавров после окончания первой ступени образования существует возможность получения второй ступени ВПО - магистратуры, и вот здесь для высокого уровня подготовки кадров для РКТ целесообразно вести набор в магистратуру по целевой заявке базового предприятия. Выпускная квалификационная работа магистра должна также осуществляться по темам, предложенным базовым предприятием. При таком подходе к двухуровневой подготовке базовое предприятие получает кадры, способные решать задачи предприятия, а бакалавры видят возможность реализации своих возможностей при трудоустройстве на работу.

Итак, в условиях двухуровневой подготовки набор в магистратуру должен осуществляться по направлению от базовых предприятий, и квалификационная

работа магистра также должна выполняться по темам, предложенными базовыми предприятиями. Но в то же время должна оставаться возможность окончания второй ступени ВПО без целевого набора с полным возмещением затрат на обучение.

Библиографическая ссылка

1. Григорьев С. Н., Еленева Ю. Я. Подготовка кадров оборонно-промышленного комплекса России: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 3-11.

References

1. Grigorjev S. N., Eleneva Ju. Ja. // Vysshee obrasovanie vRossii. 2013. № 6. pp. 3-11.

© Семенова Л. А., 2013

УДК 378.141.4

К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ

А. А. Снежко, Е. Д. Беспалова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected]

Обсуждается понятие компетентностной модели, этапы ее разработки. Показаны управленческий и технический подходы, применяемые при реализации компетентностной модели и других документов на ее основе.

Ключевые слова: высшее образование, компетентностная модель, управленческий и технический подходы.

TO THE QUESTION OF COMPETENCE-BASED MODEL

А. A. Snezhko, E. D. Bespalova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: [email protected]

The concept of competence-based model, stages of its development are discussed. The administrative and technical approaches applied to realization of competence-based model and other documents on its basis are shown.

Keywords: the higher education, competence-based model, administrative and technical approaches.

Переход на образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО) требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг.

Ключевым понятием ФГОС ВПО для каждого направления является компетентностная модель, частично регламентируемая стандартом и разрабатываемая непосредственно самой выпускающей кафедрой. От качества ее разработки и возможностей полной реализации зависит содержание основных нормативных документов учебного процесса (основная образовательная программа, учебный план и др.), а значит,

качество обучения и уровень подготовленности выпускников к применению знаний на практике.

Разработку компетентностной модели можно разделить на следующие этапы:

- проведение сравнительного анализа ГОС второго поколения с другими международными образовательными системами;

- изучение требований, предъявляемых к современному качеству образования;

- выявление особенностей ФГОС ВПО;

- установление порядка формирования программных документов ООП;

Решетневскуе чтения. 2013

- выявление практических проблем при разработке компетентностной модели;

- предопределение направлений дальнейшего развития образования и разработка рекомендаций по повышению качества образования при реализации компетентностной модели.

Компетентностная модель как документ включает в себя основные компетенции (общекультурные и профессиональные), прописанные в ФГОС ВПО для каждого направления, а также дополнительные, предложенные самой выпускающей кафедрой, и знания, умения и навыки для каждой компетенции в отдельности, разработанные в вузе. В рамках требований ФГОС ВПО предусматривается согласование с работодателями и предприятиями.

Приобретение компетенций осуществляется через различные формы организации учебного процесса, которые необходимо разработать для реализации компетентностной модели.

При разработке более детального плана реализации компетентностной модели и других документов на ее основе необходимо выделить управленческий и технический подходы.

При управленческом подходе процесс реализации состоит из этапов, представленных на рис. 1.

При формировании документов на основе компе-тентностной модели (ООП, учебного плана и др.) важно учитывать объемы учебной нагрузки, регламентируемые стандартом для каждого цикла дисциплин, семестра, курса, а также для всего срока обучения и выраженные в зачетных единицах. Система зачетных единиц, заимствованная из европейской системы образования, является переходом к студенто-центрированному обучению, когда на первый план в организации учебного процесса выходят интересы не университета, не преподавателей, а интересы студента.

В такой системе студенту важно набрать необходимый объем зачетных единиц за курс. При этом он может создать свой план обучения, выстраивая свою траекторию освоения дисциплин, так как в учебном процессе предполагаются предметы, предназначенные для обучения в строго и нестрого заданной последовательности, а также дисциплины, обязательные для изучения (определяемые стандартом и вузом) и дисциплины на выбор студента.

Рис. 1. Процесс реализации образовательной программы по конкретной специализации

Компетенции

Требования ООП

Требования стандартов

Направление магистерской подготовки

Рис. 2. Формирование материально-технической базы

При реализации технического подхода хотелось бы выделить то, что основу государственной регламентации деятельности вузов составляет комплексная оценка, в которую входит лицензирование, аттестация и аккредитация.

Одним из важных и весомых показателей каждой из этих процедур является материально-техническая оснащенность.

Формирование материально-технической базы представлено на рис. 2.

Необходимо обратить особое внимание на оснащение в конкретном вузе материально-технической базой по конкретному направлению подготовки.

Таким образом, в рамках технического подхода при реализации компетентностной модели можно предложить следующие рекомендации для повышения качества образования:

1. Увеличение объемов НИР и НИРС.

2. Обеспечение оборудованием, базирующимся на современной аппаратуре и компьютерной обработке данных.

3. Выделение дополнительных площадей под лаборатории, соответствующих всем установленным требованиям.

4. Наличие аттестованного обслуживающего персонала для работы с дорогостоящим оборудованием.

© Снежко А. А., Беспалова Е. Д., 2013

УДК 371.21

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

П. А. Снетков, С. Н. Панкина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: fpk@ sibsau.ru

Описывается система дополнительного образования в Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева, современное состояние и перспективы развития системы повышения квалификации на примере работы факультета повышения квалификации преподавателей и дополнительного образования.

Ключевые слова: повышение квалификации, переподготовка, дополнительное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.