Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОМБИНИРОВАННОМ ДЕЙСТВИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ ВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ И РЕНТГЕНОВСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

К ВОПРОСУ О КОМБИНИРОВАННОМ ДЕЙСТВИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ ВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ И РЕНТГЕНОВСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
19
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE COMBINED ACTION OF HIGH FREQUENCY ELECTROMAGNETIC FIELD AND ROENTGEN RADIATION IN INDUSTRY

A dynamic observation of persons, working under conditions of combined action of high frequency field and roentgen radiation, showed that approximately a year after complete or partial withdrawal of one of these factors a definite improvement was noted in the health condition of persons under investigation (decrease in the number of subjective disorders, fewer neurodynamic disturbances and pronounced normalization of blood picture, etc.)This proves that the symptom complex described in the previous article on this subject (Gigiena i sanitaria, 1961, N5) was due to the combined action of high frequency field and roentgen radiation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОМБИНИРОВАННОМ ДЕЙСТВИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ ВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ И РЕНТГЕНОВСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

airplanes and helicopters and the ground of the airfields were contaminated with the insecticide. The decontamination measures proved of little avail.

The data of clinical and physiological examinations of 32 persons showed that as the results of contact with methylmerkaptophose signs of intoxication may develop on the level of the central and vegetative nervous systems. Blood analyses revealed

changes in the blood morphology and in its physical and chemical properties.

* * *

К ВОПРОСУ О КОМБИНИРОВАННОМ ДЕЙСТВИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ ВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ И РЕНТГЕНОВСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

Кандидаты медицинских наук Ю. А. Осипов, Р. Н. Вольфовская, Т. П. Асанова, старший инженер Е. Л. Куликовская, младший научный сотрудник Т. В. Каляда, кандидат медицинских наук

А. В. Щеглова

Из Ленинградского института гигиены труда и профессиональных заболеваний

В опубликованной ранее статье1, посвященной комбинированному действию электромагнитного поля высокой частоты и рентгеновского излучения, были приведены результаты динамических наблюдений за состоянием здоровья группы работающих в условиях облучения обоими указанными видами электромагнитной энергии на откачке — обезга-живании и испытании некоторых типов электронных ламп. Полученные данные позволили говорить о комплексе патологических изменений, характерных для хронического сочетанного воздействия поля высокой частоты и рентгеновского излучения.

Указанный комплекс был выявлен нами в 1959 г. на основании углубленного клинического исследования и данных динамического наблюдения над группой, состоящей из 101 работницы (57 испытатель-ниц, 44 откачницы; 80%, из них были в возрасте до 40 лет, средний профессиональный стаж около 7 лет), и путем сопоставления этих данных с результатами, полученными в контрольных группах (рентгенологов и лиц, работающих в полях высокой частоты того же диапазона и примерно такой же напряженности).

Основными компонентами этого комплекса являются жалобы на слабость, сонливость, головные боли, боли в области сердца, артральгии, функциональные нарушения центральной нервной системы, клинически проявляющиеся в вегетативных нарушениях с рядом сердечнососудистых изменений, обусловленных, по-видимому, нарушением центральной вегетативной регуляции, изменения крови — тромбопения, лейкопения, выраженные качественные изменения красной и белой крови (сфероцитоз, изменения осмотической стойкости эритроцитов, патологическая зернистость протоплазмы нейтрофилов и т. д.), дисфункция яичников.

Перечисленные явления были отмечены у лиц, подвергающихся комбинированному облучению следующих параметров: а) электромагнитное поле — частота 200—250 кгц\ на участке откачки — обезгажи-вания напряженность электрической составляющей поля 600—2500 в/м, магнитной составляющей 50—320 а/м, на участке испытания электрическая составляющая 12—14 в/м при неопределяющейся магнитной со-

1 Гигиена и санитария, 1961, № 5.

3*

35

ставляющей; б) рентгеновское излучение — напряжение тока 80— 100 кв, мощность дозы рентгеновского излучения на первом участке до 1,5 мр/час, на втором — до 2,5 мр!часу т. е. не превышающая V5—7з предельно допустимой за 6-часовой рабочий день по нормам санитарных правил 1957 г. (подробнее условия труда и клиническая картина описаны в нашей статье, опубликованной ранее).

Установленная картина патологической пораженности, значительно напоминающая проявления воздействия рентгеновского излучения по степени своей выраженности, в частности по резким изменениям со стороны крови, не может быть отнесена ни за счет рентгеновского излучения столь малой интенсивности (ниже предельно допустимой) ни за счет электромагнитного поля и, очевидно, обусловлена сочетанием хронического влияния обоих факторов.

После проведения описанных ранее наблюдений на обоих участках, где работали наблюдаемые, были осуществлены некоторые из рекомендованных институтом санитарно-гигиенических мероприятий. В результате их на участке откачки — обезгаживания напряженность электромагнитного поля уменьшилась примерно в 2 раза (280—1100 в/м по электрической, 30—145 а/м по магнитной составляющей), а на участке испытания поле было полностью устранено; рентгеновское же излучение на обоих участках было доведено до 0,04—0,06 мр/час, т. е. до превышения в 2—3 раза натурального фона. Таким образом, на обоих участках со стороны рентгеновского излучения осталось лишь не слишком выраженное превышение натурального ионизационного фона, а на участке откачки — обезгаживания, кроме того, хотя и сниженное, но достаточно интенсивное высокочастотное облучение.

Для выяснения вопроса, как сказались изменившиеся условия облучения (отсутствие комбинированного действия на протяжении 172 лет) на состоянии здоровья работающих, мы в конце 1960 г. еще раз подвергли углубленному медицинскому обследованию работниц, находящихся под нашим наблюдением уже в течение 4 лет.

За истекший период их состав значительно обновился и из 101, наблюдаемых ранее в 1960 г., работниц удалось осмотреть 62 (24 откач-ницы и 38 испытательниц). Весь дальнейший анализ ведется в отношении именно этих 62 работниц.

При повторном обследовании характер субъективных расстройств сохранился прежний, хотя общая частота жалоб к концу наблюдения уменьшилась примерно на 10—15%., причем значительно реже предъявлялись жалобы на головную боль, сонливость и т. д. К концу наблюдения, как и раньше, обращало на себя внимание значительное преобладание нарушений со стороны нервной системы, основной формой которых по-прежнему являлась вегетативная дисфункция. Однако общее число лиц с функциональными нарушениями нервной системы несколько уменьшилось (43 человека в начале наблюдения и 37 — в конце). У некоторых исследуемых явления определявшейся ранее вегетативной дисфункции полностью сгладились. В ряде случаев черты астениза-ции и вегетативные нарушения были менее выраженными.

Следует отметить определенную нормализацию артериального давления. Число гипотоний стало почти вдвое меньше. При первом обследовании группы мы отмечали тенденцию к раннему климаксу: среди 62 работниц, которых мы динамически наблюдали, было отмечено 5 таких случаев. В дальнейшем явления климакса были определены еще у одной работницы в возрасте 38 лет, у 3 работниц в возрасте 33— 38 лет отмечены нарушения менструального цикла.

Особый интерес представляли изменения крови. Поскольку указанные выше изменения условий облучения произошли в 1959 г., мы провели сопоставление данных 1959 и 1960 гг. Напомним, что в начале нашего наблюдения (1957) содержание гемоглобина в крови было

нормальным. Из 62 работниц нерезкое снижение содержания гемоглобина отмечалось только у 3 (5%). В 1959 г. количество лиц со сниженным содержанием гемоглобина увеличилось до 39%.

Как видно из рисунка, в 1960 г. частота анемий у откачниц и ис-пытательниц снизилась почти в 4 раза; степень выраженности анемий оставалась умеренной. Число тромбопений в группе испытательниц снизилось примерно в 5 раз, а в группе откачниц — менее чем в 2 раза. Положительные сдвиги наблюдались и в отношении белой крови. Число лейкопенических состояний уменьшилось в обеих группах почти в 3 раза, причем ни в одном случае количество лейкоцитов не снижалось до 4000 в 1 мм3. Нормализовалось и количество нейтрофилов в крови. Значительно реже наблюдался сдвиг формулы влево.

Обращает на себя внимание изменение количества лимфоцитов. Мы указывали ранее, что в начале наблюдения наряду со случаями лим-фоцитоза отмечалась также выраженная лимфопения.

В 1959 г. лимфопении почти не наблюдались. Увеличилось число случаев лимфоцитоза, частота которого удерживалась и в 1960 г. Что же касается качественных изменений клеток (сфероцитоз, увеличение объема эритроцитов, изменение их осмотической стойкости, изменения протоплазмы и ядер нейтрофилов), то к концу наблюдения они встречались почти так же часто, как и в начале его. Нужно отметить, что в группе откачниц в 1960 г. число случаев сфероцитоза возросло, в то время как в группе испытательниц оно осталось почти без изменения. Таким образом, к концу наблюдения отмечалось в основном улучшение показателей крови, причем в группе испытательниц эти изменения были выражены более отчетливо.

Учитывая определенную тенденцию к нормализации состояния здоровья наблюдаемых, мы позволили себе оставить на работе несколько человек, которым был поставлен диагноз начальной формы хронического профессионального заболевания, связанного с воздействием поля высокой частоты и рентгеновского излучения. Наблюдение над этими больными показало, что патологические изменения большей частью полностью сглаживались или оставались отдельные черты их в виде тех или иных жалоб, отчетливо уменьшившихся нейродинамических нарушений, тенденции к лейкопении, тромбопении.

Приведем следующие примеры.

Больная А., 42 лет, по профессии испытательница, стаж работы 10 лет. Диагноз: начальные явления хронического профессионального заболевания, связанного с воздействием поля высокой частоты и рентгена. Больная предъявляла характерные жалобы. Клинически определялся вегетоастенический синдром. Наряду с патологией нервной системы обнаруживались изменения крови: лейкопения (3850 в 1 мм3)\ ней-' тропения (1680 в 1 мм3), транзиторная тромбопения (до 150 000 в 1 мм3). После проведенного лечения больная была оставлена на работе. К концу наблюдения при повторных обследованиях характерных жалоб на сонливость, головные боли больная не предъявляла. Определявшиеся ранее черты астенизации полностью сгладились, явления вегетативной дисфункции стали менее выраженными. Кровь полностью нормализовалась. Таким образом, приведенные результаты динамического наблюдения показали определенное улучшение состояния здоровья, несмотря на продолжение работы.

% Анемии Лейкопении Громболеяии Сферици/тз 60

*0

30

го

/о о

и

и

mm \V\\\\\

и

щшш

? W

9'ДО

г ДО г ДО

А

/ДО 9 ДО

1 5 ДО

5до

и

и

Ш W9*

Ш МОг

Частота изменений показателей крови

в 1959 и 1960 гг.

О — откачницы; И — испытательницы.

Больная 3., 39 лет, откачница, стаж работы 11 лет. Под наблюдением института находится в течение 4 лет. При первом обследовании в 1956 г. (стаж к том\ времени 8 лет) предъявляла жалобы на одышку, упорные головные боли. Определялась вегетативная дисфункция. Изменении со стороны крови не было. При очередном обследовании в 1959 г. субъективное и объективное состояние стало несколько хуже. Снизилось содержание гемоглобина до 69—11,5 г% и количество лейкоцитов до 4300 в 1 мм9. Принимая во внимание проводимые в цехе оздоровительные мероприятия, больную оставили на работе под врачебным наблюдением. При обследовании через год состояние стало лучше, уменьшились головные боли, слабее выражена симптоматика вегетативной дисфункции, нормализовалась кровь (гемоглобин 74— 12,8 г%, лейкоциты 5700, нейтрофилы 3540, тромбоциты 242 000 в 1 мм3).

Больная Г., 31 года, откачница, стаж работы 9 лет. В прошлом болела малярией. Обследовалась в институте 6 раз на протяжении 4 лет. При первом обследовании в 1957 г. предъявляла жалобы на резкую слабость к концу рабочего дня, боли в области сердца, упорные головные боли. Диагноз: астеническое состояние, хронический гастрит, компенсированный митральный порок сердца. Артериальное давление 120/75 мм. Гемоглобин 86—14,3 г%, лейкоциты 7100, нейтрофилы 5000, тромбоциты 160 000 в 1 мм3. При обследовании в 1959 г. жалобы в основном сохранили свой характер, ухудшились показатели крови, появилась тенденция к гипотонии (артериальное давление 100/60 мм, гемоглобин 67—11,5 г%, лейкоциты 4750, нейтрофилы 2370, тромбоциты 157 000 в 1 мм3). Обследуемая оставлена на работе под врачебным наблюдением. Через год самочувствие больной заметно улучшилось. Жалобы выражены меньше. Патологии со стороны нервной системы не выявлено. Артериальное давление 110/65 мм. Выровнились показатели крови (гемоглобин 74 — 12,3 г%, лейкоциты 6850, нейтрофилы 4700, тромбоциты 204 000 в 1 мм3).

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что оставление на работе лиц с начальными проявлениями профессионального заболевания при условии улучшения гигиенических показателей в некоторых случаях не ведет к прогрессированию заболевания. Однако наряду с этим у откачниц имевшиеся нарушения стойко держались, что приводило к необходимости отстранять их от выполняемой работы.

Примером может служить следующая история болезни.

Больная К., 31 года, откачница, стаж работы 15 лет. Под наблюдением института находится с 1957 г. — в течение 4 лет. За это время многократно обследовалась. При первом обследовании в 1957 г. (стаж к этому времени 11 лет) предъявляла жалобы на головные боли, слабость, раздражительность, сонливость, нарушения менструального цикла. Была диагностирована вегетативная дисфункция. Определялась лейкопения — 3500 в 1 мм3, количество нейтрофилов 2100, тромбоцитов 165 000 в 1 мм3. Было высказано предположение о профессиональном характере имеющихся изменений. Предложено лечение, врачебное наблюдение. В дальнейшем продолжала определяться лейкопения, а в 1959 г. было установлено как субъективное, так и объективное ухудшение. На основании указанных данных (стойкие изменения крови, вегетоастеническнй синдром) был поставлен диагноз хронического профессионального заболевания (комбинированное воздействие токов высокой частоты и рентгеновского излучения). Проводимое лечение и оздоровительные мероприятия в цехе позволили оставить больную на прежней работе. В течение последующего года она дважды обследовалась в институте, однако изменения нервной системы и крови определялись по-прежнему (лейкоциты 3800—4000, нейтрофилы 2080—2400, тромбоциты 160 000— 180 000 в 1 мм9, базофильная зернистость эритроцитов 1200 на млн.). Ввиду стойкости патологических изменений больная была переведена на другую работу.

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что описанный ранее в нашей статье симптомокомплекс, отнесенный нами к комбинированному воздействию поля высокой частоты и рентгеновского излучения при полном или частичном снятии одного из этих факторов, начинает сглаживаться и теряет характерные для него черты. По нашему мнению, это является подтверждением того, что указанный симптокомплекс обязан своим возникновением именно сочетанному действию указанных факторов1.

Поступила 5/VII 1902 г.

1 Редакция считает, что для всесторонней оценки вопроса о комбинированном действии весьма низких уровней рентгеновского излучения и электромагнитного поля высокой частоты требуется проведение и экспериментальных исследований на животных.

•ON THE COMBINED ACTION OF HIGH FREQUENCY ELECTROMAGNETIC FIELD

AND ROENTGEN RADIATION IN INDUSTRY

Yu. A. Osipov, R. N. Volfovskaya, Candidates of Medical Sciences, T. P. Asanova, E. L. Kulikovskaya, senior engineer, 7\ V. Kalyada, junior scientific worker,

V. Scheglova, Candidate of Medical Sciences

A dynamic observation of persons, working under conditions of combined action of high frequency field and roentgen radiation, showed that approximately a year after complete or partial withdrawal of one of these factors a definite improvement was noted in the health condition of persons under investigation (decrease in the number of subjective disorders, fewer neurodynamic disturbances and pronounced normalization of blood picture, etc.). This proves that the symptom complex described in the previous article on this subject (Gigiena i sanitaria, 1961, N 5) was due to the combined action of high frequency field and roentgen radiation.

Ъ -йг Ъ

О ХРОНИЧЕСКОЙ ВОДНОЙ ЭПИДЕМИИ БРЮШНОГО ТИФА ВО ЛЬВОВЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Кандидат медицинских наук А. Я. Ухов

Из кафедры эпидемиологии Львовского медицинского института

В доступной нам польской литературе мы обнаружили сведения о -смертности жителей Львова от брюшного тифа во второй половине .XIX века в период австро-венгерской оккупации. Данных о заболевае-

Рис 1. Кривая смертности от брюшного тифа во Львове за 1851—1911 гг. (на 100 000 населения).

мости в это время не имеется, так как в период промышленного капитализма в астрийской буржуазной империи, как и в других западноевропейских странах, велась только статистическая разработка причин смерти. Статистика заболеваемости и не могла возникнуть в Австро-Венгрии потому, что большинство населения, которое обращалось за медицинской помощью, пользовалось в основном услугами частнопрактикующих врачей,, которые слабо дифференцировали брюшной тиф от других так называемых тифозных заболеваний и не подавали извещений о больных брюшным тифом. Более полно отражает истинную .картину поражаемости населения брюшным тифом статистика смертности, так как этот вид регистрации осуществлялся родственниками

умерших при совершении обряда погребения.

По данным официальной австро-венгерской статистики, смертность ют брюшного тифа во Львове в начале второй половины XIX века составляла, как это видно из рис. 1, 250—290 человек на 100 000 населе-

}

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.