Научная статья на тему 'К вопросу о кодификации законодательства в сфере нотариата'

К вопросу о кодификации законодательства в сфере нотариата Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Л. К. Каирбаева

Статья рассматривает проблемы систематизации законодательства в сфере нотариальной деятельности. Автор выражает свою точку зрения на решение данной проблемы, а также предлагает внесение изменений в действующее законодательство о нотариате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of systematization of legislation in the field of notary’s activities. The author expresses his views on the solution of the problem, as well as offering amendments to existing legislation on notaries.

Текст научной работы на тему «К вопросу о кодификации законодательства в сфере нотариата»

100 7 М 3 (23) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Л.К. КАИРБАЕВА,

ведущий научный сотрудник отдела правового мониторинга и антикоррупционной экспертизыг действующих НПА Института законодательства РК,

доктор РН.О

К ВОПРОСУ О КОДИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ НОТАРИАТА

В результате анализа действующего законодательства Республики Казахстан в сфере нотариальной деятельности можно сделать выводы о дальнейших перспективах его развития. Учитывая сложный и разрозненный характер нотариального законодательства, государству необходимо систематизировать его. Система современного законодательства Казахстана в настоящее время относительно стабильна, только благодаря тому, что содержание основных законов государства строится на бланкетных нормах. Указанные нормы конкретизируются в подзаконных актах, которые достаточно часто обновляются, что порождает определенную трудность у субъектов при применении данных актов. В связи с тем, что одной из задач кодификации является упрощение и совершенствование законодательства, преодоление проблем возникающих в правоприменительной деятельности, предлагаем систематизировать законодательство в сфере нотариата, так как назрела потребность в правовой определенности и выделении групп общественных отношений в сфере регулирования нотариальной деятельности. Данный закон должен быть кодификационным, чтобы обобщить существующую практику в сфере нотариата и законодательство.

В настоящий момент, в Республике Казахстан существует около 31 правовых актов, регулирующих правоотношения в области нотариата. Это:

1. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (ст. 154)

2. Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть) от 1 июля 1999 № 409 (ст. 825, 922, 1050, 1054)

3. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-1 (ст. 190, 200, 229)

4. Гражданско-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года N 411 (глава 3 8)

5. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года № 155-11 (ст. 34, 52, 88-1, 168-1, 175, 205-206, 209-210, 215-216, 218-1, 357-1, ст. 541)

6. Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года N 251 «Трудовой кодекс Республики Казахстан» (ст. 33, 72)

7. Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-1У «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (ст. 42, 496, 536, 542)

8. Закон Республики Казахстан от 28 апреля 1997 г. N 97-1 «О вексельном обращении в Республике Казахстан» (глава 7)

9. Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (п. 4-1 ст. 22 и ст. 22-1)

10. Закон Республики Казахстан от 14 июля

1997 года № 155-1 «О нотариате»

11. Закон Республики Казахстан от 17 декабря

1998 года N 321 «О браке и семье» (глава 2, 20)

12. Закон Республики Казахстан от 17 января

2002 года N 284 «О торговом мореплавании» (гл. 32)

13. Закон Республики Казахстан от 11 июня

2003 года № 435-11 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности частных нотариусов»

14. Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 214-Ш «О лицензировании» (ст. 45)

15. Закон Республики Казахстан от 26 июля 2007 года N 310 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»

16. Указ Президента Республики Казахстан от 18 апреля 1994 г. N 1669 «О классных чинах работников органов, учреждений юстиции и государственного нотариата Республики Казахстан»

17. Указ Президента Республики Казахстан от 27 сентября 1999 года N 217 «Об утверждении Консульского устава Республики Казахстан» (глава 13-15)

18. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 1998 года № 1325 «Об утверждении форм государственных лицензий на право занятия адвокатской и нотариальной деятельностью»

19. Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 1999 года № 245 «Об утверждении Правил исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды» (п.п. 2-4 раздела 1)

Правовой мониторинг и антикоррупционная экспертиза действующих НПА

ПоП

20. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 сентября 2001 года № 1235 «Об утверждении Правил прохождения аттестации лицами, претендующими на занятие адвокатской либо на право занятия нотариальной деятельностью»

21. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2002 года N 833 «Некоторые вопросы учета, хранения, оценки и дальнейшего использования имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства по отдельным основаниям» (п.2)

22. Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 июня 2007 года № 454 «Правила лицензирования нотариальной деятельности и квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании нотариальной деятельности» (п. 16-17)

23. Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 9 марта 1998 г № 149 «Об утверждении положения о государственном реестре лицензий частных нотариусов»

24. Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 9 марта 1998 г. N 150 «Положение об аттестации должностных лиц аппаратов акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов, совершающих нотариальные действия»

25. Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 16 июля 1998 года № 83 «Об утверждении Инструкции по нотариальному делопроизводству в Республике Казахстан»

26. Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 28 июля 1998 года N 539 «Инструкция о порядке совершения нотариальных действий в Республике Казахстан»

27. Приказ Министерства юстиции Республики Казахстан от 24 февраля 1999 г. N 16 «О печати частного нотариуса»

28. Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 20 августа 2003 года N 169 «Об утверждении Положения о стажерах нотариусов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов»

29. Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 13 декабря 2003 года N 264 «Об утверждении Положения об учетной регистрации частных нотариусов»

30. Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 5 июля 2004 года № 202 «Об утверждении Правил осуществления контроля за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой»

31. Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 31 марта 2005 года № 101 «Об утверждении Положения о кадровом резерве и проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса»

32. Кодек чести нотариуса, утвержден Республиканским съездом частнопрактикующих нотариусов от 16 февраля 2001 года.

Основным этапом становления современного нотариата в Республике Казахстан можно назвать 1994 год, когда была утверждена Государственная программа правовой реформы в Казахстане, в результате которого был принят Закон «О нотариате» от 14 июля 1997 года. В данном нормативном правовом акте, в настоящее время, законодательное закрепление получило признание того, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Сейчас нотариат определяется как публично-правовой институт и законодательно закрепленная система защиты интересов физических и юридических лиц. Подобное отношение к нотариату является, с точки зрения мировой практики, наиболее правильным, так как в большинстве развитых стран мира система нотариата ставится в один ряд с судебными органами в разрезе его значимости для общества и выступает как одна из инстанций, осуществляющих защиту законных прав граждан и юридических лиц.

Учитывая широкий диапазон НПА, охватывающий сферу нотариата, можно констатировать, что нотариат в эпоху усложняющего законодательства и правовых процедур из предмета, воспринимавшегося как носящего юридико-техничес-кий характер, постепенно превращается в целую науку нотариального права.

Так, вышеуказанные правовые акты, отражаются в полной или частичной мере в содержании Закона РК «О нотариате», и этот закон мог бы служить базой для создания Нотариального Кодекса Республики Казахстан.

Несмотря на столь важную роль, которую играет данный закон в формировании нотариального законодательства республики, он нуждается в некоторых изменениях.

Кодификацию законодательства о нотариате предлагается проводить путем обработки и приведения в систему нормативных правовых актов с целью упорядочения, устранения противоречий в содержании правовых норм, выявление и исключения устаревших, а также создания новых норм права, соответствующих назревшим потребнос-

102 7 M 3 (23) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

тям общественного развития. Кодификация нотариальной деятельности, как средство совершенствования правового регулирования, позволит создать условия, облегчающие использование нормативного материала на практике.

Сегодня, действующие НПА в сфере нотариата нередко противоречат друг другу, дублируя функции. Поэтому предлагается в новом кодексе объединить те НПА, нормы которых регулируют только нотариальную деятельность. Другие же акты, регулирующие деятельность нотариата лишь в части, необходимо отразить в виде бланкетных норм.

Помимо этого, Кодекс должен вобрать в себя все нормы, регулирующие деятельность субъектов, имеющих право совершать нотариальные действия. В то же время, в нем могут отражаться не только обязательные к выполнению положения, но и обязательства, взятые на себя уполномоченными органами. Так, к примеру, можно включить норму, которая регламентировала бы порядок замены нотариуса, в случае его отсутствия на территориальном нотариальном округе по уважительной причине, с указанием, какие действия уполномоченные органы обязаны осуществить, чтобы обеспечить непрерывную работу по осуществлению нотариальных действий.

Также, действующее законодательство о нотариате предусматривает главу 4 «Оплата нотариальной деятельности», где содержится всего одна норма - статья 30, которая является бланкетной и отсылает на статью 536 Налогового Кодекса. Следовательно, ставки государственной пошлины за совершение нотариальных действий у всех лиц, наделенных таким правом в соответствии со ста-

тьей 2 Закона Республики Казахстан «О нотариате» одинаковы. Однако, в практике сумма, которую приходится платить частному нотариусу, обычно состоит из двух частей: ставка за нотариальное действие (оформленный документ) и оплата услуг технического характера (канцелярские и технические расходы). В связи с этим, целесообразно законодателю предусмотреть в новом Кодексе нормы, которые бы прямо прописывали вопрос оплаты услуг правового и технического характера у нотариусов, в частности частного.

Далее, в ст. 4-1 Закона «О нотариате» «Единая нотариальная информационная система» закреплено, что данная система - это аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации нотариальной деятельности и взаимодействия органов юстиции и нотариальных палат. Однако, обеспечение информационного взаимодействия между нотариусами и нотариальными палатами, а также контролирующим органом -Министерством юстиции не регламентированы. Предлагаем ввести в Кодекс положение, четко регулирующее порядок данного взаимодействия. Не стоит забывать, что создание электронного нотариата по большей части это работа на перспективу и требует своего продолжения.

В заключении, можем сказать, что Нотариальный кодекс Республики Казахстан закроет существующие белые пятна в законодательстве о нотариате и более подробно регламентирует совершение нотариальных действий. Поэтому действующее нотариальное законодательство имеет все предпосылки для оформления его в виде Кодекса, который включил бы в себя, как оправдавшие нормы прежних актов, так и новые.

Maiçaia HomapuanduK, K,u3Mem cajiacundaeu 3a'^HaMaHM wyuenendipy Mdcenejiepin lapacmupadu. Aemop ocu npoôneMaHU wewyze 03 K03iapacuH ôindipedi, coHUMeH iamap Homapuam mypanu içoidaHbicmazbi 3a^aMaza 03zepicmep eHzi3ydi ycuiHadu.

Cmambn paccMampueaem npoôJieMbi cucmeMamu3aijuu 3aKoHodameibcmea e ccpepe HomapuajibHou denmeibHocmu. Aemop eupawaem ceoo mouKy 3peHun Ha peweHue daHHoû npoôneMbi, a maKwe npediazaem eHeceHue u3MeHeHuu e deûcmeyo^ee 3aKoHodameibcmeo o Homapuame.

The article considers the problem of systematization of legislation in the field of notary's activities. The author expresses his views on the solution of the problem, as well as offering amendments to existing legislation on notaries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.