Научная статья на тему 'Правовое регулирование частной нотариальной деятельности в Республике Казахстан'

Правовое регулирование частной нотариальной деятельности в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
528
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саукенова С.О.

В статье автор рассматривает процесс становления законодательства о нотариате в неза-висимом Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование частной нотариальной деятельности в Республике Казахстан»

С.О. САУКЕНОВА,

нотариус г. Астана

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНОЙ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

С распадом СССР возникли вопросы защиты субъективных гражданских прав граждан, проживающих на территории стран СНГ, у которых возникали различные препятствия в осуществлении и защите таких прав в связи с объявлением суверенитета бывшими республиками прежде единого государства. Поэтому 22 января 1993 г. в г. Минске с участием Казахстана была принята Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам для стран СНГ [1]. 10 марта 2004 года Казахстан ратифицировал Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 года), которая заменила Минскую конвенцию [2].

По состоянию на 2009 год можно говорить о практически сформировавшейся системе законодательных и подзаконных актов, регулирующих деятельность нотариата в Республике Казахстан. Проблема начального периода реформирования нотариата в нашем государстве состояла в том, что принимаемые нормативные правовые акты не прошли еще должную апробацию, не было механизма реализации новых законодательных норм. Поэтому для освещения вопросов современного правового регулирования нотариата и нотариальной деятельности мы использовали сочетание юридической силы нормативных правовых актов и хронологического метода (особенно для подзаконных НПА), что позволило проследить эволюцию вопроса и современное его состояние.

Традиционно, в соответствии с принципом иерархии законов, основным источником национальной системы права, в том числе и нотариата в Республике Казахстан, является Конституция. В соответствии со ст. 1 Конституции Республики Казахстан, принятой на всенародном референдуме 30 августа 1995 г. (с изменениями, внесенными 7 октября 1998 г. и 21 мая 2007 г.), Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. О признании и гаран-тированности прав и свобод человека говорится далее в статье 12 Конституции, с уточнением того, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными

и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Данные нормы являются основой для построения системы нотариата, деятельность которого направлена на обеспечение субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц путем удостоверения бесспорных прав и фактов.

Статья 6 Конституции закрепляет равный статус и равные меры защиты для государственной и частной собственности, но вместе с тем утверждает, что собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом. Право граждан иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество закреплено в статье 26 Конституции, которая гарантирует также и право наследования. Нотариальная деятельность одним из направлений имеет закрепление вещных прав, в том числе права собственности путем выдачи соответствующих документов, удостоверения сделок и т.д. Наследственные правоотношения получают юридическое закрепление в основном посредством нотариальной деятельности.

Важное положение содержит норма пункта 3 указанной статьи: «Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения». В связи с этим следует отметить, что такое нотариальное действие, как исполнительная надпись нотариуса, было признано Конституционным Советом Республики Казахстан не соответствующим указанному выше пункту 3 ст. 26 Конституции и исключено из Закона «О нотариате» 29 марта 2000 года.

И, наконец, прямое отношение к нотариальной деятельности как сфере, относящейся к оказанию юридических услуг, имеет ст. 13 Конституции, пункт 3 которой закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом -бесплатной юридической помощи. Нотариальные

услуги являются видом возмездных юридических услуг, в связи с чем право занятия нотариальной деятельностью разрешено только лицам, обладающим специальными познаниями в юриспруденции, а для определенных категорий граждан Налоговым кодексом предусмотрены льготы при оказании им нотариальных услуг. Нотариат в Республике Казахстан представляет собой законодательно закрепленную систему защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц путем совершения нотариальных действий, направленных на удостоверение прав и фактов, а также решение иных предусмотренных законом задач. Нотариальная деятельность затрагивает конституционные права и свободы, поскольку посредством ее осуществления обеспечивается их реализация. В силу того, что деятельность нотариата носит публично-правовой характер, на государство возлагается юридическая обязанность обеспечивать права и свободы человека и гражданина, устанавливать правовые механизмы их охраны и защиты.

Следовательно, государство вправе определять для лиц, желающих осуществлять нотариальную деятельность, обязательные условия и ограничения, которые могут быть связаны с необходимостью установления законом государственного контроля за деятельностью нотариата, в том числе путем аттестации.

Следующим системообразующим нормативным правовым актом, регулирующим деятельность нотариата, является Гражданский кодекс Республики Казахстан, общая и особенная части которого содержат немало норм, посвященных понятию, формам и видам сделок, требованиям к содержанию отдельных видов сделок (рента, завещание, доверенность и т.д.). Главы 57-60 Гражданского кодекса полностью посвящены детальному регулированию вопросов наследственного права. Статья 2 Закона «О нотариате» гласит, что законодательство о нотариате «состоит из норм Гражданского кодекса, настоящего Закона и иного законодательства Республики Казахстан, регулирующего нотариальную деятельность».

При совершении различного рода нотариальных действий нотариусу и другому должностному лицу, обладающему правом совершать нотариальные действия, приходится применять не только правила нотариального производства, но и обращаться к нормам гражданско-процессуального, брачно-семейного, земельного, трудового и других отраслей права.

Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. в Главе 13 «Приказное производство» содержит в качестве

основания вынесения судебного приказа ряд нотариально удостоверенных сделок и нотариальных действий, а Глава 38 - порядок производства по жалобам на нотариальные действия. Порядок признания граждан недееспособными, ограничения их дееспособности также регулируются Гражданским процессуальным кодексом РК.

Специальным законом, регулирующим деятельность нотариата и совершение нотариальных действий, является упомянутый нами Закон Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 г. с изменениями и дополнениями. Внесение изменений и дополнений обусловливалось главным образом объективными причинами, требующими адекватного правового регулирования изменяющихся общественных отношений или выявления несоответствия некоторых норм объективной действительности. Необходимость принятия данного Закона была обусловлена экономическими, социальными преобразованиями в Республике Казахстан. В нем урегулирована деятельность государственных нотариусов и нотариусов, занимающихся частной практикой, а также определена компетенция должностных лиц местных администраций, обладающих правом совершать нотариальные действия; лиц, осуществляющих консульские функции, а также отдельных должностных лиц, удостоверяющих завещания и доверенности, которые приравниваются к нотариально удостоверенным документам.

Поскольку нотариальные услуги являются по общему правилу возмездными услугами, до января 2002 г. в части взыскания государственной пошлины либо освобождения от ее уплаты нотариусы руководствовались нормами Закона Республики Казахстан от 31 декабря 1996 г. «О государственной пошлине» (с изменениями от 10.12.98 г., 29.11.99 г. и от 25.04.01 г.). С принятием Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 12 июня 2001 г., введенного в действие с 1 января 2002 года, по настоящее время вопросы о госпошлине регулируются Главой 90 данного Кодекса.

Следующим назовем Закон Республики Казахстан «О браке и семье» от 17.12.1998 г., содержащий нормы о понятии родства и свойства, правах и обязанностях супругов и детей, о брачном договоре и соглашении об уплате алиментов и т.д.

11 июня 2003 г. был принят Закон Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности частных нотариусов», пришедший на смену одноименному подзаконному акту. Во избежание комментария ограничимся тем, что название закона отражает

и его содержание.

Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года «О некоммерческих организациях» позволяет определить правовое положение новых для нашего государства публичных образований, каковыми являются территориальные и Республиканская нотариальные палаты.

Закон Республики Казахстан от 28 апреля 1997 года «О вексельном обращении в Республике Казахстан» является для нотариусов руководством по совершению таких специфических нотариальных действий, как Акт о протесте векселя в неакцепте или в неплатеже.

Нельзя не упомянуть и об «Основах законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. Можно сказать, что данный федеральный закон нашего ближайшего соседа и партнера явился своеобразным плацдармом для формирования казахстанского законодательства в нотариальной сфере. Сказанное никоим образом не означает, что Казахстан «скопировал» российские законы. Законодательство Казахстана в рассматриваемой сфере, закрепляя традиционные правила «латинского нотариата», последовательно и поступательно проводит самостоятельную политику правового регулирования соответствующих общественных отношений, в том числе и методом «проб и ошибок».

Говоря о регулировании нотариата на уровне подзаконных актов, следует отметить, что одним из механизмов введения в действие законов является принятие соответствующих им подзаконных актов. Особенно важно это в переломные моменты, когда радикально меняются общественные отношения, требующие адекватного изменения их правового регулирования. Так, в соответствии с Постановлением о порядке введения в действие Закона РК «О нотариате» от 14 июля 1997 года, датой вступления его в силу было указано 1 января 1998 года. Статья 105 Закона устанавливает, что действующие нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельность нотариата, до 1 января 1998 года должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом и в течение этого срока применяются в части, не противоречащей ему. К указанному сроку Правительству РК и другим уполномоченным органам, в частности, Министерству юстиции, было предписано принять и утвердить весь комплекс подзаконных нормативных правовых актов в целях реализации данного закона. Однако такое требование не было выполнено. До 1 января 1998 года были приняты лишь Положения «О Центральной аттестационной комиссии» и «Об аттестации государственных нотариусов», утвержденные приказами Министра юстиции от 24 ноября

1997 года (ныне утратили силу). В соответствии с принятыми актами в декабре 1997 года была проведена аттестация государственных нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. К аттестации были допущены государственные нотариусы, имеющие высшее юридическое образование. А государственные нотариусы, не имеющие высшего юридического образования, либо имеющие незаконченное высшее юридическое образование, работавшие в основном в районных нотариальных конторах, были переведены на должность помощников нотариусов.

Принятие остальных актов затянулось на весь

1998 год. Так, 8 января 1998 года Министерством юстиции Республики Казахстан было утверждено сразу пять подзаконных актов:

- «Положение о стажерах нотариусов»;

- Инструкция «О порядке удостоверения доверенностей и завещаний начальниками, заместителями по медицинской части, старшими и дежурными врачами госпиталей, санаториев и других военно-лечебных заведений, а также командирами (начальниками) воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений в местах, где отсутствуют органы и лица, имеющие право совершать нотариальные действия»;

- Инструкция «О порядке удостоверения завещаний главными и дежурными врачами больниц, санаториев и иных лечебно-профилактических учреждений»;

- Инструкция «О порядке удостоверения доверенностей руководителями учреждений и органов социальной защиты населения Республики Казахстан и завещаний директорами, главными врачами домов для престарелых и инвалидов»;

- Инструкция «О порядке оказания судами и учреждениями юстиции Республики Казахстан правовой помощи и о порядке обращения за правовой помощью к таким учреждениям иностранных государств». Первые четыре нормативных правовых акта действовали в течение почти семи лет и впоследствии Приказом Министерства юстиции Республики Казахстан от 4 ноября 2004 года № 325 были признаны утратившими силу.

В январе того же года были утверждены еще две инструкции: «О порядке учета депозитных операций нотариусами Республики Казахстан» (9 января 1998 г.) и «О порядке удостоверения доверенностей и завещаний начальниками исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы» от 22 января 1998 г. (обе утратили силу в ноябре 2004 г.)

Далее приказами Министра юстиции Республики Казахстан от 9 марта 1998 г. были утверждены

«Положение о государственном реестре лицензий частных нотариусов» и «Положение об аттестации должностных лиц местных исполнительных органов, совершающих нотариальные действия».

13 марта 1998 г. приказами № 177 и 178 Министерство юстиции РК утвердило Положения «О порядке выдачи лицензий на право занятия нотариальной деятельностью» (с изменениями от 24.02.99 г., 09.07.99 г., 04.10.00 г.) и «О порядке учетной регистрации частных нотариусов» (с изменениями от 04.10.00 г.). В январе 2004 г. оба этих положения также утратили силу.

16 марта 1998 года был утвержден Прейскурант цен на услуги государственных нотариальных контор, оказываемые по просьбе физических и юридических лиц, за которые не установлено взимание государственной пошлины. 21 мая 1998 года было принято Положение «О порядке аккумулирования и расходования денег, поступающих от платных услуг технического характера, оказываемых государственными нотариусами» (утратило силу 4 ноября 2004 года).

Важнейшими из подзаконных актов в сфере нотариальной деятельности являются следующие: «Инструкция по нотариальному делопроизводству в Республике Казахстан» от 16.07.1998 г. и «Инструкция о порядке совершения нотариальных действий в Республике Казахстан» от 28.07.1998 г. Данные Инструкции являются дополнением к Закону Республики Казахстан «О нотариате». В Инструкции о порядке совершения нотариальных действий более детально по сравнению с законом урегулирован порядок совершения отдельных нотариальных действий. Как следует из хронологии, указанные два акта, являющиеся, по сути, «настольными книгами» нотариусов, были приняты по истечении более одного года с момента принятия Закона и более полугода с подлежащей вступлению в силу закона даты. Поэтому реальное начало введения частного нотариата в Республике Казахстан можно отнести именно ко времени принятия указанных документов.

В дальнейшем в Республике Казахстан была принята «Инструкция о порядке удостоверения завещаний главными и дежурными врачами больниц, санаториев и иных лечебно-профилактических учреждений» от 23.12. 1998 г., которая признана утратившей силу в ноябре 2004 г.

Первоначально Инструкция от 28 июля 1998 года была предназначена только для использования ее нотариусами и в своем наименовании содержала слово «нотариусами». Для всех других лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий, также были приняты и утверждены отдельные инструкции, перечисленные нами выше. Но в ноябре

2004 года приказом Министра юстиции Республики Казахстан №325 все они были признаны утратившими силу, из названия указанной Инструкции исключено слово «нотариусами» и в настоящее время должностные лица местных администраций и должностные лица, имеющие право удостоверять только завещания и доверенности, при совершении нотариальных действий также руководствуются указанной Инструкцией.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 1998 года № 1325 «Об утверждении форм государственных лицензий на право занятия адвокатской и нотариальной деятельностью» (с изменениями от 28.10.04 г.); Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 24 февраля 1999 года № 16 «О печати частного нотариуса» действуют с изменениями от 04.11.04 г.

Одной из сфер нотариальной деятельности является регулирование отношений с так называемым иностранным элементом. Нотариусом при совершении нотариального действия могут быть применены нормы права другого государства на основании международных договоров Республики Казахстан. Это связано с тем, что в нотариальные органы обращаются лица с просьбой удостоверить документ, предназначенный для действия за границей, либо предоставляют документ, удостоверенный в соответствии с требованиями законодательства иностранного государства. Граждане Республики стали чаще выезжать за границу на постоянное жительство, временно, а иностранные граждане также активно приезжают в нашу страну и т.д.

В связи с этим 27 сентября 1999 года впервые был принят отечественный Консульский Устав Республики Казахстан, а также целый блок нормативных актов: Постановление Правительства Республики Казахстан от 28.01.2000 г. № 136 «Отдельные вопросы правового регулирования пребывания иностранных граждан в Республике Казахстан»; «Правила консульской легализации» от 21.11.2000 г.; Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2001 года № 545 «О мерах по реализации положений Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года)» (с изменениями от 04.03.04 г., 28.01.05 г.); «Единые Правила о порядке и условиях проставления апостиля на официальных документах, исходящих из государственных органов, а также от нотариусов Республики Казахстан» от 4 июня 2001 года. 21 мая 2001 года было дано Разъяснительное письмо Министерства юстиции Республики Казахстан «О приеме иностранных официальных документов и порядке оформления документов,

предназначенных для действия на территории стран-участниц Гаагской конвенции».

В процессе применения на практике приведенных выше нормативных правовых актов некоторые из них показали свою жизнеспособность, другие потребовали внесения в них изменений и дополнений, либо полной отмены. Во всяком случае, 2000 год был знаковым в формировании законодательства о нотариате, свидетельствующим об изменении политики уполномоченных органов в сторону упорядочения и систематизации принятых ранее актов. В структуре Министерства юстиции РК было создано Управление организации юридических услуг (25.02.00 г.), было дано Разъяснение Министерства юстиции Республики Казахстан от 12 октября 2000 года N 3-02/2-660/3 «По вопросу обязательного применения частными нотариусами контрольно-кассовых аппаратов с фискальной памятью при оказании нотариальных услуг» и др.

В связи с изменением функций Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан (ККЮ), которая раньше занималась проведением экзаменов и выдачей лицензий также и на право занятия нотариальной деятельностью, Правительством Республики Казахстан 25 сентября 2001 года были утверждены «Правила прохождения аттестации лицами, претендующими на право занятия адвокатской либо нотариальной деятельностью». Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 8 октября 2001 года № 113 была создана Аттестационная комиссия юстиции, на которую возложены функции проведения аттестации кандидатов в частные нотариусы, а 27 февраля 2002 года были утверждены «Правила лицензирования адвокатской деятельности и деятельности нотариусов».

Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 20 августа 2003 года № 169 утвердил новое «Положение о стажерах нотариусов» и признал утратившими силу некоторые нормативные правовые акты; 13 декабря 2003 года

утверждено новое «Положение об учетной регистрации частных нотариусов». На внесение изменений и дополнений в прежние нормативные акты направлены также приказы Минюста РК от 4 ноября 2004 года № 325 и от 22 февраля 2005 г. № 60. Вместе с тем Министерство юстиции Республики Казахстан приняло и такие своевременные акты, как «Правила осуществления контроля за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой» от 5 июля 2004 г.; «Положение о кадровом резерве и проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса» от 31 марта 2005 года.

Конституционный Совет Республики Казахстан также был вовлечен в процесс формирования законодательства в сфере нотариата. Так, 5 мая 2003 г. пункт 3 ст.15 Закона был изменен путем введения нормы об обязательном прохождении аттестации частными нотариусами один раз в пять лет. Во исполнение данной нормы 25 мая 2004 года Приказом Министра юстиции Республики Казахстан № 148 были утверждены «Правила прохождения аттестации частными нотариусами». В ответ последовало обращение суда г. Астаны в Конституционный Совет Республики Казахстан, который Постановлением от 31 января 2005 года № 1 «О проверке конституционности пункта 3 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О нотариате» признал не соответствующим Конституции Республики Казахстан названный пункт закона. В связи с этим были внесены соответствующие изменения в Закон и 22 февраля 2005 г. был отменен Приказ №148 МЮ РК.

В настоящее время разработан Проект нового закона «О нотариате» Республики Казахстан. Проект учитывает опыт и пробелы ныне действующего Закона, в целом направлен на более эффективное регулирование нотариальной деятельности в Республике Казахстан.

Использованная литература

1. Бюллетень международных договоров. - 1995. - № 2.

2. Электронная база «Юрист», 2008.

Ма;алада автор егемен Казацстандагы нотариат туралы зацнамалардьщ ;алыптасуын зерттеген.

В статье автор рассматривает процесс становления законодательства о нотариате в независимом Казахстане.

In this article the author looks at the process of formation of the notary legislation in the independent Kazakhstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.