28 См.: Об изменении основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик: Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 27 мая 1934 г. // СЗ СССР 1934. № 29. Ст. 223; Об изменении ст. 28 Уголовного кодекса РСФСР: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 1934. № 30. Ст. 174.
29 См.: Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР С изменениями на 1 июля 1938 г: Официальный текст с приложением постатейно-систематизированных материалов. М., 1938. С. 126-127.
30 О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик: Закон СССР от 16 августа 1938 г // Ведомости ВС СССР 1938. № 11.
31 К специальным судам также относились линейные суды железнодорожного транспорта и водного транспорта.
32 Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик от 29 октября 1924 г. // СУ РСФСР 1924. № 23. Ст. 203.
33 Положение о военном трибунале и военной прокуратуре от 20 августа 1926 г // СЗ СССР 1926. № 57. Ст. 413.
34 См.: Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. // Ведомости ВС СССР. 1941. № 29.
И.В. Москаленко*
Правовое регулирование нотариальной деятельности в России
С переходом России к развитию рыночных отношений в 1990 г. система российского законодательства, в т.ч. нотариального, подверглась реформированию.
Современный российский нотариат - это публично-правовой институт в системе российских органов гражданской юрисдикции, но имеющий свои особенности. В настоящее время гражданско-правовые нормы о нотариальной деятельности содержат достаточно большое количество источников права.
Следует заметить, что удельный вес норм международного права, регулирующих отдельные вопросы нотариальной деятельности, постоянно возрастает, что связано с интернационализацией гражданского оборота, расширением географии интеграционных процессов, многообразием форм международного общения, в котором участвуют граждане и юридические лица. Россия является участницей важнейших многосторонних соглашений, затрагивающих, помимо прочего, нотариальные действия. В качестве примера можно привести Гаагскую конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов1, и Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г., с изменениями и дополнениями от 28 марта 1997 г.)2, в ст. 2 которой устанавливается, что граждане каждой из Договаривающихся Сторон и лица, проживающие на ее территории, освобождаются от уплаты и возмещения судебных и нотариальных пошлин и издержек, а также пользуются бесплатной юридической помощью на тех же условиях, что и собственные граждане, при этом указанные льготы распространяются на все процессуальные действия, осуществляемые по данному делу, включая исполнение решения. Кроме того, согласно ст. 51 Минской Конвенции, каждая из Договаривающихся Сторон признает и исполняет нотариальные акты в отношении денежных обязательств, вынесенные на территории других Договаривающихся Сторон.
Правила совершения нотариальных действий содержат различные двусторонние международные договоры, например, Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 15 июля 1958 г., с изменениями и дополнениями от 19 октября 1971 г.)3; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 3 апреля 1958 г.)4; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Пхеньян, 16 декабря 1957 г.)5.
Кроме того, среди международных актов, имеющих непосредственое отношение к гражданско-правовому регулированию нотариальной деятельности, особое место занимают многосторонние конвенции, ратифицированные Россией. В качестве примера можно привести Консульскую конвенцию между Российской Федерацией и Королевством Бельгия (Москва, 22 декабря 2004 г.)6; Консульскую конвенцию между Российской Федерацией и Румынией (Москва, 4 июля 2003 г.)7; Консульскую конвенцию между
* Кандидат юридических наук, доцент
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006
История права и государства
Российской Федерацией и Республикой Македонией (Москва, 14 января 2003 г.)8; Консульскую конвенцию между Российской Федерацией и Итальянской Республикой (Рим, 15 января 2001 г.)9 и др., в которых содержатся отдельные статьи, регламентирующие выполнение нотариальных функций.
Следующей по важности группой источников правового регулирования рассматриваемых отношений выступают нормативно-правовые акты Российской Федерации. Проанализируем их в порядке, определенном классификацией нормативно-правовых актов по юридической силе.
Основным кодифицированным актом, регулирующим нотариальную деятельность в России, является Гражданский Кодекс РФ - часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ10; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ11; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ12.
Следует заметить, что новый ГК РФ несколько упростил регулирование гражданских правоотношений с участием нотариата. Так, например, положения части второй Кодекса (ст. 550, 560, 574), связанные с отказом от обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью, существенно сужают гарантии, обеспечивающие конституционный принцип охраны прав и свобод человека и гражданина, включая право частной собственности.
Основополагающим нормативным актом, регулирующим нотариальную деятельность в России, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (с последними изменениями и дополнениями от 1 июля 2005 г.)13.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - ОЗоН) устанавливают, что нотариальные действия в РФ совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. В РФ ведется Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой.
Урегулированы вопросы деятельности нотариальных палат - некоммерческих организаций, представляющих собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.
В ОЗоН устанавливается порядок оплаты нотариальных действий и других услуг нотариусов путем уплаты государственной пошлины; регламентирован порядок совершения нотариальных действий.
Налоговый кодекс РФ14, гл. 25.3 которого полностью посвящена правовой регламентации ставок государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям, также регулирует нотариальную деятельность в России.
Следует отметить наличие множества процедурных норм нотариального производства в Семейном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (СК РФ) (с последними изменениями и дополнениями от 28 декабря 2004 г.)15 - например, это ст. 35 (требующая нотариального удостоверения сделок по распоряжению недвижимостью), ст. 38 (раздел общего имущества), ст. 41 (заключение брачного договора), ст. 100, 109-111, 113 (соглашение об уплате алиментов), ст. 129 (согласие родителей на усыновление ребенка) и др.
Еще один Федеральный закон, регулирующий нотариальную деятельность - это Федеральный закон от 25 октября 2002 г. № 124-ФЗ «О ратификации Протокола к Соглашению о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств от 24 декабря 1993 года»16. Специфика указанного нормативного акта заключается в том, что в целях обеспечения при разрешении споров равной возможности для судебной защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, находящихся на территории разных государств, он устанавливает ставки государственной пошлины при обращении в суд другого государства с иском (с ценой в рублях Российской Федерации).
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с последними изменениями от 17 апреля 2006 г.)17 определяет необходимость проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как обязательное требование ко всем операциям, совершаемым с недвижимостью. Введение такой системы преследует несколько целей:
а) придать предельную открытость (прозрачность) правам на недвижимое имущество, а также информации об этих правах;
б) ввести государственный контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом (переходом прав на нее) и тем самым максимально защитить права и законные интересы граждан и юридических лиц;
в) внести единообразие в процедуру регистрации прав на недвижимость на всей территории России.
Абз. 1 п. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает, что государственная регистрация проводится на основании заявления
правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последними изменениями и дополнениями от 29 декабря 2004 г.)18 в ст.7 закрепляет правило, согласно которому передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. №5351-1 (с последними изменениями от 20 июля 2004 г.)19 регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права) производственным кооперативом. В п. 2 ст. 27 оговаривается, что автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.
Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 (с последними измененями от 2 февраля 2006 г.)20 регулируют отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. П. 6 ст. 10 предусматривает, что патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец и право на его получение переходят по наследству. При этом при подаче заявления правопреемником или наследником к заявлению прилагается нотариально заверенная копия документа, подтверждающего правопреемство или права на наследование.
Беря за основу комплексный характер законодательства, регулирующего нотариальную деятельность, на наш взгляд, вряд ли допустимо ограничивать его состав лишь федеральными законами. Подзаконные нормативные акты составляют значительную группу источников правового регулирования рассматриваемых отношений. К ним относят указы президентов, постановления и распоряжения правительств, приказы, постановления, инструкции и иные нормативные акты министерств и ведомств. В качестве основополагающего документа можно привести Положение о консульском учреждении РФ, утвержденное Указом Президента РФ № 1330 от 5 ноября 1998 г.21 Из недавно принятых следует также отметить Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»22, согласно которому в соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации» установлено, что Государственный герб РФ помещается на печатях нотариусов и воспроизводится на оформляемых и выдаваемых ими документах.
Отличительной особенностью нормативных актов, регулирующих вопросы организации и деятельности нотариата, является то, что многие из них должны приниматься совместным решением Министерства юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой. Это связано с тем, что нотариальная палата наделена рядом регулирующих полномочий в сфере нотариата. В итоге, например, Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено приказом Министерства юстиции РФ от 14 апреля 2000 г. № 132 и решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г.
Вместе с тем, однако, в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате ряд правовых актов утверждался исключительно решением Министерства юстиции РФ. Примером тому является упомянутый нами выше приказ от 26 октября 1998 г. № 150 «О порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности».
Определенное правовое значение имеет и практика Высшего Арбитражного Суда РФ.
Рассмотрев источники правового регулирования нотариальной деятельности, мы пришли к выводу, что в правовом регулировании нотариальной деятельности важное место занимают нормы, регламентирующие порядок нотариального делопроизводства. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что делопроизводство в государственной нотариальной конторе и у нотариуса, занимающегося частной практикой, подчиняется одним и тем же требованиям. До настоящего времени действует утвержденная в 1976 г. Министерством юстиции РСФСР Инструкция по делопроизводству в государственных нотариальных конторах23. Согласно ст. 9 Основ законодательства РФ о нотариате, нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. Данное положение, по нашему мнению, имеет важное значение в плане
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006
История права и государства
укрепления позиций нотариальных палат, которые призваны оказывать поддержку нотариусам, представлять их интересы.
1 См.: Международное частное право: Сборник документов. М., 1997. С. 859-861.
2 См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1994. № 2. С. 101.
3 См.: Сборник международных договоров о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам. М., 1988.
С. 147.
4 См. там же. С. 88.
5 См. там же. С. 13.
6 Российская Федерация ратифицировала настоящую Консульскую конвенцию Федеральным законом от 3 ноября 2005 г № 135-Ф3 // СЗ РФ. 2005. № 45. Ст. 4583.
7 См.: СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 642.
8 См. там же. Ст. 641.
9 См.: Бюллетень международных договоров. 2004. № 7.
10 См.: СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2006. № 3. Ст. 282.
11 См.: СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2006. № 6. Ст. 636.
12 См.: СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2004. № 49. Ст. 4855.
13 См.: Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.
1993. № 10. Ст. 357; СЗ РФ. 2005. № 27. Ст. 2717.
14 См.: Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; Российская газета. 2006. 2 марта.
15 См.: СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16; 2005. № 1. Ст. 11.
16 См.: СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4187.
17 См.: СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594; 2001. № 11. Ст. 997; № 16. Ст. 1533; 2002. № 15. Ст. 1377; 2003. № 24. Ст. 2244;
2004. № 30. Ст. 3081; № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; № 45. Ст. 4377; 2005. № 1. Ст. 22, 43; 2006. № 17. Ст. 1782..
18 См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 28. Ст. 959; СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 15.
19 См.: Ведомости РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; 1995. № 30. Ст. 2866; 2004. № 30. Ст. 3090.
20 См.: Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2319; 2001. №1 (Ч. I). Ст. 2; № 53 (Ч. I). Ст. 5030; 2002. № 52 (Ч. I). Ст. 5132;
2003. № 6. Ст. 505; 2006. № 6. Ст. 636.
21 См.: СЗ РФ. 1998. № 45. Ст. 5509.
22 См.: СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3036.
23 См.: Приказ Минюста РФ от 19 августа 1976 г. № 32 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР».