Научная статья на тему 'Исторический опыт и проблемы реформы российского нотариата на рубеже XX–XXI вв.'

Исторический опыт и проблемы реформы российского нотариата на рубеже XX–XXI вв. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт и проблемы реформы российского нотариата на рубеже XX–XXI вв.»

фактическое владение подлежит защите только в рамках ст. 234 ГК РФ, т. е. является исключением из общего правила.

В законопроекте предусматривается владельческая защита (защита фактического владения) судом от самоуправных действий третьих лиц, независимо от того, является ли владение законным или незаконным. Следует отметить, что незаконное владение не следует понимать только как противоправное. К незаконному владению следует отнести фактическое владение вещью в результате ее находки, обнаружения клада и некоторым другим основаниям.

В подразделе 2 Общие положения о вещных правах установлено понятие и виды вещных прав.

В целом понятие и содержание права собственности не изменилось, но в подразделе о праве собственности существенно переработана и дополнена глава о праве собственности на земли и другие природные объекты. В основания прекращения права собственности включены дополнительные основания прекращения права собственности на земельные участки. Введены главы: право собственности на здания или сооружении; право собственности на помещения.

С принятием законопроекта нормы о вещных права на земельные участки будут исключены из Земельного кодекса РФ.

Расширен перечень ограниченных вещных прав, включая ограниченные вещные права на земельные участки.

Следует иметь в виду, что принятие федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ - это только начало реформы гражданского законодательства РФ.

Ю. В. Петрова

Исторический опыт и проблемы реформы российского нотариата на рубеже XX-XXI вв. 1

1. Переход от государственной экономики СССР и РСФСР к рыночной экономике современной России поставил вопрос о месте нотариата в системе правового государства и гражданского общества, его функциях. Научное обоснование реформы российского нотариата невозможно, с одной стороны, без учета зарубежного опыта; с другой, без изучения истории становления этого института в России.

2. В отечественной науке сложилась традиция историкоправовых исследований нотариата: до революции об этой проблеме писали М.Ф. Злотников, Д. Коковцов, Н. Ляпидевский, Н. Мартынов,

147

А.М. Фемелиди, в советский период - Б.С. Антимонов, К.А. Граве, М.А. Дандамаев, М.А. Коростовцев, К.С. Юдельсон. С 1990-х гг. эта тематика приобрела особую популярность, о чем свидетельствуют исследования С.П. Выменец, С.А. Зацепиной, Б.И. Лившица, А.Я. Кодинцева, А.Г. Олейновой, В.В. Ралько, Л.А. Стешенко, Г.Г. Черемных, Т.М. Шамба, Л.Л. Шаповалова и др.

3. Закрепление письменных сделок было известно еще в Древней Руси. В Судебнике 1497 г. была закреплена необходимость письменной формы совершения юридических сделок. В XVII в. площадные подьячие и думные дьяки в Разрядном и Посольском приказах заложили основы профессии нотариуса.

4. Преобразования Петра I и Екатерины II привели к институциональному обособлению нотариата в государственном механизме Российской империи. Именным указом от 9 декабря 1699 г. предписывалось «...совершать всякие крепости...» в соответствующих приказах. В 1720-х гг. в губерниях были образованны самостоятельные конторы крепостных дел. Надзор за деятельностью главных контор поручен особому секретарю или комиссару, который назначался Юстиц-коллегией. В 1775 г. совершение крепостных актов было передано губернским Палатам гражданского суда. В 1781 г. утверждаются маклеры и нотариусы исключительно для торговых сделок и разного рода посредничеств.

5. Вследствие реформ Александра II нотариат стал самостоятельным и независимым правовым институтом. 14 апреля 1866 г. было утверждено «Положение о нотариальной части». Временное положение учреждало стройную систему нотариальных органов и определяло их компетенцию. Оно содержало 217 статей, 41 из которых - об устройстве нотариальной части. В соответствии с Временным положением обязанности по совершению и засвидетельствованию актов стали исполнять младшие и старшие нотариусы (состоявшие при окружных судах) или заменяющие их должностные лица. Отделив по европейскому образцу нотариальную часть от судебной, законодатель создал самостоятельный нотариальный институт с обширным и независимым кругом действий.

6. В конце XIX - начале XX в. были разработаны предложения о совершенствовании нотариальной части. Одним из результатов этой работы стала новая редакция Положения о нотариальной части, опубликованная в С.-Петербурге в 1904 г. Согласно этому проекту нотариусами могли быть лица, имеющие не менее 25 лет отроду и не занимающие никакой другой должности, сопряженной с содержанием, ни в государственной, ни в общественной службе. Министру юстиции в каждом отдельном случае по представлению окружного суда

148

предполагалось предоставить право разрешать нотариусам занятие, сопряжённое с содержанием должности по учебной части, если такое совмещение должностей не соединено с ущербом для исполнения непосредственных обязанностей нотариуса.

7. В 20-50-е гг. ХХ в. нотариат рассматривался как технический орган Наркомата юстиции. Чёткой позиции по отношению к нотариату не было ни у учёных, ни у государства. В 1920-е гг. в РСФСР было принято всего четыре положения о нотариате. В 1930-е гг. нотариат ликвидировали, затем восстанавливали, вновь сворачивали и т.д. Только в 1940-е гг. стала постепенно распространяться идея о необходимости повысить статус органов нотариата. В это же время формируется понятие о судебном управлении в СССР.

8. 19 июля 1973 г. был принят закон о государственном нотариате в СССР. Закон содержал нормы о задачах и организации государственного нотариата, принципах его деятельности, общих правилах совершения нотариальных действий и применении законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. В соответствии с ним был принят Закон РСФСР от 1 ноября 1974 г. «О государственном нотариате».

10. В современной России законодательство о нотариате динамично развивается, что обусловлено переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразием форм собственности, изменением самосознания общества, развитием гражданскоправовых отношений. Нотариат был выдвинут из тени «государственных учреждений» и стал институтом, основная цель которого -защита прав и законных интересов граждан. В 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ о нотариате.

11. В 1995 г. в нотариальном сообществе была предпринята попытка совершенствования Основ. Рабочей группой под руководством первого президента ФНП В.С. Репина был разработан проект Закона РФ «О нотариате», который в то время имел, безусловно, прогрессивный характер. Отдельные его положения остаются актуальными и поныне. В частности, законопроект предусматривал переход нотариата России на единую организационную основу в форме небюджетного нотариата, установление размера нотариального тарифа не законом, а иным актом, дающим возможность его пересмотра, обязательность нотариального удостоверения сделок с жилыми помещениями и иные прогрессивные положения. Закон был принят Госдумой, но был возвращен Президентом РФ для доработки.

12. В 2003-2004 гг. работа над созданием нового закона о нотариате была возобновлена. 18 июля 2008 г. Президент РФ подписал

149

Указ «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» и поручил Совету по кодификации и центру частного права подготовить концепцию совершенствования гражданского законодательства, а затем и проект закона о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ. Разработка ФЗ о нотариате ведётся взаимосвязанно с этой обширной работой.

13. В мае 2009 г. Министерством юстиции РФ сформирована рабочая группа по подготовке проекта федерального закона о нотариате. 18 октября 2010 г. на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации гражданского законодательства обсуждалась стратегия развития нотариата. Проект закона о нотариате практически готов, однако его принятие должно быть синхронизировано с завершением работы над гражданским законодательством. По замыслу авторов законопроекта, российская система нотариата будет приближена к европейской. В частности, нотариальные акты обретут доказательную силу, а число документов, имеющих исполнительную силу, значительно увеличится. Это позволит повысить безопасность гражданского процесса и разгрузить суды от дел, которые можно решить в досудебном порядке.

Цели законопроекта - более точное и однозначное раскрытие понятия и предназначения нотариата как публично-правового института; формирование такой системы нотариата, которая в полной мере соответствовала бы интересам и потребностям общества; обеспечение доступности нотариальной помощи для граждан и организаций, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах; уточнение оснований приобретения, приостановления и прекращения статуса нотариуса.

14. В.Ф. Яковлев, советник Президента РФ по правовым вопросам, председатель Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в своем выступлении на Собрании представителей нотариальных палат субъектов РФ 24 ноября 2010 г. сказал: «Судьба частного права и судьба нотариата неразрывно связаны между собой. И если мы провели такую гигантскую работу (и продолжаем ее) по возрождению частного права в России, то мы должны провести такую же работу по восстановлению нотариата России. Почему восстановлению? Потому что тот нотариат, который существовал в советское время, так же, как и гражданское право, был неполноценным. А до революции Россия обладала полноценным нотариатом. И поскольку сейчас есть частная собственность и частный товарно-денежный оборот, есть частное право, должен быть полноценный нотариат. Вот о чем идет речь. По существу - о восстановлении нотариата примерно в тех

150

вариантах, в которых он существует в странах континентальной Европы: во Франции, в Германии и так далее. Разумеется, совершенно ясно, что у нас есть свои особенности, свои традиции. Мы будем следовать им. Без восстановления функций нотариата, без нотариата, как фактора обеспечения безопасности отношений собственности, особенно на недвижимость, на предприятия, а также фактора обеспечения безопасности участников частного товарно-денежного оборота, без нотариата, способного обеспечить безопасность всех участников отношений, о которых я сказал, нельзя будет рассчитывать на то, что в нашей экономике действительно все будет благополучно».

А. В. Репин

Информационное обеспечение деятельности высшего учебного заведения

Учитывая реалии развития современного российского общества, можно отметить, что существование, деятельность и развитие учебных заведений высшего звена крайне осложнено такими факторами, как законодательство, конкуренция и самофинансирование. Законодательство с завидной регулярностью предъявляет к учебным заведениям все более высокие требования, меняются образовательные программы. Кроме того, в условиях самоокупаемости и жесткой конкуренции учебное заведение вынуждено искать новые формы развития, способы привлечения абитуриентов, методы повышения уровня и качества образования.

В настоящее время одной из наиболее перспективных форм коммуникационных связей является Интернет. У него нет ни временных, ни географических границ наряду со сравнительно низкими расходами на передачу информации разнообразных форматов. Интернет является весьма эффективным инструментом исследований, развития бизнеса, обмена информацией, воздействия на аудиторию. Поэтому одной из наиболее значимых форм развития образовательного учреждения следует считать создание собственного веб-ресурса.

Основная цель, преследуемая при создании сайта учебного заведения, заключается в том, чтобы представить сведения об учебном заведении в Интернет для ознакомления педагогической общественности и всех заинтересованных лиц со структурой учебного заведения, педагогическим составом, методикой организации образовательного, управленческого и воспитательного процессов, ин-

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.