Уголовного кодекса Болгарии. «За убийство, совершенное в состоянии сильного раздражения, - говорится в ст. 118 УК НРБ, - вызванного пострадавшим, совершившим насилие, нанесшим тяжелую обиду или клевету или другое тяжелое противозаконное действие против виновного или его близких, назначается наказание: в случаях, предусмотренных ст. 115, - лишением свободы на срок от одного года до пяти лет, а в случаях, предусмотренных п. 1-6 ст. 116 - лишением свободы от двух до восьми лет».
В соответствии со ст. 33 Уголовного кодекса Швейцарии «преступник, против которого были предприняты насильственные действия, освобождается от правовой ответственности, если его реакция была единственно возможным средством защиты». А согласно п. 1 ст. 52 УК этого государства тот, «кто справедливо защищается от насильственных действий, освобождается от обязанности возмещения ущерба, причиненного личности или имуществу нападающего». Ст. 64 устанавливает, что суд может вынести более мягкое наказание, «если своим поведением пострадавший серьезно прово-
цировал преступника» (п. 3), если преступник действовал, «испытывая гнев или сильную боль, вызванные несправедливым оскорблением или нанесением телесных повреждений».
Даже краткий и довольно фрагментарный анализ некоторых обычных правил и юридических норм законодательства прошлых веков и наших дней свидетельствует о том, что пострадавший от морального, физического или имущественного вреда издавна привлекал общественное внимание. Таким образом, проблема жертвы преступления - это проблема отнюдь не сегодняшнего дня.
Список литературы
1. Антимонов Б.С. Значение вины потерпевшего при гражданском правонарушении. М., 1950. С. 53.
2. Чельцов-Бебутов М.А. Курс советского уголовно-процессуального права. М., 1957. Т. 1. С. 3-32.
3. Черниловский З.М. История рабовладельческого государства и права. М., 1959. С. 89, 92, 128.
КУПЦОВ Владимир Алексеевич — кандидат философских наук, доцент кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
KUPTSOV, Vladimir Alekseevich - Candidate of Philosophy, Associate Professor of Department of Criminal Law and Justice. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 347.961
институт нотариата и предстоящая его реформа
Е.и. соколова
Рассмотрены вопросы, связанные с совершенствованием института нотариата и осуществлением нотариальной деятельности. Подчеркивается, что разработка проекта закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» вызвана необходимостью реформирования и совершенствования системы нотариата в Российской Федерации.
Ключевые слова: нотариат; законопроект; нотариус; статус нотариуса; нотариальная палата; концепция; государственный контроль.
E.I. Sokolova. INSTITUTE NOTARY AHEAD OF ITS REFORM
The problems related to the improvement and implementation of the Institute of notaries notarial activity. The article emphasizes that the draft law «On Notaries and Notarial Activity in the Russian Federation» due to the need to reform and improve the system of notaries in the Russian Federation.
Keywords: notaries; law; notary; the status of notary; Chamber of Notaries; the concept; state control.
Особое место при реализации функции сийской Федерации, осуществляемых госу-государства по обеспечению прав и свобод дарством через государственно-правовые ин-граждан, закрепленных в Конституции Рос- ституты, занимает нотариат. Он выступает в
качестве связующего звена между гражданским обществом и государством и функционирует на стыке публичного и частного права.
Нотариальная деятельность в Российской Федерации на сегодняшний день осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, принятыми 11 февраля 1993 г (действуют с изм. от 02.10.2012) [1]. С момента принятия Основ прошло 20 лет. За этот период были приняты важнейшие законодательные акты, такие как: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ и другие нормативные правовые акты. Наряду с этим появились и новые проблемы и задачи, реализация которых затруднительна на основе ныне действующего законодательства, и их невозможно устранить путем внесения частичных изменений в Основы законодательства о нотариате.
Указанные причины свидетельствуют о необходимости реформирования и совершенствования института нотариата как одного из инструментов защиты прав и законных интересов граждан. Первым таким шагом в направлении реформирования нотариата стала разработка в декабре 2009 г. и опубликование для всеобщего обсуждения Концепции проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» [2].
Концепция определила основную идею законопроекта, его цели и предмет правового регулирования, а также круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их права и обязанности. Так, в качестве основных целей законопроекта она установила:
- более точное и однозначное раскрытие понятия и предназначения нотариата как публично-правового института, формирование такой системы нотариата, которая в полной мере соответствовала бы интересам и потребностям общества;
- обеспечение доступности нотариальной помощи для граждан и организаций, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах;
- уточнение оснований приобретения, приостановления и прекращения статуса нотариуса; совершенствование процедуры допуска к нотариальной деятельности, обеспечение ее объективности и прозрачности;
- подробная регламентация организации нотариальной деятельности;
- определение порядка хранения нотариальных архивов;
- уточнение вопросов обязательного страхования нотариальной деятельности, пенсионного, медицинского и социального страхования нотариуса;
- более полная и четкая регламентация правил совершения нотариальных действий, порядка и размеров их оплаты;
- определение оснований и видов ответственности нотариусов и нотариальных палат, усиление контроля за их деятельностью, в том числе со стороны органов государственной власти, закрепление публично-правового статуса нотариальных палат.
Концепция предусмотрела, что Закон должен стать основным нормативным правовым актом, реформирующим нотариат в Российской Федерации путем комплексного и системного регулирования вопросов нотариальной деятельности и нотариата способами и методами, применяемыми для регулирования публично-правовых институтов, допускающим использование частно-правовых норм, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, при решении вопросов по организации нотариальной деятельности. При этом в ней подчеркивалось, что в настоящее время Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не в полной мере отвечают современным социально-экономическим реалиям, в детальной регламентации и совершенствовании нуждаются практически все вопросы организации нотариата и нотариальной деятельности.
В целом данный документ дал общую характеристику и оценку состояния правового регулирования общественных отношений в сфере нотариата, а также прогноз социально-экономических, политических, юридических и иных последствий реализации будущего закона.
Исходя из Концепции, Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной нотариальной палатой был разработан проект федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» [2]. Он предусматривает значительное расширение функций нотариата. Предполагается придать нотариальным актам повышенную доказательственную и исполнительную силу, что должно позволить усилить роль правовых гарантий для граждан и организаций при обращении за правовой помощью к нотариусу. Как результат, такое положение должно способствовать совершенствованию отношений гражданского оборота и в значительной степени «разгрузить» суды от дел, которые могут быть успешно разрешены во внесудебном порядке путем осуществления нотариальных действий.
Вместе с тем, законопроект предусмат-
ривает и усиление государственного контроля за нотариальной деятельностью. В частности, учитывая публично-правовой характер нотариальной деятельности, предполагается необходимость законодательного закрепления особого порядка приобретения и прекращения статуса нотариуса. Территориальным органам Министерства юстиции Российской Федерации предлагается предоставить право проводить проверки достоверности документов и сведений, представленных претендентом для участия в экзамене на стажировку у нотариуса, в квалификационном экзамене, в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса.
В будущем законе также намечено закрепить положение, предусматривающее, что при выявлении в ходе проверки нарушений в деятельности нотариуса территориальный орган юстиции рассматривает вопрос о внесении в нотариальную палату представления о привлечении нотариуса к дисциплинарной ответственности или о направлении в суд заявления о лишении нотариуса полномочий.
Нотариальная палата обязана в трехмесячный срок сообщить в территориальный орган юстиции о принятом решении по результатам рассмотрения внесенного территориальным органом юстиции представления. В случае, если в указанный срок нотариальная палата не приняла решение по внесенному территориальным органом юстиции представлению, или при несогласии с принятым нотариальной палатой решением, территориальный орган юстиции вправе поставить перед собранием членов нотариальной палаты вопрос о переизбрании исполнительных органов нотариальной палаты.
Достаточно широкими полномочиями будет обладать и само Министерство юстиции Российской Федерации при осуществлении контроля за деятельностью нотариусов. Так, устанавливается, что оно вправе направить в суд заявление о лишении нотариуса полномочий. Одновременно с направлением в суд заявления о лишении нотариуса полномочий Министерство юстиции РФ принимает решение о приостановлении статуса нотариуса.
Активное обсуждение положений проекта закона о нотариате и нотариальной деятельности идет в профессиональных объединениях нотариусов, занимающихся частной практикой, - нотариальных палатах. К примеру, еще в конце 2010 г. на Координационно-методическом совете нотариальных палат Приволжского федерального округа были рассмотрены и в последующем направлены в Федеральную нотариальную палату замечания и предложения к
проекту особенной части федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности. Предварительный анализ и обобщение всех замечаний и предложений по законопроекту, поступивших от нотариальных палат Приволжского федерального округа, было осуществлено Нотариальной палатой Чувашской Республики.
Из поступивших от нотариальных палат Приволжского федерального округа материалов видно, что они в целом поддерживают законопроект и отмечают, что он отвечает требованиям времени и во многом закрепляет уже сложившуюся практику совершения ряда нотариальных действий, что должно способствовать устранению существующих на сегодняшний день разночтений и пробелов в нотариальном законодательстве. Но, несмотря на это, по их мнению, предусмотренные в законопроекте в большом количестве процессуальные нормы в нередком случае повторяют нормы гражданского процесса и не всегда гармонично вписываются в нотариальное производство.
В частности, Нотариальная палата Оренбургской области, анализируя статью законопроекта, касающуюся отвода и самоотвода лиц, уполномоченных на совершение нотариального действия, отмечает, что данная процедура не имеет четкого правового регулирования и что она сопряжена рядом трудностей при практической реализации. Так, по ее мнению, использование формулировки «лично, прямо или косвенно заинтересован в результате совершения нотариального действия либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его объективности и беспристрастности» не позволяет сделать конкретные выводы о том, в каких именно случаях лицо, уполномоченное на совершение нотариального действия, обязано заявить самоотвод. Палата вполне справедливо, на наш взгляд, высказывает озабоченность по поводу того, что в данной ситуации возможны злоупотребления правом самоотвода со стороны лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий. Более того, как ей кажется, настораживает и тот факт, что в проекте закона не оговариваются последствия отвода нотариуса, который является не единственным в нотариальном округе, в частности, в случае наделения его правом оформления наследственных прав, поскольку принцип «свободного наследства» в законопроекте не закреплен.
Критически к положениям данной статьи относится и Нотариальная палата Ульяновской области. Она отмечает, что основания для отвода носят субъективный и оценочный
характер, и что в нем не прописаны сам процесс заявления отвода и самоотвода, а также документ, который должен быть при этом оформлен.
Нотариальная палата Ульяновской области также неоднозначно подходит к оценке предусмотренного в законопроекте института протоколирования нотариального действия. С одной стороны, она определяет его как положительный фактор, поскольку законодательное закрепление такого института позволит документировать процедуру оформления наиболее сложных нотариальных актов. В то же время, с другой стороны, по ее мнению, в обязательном порядке предусматривать составление протокола при совершении любого нотариального действия нецелесообразно, поскольку это приведет к необоснованному увеличению времени его совершения. Думается, с этим аргументом нельзя не согласиться.
Ряд предложений было внесено Нотариальной палатой Самарской области. В частности, в статье, касающейся порядка принятия процедурных решений в нотариальном производстве, по ее мнению, необходимо детализировать порядок документального оформления решения нотариуса (в предусмотренных на то случаях) по вопросам о возбуждении нотариального производства, отложении или его приостановлении, отводах и самоотводах, отказе в совершении нотариального действия, а также при прекращении нотариального производства. Она посчитала, что постановление, которое выносится в таких случаях, должно быть составлено в двух экземплярах, один из которых должен оставаться в делах нотариуса, а другой - выдаваться заинтересованному лицу. При этом копии документов, представленных для совершения нотариального действия, в совершении которого отказано, либо которое отложено или приостановлено, с отметкой об их соответствии подлинникам, приобщаются к экземпляру постановления, остающемуся в делах нотариуса.
Ряд нотариальных палат (Республики Мордовия, Оренбургской и Ульяновской областей) высказал свои замечания по поводу правовых положений, регулирующих в законопроекте институт переводчика в нотариальном производстве. По их мнению, предусмотренные в проекте закона статьи не содержат четкого указания на то, кто и за чей счет приглашает переводчика, должен ли переводчик документально доказать «свободное владение языком, знание которого необходимо для перевода» и какие при этом предъявляются документы. Кроме того, они
полагают, что не прописана ответственность переводчика за неправильный перевод, поскольку предусмотрена отсылочная норма.
Такое пристальное внимание нотариальными палатами институту переводчика в нотариальном производстве вполне объяснимо. Прежде всего, это связано с тем, что переводчик занимает важное место в нотариальном производстве. От его компетентности, добросовестного отношения к своим обязанностям напрямую зависит правильность и законность нотариального акта. Поэтому и требования, закрепляемые в законе к статусу переводчика, должны быть более полными и четко обозначенными.
Нотариальной палатой Пензенской области было внесен ряд предложений, касающихся совершенствования мер по охране наследственного имущества, учреждения доверительного управления наследственным имуществом. Так, она считает, что статья в законопроекте, предусматривающая расходы на похороны наследодателя, должна касаться всех расходов, возмещаемых за счет наследственного имущества, а не только расходов на похороны. По ее мнению, предложенная на данный момент редакция указанной статьи может привести к злоупотреблениям. Чтобы не было таких отрицательных моментов, Палата справедливо полагает, что нотариус должен проверить по документам, кто конкретно и какие произвел расходы по похоронам. Такие действия в последующем должны исключать случаи выдачи на одни и те же средства и постановления, и свидетельства о праве на наследство. В связи с этим нотариальной палатой была предложена собственная редакция статьи, касающейся расходов на похороны.
Раздел законопроекта, касающийся финансового обеспечения деятельности нотариусов, был тщательно проанализирован Нотариальной палатой Чувашской Республики. В связи с этим Палатой было предложено проект закона дополнить положением, раскрывающим понятие содержащегося в соответствующих статьях словосочетания: «поручений на совершение действий, необходимых для последующего совершения какого-либо нотариального действия».
Ряд предложений Нотариальной палаты Чувашской Республики касался нотариальных тарифов. В частности, она посчитала, что необходимо предусмотреть одинаковые размеры тарифов за удостоверение доверенностей, а также сделок, как требующих обязательной нотариальной формы, так и не требующих
обязательной нотариальной формы. Ею также было отмечено, что наличие в проекте закона минимальных либо максимальных значений нотариального тарифа, установленных путем ограничения такими твердыми суммами, как, к примеру, «не более 30 тыс. руб.» или «не более 25 тыс. руб.», являются свидетельством их экономической необоснованности применительно к крупным сделкам. В связи с этим, по мнению Палаты, соответствующие положения требуют редакционной доработки для того, чтобы обеспечить их соразмерность объему ответственности нотариуса.
Предварительные обсуждения и рассмотрения проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» не только в профессиональных объединениях нотариусов, занимающихся частной практикой, - нотариальных палатах, но и в других органах и организациях, в том числе и научных сообществах, показывают, что не до конца проработанными на сегодняшний день в представленном законопроекте остаются многие вопросы организации нотариальной
деятельности, а значит, и в обеспечении эффективного инструмента защиты прав и законных интересов граждан.
Процесс принятия данного важного для всех федерального закона пока еще находится на его начальной стадии. Вместе с законопроектом должны будут подготовлены и согласованы в заинтересованных министерствах проекты нормативных правовых актов по реализации положений проекта федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности. Только после этого он будет официально внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы либо Президентом Российской Федерации, либо Правительством Российской Федерации.
список литературы
1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: утв. Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. №4462-1 (ред. от 29.06.2012, с изм. от 02.10.2012) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10, ст. 357.
2. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. http://www.minjust.ru
СОКОЛОВА Елизавета Ильинична - президент Нотариальной палаты Чувашской Республики. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
SOKOLOVA, Elizaveta Ilinichna - President of the Chamber of Notaries of the Chuvash Republic. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
удк 349.3
о предоставлении земельных участков многодетным семьям в чувашской республике
т.Ф. тимофеева
Изучены общие положения о предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике, проанализированы нормативно-правовые акты по рассматриваемой проблеме, представлены показатели поставленных на учет семей для получения земельных участков в Чувашии.
Ключевые слова: демографический кризис; многодетные семьи; земельные участки; собственность; жилищное строительство; демографическая программа; личное подсобное хозяйство.
T.F. Timofeeva. ON PROVISION OF LAND TO LARGE FAMILIES IN THE CHUVASH REPUBLIC
Studied the general provisions on the provision of land to large families in the Chuvash Republic, analyzed regulations on the subject, are indicators of registered families to obtain land in Chuvashia.
Keywords: demographic crisis; large families; land; property; housing; demographic program; a private farm.
Российская Федерация в настоящее вре- Российской Федерации В.В. Путин Феде-мя остро нуждается в человеческих ресурсах. ральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г.: Как отметил в своем Послании Президент «В начале XXI века мы столкнулись с настоящей