Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ СУБЪЕКТОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ СУБЪЕКТОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соодонбеков А.А.

Актуальность классификации субъектов избирательного процесса по законодательству Кыргызской Республики обусловлена значимостью совершенствования теоретико-правовых подходов к понятию и видам субъектов избирательного права в доктрине и законодательстве Кыргызской Республики. Постановка проблемы. Определение правового статуса субъектов избирательного процесса и формирование предложений по его усовершенствованию является одной из важных задач современной науки конституционного права. Однако существующие на сегодняшний день в правовой доктрине Кыргызской Республики исследования посвящены преимущественно общей характеристике субъектов избирательного процесса, а не их классификации, которая, в свою очередь, позволяет более предметно анализировать их правовой статус, определять специфику, проблематику перспективные направления совершенствования правового регулирования. Цель исследования: установление видового разнообразия субъектов избирательного процесса по различным основаниям, а также некоторых особенностей их правового статуса в Кыргызской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CLASSIFICATION OF SUBJECTS OF THE ELECTORAL PROCESS ACCORDING TO THE LEGISLATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC

The relevance of the classification of subjects of the electoral process according to the legislation of the Kyrgyz Republic is due to the importance of improving theoretical and legal approaches to the concept and types of subjects of electoral law in the doctrine and legislation of the Kyrgyz Republic. Problem statement. The determination of the legal status of the subjects of the electoral process and the formation of proposals for its improvement is one of the important tasks of the modern science of electoral law. However, the studies currently existing in the legal doctrine of the Kyrgyz Republic are mainly devoted to the general characteristics of the subjects of the electoral process, and not to their classification, which, in turn, allows for a more substantive analysis of their legal status, to determine the specifics, problems and promising areas for improving legal regulation. The purpose of the study: establishment of the species diversity of the subjects of the electoral process on various grounds, as well as some features of their legal status in the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ СУБЪЕКТОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_136 УДК 342.84

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ СУБЪЕКТОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ On the issue of classification of subjects of the electoral process according to the legislation of the Kyrgyz Republic

СООДОНБЕКОВ Артур Амантурович,

адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин, Академия управления МВД России.

125130, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: Artur.soodonbekov@bk.ru

Soodonbekov А.А.,

аdjunct Department of State and Legal Disciplines, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 125130, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: Artur.soodonbekov@bk.ru

Краткая аннотация. Актуальность классификации субъектов избирательного процесса по законодательству Кыргызской Республики обусловлена значимостью совершенствования теоретико-правовых подходов к понятию и видам субъектов избирательного права в доктрине и законодательстве Кыргызской Республики. Постановка проблемы. Определение правового статуса субъектов избирательного процесса и формирование предложений по его усовершенствованию является одной из важных задач современной науки конституционного права. Однако существующие на сегодняшний день в правовой доктрине Кыргызской Республики исследования посвящены преимущественно общей характеристике субъектов избирательного процесса, а не их классификации, которая, в свою очередь, позволяет более предметно анализировать их правовой статус, определять специфику, проблематику перспективные направления совершенствования правового регулирования. Цель исследования: установление видового разнообразия субъектов избирательного процесса по различным основаниям, а также некоторых особенностей их правового статуса в Кыргызской Республике.

Abstract: The relevance of the classification of subjects of the electoral process according to the legislation of the Kyrgyz Republic is due to the importance of improving theoretical and legal approaches to the concept and types of subjects of electoral law in the doctrine and legislation of the Kyrgyz Republic. Problem statement. The determination of the legal status of the subjects of the electoral process and the formation of proposals for its improvement is one of the important tasks of the modern science of electoral law. However, the studies currently existing in the legal doctrine of the Kyrgyz Republic are mainly devoted to the general characteristics of the subjects of the electoral process, and not to their classification, which, in turn, allows for a more substantive analysis of their legal status, to determine the specifics, problems and promising areas for improving legal regulation. The purpose of the study: establishment of the species diversity of the subjects of the electoral process on various grounds, as well as some features of their legal status in the Kyrgyz Republic.

Ключевые слова: выборы; избирательный процесс; субъекты избирательного процесса; классификация субъектов; избирательное право Кыргызской Республики.

Keywords: elections; electoral process; subjects of the electoral process; classification of subjects; electoral law of the Kyrgyz Republic.

Для цитирования: Соодонбеков А.А. К вопросу о классификации субъектов избирательного процесса по законодательству Кыргызской Республики//Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 136-139. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_136.

For citation: Soodonbekov A.A. On the issue of classification of subjects of the electoral process according to the legislation of the Kyrgyz Republic // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 136-139. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_136.

Статья поступила в редакцию: 18.04.2023

К числу существенных для теории и практики избирательного процесса в Кыргызской Республике относится вопрос о понятии и классификации субъектов избирательного процесса. Его решение позволит выявить особенности правового статуса субъектов, вовлеченных в реализацию субъективного избирательного права или же обеспечивающих таковую реализацию.

Отдельные аспекты правового регулирования избирательного процесса, включая классификацию субъектов избирательного процесса, недостаточно разработаны в доктрине Кыргызской Республики. Среди авторов, изучавщих эту тему, можно выделить Н.И. Алишеву, М,Д. Джума-баева, Б.Р. Зулпиева, А.Б. Исаеву, А.Э. Эсенбаева и др. Среди российских авторов можно отметить Р.Ф. Биктагирова, Ю.А. Дмитриева, В.А. Ершова, С.Д. Князева, В.В. Тимофеева, Д.М. Худолея и др.

Однако в связи с прошедшей в 2021 г. в Кыргызской Республике реформы избирательного законодательства, вопросы классификации субъектов избирательного процесса требуют нового осмысления.

Непререкаемой целью, преследуемой на доктринальном уровне при определении правового статуса и специфики отдельных групп субъектов избирательного процесса, является создание надлежащих условий и реальных возможностей для лиц, имеющих право участвовать в голосовании, осуществить волеизъявление на основе внутреннего политического убеждения, а также реализовать его в надлежащей правовой форме, определенной действующим национальным законодательством. Такой подход к сущности голосования в качестве способа волеизъявления обуславливает возможность применения различных подходов к классификации субъектов избирательного процесса.

Субъекты конституционно-правовых отношений наделены неодинаковыми правами и обязанностями, а также объемом государственно-правовой правоспособности. При этом, никто из субъектов общественных отношений не наделен такой правоспособностью, какой обладает народ - суверенный носитель власти, воля которого находит свое предметное выражение через выборы представительных органов государства, определение статуса и направление их деятельности. Это исключительная прерогатива кыргызского народа как субъекта конституционно-правовых отношений [4, с. 57].

При этом, в рамках данной статьи под субъектом избирательного процесса предлагается понимать лицо, отвечающее требованиям Конституции Кыргызской Республики [1], и имеющее право голоса, а также коллектив людей (например, политическая партия), образованный в соответствии с законодательством, имеющий определенную организационную структуру, позволяющую проявлять единую волю и определять цель своей деятельности, связанную с реализацией своего активного или пассивного избирательного права, имеющее возможность от своего имени вступать в правовые отношения, наделенное законодательством избирательно-процессуальной правоспособностью (способностью иметь избирательные права и обязанности), избирательно-правовой дееспособностью (способностью своими действиями реализовывать права и обязанности избирательно-процессуального содержания), избирательно-процессуальной деликтоспособностью (способностью нести ответственность за совершение противоправных действий или бездействия, связанных с реализацией избирательных прав и обязанностей в ходе избирательного процесса).

Согласно ч. 3 ст. 2 Конституции Кыргызской Республики, «граждане Кыргызской Республики осуществляют свою власть непосредственно на выборах и референдумах (всенародное голосование), а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе Конституции и законов Кыргызской Республики». Согласно ч. 1 ст. 3 Конституционного закона Кыргызской Республики от 2 июля 2011 года № 68 «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» [2], «граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией и настоящим конституционным Законом, - быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

К характерным признакам субъектов избирательного процесса, реализующих субъективное избирательное право, относится личная, политическая или служебно-юридическая заинтересованность в реализации своих прав и обязанностей при достижении поставленных целей; способность своим поведением, определенным избирательным законодательством, влиять на избирательный процесс [6, с. 81]. Соответственно, важным характерным признаком для таковых субъектов избирательного процесса является категория интереса, под которым необходимо понимать решающую степень их участия в реализации избирательных прав, влияние на ход избирательного процесса, заинтересованность в его неотвратимости и завершенности. Отсутствие таких субъектов делает невозможным ход выборов в целом и каждого из его этапов в частности.

Помимо лиц, реализующих субъективное избирательное право, в осуществление избирательного процесса вовлечены и лица, которые обеспечивают реализацию субъективного избирательного права.

К субъектам избирательного процесса, которые во время проведения выборов Президента КР, депутатов Жогорку Кенеша, депутатов представительных органов и их должностных лиц обеспечивают реализацию субъективного активного и пассивного избирательного права уместно отнести: избирательные комиссии, осуществляющие основные направления такой деятельности; официальных наблюдателей от субъектов избирательного процесса; органы государственной власти и органы местного самоуправления; средства массовой информации. Автор настоящей статьи считает, что статус этих субъектов сходен со статусом субъектов, реализующих субъективное избирательное право, и включает в том числе избирательную правосубъектность (избирательную право-, дее- и деликтоспособность); избирательные права, свободы и обязанности как центральный элемент правового статуса; принципы, гарантии и ответственность субъектов избирательного процесса.

Помимо общеприменимого деления субъектов избирательного процесса на таковых, которые реализуют субъективное избирательное право, и которые обеспечивают реализацию такового права [7, с. 23; 12, с. 61], целесообразным представляется систематизация указанных лиц по иным основаниям.

Законодательство Кыргызской Республики не допускает хаотического их существования, поэтому каждый из субъектов избирательного процесса занимает отдельное место в системе социальных связей, опосредующих процесс подготовки [8, с. 110], проведения предусмотренных Конституцией Кыргызстана и национальным законодательством выборов. Для классификации субъектов можно использовать разные критерии, демонстрирующие их особенности.

Так, в зависимости от выполняемых функций, которые реализуют участники во время проведения выборов, они могут быть классифицированы на субъектов: осуществляющих непосредственное волеизъявление; реализующих организационно-правовое обеспечение условий реализации волеизъявления; обеспечивающих внешне-организационное наблюдение за волеизъявлением и подведением итогов голосования.

По степени вовлеченности в осуществление избирательного процесса, всех участников избирательных правоотношений можно разделить на обязательных и факультативных.

К числу обязательных, без которых выборы и сам избирательный процесс не могли бы существовать, относятся единоличные и коллективные субъекты, чье отсутствие прекратит процесс организации и проведения выборов, поскольку он не будет обладать нормальным, законодательно регламентированным, последовательным развитием. К ним следует отнести избирателей, кандидатов, избирательные комиссии, государственные органы и органы местного самоуправления, их должностных лиц, средства массовой информации [10, с. 58].

Если условно представить отсутствие хотя бы одного из них, то логичным станет результат, связанный либо с невозможностью проведения выборов, либо с приостановлением их или признанием недействительными. Исходя из указанного, законодательство Кыргызской Республики в отдельных случаях специально обуславливает возможность проведения еще одного этапа выборов. Например, согласно положениям ч. 1 ст. 56 Конституционного закона Кыргызской Республики от 2 июля 2011 г. № 68 «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» гласит: «Если в избирательный бюллетень были включены более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей». А это, в свою очередь, согласно ч. 2 ст. 56 названного закона, является основанием проведения

повторного голосования. «Повторное голосование проводится в течение 20-дневного срока со дня определения результатов выборов с соблюдением требований настоящего конституционного Закона» [2].

Что касается факультативных субъектов избирательного процесса, то к ним можно отнести официальных наблюдателей от партий, блоков партий, кандидатов в депутаты и иностранных государств. Их участие не является ключевым, хотя и способствует демократизации выборов [5, с. 27-28].

По признаку политико-юридической природы выборов, можно разграничить субъектов избирательного процесса на группы несколько групп.

К первой группе могут быть отнесены граждане, избиратели, кандидаты, политические партии, блоки партий, официальные наблюдатели от партий, блоков партий, от кандидатов в депутаты. Объединяющим для них признаком служит цель - получение политического результата, а также наличие партийно-политических установок, желание распространять свои политические убеждения, например, политическую информацию и политическую рекламу, через средства массовой информации или иным незапрещенным законодательством способом [9]. Фактически от них зависит содержательная составляющая избирательного процесса.

Такая характеристика политических субъектов полностью отвечает положению ч. 4 ст. 1 Основного закона, в которой указано: «народ Кыргызской Республики - носитель суверенитета и единственный источник государственной власти». Избирательное право выступает для этого юридической формой.

Административные субъекты имеют организационно-управленческую природу, но не выдвигают перед собой при выполнении своих обязанностей какие-либо политические цели. Они могут быть представлены избирательными комиссиями, а также высшими органами государственной власти при назначении выборов для иной ветви власти (парламент при выборах президента и глава государства при выборах депутатов). Административный признак указывает на организационно-управленческую природу этих субъектов, которая не преследует политические цели во время выполнения своих обязанностей. Характерно, что они являются преимущественно субъектами с определенными обязательствами избирательно-правового характера и не могут отказаться от участия в выборах, поскольку их полномочия неотменяемые.

Особое место в классификации по этому основанию занимают наблюдатели и СМИ [11, с. 47-49]. Это обусловлено тем, что с точки зрения деления на административных и политических субъектов имеют двойную миссию в избирательном процессе, поэтому их нельзя отнести ни к тем, ни к другим субъектам избирательного процесса. Опыт избирательных кампаний последних лет свидетельствует о постоянном росте роли информационно-аналитического обеспечения избирательного процесса в КР средств массовой информации [3, с. 9].

Во многих случаях в ходе выборов СМИ обязаны освещать их ход максимально нейтрально, однако в рамках агитационных мероприятий свои политические симпатии и антипатии могут выражать максимально полно, проявляя политическую составляющую деятельности. Поэтому представляется целесообразным отнести их к отдельной группе, которую можно назвать специфическими субъектами.

Следующим критерием при осуществлении классификации субъектов избирательного процесса выступает их взаимосвязь с организационным процессом выборов с делением на специальных и общих.

К числу специальных субъектов относятся избиратели, кандидаты на выборные должности или в выборные органы, избирательные комиссии, наблюдатели. Данная группа субъектов характеризуется наличием специфических прав и обязанностей, в том числе в связи с организацией и проведением выборов.

Общими субъектами являются государственные органы, например, суды, участвующие в рассмотрении заявлений и жалоб, связанных с избирательным процессом, органы местного самоуправления и их должностные лица, средства массовой информации. Эти субъекты избирательного правоотношения не несут обязанности согласовывать свое поведение только с нормами избирательного законодательства.

С точки зрения последовательного учета стадий избирательного процесса можно выделить субъектов и участников, наделяемых правом назначения выборов; выдвижения и регистрации кандидатов; осуществляющих агитацию и осуществляющих контроль за ней; осуществляющих финансовое сопровождение и осуществляющих контроль за ним; отвечающих за подготовку мест для волеизъявления и проведение голосования; отвечающих за подсчет результатов и признание либо непризнание выборов состоявшимися; публикующих результаты выборов. Благодаря данной классификации обеспечивается своеобразное определение статуса разных субъектов относительно соответствующих стадий организации и проведения выборов.

В подведение итогов, представляется целесообразным отметить, что под субъектом избирательного процесса предлагается понимать лицо, отвечающее требованиям Конституции Кыргызской Республики, имеющее право голоса, а также коллектив людей, образованный в соответствии с законодательством, имеющий определенную организационную структуру, способную проявлять единую волю и определять цель своей деятельности, связанную с реализацией своего активного или пассивного избирательного права, имеющее возможность от своего имени вступать в правовые отношения, наделенное законодательством избирательно-процессуальной правоспособностью (способностью иметь избирательные права и обязанности), избирательно-правовой дееспособностью (способностью своими действиями реализовывать права и обязанности избирательно-процессуального содержания), избирательно-процессуальной деликтоспособностью (способностью нести ответственность за совершение противоправных действий или бездействия, связанных с реализацией избирательных прав и обязанностей в ходе избирательного процесса).

В качестве базового основания для деления, применено общепризнанное в научной литературе группирования субъектов избирательного процесса на таковых, которые реализуют субъективное избирательное право, а также на тех, которые обеспечивают реализацию указанного права.

В целях углубления классификационных признаков субъектов избирательного процесса, было осуществлено деление субъектов избирательного процесса исходя из вычленения наиболее существенных факторов, позволяющих группировать участников исследуемой деятельности. Так, в рамках проведенного анализа выделены такие основания деления как выполняемые субъектами избирательного процесса функции, степень вовлеченности в осуществление избирательного процесса, политико-правовая природа выборов, последовательность стадий избирательного процесса и прочее.

Следует обратить внимание на то, что приведенные и охарактеризованные классификации не могут быть признаны исчерпывающими, поскольку в зависимости от специфики функционирования таковых лиц могут быть обоснованы другие варианты деления, в соответствии с которыми можно разграничить субъектов, участвующих в избирательном процессе в соответствии с избирательным законодательством. При желании они могут быть дополнены другими признаками, характеризующими индивидуальный статус участников избирательного процесса.

Важно учитывать, что, независимо от критериев разделения субъектов избирательного процесса на определенные разновидности (классификации), все они в определенной степени обеспечивают формирование представительных органов через организацию и проведение выборов и не могут в результате этого претендовать на особую роль. Они совместными усилиями создают условия для легитимного учета воли избирателей и установления его результатов.

Таким образом, в статье осуществлена классификация субъектов избирательного процесса на основании закрепления их видового разнообразия в Конституции и актах национального законодательства Кыргызской Республики; выполнено деление субъектов избирательного процесса на лиц, реализующих субъективное избирательное право, а также на лиц, обеспечивающих его реализацию; применены иные основания для классификации, позволяющие группировать субъектов избирательного процесса в зависимости от цели, которые преследуют участники в ходе проведения выборов; по степени вовлеченности в его осуществление; по признаку политико-юридической природы выборов; по взаимосвязи с организационным процессом выборов; по последовательности учета стадий избирательного процесса.

Библиография:

1. Конституция Кыргызской Республики (принята референдумом (всенародным голосованием) 11 апреля 2021 года) [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112213?cl=ru-ru

2. Конституционный закон Кыргызской Республики от 2 июля 2011 года № 68 (ред. От 26.08.2021 г.) «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/203244

3. Алишева Н.И., Исаева А.Б., Усенова Б.Д. Шайлоо жана журналисттер: кантип чагылдыруу керек? - Бишкек: «Медиа Полиси Институту» КФ, 2017. - 72 б.

4. Амантур уулу Эдилбек. Укук таануу. - Бишкек, 2019. - 216 б.

5. Биктагиров Р.Ф. Субъект избирательного права Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: автореф. дисс. ... д.ю.н. - М., 2010. -

50 c.

6. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. - М.: Юстицинформ, 2008. - 312 с.

7. Ершов В.А. Основы избирательного права. - М.: ГроссМедия, 2008. - 192 с.

8. Князев С.Д. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации (Проблемы теории и практики): дисс. ... к.ю.н. - Владивосток, 1999. - 507 c.

9. Понятие и формы политической информации. Ее роль в политической жизни общества [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://lektsii.net/2-

83568.html

10. Тимофеев В.В., Бикчуров Р.Э. Субъекты избирательного процесса и их классификация. // Марийский юридический вестник. - 2016. - № 3 (18). - C.

57-61.

11. Трифонов М.С. СМИ как субъект избирательного процесса и помощник избирателю. // Вестник магистратуры. - 2018. - № -12-3 (87). - C. 47-49.

12. Худолей Д.М. Субъекты избирательного процесса. // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2014. - № 4 (26). - С. 61-71.

References:

1. The Constitution of the Kyrgyz Republic (adopted by referendum (popular vote) on April 11, 2021) [Electronic resource]. // Access mode: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112213?cl=ru-ru

2. Constitutional Law of the Kyrgyz Republic No. 68 of July 2, 2011 (ed. Dated 26.08.2021) "On the elections of the President of the Kyrgyz Republic and deputies of the Jogorku Kenesh of the Kyrgyz Republic" [Electronic resource]. // Access mode: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/203244

3. Alisheva N.I., Isaeva A.B., Usenova B.D. Shailoo zhana journalist: kantip chagyldyruu kerek? - Bishkek: "Media Policy Institute" CF, 2017. - 72 b.

4. Amantur uulu Edilbek. Ukuk taanuu. - Bishkek, 2019. - 216 b.

5. Biktagirov R.F. The subject of electoral law of the Russian Federation: constitutional and legal research: abstract. diss. ... D.yu.n. - M., 2010. - 50 p.

6. Dmitriev Yu.A., Israelyan V.B. Electoral law. - M.: Justicinform, 2008. - 312 p.

7. Ershov V.A. Fundamentals of electoral law. - M.: GrossMedia, 2008. - 192 p.

8. Knyazev S.D. Electoral law in the legal system of the Russian Federation (Problems of theory and practice): diss. ... Candidate of Law - Vladivostok, 1999. - 507 p.

9. The concept and forms of political information. Its role in the political life of society [Electronic resource]. // Access mode: https://lektsii.net/2-83568.html

10. Timofeev V.V., Bikchurov R.E. Subjects of the electoral process and their classification. // Mari Legal Bulletin. - 2016. - № 3 (18). - C. 57-61.

11. Trifonov M.S. Mass media as a subject of the electoral process and an assistant to the voter. // Bulletin of the Magistracy. - 2018. - № -12-3 (87). - C. 4749.

12. Khudolei D.M. Subjects of the electoral process. // Bulletin of Perm University. Legal sciences. - 2014. - № 4 (26). - Pp. 61-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.