Научная статья на тему 'ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
156
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ВЫБОРЫ / РЕФЕРЕНДУМ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соодонбеков Артур Амантурович

В статье рассматриваются особенности современного избирательного законодательства Кыргызской Республики. Неотъемлемой частью работы выступает краткий исторический экскурс по вопросам избирательного законодательства. Характеризуются системные составляющие избирательного законодательства Кыргызстана, анализируются нормативные правовые акты, которые регламентируют организацию и проведение выборов и референдума в Кыргызской Республике. Проводится анализ состояния современного избирательного законодательства Кыргызстана, предлагаются перспективные направления его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTORAL LEGISLATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC

The article discusses the features of the modern electoral legislation of the Kyrgyz Republic. An integral part of the work is a brief historical digression on the issues of electoral legislation. The systemic components of the electoral legislation of Kyrgyzstan are characterized, regulatory legal acts that regulate the organization and conduct of elections and referendums in the Kyrgyz Republic are analyzed. The analysis of the state of the modern electoral legislation of Kyrgyzstan is carried out, promising directions for its further development are proposed.

Текст научной работы на тему «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Избирательное законодательство Кыргызской Республики

АРТУР АМАНТУРОВИЧ СООДОНБЕКОВ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: artur.soodonbekov@bk.ru

Electoral Legislation of the Kyrgyz Republic

ARTUR AMANTUROVICH SOODONBEKOV,

Adjunct of the 3rd Faculty (Training of Scientific and Pedagogical Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: artur.soodonbekov@bk.ru

УДК 342.84

Аннотация. В статье рассматриваются особенности современного избирательного законодательства Кыргызской Республики. Неотъемлемой частью работы выступает краткий исторический экскурс по вопросам избирательного законодательства. Характеризуются системные составляющие избирательного законодательства Кыргызстана, анализируются нормативные правовые акты, которые регламентируют организацию и проведение выборов и референдума в Кыргызской Республике. Проводится анализ состояния современного избирательного законодательства Кыргызстана, предлагаются перспективные направления его дальнейшего развития.

Annotation. The article discusses the features of the modern electoral legislation of the Kyrgyz Republic. An integral part of the work is a brief historical digression on the issues of electoral legislation. The systemic components of the electoral legislation of Kyrgyzstan are characterized, regulatory legal acts that regulate the organization and conduct of elections and referendums in the Kyrgyz Republic are analyzed. The analysis of the state of the modern electoral legislation of Kyrgyzstan is carried out, promising directions for its further development are proposed.

Ключевые слова и словосочетания: демократия; избирательное законодательство; избирательная система; избирательное право; выборы; референдум; гражданское общество.

Keywords and phrases: democracy; electoral legislation; electoral system; electoral law; elections; referendum; civil society.

Исторический опыт кыргызского народа показывает, что вопросы избирательного законодательства затрагивались в ходе развития общественных отношений с древних времен. Изучая быт и нравы древнего социума, мы видим системное развитие института избирательного права, где население последовательно приоб-

щается к решению важных экономико-политических вопросов.

В средневековый период развития избирательного законодательства характерной чертой является объединение родовых общин в целях реализации экономических и политических целей. Следует отметить, что родовые общины формировались самим народом. Социальное

образование имело строгую классификацию, внутри которого избирались глава и другие ступени сообщества.

Особое значение в становлении избирательного законодательства Кыргызской Республики сыграла советская эпоха. Эволюция кыргызской государственности показывает, что определяющую роль в становлении избирательного законодательства сыграли события осени 1917 г. По большому счету обозначенный период оказался трамплином в дальнейшем политическом самоопределении и в развитии всего законодательства.

С распадом Советского союза Кыргызская Республика встала на качественно новый путь развития избирательного законодательства. Вектор совершенствования в нынешних условиях направляется на общепризнанные демократические и конституционные принципы.

В целом в условиях суверенного определения мы видим, что поступательное развитие демократических институтов и процессов проводилось наряду с осуществлением экономических мероприятий. Ведь в процессе становления и всего развития государственного образования все сферы жизни страны находятся в зависимости друг от друга.

Необходимо выделить, что сегодня исследуемое нами понятие уверенно занимает свою по-зицицю в совокупности всего законодательства Кыргызской Республики. Это целый комплекс законодательных нормативных правовых актов, которые призваны регулировать общественные отношения. Как правило, таковые отношения связаны с реализацией избирательных прав личности в социуме.

Общеизвестно, что в демократическом и открытом социуме эффективность функционирования государственных органов зависит от легитимности избираемых органов. Непосредственно им народ через выборы доверяет возможность управления обществом.

Изучая вопросы избирательного законодательства Кыргызской Республики, мы видим, что феномен избирательного законодательства вбирает в себя такие составляющие как избирательное право, избирательная система, референдум, выборы. Так, в Кыргызстане избирательному процессу подвергаются такие органы и должностные лица, как президент страны, депутаты парламента, областные представительные органы, депутаты органов местного самоуправления.

Закономерно, что на современном этапе государственного развития Конституция Кыргызской Республики выступает регулятором избирательного процесса. Так, Конституция

как основной закон определяет, что народ есть воплощение независимости и единственный источник государственной власти.

Примечательно, что в рамках своих полномочий общество, используя законы и Конституцию в качестве инструмента, правомочно решать фундаментальные вопросы через систему феномена государственных органов1. В данном контексте под обществом понимаются граждане Кыргызской Республики, которые достигли возраста восемнадцати лет. Такое обстоятельство сложилось с самого начала строительства независимой государственности страны.

В целях развития гражданского и правового общества Конституция Кыргызской Республики устанавливает основы демократической избирательной системы. Причем ст. 37 Основного закона страны акцентирует внимание на то, что «граждане Кыргызской Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Потому избирательное право граждан страны представляет собой основу всего избирательного законодательства.

Более того, согласно нормативным право -вым актам республики, используя избирательное право, народ может осуществлять свою власть непосредственно на выборах и референдумах. Конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» содержит ст. 2 «Принципы участия граждан в выборах», в которой говорится, что «выборы в Кыргызской Республике проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права и основываются на свободном, добровольном осуществлении гражданами республики своих избирательных прав».

Исходя из особенностей положений ст. 3 «Всеобщее избирательное право» обозначенного нормативного акта, «граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией и настоящим конституционным Законом, — быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Понятия «выборы» и «референдум» в избирательном законодательстве общества играют ключевую роль. Следует заметить, что процесс выборов выступает в качестве одного из состав-

1 О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: Конституционный Закон Кыргызской Республики от 2 июля 2011 г. № 68. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/203244 (дата обращения: 10.05.2022).

ляющих политики. Он ориентируется на сосредоточение развития органов власти и управления в государстве.

Здесь необходимо обратить внимание на высказывания исследователя Ю. А. Веденеева, который говорит о том, «что в современных, демократически организованных государствах выборы — это институт и процесс принятия политико-правовых решений, субъектом которого является общество в лице его дееспособных граждан, а объектом — государственная власть» [1, с. 88].

Важно отметить, что институт выборов выступает в качестве основополающего элемента любого демократического государства. Потому выборность в целом способствует повышению уровня ответственности государства перед обществом.

Согласно законодательству выборы выступают как прозрачный процесс, поэтому проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Они способствуют выражению общественого мнения и обеспечению стабильности функционирования государственной власти в стране. Ст. 2 Конституции Кыргызской Республики оговаривает, что «запрещается влиять на свободу выбора избирателей, используя запрещенные законом финансовые, административные и иные ресурсы».

В ходе исследования избирательного законодательства нам необходимо обратить внимание на Конституционный Закон «О референдуме Кыргызской Республики». В указанном нормативном правовом акте выделены фундаментальные особенности организации референдума. Так, положения ст. 3 «Принципы проведения референдума» определяют основополагающие принципы, на основе которых строится весь процесс референдума1. В частности, участие граждан в референдуме должно быть свободным, добровольным явлением, где голос отдают только единожды.

Согласно положениям нормативного акта и в рамках избирательного законодательства Кыргызской Республики процесс референдума в строгом порядке обеспечивается гласностью и участием общественности. При этом каждый гражданин вправе высказывать свое мнение и личные убеждения.

Так, в 2018—2020 гг. была запущена программа в качестве поддержки документа «Стратегии совершенствования законодательства

1 О референдуме Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: Конституционный Закон Кыргызской Республики от 31 октября 2016 г. № 173. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/111452?cl=ru-ru (дата обращения: 10.05.2022).

Кыргызской Республики о выборах» [5]. Она предполагала поддержку независимого и беспартийного наблюдения за избирательным процессом в Кыргызской Республике. Кроме того, реализация программного документа нацелена на совершенствование соблюдения избирательного права каждого гражданина и на организацию выборов на демократической основе в Кыргызстане.

Важно подчеркнуть, что обозначенная Стратегия представляет собой комплекс целей и путей их достижения. В данном комплексе сформулированы фундаментальные долгосрочные и краткосрочные цели. Среди них — изменения избирательного законодательства.

Указанный документ направлен на последовательное совершенствование феномена соблюдения избирательных прав личности. Для реализации на практике открытых выборов, безусловно, необходимо создание одинаковых правил для всех кандидатов политического процесса.

Разработанный документ «нацелен на вовлечение граждан в избирательный процесс посредством внутреннего наблюдения» [2, с. 73—74]. «Обозначенный проект направлен на повышение доверия избирателей к избирательному процессу, повышение прозрачности в отношении агитационных практик и управления выборами. Более того, он призван поддержать избирательные процессы, которые соответствуют международным демократическим стандартам и законам Кыргызской Республики» [6, с. 168].

Избирательное законодательство рагла-ментирует участие своих граждан в экономической и политической жизнедеятельности государства даже в случае их нахождения за пределами страны.

Вместе с тем «согласно законодательству не могут участвовать в референдуме граждане Кыргызской Республики, которые признаны судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» [5].

Основополагающее значение «в развитии избирательного законодательства играет Закон «О выборах депутатов местных кенешей Кыргызской Республики»2. В данном нормативном правовом акте системно выстроены особенности организации избирательного процесса, прав граждан-избирателей, членов местных сообществ. Более того, детально представлены

2 О выборах депутатов местных кенешей [Электронный ресурс]: Закон Кыргызской Республики от 14 июля 2011 г. № 98. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/203103 (дата обращения: 10.05.2022).

характерные черты потенциальных депутатов местного кенеша.

Таким образом, при реализации перечисленных нормативных правовых актов Кыргызстана в условиях прозрачного и открытого формирования власти повышается уровень доверия к ней граждан и обеспечивается признание международного сообщества. Поэтому для государства важным является эффективное и ясное избирательное законодательство. Для него характерно широкое избирательное право каждого гражданина. Такая разновидность права должна развиваться согласно признаным международным стандартам.

В настоящее время избирательная система Кыргызской Республики находится на этапе развития новой избирательной модели. Она выступает «способом и институтом формирования народом органа государственной власти, реализации права граждан избирать и быть избранными, организации и проведения волеизъявления избирателей на основе общепризнанных международных стандартов» [4].

М. Д. Джумабаев в монографии «Развитие избирательной системы Кыргызской Республики» отмечает, что в период серьезных социально-экономических и политических преобразований в обществе происходит фундаментальная ревизия элементов сложившейся ранее системы организации государственной власти, в том числе избирательной системы».

Поскольку формирование государственной и общественной власти предопределяет весь дальнейший вектор развития страны» [3, с. 82].

За время независимости страны были организованы основные выборы. К ним относятся выборы Президента Кыргызской Республики, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, выборы депутатов местных кенешей, референдумы.

Реализация и развитие новой модели избирательной системы стали закономерным явлением. Обозначенный процесс объективно обязан определенным мероприятиям со стороны государства и общества. Референдумы последних лет показали объективную открытость процесса. Это привело к повышению уровня доверия избирателей к ходу голосования и подведения результатов.

Инновации были направлены на введение качественно иных отдельных этапов выборов и доработку некоторых ошибок избирательного законодательства Кыргызской Республики. В частности, это вопросы регулирования ком-

плекса правовых отношений, которые постоянно возникают в среде участников избирательного процесса.

На сегодняшний день, находясь на пути вектора совершенствования избирательной системы, государственным органам необходимо сотрудничать с гражданским сектором и международными партнерами. Крайне важно эффективно проводить глубокий системный анализ в целях устранения некоторых несовершенств действующих законов, более того, продолжать разрабатывать и принимать новые законы и практические меры для качественной реализации избирательных прав граждан республики.

В свете общемировой политической ситуации государству необходимо обратить внимание на совершенствование партий парламентского характера. Это возможно через основательное закрепление парламентаризма в качестве институтов выражения интересов личности. Перспективно обратить внимание на улучшение организации и финансирования выборов, их безопасность и борьбу с нарушениями в ходе процесса.

Иными словами, перед государством сегодня стоит задача закрепления и устойчивости указанного вектора реформирования избирательной системы. Это условие необходимо направить на повышение инклюзивности, легитимности процесса выборов в Кыргызской Республике.

На основе вышеизложенного можно говорить о том, что избирательное законодательство Кыргызской Республики за весь период суверенитета находилось на стадии активного формирования. По мнению А. Э. Эсенбаева, «последовательные изменения в избирательном законодательстве страны продемонстрировали способность к обновлению и актуализации при наличии соответствующих факторов и вызовов из вне» [7].

В условиях сегодняшнего политического дня мы понимаем, что избирательное право граждан Кыргызстана представляет собой своеобразную платформу для формирования сущности демократических процессов.

В целях повышения качества избирательного процесса необходимо определить долгосрочные и краткосрочные задачи. Они должны выстраиваться, основываясь на всех видах аналитического мониторинга. При этом необходимо опираться на интересы избирателя.

Хотелось бы отметить определенные положительные изменения в вопросах избирательной реформы в Кыргызской Республике. Проводимые законодательные изменения сегодня

признаны международным сообществом и высоко оценены гражданами страны.

В дальнейшем требуется продолжить организацию выборов, референдумов на основе законности и легитимности. Это позволит сформировать компромисс между народом и политической элитой. Высокий уровень сла-

женности и взаимопонимания приведет к развитию демократии в Кыргызской Республике.

Государство нуждается в строго системном избирательном законодательстве. Данная сфера позволит преодолеть разночтения общественных ожиданий демократических изменений и сложности организации избирательных процессов.

Список литературы:

1. Веденеев Ю. А. Политическая реформа и избирательный процесс в России // Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы. Москва: Институт государства и права РАН, 1995.

2. Гранкин И. В. Парламент России. Москва, 2001.

3. Джумабаев М. Д. Развитие избирательной системы Кыргызской Республики: монография. Бишкек, 2004.

4. Зулпиев Б. Р. Организация выборов парламента: особенности и проблемы // Вестник КРСУ. 2008. Т. 8. № 2.

5. Независимое наблюдение за выборами в Кыргызской Республике. URL: https:// www.usaid.gov/ru/kyrgyz-republic/fact-sheets/ nonpartisan-domestic-observation- elections (дата обращения: 20.05.2022).

6. Никитин В. В. Влияние избирательной системы на процесс трансформации общества и опыт Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2000.

7. Эсенбаев А. Э. Институт выборов в условиях трансформации политической системы в Кыргызстане: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Москва, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.