Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выборы / депутаты / Жогорку Кенеш Кыргызской Республики / избирательное законодательство / избирательная система / Конституция / Парламент референдум.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соодонбеков А.А.

C момента обретения независимости в Кыргызстане выборы проводились в неполноценной конкурентной среде и не всегда в соответствии с демократическими стандартами. В статье рассматриваются вопросы исторического развития избирательной системы в контексте изменений законодательства о выборах в Кыргызской Республике. Автором анализируются результаты современного этапа реформирования избирательной системы в свете дальнейшего ее совершенствования в условиях формирования демократического государства и гражданского общества в Кыргызской Республике. На сегодняшний день процесс трансформации избирательной системы Кыргызской Республики продолжается, она еще далека от совершенства. Актуальность приобретают вопросы определения эффективности современного избирательного процесса в Кыргызском государстве и необходимость их научного осмысления для выработки конкретных путей дальнейшего политической модернизации общества в сторону закрепления реально функционирующего избирательного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

СООДОНБЕКОВ Артур Амантурович,

адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, e-mail: artur.soodonbekov@bk.ru

Научный руководитель: СТЁПКИН Евгений Юрьевич,

к.ю.н., доцент, е-mail: mail@law-books.ru

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация. C момента обретения независимости в Кыргызстане выборы проводились в неполноценной конкурентной среде и не всегда в соответствии с демократическими стандартами.

В статье рассматриваются вопросы исторического развития избирательной системы в контексте изменений законодательства о выборах в Кыргызской Республике. Автором анализируются результаты современного этапа реформирования избирательной системы в свете дальнейшего ее совершенствования в условиях формирования демократического государства и гражданского общества в Кыргызской Республике.

На сегодняшний день процесс трансформации избирательной системы Кыргызской Республики продолжается, она еще далека от совершенства. Актуальность приобретают вопросы определения эффективности современного избирательного процесса в Кыргызском государстве и необходимость их научного осмысления для выработки конкретных путей дальнейшего политической модернизации общества в сторону закрепления реально функционирующего избирательного законодательства.

Ключевые слова: выборы, депутаты, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, избирательное законодательство, избирательная система, Конституция, Парламент референдум.

SOODONBEKOV Artur Amanturovich,

adjunct of the Department of State and Legal Disciplines of Academy of Management of Internal Ministry of Home Affairs of Russia.

Scientific adviser: STEPKIN Evgeniy Yurevich,

PhD in Law, Associate Professor

ON SOME ISSUES OF IMPROVING THE ELECTORAL SYSTEM IN THE KYRGYZ REPUBLIC

Annotation. Since independence, Kyrgyzstan's elections have been held in an imperfectly competitive environment and not always in accordance with democratic standards.

To date, the process of transformation of the electoral system of the Kyrgyz Republic continues, it is still far from perfect. The issues of determining the effectiveness of the modern electoral process in the Kyrgyz state and the need for their scientific understanding in order to develop specific ways for further political modernization of society in the direction of fixing a really functioning electoral legislation become topical.

The article deals with the historical development of the electoral system in the context of changes in the legislation on elections in the Kyrgyz Republic. The author analyzes the results of the current stage of reforming the electoral system in the light of its further improvement in the conditions of the formation of a democratic state and civil society in the Kyrgyz Republic.

Key words: elections, deputies, Jogorku Kenesh of the Kyrgyz Republic, electoral legislation, electoral system, Constitution, Parliament referendum.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-33-37 NIION: 2018-0076-10/22-1023 MOSURED: 77/27-023-2022-10-1221

Кыргызское общество на протяжении последних пяти-шести веков своей истории редко подчинялось власти единого правителя, кыргызы, разделенные по родам и племенам, жили в основном в условиях военной и общинной демократии, не имели централизованной власти и объединялись воедино лишь в исключительных случаях, для отражения внешней агрессии. В это время у кыргызских родов не было единого хана (правителя), власть никогда не передавалась по наследству от отца к сыну.

Главы родов и племен не правили самостоятельно, по важным общественным вопросам проводились народные курултаи (сход граждан), на этих курултаях проходились выборы. Выбирали родоправителей, предводителей войск. В принятии решения последнее слово оставалось за советом старейшин. Старейшины перед принятием важного решения всенародно обсуждали его, каждый аксакал (старейшина) прилюдно обосновывал свою инициативу или решение, при спорных моментах применялось простое голосование.

Это обстоятельство наложило свой отпечаток на психологию и правосознание народа, которое считало, что решение совета старейшин, принятое на курултае, априори взвешенное, справедливое, и по-другому быть не может. Предводитель рода или племени был исполнителем воли старейшин и, как правило, самостоятельных решений без консультаций с советом аксакалов не принимал.

Советская система управления и механизм принятия государственных решений в принципе не противоречил кыргызскому кочевому праву, так как все решения принимались коллегиально на кенешах (советах), депутатами которых, как правило, избирались люди, имевшие богатый жизненный опыт, особые заслуги перед обществом и государством.

С крушением советской государственной системы и обретением собственной государственности, 5 мая 1993 года была принята Конституция суверенной Кыргызской Республики [1]. В ней был реализован принцип сбалансированного разделения власти за счет системы сдержек и противове-сов[2].В соответствии с Конституцией Кыргызская Республика по форме правления стала парламентской республикой, несмотря на то, что в Кыргызстане еще до обретения суверенитета была введена должность главы государства - Президента республики.

В первые годы независимости государством фактически управлял Парламент, переименованный в Жогорку Кенеш (Верховный совет), где интересы народа продолжали представлять

советские государственные деятели, избранные в Верховный совет Киргизской ССР в 1990 году.

Прошедший в 1994 году всенародный референдум по внесению изменений в Конституцию республики привел к созданию двухпалатного парламента. Однако это было нецелесообразно для такого небольшого унитарного государства как Кыргызстан и повлекло за собой ослабление пар-ламента[3].

Как известно, в 1996, 1998 и 2003 годах Президентом Кыргызской Республики были инициированы и проведены референдумы по внесению изменений в Конституцию республики с целью усиления президентских полномочий и власти. Это вызывало обоснованную критику со стороны оппозиции, гражданского общества и создало предпосылки для возникновения политического кризиса 2005 года.

Политическому кризису 2005 года предшествовало то, что ряд оппозиционных политических деятелей, широко известных общественности, был отстранен от парламентских выборов, не получив даже возможности пройти регистрацию в качестве кандидатов. Итоги парламентских выборов подверглись критике общественности, оппозиции и международных институтов. Наблюдатели от Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ также признали, что голосование на парламентских выборах 2005 года в Кыргызстане не отвечало международным стандартам^].

Причинами двух неконституционных смен власти в 2005, а также в 2020 годах было именно недовольство оппозиции избирательной системой и грубые нарушения избирательного законодательства со стороны власти.

Партии и кандидаты, недовольные результатами парламентских выборов, смогли в 2005, а затем в 2020 году консолидировать недовольную часть общества и организовать неконституционную смену власти, отменив при этом результаты выборов в высший представительный орган страны, добившись отставки Президента и проведя новые выборы главы государства с выборами в парламент.

Вплоть до Конституции Кыргызской Республики 2010 года[5], которая была принята после неконституционной смены власти, в Кыргызской Республике применялась мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Основным предметом общественных дискуссий вокруг этапа конституционной реформы в Кыргызстане после принятия Конституции 2010 года стал вопрос о повышении роли народа и его представителей в формировании и контроле институтов государственной власти [6, с.184]. Территория республики тогда делилась на избирательные

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

округа, их число постоянно менялось в зависимости от количества депутатов парламента, которое также менялось, как менялась и сама структура парламента, которая сначала была однопалатной, затем в соответствии с изменениями и дополнениями в Конституцию 1994 года - двухпалатной, и обратно однопалатной в соответствии с изменениями и дополнениями в Конституцию в 2003 году.

В связи с принятием Конституции Кыргызской Республики 2010 года был принят Конституционный закон Кыргызской Республики от 2 июля 2011 года № 68 «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» [7], однопалатный парламент стал избираться на основе пропорциональной избирательной системы.

Законодатели на тот момент решили, что выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства дискредитировали себя и не устраивают граждан по причине несправедливости избирательной системы, в результате чего от округов депутатами становились материально обеспеченные люди, за счет подкупа голосов избирателей, а также ставленники властей, которые использовали административный ресурс. Уже с первого созыва парламента, избиравшегося по мажоритарной системе, наблюдалась тенденция роста среди депутатов удельного веса лиц из бизнес-структур и чиновников, который в V созыве почти достиг 62%. Это приводило к тому, что депутатский корпус больше занимался лоббированием своих интересов[8]. Неспособность парламентариев принимать качественные законы, при том, что законотворческой работой, как правило, занимается небольшая группа депутатов, упоминалась как еще одна проблема в парламентской практике Кыргызстана[9, с.11-12].

Для преодоления вышеуказанных негативных проявлений инициаторами конституционной реформы 2010 года было принято решение внедрить пропорциональную избирательную систему, путем голосования за списки политических партий.

Пропорциональная избирательная система по идее была призвана положить конец несправедливой системе выборов в парламент страны. Голосование за партийные списки, по мнению законодателя того времени, должно было изжить систему подкупа голосов и минимизировать использование административного ресурса в мажоритарных округах.

Изменение системы в первую очередь призвано было перевести процесс борьбы «кошельков» за мандат депутата, на борьбу идей, предложенных политическими партиями.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Однако, в парламент пятого и шестого созывов, избранных по пропорциональной избирательной системе продолжали избираться материально обеспеченные люди. Теперь чтобы занять места в первой десятке избирательного списка политической партии, которая имела шанс избраться, будущие депутаты, имеющие финансы, стали подкупать не избирателей, а лидеров политических партий. Лидеры политических партий также оказались заинтересованы в финансах таких кандидатов, так как им нужны были деньги на проведение избирательной компании.

Таким образом, в парламент страны снова стали приходить далеко не лучшие представители народа и не самые известные политики.

Так, по результатам телефонного социологического опроса, проведенного с 13 по 19 июля 2017 года НПО «Коалицией за демократию и гражданское общество» для выявления степени социальной активности и гражданского участия кыргы-зстанцев, а также уровня их доверия избирательной системе, оказалось, что 39,6 % респондентов выразили недоверие существующей избирательной системе. Однако, большинство опрошенных респондентов, а именно 42,4 % высказались о доверии к действующей избирательной системе и только 18 % опрошенных затруднились отве-тить[10].

Низкие рейтинги Парламента V и VI созывов подвигли депутатов на новые законодательные инициативы. В 2018 году был разработан законопроект о внесении изменений в избирательное законодательство.

Одновременно при разработке нового законодательства учитывалось мнение общества о том, что при пропорциональной системе, когда народ голосует за представителей политических партий по единому списку, стало трудно определиться, кто из депутатов Жогорку Кенеша конкретно представляет избирателей той или иной местности.

Указанные инициативы, а также учет мнения общественности привели к тому, что 26 августа 2021 года были приняты изменения в Конституционный закон Кыргызской Республики от 2 июля 2011 года № 68 «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» [11].

Изменения в вышеуказанный Конституционный закон были обусловлены положениями новой Конституции, принятой на референдуме в 2021 году[12], и привели к дальнейшей трансформации избирательной системы. Был осуществлен переход от пропорциональной избирательной системы (выборов по партийным спискам) к смешанной избирательной системе, где из 90 депутатов парламента 36 депутатов избираются по мажоритар-

ной системе абсолютного большинства, а 54 депутатов продолжают избираться по пропорциональной системе, когда избиратель голосует не только за политическую партию, но и голосует также за конкретного кандидата из списка политической партии. Таким образом, избирательная система стала смешанной, выборы в парламент впервые прошли по мажоритарной и преференциально-пропорциональной избирательной системам. Насколько эта система оправдает себя на практике - покажет время.

Избирательная система в Кыргызской Республике на сегодня проходит активную фазу своего развития. Говорить о решении всех проблем в этой сфере пока рано, но государство предпринимает дальнейшие меры на пути внедрения справедливой системы формирования органов власти и местного самоуправления.

Список литературы:

[1].Конституция Кыргызской Республики от 5 мая 1993 года (введена в действие Законом Кыргызской Республики от 5 мая 1993года N 1186-XII) //-URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/1/10?cl=ru-ru (дата обращения 08.05.2022)

[2].А. Эркебаев «О Конституции и референдуме». Статья в рубрике «Мнения» новостного портала AKIpress. //- URL: http://mnenie.akipress. org/unews/un_post:18660 (дата обращения 07.05.2022)

[3]. А. Эркебаев «О Конституции и референдуме». Статья в рубрике «Мнения» новостного портала AKIpress. //- URL: http://mnenie.akipress. org/unews/un_post:18660 (дата обращения 07.05.2022)

[4]. Асель Талгарбек «Что нужно знать о революциях в Кыргызстане. Почему они произошли и как повлияли на жизнь стра-ны».//-URL:https://masa.media/m/site/chto-nuzhno-znat-o-revolyutsiyakh-v-kyrgyzstane (дата обращения 07.05.2022)

[5]. Конституция Кыргызской Республики от 5 мая 1993 года в ред. Закона КР «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 27 июня 2010 года // Газета «Эркин-Тоо»,№ 59. 02.07.2010.

[6].Д.М. Усенбаев. О некоторых вопросах формирования правового демократического государства в Кыргызской Республике// Роль России в формировании системы международной безопасности: история и современность (к 200-летию Венского конгресса): Сб. трудов Всеросс. науч.-практ. конф. - М.: Академия управления МВД России, 2015. С. 184-188.

[7]. Конституционный закон Кыргызской Республики от 2 июля 2011 года № 68 «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». //- URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/203244?cl=ru-ru (дата обращения 01.11.2022)

[8]. Исследование на тему: Жогорку Кенеш: вопросы эффективности и прозрачности. Бишкек - 2012 г. //-URL:http://elpikir.kg/projects/24-zhogorkukenesh-voprosy-effektivnostii-prozrachnosti.html (дата обращения 01.10.2022)

[9]. Абдукадыров К.А. О депутате кыргызского парламента и его полномочиях/ К.А. Абдукадыров // Вестник Академии МВД Кыргызской Республики им. генерал-майора милиции Алиева Э.А. 2009. - № 11 (ч.2). С. 8-22.

[10]. Результаты социологического опроса на тему: «Степень гражданской активности и доверие к избирательной системе и государственным институтам», проведенного НПО «Коалиция за демократию и гражданское общество. // Газета «Демократ». - № 2 (98). 28.07.2017.

[11]. Конституционный закон Кыргызской Республики от 26 августа 2021 года № 103 «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики от 2 июля 2011 года № 68 «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».//- URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/112284?cl=ru-ru (дата обращения 01.11.2022)

[12]. Закон Кыргызской Республики от 5 мая 2021 года № 59 в ред. Закона КР «О Конституции Кыргызской Республики» //- URL: http://cbd. minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112213?cl=ru-ru ( дата обращения 01.10.2022)

Spisok literatury:

[1]. Konstituciya Kyrgyzskoj Respubliki ot 5 maya 1993 goda (vvedena v dejstvie Zakonom Kyrgyzskoj Respubliki ot 5 maya 1993goda N 1186-XII) //-URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/1/10?cl=ru-ru (data obrashcheniya 08.05.2022)

[2]. A. Erkebaev «O Konstitucii i referendume». Stat'ya v rubrike «Mneniya» novostnogo portala AKIpress. //- URL: http://mnenie.akipress.org/unews/un_ post:18660 (data obrashcheniya 07.05.2022)

[3]. A. Erkebaev «O Konstitucii i referendume». Stat'ya v rubrike «Mneniya» novostnogo portala AKIpress. //- URL: http://mnenie.akipress.org/unews/un_ post:18660 (data obrashcheniya 07.05.2022)

[4]. Asel' Talgarbek «CHto nuzhno znat' o revolyuciyah v Kyrgyzstane. Pochemu oni proizoshli i kak povliyali na zhizn' strany».//-URL:https://masa. media/ru/site/chto-nuzhno-znat-o-revolyutsi-yakh-v-kyrgyzstane (data obrashcheniya 07.05.2022)

[5]. Konstituciya Kyrgyzskoj Respubliki ot 5 maya 1993 goda v red. Zakona KR «O novoj redakcii Konstitucii Kyrgyzskoj Respubliki» ot 27 iyunya 2010 goda // Gazeta «Erkin-Too»,№ 59. 02.07.2010.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

[6]. D.M. Usenbaev. O nekotoryh voprosah formirovaniya pravovogo demokraticheskogo gosu-darstva v Kyrgyzskoj Respublike// Rol' Rossii v formirovanii sistemy mezhdunarodnoj bezopasnosti: istoriya i sovremennost' (k 200-letiyu Venskogo kon-gressa): Sb. trudov Vseross. nauch.-prakt. konf. - M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2015. P. 184188.

[7]. Konstitucionnyj zakon Kyrgyzskoj Respub-liki ot 2 iyulya 2011 goda № 68 «O vyborah Prezi-denta Kyrgyzskoj Respubliki i deputatov ZHogorku Kenesha Kyrgyzskoj Respubliki». //- URL: http://cbd. minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/203244?cl=ru-ru (data obrashcheniya 01.11.2022)

[8]. Issledovanie na temu: ZHogorku Kenesh: voprosy effektivnosti i prozrachnosti. Bishkek - 2012 g. //-URL:http://elpikir.kg/projects/24-zhogorkuke-nesh-voprosy-effektivnostii-prozrachnosti.html (data obrashcheniya 01.10.2022)

[9]. Abdukadyrov K.A. O deputate kyrgyzskogo parlamenta i ego polnomochiyah/ K.A. Abdukadyrov // Vestnik Akademii MVD Kyrgyzskoj Respubliki im.

general-majora milicii Alieva E.A. 2009. - № 11 (ch.2). P. 8-22.

[10].Rezul'taty sociologicheskogo oprosa na temu: «Stepen' grazhdanskoj aktivnosti i doverie k izbiratel'noj sisteme i gosudarstvennym institutam», provedennogo NPO «Koaliciya za demokratiyu i grazhdanskoe obshchestvo. // Gazeta «Demokrat». - № 2 (98). 28.07.2017.

[11]. Konstitucionnyj zakon Kyrgyzskoj Respubliki ot 26 avgusta 2021 goda № 103 «O vnesenii izmenenij v konstitucionnyj Zakon Kyrgyzskoj Respubliki ot 2 iyulya 2011 goda № 68 "O vyborah Prezi-denta Kyrgyzskoj Respubliki i deputatov ZHogorku Kenesha Kyrgyzskoj Respubliki".//- URL: http://cbd. minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112284?cl=ru-ru (data obrashcheniya 01.11.2022)

[12]. Zakon Kyrgyzskoj Respubliki ot 5 maya 2021 goda № 59 v red. Zakona KR «O Konstitucii Kyrgyzskoj Respubliki» //- URL: http://cbd.minjust. gov.kg/act/view/ru-ru/112213?cl=ru-ru ( data obrashcheniya 01.10.2022)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.