Научная статья на тему 'К вопросу о классификации символических средств воспитания'

К вопросу о классификации символических средств воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манасова Галина Николаевна

В статье рассматриваются различные подходы к классификации символических средств, применяемых в педагогической деятельности, раскрывается воспитательная сущность каждого вида символов и возможности его использования в качестве носителя идейноценностной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации символических средств воспитания»

ет влияние на мотивацию достижения успеха в его профессиональной деятельности.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия, которое реализуется через содействие педагогов и школьников. Педагогическое взаимодействие можно представить как конгруэнтное содействие педагогов и школьников в педагогической системе. Именно поэтому конгру-ентное содействие в диаде «педагог-школьник» составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно представляет собой целенаправленный контакт воспитателей и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в структуре их личности, в поведении, деятельности и взаимоотношениях. При этом происходит целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к саморазвитию.

В качестве вывода необходимо подчеркнуть, что конгруэнтное содействие педагога и школьника приводит к развитию обеих сторон диады и к гуманизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.

Эксперимент по исследованию гуманизации учебно-воспиательного процесса проводится на базе МОУ гимназии № 25 г. Костромы, где в настоящее время одновременно взаимопродуктив-но сосуществуют две площадки:

- городская ЭП от Управления образованием и КГУ им. Н.А. Некрасова по теме «Теория и технология создания ситуаций успеха в образовательном процессе» («Теория и практика «педагогики встречных усилий»);

- ЭП от Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания РАО и Минтруда России (договор № 52/14 от 30.06.2003) по теме «Гуманизация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе».

Г.Н. Манасова

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ СИМВОЛИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ

Преамбула. В статье рассматриваются различные подходы к классификации символических средств, применяемых в педагогической деятельности, раскрывается воспитательная сущность каждого вида символов и возможности его использования в качестве носителя идейноценностной информации.

Сегодня большую социальную значимость имеет вопрос выявления путей осмысления и интериоризации взрослеющим человеком системы гуманистических ценностей, составляющих основу всякой культуры.

Основным средством сохранения и передачи духовно-практического опыта человечества является язык, который в качестве способа существования культуры необычайно многолик. Символы выделяются среди прочих языковых средств способностью емко, наглядно и образно выражать духовные и материальные ценности. Символика является древнейшим инструментом познания человеком мира и самого себя, то есть выступает своеобразным связующим звеном между многообразием культурных достижений и индивидуальным личностным опытом, содействуя его обогащению и формированию ценностных ориентиров поведения.

Символические средства, используемые в педагогической деятельности, весьма разнообразны, что обусловливает необходимость выделения и рассмотрения различных подходов к их классификации.

Наиболее заметным основанием для дифференциации символов является способ их внешнего выражения. Материальная, чувственно воспринимаемая оболочка символа играет значительную роль в его способности передавать идейно-ценностное содержание и потому становится определяющим фактором для разграничения символических средств воспитания. По данному критерию выделяют зрительные, звуковые, словесные и кинетические символы.

Визуальные символы передают идейно-ценностную информацию путем их зрительного восприятия. Внутри данной группы различают предметные и изобразительные символы. К предметным символам относятся любые материальные

68

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

© Г.Н. Манасова, 2007

объекты, наделенные, помимо утилитарного назначения, особым символическим смыслом и соответствующими ему функциями. Предметная символика, если рассматривать ее в широком, историческом и современном педагогическом контексте, необычайно многолика: амулеты и обереги, которым наши далекие предки придавали большое воспитательное значение, средневековая книга, орден, хоругвь, вымпел, форменная одежда, гимназические банты, шнурки, ленты, кондуитивная книга, пионерские галстук и знамя, гирлянда славы, медали, флаги, памятники культуры, а также всякий другой предмет, который в созданной ситуации воспитания приобретает определенный символический функционал. Изобразительные символы представляют собой наглядно-образное воспроизведение предметов и явлений действительности, которое опосредованно передает некое идейно-ценностное содержание. К данной группе можно отнести герб (государства, школы, семьи, детского объединения), значок (пионерский, гимназический, школьный), эмблемы (класса, отряда, группы по интересам), штандарты, плакаты, виньетки и пр. Визуальная символика содержит большие стимулирующие возможности создания эмоционально-насыщенного фона воспитывающей деятельности.

Ценностная сущность звуковых символов раскрывается в процессе их непосредственного слухового восприятия. В данную группу входят гимны (государства, школы, общественного объединения и т.п.) и другие музыкальные произведения, написанные в духе гимнов, школьный звонок и прочие звуковые сигналы, имеющие символическое значение и выполняющие роль регуляторов в учебно-воспитательном процессе.

Область пересечения визуальной и звуковой символики занимают словесные символы. К ним относятся лозунги, девизы, словесные формулы, клятвы, речевки, а также звания (пионера, гимназиста, студента и т.д.), имя, присвоенное человеку, почетное имя (отряда, класса, дружины), названия (отряда, группы по интересам, детского объединения), а также всякое слово, наделенное особым символическим смыслом. Главным отличительным признаком таких символов является слово, произнесенное и услышанное, или написанное и прочитанное, но всегда значимое.

В основе кинетической символики лежат жесты, движения, действия, совершаемые человеком с целью передачи идейно-ценностной инфор-

мации. По утверждению Э. Фромма, «тело - это символ, выражающий наше внутреннее состояние. Поэтому окружающие часто распознают настроение человека по его мимике и жестам» [5, с. 315]. А.Ф. Лосев, называя кинетические символы человечески-выразительными, пишет, что «человек вольно или невольно выражает внешним образом свое внутреннее состояние, так что его внешность в той или иной мере всегда символич-на для его внутреннего состояния» [3, с. 458]. К данной группе символов относятся: символический жест, ритуал, церемония.

Символический жест - это знаковое действие, производимое головой, рукой, телом, выражающее ценностное отношение. К подобным жестам относятся приветствия (рукопожатие, кивок головой), прощания, цепь соединенных в пожатии рук, поклоны и т.п.

Ритуал - более сложная форма символического действия, используемая в различных типах социального поведения, в том числе и в области воспитания как средство закрепления ценностного отношения личности (или группы) к почитаемым объектам, особо значимым этапам общественной (школьной) или личной жизни, а также закрепления статуса и принадлежности к определенной группе. Ритуал с древнейших времен присутствует в процессе воспитания. Вспомним ритуал инициации (посвящение во взрослую жизнь), присвоение имени, посвящение в эйрены юношей - спартанцев, обряд сечения розгой как научение страху божьему в средневековой школе, посвящение в рыцари, в гимназисты, а также многочисленные ритуалы Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина (пионерская линейка, вынос красного знамени, подъем и спуск флага, смена почетного караула у знамени, пионерский призыв и салют), многие из которых в преобразованном виде существуют и в современной школе: торжественная линейка, вынос и подъем государственного и школьного флага, ритуал первого и последнего звонка и т.д.

По мнению Ю.А. Левады [2, с. 458], ритуалы выражают значимость приобщения личности к определенному социальному сообществу (классу, группе, объединению) и перехода от индивидуальных к коллективным ценностям. Символическая сущность ритуала наделяет его богатыми воспитательными возможностями интеллектуального, духовного и коммуникативного развития личности.

Наиболее сложным способом символизации действий и поведения является церемония, которая, по определению Н.Е. Щурковой, представляет собой «строго соблюдаемый распорядок последовательных действий, каждое из которых имеет свой внутренний смысл» [4, с. 67]. Таким образом, церемония есть упорядоченная совокупность ритуальных актов.

Рассмотрение кинетических символических средств воспитания позволяет отметить иерархичность их соотношения друг с другом. Символический жест может быть как самостоятельным действием, так и одним из компонентов ритуала. В то же время ритуал, являясь автономным символическим актом, иногда становится составным элементом церемонии.

Анализ видов символических средств воспитания, дифференцируемых по способу внешнего выражения дает представление об особенностях функционирования каждого вида в процессе воспитания и приводит к заключению о взаимодополнении визуальных, звуковых, словесных и кинетических символов. В практике школьного воспитания для достижения наибольшего эффекта целесообразно их использовать в совокупности.

В качестве следующего основания для классификации символов, присущих воспитанию, выступает «широта символического поля» [4, с. 45]. Под символическим полем понимается круг людей, охваченных знанием тайны символического значения, а также его ценностно-смысловой энергетикой. По широте символического поля различают общечеловеческие и универсальные, государственные и национальные, региональные, групповые, возрастные, семейные и личные символы.

Общечеловеческая символика доступна пониманию каждого сознательно мыслящего человека. Белый голубь - символ мира, сова - символ мудрости, огонь Прометея - символ олимпийской спортивной доблести и отваги - эти и другие символы выражают наивысшие ценности жизни, открытые в ходе истории человечества на Земле. Существующие сами по себе и включенные в процесс воспитания, они становятся средством интериоризации данных ценностей.

Идейно-ценностное содержание универсальных символов изначально скрыто, но потенциально заключает в себе богатые возможности реализации различных воспитательных смыслов. Как пишет А.Ф. Лосев, «природа, общество и весь мир, чем они глубже воспринимаются и изуча-

ются человеком, тем более наполняются разнообразными символами, получают разнообразные символические функции, хотя сами по себе и объективно они вовсе не являются только нашими символами» [3, с. 194]. Таким образом, символом может стать любой предмет окружающей действительности. Открыть в объекте действительности идею человека - значить привнести в него ценности, которая не существует вне человеческого сознания, раскрыть его символический смысл: книга - источник знаний и духовного обогащения, часы - средство заботы о времени других людей, цветок - источник красоты, символ любви, поклонения и т.д.

Государственная символика, к которой относятся, прежде всего, флаг, герб и гимн, входит в содержание патриотического воспитания и понимания самобытности традиций и культуры родной страны. Большое значение в организации работы по изучению государственной символики России придается предметам гуманитарного (литературное чтение, русский язык, история, музыка, изобразительное искусство) и естественного цикла (природоведение и география), а также занятиям, посвященным воспитанию патриотизма, таким как «Урок России», «Урок гражданственности».

В научной литературе нередко необоснованно отождествляются государственные и национальные символы. Национальные символы формируются в недрах народного самосознания в течение длительного исторического периода. Национальные символы, в отличие от государственных, менее официальны и более многочисленны, так как творцом таких символов, как береза, Царь-пушка, матрешка и других, является народ. Национальные символы, как и государственные, отражают культурное своеобразие и традиции нации и служат целям патриотического воспитания.

Сужение широты символического поля позволяет вести речь о символах региональных. Равно как государственные и национальные символы содействуют воспитанию любви к Родине большой, региональные символы при включении их в процесс воспитания способны вызывать те же чувства по отношению к родине малой - месту рождения человека.

Групповая символика объединяет узкий круг лиц, ограниченный возрастными, социальными, пространственными или профессиональными

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

рамками, выражая идеалы, устремления данной общности. Примером группы, в которой функционирует подобная символика может быть коллектив класса, детское объединение, ученический, педагогический совет, образовательное учреждение. Заметным явлением в сфере воспитательных отношений стало возрождение и возникновение в настоящее время детских общественных объединений с присущей им символикой и атрибутикой. К символам-носителям идейно-ценностного содержания деятельности детских общественных объединений относятся: его название, девиз, флаг, герб, гимн, эмблема, элементы единой формы одежды (галстуки, ленты, косынки); индивидуальные знаки отличия (значки, визитки).

Наличие групповых символов не отрицает существования личной символики. К ней относятся материальные объекты и явления действительности, вызывающие у личности определенные воспоминания, эмоциональные переживания, размышления. Как пишет П.М. Золин, личные и семейные символы являются «памятными знаками нашей души»: «Имя человека, его облик, нередко запечатленный в фотографиях, картинах, скульптурах, его личные вещи, плоды его труда, места, где он жил или бывал, образы его родных и близких - все предстает в диалектическом единстве памятников и символов, воздействует на самого человека и его окружающих» [1, с. 51]. Таким образом, личная символика глубоко индивидуальна, и то, что является символом для одного человека, может не иметь никакого значения для другого.

Рассмотрение классификации символов по широте символического поля обнаружило целостную систему символических средств воспитания, элементы которой, каждый на своем уровне и все в совокупности, обеспечивают интери-оризацию взрослеющим человеком ценностей культуры.

В качестве еще одного основания для дифференциации символов можно назвать сферу применения в педагогической деятельности. По данному критерию выделяют следующие виды символов: символы дошкольного и школьного воспитания, символы семейного воспитания и народной педагогики, символы вузовского образования и педагогической науки. Таким образом, эта классификация определяет стороны и аспекты педагогической деятельности, в которых символы создаются и функционируют.

Символы различны и по их социальной ценности. Социально-ценностные символы выражают позитивные смыслы и идеи добра, красоты, истины и справедливости. Асоциальные символы несут в себе лжеценности. Как отмечает Н.Е. Щуркова [4], воспитатель обращается в своей деятельности к социально-ценностным символам, но при этом он должен уметь раскрывать содержание социальных символов, чтобы предостеречь подрастающее поколение от следования целям и принципам заложенным в них.

Выводы

Свойство символов нести социально и лич-ностно ценное содержание позволяет рассматривать их в качестве продуктивного средства, необходимого для решения различных задач воспитания подрастающего поколения. Главным условием полноценного осмысления идейно-ценностного наполнения символики является целенаправленное и систематическое включение ее в процесс педагогического взаимодействия.

Рассмотрение целого ряда оснований для классификации символов (способ внешнего выражения, широта символического поля, сфера применения в педагогической деятельности, социальная значимость) создает условия для формирования мировоззрения и развития личности в педагогическом процессе.

Безусловно, приведенный выше перечень оснований для дифференциации воспитательных и педагогических символов не является исчерпывающим и единственно возможным. Мы ограничились выбором тех критериев классификации символов, которые позволяют с достаточной глубиной раскрыть их воспитывающий и ценностно-познавательный потенциал.

Библиографический список

1. Золин П.М. Педагогические символы и реальность // Советская педагогика. - 1990. - №6. -С. 49-54.

2. Левада Ю.А. Ритуал // Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М.: Мысль, 2001. - С. 458.

3. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1976. - 367 с.

4. Потанина Л.Т., Щуркова Н.Е. Символика поведения. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 96 с.

5. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. - 429 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.