ISSN 2304-120X
Курбатов В. П., Верещагина И. М. Значение праздничной символики // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15147. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15147.htm. - ISSN 2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
ART 15147
УДК 7.045
Курбатов Владимир Петрович,
кандидат культурологии, г. Кемерово [email protected]
Верещагина Ирина Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Томский государственный архитектурно-строительный университет», г. Томск [email protected]
Значение праздничной символики
Аннотация. В статье рассматривается знаковая система праздника. Определено понятие праздничного символа, и выявляются его характеристические особенности. Названы конкретные предметы, и приведено их символическое значение в соответственных обрядах. Рассмотрены основные характеристические и функциональные особенности символа в празднике. Определяются типы, формы и функции праздничного символа.
Ключевые слова: знак, символ, праздничная символика, функциональность. Раздел: (05) филология; искусствоведение; культурология.
Истоки современных ритуалов, праздников и церемоний отображены в древней символике. Символ - это концентрированно выраженный культурно-личностный смысл или ценность социального бытия как наиболее глубокой сущности мира. Он всегда результат соотношения материального и идеального. Символы всегда выступали и выступают необходимым условием формирования и воспроизводства человеческой культуры, они служат основой культурного наследия прошлого будущему.
Понимать праздничную культуру - значит понимать ее семиотику - знаковую систему - как код, уметь устанавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них. Под словом «текст» в культурологии понимается любой объект (художественное произведение, вещь и т. д.), рассматриваемый как носитель информации. В связи с этим нам представляется важным эксплицировать понятие праздничного символа, его типы, формы и функции, а также выявить его характеристические особенности.
Роль знаков в практической и познавательной деятельности значительна. Способность человека к символической деятельности, его символическая активность, имманентно присущая человеческой природе, становятся, согласно исследованиям Э. Кассирера, источником генезиса всех форм социально-культурной реальности во всем ее разнообразии. Соответственно, культура есть система символических форм, система знаков. По определению Э. Кассирера, человек представляет собой символическое животное, так как только человек систематически использует в своей жизни знаки.
Праздник, без сомнения, можно рассматривать как знаковую систему. Совокупность знаков для субъекта праздничного действия служит иконическими знаками (форма и содержание сходны качественно или структурно), индексами (различного рода указатели), символами (например, «голубь мира» или олимпийский факел, созданный специально для церемонии открытия Олимпийских игр).
Особую значимость в праздничном действии играют языковые знаки. Языковой знак - это единица языка (морфема, слово, словосочетание или предложение), служащая для обозначения предметов или явлений действительности и их отношений, а
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Курбатов В. П., Верещагина И. М. Значение праздничной символики // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15147. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15147.htm. - ISSN 2304-120X.
также для обозначения отношений между элементами языка в составе сложных знаков; выразитель данного языкового значения состоит из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Языковой знак имеет два основных свойства. Первое заключается в произвольности связи между означающим и означаемым, т. е. в отсутствии между ними внутренней, естественной связи. Второе свойство языкового знака состоит в том, что означающее обладает протяжённостью в одном измерении (во времени). Тем самым для праздничного действия существенным становится функция языкового знака создавать не только понятие, но и акустический образ. Знак становится таковым, когда он приобретает значимость в системе, точнее, когда он занимает определенное место в системе противопоставлений. Немотивированный характер взаимосвязи между понятием и его акустическим образом задает для режиссера праздника, для его участников возможность создания огромного разнообразия форм для того, чтобы донести до каждого присутствующего на празднике его экзистенциальную основу, его содержание.
Данное положение генетически восходит к исследованиям Ф. Соссюра о произвольности языкового знака по отношению к обозначаемому объекту, об автономном существовании языка: «...единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя» [1]. Определение специфики функционирования знаков в праздничном действии может опираться на положения Ч. У. Морриса, разработанные им в теории поведения как реакции на знаки. На основе разных способов обозначения он выделяет пять типов знаков: знаки-идентификаторы (т. е. те, которые отвечают на вопрос «где?»); знаки-десигнаторы (знаки, отвечающие на вопрос «что такое?»); оценочные (связанные с предпочтением, отвечающие на вопрос «почему?»; пре-скриптивные (отвечающие на вопрос «как?»); формирующие, или знаки систематизации (направляющие поведение интерпретатора в отношении других знаков) [2].
Идентификаторы локализуют в пространстве и во времени уже обозначенные объекты, поэтому пять указанных типов можно свести к последним четырем. Вместе с тем знаки различаются не только по способу обозначения, но и по способу использования. Таких способов как минимум четыре: информационный, ценностный, стимулирующий и систематизирующий, тем самым формируется основа для определенного использования знака, для конструирования такого знака для праздника, который бы наиболее эффективным способом выполнял информационную, ценностную, стимулирующую и консолидирующую функции, что является методологическим основанием протекания праздничного действия.
Действительно, попадая в систему праздника, знаки приобретают дополнительные качества, которые определяются их местом в этой системе и зависят от того, какой вес в ней они имеют, поэтому вне системы (на чем настаивают и Соссюр, и Моррис) мы можем говорить лишь о знаке как таковом по его связям с означаемым или по его воздействию на человека, но не по его связям с другими знаками или об уровнях его интерпретации в связи с динамикой состояния семиотической системы.
Любой знак, включенный в систему праздника, несет как свое внешнее (по отношению к системе) значение, так и определенный внутрисистемный смысл. Последний как раз и подразумевает указание на то место, которое тот или иной знак занимает в системе (или же получает конкретное значение благодаря месту, занимаемому в системе), и на его связь с другими знаками системы. Наилучшим образом такой двойственный характер знака выражен в лингвистике, где за каждым словом закреплено его энциклопедическое значение (внешнее значение, отражающее связь знака с референтом) и смысловое (внутрисистемное) содержание.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Курбатов В. П., Верещагина И. М. Значение праздничной символики // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15147. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15147.htm. - ISSN 2304-120X.
Таким образом, существенным для нас является синтетическое определение знака. Знак - нечто (предмет, звук, запах, тактильность, вкус), заменяющее реальные предметы или явления и несущие определенную эмоционально действенную информацию. Данное понимание знака становится основанием для моделирования символов праздничного действия.
Символы представляют собой такие знаки, которые позволяют усмотреть за знаком или чувственным образом скрытый, более глубокий смысл, в основе которого лежит нечто духовное, невидимое и невыразимое. Символические действия суть отражения той стадии развития, когда мысль ищет конкретных образов и вращается в кругу абстрактных понятий не иначе как при помощи внешних, доступных чувствам знаков, соответствующих тому или другому понятию по сходству, по аналогии для обыкновенной, нормальной ассоциации идеи.
Свойство символа - вызывать простым знаком целый ряд представлений, не переходя, подобно аллегории, в область абстрактного, действует в высшей степени возбуждающе на наше чувство, следовательно, он обладает эстетическими свойствами. Символ является дальнейшим усилением образа или метафоры; он не только заменяет одно представление другим, однородным ему представлением, но дает представление с более богатым содержанием, чем первоначальное. Символ способен вызывать в человеческом сознании образ, идею или чувство. Он более многозначен, эмоционален и ассоциативен. Например, березка, символ России, становится центральным знаком определенных праздников, поскольку выполняет функцию создания эмоционального, ассоциативного праздничного мира.
Отметим, что роль символа в празднике аналогична роли символа в религиозном ритуале, который впоследствии становится составляющей любой социально-культурной деятельности, и в частности праздника.
Специальному обсуждению ритуальных символов посвятил одну из своих работ В. Тэрнер. «Ритуальный символ, - пишет он, - это мельчайшая единица ритуала, сохраняющая специфические особенности ритуального поведения, элементарная единица специфической структуры в ритуальном контексте» [3]. Символы необходимо соотносить с «ритуальными циклами», совокупностью всех ритуалов и с «культурными темами», находящими свое выражение в этих ритуалах. Любой ритуальный символ, доминантный в особенности, имеет множество, целый «веер» значений (significata), одно или взаимосвязанную группу которых он и реализует в разных ритуалах. Значение, а следовательно, и символ как таковой возникает только в ритуале; вне ритуала он способен всего лишь напоминать об этом ритуале (ритуалах). Иными словами, у ритуального символа - ритуальное значение и установить его можно только через определение того действия, которое в процессе ритуала производит символ (или производится символом).
Так, «веер значений», в которых может участвовать некоторый объект (действие, событие), становясь символом, детерминируется его аналоговыми и ассоциативными возможностями соотнесения с другими объектами в контексте тех или иных ритуалов.
Рассмотрев роль символа в ритуале, мы приходим к выводу, что реальность является основой генезиса символа. Аналогично, реальность празднуемого события становится основой праздничной символики. При этом праздник является тем особым миром, в котором происходит передача информации, необходимой для жизнедеятельности человека. Данная информация в празднике кодируется посредством специфических символов. В основе ритуала как исходной подсистемы праздника лежит символ, отображающий реальный предмет, явление, событие, причем символ начинает воздействовать на участников праздника в момент сопоставления его с реальностью.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Курбатов В. П., Верещагина И. М. Значение праздничной символики // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15147. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15147.htm. - ISSN 2304-120X.
В основе церемонии, следующей составляющей праздника, тоже лежит символ. Например, шестнадцатому патриарху Московскому и всея Руси Кириллу при церемонии инаугурации вручили основные символы патриарха. Его облачили в зеленую мантию, патриарший белый куколь и вручили посох как символ пастырского служения, первосвятителя. Еще пример: церемония инаугурации президента Российской Федерации проводится на тридцатый день после того, как Центральная избирательная комиссия огласит официальные результаты голосования. Церемония с 2000 г. проводится 7 мая. Она проходит в Большом Кремлёвском дворце и начинается с исполнения президентским оркестром торжественной музыки. В Андреевский зал проходят знаменосцы с Государственным флагом России, а также знаками государственной власти и Конституцией РФ. На подиум поднимается председатель Конституционного суда и председатели Госдумы и Совета Федерации. В 11:55 избранный президент прибывает в Большой Кремлевский дворец через Спасские ворота в сопровождении кортежа. С первым ударом курантов и под звуки фанфар он проходит в Андреевский зал и поднимается на подиум. Председатель Конституционного суда просит избранного президента принести присягу. Президент произносит присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Председатель Конституционного суда вручает президенту символы власти и объявляет о его вступлении в должность. В зале звучит Государственный гимн России, а над куполом президентской резиденции в Кремле поднимается штандарт главы государства.
Символы президентской власти сегодня - это штандарт и знак президента РФ. Штандарт - это квадратное полотнище, обрамленное золотой бахромой, в цветах российского флага с золотым изображением Государственного герба РФ. На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством президента и датами его пребывания на посту.
Знак президента РФ представляет собой копию ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени: золотой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый рубиновой эмалью. На лицевой стороне креста в центре -накладное изображение Государственного герба. Цепь знака, состоящая из семнадцати звеньев, изготовлена из золота и серебра и покрыта эмалью. На оборотной стороне звеньев цепи выгравированы фамилия, имя, отчество каждого президента Российской Федерации и год его вступления в должность.
Приведенные примеры говорят о том, что в церемонии, как и в ритуале, ведущая роль принадлежит символу. Вместе с тем если мы обратимся к обряду как элементу праздника, то увидим ту же ведущую роль символа. Для наглядности рассмотрим символы обряда бракосочетания.
Кольцо. Обрядовое использование на свадьбах кольца имеет широкое распространение среди славянских народов. Обручальное кольцо надевали непременно на безымянный палец левой руки, считая, что через него идет связь с сердцем. Кольцо -самое верное ручательство брачного союза. Почти во всех славянских землях сватовство начиналось с подарка перстня невесте женихом. Существовала примета: если через кольцо или перстень, подарок жениха, продеть волосы невесты и слепо поджечь, то свадебный сговор будет удачным. Кроме этого свадебное кольцо - символ солнца, брачного соединения Солнца с Месяцем и символ человеческого союза (брака).
Яблоко. Оно также олицетворяет солнце и является его символом. В старину во время осенних свадеб молодые, т. е. жених и невеста, в знак любви дарили друг другу
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Курбатов В. П., Верещагина И. М. Значение праздничной символики // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15147. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15147.htm. - ISSN 2304-120X.
яблоки. На свадебных столах обязательно на бутылях хмельного напитка сверху на горлышко клали яблоки. Понятие «золотые яблоки» дошло и до наших дней в сказках и мифах, где утверждается, что яблоки золотые, «молодильные» яблоки, как и живая вода, дают человеку красоту и бессмертие. В то же время яблоки - мифопоэтический символ любви. В песнях говорится, что девушка бережет яблоки от своих родных, так как они предназначены для возлюбленного, которого она ожидает.
Венок. Венок как символ девства является более древним, чем венок, означающий супружество. В старинных свадебных песнях говорится о сожалении девушки о своем зеленом венке, с которым она должна расстаться во время своей свадьбы; стоя на коленях, она должна была отдать этот венок своей матери. Нередко в песнях девичья невинность сравнивается с венком, уплывшим по реке.
Венок в сказаниях и обрядовых действиях славянских народов играет важную роль как предмет священный и мистический. Девушки во время весенних хороводов украшали себя цветочными венками в честь Ярилы, имя которого связано с корнем «яр», имевшим значение быстроты, пылкости, стремительности, света, а также весны, молодости и веселья. Русское слово «ярый» означает сердитый, горячий, лютый. О сильном огне тоже говорят - «яркий». Наиболее типичен облик Ярилы в облике мужчины с венком из полевых цветов, сидящего на белом коне и держащего в правой руке человеческую голову, а в левой - ржаные колосья.
Во время летних праздников девушки свивали венки и целовались с парнями через них. Считалось, что это «пустой» поцелуй, ничего серьезного не обещающий. Также бросали венки в реку и по их движению гадали о своем будущем. Свадебный венок плели из роз, ярких цветов, украшали его лентами. Кроме этого свято чтилась примета: если снятый с невесты венок зашить в брачную постель, то новобрачная будет жить счастливо. В некоторых деревнях жених, получив от невесты венок в подарок, клал его в потайное место и сохранял в течение всей жизни как символ любви и счастья.
В народе сохранилась красивая легенда о происхождении венка. Летела птица Пава размашистая, посыпала перья золотистые, собрала перья эти красивая девушка и свила себе золотой венок на счастье, но подхватили буйные ветры тот венок и унесли на сине море. Нашелся молодец, вернул девице ее венок, и поженились они, и были счастливы, а венок детям и внукам достался и тоже счастье принес. Можно сказать, что в древнейшие времена свадебный венок знаменовал солнце или светозарный нимб.
Игла. Рассматривая атрибуты свадьбы, нельзя обойти сегодня всеми забытый на бракосочетании символ - иглу. Дело в том, что иголка служит исключительно средством, предохраняющим от колдовства. В Вологодской губернии невесте в подол всегда втыкали иголку. В Костроме жениху и невесте при отправлении их к венцу во избежание порчи на груди и спине втыкали в платье крестообразно по нескольку игл острием врозь. Считалось, что этим действием ограждали молодую семью от воздействия черных сил, которые могли навести Тоску - мифический образ угнетенного состояния, грусти и томления души. Тот, кто попадал под ее влияние, кидался от стены к стене, из угла в угол - томился. Если Тоске удавалось вырваться из дома, то она начинала скитаться по земле или в ожидании человека сидеть на перекрестке дорог. Возможно, это место пребывания объяснялось обычаем провожать родных и близких, а также и молодых в путь-дорогу (в настоящее время - в свадебное путешествие) до перекрестка, который означал конец «своей» земли. Избавиться от Тоски просто: по поверью, надо выпариться в бане, а потом встать на веник, которым парился, и произнести заговор: «Стоит гора крутая, на крутой горе вода не держится, так и на рабе Божьей (имя свое сказать), Тоска, не держись».
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Курбатов В. П., Верещагина И. М. Значение праздничной символики // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15147. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15147.htm. - ISSN 2304-120X.
Хлеб. Свадебный хлеб является символом жениха и невесты и отождествляется с солнцем и его теплотворными лучами. Обычно свадебный хлеб - каравай (раньше «коровай») - пекут исключительно девушки с большими церемониями и весельем в доме невесты накануне ее свадьбы.
Квашня с тестом для замеса становилась на несколько часов главным персонажем в проведении целого ряда действий. Сначала мужчины поднимают квашню и три раза обходят вокруг дома, где будут печь каравай. Затем ставят квашню посреди двора, накрывают шубой и сажают на нее невесту (чтобы детки родились здоровыми). В это время женщины поют специальные обрядовые песни, после чего невеста встает, шубу убирают, а над тестом произносят заговор и с песнями и танцами вносят квашню в дом. Далее начинается следующий этап выпечки хлеба.
Важный момент в церемонии выпечки - выбор человека, сажающего каравай в печь. Это могут быть согласные супруги (они держатся за лопату) или специальный человек - «кучерявый», так его называют в свадебных песнях. Он стучит три раза в печку ногой, а в это время по обеим сторонам печки ставят по стакану водки с прикрепленной свечкой. Затем кучерявый должен высоко поднять хлеб, чуть ли не до потолка (в этом ему могли помогать самые красивые женщины из родни невесты), и только после этого можно было сажать свадебный хлеб в печь. Например, в Архангельской области надобно было еще хлебной лопатой хлопнуть свата или сватов сзади: всё, мол, в порядке!
Каравай украшают цветами, орехами, из теста делают птичек и решетчатые украшения. Отличительная особенность свадебного хлеба - его величина: чем он больше, тем богаче и сытнее будет жизнь у молодых. Иногда каравай пекли величиной почти во весь стол, такой обычай сохранился и до сих пор в виде большого свадебного торта.
Поскольку хлеб - символ солнца, то славянский обычай класть его на голову или разламывать над головой жениха и невесты можно представить как освящение брака. Разламывание хлеба ассоциируется с жертвоприношением, особенно если его перед этим несли впереди свадебного поезда.
Существует красивый обычай. Если девушка хочет выйти замуж удачно, то она должна ухитриться отщипнуть кусочек пирога, которым свекровь встречает молодую в своем доме. Обычно новобрачная принимает хлеб с поклоном и ставит его в укромное место. После совершения всех традиционных действий молодая отламывает куски от этого хлеба и раздает нищим, а самый большой кусок отдает своим незамужним подругам, которые отщипывают себе по кусочку. Если этот кусочек положит девица на ночь под подушку и скажет: «Суженый-ряженый, приди за свадебным пирогом», то ночью приснится будущий муж. Наутро кусочек надо съесть. Необходимо добавить, что, по поверью, невеста не должна готовить свадебный стол и печь пироги. Это объяснялось тем, что невеста, которая месит тесто и печет каравай, будет бедна. В настоящее время свадебный хлеб (или пирог) служит символом оседлого и благополучного домашнего житья.
Соль. В России повсеместно на свадебный хлеб кладут кусок (или щепотку) соли. В древнейшем своем виде обрядовое употребление соли совершалось при жертвоприношении животных; их посыпали солью, чтобы пришлись по вкусу богам. Соль также получила значение предохранительного средства от чародейства и колдовства.
В дальнейшем историческом развитии значения обрядового употребления соль сделалась символом домашнего благосостояния и тесно слилась с хлебом как символы богатства и сытости. В очень редких случаях соль обозначает неприятность: соль рассыпать - ссора будет. Это только одна примета. Обрядового употребления
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Курбатов В. П., Верещагина И. М. Значение праздничной символики // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15147. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15147.htm. - ISSN 2304-120X.
соли с негативным значением нет. Более того, до сих пор в Костромской губернии отец и мать жениха при встрече от венца новобрачных кидают им в лицо и на голову соль. Считается, что если новобрачные пришли к кому-то в гости и молодая посыплет на кушанья соль, то в этом доме будет достаток. Перечисленные нами символы - это только небольшая их часть, используемая в свадебном обряде.
Следует заметить, что каждый ритуал, церемония и обряд обладают собственной, только им присущей символикой. Основные характеристические, функциональные особенности символа в празднике можно реконструировать на основе приведенного и последующего эмпирического материала. К ним относятся: способность символа интегрировать и дифференцировать содержание праздника; генетическая обусловленность предыдущими символами и реальностью; двуплановость символа.
Интеграционность символа означает возможность генезиса нового символа на основе определенного событийного ряда. Символическое мышление всегда сталкивается с проблемами, оно всегда находит новую сферу, в которой различия между реальностью и возможностью воспринимаются неясно, смутно. Это приводит к возникновению новых символов. К примеру, первое полноценное празднование в честь победы в Великой Отечественной войне состоялось лишь 24 июня 1945 г., хотя еще до этого по радио было объявлено о том, что 9 мая объявляется официальным Днем Победы. Начало величайшего события, вошедшего в мировую историю, ознаменовалось парадом, командовал которым Константин Рокоссовский, а принимал парад Георгий Константинович Жуков - один из самых талантливых военных командующих ХХ
в. Завершался парад выходом двухсот знаменосцев, каждый из которых бросал флаг немецкого войска к Мавзолею, тем самым продемонстрировав окончание и масштабность победы Советской армии и советского народа.
Двести немецких военных знамен (знамя - символ страны) символизировали немецкую Германию. То, что знамена были брошены к Мавзолею, означало поражение Германии в войне. Так возник новый символ: брошенное знамя - поверженная страна.
Дифференцируемость символа означает его способность дифференцировать праздничную реальность и повседневность. Изначально данная способность генерируется в тотемизме, где происходит выделение тотема по определенным признакам (т. е. определенного животного из целого мира животных). Впоследствии тотем становится символом рода, племени. Происходит разделение реального животного и символа, его обозначающего. В празднике тотемный символ изначально несет двоякую информацию и о реальном животном, и о племени, которое использует данный символ. В обрядовых и религиозных праздниках дифференцирующий характер символа особенно важен. Необходимо выбирать символы, которые соответствуют поставленным целям и задачам и сопоставимы с реальностью.
Детерминируемость символа означает его определенность предыдущей символикой и реальностью. Данное явление особенно отчетливо прослеживается в религиозных и обрядовых праздниках, благодаря которым осуществляется культурно-историческая преемственность. Главная форма детерминации - причинная обусловленность, причем как непосредственная, так и опосредованно действующая. Вместе с тем формы детерминации символа в празднике не сводятся к причинной детерминации, но в случае с праздником причинная детерминация выступает ведущей. Особенно это заметно в государственных и исторических праздниках, посредством которых власть осуществляет постоянное присутствие в реальной жизни соответствующей символики.
Двуплановость символа означает возможность перехода состояния участников праздника из условного, символического мира в реальный и обратно. Особенно это
7
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Курбатов В. П., Верещагина И. М. Значение праздничной символики // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15147. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15147.htm. - ISSN 2304-120X.
проявляется в детских праздниках, в которых мир сказки продолжается в мире реальности для ребенка. Повседневная жизнь оказывается наполненной праздничной символикой, например олимпийской.
Итак, мы пришли к выводу, что символ в празднике имеет множество, «веер» значений (significata), одно значение или взаимосвязанную группу которых он и реализует в разных ритуалах. Значение, а следовательно, и символ как таковой возникает только в ритуале; вне ритуала он способен всего лишь напоминать об этом ритуале (ритуалах). Иными словами, ритуальный символ имеет ритуальное значение, установить его можно только через определение того действия, которое в процессе ритуала производит символ (или: производится символом). Это сдваивание, а если посмотреть с точки зрения результата, то раздвоение. Данные свойства ритуального символа, как было показано на примере свадебных символов, свойственны всей символике праздника.
Каждая культурно-историческая эпоха рождает новые символы, но это не означает, что старые символы отмирают сами собой или забываются. Они продолжают существовать либо самостоятельно, либо синтезируются с «новорожденными» символами. Для праздника этот синтез наиболее значим и эффективен, так как благодаря ему обогащаются изобразительно-выразительные средства праздника.
Выделенные сущностные характеристические особенности символа позволяют выделить его специфические дополнительные свойства и предложить типологию праздничных символов.
Праздничный символ - это самостоятельный, реально существующий объект (предмет) или искусственно созданный (художественный) знак или система знаков, обладающие определенным смыслом, содержанием, значением и функциями.
В праздничном действии мы выделяем следующие типы символов: графические - все символы, которые могут быть начерчены или нарисованы на плоскости (рисунки, пиктограммы, иероглифы, указатели и т. д.); предметные - все символы, которые выражаются в вещественной, материальной форме (вещи и предметы, явления, выраженные явно, например, салют), аудиальные - нематериальные вещи, которые нельзя выразить графически (песни, музыка, названия, имена и т. д.), жестовые -нематериальные вещи, выражаемые движениями (танцы, жесты).
Еще одно деление праздничной символики может быть осуществлено по основанию происхождения символа. В этом случае все символы делятся на природные, являющиеся естественными, - растения, животные, птицы, минералы, планеты и т. д.; искусственные - символы, которые так или иначе были созданы, сконструированы организаторами праздника в рамках культурной эволюции; символы знаков - символы, являющиеся одновременно знаками, - алхимические символы, символы зодиакальных созвездий; цветовые символы - отдельная категория символов, очень значимая и информационная для процесса праздника; геральдические символы - к данной группе относятся и государственные символы - герб, гимн, флаг; комбинированные символы - символы, которые имеют одинаковое значение в разных категориях, сюда же можно отнести научные символы.
Важно отметить, что с помощью символов существующая реальность в празднике преобразовывается в художественную реальность, обладающую большими возможностями воздействия на личность и ее восприятие. Праздник немыслим без символики. Практика показала, что символы имеют информационное, воспитательное и преобразующее значение для зрителя и выполняют следующие основные функции праздника.
8
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Курбатов В. П., Верещагина И. М. Значение праздничной символики // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15147. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15147.htm. - ISSN 2304-120X.
Информационная - через символ человек воспринимает знания, которыми он не обладал ранее. Гимн, герб и флаг каждой страны несут информацию о стране. Например, особенностью символики Дании является кроме герба и флага наличие двух гимнов. Текст основного - «Эта прекрасная земля» ("Der er et yndigt land”) - был создан в 1819 г. поэтом Адамом Эленшлегером (Adam Oehlenschlager), выигравшим конкурс на написание национального гимна, а музыку сочинил композитор Х. Е. Крёюэр (H. E. Kr0yer) в 1835 г. Второй гимн «Король Кристиан стоял у высокой мачты» ("Kong Christian stod ved h0jen mast”), принятый официально в 1780 г., считается королевским и обычно исполняется на мероприятии исключительно в присутствии королевской семьи, он считается одним из старейших в мире. Другой пример: государственный герб России является официальной эмблемой (символом) государства. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности, красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами, а над ними - одной большой короной, соединенными лентой. Синтез флага, герба и текста гимна дает информацию о культурных и социальных особенностях России.
Эмоциональная - данную функцию символ выполняет, психологически воздействуя на участника праздничного действия. Глубокое эмоциональное, эстетическое потрясение способны вызвать такие символы, как памятники великих исторических событий (скульптуры Мамаева кургана).
Ассоциативная - символ воспроизводит у присутствующих на празднике необходимую «забытую» информацию. Новогодняя елка - Новый год - это особенный праздник с собственной историей. Ассоциаций, связанных с этим праздником, множество, и у каждого они индивидуальны. Дело в том, что ассоциативные символы обладают дуализмом: один и тот же символ может вызывать похожие ассоциации у всех присутствующих, и в то же самое время этот же символ вызывает индивидуальные ассоциации, присущие определенной личности. Благодаря именно этой двойственности ассоциативная символика наиболее значима и действенна в празднике.
Преобразующая - праздничный символ способен, преобразуя реальность, трансформировать ее в праздничную, а также воздействовать на духовный мир человека, его культурное самосознание, пробуждая творческие способности с целью формирования потребности в преобразовании реального мира, тем самым данная функция реализуется через идейно-эстетическое воздействие.
Каждый праздник посвящен определенной теме, идее и сверхзадаче, которые воздействуют на зрителей, заставляя их изменить существующую точку зрения на определенные события. Реализация преобразующей функции предполагает включение человека в ценностно ориентированную деятельность. Праздник пробуждает чувствительность к нарушениям общественной гармонии, стимулирует социальную активность личности, ориентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом. Праздничная символика преобразовывает участника праздника через приобщение его к художественному творчеству. Зритель через художественный мир праздника и сравнение этого мира с реальным получает интенцию на преобразование реальности.
Аксиологическая - праздничная символика всегда формирует у участника праздника соответствующую социально и культурно значимую систему ценностей.
Таким образом, реконструирование праздника как системы символов позволяет эксплицировать понятие праздничного символа и эвристически значимые функции праздничного символа. Праздничный символ - предметное, графическое, звуковое
9
ISSN 2304-12QX
Курбатов В. П., Верещагина И. М. Значение праздничной символики // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15147. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15147.htm. - ISSN 2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
или жестовое воплощение реальности (событий, явлений, фактов), предназначенное для раскрытия замысла праздника, а также приобретения индивидом новых знаний, благодаря информационности и эмоциональному воздействию.
Каждый исторический период создает новые собственные символы, но это не означает, что старые символы отвергаются и забываются. Как мы уже подчеркивали, они или существуют самостоятельно, или синтезируются с «новорожденными» символами. Для праздника этот синтез наиболее значим и эффективен. Символ по сравнению с другими изобразительно-выразительными средствами обладает большей информационностью, эмоциональностью, и ассоциативностью.
Сегодня именно символическая концепция праздника поможет вернуть празднику все то, чем он обладал раньше, - значимость отмечаемого события, информационность, эмоциональность, зрелищность, удовлетворение эстетических, духовных потребностей, появляющихся у человека, группы и общества в различные периоды жизнедеятельности.
Ссылки на источники
1. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / пер. с фр. А. М. Сухотина, под ред. и с прим. Р. И. Шор. -М.: Едиториал УРСС, 2004. - С. 44-61,98-175, 44-45.
2. Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика: сб. переводов / под ред. Ю. С. Степанова. -М.: Радуга, 1982. - С. 73-77.
3. Тэрнер В. Символ и ритуал. - М.: Наука, 1983. - С. 33.
Vladimir Kurbatov,
Candidate of Culturology, Kemerovo
Irina Vereshchagina,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Foreign Languages, Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk [email protected] Value of holiday symbols
Abstract. The paper discusses the sign system of a holiday. The authors determine the concept of a holiday symbol and reveal its characteristic features; name specific items and give them a symbolic meaning in respective ceremonies; determine main characteristic and functional features of a holiday symbol and determine types, forms and functions of a holiday symbol.
Key words: sign, symbol, holiday symbols, functionality.
References
1. Sossjur, F. de. (2004) Kurs obshhej lingvistiki / per. s fr. A. M. Suhotina, pod red. i s prim. R. I. Shor, Editorial URSS, Moscow, pp. 44-61,98-175, 44-45 (in Russian).
2. Morris, Ch. U. (1982) “Osnovanija teorii znakov”, in Stepanov, Ju. S. (ed.) Semiotika: sb. perevodov, Raduga, Moscow, pp. 73-77 (in Russian).
3. Tjerner, V. (1983) Simvol iritual, Nauka, Moscow, p. 33 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 17.03.15 Получена положительная рецензия 19.03.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 19.03.15 Опубликована 31.05.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Курбатов В. П., Верещагина И. М., 2015
www.e-koncept.ru
10