УДК: 378
ББК: 74.005+88.251.31
Потанина Л. Т.
ТРАДИЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Potanina L. T.
TRADITION OFU SINGFIGURATIVEANDSYMBOLICTHINKINGIN THEHISTORYOFMANKIND
Ключевые слова:символы, ритуал, инициации, образно-символическое мышление, воспитание, средства воспитания.
Keywords: symbols, rituals, initiations, figurative and symbolic thinking,education, means of education.
Аннотация: в статье образно-символическое мышление рассматривается как знаковая система, концентрирующая в себе все человеческие и культурные достижения. Анализируется символ как важнейшее средство коммуникации и его формирующее влияние на систему нравственных ценностей человека. Представлены историко-педагогические знания в сфере использования средств образно-символического мышления, которые ориентируют учителя в сложной панораме подходов к педагогическому процессу, обогащают палитру имеющихся в его распоряжении, средств, стимулируют свободу педагогического творчества.
Abstract: the article figurative symbolic thinking is seen as a sign system, which concentrates in itself all the human and cultural achievements. Analyzes the character as the most important means of communication and its formative influence on the moral values of man. Presented the historical and pedagogical knowledge in the field of use of the figurative and symbolic thinking that guide teachers in a complex panorama of approaches to the pedagogical process , enrich the palette available to him, a means of stimulating the freedom ofpedagogical creativity.
Потенциальное воспитательное
богатство символа всегда использовалось в истории человечества как средство духовного развития. Формирующее влияние символа на становление личности было замечено давно, поэтому к символу обращались все воспитательные системы в разное время и использовали его в практике воспитания детей.
В каждый из исторических периодов в зависимости от уровня цивилизации и культуры, формирование подобных сфер осуществлялось различными средствами и способами.
Историческое сознание как профессиональное качество педагога
открывает ретроспективу использования средств образно-символического мышления и перспективу их творческого обновления в осознанно проектируемой образовательной деятельности. Историческое сознание как профессиональное качество учителя
является историческим аспектом его мышления, о котором как о закономерности писал В.А. Сухомлинский: «Сущность этой закономерности сводится к тому, что успех в любом практическом деле требует не только знания этого дела в соответствии с сегодняшними требованиями, но и
своеобразного исторического аспекта
мышления»1. Историко-педагогическая
образованность позволяет учителю
вдохновляться уроками прошлого, чтобы создавать будущее.
Некоторые виды знакового,
символического поведения, такие, как изобразительное искусство, музыка и др., присущи только Ното Бар1епБ, они не сводимы к совокупности передающихся по наследству, врожденных способностей к сигнализации.
Музыка (как и речь) воздействует
Сухомлинский, В.А. Избр. произв. [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев,1979. Т. 1.- С. 62.
звуками и непосредственно обращена к слуху. Слуховые впечатления наряду со зрительными являются в психике человека основными. Если не принимать в расчет речь, то очевидно, что звуковые ощущения имеют меньшее значение, чем зрительные (соотношение приблизительно 30 к 70)1. Звуки в отличие от зрительных впечатлений неизбежно ассоциируются в каким-то действием. Служа, таким образом,
свидетельством, признаком, «сигналом» какого-то события, процесса или явления в жизненной практике человека2.
Эта активность звуковых воздействий на нервную систему человека - причина того огромного влияния музыки, с которым связана ее способность объединять большие массы людей, заражать их единым порывом. Посредством музыки люди способны
передавать самую различную информацию -сообщения о фактах или логические
суждения и обобщения, а также эмоции.
Кроме высотной координаты музыки существует еще и временная, выраженная ритмом. Ритм - не сугубо специфический элемент музыки. Ритмическое начало имеет глубокие корни в биологической природе человека. Эмоциональное воздействие ритма связано с его биологической ролью, с особенностями нервной системы человека, с его сигнальными системами. Ритм проявляется и в строгой периодичности явлений и процессов в природе и в деятельности нервной системы человека.
Чувство ритма у человека функционально связано с комплексом безусловных рефлексов, с инстинктом. В такт элементам ритмического ряда (т.е. периодическим, равномерным чередованиям раздражителей), особенно если они близки ритмам дыхания и сердцебиения, рефлекторным путем создаются ответные реакции в том же режиме. Под влиянием любых периодических раздражений у человека происходит бессознательное изменение пульса, дыхания, сокращения мышц рук, ног, головы, ему также подчиняется ритм биотоков мозга. Так называемые
1Сохор, А. Н. Музыка как вид искусства [Текст]/ А.Н.Сохор. - 2-е изд. - М.:Музыка, 1970 - С.16.
2Мазель, Л. А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк [Текст].- М.: Музыка, 1991.
«правильные» ритмы затормаживают, успокаивают, ритмы с перебоями -возбуждают3. Наряду с
психоэмоциональным воздействием ритм имеет и другие значения - расчленять, упорядочивать, организовывать ход
всевозможных процессов, в том числе и развертывающийся во времени звуковой поток4. Пляски, музыка, пантомима, словесное искусство были непременным атрибутом любой обрядовой деятельности. Являясь важнейшим компонентом обрядов инициаций, тотемические танцы были одной из основных форм сохранения накопленного племенем жизненного опыта и передачи его подрастающему поколению. В этом заключалась их основная функция.
В первобытном обществе происходил длительный процесс постепенного вызревания звуковых, а затем уже речевых символов внутри практической деятельности людей, сопровождаемой и регулируемой зрительной и динамической символизацией. По мнению ряда исследователей, истоками первоначальных звуковых и музыкальных символов явились ритмы работы первобытных людей
(К. Бюхер), пение птиц и любовные зовы животных (Ч. Дарвин), которые вызвали к жизни интонации эмоционально-возбужденной речи (Г. Спенсер), магические заклинания (Ж. Комбарье) и различные сигналы
(К. Штумпф). Каксообщает А.Н. Сохор, звуковая, ритмическая символика служила целям коммуникации, организации совместных трудовых и ритуальных процессов и эмоционального воздействия на их участников, способствуя воспитанию духовных качеств, необходимых коллективу.
К другим (помимо жестовых) проявлений динамической символизации относятся обряды, ритуалы, инициации.
3Зданович, А.П., Психофизиологические
предпосылки художественного творчества и особенности вокального исполнительства [Текст] // А.П. Зданович // Музыковедение и вопросы теории искусства. - Ростов,1975. - С.10. Сохор, А. Н. Музыка как вид искусства [Текст]/ А.Н.Сохор. - 2-е изд. -М.:Музыка, 1970 - С. 23.
4Мазель, Л.А. О ПРИРОДЕ И СРЕДСТВАХ музыки: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОЧЕРК [ТЕКСТ]. - М.: МУЗЫКА, 1991. - С. 18.
Сначала инициация, согласно исследованиям В.В. Иванова 1, совершалась лишь с использованием зрительных символов и языка жестов, звуковая речь запрещалась. Постепенно инициация приобрела более сложный характер, проводилась в виде религиозного обряда и сопровождалась песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями и
торжественными хоров. Ритуал составлял основу жизнедеятельности архаических обществ. Он представлял собой социальное символическое действие, которое могло реализовывать различные, в том числе и воспитательные смыслы. «Ритуалом лишь в большей или в меньшей степени была еда и работа, строительство дома и вспашка нового поля, вздувание огня в очаге и мытье в бане, ритуальны были рождение, любовь и смерть. Все обретало ценность... лишь, приобщаясь через ритуал к священному, и само по себе прикосновение делалось символическим»2.
В раннепервобытной общине воспитание не выделялось из производственных и бытовых отношений; оно было вплетено в естественный ритм жизни родового коллектива. Частью естественной жизни был ритуал, важнейшим средством
воспроизведения стереотипов деятельности был ритуал, обеспечивающий трансляцию целостных отрезков, «узлов» поведения. В дальнейшем в процессе институализации воспитания благодаря влиянию ритуала на сознание и чувства подрастающего
поколения, способности формировать
соответствующие идеалы и ценностные ориентации, ритуалы стали использоваться как средство обучающе - воспитательного характера и использовались на протяжении всей истории человечества.
Целесообразность ритуала, являвшегося особого рода памятью коллектива, заключалась не только в том, что он обеспечивал общественную жизнь в соответствии с отработанной тысячелетней традицией, но и в том, что позволял поступать во многих ситуациях так, как
1 Иванов, В.В. Очерки по истории семиотики в СССР [Текст]/ В.В. Иванов. - М.: Наука,1976. - 329 с.
2Новикова, М. Символы [Текст] / М. Новикова//
Новый мир. - 1995. - № 2. - С 204.
принято, а не решать каждый раз новую задачу. Ритуал был мощным средством формирования у детей навыков конкретной деятельности до ее непосредственного практического осуществления, поскольку ритуальное действо, как таковое, представляло собой не столько действие, сколько наглядное изображение действий. С помощью ритуала подросток приобщался к определенным видам деятельности, не входя в нее непосредственно, а опираясь на наглядное, объективно воспитательное, игровое по своей сущности воспроизведение действительности. Ритуал, символизируя определенные социальные отношения, являясь эффективным способом
формирования уважения к авторитетам, необходимой дисциплины, внушения какой-либо идеи и т.п., представляет собой своеобразные культурные схемы, без включения в которые личный опыт не мог быть оформлен сознательно или приемлем эмоционально. Во многом с помощью ритуалов первобытное общество
«навязывало» каждому своему члену определенный склад мыслей, переживаний, действий.
Символы являются одним из важнейших средств социальной
коммуникации уже на первых этапах развития человеческого общества. Символы наполняют все стороны жизни древнего человека, в том числе и область воспитательных отношений. Символический язык является одним из основных средств реконструкции опыта воспитания в первобытную эпоху. Так, в работах Г.Б.Корнетова3 указывается на преобладание символических способов усвоения подрастающим поколением единых для всех членов коллектива норм и ценностей жизни. В связи с мифологическим восприятием действительности все, что создавалось человеком, все предметы быта - украшения, орудия труда, утварь - несли, помимо основной функциональной нагрузки, еще и символический смысл, выражали какую-либо космологическую идею. Как пишет Л.И.Насонова, «утилитарный аспект был
3Корнетов, Г.Б. Воспитание в первобытном обществе: Возникновение, сущность, эволюция
[Текст] / Г.Б.Корнетов. - М.: Изд-во УРАО,1993.
лишь необходимым условием для
осуществления высших сакральных целей»1. Мифопоэтические творения, как полагает И.В. Морозов - «плод вдохновенного познания бытия, исключительной духовной одаренности древнего человека,
постигавшего Космос и себя в нем». Мифы имели огромное значение в первобытном обществе, поскольку способствовали сплочению коллективов людей, развивали их духовно. Помогали им осознавать свою социальную природу и передавать в образной форме сложившиеся представления о мире, обеспечив появление и функционирование системы социального наследования, т.е. становление института воспитание в широком смысле.
Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуковой, т.е. переход к опосредованной не только практической, но символической
деятельности, в условиях первобытного человеческого стада, а затем и родового общества видоизменил всю структуру человеческой активности. Логика чувственно предметной деятельности и воспроизводившая ее система жестов в актах коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, превращалась во
внутренний план мыслительной
деятельности. Орудием этой внутренней деятельности выступила система знаков и символов - язык. Благодаря языку
формируется и развивается сознание как духовный продукт жизни общества,
осуществляется преемственность
человеческой деятельности и общения.
В средние века возникает этикет как особый символический язык, в древнем Китае насчитывалось около тридцати тысяч тонких и значимых церемоний: как
постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем - все было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей феодалов на то, чтобы выучить эти правила. Для их выполнения требовалась
1 Насонова, Л.И. Духовное жизнетворчество личности [Текст] / Л.И. Насонова. - М.: Рос. филос.об., 1995. - С. 258.
2Морозов, И.В. Таинственным путем Гермеса
[Текст] / И.В. Морозов. - Мн.: Ушвеатэцкае,1994. -303 с.
столько времени, что мог позволить себе далеко не каждый.
Придворный этикет строжайшим образом регламентировал всю дворцовую жизнь. Члены семьи монарха должны были вставать определенный час, четко указывалось, кто обязан присутствовать при одевании монарха, держать и подавать одежду, кто сопровождает во время прогулок и балов. Конвенциональность этикета наблюдается и в наше время, например, на дипломатических приемах. И в повседневной жизни мы наблюдаем движение к условному выражению эмоций. Так, если пожатие руки когда-то выражало дружеское отношение, так как свидетельствовало, что в руке не было оружия против собеседника, то в наше время пожатие руки - это всего лишь требование вежливости, условность.
Богатейший воспитательный
потенциал образно-символического
мышления позволяют включать его в систему воспитательных средств, и, реализуя заложенные в нем возможности, возвышать ребенка до вечных проблем жизни, до мировоззренческого уровня восприятия
действительности. Уже у Я.А. Коменского находим сознательное и педагогически обоснованное обращение к символическим средствам в воспитании детей. Он
неоднократно, в частности, в «Великой
дидактике», подчеркивал важность
зрительных восприятий, отмечая, что «зрение среди чувств занимает самое выдающееся место». «Символическая азбука» или «Мир чувственных вещей в картинках» Коменского отражает в картинках различные сферы человеческого труда, а также сферу морали и нравственности. В образной форме представлены такие внешние и внутренние чувства, как Мир, Земля, Небо, Душа, Мудрость, Трудолюбие, Мужество, Терпение, Человечность, Щедрость. Пользу данного учебника Коменский видел в том, что через посредство игры и шутки дети приобретут понятие о главнейших предметах о мире3. Дидактические пути и средства
3Коменский, Я.А. Мир чувственных вещей в картинках [Текст]: / Я.А. Коменский //Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2/под ред.
реализации этого замысла Я.А. Коменский видел в постепенном формировании отвлеченных понятий и способности к сознательному действию на основе чувственного опыта.
Тернер подчеркивал, что, в отличие от Леви-Стросса, рассматривающего символы в основном как факторы познания, он сам полагает, что это не только ряд классификаций для упорядочивания Вселенной, но, что не менее важно, ряд запоминающих механизмов для
пробуждения, направления и обуздания могучих эмоций, таких как ненависть, страх, любовь и горе. Это означает, что символы способны затрагивать не только разум, «мысль», но и всю человеческую личность целиком, экзистенциально и эмоционально вовлекая в восприятие собственных смыслов. Так, например, у германцев был распространен обряд посвящения во
взрослые, состоящий из серии испытаний, осуществляемый старейшинами в народном собрании.
В сочинении Тацита (58-ок.117 н.э.)
«Германия» говорится, что у них не в обычае, чтобы кто-нибудь начал носить
оружие «до тех пор, пока община не признает его достойным. Когда.. .кто-нибудь из старейшин, либо отец, либо
родственники, украшают юношу щитом и фрамеей; это их тога, это первое юношеское отличие.. .»*(Цит. по История педагогики. Часть1. 1998. С.93.).
М.М. Громыко называет несколько имеющих еще дохристианское
происхождение ритуалов молитв,
являвшимся важной формой организации жизнедеятельности крестьянского мира:
«празднование на зеленях» - молебен,
который служили при появлении первых всходов 1, «массовые богослужения перед посевом, при первом выгоне скота, во время летней засухи, градобития, пожаров, падежа скота » 2. Одной из важнейших форм
жизнедеятельности крестьянской общины, по мнению М.М.Громыко, была мирская
А.И. Пискунова (отв. ред.) и др. - М: Педагогика, 1982. - С. 301.
1Громыко, М.М. Мир русской деревни [Текст] / М.М. Громыко. - М.: Мол.гвардия, 1991. - С. 177.
2ТАМ ЖЕ.- С. 179.
сходка, гдекрестьяне обсуждали важнейшие вопросы своей жизни: распределение и
перераспределение наделов между собой, разбирали конфликты, в том числе и внутрисемейные, организацию
общественных работ (рытье каналов для осушения полей и лугов, строительство мостов, дорог, огораживание полей), сроки и приемы некоторых хозяйственных работ и совместных дел (сенокос, выпас, рыбная ловля и другое), принимали решения о строительстве школ и библиотек, церквей 3.
На необходимость использования ритуала как средства влияния на сознание и чувства подрастающего поколения, способствующих формированию
соответствующих идеалов и ценностных ориентации, указывали Н.К. Крупская А.С. Макаренко, В.В. Лебединский. Ритуалы использовались пионерами. Смысловое наполнение основных символов и атрибутов пионерской организации: звание «пионер», девиз, пионерский галстук, пионерский салют, пионерское знамя и флаг, пионерский значок, горн-барабан. Ритуалы - пионерский строй, сборы с выносом знамени, рапортами готовности. Пионерский салют, почести знамени дружины и отрядному флагу, почетный караул, вступление в пионеры. Все это мощная знаковая и вербальная культура пионерии. Нельзя утверждать, что пионерская символика была в полной мере самобытной. При ее разработке брались на вооружение методы и опыт ранее существовавших молодежных организаций. В частности, наблюдается преемственность с распространенным в дореволюционной России бойскаутизмом, на которую указывает
Н.К. Крупская. Она отмечает положительные стороны ее деятельности: «В бойскаутизме есть что-то такое, что неудержимо влечет в его ряды молодежь., что дает этой молодежи удовлетворение, заставляет привязываться к организации. Это что-то -методы подхода к подростку» . Преемственность скаутской и пионерской организаций легко обнаруживается при
3ТАМ ЖЕ.- С. 177.
4Крупская, Н.К. РКСМ и бойскаутизм [Текст] / Н.К. Крупская. - М.: Акад.пед.наук РСФСР, 1959. - Т.5. -С. 37.
проведении сравнительной характеристики их символов и ритуалов. Н.К. Крупская активно пишет о необходимости учета психологической особенности
подросткового возраста - сильном влиянии внешнего впечатления1 . С этой целью ею анализируются целесообразность
использования таких символических средств, как «торжественное обещание», «Интернационал», «значок» как символ принадлежности к известной организации и т.д., направляющие активность членов пионерской организации. На заимствовании опыта использования символических средств у бойскаутизма указывал и Макаренко: «Кое-что мы позаимствовали у бойскаутизма, хотя совершенно ясно, что бойскаутская игра по своей сути бедна содержанием. В скаутизме чересчур много фантизирования, чистой игры, много также прямых обращений к личности, воззваний и словесных формул»2. Макаренко были продуманы и использовались разнообразные виды символических средств. Среди них: звание колониста, отличия его носителей, торжественные ритуалы. Так, праздники в колонии и коммуне сопровождались выносом знамени, торжественными маршами, исполнением «Интернационала». Подчеркивая роль эмоционального зрелища в восприятии подростком мира, особое внимание Макаренко уделял символике и атрибутике: строю, оркестру, знамени,
форменной одежде, которые способствовали мажорному стилю и тону отношений. Эстетика обстановки, костюма, комнаты, станка является важным фактором воспитания по утверждению Макаренко. Она делает притягательной жизнь в детском коллективе. Оркестр, походный строй, выправка воспитанников - то, за что ругали Макаренко, служило одному - создать приподнятость настроения, мажорный стиль и тон, объединяющий детей в воспитательный коллектив. В результате казавшиеся со стороны незначимыми способы стимуляции мажорного тона и стиля отношений оказались ключевыми в
'Там же. - С. 38.
2 Кривонос, И. Интересная находка [Текст] / И. Кривонос // Народное образование. -1987. - № 11. - С. 23 - 27.
воспитании коллектива. С целью придания труду как основному виду деятельности важного, первостепенного значения, все трудовые будни и праздники колонистов всячески символизировались,
сопровождались разнообразными ритуалами, которые впоследствии становились традиционными. Так, во время традиционного для колонии праздника «Первого снопа» совершалась интересная церемония: лучшему отряду
предоставлялось право косить первый сноп. Использовались разнообразные внешние атрибуты: красные флаги, гирлянды, три колоса, перевязанные красной ленточкой и приколотые на грудь.
Огромную роль в формировании личности воспитанника приобретали установленные в колонии и коммуне нормы и правила поведения, Макаренко говорит о необходимости «гимнастики поведения», упражнения в правильных поступках.
Антоном Макаренко (1888-1939) успешно разработан и применялся метод «взрыва». Его художественное описание можно найти в его произведениях «Педагогическая поэма» (Макаренко, 1971. Ч.3, гл.8) и «Флаги на башнях» . Его можно отнести к проектным решениям, направленным на инициирование
ценностных установок личности или группы. В некотором смысле эта технология напоминает процесс разрушения
стереотипов или «разморозки» по Курту Левину (1890-1947). Метод основан на эмоциональном принятии нового. Создание атмосферы праздника вокруг предлагаемых изменений, не всегда ещё понятых и позитивно оцениваемых, формирует первое впечатление, которое в последующем помогает принимать решение в ситуации выбора. Основным инструментом технологии по Макаренко является воспитательный коллектив,
демонстрирующий позитивное отношение к изменениям.
Как указывает В.Т. Кабуш, ритуал служит средством передачи опыта, фактов, знаний и одновременно способствует формированию у подростков мышления,
3Макаренко, А.С. Педагогическая поэма [Текст]: в 5 т. / А.С. Макаренко. - М.: Правда, 1971.
обобщения, системы общественных взглядов и убеждений 1.
Как показала сложившаяся практика воспитательной работы, со всей ответственностью можно утверждать психолого-педагогическими исследованиями, моральные идеи, нормы, принципы в отвлеченной форме трудно воспринимаются детьми и подростками. Они усваиваются легче и успешнее, если связываются с конкретными предметами, действиями, вызывающими яркие и глубокие переживании. Решению проблемы не могут способствовать отдельные воспитательные мероприятий. Важнейшие положения положения морали превращаются в эмоционально окрашенные мотивы поступков, когда знание морали становится личным достоянием растущего человека, превращается в так называемый сплав нравственных знаний (нравственных
представлений и понятий), оценок, переживаний и побуждений к действиям и поступкам.
Проблема использования символики является актуальной для современной системы образования. Большое значение ритуалам уделяют и иные существующие детские организации. Неоднократно
предпринимались попытки возрождения пионерской организации и ее символики. С другой стороны вакуум заполняется молодежной субкультурой и асоциальной символикой, ее выражающей. Эта символика часто носит асоциальный характер. В настоящее время, когда цели и способы осуществления образовательной политики государства неясны, сфера организованного влияния на развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника значительно сократилась.
Осуществляется проникновение
стихийного информационного потока, насыщенного символами, далеко не всегда несущими в себе гуманистические ценности в воспитательное пространство
взрослеющего человека, отсутствие организованного и целенаправленного использования символических средств в
педагогическом процессе.
В результате происходит расширение зоны стихийного ее формирования (улица, СМИ, ТВ, реклама, интернет). Это мощные нерегулируемые информационные потоки. Рекламная символика, получившая широкое распространение посредством телевидения, радио, газет, транспорта, уличных щитов и плакатов, «способна не только создавать новые потребности товаров, но и может формировать куда более сложные психические образования, такие как мировоззрение, эстетические вкусы, социальные ценности, стиль жизни, нравственные принципы и т.д.»2. Благодаря яркой картинке она оказывает мощное воздействие на еще не сформированное сознание ребенка, чьи ценностные установки, убеждение и стереотипы поведения еще не сформировались. В результате взросление личности происходит под влиянием разного рода рекламных образно-символических средств, где доминируют материальные ценности над духовными. Внешкольное социальное пространство, насыщенное символами материального благополучия, оказывает сильное воздействие на формирование мировоззрения подрастающего поколения, формируя психологию потребителя. Культивация этих символов опасна,
1Кабуш,В.Т. Пионерскиесимволы, ритуалы в 2Лебедев, А.Н. Боковиков, А.К. Экспериментальная
воспитании подростков [Текст] / В.Т. Кабуш. - психология в российской рекламе [Текст] / А.К. Минск, 1979. - 143 с. Боковиков, А.Н. Лебедев. - М.: Academia, 1995. - 112 с.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Афанасьев,С.П. Первыйзвонок: Что делать в школе 1 сентября: методическое пособие [Текст] / С.П. Афанасьев. - Кострома: Эврика-М, 1999. - 112 с.
2. Громыко, М.М. Мир русской деревни [Текст] / М.М. Громыко. - М.: Мол.гвардия, 1991.
- 446 с.
3. Зданович, А.П. Психофизиологические предпосылки художественного творчества и особенности вокального исполнительства [Текст] // А.П. Зданович // Музыковедение и вопросы теории искусства. - Ростов, 1975. - С. 3 - 16.
ибо они привлекают внимание детей и подростков, формируя потребительское отношение к миру и соответствующие модели поведения.
В настоящее время ведется поиск разработки позитивной школьной символики. Об этом свидетельствуют материалы книги С.П. Афанасьева «Первый звонок»1.Так, к примеру, подчеркивая первостепенную роль ритуалов при проведении линейки, он напоминает десять достаточно известных ритуалов (подъем государственного флага, исполнение гимна, вынос знамени и штандартов, перекличка, награждение, клятва, присяга, ритуальное приветствие, возложение цветов) и дополняет этот список более десятком новых (вручение верительных грамот, символов, амулетов, ритуал «обращения к Повелителю Пятерок», ритуал «изгнания двоек», ритуал «втирания бальзама усердия» и другие)2.
Нам представляется необходимым использование потенциала образно-символического мышления, влияющего на формирование символического поведения, которое бы вывело ребенка за пределы постоянного контроля, оснастив его всей палитрой необходимых умений и элементарных навыков и осветив его свободный выбор самыми широкими и высокими символами наивысших ценностей жизни. В этом культурном просторном коридоре будет производиться выбор символа (но не правила), отношения (но не нормы), рисунок поведения, то есть его форма, создаваться будет творчески, и такое поведенческое творчество будет обеспечено разнообразием умений, подаренных растущему человеку воспитанием.
1Афанасьев, С.П. Первый звонок: Что делать в школе 1 сентября: методическое пособие [Текст] / С.П. Афанасьев. - Кострома: Эврика-М, 1999.
2ТАМ ЖЕ.- С. 24-43.
4. Иванов, В.В. Очерки по истории семиотики в СССР [Текст]! В.В. Иванов. - М.: Шука, 1976. - З29 с.
5. Кабуш,В.Т. Пионерскиесимволы, ритуалы в воспитании подростков. [Текст] I В.Т. Кабуш. - Минск, 1979. - 14З с.
6. Коменский, Я.А. Мир чувственных вещей в картинках [Текст]: I Я.А. Коменский НИзбранные педагогические сочинения:в 2 т. Т. 2I под ред. А.И. Пискунова (отв. ред.) и др.
- М: Педагогика, 1982. - С. 2З4 - 285.
7. Корнетов, Г.Б. Воспитание в первобытном обществе: Возникновение, сущность, эволюция [Текст] I Г.Б. Корнетов. - М.: Изд-во УРАО, 199З. - 91 с.
8. Крупская, H.K. РКСМ и бойскаутизм [Текст] I H.K. Крупская. - М.: Акад. пед.наук РСФСР, 1959. - Т. 5. - 688 с.
9. Кривонос, И. Интересная находка [Текст] I И. Кривонос II Шродное образование. -1987. - № 11. - С.2З - 27.
10. Лебедев, A.H. Боковиков, А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе [Текст] I А.К. Боковиков, A.H. Лебедев. - М.: Academia, 1995. - 112 с.
11. №сонова, Л.И. Духовное жизнетворчество личности [Текст] I Л.И. №сонова. - М.: Рос. филос.об., 1995. - 291 с.
12. Морозов, И.В. Таинственным путем Гермеса [Текст] I И.В. Морозов. - Мн.: Ушвесггэцкае, 1994. - ЗОЗ с.
13. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма [Текст]: в 5 т. I А.С. Макаренко. - М.: Правда. 1971. Т. 2. Часть З. - С. 5 - 238.
14. Мазель, Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк [Текст] I - М.: Музыка, 1991. - 79 с.
15. Макаренко, А.С. Флаги на башнях [Текст]: в 5 т. I А.С. Макаренко. - М.: Правда. 1971. Т. З. Часть 2. - С. 1З6 - 308.
16. Овикова, М. Символы [Текст] I М. Овикова II Швый мир. - 1995. - № 2. - С 201 -
217.
17. История педагогики. Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины 17 в.: учебное пособие для педагогических университетов I под ред. академика РАО А.И.Пискунова. - М.: Сфера, - 1997.- 192 с.
18. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание [Тексту А.Г. Спиркин. - М.: Политиздат,1972. - З0Зс.
19. Сухомлинский, В.А. Избр. произв. [Текст] I В.А. Сухомлинский. - Киев, 1979. Т.
1.- 221 с.
20. Сохор, A.H. Музыка как вид искусства [Тексту A.H. Сохор. - 2-е изд. - М.:Музыка, 1970 - 194 с.