Научная статья на тему 'К вопросу о классификации международных договоров, составляющих правовую основу деятельности органов внутренних дел'

К вопросу о классификации международных договоров, составляющих правовую основу деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3156
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стёпкин Евгений Юрьевич

В статье предложена классификация по различным основаниям международных договоров Российской Федерации, входящих в правовую основу деятельности органов внутренних дел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE CLASSIFICATION OF INTERNATIONAL TREATIES CONSTITUTING THE LEGAL BASIS OF ACTIVITY OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

The paper proposes a classification of treaties included in the legal basis of activities of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации международных договоров, составляющих правовую основу деятельности органов внутренних дел»

13. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ; МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

13.1. К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРАВОВУЮ ОСНОВУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Стёпкин Евгений Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин,

Место работы: Академия управления МВД России

Аннотация: В статье предложена классификация по различным основаниям международных договоров Российской Федерации, входящих в правовую основу деятельности органов внутренних дел

Ключевые слова: Международные договоры, классификация, полиция, Министерство внутренних дел, борьба с преступностью, международное сотрудничество

TO THE QUESTION OF THE

CLASSIFICATION OF INTERNATIONAL TREATIES CONSTITUTING THE LEGAL BASIS OF ACTIVITY OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

Styоpkin Evgeniy Yu., candidate of juridical sciences, associate professor of Departament of State-legal Disciplines, Work place: the Academy of Management of the Interior of Russia

Annotation: The paper proposes a classification of treaties included in the legal basis of activities of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation

Keywords: Ап international Treaty, classification, police, Ministry of internal Affairs, the fight against crime, international cooperation

В международно-правовой науке исследованию международных договоров, в том числе проблем их классификации, посвящено немало работ. Среди них следует отметить фундаментальные труды таких известных отечественных ученых, как И.И. Лукашук1, А.Н. Талалаев2. В то же время классификация международных договоров, составляющих правовую основу деятельности органов внутренних дел, не была предметом самостоятельного исследования. В настоящее время более 700 международных договоров затрагивают компетенцию МВД России, поэтому их научная классификация позволит лучше разобраться в этом многообразии, познать особенности различных их видов, что в результате может быть полезным и для правоприменителя. Взяв за основу общие основания для классификации, устоявшиеся в науке междуна-

1 Лукашук И.И. Современное право международных договоров. В 2 т. М., 2004.

2 Талалаев А. Н. Международные договоры. М., 1980.

родного публичного права, расширив их за счет дополнительных критериев с учетом специфики деятельности органов внутренних дел, все международные договоры, входящие в правовую основу их деятельности, можно разделить на несколько видов (подвидов).

1. Договоры в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Охрана и защита прав и свобод человека и гражданина является одной из главных задач деятельности полиции, а права человека в России гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17 Конституции Российской Федерации), которые содержатся в ключевых международных договорах. Договоры данного вида закрепляют сами права человека, раскрывают их содержание, регулируют цели, основания, пределы ограничения прав и свобод, обязанности государств по их обеспечению. Следует учитывать, что большинство договоров в сфере прав человека согласно российскому законодательству являются «самоисполнимыми», следовательно могут непосредственно применяться субъектами внутригосударственного права, в том числе и сотрудниками полиции. Наибольшее значение имеют договоры общего характера, гарантирующие целый комплекс прав человека. К ним относится Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Данные договоры содержат обязательные для государств стандарты в области прав человека. В развитие общих принят целый ряд специальных договоров в сфере прав и свобод человека, которые регулируют либо отдельные права человека, либо права отдельных категорий субъектов (женщин, детей, беженцев, инвалидов и др.). Например, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Конвенция о правах ребенка 1990 г. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и другие3.

2. Договоры в сфере борьбы с преступностью. Международные договоры, регулирующие сотрудничество государств в борьбе с преступностью, можно разделить на четыре группы. Первую группу образуют договоры, направленные на борьбу с международными преступлениями, то есть наиболее тяжкими деяниями против мира и безопасности человечества, ответственность за которые физическое лицо может нести как перед национальными, так и перед международными судебными органами. К таким преступлениям относятся агрессия, геноцид, преступления против человечности, военные преступления. В настоящее время международные договоры содержат подробную

3 Названные международно-правовые акты содержатся в сборнике: Международные акты о правах человека: сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - М., 2000.

характеристику данных составов преступлений, за исключением агрессии.4 Примерами международных договоров данной группы являются Статут Международного уголовного суда 1998 г., Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него 1948г.

Вторую группу образуют договоры о борьбе с преступлениями международного характера. Преступления международного характера по объекту посягательства и степени общественной опасности отличаются от международных преступлений. Они затрагивают интересы не одного, а двух или нескольких государств, и в отношении этих деяний принята специальная международная конвенция, либо положения о нем есть в другой международной конвенции, носящей более общий характер. За такие преступления физические лица несут уголовную ответственность только перед национальными судебными органами. Это такие преступления, как распространение и торговля наркотиками; подделка денежных знаков и их распространение; пиратство и так называемое «воздушное пиратство», захват заложников; посягательство на лиц, пользующихся дипломатической защитой; незаконный захват и использование ядерного материала; незаконные операции с культурными ценностями и др.

Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера регулируется, главным образом, многосторонними соглашениями (конвенциями), каждое из которых посвящено отдельному преступлению. Как правило, данные конвенции регулируют 4 блока вопросов: определяют состав преступления в качестве своего рода общего стандарта; содержат обязательство государств по приведению в соответствие с ними национального уголовного законодательства, решают вопрос о разделении юрисдикции государств-участников, регулируют оказание правовой помощи.

Примерами международных договоров в сфере борьбы с преступлениями международного характера является Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г., Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988г., Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 2 декабря 1949 г. и многие другие.

Третью группу международных договоров в сфере борьбы с преступностью составляют соглашения о правовой помощи по уголовным делам, в том числе договоры о выдаче. Среди них преобладают соглашения двухстороннего характера. Многосторонних договоров всего несколько и заключаются они, как правило, в рамках региональных международных организаций. К ним относятся: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22

4 См.: Лобач Д.В. Политико-правовые проблемы криминализации агрессии в международном уголовном праве // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2013. № 3. С. 48-52.

января 1993 г. (заключена в рамках СНГ), Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 28 марта 1997 г., Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 г., Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г., Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче от 15 октября 1975 г., Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче от 17 марта 1978 г. Примерами двухсторонних международных договоров по вопросам оказания правовой помощи являются: Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 20 октября 1997 г.), Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Пекин, 19 июня 1992 г.), Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией о выдаче (Москва, 14 января 2002 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о выдаче (Дели, 21 декабря 1998 г.).

Подобные договоры регулируют виды и объем правовой помощи, предусматривают центральные органы сторон, ответственные за ее оказание, форму и содержание запросов о правовой помощи, порядок их исполнения и ряд других вопросов. Центральными органами со стороны Российской Федерации является, как правило, Генеральная прокуратура и Министерство юстиции (по вопросам, связанным с деятельностью судов).

Четвертую группу договоров в сфере борьбы с преступностью составляют соглашения общего характера о борьбе с преступностью в целом. Основную массу таких договоров составляют двусторонние межправительственные соглашения. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль о сотрудничестве в борьбе с преступностью 1997 г.5 Данные соглашения достаточно лаконичны и регулируют лишь самые общие вопросы сотрудничества, связанные с обменом опытом и информацией.

3. Учредительные договоры международных организаций. МВД России участвует в осуществлении международного сотрудничества в рамках различных международных межправительственных организаций, таких, как ООН, Совет Европы, СНГ, Шанхайская организация сотрудничества, Организация Черноморского экономического сотрудничества, Интерпол и др., поэтому уставы данных организаций также включаются в правовую основу деятельности Министерства. Примерами таких договоров являются Устав ООН 1945 г., Устав Совета Европы 1949 г., Устав СНГ 1993 г., Хартия Шанхайской организации сотрудничества 2002 г., Устав Организации Черноморского экономического сотрудничества 2002 г., Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпола) 1956 г.. Уставы международных организаций регулируют цели, принципы деятельности, структуру, порядок работы организации, полномочия ее органов, порядок приема в состав организации новых членов и порядок прекращения членства в организации и иные вопросы, связанные с деятельностью организации. Особое значение имеет Устав ООН 1945 г., поскольку содержит основные принципы международного права и обладает

5 Бюллетень международных договоров. 1998. № 5. С. 52-54.

повышенной юридической силой в системе иных международных договоров государств-членов ООН (всего 192 государства). Согласно со статьей 103 Устава ООН, если обязательства членов ООН окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо иному международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН.

4. Соглашения в сфере безопасности дорожного движения. Преобладают среди подобных договоров двусторонние межправительственные соглашения. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгия о международном автомобильном сообщении 2007 г, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о международном автомобильном сообщении 2002 г. Согласно данным соглашениям МВД России является одним из компетентных органов, ответственным за их реализацию со стороны России. Среди межведомственных соглашений следует выделить договор, заключенный в рамках СНГ - Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения 1993 г. В данную группу международных договоров входят и многосторонние конвенции: Конвенция о дорожном движении 1968 г., Конвенция о дорожных знаках 1968 г. В рамках Совета Европы принята Конвенция о мерах наказания за нарушение правил дорожного движения, однако Россия в ней не участвует.

5. Соглашения по иным вопросам. В эту группу входят договоры о сотрудничестве по отдельным специальным вопросам, в основном обеспечивающего характера, таким как подготовка кадров для правоохранительных органов, пенсионное обеспечение, медицинское обеспечение и иным. Большинство таких соглашений заключено в рамках СНГ. Например, Соглашение о подготовке кадров для органов внутренних дел (полиции) и внутренних войск государств-участников СНГ 2007 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере медицинского обслуживания и санаторно-курортного обеспечения 1995 г., Соглашение между министерствами внутренних дел в области обеспечения материально-техническими средствами и изделиями специальной техники. 1992 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел государств-участников СНГ в сфере правового обеспечения.2009 г.

По числу участников все международные договоры, составляющие правовую основу деятельности полиции делятся на двусторонние и многосторонние.

1. Двусторонние договоры дают возможность учитывать специфику сторон и их отношений. В общем количестве такие международные договоры составляют большинство. Чаще всего двухсторонними являются соглашения о правовой помощи по уголовным делам, о выдаче, о передаче для наказания лиц, осужденных к лишению свободы. Весьма распространены двухсторонние межправительственные соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью или отдельными ее проявлениями. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в области борьбы с преступностью 2007 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных средств и их прекурсоров

2007 г.а Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в борьбе с преступлениями, представляющими повышенную опасность 1999 г. Межведомственные соглашения, которые заключает МВД России с компетентными органами иностранных государств, как правило, также являются двухсторонними.

2. Многосторонние договоры могут быть универсальными, региональными и локальными.

С помощью универсальных международных договоров решаются проблемы, касающиеся международного сообщества в целом. В Заключительном акте Венской конференции ООН по праву договоров 1969 года универсальными называются такие договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права или объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом. Такие договоры разрабатываются и заключаются под эгидой ООН либо специализированных учреждений ООН, то есть самостоятельных международных межправительственных организаций, поставленных в связь с ООН особыми соглашениями, на основе которых ООН выполняет в отношении них координирующие функции. К таким организациям относятся Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО) и другие. Например, в рамках ООН разработана Конвенция ООН против коррупции 2003 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.; в рамках ИКАО -Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 г.; в рамках ИМО - Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г.

Региональные договоры затрагивают интересы государств определенного географического региона. Они заключаются в рамках региональных международных организаций - Совета Европы, СНГ, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Например, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г.

Локальными можно считать международные договоры с участием ограниченного числа, как правило, граничащих между собой государств по вопросам, представляющим взаимный интерес. Примером таких договоров является Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства 1999 г.

В зависимости от органов, представляющих государство, различают:

1. Межгосударственные договоры. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. это международные договоры, которые заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации. Такие договоры заключаются на высшем уровне главой государства либо специально уполномоченным им лицом. Наиболее значимые межгосударственные договоры, составляющие правовую

основу деятельности полиции, носят многосторонний характер. Двусторонние межгосударственные соглашения, как правило, заключаются по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи, передачи осужденных для отбывания наказания. Например, Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1999 г.

2. Межправительственные договоры. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. это международные договоры, которые заключаются от имени Правительства Российской Федерации. Межправительственные соглашения, затрагивающие компетенцию МВД России, как правило, носят двусторонний характер и заключаются либо по вопросам борьбы с преступностью либо отдельными ее проявлениями. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о сотрудничестве в борьбе с преступностью 1995 г. или Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями и финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием доходов), полученных незаконным путем 1999 г.

Многосторонние межправительственные соглашения носят единичный характер и заключаются чаще всего в рамках региональных международных организаций (СНГ, ОДКБ и др.). Например, Соглашение между правительствами государств-участников Черноморского экономического сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах1998 г.

3. Межведомственные договоры. Это соглашения, заключаемые в соответствии с вышеуказанной нормой Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций. Всего от имени МВД России заключено около 70 межведомственных договоров. Как правило, они являются двусторонними. В качестве примера можно назвать Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Сербия 2009 г.

Многосторонние межведомственные соглашения заключены только в рамках СНГ и регулируют как общие вопросы сотрудничества в борьбе с преступностью (Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью 1992 г.), так и специальные, связанные с борьбой с конкретными видами преступлений или конкретными аспектами сотрудничества (Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с терроризмом 2000 г. или Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности 1998 г.).

В целях унификации положений заключаемых МВД России соглашений Правительство РФ приняло Постановление № 653 от 29 июня 1995 г. (в ред. от 12 апреля 2010 г.), которым утвердило типовой проект Соглашения о сотрудничестве между МВД России и компетентными ведомствами иностранных государств.

Следует сказать, что проводимые в этой классификации различия международных договоров в зависимости от уровня и правового положения органов, уполномоченных на их заключение, следует воспринимать как относительно условные. Потому что договоры, которые заключаются и от имени Правительства РФ и от имени соответствующих ведомств РФ, создают международные обязательства и права не в отношении именно Правительства или ведомства, а в отношении всего государства в целом, поскольку именно государство - Российская Федерация - несет ответственность за исполнение этих договоров.

Совершенно справедливое по этому поводу замечание было сделано И.И. Лукашуком, который подчеркнул, что стороной в договоре является государство, а не его подразделения или органы. Он также отметил, что употребляемое в статье 3 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» уровневое деление международных договоров отражает присущую договорной практике юридическую неточность. «Во всех случаях договоры заключаются между государствами, и, следовательно, должны заключаться от их имени соответствующими органами»6. Однако, развивая эту тему дальше, автор полагает, что уровень представительства все-таки не лишен юридического значения, поскольку при заключении договора он может иметь существенные последствия во внутреннем праве государств. «Во взаимоотношениях одних и тех же сторон договору на высшем уровне должны соответствовать все иные договоры, договору на уровне правительств - договоры межведомственного характера. Если же речь идет о договорах с разными государствами, то межправительственный договор по своей юридической силе не уступает межгосударственному»7.

По виду субъектов, которые являются стороной международного договора, все международные соглашения, составляющие правовую основу деятельности полиции, можно разделить на две группы.

1. Договоры с государствами. Таких договоров подавляющее большинство. Все вышеприведенные международные договоры являются примерами договоров, в которых сторонами являются государства.

2. Договоры с международными организациями. Подобные договоры носят единичный характер. В качестве примера можно назвать Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией 2003 года8. Европейская полицейская организация (Европол) обладает уникальной международной правосубъектностью, так как, с одной стороны является органом другой международной организации - Европейского Союза, с другой, вправе самостоятельно заключать от своего имени международные договоры с государствами. МВД России, согласно данному соглашению является головным компетентным органом, ответственным за взаимодействие с Европолом. Другим примером договора с международными организациями является Соглашение о сотрудничестве между Правительством Россий-

6 Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Том I. Заключение международных договоров. - М., 2004 г. С. 83.

7 Там же

8 Бюллетень международных договоров. 2004. № 3. С. 58-62.

ской Федерации и Международной организации по миграции 1992 г.9

По срокам действия различают следующие виды международных договоров.

1. Срочные договоры, в тексте которых указан срок их действия или события, с наступлением которых связывается прекращения их действия. Заключение срочных договоров по вопросам, затрагивающим компетенцию МВД России, является редким явлением. Объясняется это тем обстоятельством, что почти все современные международные договоры предусматривают возможность денонсации.

2. Срочные договоры с возможностью автоматического продления. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Афганистан о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 16 марта 2009 г.10 в статье 15 предусматривает: «Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет. В дальнейшем действие настоящего Соглашения автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не менее чем за шесть месяцев до истечения первоначального или любого последующего периода его действия не уведомит другую Сторону в письменной форме о своем намерении прекратить действие настоящего Соглашения»11.

3. Договоры с неопределенным сроком действия, т.е. такие, в тексте которых не установлено время прекращения их действия. Заключение таких договоров составляет общее правило.

По возможности участия международные договоры можно также разделить на три группы.

1. Закрытые, в которых участвуют только заключившие его государства. Например, Соглашение между правительствами государств-участников Черноморского экономического сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах от 2 октября 1998 года12 не предусматривает присоединение к нему каких-либо иных государств.

2. Открытые, к которым возможно присоединение других государств. К таким договорам, как правило, относятся конвенции универсального характера, заключенные в рамках ООН и других универсальных международных организаций, объект и цели которых представляют интерес для всех государств. Примером является Конвенция о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г., которая в статье 25 предусматривает возможность присоединения к ней всех государств, являющихся членами ООН, специализированных учреждений ООН, Международного агенства по атомной энергии (МАГАТЭ), Статута Международного Суда, или любых других государств, приглашенных Со-ветом13.

3. Полуоткрытые, к которым могут присоединиться и другие государства, но с согласия его участников.

9 Бюллетень международных договоров. 1993. № 4. С. 54-57.

10 Текст официально не опубликован.

11 Правовые основы участия органов внутренних дел и внутренних войск в международном сотрудничестве: сборник документов. Том 8. Часть 2. М., 2009. С. 32.

12 Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 401.3Ст. 4978.

13 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,

заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. -

М., 1981. С. 416-434.

Примером является Европейская конвенция о выдаче 1957 года. По общему правилу, участниками данной конвенции могут быть только члены Совета Европы, но в соответствии с частью 1 статьи 30 «Комитет министров Совета Европы может пригласить государство, не являющееся членом Совета, присоединиться к настоящей Конвенции при условии, что резолюция, содержащая такое приглашение, получит единогласное одобрение членов Совета, ратифицировавших Конвенцию».14

По форме международные договоры принято делить на письменные и устные (не зафиксированные ни в каких документах). Но все соглашения, имеющие отношение к деятельности полиции, заключены в письменной форме.

По соответствию основным принципам международного права международные договоры делятся на правомерные и неправомерные. Все международные договоры, составляющие правовую основу деятельности МВД России, являются правомерными.

Следует отметить, что ни Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., ни Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. не устанавливают какого-либо обязательного наименования для международных договоров. Так, Венская конвенция определяет договор как «международное соглашение... независимо от его конкретного наименования»15. Поэтому международный договор является родовым понятием, а для обозначения конкретных договоров могут использоваться различные термины: соглашение, договор, конвенция, пакт, хартия, устав, протокол, дополнительный протокол и другие. Хотя наименование для различных видов международных договоров нормативно не определено, анализ договоров, составляющих правовую основу деятельности МВД России, позволяет выявить определенные закономерности. Как правило, конвенциями называют многосторонние межгосударственные международные договоры универсального и регионального характера. Исключением является Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы 2003 г. Многосторонние договоры, именуемые соглашениями, заключаются в рамках СНГ, ШОС ОДКБ, ЧЭС. Межправительственные договоры также в основном называются соглашениями. Двусторонние межгосударственные международные договоры о правовой помощи по уголовным делам, о выдаче, как правило, именуются договорами.

Уставами называются учредительные договоры международных организаций. Протоколами и дополнительными протоколами называются международные договоры, носящие факультативный характер по отношению к основным. Например, Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче от 15 октября 1975 года16. Пактами названы всего два основополагающих договора в области прав человека: Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Следует учитывать, что рассмотренная в данной статье классификация международных договоров, со-

14 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 23. Ст. 2348

15 Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. Ст. 772.

16 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 23. Ст. 2348

ставляющих правовую основу деятельности органов внутренних дел, как и всякая другая, в определенной степени условна, так как одно и то же соглашение может быть отнесено к различным видам в зависимости от оснований классификации. Но классификация является необходимым теоретическим приемом, позволяющим познать характерные черты и свойства международных договоров и ориентироваться во всем их многообразии.

Список литературы:

1. Бюллетень международных договоров. 1998. № 5. С. 52-54.

2. Бюллетень международных договоров. 2004. № 3. С. 58-62.

3. Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. Ст. 772.

4. Лобач Д.В. Политико-правовые проблемы криминализации агрессии в международном уголовном праве // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2013. № 3. С. 48-52.

5. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. В 2 т. М., 2004.

6. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Том I. Заключение международных договоров. - М., 2004 г. С. 83.

7. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Том I. Заключение международных договоров. - М., 2004 г. С. 84.

8. Международные акты о правах человека: сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - М., 2000.

9. Правовые основы участия органов внутренних дел и внутренних войск в международном сотрудничестве: сборник документов. Том 8. Часть 2. М., 2009. С. 32.

10. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. - М., 1981. С. 416-434.

11. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 40. Ст. 4978.

12. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 23. Ст. 2348

13. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 23. Ст. 2348

14. Талалаев А. Н. Международные договоры. М., 1980.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью доцента кафедры государственно-правовых дисциплин Стёпкина Е.Ю. «К вопросу о классификации международных договоров, составляющих правовую основу деятельности органов внутренних дел» Министерство внутренних дел выступает активным субъектом международного сотрудничества, так как при его участии заключаются и исполняются международные договоры в правоохранительной сфере, происходит международный обмен информацией, осуществляется взаимодействие с международными организациями. Кроме того, международное право, являясь важным инструментом межгосударственного общения, подвергается серьезным изменениям. Поэтому современному руководителю органов внутренних дел необходимо иметь четкие представления о международно-правовых явлениях и процессах, о происходящих изменениях в данной сфере жизни общества, чтобы быть эффективным управленцем.

В этой связи представленный труд, посвященный исследованию международных договоров в деятельности органов внутренних дел, является весьма актуальным и своевременным. В статье на основе современных достижений науки международного права рассмотрена классификация международных договоров, составляющих правовую основу деятельности полиции, выявлены их особенности, место в системе российского права, дана характеристика основным видам соглашений в сфере борьбы с преступностью. Материал изложен грамотным юридическим языком в доступной форме.

Представляют как теоретический, так и практический интерес содержащиеся в работе положения, в которых дается сравнительная характеристика международных договоров Российской Федерации в сфере сотрудничества государств в борьбе с преступностью и оказания правовой помощи по уголовным делам.

Структура статьи, ее логичный план позволили автору оптимально сочетать теоретический и прикладной аспекты исследования, охватить необходимое количество научных аргументов, достаточно полно обосновать рекомендации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи можно сделать общий вывод, что рецензируемая статья Е.Ю. Стёпкина отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и может быть рекомендована для опубликования в открытой печати.

Заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России к.ю.н., доцент

В.В. Барбин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.