МЕЖДУНАРОДНОЕ _СОТРУДНИЧНСТВО
О.Н. ГРОМОВА,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)
Основные направления конвенционного сотрудничества государств-участников СНГ в сфере правоохранительной деятельности
В статье рассмотрены актуальные проблемы международного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств, возникающие в сфере правоохранительной деятельности. Исследуются особенности одной из основных форм сотрудничества - конвенционной, изучаются возможности ее совершенствования.
Содружество Независимых Государств, международное сотрудничество в сфере правоохранительной деятельности, конвенционное сотрудничество, международные договоры и соглашения, многосторонние межведомственные акты.
O.N. GROMOVA,
docent of the chair of the state and law disciplines, candidate of legal sciences (Academy of Management of the Interior Ministry of Russia)
Main directions of cooperation CIS-members in law enforcement areas
This article discusses main issues of international cooperation of states, members of CIS, in the sphere of law enforcement. It investigates features of the one of the main forms of cooperation - the Convention, exploring opportunities to improve it.
CIS, international cooperation in law enforcement, cooperation in conventional area, international treaties and agreements, multilateral interdepartmental acts.
Опыт интеграционного развития Содружества Независимых Государств показывает, что тема сотрудничества в сфере правоохранительной деятельности является одной из самых востребованных.
Любое международное сотрудничество осуществляется исходя из принципа сотрудничества государств — их обязательств сотрудничать друг с другом независимо от различий политических, экономических и социальных систем во всех областях международных отношений. Данный принцип вытекает из целей ООН и закрепляется в таких документах, как Декларация о принципах международного права 1970 г. и Заключительный акт СБСЕ 1975 г. [1, 3].
Международное сотрудничество в сфере правоохранительной деятельности — это специфическая деятельность государств и других участ-
ников международного общения в области предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями. Объем, основные направления и формы этого сотрудничества определяются содержанием и особенностями проявлений преступности в конкретном обществе и в значительной степени обусловлены национальной политикой, проводимой определенным государством в данной сфере. Вместе с тем такое сотрудничество тесно связано с определенным историческим уровнем развития международного сотрудничества в целом — в политической, социально-экономической, гуманитарной, культурной, правовой, военной и других областях.
Для сотрудничества в правоохранительной сфере специфическим является прежде всего то, что оно затрагивает, как правило, сугубо
О 03
н
и и
У S
^
а н
о и
и о
X
^
о
а
<
Й
и
100
внутренние аспекты жизни конкретных государств. Причины, порождающие преступность (равно как и меры предупреждения и борьбы с ней, средства перевоспитания лиц, совершивших преступления), формируются и развиваются в каждом государстве различно. Вместе с тем у участников Содружества Независимых Государств данные причины достаточно схожи.
Ряд факторов предопределяет актуальность развития сотрудничества государств в сфере правоохранительной деятельности: во-первых, существование преступности как объективно обусловленного социального явления вызывает необходимость обмена накопленным государствами опытом борьбы с ней; во-вторых, все большее беспокойство международной общественности вызывают противоправные действия транснациональных преступных объединений; в-третьих, организованная преступность причиняет большой ущерб, и, кроме того, она становится неотъемлемой и все увеличивающейся частью общеуголовной преступности государств и др. [8, с. 546].
Сотрудничество государств—участников СНГ в сфере правоохранительной деятельности осуществляется в двух основных формах: в рамках специально создаваемых органов Содружества (институционное сотрудничество) и на основе международных соглашений (конвенционное сотрудничество).
Рассмотрим особенности конвенционной формы сотрудничества государств—участников СНГ в сфере правоохранительной деятельности.
В настоящее время Содружество Независимых Государств располагает целым комплексом базовых соглашений и программ по совместному противодействию современным вызовам и угрозам, которые последовательно реализуются.
Усилиями всех государств—участников СНГ создана и успешно функционирует комплексная правовая и организационная система противодействия преступности, актам терроризма и проявлениям экстремизма, незаконному обороту наркотических средств, незаконной миграции и торговле людьми. Главный итог совместной работы — сохранение контроля над криминогенной ситуацией, складывающейся в общем пространстве государств—участников Содружества.
Наиболее значимыми многосторонними межгосударственными и межправительственными актами, заключенными в рамках Содружества Независимых Государств, являются Соглашение о сотрудничестве государств—участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 г., Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности от 6 марта 1998 г., Соглашение о сотрудничестве государств—участников Со-
дружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г., Договор о сотрудничестве государств—участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г., Соглашение о сотрудничестве государств—участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 30 ноября 2000 г., Соглашение о сотрудничестве государств—участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 г., Соглашение о сотрудничестве государств— участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью на транспорте от 15 сентября 2004 г., Соглашение о сотрудничестве государств—участников Содружества Независимых Государств в борьбе с налоговыми преступлениями от 3 июня 2005 г., Соглашение о сотрудничестве государств—участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25 ноября 2005 г., Соглашение о сотрудничестве государств—участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата от 25 ноября 2005 г., Соглашение о защите участников уголовного процесса от 28 ноября 2006 г., Соглашение о подготовке кадров для органов внутренних дел (полиции) и внутренних войск государств—участников Содружества Независимых Государств от 25 мая 2007 г. и другие соглашения.
Таким образом, многосторонними межгосударственными и межправительственными актами, заключенными в рамках Содружества Независимых Государств, регулируются практически все основные направления борьбы с преступностью. Однако договоры и соглашения, заключаемые государствами—участниками СНГ, не только выступают правовой основой сотрудничества в правоохранительной сфере, но и обеспечивают осуществление целого ряда направлений международного сотрудничества по предупреждению преступности, борьбе с ней и обращению с правонарушителями на территории Содружества Независимых Государств.
Одно из таких направлений — выдача преступников и оказание правовой помощи по уголовным делам. В рамках Содружества это направление сотрудничества реализуется на основе Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. [4].
Еще одно направление — научно-информационное, заключающееся в обмене национальным, научным и практическим опытом, об-
суждении проблем и проведении совместных исследований. После прекращения существования СССР данное направление продолжает активно развиваться в рамках Содружества Независимых Государств. Практически на всех заседаниях главных органов СНГ — Совета глав государств, Совета глав правительств, Исполнительного комитета, Межпарламентской Ассамблеи государств—участников СНГ — обсуждаются проблемы борьбы с преступностью. В частности, в июне 2003 г. была одобрена Программа СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, где специальный раздел посвящался информационно-аналитическому и научно-методическому обеспечению борьбы с терроризмом и иными особо опасными преступлениями [11].
Важным направлением международного сотрудничества является оказание профессионально-технической помощи государствам-участникам СНГ в борьбе с преступностью. В 1990-е гг. оказание такой помощи было поднято на новый уровень. В 1999 г. был заключен Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств-участников СНГ [2, с. 27-33], в июне 2000 г. — одобрено Соглашение о взаимодействии между Советом Межпарламентской Ассамблеи государств—участников СНГ и Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ, которое определило как порядок оказания профессионально-технической помощи в борьбе с преступностью, так и обмена научно-практическим опытом [5]. Таким образом, каждое из направлений международного сотрудничества в сфере правоохранительной деятельности получило международно-право -вую регламентацию в соответствующих договорах и соглашениях в той или иной степени.
Важной составляющей конвенционного сотрудничества государств—участников СНГ является ряд многосторонних межведомственных актов, регулирующих взаимодействие министерств внутренних дел по различным направлениям оперативно-служебной деятельности. В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ МВД России может осуществлять разработку и представлять предложения о международных договорах, заключаемых от имени Российской Федерации, Правительства России по вопросам, входящим в его компетенцию [6].
Кроме того, в п. 21 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации указано, что Министр внутренних дел обладает полномочиями по заключению международных
договоров Российской Федерации межведомственного характера в сфере внутренних дел [7].
В настоящее время действует целый ряд многосторонних межведомственных актов в сфере правоохранительной деятельности, заключенных в рамках СНГ. В их числе — Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 21 октября 1992 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения от 24 сентября 1993 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью от 17 февраля 1994 г., Соглашение министерств внутренних дел о сотрудничестве в борьбе с терроризмом от 8 сентября 2000 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел (полиции) государств—участников Содружества Независимых Государств в сфере правового обеспечения от 4 июня 2009 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел (полиции) государств—участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми от 17 сентября 2010 г.
Существуют определенные сложности в осуществлении конвенционного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств: к сожалению, не всегда заключаемые договоры и соглашения эффективно реализуются на практике. Одним из способов решения данной проблемы может стать заключение договоров или соглашений об основных принципах правового регулирования в сфере правоохранительной деятельности. Это могут быть документы, содержащие концепцию или принципы правового регулирования в данной сфере. Сложность в том, что национальные законодательства стран Содружества за прошедший период развивались достаточно динамично, и в значительной степени все отошли от единой основы, ядра. В этой ситуации, полагаем, что определение общих правовых принципов сотрудничества, единых подходов — это путь к достижению совместных решений [9, с. 347].
Совершенствованию конвенционного сотрудничества государств—участников СНГ в сфере правоохранительной деятельности также могут способствовать следующие шаги:
— гармонизация и унификация законодательств государств—участников СНГ, имплемента-ция положений международных договоров в их национальное законодательство;
— подготовка и заключение в рамках СНГ международных соглашений рамочного характера по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах;
101
— развитие модельного законодательства, регулирующего сферу внутренних дел государств— участников СНГ;
— совершенствование межведомственной нормативной правовой базы, обеспечивающей участие органов внутренних дел в международном сотрудничестве [10, с. 102].
Общая тенденция к расширению международного сотрудничества в сфере правоохранительной деятельности на территории Содружества Независимых Государств связана
с обеспокоенностью народов существованием преступности как препятствия прогрессивному развитию. Каждое из государств—участников СНГ в той или иной степени подвержено влиянию уголовной преступности и таким ее проявлениям, как транснациональные преступления, и поэтому стремится использовать эффективные национальные способы борьбы с ней. Это и составляет основу дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере правоохранительной деятельности.
о вэ н
и ы
У S
^
а н
о и
ы о X
S3 О
а
<
S3 Й ы
Список литературы
1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. // СПС КонсультантПлюс.
2. Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств-участников СНГ от 4 июня 1999 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 2 (32).
3. Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 30 июля — 1 августа 1975 г. (Хельсинкский заключительный акт). URL: http://www.osce. org/ru/mc/39505?download=true (дата обращения: 24.04.2013).
4. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.
5. Соглашение о взаимодействии между Советом Межпарламентской Ассамблеи государств—участников СНГ и Советом руководителей органов безопасности и спе-
циальных служб государств—участников СНГ 2000 г. // СПС КонсультантПлюс.
6. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
7. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (в ред. от 15 января 2013 г.) // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.
8. Международное право / под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. М., 2008.
9. Международное право и национальное законодательство. М., 2009.
10. Настольная книга юриста. М., 2011.
11. Решение Совета глав государств СНГ «О Программе государств—участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года» (Вместе с «Перечнем основных международных договоров...») (Принято в г. Москве 21 июня 2000 г.) // СПС КонсультантПлюс.
E-mail: [email protected]
102