ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
УДК 336.717.061:005.936.3(574)
К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВСКОГО И РЕАЛЬНОГО СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ
РАХМЕТОВА АЙБОТА МУРАТОВНА
кандидат экономических наук, докторант кафедры «Банки и банковский менеджмент»
Финансового университета, Караганда, Казахстан E-mail: aibota@mail. ru
АННОТАЦИЯ
Актуальность. Происходящие перемены прикладного характера обусловливают необходимость дальнейшего развития, расширения и совершенствования теоретико-методологической базы в области взаимодействия банковского и реального секторов экономики. Вместе с тем большинство авторов, изучающих данную проблематику, подходят к вопросу классификации форм взаимодействия между банками и предприятиями преимущественно с позиции и интересов коммерческих банков как стороны, доминирующей во взаимоотношениях с предприятиями реального сектора. В частности, большинство классификаций основываются на традиционной систематизации самих банков в зависимости от различных признаков (по территориальной принадлежности, объему активов, специализации на том или ином виде банковской деятельности и др.). Такая позиция не учитывает специфики и особенностей функционирования предприятий реального сектора, без чего эффективность процесса взаимодействия снижается. Необходим комплексный подход к классификации форм и методов взаимодействия банковского и реального секторов экономики с целью учета не только интересов обеих сторон, но и макроэкономических факторов.
Методы. Работа является результатом теоретических исследований, которые проводились автором на основе научных трудов отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области особенностей взаимодействия банков и предприятий реального сектора. Работа включает классические методы ретроспективного, сравнительного и экспертного анализа.
Результаты. В статье приведен критический анализ теоретических подходов к формам взаимодействия банковского и реального секторов экономики, а также представлена авторская классификация форм взаимодействия банков и предприятий с учетом современных особенностей их функционирования. В основу новой авторской классификации положено разделение классифицирующих признаков по ключевым аспектам взаимодействия сторон, оказывающим значительное влияние на результативность процесса взаимодействия.
Перспективы. Представленная классификация форм взаимодействия банков и предприятий реального сектора экономики может быть использована сторонами взаимодействия в процессе принятия управленческих решений, ориентированных на повышение эффективности и достижение синергетического эффекта.
Ключевые слова: признак; банк; предприятие; регион; специфика; отрасль; кредит; реальный сектор.
ON THE CLASSIFICATION OF FORMS OF INTERACTION BETWEEN THE BANKING AND THE REAL SECTORS OF THE ECONOMY
AIBOTA M. RAKHMETOVA
PhD in Economics, Banks and Banking Management Chair,
Financial University, Karaganda, Kazakhstan E-mail: aibota@mail. ru
ABSTRACT
Introduction. The ongoing changes of the applied nature necessitate further development, expansion and improvement of the theoretical and methodological framework related to the interaction between the banking and real sectors of the economy. However, the majority of authors who study the subject in question normally view the issue of classifying the forms of interaction between banks and enterprises mainly from the position and in the interests of commercial banks as the dominant party in the relationship with the real sector. In particular, the majority of classifications is based on the traditional classification of banks themselves by different characteristics (territorial identity, amount of assets, specialization in various forms of banking activities, etc.). This point of view does not take into account the specific nature of the real sector functioning, which reduces the effectiveness of the interaction process.
A comprehensive approach to the classification of the forms and methods of cooperation between the banking and real sectors of the economy is needed to reflect not only the interests of the two parties, but also macroeconomic factors.
Methods. The work is the result of theoretical studies conducted by the author on the basis of scientific works of Russian and foreign economists specializing in interaction between banks and the real sector. The work includes the classic methods of retrospective, comparative and expert analysis.
Results. The paper is dedicated to the critical analysis of theoretical approaches to forms of cooperation of the banking and real sectors of the economy, and presents the author's classification of forms of interaction between banks and enterprises with account for modern specifics of their operation. The author's new classification is based on the division of classification characteristics by key aspects of the interaction, which has a significant impact on the effectiveness of the interaction process.
Discussion. The presented classification of the forms of interaction between banks and the real sector of the economy can be used by interacting parties in the process of interaction management decision making aimed at improving the efficiency and achieving the synergy effect.
Key words: classification characteristic; bank; company; region; specific; industry; credit; real sector.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В период с 22 по 25 апреля 2013 года проходит визит в Финансовый университет профессора Стэнфордского университета (г. Стэнфорд, США) Райна Джеймса Орра. Визит профессора Орра ориентирован на установление долгосрочного сотрудничества
в образовательной и научной сферах
Современные тенденции развития экономики, сопровождающиеся существенными изменениями на разных стадиях экономического цикла, генерируют соответствующие изменения в классификации форм взаимодействия банков и предприятий реального сектора экономики. В экономической литературе существуют различные точки зрения относительно выбора классифицирующих критериев и признаков. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
С общего (вводного) критерия описания существующих форм взаимодействия начинает свою классификацию Е. М. Соколова [1, с. 16-29]. Все формы взаимодействия автором разделены по признаку обязательности (добровольности). При этом к группе обязательных форм взаимодействия автор относит те, которые возникают вследствие обязанностей субъектов в соответствии с действующим законодательством (расчеты и платежи, валютные операции), а ко второй группе — отношения, возникающие между банком и предприятием, связанные с волеизъявлением сторон и по их инициативе (кредитные, депозитные и другие операции, не относящиеся к первой группе). Такой подход, на наш взгляд,
является весьма справедливым, поскольку порядок осуществления безналичных расчетов, кассовых и валютных операций регламентируется государством в лице уполномоченных органов. В частности, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан* банк наделяется функцией осуществления контроля за проведением этих операций. В частности, каждое предприятие вне зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы, специфики и сферы деятельности обязано хранить свои денежные средства (сверх остатка необходимого лимита в кассах предприятия) и осуществлять расчеты и платежи через банк второго уровня. В этом случае между предприятием и банком возникают обязательные отношения, связанные с открытием соответствующих счетов (расчетных, валютных и иных).
Не вполне корректным, на наш взгляд, представляется выделение автором форм взаимодействия банков и предприятий с позиции направлений движения ресурсов (движение финансовых ресурсов от предприятия к банку, движение финансовых ресурсов от банка к предприятию, встречное движение финансовых
* ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок осуществления безналичных расчетов, кассовых и валютных операций:
- Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П);
- Положение о правилах осуществления перевода денежных средств от 19.06.2012 № 383-П;
- Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2007);
- Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13.06.2005 № 57-3 с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2012;
- Закон Республики Казахстан «О платежах и переводах денег» № 237-1 от 29.06.1998 с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.04.2010;
- Постановление Правления Национального банка Республики Казахстан «Об утверждении правил ведения кассовых операций и операций по инкассации банкнот, монет и ценностей в банках второго уровня и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций от 03.03.2001 № 58 с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.01.2009.
ресурсов, движение финансовых ресурсов через банк, который выполняет роль посредника), поскольку процесс взаимодействия предполагает взаимную деятельность субъектов (банка и предприятия), для которой характерны принципы взаимозависимости и взаимовыгоды, что находит четкое выражение в текстах договоров, заключаемых между банком и предприятием. В случае невыполнения своих обязательств по предоставлению временно свободных денежных средств одной из сторон вторая также не станет выполнять их. Согласно действующей в настоящее время практике взаимодействия банков и предприятий, банки (как никогда заинтересованные в пополнении и качестве своих ресурсных баз и усилившие свои системы риск-менеджмента) могут в одностороннем порядке расторгнуть договор с предприятием, не выполняющим обязательства по зачислению своих временно свободных средств на счета обслуживающего его банка. Кроме того, современная практика взаимодействия банков и предприятий, характеризующаяся высокими рисками, стремительным изменением конъюнктуры рынков, значительным сокращением временного разрыва между потоками ресурсов от банка к предприятию и от предприятия к банку, свидетельствует о целесообразности включения в классификацию по данному признаку только встречного движения финансовых ресурсов и движения финансовых ресурсов через банк, который выполняет роль посредника. В свете происходящих в посткризи-сный период перемен и активизации роли государства в поддержке предприятий и отраслей реального сектора экономики и всевозрастающего спроса предприятий на комиссионно-посреднические финансовые услуги банков наиболее актуально движение финансовых ресурсов через банк, который играет роль посредника.
По видам используемых ресурсов Е. М. Соколовой выделяются взаимодействия, связанные с использованием финансовых ресурсов, и взаимодействия, связанные с использованием прочих (нефинансовых) ресурсов.
В данном случае считаем справедливым следующее деление:
• взаимодействия, связанные с использованием финансовых ресурсов;
• взаимодействия с использованием материальных ресурсов;
• взаимодействия с использованием нематериальных ресурсов.
Несмотря на то, что абсолютно преобладающими являются взаимодействия, связанные с использованием финансовых ресурсов, что, собственно, и обусловливает принадлежность банков к финансово-кредитным институтам, не менее важны и две другие формы. Конкурентная борьба, экспансионистская политика банков, основанная на расширении продуктовых линеек, а также возрастающий спрос на нетрадиционные виды банковских услуг способствуют развитию банковских услуг, основанных на предоставлении материальных и нематериальных ресурсов.
В частности, в области предоставления банковских услуг на основе использования материальных ресурсов — драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы), памятных и инвестиционных монет из драгоценных металлов, ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и камни, — можно выделить следующие:
• трастовые операции;
• лизинг;
• операции по покупке;
• прием в залог;
• хранение.
К числу банковских услуг, в основе которых лежит использование нематериальных активов, следует отнести:
• предоставление и установку клиентам программного обеспечения удаленного доступа «банк - клиент», которая позволяет предприятиям, имея компьютер, модем и телефонную линию, не только отправлять платежи со своих счетов, но и осуществлять покупку и продажу безналичной иностранной валюты, получать выписки по счетам, информацию по курсам валют и др., электронной системы «Интернет-банк», которая дает возможность управлять своим счетом через Интернет без установки специального программного обеспечения и на любом расстоянии;
• предоставление инжиниринговых услуг на основе использования программ оценки инвестиционных решений «Project expert», «Audit expert» и др.;
• сюрвейерные услуги (оценка имущества);
• услуги мобильного банкинга по корпоративным карточкам;
• услуги артбанкинга (консультации по инвестированию средств в объекты культурных ценностей);
• предоставление банковских гарантий (включая тендерные) и поручительств;
• другие консультационно-информационные услуги.
По характеру отношений, возникающих между предприятием и банком, и ролей, которые они при этом выполняют, Е. М. Соколовой выделены следующие формы взаимодействия: отношения, связанные с облуживанием; инвестиционные отношения; отношения, связанные с управлением. При этом автор отделяет группу отношений, связанных с обслуживанием (расчетное, кассовое, валютное обслуживание, а также консультационные, информационные, аудиторские и другие услуги, предоставляемые банком своим клиентам как потребителям услуг), от инвестиционных отношений, под которыми понимает отношения, связанные со всяким вложением свободных средств на срок в целях получения доходов (кредитные и фондовые операции).
Такой подход к классификации форм взаимодействия по данному признаку не допустим, поскольку все перечисленные виды банковских услуг, отнесенные в различные группы, определенно могут быть отнесены к одной обслуживающей группе, поскольку предложение услуги инициировано спросом со стороны клиентов. Кроме того, сама природа понятия «банковская услуга» свидетельствует о том, что под ней понимается совокупность отдельных технических, технологических, интеллектуальных, профессиональных и других действий, направленных на удовлетворение потребностей клиентов банка и возникающих в период финансового обслуживания клиента в рамках взаимоотношений «клиент — банк» [2,3,4].
Таким образом, совершенствование классификации форм взаимодействия, предложенной данным автором, на наш взгляд, видится в разграничении их не на 3 группы: обслуживающие, управленческие и инвестиционные, а на две — обслуживающие (обслуживающие + управление) и инвестиционные. Управленческие (трастовые) услуги банка включены нами в группу обслужи-
вающих, поскольку они также предоставляются на основе свободного выбора и доверия клиента по отношению к банку и по его инициативе. Инвестиционный характер взаимодействия действительно может быть выделен в качестве отдельной самостоятельной формы, поскольку исключительно инвестиционными могут считаться операции банка, связанные с инвестированием им своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях осуществления совместной хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности, а также размещение банковских средств в виде срочных вкладов в других кредитных организация [2, с. 433].
Более подробную классификацию сквозь призму необходимости эффективного взаимодействия между банками и предприятиями дает в своей работе С. А. Хусаинов [5, с. 9], который на основе классификаций других авторов (А. А. Бурдина, А. Ю. Даванков, С. А. Головихин, Е. А. Басов, Т. Г. Долгопятова) приводит более расширенную и уточненную классификацию, в которой выделяет формы взаимодействия по срокам:
• оперативное (без уточнения срока);
• краткосрочное (до 1 года);
• среднесрочное (от 1 года до 3 лет);
• долгосрочное (свыше 3 лет).
Вместе с тем ни в одном из толковых словарей русского языка не приводится конкретных сроков оперативности. Так, в словаре С. И. Ожегова [6] под оперативностью понимается непосредственное, практическое и быстрое исполнение субъектами своих функций. Исходя из этого, считаем, что в классификации форм взаимодействия банков и предприятий оперативное взаимодействие может быть объединено с краткосрочной формой взаимодействия, поскольку даже такие сверхсрочные кредиты центрального банка для банков второго уровня сроком от нескольких часов до 1 дня относятся к краткосрочной форме взаимодействия. Необходимо отметить, что стремительное изменение конъюнктуры не только банковского, но и других сегментов финансового рынка вынуждает банки устранить из своей практики понятие среднесрочности, разделяя свои операции на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года).
Классификация С. А. Хусаинова также содержит подразделение форм взаимодействия по
признаку регулярности: постоянное и временное. Эти же формы выделяют в своей классификации Ю. С. Масленченков и А. М. Тавасиев [7, с. 7], рассматривая их в рамках такого признака, как сроки обслуживания. При этом они определяют постоянное обслуживание наличием в договоре пункта о пролонгации, а под временным обслуживанием понимают отсутствие такого пункта. На наш взгляд, для непрерывно продолжающейся и устойчивой к различным внешним факторам формы взаимодействия банка с предприятием, основанной на высокой степени доверия и взаимоуважения, подходит определение перманентного взаимодействия.
Временное взаимодействие, по нашему мнению, можно разделить на две разновидности: эпизодическое (разовое) и периодическое. Эпизодическое (разовое взаимодействие) может возникать в период поиска банка, когда предприятия стремятся подобрать выгодный по условиям вариант банковского обслуживания, а также в случаях, когда данный вид услуг может осуществляться только этим банком, что обусловливает точечное обращение в данный банк предприятий, находящихся на постоянном (перманентном) обслуживании в других банках. Для периодической формы взаимодействия характерно возобновление взаимодействия между банком и предприятием через определенный период времени. Такая форма взаимодействия, в отличие от постоянной, характеризуется отсутствием прочных связей и недостаточной результативностью.
В силу того, что основой построения авторской классификации С. А. Хусаинова стали интеграционные процессы промышленных предприятий и банков, автор вводит такие формы, как стратегическое и тактическое взаимодействие в рамках системы стратегического управления взаимодействием. На первый взгляд, эти формы взаимодействия созвучны с формами по срокам (краткосрочное и долгосрочное). Вместе с тем считаем, что применение продуманных заранее методов стратегического и тактического планирования в рамках формирования устойчивого долгосрочного взаимодействия между банковским и реальным секторами экономики в условиях циклического развития и ужесточения конкурентной борьбы на рынке банковских услуг вполне оправдано.
По содержанию взаимодействия между банками и предприятиями С. А. Хусаиновым выделены следующие формы: ресурсно-рыночное, интеграционное и инвестиционно-финансовое. Такие авторы, как Н. Е. Егорова, А. М. Смулов и С. В. Филиппова [9, с. 100; 10, с. 43-67] полагают, что между интеграционной и инвестиционно-финансовой формой взаимодействия не может быть разграничения, и выделяют по данному признаку всего две формы: кредитноинвестиционное и депозитно-аккумуляционное взаимодействие.
Мы вынуждены только отчасти согласиться с данной точкой зрения (относительно объединения интеграционной и инвестиционно-финансовой форм взаимодействия по причине наличия причинно-следственной связи между ними) в силу некоторой однобокости суждений. Выделенные авторами две формы отражают прежде всего суть направлений банковской деятельности, а именно осуществление последними пассивных и активных операций. При этом
Н. Е. Егорова, А. М. Смулов называют данные формы взаимодействия также мета-стратегиями, лежащими в основе взаимоотношений банков с промышленным сектором экономики. Эти ключевые направления банковской деятельности, связанные с мобилизацией и аккумулированием временно-свободных ресурсов и затем с их перераспределением и размещением с целью получения банками прибыли, во-первых, могут быть применимы не только в рамках взаимодействия банков с представителями реального сектора, но и в рамках взаимоотношений банков с населением и государством; во-вторых, депозиты не являются единственным источником формирования ресурсной базы банков, тем более, если говорить о долгосрочных ресурсах, которые необходимы предприятиям реального сектора. В целях избежания дублирования форм взаимодействия под различными наименованиями (по характеру отношений и по содержанию отношений) предлагаем добавить к вышеприведенному признаку (по характеру отношений) ресурсно-рыночное взаимодействие. В данном случае речь идет о том, что помимо обслуживающей и инвестиционной форм взаимодействий банки и предприятия могут иметь отношения в области формирования ресурсной базы банков на основе привлечения временно свободных ресурсов предприятий.
В итоге мы действительно получаем совершенно разные характеры взаимодействия: обслуживание (удовлетворение финансовых потребностей предприятий), инвестиции (реализация права собственности той или иной стороной) и ресурсы (мобилизация и аккумулирование банками ресурсов, обеспечивающие для предприятий доход по рыночной стоимости ресурсов).
Ряд авторов [5,7,8,10,11,12] выделяют формы взаимодействия в зависимости от вида банковских операций, что также подтверждает некий односторонний подход к формированию классификационных признаков, поэтому мы предлагаем включить перечень ключевых видов банковских операций в классификацию в качестве вспомогательной или уточняющей составляющей в рамках классификационного признака «по характеру отношений». Такая же тенденция прослеживается при делении банковских операций по эволюционному признаку на традиционные и нетрадиционные, хотя лизинговые, трастовые, факторинговые и форфейтинговые операции давно перестали быть новыми и нетрадиционными для сторон.
Специфический подход к классификации форм взаимодействия банков и предприятий реального сектора, основанный на дифференциации элементов механизма взаимодействия, особенностях субъектов и объектов взаимодействия демонстрируют В. П. Рыбин и М. И. Беркович [13], которые, в первую очередь, выделяют такие признаки, как роль субъектов взаимодействия и направление вектора выстраивания взаимоотношений. В рамках первого из признаков авторы выделяют взаимодействие, основанное на инициативе банка, и взаимодействие, основанное на инициативе предприятия, а в рамках второго — взаимодействие, главенствующую роль в котором играет банк, и взаимодействие, в котором главенствует предприятие.
В целях совершенствования классификации форм взаимодействия банков с предприятиями считаем, что эти два признака могли бы быть объединены. Коммерческие банки, которые выбирают агрессивную политику поведения на рынке банковских услуг, не жалеют средств на расширение штатного и внештатного персонала, филиальной сети, маркетинговые средства коммуникации, во многом «навязывая» свои услуги потенциальным клиентам. Если эти
ПРАКТИКУМ
В современной банковской практике до 70% корпоративных клиентов определись с выбором банка, их налаженные прочные деловые связи довольно сложно разорвать.
На выбор банка влияют: удобное расположение и широкая филиальная сеть, комфортность, качество и комплексность облуживания, доверительные отношения между руководством и привычные и дружественные отношения между персоналом сторон, льготные и привлекательные условия предоставления финансовых услуг со стороны банка в рамках политики удержания клиента и др. [8, с. 100]
усилия дали результат, то банки, как правило, берут на себя роль «рулевого» во взаимодействии, что основано на обладании последними большими знаниями, квалификацией и опытом работы на рынке финансовых услуг. Если банк входит в структуру финансово-промышленной группы и выполняет функции «карманного» банка, то он реализуют пассивную политику поведения, а ведущая роль в такого рода взаимодействии принадлежит предприятию.
В классификацию по рассматриваемому признаку считаем необходимым включить государство. Кризис 2008-2009 годов четко продемонстрировал активизацию деятельности государства в лице правительств большинства стран мира, в частности России и Казахстана, по поддержке банковского и реального секторов экономики в виде:
• выделения средств Национального резервного фонда;
• частичного вхождения в капитал банков;
• совершенствования нормативно-законодательной базы;
• внедрения системы мер раннего реагирования;
• реализации государственных программ по финансированию приоритетных на-
правлений реального сектора экономики через институты развития и коммерческие банки.
Так, например, в Республике Казахстан к числу таких программ, инициированных государством, относятся: «Дорожная карта бизнеса 2020», «Производительность 2020», «Государственная программа формированного индустриально-инновационного развития» (ГПФИИР), «Даму — регионы», «Программа по развитию агропромышленного комплекса» и др. Программы предусматривают такие инструменты поддержки взаимодействия банков и предприятий реального сектора, как правительственные гарантии, субсидирование процентных ставок, выделение средств на предоставление целевых кредитов для субъектов малого и среднего бизнеса.
В Российской Федерации:
• в области поддержки субъектов сельского хозяйства предусмотрено увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг»;
• в оборонно-промышленном комплексе используются гарантии государства по проектам в рамках гособоронзаказа и повышение объема субсидирования процентных ставок;
• в сфере развития регионов увеличены объемы финансирования региональных программ;
• в рамках поддержки приоритетных отраслей экономики осуществляется точечная финансовая поддержка машино- и автомобилестроения, строительства транспортной инфраструктуры;
• оказывается государственная поддержка сырьевого комплекса в виде рефинансирования кредитов и погашения внешних долгов [14, с. 38-57].
Повышение темпов кредитования реального сектора в посткризисные годы произошло благодаря реализации именно этих программ. В частности, усиление взаимодействия между банковским и реальным секторами было достигнуто как за счет непосредственного участия банков в кредитовании (функция операторов программ и по программам субсидирования процентных ставок), так и по причине развития высокорискованных приоритетных отраслей за счет актив-
ного прямого государственного финансирования через институты развития.
Таким образом, государство инициирует процессы взаимодействия; играет ключевую роль в выстраивании вектора отношений между банками и предприятиями, поскольку принимает участие в формировании условий кредитования, стремясь обеспечить доступность кредитов; способствует развитию приоритетных отраслей, приглашая частный банковский бизнес принять участие в этом процессе. Вместе с тем учитывая специфику деятельности государства (нагрузка финансирования по другим направлениям), ограниченный срок присутствия на рынке в условиях рыночной экономики и свободы предпринимательства, считаем, что такую форму взаимодействия, которая появилась в кризисный и продолжает существовать в посткризисный периоды, следует определить как взаимодействие на основе государственно-частного партнерства.
Наиболее подробно в своей классификации В. П. Рыбин и М. И. Беркович рассматривают формы взаимодействия в зависимости от выбранного инструментария, под которым они понимают различные виды финансирования: инвестиционное, корпоративное, проектное, лизинговое, венчурное, оборотное. Неоднородность приведенных форм в рамках одного признака говорит о нецелесообразности такого решения.
Во-первых, понятие «инвестиционное финансирование» логично использовать по признаку «в зависимости от объектов финансирования», так как под инвестиционным финансированием, как правило, понимаются финансовые ресурсы, выданные банками на длительный срок, а объектами финансирования при этом становятся новое строительство, расширение, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение.
Во-вторых, авторы не поясняют включение такого вида финансирования, как оборотное, которое, на наш взгляд, также подпадает под вышеприведенный классификационный признак «по объекту финансирования».
В-третьих, авторы включают в данный признак корпоративное финансирование, что, на наш взгляд, является неверным, поскольку корпоративное финансирование — это емкое понятие, которое в зависимости от целей финансирования включает в себя лизинговое, проектное, венчурное и др.
ИСЛАМСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Применение исламского финансирования весьма уместно в рамках формирования устойчивого взаимодействия между банковским и реальным секторами экономики по ряду следующих причин:
• справедливость в распределении финансовых результатов;
• инвестиции в реальные активы;
• укрепление ресурсной базы банков за счет привлечения «длинных» денег из арабо-мусульманских нефтяных стран;
• возможность решения таких актуальных задач, как финансирование проектов, имеющих социальную, инновационную и экологическую нагрузку.
Республика Казахстан одна из первых стран на постсоветском пространстве, которая создала модель исламского финансирования, что не только позволяет обеспечить финансовую устойчивость финансово-кредитных институтов, но и будет способствовать сокращению разрыва и укреплению связей с реальным сектором экономики на фоне перманентной угрозы формирования «мыльных пузырей».
В Казахстане принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации деятельности исламских банков и организации исламского финансирования»1; работает исламский банк «Al Hilal», который постепенно открывает в регионах свои филиалы; подписано соглашение между Банком развития Казахстана, малазийской компанией Amanach Raya об открытии второго исламского банка; была утверждена государственная программа «Дорожная карта развития исламского финансирования 2020»2, которая предусматривает реализацию мер по направлениям: совершенствование законодательства, информационно-разъяснительная работа, развитие исламской финансовой инфраструктуры, развитие рынка исламских финансовых услуг и др.
Для Российской Федерации которая только делает свои первые шаги в этой области, реализация соответствующих мер представляется не менее актуальной в процессе формирования мирового финансового центра в городе Москве.
1 Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации деятельности исламских банков и организации исламского финансирования» от 12.02.2009 № 133-4.
2 Государственная программа «Дорожная карта развития исламского финансирования 2020» от 29.03.2012 № 371.
В-четвертых, авторы не упоминают и о таких инструментах финансирования, как факторинг и форфейтинг, в рамках данного классифицирующего признака.
В-пятых, считаем целесообразным ввести по данному признаку форму взаимодействия на основе использования инструментов исламского финансирования, характеризующегося отсутствием процента за пользование средствами и вы-
сокой степенью религиозных убеждений и доверия между сторонами.
Одной из перспективных форм взаимодействия банков с предприятиями реального сектора выступает взаимодействие, основанное на использовании венчурного финансирования. Необходимо отметить, что данная форма по степени своего распространения значительно уступает таким видам финансирования, как
проектное и лизинговое, хотя по степени востребованности со стороны предприятий реального сектора определенно опережает их. Несмотря на всю сложность реализации такой формы взаимодействия (венчурный бизнес представляет собой высокорискованный бизнес, а банки не могут рисковать привлеченными средствами), перспективы в развитии актуальной формы финансирования все же существуют. Так, например, крупные российский банки (ОАО «Сбербанк России», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Банк Возрождение», ОАО «Просвязьбанк») вводят банковские продукты, ориентированные на предприятия, занимающиеся инновациями [15]. Казахстанская практика использования венчурного финансирования пока ограничивается деятельностью специализированных венчурных фондов, в том числе с участием в капитале государства и банков.
В последние годы у предприятий реального сектора экономики стала возникать потребность в дополнительном финансировании, когда в наличии имеется интересный перспективный проект, но собственных средств инициаторов проекта недостаточно для привлечения проектного финансирования, а привлечение прямого финансового инвестора неприемлемо. Для решения данной проблемы современные банки предложили мезонинное финансирование, при котором кредитор одновременно является инвестором и несет повышенные риски по сравнению с обычным банковским финансированием. Иными словами, это промежуточный вид финансирования через залог ценных бумаг между стандартным кредитом с преимущественным погашением и акционерным капиталом. Проценты по мезонинному кредиту, как правило, выше, чем по обычным кредитам, в силу повышенных рисков кредитора. Мезонинный кредит предоставляется на срок от 3 до 5 лет с погашением суммы основного долга в конце срока. Этот вид кредита может использоваться при финансировании нового предприятия, дополнении собственных средств при проектном финансировании, а также для приобретения пакета за счет заемных средств. На практике данный вид финансирования может использоваться крупными банками, венчурными фондами или институтами развития.
В условиях осуществления перехода России и Казахстана от сырьевой зависимости к интенсивному развитию отраслей обрабатывающей промышленности одним из наиболее востребованных со стороны предприятий видов финансирования является лизинг как альтернативный вид кредитования. В настоящее время разработаны методики проведения лизинговых сделок в соответствии с последними достижениями мировой банковской практики. Практически все коммерческие банки в рамках банковских групп стали создавать дочерние лизинговые компании. Важнейшим преимуществом такой практики является способность привлекать более «длинные» финансовые ресурсы как на отечественном рынке, так и на зарубежном. Это позволяет передавать имущество в лизинг на более длительный срок, не испытывая трудностей, связанных с необходимостью возврата кредита до полного погашения задолженности по договору лизинга. Однако, в случае когда материнский банк начинает испытывать трудности с финансированием, это вызывает вынужденное сужение или полное закрытие кредитной линии. Помимо финансирования, тесное взаимодействие банка и лизинговой компании обусловливает синергетический эффект для расширения клиентской базы, когда клиент может выбирать наиболее подходящую для него форму займа. Зачастую финансирование через лизинг предоставляется также совместно с кредитом, например, для создания завода оборудование передается в лизинг, а на строительство помещений и прочей недвижимой инфраструктуры выдается кредит.
Не менее важной формой взаимодействия банковского и реального секторов экономики в свете реализации инвестиционных проектов индустриально-инновационного характера является проектное кредитование, предполагающее не только длительный период финансирования, но и полное комплексное обслуживание инвестиционного проекта от первой до заключительной стадии. К особенностям проектного кредитования относятся:
• осуществление предварительной тщательной экспертизы проектов;
• основой выплаты процентов и основного долга становятся доходы от реализации данного проекта;
ПРАКТИКУМ
Примером совместного опыта России и Казахстана по участию банков в венчурном финансировании предприятий реального сектора стало подписание соглашения между РОСНАНО, Казына Капитал Менеджмент, ВТБ Капитал и I2BF Holdings по созданию российско-казахстанского венчурного фонда (целевой размер - 100 млн долл. США) для поддержки перспективных проектов, направленных на внедрение нанотехнологий и использование продукции наноиндустрии в различных секторах экономики Республики Казахстан и Российской Федерации [16].
• привлечение широкого круга кредиторов (образование консорциумов);
• привлечение капитала в больших бъемах и из различных источников заемного капитала, а значит, и с повышенными рисками, которые могут быть распределены путем диверсификации между участниками или выставления гарантий [17].
В Казахстане в соответствии с Законом «О проектном финансировании и секьюритизации»1 банки предлагают своим клиентам следующие виды проектного финансирования крупных инвестиционных проектов: совместное финансирование проектов с иностранными кредиторами в лице международных и иностранных институтов развития в приоритетных секторах: телекоммуникации, транспорт, инфраструктура, пищевая промышленность и строительство (на срок до 12 лет); финансирование собственного капитала путем выкупа доли акционерного капитала компании не более 25 %.
В российской банковской практике услуги по проектному финансированию предлагают специализированные банки, коммерческие и государственные. При этом финансирование осуществляется только по схеме прямого креди-
1 Закон Республики Казахстан «О проектном финансировании и секьюритизации» от 12.01.2012 № 539-4 с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2012.
тования со сроком в среднем от 3 до 5 лет по ряду причин (волатильность в мировой финансовоэкономической сфере, сокращение числа иностранных инвесторов с долгосрочными ресурсами, а также преимущественно дорогая и краткосрочная депозитная база). Более длительный период размещения средств при осуществлении проектного финансирования характерен в случаях, когда банки финансируют инвестиционные проекты крупных государственных монополий (ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром»). Представителям малого и среднего бизнеса более сложно в этом случае получить долгосрочное проектное финансирование, так как сегодня схема проектного финансирования ужесточена и предполагает участие в проекте предприятия и банка 50% на 50% соответственно, даже при наличии хорошей кредитной истории заемщика.
Очень часто в классификациях форм взаимодействия используется признак масштабности, или территориальной принадлежности. Многие авторы при этом берут за основу деятельность банков, выделяя внешнюю (внешнеэкономическое посредничество, обслуживание экспортоориентированного сектора экономики, опоредствование внешних расчетов и платежей) и внутренюю (кредитование отечественных заемщиков, мобилизация средств внутри страны, обслуживание внутреннего платежного оборота) экспансию. На наш вгляд, этот подход не соответствует сущности процесса взаимодействия и отображает лишь операционную деятельность банка. Учитывая современные тенденции деятельности не только в банковской сфере, но и в реальном секторе экономики, предлагаем выделить международный, национальный, региональный уровни взаимодействия. Считаем, что выделенные нами формы взаимодействия особо значимы в области сближения банковского и реального секторов экономики на основе диверсификации процессов взаимодействия по представленным уровням, обеспечивая тем самым устойчивые связи между секторами в условиях циклического развития экономических систем.
Необходимо отметить, что в период экономического роста российские и казахстанские банки не только активизировали свою деятельность на внутренних рынках, но и значительно преуспели в плане внешней экспансии: ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Альфа банк»,
АО «Казкоммерцбанк», АО «БТА» и др. Кроме того, участие во взаимодействии с реальным сектором экономики принимают и дочерние структуры банков дальнего зарубежья: АО «ДБ Национальный Банк Пакистана в Казахстане», АО «Банк Китая в Казахстане», АО «ДБ HSBC Банк Казахстан», АО «ДБ Punjab National Bank — Казахстан», АО «RBS Kazakhstan», ООО «Голдман Сакс Банк», ООО «Дойче Банк» и др. (доля банков с иностранным участием в Казахстане составляет 25 %, в России — 30%).
С позиции периода устойчивого экономического роста большинство регуляторов и экспертов полагают, что наиболее правильно соблюдать принципы открытости (снятие запретов на открытие зарубежных дочерних банков и их филиалов), транспарентности и диверсификации, в том числе по причине необходимости вступления в состав международных организаций. Кроме того, присутствие значительного количества игроков на рынке приводит к повышению уровня банковской конкуренции, доступности и адекватности банковских услуг для предприятий. Но в свете кризисных событий 2008-2009 годов вопрос о присутствии иностранных банков по-прежнему остается неоднозначным.
С одной стороны, как показывает практика стран Восточной Европы, увеличение доли банковских активов, контролируемых иностранным капиталом в 1990-2000 годах (Венгрия — 83 %, Чехия — 96%, Литва — 96% и Словакия — 96 %), обеспечило этим странам повышение операционной эффективности и помогло создать условия для лучшего финансового посредничества и долгосрочного роста [18, с. 53-60]. Но при этом всегда сохраняется угроза того, что банки при первых признаках кризиса могут свернуть свою деятельность и покинуть страну. К примеру, в связи с последствиями мирового кризиса и проблемами в головных организациях о своем уходе с банковского рынка России в посткризисный период объявили Swedbank, испанский Santander, британские Barclays и HSBC. Кроме того, доля иностранного капитала в банковском секторе автоматически ставит финансовую систему страну в зависимость от стран базирования материнских банков в свете возможной помощи от родительских банков. Вместе с тем последние исследования свидетельствуют о том, что количество иностранных банков напрямую не связано
ПРАКТИКУМ
В период глобального финансового кризиса власти Швеции гарантировали помощь филиалу Kaupthing Bank (крупнейший филиал Исландского Kaupthing). Ирландия расширила свои гарантии поддержки пяти крупнейшим филиалам: Ulster bank (Северная Ирландия), First Active (Великобритания), Halifax bank (Шотландия), IIB bank (Бельгия), Postbank (Германия).
с риском возникновения банковских кризисов [19, с. 891-911]. В рамках проведенных исследований было доказано, что иностранные банки продолжали наращивать объемы кредитования в отличие от местных банков и в период кризиса, и после него. Кроме того, ученые пришли к выводу, что более устойчивые связи банков с клиентами вероятны в тех экономиках, где меньше регулирующих ограничений на банковскую деятельность и выше уровень концентрации капитала — более сильные и крупные банки грамотно диверсифицируют свои риски.
Иностранные банки в России и Казахстане имеют право осуществлять свою деятельность через дочерние организации, что дает возможность регуляторам контролировать долю иностранного капитала в отечественной банковской системе, устанавливать единые требования для всех участников рынка. Это позволяет сохранить банк в случае банкротства головного банка и защитить интересы кредиторов от внешних рисков, что немаловажно в условиях кризиса. Примером финансовой поддержки дочерней структуры в период кризиса стали ресурсы международной финансовой группы Uni Credit Group. За счет ее средств была обеспечена стабильность АО «АТФ Банк» (Казахстан), который один из системообразующих банков отказался от государственной помощи. Такая практика международного взаимодействия только укрепила приверженность большинства корпоративных клиентов к облу-живанию в данном банке.
Большую лепту в развитие взаимодействия банковского и реального секторов экономики
вносит созданный в 2006 году на основе межправительственного соглашения между Россией и Казахстаном Евразийский банк развития (ЕАБР). Позднее (2009-2011 годы) членами банка стали Армения, Таджикистан, Беларусь и Кыргызстан. Приоритетными направлениями деятельности ЕАБР являются развитие транспортной, энергетической, телекоммуникационной и муниципальной инфраструктуры; развитие производств с высокой добавленной стоимостью и программы по повышению энергоэффективности экономики. Банк финансирует долгосрочные проекты в реальном секторе экономики, объемом до 30 млн долларов США на срок до 15 лет. Особенно важно то, что банк интересуют проекты, способствующие внедрению инноваций и технологий: строительство российского пассажирского самолета Sukhoi Superjet, завод по производству поли-кристаллического кремния «Усолье Сибирский силикон», проект ТОО «Kazfrac» по утилизации попутного газа на месторождении «Кенлык» и др. В целом инвестиционный портфель банка по состоянию на начало 2012 года включает более 70 проектов на сумму свыше 4,6 млрд долларов США [20, с. 114-115].
В условиях значительной территориальной отдаленности крупных финансовых мегаполисов в России и Казахстане от периферийных краев, округов, областей и автономий все более важной становится региональная диверсификация процессов взаимодействия банковского и реального секторов экономики. В основу природы взаимоотношений банков с клиентами положен принцип: чем ближе кредитные учреждения располагаются к своим клиентам, тем больше шансов у последнего получить адекватные его потребностям финансовые услуги. Несмотря на небольшие размеры, региональный банк способен без «бюрократических проволочек», свойственных для крупных банковских образований, более гибко и оперативно обслуживать потребности клиента.
Эффективность работы региональных банков в условиях федеративного устройства государства была подтверждена результатами исследования, проведенного Р. Хейнсвортом [21]: эффективность деятельности региональных банков выше столичных, стабильность деятельности региональных банков в период кризиса обеспечивается их меньшей вовлеченностью в межбанковский рынок кредитов и зарубежное фи-
ЧИТАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
На 1 января 2012 года доля региональных банков в России составила 16,5% от их общего числа. Преимущественная часть региональных банков приходится на Центральный федеральный округ (26 %) при дефиците таковых в Дальневосточном, Северо-Западном и Сибирском федеральных округах, где доля региональных банков составила 1,7 %,
2,6 % и 5,6 % соответственно. В частности, в Республиках Саха (Якутия), Хакасия, Амурской и Магаданской областях, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах и др. региональных банков и вовсе нет [22].
нансирование, более высокая степень доверия со стороны клиентов и др.
В Казахстане вопрос о развитии региональной банковской системы, направленной на адекватное удовлетворение финансовых потребностей промышленных регионов, также является одним из ключевых, так как в связи с ужесточением регуляторных требований к банкам в посткризисный период кардинально изменился подход к статусу регионального банка. Если до сентября 2009 года региональными банками считались банки, имеющие головные офисы в регионах и филиальную сеть по всей стране, в том числе городах Алматы и Астана (АО «Валют-транзит банк» (Караганда,) АО «Данабанк» (Павлодар), то с увеличением минимального размера уставного капитала (для столичных банков до 5 млрд тенге; для региональных до 2 млрд тенге) было осуществлено четкое ориентирование деятельности регионального банка на территорию базирования. Теперь клиентская база регионального банка должна быть только в регионе, в котором находится сам банк, а те банки, которые не довели уставной капитал до уровня 5 млрд тенге, вынуждены были изменить статус на региональный банк. Первыми в регион передислоцировались АО «Сеним банк» и АО «ДК «Национальный банк Пакистана в Казахстане», которые из города Алматы переехали в поселок Каскелен Алматинской области.
Сегодня четыре банка (10,5 %) из 38 имеют статус региональных банков. Такая ситуация настораживает регулятора в лице Национального банка Республики Казахстан, поскольку вопрос о том, насколько небольшой региональный банк сможет качественно удовлетворить потребности местного населения по сравнению со столичными банками и их филиалами, остается открытым. Спрос на кредитные ресурсы в условиях региональной экономики формируют, в первую очередь, региональные субъекты малого и среднего бизнеса (проекты инновационного характера), которым сложно получить финансирование проектов в крупных институтах развития и столичных банках.
Отчасти оборотной стороной медали в вопросах взаимодействия предприятий с региональными банками является размер банка и предприятия как признак классификации взаимодействия, выделяемый многими авторами.
Качество обслуживания предприятий во многом зависит от размера банка. Поскольку, например, крупный банк, обладающий высоким ресурсным потенциалом (финансовые, материальные ресурсы, персонал), на более качественном уровне обслужит предприятие реального сектора, учитывая все его особенности, и наоборот. Но не только размер банка определяет характер взаимоотношений между субъектами, но и размер предприятия.
Так, для каждой группы клиентов разрабатываются специализированные пакеты наиболее востребованных банковских продуктов. Малым и средним корпоративным клиентам, как правило, необходимы пакеты стандартных банковских продуктов: расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, различные зарплатные проекты с использованием пластиковых карт и т. д. Крупным клиентам, наряду со стандартными банковскими услугами, необходимы индивидуализированные, специально для них разработанные наборы услуг: кредитование, финансирование инвестиционных проектов, обслуживание внешнеторговых операций, включая экспортно-импортное финансирование и т. д. [13]
Спецификой работы банка с малыми и средними предприятиями являются высокие издержки при их обслуживании, что долгое время сдерживало банкиров при работе с этой категорией клиентов и делало этот бизнес делом
малоперспективным. Согласно статистике для малых и средних предприятий свойственно большое количество банкротств (не более 10 % субъектов малого и среднего бизнеса жизнеспособны и продолжают функционировать дольше 7 лет после своего создания) [23]. Тем не менее, учитывая перспективность данного сегмента как основы для устойчивого экономического роста и всемерную поддержку государства (через программы гарантирования и субсидирования), банки интенсивно расширяют сферу своего присутствия. Так, в посткризисный период в России наблюдается стратегия расширения продуктовых линеек для субъектов малого предпринимательства со стороны крупных банков, таких как Сбербанк России, ВТБ 24, Уралсиб, Промсвязьбанк и др. (за исключением сектора start-up). Наиболее востребованными со стороны опытных представителей малого бизнеса остаются овердрафты, экспресс-кредитование, инвестиционное и оборотное финансирование, кредиты на приобретение машин и оборудования под залог приобретаемого имущества.
В Казахстане посткризисный рост кредитования субъектов малого и среднего бизнеса обеспечивается, в том числе, и за счет реализации государственной программы по поддержке малого и среднего бизнеса. Сегодня в ассортименте казахстанских банков сочетаются и востребованы следующие виды банковских продуктов: кредиты, подлежащие субсидированию и гарантированию (поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора, снижение валютных рисков), кредиты на пополнение оборотных средств, кредиты на инвестиционные цели, финансирование на коммерческие цели под залог депозита, лизинг коммерческой недвижимости и др.
Отраслевая принадлежность предприятий является одной из наиболее существенных характеристик при формировании взаимодействия банковского и реального секторов экономики, так как банки разрабатывают и предлагают услуги своим клиентам наиболее адресно, учитывая при этом специфику соответствующей отрасли. Так, например, банки могут специализироваться на работе с предприятиями, относящимися к обрабатывающей отрасли промышленности, которые в своей деятельности используют им-
Формы взаимодействия банка и предприятия
Методологический аспект (базовый компонент)
по
обязательности
по виду используемых ресурсов
по характеру отношений
по сроку
по
регулярности
обязательное
добровольное
финансовые ресурсы
материальные ресурсы
нематериальные
ресурсы
ресурсно-рыночное
инвестиционное
обслуживающее
краткосрочное
долгосрочное
перманентное
периодическое
эпизодическое
Финансовый аспект (функциональный компонент)
по виду финансирования
депозитное
с ценными бумагами
в зависимости от объекта финансирования
лизинговое
проектное
венчурное
мезонинное
исламское
факторинг и сЬорсЬейтинг
расчетно-кассовое
кредитное
валютное
трастовое
пополнение оборотных средств
строительство,
реконструкция,
модернизация
Управленческий аспект (регулирующий компонент)
по элементам планирования
по роли субъектов (по вектору выстраивания отношений)
по масштабу (территории)
по размеру предприятия и банка
по
отраслевому уровню риска
тактическое
стратегическое
инициатор - банк
инициатор -предприятие
инициатор -государство (ГЧП)
международное
национальное
региональное
крупное(ый)
малое и среднее(ый)
отрасли с высоким уровнем риска
отрасли умеренным уровнем риска
Рис. 1. Классификация форм взаимодействия банков и предприятий реального сектора
ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ♦ 2’2013
портное сырье и комплектующие. Предприятия отдельных отраслей испытывают потребность в частом или долгосрочном финансировании, что нередко приводит к интеграционным процессам. Необходимо отметить, что специализация банка на конкретной отрасли, в рамках изучения вопроса о взаимодействии банковского и реального секторов экономики, выгодна для обеих сторон. Ведь детальное изучение особенностей предприятия и отрасли, изменений в конкурентной среде, обучение квалифицированного персонала, умеющего грамотно определить платежеспособность и кредитоспособность предприятия, оценить отраслевые риски, в совокупности только повысят качественный уровень процесса взаимодействия, превратив банк и предприятие в полноценных партнеров.
Исторически в России и в Казахстане существовали отраслевые банки, обслуживающие крупные приоритетные отрасли экономики: Внешэкономбанк, Промстройбанк, Сельхозбанк. Позднее в условиях развития и совершенствования суверенных банковских систем большинство отраслевых банков в силу высокого уровня конкуренции и спроса на рынке банковских услуг превратились в универсальные коммерческие банки (ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Газпромбанк», АО «Центркредит-банк» и др.). Функции специализированных банковских институтов продолжают выполнять ЗАО «Росэксимбанк» и АО «Жилищный строительный банк Казахстана».
По причине того, что в современной практике отсутствует четкая специализация банков по обслуживаемой отрасли предприятия, предлагаем ввести в классификацию признак — в зависимости от отраслевого уровня риска (отрасли с повышенным уровнем риска и отрасли с умеренным риском). Структурный анализ кредитного портфеля банковского сектора свидетельствует о том, что в основе отраслевой экспансии банков в реальном секторе лежит уровень риска. Так, к отраслям с повышенным уровнем риска по-прежнему относятся отрасли обрабатывающей промышленности и сельское хозяйство, а с низким уровнем риска — отрасли добывающей промышленности.
Рассмотрев преимущества и недостатки имеющихся в экономической литературе классификаций форм взаимодействия банков и пред-
приятий, выразив собственную точку зрения по данному вопросу, мы на основе предложенных альтернативных критериев, наиболее полно отражающих суть процесса взаимодействия, предлагаем авторскую классификацию форм взаимодействия с учетом современной практики и особенностей взаимодействия субъектов банковского и реального секторов и необходимости формирования долгосрочных устойчивых связей между ними в условиях циклического развития экономики (рис. 1).
В предложенной классификации предлагаем разбить классификационные признаки взаимодействия на группы в зависимости от таких аспектов взаимодействия, как методологический, финансовый и управленческий, что позволит сгруппировать классификационные признаки, выявить и наиболее детально изучить перспективные формы взаимодействия банков и предприятий реального сектора в условиях экономического роста и рецессии.
Основная роль отводится финансовому и управленческому аспектам, обеспечивающим устойчивость связей при реализации мотивов взаимодействия:
с позиции банков: на основе глубокого изучения проблем клиента разрабатывать и предлагать ранее не известные предприятию эффективные способы решения этих проблем и на этой основе обеспечивать получение соответствующего дохода, часть которого направляется на возмещение затрат на производство и совершенствование банковских продуктов и на увеличение чистого дохода, способствуя тем самым повышению конкурентоспособности предприятия;
с позиции предприятий: получить не только доступ к недостающим финансовым ресурсам, но и квалифицированную консультационную помощь в выборе и реализации наиболее рационального способа развития из числа альтернативных вариантов, создавая тем самым мощный ресурсный потенциал для банка.
Сочетание финансового и управленческого аспектов взаимодействия обеспечит более оптимальное решение множества задач по формированию, поддержанию и развитию долгосрочных устойчивых связей между банковским и реальным секторами экономики вне зависимости от стадий экономического цикла.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соколова Е. М. Активизация кредитных отношений коммерческих банков с промышленными предприятиями. - Ростов-на-Дону, 1997. - 185 с.
2. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2005. - 569 с.
3. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. - 848 с.
4. Содержание банковских услуг. - СПб.: СПбГУЦЭФ, 2000.
5. Хусаинов С. А. Развитие взаимодействия промышленных предприятий с банками как фактор подъема производства. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2001. - 59 с.
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
7. Масленченков Ю. С., Тавасиев А. М. Банк - партнер предприятия: расчетно-платежные операции и хеджирование: Учебное пособие для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 351 с.
8. Тулембаева А. Н. Банковский маркетинг. Завоевание рынка: Учебное пособие. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - Алматы: Триумф «Т», 2007. - 448 с.
9. Егорова Н. Е., Смулов А. М. Предприятия и банки: Взаимодействие, экономический анализ, моделирование: Учебно-практическое пособие. - М.: Дело, 2002. - 456 с.
10. Филиппова С. В. Организационно-экономический механизм взаимодействия промышленных предприятий и коммерческих банков (на примере Республики Бурятия): Дис. ... канд. экон. наук. - М.: Московский авиационный институт (государственный технический университет), 2004. - 200 с.
11. Тархановский А. В. Работа предприятия с банком. Конспект лекций. - М.: ИВАКО Аналитик, 2003. - 103 с.
12. Тыщенко И. А. Развитие банковского кредитования предприятий реального сектора экономики: Дис. ... канд. экон. наук. - М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 2002. - 170 с.
13. Рыбин В. П., Беркович М. И. Взаимодействие предприятий и банков: организационно-экономический аспект. - Кострома: Костромской государственный технологический университет, 2003. - 160 с.
14. Старков А. Реальный сектор поддержат // Ежедневная электронная газета. URL: http://www. utro.ru/articles/2008/10/18/775780.shtml (дата обращения: 12.12.2012).
15. Полякова Ю. Власти могут заставить банки финансировать инновации // Известия. 22.05.2012. URL: http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=3825541 (дата обращения 12.12.2012).
16. РОСНАНО, Казына Капитал Менеджмент, ВТБ Капитал и I2BF Holdings создают российско-казахстанский венчурный фонд нанотехнологий. URL: http//www.rusnano.com/about/press-centre/news/75523 (дата обращения 12.12.2012).
17. Москвин В. А. Кредитование инвестиционных проектов: рекомендации для предприятий и коммерческих банков. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 240 с.
18. Claessens S., Demirguc-Kunt A., Huizinga H. How Does Foreign Entry Affect Domestic Banking Markets? — Journal of Banking and Finance. - 2001. - Vol. 25. - № 5. - Pp. 891-911.
19. Юдина И. Н. Банковская система в развивающихся странах: опыт становления, развития и кризисов. - М.: РИОР ИНФРА-М, 2013. - 351 с.
20. Финогенов И. В. Евразийская интеграция — это достижение оптимальной структуры экономик региона на основе принципов суверенности и равноправия // Деньги и кредит. - 2012. - № 2. - С. 7-11.
21. Хейнсворт Р. Условия для роста у региональных банков и сегодня лучше, чем у столичных // Рейтинговое агентство RusRating. URL: www.rusrating.ru/novosti/nashe-mnenie/richard-khejnsvort-usloviya-dlya-rosta-u-regionalnykh-bankov-i-segodnya-luchshe-chem-u-stolichnykh. html.
22. Бюллетень банковской статистики Центрального банка Российской Федерации. - 2012. - № 1 (224). - С. 151-152.
23. Севрук В. Банковские риски. - М.: Дело Лтд, 1995. - 72 с.
REFERENCES
1. Sokolova E. M. Activization of Credit Relations between Commercial Banks and the Industry. Rostov-on-Don, 1997, 185 p. (in Russian).
2. Money, Credit, Banks. Edited by O. I. Lavrushin, 3rd ed. rev. and added. Moscow, Knorus, 2005, 569 p. (in Russian).
3. Money, credit, banks. Edited by V. VIvanov, B. I Sokolov, 2nd ed. rev. and add. Moscow, Prospect, 2011, 848 p. (in Russian).
4. The Content of Banking Services. Saint Petersburg, 2000 (in Russian).
5. Khusainov S. A. Development of Cooperation between Banks and the Industry as a Factor in Increasing Production. Chelyabinsk, CSU, 2001, 59 p. (in Russian).
6. Ozhegov S. I., Shvedova N. Iu. The Dictionary of the Russian Language. Moscow, Azbukovnik, 2000, 940 p. (in Russian).
7. Maslenchenkov Iu. S., Tavasiev A. M. Bank Partner Companies: Cash-Payment Transactions and Hedging. Moscow: UNITY-Dana, 2000, 351 p. (in Russian).
8. Tulembaeva A. N. Bank Marketing. Market Capture. 2nd ed. rev. and add. Almaty, Triumph «T», 2007, 448 p. (in Russian).
9. Egorova N. E., Smulov A. M. Businesses and Banks: The Interaction, Economic Analysis, Simulation. Moscow, Delo, 2002, 456 p. (in Russian).
10. Filippova S. V. Organizational-Economic Mechanism of Interaction between Industrial Enterprises and Commercial Banks (The Republic of Buryatia). A PhD (Economics) thesis. Moscow: MAI GTU, 2004, 200 p. (in Russian).
11. Tarkhanovskii A. V. Cooperation between a Company and a Bank. Moscow: IVAKO Analytic, 2003, 103 p. (in Russian).
12. Tyshchenko I. A. Development of Bank Lending to the Real Sector of the Economy. A PhD (Economics) thesis. Moscow: RAGS the Presidential, 2002, 170 p. (in Russian).
13. Rybin V. P., Berkovich M. I. Interaction between Enterprises and Banks: Organizational-Economic Aspect. Kostroma: KSTU Publishers, 2003, 160 p. (in Russian).
14. Starkov A. The Real Sector To Be Supported. Daily E-newspaper. URL: http://www.utro.ru/ articles/2008/10/18/775780.shtml (date accessed 12.12.2012) (in Russian).
15. Poliakova Iu. Authorities May Force Banks to Finance Innovations. News of 22.05.2012. URL: http:// www.banki.ru/news/bankpress/?id=3825541 (date accessed 12.12.12) (in Russian).
16. RUSNANO, Kazyna Capital Management, VTB Capital and I2BF Holdings to Create a Russian-Kazakhstan Nanotechnology Venture Fund. URL: http://www.rusnano.com/about/press-centre/ news/75523 (date accessed 12.12.12) (in Russian).
17. Moskvin V. A. Financing of Investment Projects: Guidelines for Enterprises and Commercial Banks. Moscow: Finance and Statistics, 2001, 240 p. (in Russian).
18. Claessens S., Demirguc-Kunt A., Huizinga H. How Does Foreign Entry Affect Domestic Banking Markets? Journal of Banking and Finance, 2001, vol. 25, no. 5, pp. 891-911.
19. Iudina I. N. The banking System in Developing Countries: the Experience of the Emergence, Development and Crisis. Moscow: RIOR INFRA-M, 2013, 351p. (in Russian).
20. Finogenov I. V. Eurasian Integration is to Achieve the Optimal Structure of the Economies of the Region Based on the Principles of Sovereignty and Equality. Den'gi i kredit - Money and Credit, 2012, no. 2, pp. 7-11 (in Russian).
21. Hainsworth R. Conditions for Regional Banks Growth Today are Still Better than for Banks in the Capital. Rating agency RusRating. URL: www.rusrating.ru/novosti/nashe-mnenie/richard-khejnsvort-usloviya-dlya-rosta-u-regionalnykh-bankov-isegodnya-luchshe-chem-u-stolichnykh. html (date accessed 12.12.12) (in Russian).
22. Bulletin ofBanking Statistics ofthe Central Bank ofthe Russian Federation. Moscow, Poligrafbankservis, 2012, no. 1 (224) (in Russian).
23. Sevruk B. Banking Risks. Moscow, Delo Ltd, 1995 (in Russian).