Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
216
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / MEDICAL SERVICES / PUBLIC ADMINISTRATION / QUALITY OF MEDICAL SERVICES / HEALTH CARE REFORM / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хачак З.А., Климовских Н.В.

В статье определяется сущность термина «медицинская услуга» на основе Федерального закона, а также рассматриваются факторы, изменившие его трактовку в настоящее время. Уделяется внимание качеству предоставляемых медицинских услуг и проблемам, свойственным российскому здравоохранению. Предлагаются возможные меры по улучшению сложившейся ситуации. Рассмотрена возможность реформы системы медицинского страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE QUALITY OF THE PROVIDED MEDICAL SERVICES AND THE EXISTING PROBLEMS IN THIS SPHERE ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article defines the essence of the term "medical service" on the basis of the Federal Law, and also considers the factors that have changed its interpretation at the present time. Attention is paid to the quality of provided medical services and the problems inherent in Russian healthcare. Possible measures to improve the current situation are proposed. The possibility of reforming the health insurance system was considered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

З.А. Хачак, магистрант

Н.В. Климовских, канд. экон. наук, доцент

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10994

Аннотация. В статье определяется сущность термина «медицинская услуга» на основе Федерального закона, а также рассматриваются факторы, изменившие его трактовку в настоящее время. Уделяется внимание качеству предоставляемых медицинских услуг и проблемам, свойственным российскому здравоохранению. Предлагаются возможные меры по улучшению сложившейся ситуации. Рассмотрена возможность реформы системы медицинского страхования.

Ключевые слова: медицинские услуги, государственное управление, качество медицинских услуг, реформа здравоохранения, качество жизни.

Медицина - это комплексная отрасль права, которая включает в себя нормы других многочисленных отраслей права, предназначенных для регулирования правовых взаимоотношений между медицинскими учреждениями, потребителями медицинских услуг, страховыми организациям и государственными органами. Согласно тенденциям последних лет договор об оказании медицинских услуг занимает все большее значение в регулировании перечисленных выше взаимоотношений между сторонами, в том числе это касается и бесплатного государственного сектора здравоохранения. В то же время, медицинская помощь является социальной гарантией гражданам со стороны государства, а значит будет неправильно игнорировать ее социальный характер [1].

За последние десять лет в России правовой подход к таким понятиям, как «медицинская помощь» и «медицинская услуга» сильно изменился. Это обусловлено в том числе и серьезным увеличением доли медицинских услуг, которые предоставляются гражданам на платной основе. Результатом стало следующее - медицинская услуга претерпела трансформацию в товар, а пациент приобрел устойчивый статус потребителя с набором прав, ставших объектом гражданского права. Сегодня многие эксперты и обычные люди в качестве пациентов устраивают дискуссии на

предмет того, как именно трактовать термин «медицинская услуга» [3].

Согласно Федеральному закону 21.11.2011 N 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под оказанием медицинской услуги понимается вмешательство или комплекс вмешательств, имеющих самостоятельное законченное значение и так или иначе ориентированных на диагностику, профилактику и лечение заболеваний, а также на процесс реабилитации [5].

Стоит обратить внимание на тот факт, что получение медицинских услуг в современной России возможно не только непосредственно в медучреждении, но и на официальном сайте Госуслуг [2]. Там доступны следующие виды услуг:

- запись на прием к специалисту;

- вызов врача или персонала на дом;

- получение электронных медицинских документов;

- проведение экспертизы для установления инвалидности;

- подача заявления в страховую организацию и др.

Несмотря на обилие медицинских услуг доступных сегодня пациентам в России их качество нельзя назвать высоким, особенно, если сравнивать с уровнем обслуживания в развитых западных странах. Данная проблема усугубляется недавним повышением пенсионного возраста.

На сегодняшний момент в реализации реформы в сфере здравоохранения в России есть системная проблема, которая выражается в низком качестве медицинских услуг, что вовсе не способствует увеличению качества и продолжительности жизни местного населения. Именно поэтому решение данной проблемы и увеличение качества лечения играет большую роль в государственной политике. Без этого не удастся увеличить длительность жизни населения и обеспечить сохранение социальной стабильности, которая является базой для проведения политических и экономических реформ.

Рассмотрим ключевые причины, из-за которых в России наблюдается низкий уровень качества медицинских услуг, оказываемых населению:

- недостаточное финансирование медицинских учреждений, истощение и устаревание денежных фондов, проблемы по части снабжения;

- человеческий фактор - неэффективность кадров и их недостаточное количество на местах, устаревание кадров, низкий уровень подготовки;

- использование морально устаревшего оборудования и технологий, в том числе по части управления деятельностью медицинских учреждений [4].

Кроме проблем стоит рассмотреть и возможные пути их разрешения.

1. Реформирование системы медицинского страхования как следствие уже проведенной пенсионной реформы. Несмотря на то, что современная централизованная модель медицинского страхования сегодня охватывает практически все население (от 96 до 98%), она требует больших финансовых вложений и государственных дотаций. Это влечет за собой оппортунизм работодателей, который проявляется в стремлении сократить белую часть заработной платы сотрудников, чтобы сэкономить на страховых отчислениях.

Решение данной проблемы - кардинальное изменение подхода к современной системе медицинского страхования, и первым делом перенос обязанностей по отчислению страховых выплат с работодателей на самих сотрудников. Следующий

шаг - увеличение количества ставок по медицинскому страхованию, что позволит работодателям и сотрудникам рационально использовать возможности бесплатной медицины. Это положительно скажется как на уменьшении социальных рисков, так и на увеличении мотивации.

2. Замена концепции управления работой медицинских и лечебно-профилактических учреждений с переходом от реактивного контроля к проактив-ному управлению, основанному на возможностях интегрированного планирования. Такой подход обеспечивает баланс финансовых, кадровых, маркетинговых и материально-технических аспектов управления. Реализовать проактивную схему контроля возможно только при условии финансово-экономической независимости медицинских учреждений. Обеспечить это условие можно только построением диверсифицированной и децентрализованной системы медицинского страхования населения России.

3. Решение кадровой проблемы заключается в изменении подхода в управлении персоналом. Речь идет о внедрении комп-лаенс-менеджмента, основанного на использовании телемедицинских технологий для удаленных консультаций пациентов, обучения и повышения квалификации кадров, проведения врачебных консилиумов [4].

Вместе с этим, решения проблем с качеством медицинского обслуживания в России можно разделить на два уровня:

1. Макроуровень. Затрагивает федеральный и региональный масштабы. Заключается в налаживании партнерства между государством и частными медицинскими учреждениями, поддержке перехода от централизованной системе страхования к децентрализованной с помощью освещения в СМИ, а также подразумевает создание системы рейтингов качества медицинских услуг в частных и государственных учреждениях.

2. Микроуровень. Заключается в грамотном управлении медицинскими и лечебно-профилактическими учреждениями. Сюда входит внедрение технологий телемедицины для дистанционного лечения,

обучения и консультирования, формиро- темы медицинского страхования, посколь-вание комплаенс-рейтингов персонала, а ку последняя в своём централизованном также обеспечение продуктивного взаимо- виде создает барьеры для нормальной кон-действия медицинских учреждений с об- куренции в сфере оказания медицинских щественными и научными организациями. услуг, а это, в свою очередь, негативно

Таким образом, в рамках данной статьи влияет на качество медицинской помощи были рассмотрены и исследованы ключе- населению. Поэтому необходимо рассмот-вые вопросы, связанные с качеством ме- реть предложенные в статье меры по дицинских услуг в российской системе улучшению сложившейся обстановки, что здравоохранения. Заявленная относитель- приведет к повышению качества предос-но недавно реформа пенсионной системы тавляемых медицинских услуг. должна сопровождаться и реформой сис-

Библиографический список

1. Криницына М.А., Климовских Н.В. Повышение эффективности оказания государственных и муниципальных услуг населению // В сборнике: Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики. Материалы XI международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 309-312.

2. Климовских Н.В., Ратова А.А., Агаркова Е.С. Особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - №11-1. - С. 137-140.

3. Песенникова Е.В., Гриднев О.В., Кучиц С.С. Медицинские услуги или медицинская помощь - актуальный вопрос для государственных учреждений здравоохранения // Research'n Practical Medicine Journal. - 2017. - С. 156-164.

4. Третьяков А.А., Сертакова О.В., Дудин М.Н. Государственное регулирование здравоохранения и качества медицинских услуг как составляющая социальной функции государства // Государственное управление. Электронный вестник. - 2019. - №72. - С. 188209.

5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/b819c620a8c698de35861ad4c9d9 696ee0c3ee7a/

TO THE QUESTION OF THE QUALITY OF THE PROVIDED MEDICAL SERVICES AND THE EXISTING PROBLEMS IN THIS SPHERE ON THE TERRITORY OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Z.A. Khachak, Graduate Student

N.V. Klimovsky, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article defines the essence of the term "medical service" on the basis of the Federal Law, and also considers the factors that have changed its interpretation at the present time. Attention is paid to the quality of provided medical services and the problems inherent in Russian healthcare. Possible measures to improve the current situation are proposed. The possibility of reforming the health insurance system was considered.

Keywords: medical services, public administration, quality of medical services, health care reform, quality of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.