Научная статья на тему 'Обеспечение качества медицинских услуг населению на основе стандартов'

Обеспечение качества медицинских услуг населению на основе стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
926
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / КАЧЕСТВО / СТАНДАРТИЗАЦИЯ УСЛУГ / MEDICAL SERVICES / QUALITY / STANDARDIZATION OF SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рожков Дмитрий Викторович

Качество медицинской услуги, оказываемой в лечебно-профилактических учреждениях, определяется как совокупность свойств процесса оказания медицинской услуги, способствующих формированию у пациентов чувства удовлетворенности в ходе взаимодействия с медицинскими работниками, при достаточном ресурсном, квалификационном и технологическом обеспечении. Основой качественного оказания медицинских услуг являются ресурсы стандартизации в системе здравоохранения. Будущее здравоохранения ориентировано на человека-пациента, но не только пациенты являются основными заинтересованными сторонами в здравоохранении. Такими сторонами являются учреждения инфраструктуры здравоохранения, страховые, фармацевтические компании, компании-производители медоборудования, медицинский персонал, менеджеры, строители, государственные и муниципальные органы власти и многие другие силы. Поэтому инновационные медицинские технологии должны быть ориентированы прежде всего на интересы пациента, а не стать объектом прибыльного бизнеса или сфер влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рожков Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDS BASED ASSURANCE OF THE MEDICAL SERVICES QUALITY

The quality of medical services provided in medical institutions is defined as the totality of the properties of the process of providing medical services that contribute to the formation of patients' feelings of satisfaction during interaction with medical workers, with sufficient resource, qualification and technological support. The basis for the medical services quality is the standardization of resources in the healthcare system. The future of healthcare is focused on the human patient, but not only patients are the main stakeholders in healthcare. Other stakeholders of healthcare infrastructure are institutions, insurance, pharmaceutical companies, medical equipment manufacturers, medical personnel, managers, builders, state and municipal authorities, etc. Therefore, innovative medical technologies should be focused primarily on the interests of the patient, and not become the object of a profitable business or areas of influence.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества медицинских услуг населению на основе стандартов»

УДК 614.2:355.72:364.444 DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10517

РОЖКОВ Дмитрий Викторович

Пермский государственный национальный исследовательский университет (Пермь, РФ);

аспирант; e-mail: x111rr@bk.ru

Обеспечение качества медицинских услуг населению на основе стандартов

Качество медицинской услуги, оказываемой в лечебно-профилактических учреждениях, определяется как совокупность свойств процесса оказания медицинской услуги, способствующих формированию у пациентов чувства удовлетворенности в ходе взаимодействия с медицинскими работниками, при достаточном ресурсном, квалификационном и технологическом обеспечении. Основой качественного оказания медицинских услуг являются ресурсы стандартизации в системе здравоохранения. Будущее здравоохранения ориентировано на человека-пациента, но не только пациенты являются основными заинтересованными сторонами в здравоохранении. Такими сторонами являются учреждения инфраструктуры здравоохранения, страховые, фармацевтические компании, компании-производители медоборудования, медицинский персонал, менеджеры, строители, государственные и муниципальные органы власти и многие другие силы. Поэтому инновационные медицинские технологии должны быть ориентированы прежде всего на интересы пациента, а не стать объектом прибыльного бизнеса или сфер влияния.

Ключевые слова:

медицинские услуги, качество, стандартизация услуг

Введение. Технология здравоохранения используется во время предоставления медицинских услуг в самых разных условиях. Его масштаб огромен и включает в себя сложную диагностическую визуализацию и лабораторное оборудование, устройства, используемые в хирургических процедурах, средства повседневной жизни и оборудование, продаваемое через прилавок, в различных торговых точках. Технология здравоохранения имеет жизненно важное значение в предоставлении медицинских услуг и способствует ежедневному изменению жизни пациентов и лиц, обеспечивающих уход.

Увеличение фундаментальных знаний о здоровье человека и механизмах болезней за последние пятьдесят лет было настолько быстрым, что можно говорить о биологической

революции. Имплантированные дефибрилляторы, которые используют телефонные сети и веб-сайты, чтобы держать кардиологов в курсе состояния своих пациентов; новые лекарства, которые меняют кровяное давление или убивают бактерии; мозговые имплантаты, искусственные органы, сетевые датчики, геномика, экзоскелеты - все это современная действительность.

Учитывая опыт изучения вопросов обеспечения качества медицинской помощи российскими учеными, следует отметить, что концептуальные подходы к управлению качеством медицинской услуги отражены в трудах ученых А. Линденбратена, Ю. Комарова, А. Ко-роткова, А. Галанова, В. Алмазова, Б. Гафурова и др. [1-4].

Основное содержание. Положения

Постановления Правительства № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» обозначили условия, при соблюдении которых государственное медицинское учреждение имеет право оказывать платные медицинские услуги1. Появление этого документа также провозгласило тот факт, что государственные медицинские учреждения становятся участниками рынка предоставления медицинских услуг. Принятие ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" № 326 об обязательном медицинском страховании и переход на одноканаль-ную систему финансирования государственных учреждений здравоохранения подчеркнуло необходимость развития государственными учреждениями здравоохранения платных медицинских услуг для обеспечения финансовой стабильности учреждения и возможности его развития.

«Здравоохранение» - это широкий термин, охватывающий все аспекты оказания медицинской помощи пациентам в самых разных условиях: от больничных палат до лабораторий, от стационарных амбулаторных пациентов до операций общей практики, от домашнего здравоохранения до оказания первой помощи. Одна из конкретных областей, в которых стандарты ИСО играют значительную роль, - это жизненный цикл технологий здравоохранения, от проектирования и разработки до цепочки поставок до точки использования.

Применение компьютерных и информационных технологий в обработке медицинских данных существенно интенсифицировало и удешевило проведение исследований и лечение. Так, согласно исследованию, проведенному в Мичиганском университете, переход от бумажных к электронным медицинским картам снижает стоимость амбулаторного лечения на 3%, что составило экономию в 5,14

1 Федеральный закон от 21.11.2011 г. №323-Ф3 «Об ос-

новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.). Ст. 2 абз. 3. URL: base.garant.ru/57499516.

долл. США на пациента в месяц. Телемедицина улучшает работу смежных медицинских учреждений, обеспечивает двусторонние видеоконсультации, передачу медицинских данных, доступ для удаленных территорий, сокращает время ожидания для пациентов, повышает эффективность лечения. Технология телемониторинга может контролировать жизненно важные признаки и симптомы удаленно, например, вплоть до дистанционного ультразвукового исследования,

Достижения в области биомедицинских исследований действительно стимулировали разработку многочисленных эффективных медицинских технологий, но их перевод в клиническое использование поднял сложные медицинские, экономические и социальные проблемы. Появление этих проблем, о чем свидетельствует, в частности, разработка новых лекарств от синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), стимулирует новый интерес к медицинским инновациям в контексте их зарождения, реализации, ожидаемого эффекта и потенциального улучшения.

Технологические инновации в медицине охватывают широкий спектр достижений, от анестезиологии и антибиотиков до магнитно-резонансных томографов и радиотерапии, с помощью которых новые медицинские технологии открываются или изобретаются, разрабатываются и распространяются в сфере здравоохранения.

Американская фирма Autonomic Technologies разработала нейростимулятор ATI, который представляет собой постоянный имплантат в теле, имплантируемый через небольшой разрез в десну. Нейростимулятор контролируется портативным устройством, которое блокирует боль при первых признаках головной боли, таким образом больной имеет контроль над собственным лечением2.

Распространенные заболевания, такие

2 Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 28.11.2010. №326-ФЗ. URL: consultant.ru/document/cons_doc_LAW 107289.

как диабет, являются огромным вдохновляющим фактором для творческих умов, разрабатывающих технологии в области медицины, подталкивая их к поиску более дешевых и эффективных решений для миллионов пациентов. Потенциал в этой области огромен: диабетом страдает около 500 миллионов человек в мире и многие из них вынуждены несколько раз в день прокалывать палец для измерения уровня сахара в крови. В Инновационном центре «Сколково» создан неинвазивный прибор, полностью исключающий эту болезненную процедуру на основе метода «оптическая спектроскопия»; данный прибор основан на изменении спектра поглощения и пропускания света пальцем руки в зависимости от содержания в крови сахара. Прибор уже запатентован не только в России, но и во многих странах мира: США, Китае, Бразилии, Индии, Индонезии, Японии, Сингапуре и во всех европейских странах; серийный выпуск в России запланирован на 2019 год [5].

Одним из наиболее уязвимых звеньев в этой цепочке инноваций сегодня является стадия научно-исследовательских и опытно конструкторских работ, на которой результаты исследований внедряются в клиническую практику. Более конкретно, развитие медицинской технологии может быть определено как многоступенчатый процесс, посредством которого новый биологический или химический агент, прототип медицинского устройства или клиническая процедура технологически (технически) модифицируются и клинически оцениваются до тех пор, пока они не будут считаться готовыми для общего использования.

Такое определение в теории предполагает организованный и систематический процесс, на деле, в повседневной клинической практике большая часть этого процесса фактически происходит неупорядоченно. При этом критерии и методы клинической оценки становятся все более важными показателями эффективности развития новых медицинских технологий. Будущие технологические инновации будут стимулируют изменения в

здравоохранении, однако и они не решат фундаментальные проблемы благополучия, здоровья и счастья сохранятся.

Это объяснятся тем, что природа человека практически не меняется с ускорением технологического прогресса. В совокупности этот технологический прогресс в здравоохранении иногда называют Здоровье 2.0, чтобы отличать его от того, что происходит сейчас -Здоровье 1.0. У парадигмы Здоровье 2.0 возникнут проблемы, которые решаются с помощью Здоровье 3.0 и так далее. Будущие технологии будут использоваться не только для мониторинга и улучшения здоровья людей, но и для того, чтобы сделать их биологически лучше.

Одной из других тенденций развития здравоохранения в мире является широкое применение систем менеджмента качества в медицинских учреждениях и организациях независимо от организационно-правовой формы. В ситуации, когда медицинским организациям в условиях рыночной экономики становится все более важно улучшать свое качество и, таким образом, повышать свою конкурентоспособность на современном глобальном конкурентном рынке, возникает вопрос о необходимости внедрения систем менеджмента качества (СМК) в здравоохранение. Естественно, что качество глубоко имплементиро-валось в систему здравоохранения, т.к. оно имеет большое значение для предоставления доступных и качественных медицинских услуг каждому отдельному пациенту.

Существует широкий спектр стандартов ИСО (ISO1), используемых в жизненном цикле технологий здравоохранения. Внимание всех государственных и частных организаций здравоохранения в последнее время было сосредоточено на организации процессов в соответствии с текущей версией ISO 9001: 2015 [6].

Стандарты этой версии широко приняты во всем мире и используются в Международной организации по стандартизации - ISO. Центральным стандартом этой серии является ISO 9001, который является отличительной

моделью системы менеджмента качества. Технический комитет ISO ISO / TC 210 участвует в ряде общих областей, охватывающих весь спектр продуктов. Примерами являются стандарты для СМК, используемые для целей регулирования процесса лечения, управления рисками для пациента, в жизненном цикле медицинских устройств, символы, используемые для передачи информации о ярлыках с целью избежать необходимости перевода критически важной информации на несколько языков и т.д.

Таким образом система менеджмента качества успешно применяется в здравоохранении. Однако, до сих пор не существует «международного золотого стандарта», который широко принимался бы медицинскими обществами, организациями здравоохранения, профессиональными ассоциациями, правительственными и другими соответствующими государственными и/или частными учреждениями в этой области. Поэтому необходимо определить основные подходы, принципы и стандарты управления качеством для создания эффективной и надежной модели системы управления качеством в здравоохранении на основе существующей системы ISO 9001: 2015.

В настоящее время большинство отечественных и зарубежных исследователей солидарны в том, что разработка и внедрение системы менеджмента качества в организациях здравоохранения положительно влияет на структуру, отношения в коллективе медицинской организации, экономическую эффективность, причем в основе изменений обязательно лежит процессный подход. Разработка и внедрение СМК в организациях здравоохранения - это оптимальный способ реализации персонифицированного подхода - заботе о каждом отдельном пациенте, это оптимальный способ уменьшения врачебных ошибок.

Однако, на данный момент

международный стандарт ISO 9001 не охватывает сферу медицинских услуг, и может быть именно поэтому система менеджмента качества не нашла серьезной имплементации в сфере здравоохранения, кроме отдельных частных случаев. Так, например, в отдельной Красноярской краевой клинической больнице внедрена система менеджмента качества на 200 стандартов.

Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 294, предусмотрено внедрение системы управления качеством медицинских услуг в 2015-16 гг. в 90%, а в последующие годы в 95% медицинских организаций3.

Система государственного регулирования

медицинских услуг +

Система менеджмента качества учреждения здравоохранения

Нормативно-законодательное обеспечение и мониторинг соответствия

Стандарты медицинских услуг

Рис. 1 - Система государственного регулирования медицинских услуг на основе менеджмента качества

Ключевой элемент всех моделей управления качеством в здравоохранении - стандарт медицинской услуги. Медицинские услуги -это наиболее сложный объект стандартизации. Они имеют ряд особенностей по сравнению с другими видами услуг: индивидуальный характер, врачебную тайну, информированное согласие, своевременность и условия оказания услуги (гигиенические, психологические и другие).

Разработка стандартов с самого начала имела цель повысить качество лечения пациентов - от наличия достаточного по

3 ISO 23081-1:2004 (2006) «Information and documentation - Records management processes - Metadata for

records - Part 1: Principles» || ISO. URL: iso.org/iso/cata-logue_detail.htm?csnumber=36627.

численности персонала до создания системы целесообразного применения медикаментозных средств.

Анализ современного состояния сферы медицинских услуг населению выявил отсутствие нормативного - правового обеспечения системы менеджмента качества медицинских услуг, и, как следствие, таких видов обеспечения как организационное, методическое, технологическое и инструментальное. Необходимо отметить, что основой системы менеджмента качества является комплекс стандартов медицинских услуг, обладающий оптимальным набором стандартов, обеспечивающих качество, полноту и безопасность, оказываемой

V 4

медицинской помощи4.

Медицинская стандартизация является приоритетным направлением современного развития сферы медицинских услуг в большинстве экономически развитых стран мира. Поэтому для Российской Федерации следует создавать традиции государственного регулирования на основе изучения методологических подходов к формированию механизма государственного регулирования, лучших мировых практик для достижения целевых установок государственной политики в сфере здравоохранения.

Стандартизация имеет и другую цель -обеспечение качественного процесса оказания медицинской помощи, включая достижение экономического эффекта. Стандартизация остается основой технологии обеспечения качества медицинских услуг.

Принципы управления качеством в здравоохранении. На современном глобальном конкурентном рынке разработка и реализация программ по качеству должна начинаться со стратегии, основанной на принципах. Однако, для успешного управления медицинской организацией необходим комплекс норм, определенных правил и принципов, а также

4 ISO 22310:2006 «Information and documentation -

Guidelines for standards drafters for stating records management requirements in standards» // ISO. URL: iso.org/iso/home/store/catalogue_tc/catalogue_

применение определенных форм наказания за несоблюдение этих требований. В целом, эти принципы в сфере здравоохранения согласуются с общими принципами управления качеством, но, в то же время, они существенно меняются в соответствии со спецификой этой сферы услуг. Современный стандарт СМК для учреждений сферы здравоохранения DIN EN 15224-2017 - Службы здравоохранения - Системы управления качеством - перечисляет основные принципы управления качеством в здравоохранении (введен в действие 01.05.2017)5.

Этот стандарт также включает аспекты, связанные с управлением клиническими рисками в процессе планирования, эксплуатации и контроля процессов. Этот стандарт включает требования к управлению качеством, но не определяет требования к конкретным медицинским услугам. Требования к системе менеджмента качества, указанные в настоящем стандарте, дополняют требования к медицинским продуктам и услугам. Стандарт DIN EN 15224 наряду с общими требованиями к медицинской организации в контексте реализации СМК (определять процессы, необходимые для СМК; их последовательность и взаимодействие; критерии и методы, обеспечивающие эффективность; ресурсное обеспечение для реализации процессов); специфичные для сферы здравоохранения требования: доступность медицинской услуги, её качество; своевременность оказания; безопасность пациентов; неприкосновенность, физическая и психическая; управление клиническими рисками с целью минимизации врачебных ошибок [7].

Указанные требования представляют из себя, по сути, различные стороны одного понятия - понятия качества медицинских услуг, поэтому все процессы должны в качестве ориентиров иметь указанные требования. Частично указанные требования коррелируют с

detail.htm?csnumber=40899. 5 Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.2002

г. №2300-1. URL: consultant.ru/document/cons_doc

_LAW _305/

основными принципами СМК в медицинских организациях:

1. Ориентация на пациента. Сектор здравоохранения отличается от других секторов сферы услуг тем, что решающим является правильный подход к определению потребностей и ожиданий клиентов. Сущность действий врача при реализации медицинских услуг, данная в EN ISO 15224: 2017, описывает врачей как «людей, работающих на людей». Следовательно, фундаментальное изменение, которое должно быть реализовано в этом секторе, заключается в изменении парадигмы лечения, основанной только на мнении врача, на парадигму, основанную на потребностях и ожиданиях пациента.

2. Участие заинтересованных сторон. Пациенты - не единственная группа, чьи потребности, ожидания и требования должны быть удовлетворены. Кроме пациента должны быть удовлетворены потребности и требования всех заинтересованных сторон: организации-поставщика медицинских услуг, организации медицинского страхования, персонала медицинского учреждения и, наконец, в общем смысле государства, которое прямо или опосредствованно финансирует здравоохранение в целом.

3. Лидерство руководства. Лидерство руководства имеет решающее значение для управления организациями здравоохранения. Лидеры призваны вдохновлять, продвигать и поддерживать организационную культуру качества. Врачи не единственные, кто вносит свой вклад в качество медицинского обслуживания, улучшение качества в равной степени обеспечивается и врачами-руководителями организаций, и менеджерами-врачами в области их профессиональной практики и менеджерами в области качества и безопасности всех услуг, предоставляемых здравоохранением. Если руководители, которые имеют реальный контроль над движением ресурсов организации, буду видеть выгоды от создания СМК, то вероятность того, что она будет поддержана всем весом их влияния гораздо выше.

4. Опора на коллектив. Исключительная роль всех работников медицинской организации присутствует во всех компонентах деятельности по оказанию услуг. Именно сотрудник на основе собственных ценностей, убеждений и установок, руководствуясь множеством внешних воздействий, принимает решения, от которых зависит здоровье больного. Поэтому СМК должна сосредоточиться на компетентности медицинских работников, на их вовлеченности в процессы и возможность «создавать ценность» в них. Человеческий потенциал, являясь одним из наиболее ценных ресурсов сегодняшнего дня, становится мощным рычагом для усиления конкурентного преимущества большинства современных организаций здравоохранения.

5. Ориентация на процесс. Реализация медицинских услуг на современном уровне требует внедрения интегрированных и междисциплинарных процессов, которые объединяют различные функции, деятельность клинических специалистов, а также других поставщиков медицинских услуг. Ориентация на процесс требует анализа системы как единства отдельных процессов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой; понимания, кто куратор и кто исполнитель процесса; внедрения системы оценки и вознаграждения, которые будут основаны на достигнутых результатах процесса в целом, а не на результатах, достигнутых в рамках отдельных организационных подразделений.

6. Управление информацией. В настоящее время организации здравоохранения хранят и обмениваются большим количеством различной медицинской информации, как внутри организации, так и с внешними её потребителями; медицинские организации предоставляют большое количество медицинских услуг, основанных на современных компьютерных и информационных технологиях. Пациенты медицинских учреждений генерируют огромное количество информации от данных рентгеноскопии до результатов анализа крови, которая представляется в цифровом виде. В

будущем количество информации значительно увеличится из-за развития биоинформатики и геномики (в том числе геномики наших симбиотических бактерий) и персонализированной медицины, и по мере того, как будет собираться больше данных о пациентах, исследователь автоматически получает ценную информацию об эффективности лечения или взаимосвязи между побочными эффектами и характеристиками пациента для всего населения. В последние годы растет число международных стандартов, связанных с применением определенных информационных технологий в секторе здравоохранения, и организация ИСО даже сформировала несколько технических комитетов в этой области. Стандартизация медицинской информации обеспечивает более эффективный сбор и передачу информации. Только на основании своевременных и достоверных данных можно управлять процессом, тем более корректировать ход процесса и осуществлять планирование.

7. Партнерство для обеспечения качества медицинских услуг. При предоставлении медицинских услуг зачастую необходима координация между несколькими организациями здравоохранения, которые являются поставщиками одной комплексной услуги. Это могут быть две или три разные организации здравоохранения, а иногда, в региональном контексте, можно говорить о целой сети организаций здравоохранения, которая, объединяясь в сети на разных уровнях, составляет «партнерство для обеспечения качества медицинских услуг». Все это реализуется для того, чтобы предоставить пользователям полное медицинское обслуживание и комплексно решить все медицинские проблемы с помощью компетенций, знаний и навыков различных специалистов и использования высокотехнологичного оборудования.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Сторонние услуги, такие как техническая поддержка, информационные и коммуникационные услуги, бизнес-консалтинг, услуги по подбору персонала, санитария,

питание и обучение, оказывают критическое влияние на качество организации здравоохранения и ее результаты. Поскольку любая качественная услуга может быть предоставлена исключительно с учетом всех известных запросов от всех заинтересованных сторон, взаимовыгодные отношения с поставщиками в сфере здравоохранения помогут обеспечить положительный результат.

9. Постоянное улучшение. В соответствии с ISO 9001: 2015 - «Организация должна постоянно улучшать пригодность, адекватность и эффективность системы менеджмента качества». Работая в сложных рыночных условиях, организация должна постоянно улучшать работу, чтобы сохранять долю на рынке и сокращать издержки. Следовательно, все организации здравоохранения должны сосредоточиться на этом принципе, который стимулирует обучение, повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировки, участие в медицинской конгрессной деятельности, обмен специалистами, что способствует развитию и постоянному улучшению качества медицинских услуг.

Эти девять принципов управления качеством представляют собой всеобъемлющие, фундаментальные правила, которыми должны руководствоваться организации здравоохранения, с целью постоянного улучшения показателей, касающихся здоровья и качества жизни населения.

Стандартизация стала одной из концепций, в соответствии с которыми деловой мир стремился решать задачи глобального рынка. Доступ к медицинским услугам, высококачественное лечение, безопасная медицинская практика и рентабельные решения становятся ожидаемым стандартом современного общества. В последние годы организация ИСО разработала более 1 200 стандартов в области здравоохранения, перечислим некоторые.

- SRPS ISO 9001: 2015 - Системы менеджмента качества - Требования - определяет требования к системе менеджмента качества, когда организация: а) должна демонстрировать

свою способность последовательно предоставлять продукты и услуги, которые отвечают потребителям и применимым законодательным и нормативным требованиям, и б) направлена на повышение степени удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы психологическая и социальная целостность; вовлечение пациентов; безопасность пациента и сроки/ доступность.

- SRPS EN ISO 15189: 2014 - Медицинские лаборатории. Требования к качеству и компетентности - определяет требования к качеству и компетентности работы медицинских лабораторий. Он может использоваться всеми медицинскими лабораториями при разработке своих СМК и оценке своей собственной компетентности, а также для подтверждения или признания компетентности медицинских лабораторий клиентами лаборатории, различными надзорными органами.

- SRPS EN ISO 13485: 2017 - Медицинские изделия. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования -определяет требования к СМК, когда организация должна подтвердить свою способность предоставлять медицинские приборы и сопутствующие услуги, которые последовательно удовлетворяют требованиям заказчика и соответствуют нормативным требованиям. Эти организации могут участвовать в нескольких этапах жизненного цикла изделия, таких НИР и ОКР, изготовление и хранение, установку и

послепродажное обслуживание изделия и т.д.

- IWA 1: 2005 - Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению процессов в организациях здравоохранения - Международное соглашение о семинарах (IWA) - предоставляет дополнительные рекомендации для любой организации здравоохранения, занимающейся управлением, поставкой или администрированием медицинских товаров (услуг), включая обучение и/или исследования независимо от предоставляемого продукта (услуги).

За последние пару десятилетий ИСО сформировала несколько специальных технических комитетов, занимающихся отдельными отраслями медицины, а также применением информационных технологий в секторе здравоохранения, которые разработали стандарты, такие как: ISO / TC 84 - Устройства для введения лекарственных средств, а также шприцы, иглы и внутрисосудистые катетеры, ISO / TC 121 -Анестезия и респираторное оборудование, ISO / TC 198 - Стерилизация медицинской продукции, ISO / TC 210 - Управление качеством и связанные с этим аспекты медицинских изделий, ISO / TC 212 - Испытания в клинических лабораториях и диагностические тест-системы, ISO / TC 215 - Информатика в здравоохранении, ISO / TC 249 - Традиционная китайская медицина [8] и другие. На основании этих стандартов были приняты и введены в действие соответствующие ГОСТы.

Список источников:

1. Линденбратен А.Л. Оценка качества и эффективности медицинской помощи // Медицинское страхование. Сочи, 1992. С. 96-108.

2. Комаров Ю.М., Короткова А.В., Галанова Г.И. Концептуальные подходы к управлению качеством медицинской помощи // Управление качеством медицинской помощи в Российской Федерации: Мат. IV Рос. науч.-практ. конф. НПО "Медсоцэкономинформ". М., 2017. С. 28-55.

3. Алмазов В.А. Качество медицинской помощи и обоснование нового подхода к его оценке в условиях развития системы ОМС // Пациенты и врачи за качество медицинской помощи. СПб., 1994. С. 35-62.

4. Гафуров Б.С. Контроль качества медицинской помощи - основа в системе защиты прав пациента // Проблемы управления здравоохранением. 2004. № 3. С. 22-25.

5. Бессесен Д. Избыточный вес и ожирение. Профилактика, диагностика и лечение. М.: ЗАО «Издательство «БИНОМ» 2004. 240 с.

6. Дедов И.И., Шестакова М.В. Сахарный диабет. Диагностика. Лечение. Профилактика. М.: МИА, 2011.

7. Василевская С.В. Восстановление Вавилонской башни или Реинтеграция систем менеджмента // Методы менеджмента качества. 2010. №6. с. 24.

8. Blum H., Donath F., Wamke A., Schug B. Pharmakokinetik drug interaction profiles of proton pump inhibitors // Drug Safeti. 2006. Vol. 29. Iss. 9. Pp. 769-784.

Dmitry V. ROZHKOV Perm State National Research University (Perm, Russia);

Graduate Student; e-mail: x111rr@bk.ru

STANDARDS BASED ASSURANCE OF THE MEDICAL SERVICES QUALITY

The quality of medical services provided in medical institutions is defined as the totality of the properties of the process of providing medical services that contribute to the formation of patients' feelings of satisfaction during interaction with medical workers, with sufficient resource, qualification and technological support. The basis for the medical services quality is the standardization of resources in the healthcare system. The future of healthcare is focused on the human patient, but not only patients are the main stakeholders in healthcare. Other stakeholders of healthcare infrastructure are institutions, insurance, pharmaceutical companies, medical equipment manufacturers, medical personnel, managers, builders, state and municipal authorities, etc. Therefore, innovative medical technologies should be focused primarily on the interests of the patient, and not become the object of a profitable business or areas of influence.

References

1. Lindenbraten, A. L. (1992). Ocenka kachestva i effektivnosti medicinskoj pomoshchi [Assessment of the quality and effectiveness of medical care]. Medicinskoe strahovanie [Health insurance], 96-108. (In Russ.).

2. Komarov, Yu. M., Korotkova, A. V., & Galanova, G. I. (2017). Konceptual'nye podhody k uprav-leniyu kachestvom medicinskoj pomoshchi [Conceptual approaches to managing the quality of care] Upravlenie kachestvom medicinskoj pomoshchi v Rossijskoj Federacii [Quality management of medical care in the Russian Federation]: The materials. of the 4th All-Russian scientific-practical conf. NPO "Medsocekonominform", 28-55. (In Russ.).

3. Almazov, V. A. (1994). Kachestvo medicinskoj pomoshchi i obosnovanie novogo podhoda k ego ocenke v usloviyah razvitiya sistemy OMS [The quality of medical care and the rationale for a new approach to its assessment in the context of the development of the compulsory medical insurance system]. Pacienty i vrachi za kachestvo medicinskoj pomoshchi [Patients and doctors for the quality of care], 35-62. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Gafurov, B. S. (2004). Quality control of medical care is the basis in the system of protecting the rights of the patient [Kontrol' kachestva medicinskoj pomoshchi - osnova v sisteme zashchity prav pacienta]. Problemy upravleniya zdravoohraneniem [Health Management Issues], 3, 22-25. (In Russ.).

Keywords:

medical services, quality, standardization of services

5. Bessesen, D. (2004). Izby^tochnyj ves i ozhirenie. Profilaktika, diagnostika ilechenie [Overweight and obesity. Prevention, diagnosis and treatment]. Moscow: CJSC «Izdatel'stvo «BINOM». (In Russ.).

6. Dedov, I. I., & Shestakova, M. V. (2011). Saxarnyj diabet. Diagnostika. Lechenie. Profilaktika [Diabetes. Diagnostics. Treatment. Prevention]. Moscow: MIA. (In Russ.).

7. Vasilevskaya, S. V. (2010). Vosstanovlenie Vavilonskoj bashni ili Reintegraciya sistem menedzhmenta [Restoration of the Tower of Babel or Reintegration of Management Systems]. Metody " menedzhmenta kachestva [Quality Management Methods], 6, 24.

8. Blum, H., Donath, F., Wamke, A., & Schug, B. (2006). Pharmakokinetik drug interaction profiles of proton pump inhibitors. Drug Safeti, 9(29), 769-784.

Рожков Д.В. Обеспечение качества медицинских услуг населению на основе стандартов // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 5. С. 191200. РО!: 10.24411/1995-042Х-2019-10517.

Rozhkov, D. V. (2019). Standards based assurance of the medical services quality. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(5), 191200. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10517. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.