Научная статья на тему 'К вопросу о качестве человеческого капитала инновационной организации'

К вопросу о качестве человеческого капитала инновационной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караваев В. А.

В статье речь идет о типологических особенностях сотрудников организации, выявление которых поможет принимать более обоснованные кадровые решения и будет способствовать повышению качества человеческого капитала организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о качестве человеческого капитала инновационной организации»

МЕТОДОЛОГИЯ

1Ш МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

К вопросу о качестве человеческого капитала инновационной организации

В .А. КАРАВАЕВ,

соискатель кафедры менеджмента Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета

Инновационное развитие нашей страны в настоящее время является приоритетным направлением в работе Правительства Российской Федерации.

Эксперты Правительства считают, что социально-экономическая политика предыдущих лет, в результате которой воспроизводится бедность, себя изжила. Необходимо бороться с люмпенизацией населения, делая акцент в воспроизводстве новых кадров на новый класс - класс креативных профессионалов. Специалисты, осуществлявшие анализ и коррекцию стратегии развития России до 2020 г., в своем докладе «Новая модель роста - новая социальная политика» предложили осуществить маневр развития российской экономической политики за счет не только реализации природных ресурсов и создания условий для формирования большого внутреннего рынка, но и развития человеческого капитала высокого качества. Новая социально-экономическая политика должна поддерживать незащищенные слои населения, но основной упор, по мнению экспертов, необходимо сделать на креативный класс и создание новых моделей трудового поведения, отличающихся от существующих идейно-патриотическими и морально-нравственными аспектами воспитания персонала.

Результативность инновационной деятельности зависит от способности организаций рационально использовать и преумножать человеческий капитал. Стимулирование к непрерывному повышению уровня квалификации специалистов и воспитание чувства патриотизма к своей организации усиливают эти способности. Вот почему весьма важными в совершенствовании

5

Я Я ч. ннп

22В Я

Ключевые слова:

качество, человеческий капитал, инновационная организация.

В статье речь идет о типологических особенностях сотрудников организации, выявление которых поможет принимать более обоснованные кадровые решения и будет способствовать повышению качества человеческого капитала организации.

инновационной деятельности организаций оказываются процессы функционирования системы воспроизводства специалистов, соответствующих новой политике социально-экономического развития.

Следует отметить, что комплекс мер, применяемых в современных организациях и направленных на развитие профессиональных способностей и личностных качеств работников, недостаточен. В целях повышения эффективности управления инновационной деятельностью он может быть расширен за счет совершенствования системы управления человеческим капиталом на основе анализа и культивирования личностных, деловых, социально-психологических качеств персонала организации, адекватного инновационному развитию.

Нами выдвинуто предположение, что существуют мотивационные типы, обеспечивающие восприимчивость инновационной деятельности в организации [3].

Исследование мотивационных типов В. Герчикова показывало, что самым распространенным мотивационным типом сотрудников управляющей компании ЗАО «ТОП-Энерго» и производственного предприятия ЗАО «Боровский электрощит» является профессиональный (ПР), он присутствует у 56,25% работников. Вторым по охвату является инструментальный тип (ИН), зафиксированный у 18,75% работников. Затем следуют хозяйский тип (ХО), охватывающий 12,5% работников, патриотический (ПА) -6,25% и люмпенизированный (ЛЮ) - 6,25% [2].

Исследования геометрической ориентации С. Дел-лингера в этих организациях показало следующие результаты. Из числа всех опрошенных 43,75% оказались ориентированы на «круг», 18,75% - на «квадрат», 15,63% - на «треугольник», а 12,5% и 9,37% - соответственно на «зигзаг» и «прямоугольник» [1].

Осуществить поиск мотивационных типов, предрасположенных к инновационной деятельности в организации, нам позволило совмещение типологий В. Герчикова и С. Деллингера на основе следующих результатов.

ВеККАЧЕСТВА № 3 • 2013

36

12,44

14,63

20,22

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

Оказалось, что в группе респондентов с геометрической ориентацией на «круг» (рис. 1), заметен значительный уровень показателя патриотического типа - 20,22%. что характеризует данную группу с позиции «инициаторов». Они могут произвести изменения в организационной культуре предприятия как в позитивную, так и в негативную стороны. Поэтому на этапе отбора кандидатов на вакантные должности необходимо уделять особое внимание представителям этой группы, выявлять антисоциальные личности и отсеивать их на этапах собеседования и тестирования при приеме на работу.

Ценность «инициатора» для инновационной деятельности организации определяет эффективность и качество работы коллектива, которые во многом зависят от морально-психологического климата. Успех же организации в целом зависит от настроения этих сотрудников, от их патриотических установок и заряженности на хорошую работу, от культивирования ими идейно-патриотического аспекта мотивации.

В группе респондентов, ориентированных на «зигзаг» (рис. 2), необходимо отметить высокое значение профессионального типа - 29,14%. Эмпирические данные этой группы, несомненно, характеризуют входящих в нее людей как «инноваторов» и профессионалов своего дела («креативных профессионалов»). Однако наличие большого значения показателя люмпенизированного типа (23,53%), свидетельствует о том, что их трудно организовать, если выполняемая работа будет идти вразрез с их интересами. Однообразная работа, без элементов проявления творчества и возможностей нестандартного подхода к решению задач, будет вызывать у них отторжение.

На рис. 3, где представлена диаграмма распределения мотивационных типов респондентов с геометрической ориентацией на «треугольник», можно заметить незначительное превосходство над остальными профессиональных качеств, выраженных в показателе профессиональный тип - 26,36%, а также существенное значе-

МЕТОДОЛОГИЯ

19,19

33,54

□ ИН аПР

□ ПА

□ ХО

□ ЛЮ

Рис. 2. Распределение мотивационных типов с геометрической ориентацией на «зигзаг»

20,61 26,24 □ ИН □ ПР

□ ПА

1 з,оз —^ □ ХО □ ЛЮ

20,91 19,21

Рис. 3. Распределение мотивационных типов с геометрической ориентацией на «треугольник»

20,85

15,62

29,14

□ ИН

□ ПР

□ ПА

□ хо

□ ЛЮ

Мотивационные типы сотрудников:

ИН - инструментальный

ПР - профессиональный

ПА - патриотический

ХО - хозяйский

ЛЮ - люмпенизированный

ние хозяйского типа (24,9%), который идентифицирует лидерские качества респондентов рассматриваемой группы геометрической ориентации, проявляющиеся у руководителей, готовых брать на себя обязательства и нести за них полную ответственность. Весомые значения имеют патриотический тип (18,7%) и инструментальный тип (18,55%). Показатель люмпенизированного типа значительно меньше - 11,48%.

При анализе совмещения мотивационных типов нами выдвинуто предположение, что наличие хозяйственных навыков (хозяйский тип В. Герчикова) у индивидов, предрасположенных к «треугольнику», позволяет рассматривать их в качестве «координаторов». «Координаторы» осуществляют рациональное руководство трудовым процессом коллектива.

Предложенная методика идентификации мотиваци-онных типов, проверенная на практике, позволит адекватно оценить возможности кандидатов и вести более эффективную кадровую политику. Она также может быть использована в системах управления человеческим капиталом организации. ■

Литература

1. Караваев В.А. Качество управления персоналом повысит геометрия // Век качества. 2011. № 6. С. 34-35.

2. Караваев В.А. Направления повышения качества современного менеджмента предпринимательских организации // Век качества. 2011. № 4. С. 40-41.

3. Караваев В.А. Новые подходы к созданию системы управления качеством человеческого капитала инновационной организации //Век качества. 2013. № 1. С. 18-21.

№ 3 • 2013 ВеЮКАЧЕСТВА

Рис. 1. Распределение мотивационных типов с геометрической ориентацией на «круг»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.