УДК331.446.4 ГЕОМЕТРИЯ ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ МЕНЕДЖЕРАМ
Караваев Владимир Александрович
Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Г ригорьевича и Николая Г ригорьевича Столетовых Соискатель кафедры менеджмента e-mail: [email protected]
Аннотация. Данная стать рассматривает, актуальный в настоящее время, вопрос управления человеческим потенциалом и его роль в менеджменте организации. В статье выделены типологические аспекты, позволяющие менеджерам предприятий принимать более обоснованные управленческие и кадровые решения.
Ключевые слова: человеческий потенциал, типология, геометрическая ориентация, кадровая политика.
Условия современных развивающихся рыночных отношений накладывают свой отпечаток на важнейшую функцию руководителей предприятия -управление человеческим потенциалом.
Управление человеческим ресурсом по-прежнему остается самым слабым звеном в системе общего управления организацией. Это обстоятельство тормозит и не позволяет выстраивать эффективную систему управления предприятием, становится «камнем преткновения» на пути инновационного и стратегического развития.
Управление производством и финансами, маркетинговая политика остается в приоритетных направлениях у руководства большинства отечественных предприятий, при этом недооценивается важнейшая сфера управления предприятия - управление человеческими ресурсами.
Сегодня задачей исследователей становится более глубокий анализ известных способов и нахождение новых подходов влияющих на процессы перестройки общественного сознания и экономического мышления в системе управления организации, определение в области системы эффективного управления методологических и теоретических аспектов принятия результативных кадровых решений.
Исследования делового поведения личности давно являются объектом пристального внимания многих ученых. Труды С. Деллингера представляют зарубежные научные изыскания в этой области. В отечественной практике его методика была адаптирована А.А.Алексеевым и Л.А.Громовой.
Результатом их научного труда стала методика, предложенная в книге «Психогеометрия для менеджеров» [1].
Согласно концепции их методики, каждого человека можно ранжировать по тому, какую фигуру из пяти, он выберет: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг или зигзаг. Каждая фигура определяет индивидуальные особенности индивида, которые характеризуют его типологию. Эффективность этой методики оценивается экспертами очень высоко. Порядка 85% опрашиваемых, выбирая предпочтительные фигуры, точно отражают свой поведенческий тип.
Геометрические предпочтения работника, ориентированные на «квадрат». Такие индивиды предрасположены детально воспринимать задания, вникая во все мелочи и нюансы. Предпочитают планировать свое рабочее время, руководствоваться инструкциями, действовать строго по заданию, заранее определенному руководителем. Их отличает аккуратность, практичность, рациональность, осторожность и трудолюбие. Результат выполненного им задания будет с минимальными отклонениями от ожиданий руководителя.
Руководитель, идентифицированный по «квадратной» геометрической ориентации часто использует выражения, построенные на фразе: «Я должен», демонстрируя дружественный тип коммуникативного поведения.
Геометрические предпочтения работника, ориентированные на «треугольник» идентифицируют предрасположенность к лидерству. Их
отличает честолюбие, заряженность на победу и достижение успеха в любом деле за которое они берутся. Их способности ориентированы на быстрое понимание сути проблемы, уверенные действия и решительность, напористость и энергичность. Наибольший успех достигается в проработке вопросов, предполагающих большой диапазон возможных решений. Такой работник быстро найдет отправные точки правильного решения и выйдет на главное.
Индивида с «треугольной» геометрической ориентацией можно распознать по «запуску решений» в форме волевых заявлений: «Мне надо!», «Я решил!», «Будет так!», определяет подчиняющий тип коммуникативного поведения.
Работник, предпочитающий «прямоугольник», ориентирован на
переживания неопределенности своего положения. Его отличает
переменчивость, непоследовательность действий, неуверенность в себе, нервозность и импульсивность. Сильная сосредоточенность на своих
переживаниях может привести к рассеянности, излишней доверчивости, отсутствию пунктуальности. Все эти признаки показывают, что работника с «прямоугольной» ориентацией, трудно сосредоточить на выполнение задания, если оно не покажется ему интересным в плане познания своих возможностей и приобретения ценного опыта.
Руководитель с «прямоугольной» геометрической ориентацией производит «запуск решения» в зависимости от обстоятельств в форме заявлений: «Я хотел бы...», определяя скептический тип коммуникативного поведения, ориентированный, в большей степени, на исполнение. Руководители такого типа любят детально инструктировать, разъяснять схему возможного развертывания событий, предупреждать о местах возможного отклонения или сбоя.
Работник выбирающий «круг» чаще приятен в общении, легко находит контакты с людьми, могут выслушать и дать правильный совет, так как хорошо понимают других. Их «конек» - это хорошие отношения со всеми, будь-то коллегами и просто окружающими, они всегда могут помочь в нужную минуту. Они естественны в своих поступках, знают и учитывают мнение своих коллег в решении многих вопросов, хорошо справляются с заданиями руководителя.
Руководитель с геометрической ориентацией на «круг» сопровождает свои решения высказываниями: «Мы можем»; «Нам надо»; «Мы должны»,
определяя компромиссный тип коммуникативного поведения.
Индивиды, выбирающие «зигзаг», склонны к частым изменениям, предрасположены к новому повороту событий, могут находить необычные решения проблемы. Очень часто они непрактичны, непостоянны и недисциплинированны, живут, больше опираясь на чувства и интуицию, нежели разум. Они склонны выполнять только то, что их действительно «захватит», в этом случае результат решения поставленной задачи, будет оригинален.
Решения руководителя с «зигзагообразной» геометрической ориентацией носят спонтанный характер, выражаются высказываниями: «Я сам знаю», определяя конфликтный тип коммуникативного поведения.
В передаче управленческого решения он чаще всего ориентирован на работников. Любит обговаривать исполнение решений с сотрудниками, избегая команд, приказов, распоряжений. Решения передает в форме делового совета, просьбы, рекомендации и, как правило, в устной форме. Зная и учитывая мнение сотрудников, может легко, в нужный момент, скорректировать управленческое решение в их интересах.
Все фигурные расшифровки совмещаются, так или иначе, в каждом работнике, являясь факторами делового поведения. Знание руководителем этих факторов будет полезной информацией, для того что бы избежать многих конфликтных ситуаций, которые способны образоваться, к примеру, в противоборстве интересов индивидов с «квадратной» и «зигзагообразной» предрасположенностью. Однако психологическая несовместимость этих факторов может позволить рассмотреть проблемные ситуации с разных сторон, учитывая различные точки зрения и определить оптимальные способы для их разрешения.
Опытный руководитель, прежде всего, пытается создать благожелательное отношение к своим требованиям. Совмещая в своем коммуникативном пространстве все типы геометрической ориентации, старается сформировать процесс передачи управленческого решения таким образом, чтобы не возникало эмоционального и смыслового психологических барьеров и информация была правильно воспринята и служила мотиватором поведения исполнителя.
Исследования геометрической ориентации, проведенные в управляющей компании ЗАО «ТОП-Энерго» и производственном предприятии ЗАО «Боровский электрощит» показали следующие результаты. Из числа всех опрошенных 43,75% оказались ориентированы на «круг», 18,75% - на
«квадрат», 15,63% - на «треугольник» и 12,5% и 9,37% - соответственно на «зигзаг» и «прямоугольник».
Рассмотрение показателей геометрической ориентации по управляющей компании ЗАО «ТОП-Энерго» иллюстрирует подавляющий процент, больше половины, респондентов ориентированных на «круг» - 57,15%, на «квадрат» -21,43%, ориентированных на «зигзаг», «треугольник» и «прямоугольник», оказалось по 7,14%. Показатели исследования экспериментально подтвердили «коммуникативную» ориентацию компании.
Акцентирование внимания на коммуникативных особенностях показано не случайно. Все чаще в практике современного предпринимательства и представлениях об организации нового типа обозначаются вопросы универсализма сотрудников компаний, которые, в общем и целом, рассматриваются как единый живой организм, где каждый обеспечивает автономность и универсальность системы. В таких организациях, где постоянное организационное обновление на основе инновационной информации, высокого качества коммуникации, полной осведомленности всех членов команды, о том, что происходит в организации и высокой компоненты достижения цели, приводит к тому, что вовлеченные внешние контрагенты могут образовать целую сеть профессиональных контактов. Так как они при обращении к любому из членов команды организации могут обладать полной необходимой и достоверной информацией. Это чрезвычайно позитивно отразится на результатах деятельности компании. Среди сотрудников и контрагентов, вовлеченных в дело компании, возникает и распространяется добровольческий дух, их поведение становится основанным на совместных ценностях.
Результаты исследования на производственном предприятии ЗАО «Боровский электрощит» значительно отличаются от показателей респондентов ЗАО «ТОП-Энерго». Хотя значение показателя геометрической ориентации на «круг» - 33,33%, также велико, но все же ориентация на «треугольник» -22,23%, показывает значительное присутствие компоненты управления, без которой трудно добиться на предприятии необходимой организации производственного процесса, контроля и порядка. Наличие числа респондентов, ориентированных на «квадрат» - 16,67% и на «зигзаг» - 16,66% , показывает наличие аналитического и творческого потенциала производственной компании. Показатель ориентации на «прямоугольник» - 11,11%, указывает на то, что есть незначительное число респондентов, пока четко не определивших свое правильное положение по отношению к организации.
Адаптированный вариант поведенческого типа, предложенный российским психологом Ю.Красовским, позволяет более детально пояснить показатели проведенного исследования.
Первый тип — «аналитик». Этот тип, прежде всего, имеет ориентацию на детальное рассмотрение и восприятие информации. Если он — руководитель, предпочитает рассматривать подробную информацию, основанную на официальных источниках и нормативных документах. Представленная ему информация, должна быть логичной, доказательной, убедительной,
насыщенной расчетами, графиками, выводами. Рациональная переработка информации является отличительной чертой характера (квадрат).
Второй тип - «деловик». Этот тип хорошо ориентируется в потоке информации, быстро определяя, необходимую и отбрасываю ненужную. Стиль его работы основан на умении сконцентрироваться на главном, что называется на информации «без воды» (треугольник).
Третий тип - «эгоцентрист». Остро воспринимает информацию, лично значимую для него. Его реакция на представленную информацию может иметь разнонаправленный характер, в зависимости от того, несет она угрозу или предоставляет преимущества. Отличительной чертой служит импульсивное поведение при переработке информации (прямоугольник).
Четвертый тип - «коммуникатор». Доверяет живым источникам информации в общении с теми людьми, с которыми имеет доверительные отношения. Приоритетом служит та информация, которая имеет оценку группового или общественного мнения. Отличительной чертой является эмоциональная переработка информации (круг).
Пятый тип - «инноватор». Фокус ориентации направлен на инновационную информацию. Такой тип может доверять больше внутреннему чутью и интуиции, чем информации, обработанной программно-аппаратными средствами. Хорошо генерирует новые идеи, но может критиковать и отбрасывать информацию, которая не вписывается в его замыслы. Интуитивная переработка информации является его характерной чертой (зигзаг).
По критерию предрасположенности принятия управленческих решений ученые выделяют пять адаптированных типов.
Рассудочный тип. Формирование решения происходит в процессе детальной проработки и выбора наилучшего варианта из всех возможных с помощью глубокой интеллектуальной работы (квадрат).
Прагматический тип. Быстрое и точное «попадание в цель» происходит благодаря принятию волевых решений и преобладанию в решениях здравого смысла (треугольник).
Комплексивный тип. Переживания и личные проблемы могут накладывать отпечаток на быстроту и эффективность принятия решений этого типа (прямоугольник).
Посреднический тип. Старается принимать последовательные и «мягкие» решения, основанные на взвешивании результатов по принципу позитивности или негативности последствий (круг).
Эвристический тип. Сильная вера в новую идею может затруднить процесс принятия решения или сформировать неправильный прогноз в оценке последствий от вырабатываемых решений (зигзаг).
На рис. 3 структурная схема ориентации геометрических типов.
Рис. 3 Структурная схема геометрической ориентации.
Интересным моментом является анализ средних значений мотивационных типов Герчикова в мотивационном профиле, респондентов с различной геометрической ориентацией.
Проведенное исследование показало, что самым распространенным мотивационным типом сотрудников управляющей компании ЗАО «ТОП-Энерго» и производственного предприятия ЗАО «Боровский электрощит» является профессиональный (ПР), он присутствует у 56,25% работников. Вторым по охвату является инструментальный тип (ИН), зафиксированный у 18,75% работников, третьим идет хозяйский тип (ХО) - охватывающий 12,5% работников, патриотический (ПА) - 6,25% и люмпенизированный (ЛЮ)-6,25%. Нежелательными мотивационными типами охвачена четверть работников - 25%. В таблице 1 представлены данные мотивационных типов работников управляющей компании ЗАО «ТОП-ЭНЕРГО» и ЗАО «Боровский электрощит», разложенных по группам.
______________________Таблица 1. Данные по мотивационным типам________________
Представительские группы Доля персонала (в %) с преобладанием данного мотивационного типа
ИН ПР ПА ХО ЛЮ
Рабочие 25 58,33 0 0 16,67
Менеджеры и инженерно-технические работники 25 37,5 12,5 25 0
Руководители предприятия и управляющей компании 8,33 66,67 8,33 16,67 0
Так на рис.6 представлена диаграмма распределения мотивационных типов респондентов с геометрической ориентацией на «квадрат»
11,23
14,64
13,3
28,86
□ ИН
□ ПР
□ ПА
□ ХО
□ ЛЮ
31,91
Рис. 6 Распределение мотивационных типов с геометрической ориентацией на
«квадрат»
На диаграмме рис.6 можно заметить, что из числа респондентов, геометрически ориентированных на «квадрат», наибольшие средние значения показателей профессионального и инструментального мотивационных типов, равные соответственно - 31,91% и 28,86%. Средние значения хозяйского типа -14,64%, патриотического типа - 13,37%, люмпенизированного типа - 11,23%. Это объясняет тот момент, что данная категория респондентов, несомненно, обладает всем необходимым набором профессиональных качеств, но склонна к реализации тезиса: “от каждого по способностям, каждому по труду”.
На рис.7 представлена диаграмма распределения мотивационных типов респондентов с геометрической ориентацией на «треугольник»
Из диаграммы нужно заметить незначительное превосходство над остальными профессиональных качеств, выраженных в показателе профессиональный тип - 26,36%, а также наличие значения - 24,9% хозяйского типа, который идентифицирует лидерские качества респондентов рассматриваемой группы геометрической ориентации, проявляющиеся у руководителей, готовых брать на себя обязательства и нести за них полную ответственность. Также весомые значения имеют патриотический тип - 18,7% и инструментальный тип - 18,55%. Показатель люмпенизированного типа значительно меньше - 11,48%.
□ ИН
□ ПР
□ ПА
□ ХО
□ ЛЮ
Рис. 7 Распределение мотивационных типов с геометрической ориентацией на
«треугольник»
Диаграмма, представленная на рис.8, заметно отличается от остальных представленных, в силу относительного равенства некоторых своих значений. Так, максимальное значение имеет показатель инструментального типа -26,24%. Значения патриотического типа - 20,91%, люмпенизированного -20,61%, профессионального 19,21%, практически равны, несколько меньше значение хозяйского типа - 13,03%. Диаграмма позволяет рассуждать о некоторой нестабильности самоопределения респондентов этой группы, в тоже время их готовности к развитию и трансформации имеющихся у них в наличии психологических качеств.
□ ИН
□ ПР
□ ПА
□ ХО
□ ЛЮ
Рис. 8 Распределение мотивационных типов с геометрической ориентацией на
«прямоугольник»
Из диаграммы, представленной на рис.9, для группы респондентов с геометрической ориентацией на «круг», заметно значительное превосходство среднего значения показателя профессионального типа - 33,54%. Значение этого показателя оказалось самым большим в сравнении с аналогичным показателем других групп. Меньше - 20,22% среднее значение показателя патриотического типа, имеющего тоже большое значение в сравнении с аналогичным показателем других групп. Показатель инструментального типа этой группы имеет значение 19,19%, хозяйского типа -14,63% и люмпенизированного - 12,44%. Стоит отметить для этой группы, относительно большое значение патриотического типа, что характеризует данную группу с позиции носителей элементов идеологии и философии компании. Они могут произвести изменения в организационной культуре организации, как в позитивную, так и в негативную стороны. Поэтому на этапе отбора кандидатов на вакантные должности необходимо особое внимание уделять представителям этой группы, выявлять антисоциальные личности и отсеивать их на этапах собеседования и тестирования при приеме на работу.
Эффективность и качество работы во многом зависят от моральнопсихологического климата в коллективе, который формируют люди с геометрической ориентацией на «круг». Успех организации во многом зависит от настроения сотрудников, от их заряженности на хорошую работу [3]
□ ИН
□ ПР
□ ПА
□ ХО
□ ЛЮ
Рис. 9 Распределение мотивационных типов с геометрической ориентацией на «круг»
По группе респондентов ориентированных на «зигзаг», рис.10, необходимо отметить высокое значение профессионального типа - 29,14% и люмпенизированного 23,53%. Значение инструментального типа - 20,85%, патриотического - 15,62%, хозяйского - 10,87%. Эмпирические данные этой группы характеризуют людей, несомненно, профессионалов своего дела. Однако наличие большого значения показателя люмпенизированного типа, говорит о том, что их трудно организовать, если выполняемая работа будет идти вразрез с их интересами. Наличие однообразной работы, без элементов проявления творчества и возможностей нестандартного подхода к решению задач, будет вызывать у них отторжение.
15,62
Рис.10 Распределение мотивационных типов с геометрической ориентацией на
«зигзаг»
Рассмотренные показатели мотивационных типов, разложенные по группам геометрической ориентации, будут иметь важное информационное значение о кандидатах на вакантные должности на этапах профессионального и психологического тестирования кадровой службой предприятия [2]. Позволит адекватно оценить возможности кандидатов и отсеивать неподходящих на этапах тестирования, поможет вести более правильную и рациональную кадровую политику и в целом приведет к повышению эффективности управляемости предприятием.
Только благодаря комплексному анализу, можно принять взвешенное решение.
Список литературы:
1.Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. - Л.: Общество «Знание», 1991.
2.Павлова В.В. Уроки толерантности на рабочем месте// Кадровая служба и управление персоналом.- 2008.- №12.
3.Хавричева Е. Заряженность на хорошую работу// Кадровик. Кадровый менеджмент.-2007.-№5.