Секция иностранных языков
мать огромные объёмы предлагаемой Интернетом информациии [2]. Нам представляется полезным изучение опыта канадских медиапедагогов по повышению уровня Интернет-грамотности. Наиболее значимым достижением канадской медиапедагогики, на наш взгляд, является программа Schoolnet, связавшая 16 тысяч канадских школ и публичных библиотек с сетью Интернет. Schoolnet - колоссальный образовательный ресурс для канадских педагогов и учащихся. Безопасному и эффективному использованию Интернета способствуют активно распространяемые в Канаде памятки и рекомендации практического характера. Следует отме-, -.
«Сеть информации о СМИ» (Media Awareness Network, MNet), которая активно способствует повышению уровня медиаграмотности в канадских семьях и школах, осуществляя большую просветительскую работу. Регулярно проводимые MNet опросы способствуют выявлению проблем, связанных с использованием учащими. , MNet, ,
необходимую педагогам и родителям для защиты учащихся от потенциального риска во время пребывания в Интернет-пространстве. Примечательно, что многие тематические интернет-ресурсы, применяемые на занятиях по медиаграмотности, такие как стереотипное мышление, человеконенавистнические идеи в сети Интер-, , -
MNet -
платно получить её [3].
,
медиаграмотности в Канаде. Особые достижения наблюдаются в области Интер-- , , прививающие учащимся навыки критического мышления, необходимого для безопасной и эффективной деятельности в новой информационной среде.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Фёдоров А.В., Новикова Л.В. Медиаобразование в США и Канаде// США и Канада: Экономика, политика, культура. 2004. №9. - С. 96-104
2. . - . в Интернете. - Вена, 2004. - С. 167-179.
3. ., .
примере медиаобразовательной организации Media Awareness Network (Mnet). Справочник по свободе массовой коммуникации в Интернете. - Вена, 2004. - С. 180-189.
УДК 378.146
ОХ. Мельник К ВОПРОСУ О ХРОНОТОПЕ
Предметом исследований в когнитивной лингвистике являются концепты, наиболее существенные для построения концептуальной системы. К числу таких концептов относятся «пространство и время», являющиеся универсальными формами восприятия действительности. Типичная связь пространственных и временных отношений отражена в наивной картине мира, что выражается в конечном итоге в тенденции к неотделимости времени от пространства: временные отношения трактуются как разновидность пространственных. Здесь имеет место специа-
Известия ТРТУ
Специальный выпуск
лизация времени. Вместо пространства и времени в картине мира обнаруживается категория «пространства-времени», или по М.М.Бахтину, хронотоп. При этом исходным является именно хронотоп, а пространство и время интерпретируются лишь как различные аспекты синтетического целого.
1. В лингвистической науке детализация пространственных отношений иногда интерпретировалась как типичная для «первобытного» мышления. Культурам с относительно низким уровнем сложности характерна высокая степень общности знаний. Правомерно поставить вопрос, возможно ли считать хронотоп языковой универсалией на определенном этапе развития языка?
2. Свойства времени и пространства как абстрактной категории отражены по преимуществу в виде метафорической соотнесенности. Выразительны слияния пространственных и временных признаков на уровне синтагматики в русском народном языке, ср. в речи персонажа у МБ. Салтыкова-Щедрина: Шел я туда с месяц места, потому что от нас будет туда верст более шестисот («Старец»). Известна система мер, когда расстояние определяется количеством выкуриваемых
( , ). -вой для метафорического отражения пространственно-временных отношений в языке служит непосредственное восприятие окружающей действительности человеком, личный и коллективный жизненный опыт, физические ощущения.
3. Пространственное восприятие времени у древнего человека выражалось в том, что направление временной шкалы совпадало с направлением движения пе-
, -вперед. Человеческое тело было исходным ориентиром не только для пространственных отношений, но и для временных. Наблюдения за движением - это прослеживание изменений в пространстве и времени, взятых совместно.
4. В этнографической и лингвистической литературе выделяется две модели мира: вертикальная и горизонтальная. Так, например, с помощью мирового древа в славянской мифологии «моделируется тройная вертикальная структура мира - три
: , ». древних германцев составляет Мировое Древо - ясень Иггдрасиль. Оно связывает землю, где живут люди (Мидгард) с небом и подземным миром. Подобное разделение можно найти почти во всех известных культурах. Следовательно, можно пред, , большинстве современных языков, своими корнями уходит в трехчастное разделе.
Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что концепты «простран» « » . хронотопа характеризуется следующими общими признаками: 1) мифологическим этапом; 2) метафорическим отражением окружающей действительности; 3) восприятием в идее движения; 4) трехчастной структурой.
УДК 378.146
О.М. Рябцева
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ “КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ” (КК)
Понятие компетенции для дидактики не является новым. Философы и дидак-ты во все времена разграничивали знание (компетенцию) и его реализацию (дея). -