Научная статья на тему 'Канадская медиаобразовательная модель'

Канадская медиаобразовательная модель Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Канадская медиаобразовательная модель»

6. Основные положения концепции создания и развития информациопно-обр^овательной среды Открытого Образования системы образования РФ. - М.: ГосНИИ Системной интеграции, 1999. - 22 с.

B.JI. Колесниченко КАНАДСКАЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ*

Статья посвящена проблеме разработки и реализации медиаобразованой модели в Канаде. Рассматривая данную проблему, остановимся на ключевых положе-

,

модели.

Интенсивное развитие средств массовой информации (которые являются неотъемлемой и важной частью жизни современного общества) делает всё более актуальным необходимость дальнейшего рассмотрения и анализа процесса медиаобразования в мире.

Прежде всего, обратимся к самому термину «медиаобразование». «Медиаобразование (media education) - это изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, а также с развитием аналитических способностей интерпретации и оценки их содержания (тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатек). (media education), (media

studies) (media

literacy)» [1].

Бесспорно, выявление наиболее эффективных подходов, знакомство с перспективными направлениями зарубежного опыта медиаобразования будет способствовать интенсивному процессу развития российского медиаобразования.

Анализ современных тенденций развития медиаобразования убедительно по, -более высоком уровне развития. Начиная, с 1999 года изучение медиакультуры является обязательным компонентом школьной программы во всех школах Канады с 1 по 12 класс. Канада является первым в мире государством с системой обязательного медиаобразования школьников. Высшее медиаобразование можно получить в следующих учебных заведениях Канады: Carlenton University, York University, Ryerson Politechnical Institute, Canadian Center for Advanced Film Studies, Montreal University и других. Целенаправленную подготовку медиапедагогов осуществляет Манитобский yHHBepcHTeT(Manitoba University).

,

можно отнести плодотворную деятельность ассоциаций деятелей медиаобразова-, -ства. Данные ассоциации занимаются изданием научно-методической литературы , , мастер-классы и конференции регионального и международного уровней. Координирует деятельность всех региональных ассоциаций Канадская ассоциация медиа-образовательных организаций (CAMEO).

"статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект № 04-06-00038а «Сравнительный анализ развития медиаобразования в ведущих странах ». - -ки России, доктор педагогических наук, профессор А В. Фёдоров.

Раздел VII. Проблемы образования

Медиакультура интегрирована в школьный учебный план по родному языку и искусству. Более того, рекомендовано использование элементов медиакультуры в

, « », « », « », « », «Физическая культура», «Технологии» и др.

Концептуальная основа канадской медиаобразовательной модели представляет собой синтез эстетической, культурологической, идеологической и практической теорий, а также концепции критического мышления в медиаобразовании. , -тия критического мышления и культурологические идеи.

Теория и методика канадского медиаобразования основывается на исследованиях ведущих теоретиков медиа (Х.Иннеса, Л.Мастермана, М.Маклюэна). Тем , -.

(1959 , . ). . -

вания влияния медиа на жизнь человека в современном обществе. Выдающийся теоретик медиа и педагог отмечал, что «просвещение - идеальное средство гражданской защиты от побочных последствий средств коммуникации» [2].

Призыв Маклюэна к активному изучению потенциала медиа приобретает особую актуальность в наши дни. Следует отметить, что в Канаде активно пользуются современными разработками центра ( The McLuhan Program, The Univertsity of Toronto).

Остановимся более подробно на ключевых концепциях и задачах в реализации курса медиаграмотности.

С целью терминологического уточнения проведём разграничения между по-« » « », медиаобразовательной модели. Так, по утверждению президента Ассоциации меиаобразования Квебека И.Розера (I.Rother), в Канаде не дифференцируют понятия «изучение медиа» (media studies), «медиаобразование» (media education), «ме-» (media literacy), .

. . , процесса медаобразования следующие задачи:

♦ развивать способ ности к восприятию, «декодированию», оценке, пониманию, анализу медиатекстов;

♦ увеличивать объём знаний социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов самих медиатекстов;

♦ развивать у аудитории способ ности к критическому мышлению;

♦ обучать самовыражаться с помощью медиа;

♦ развивать коммуникацио нные способности личности;

♦ обучать молодое поколение идентифицировать, интерпретировать ме-

,

, ;

♦ давать знания по теории медиа и медиакультуры [3].

В этом контексте важно отметить, что конечной целью медиаобразования в Канаде считается воспитание грамотного пользователя СМИ. При этом, авторитетные канадские медиадеятели (I.Rother, Ch. Worsnop, J.Pungente) считают, что результатом процесса медиаоборазования является медиаграмотность.

В учебном пособие по медиаграмотности - Media Luteracy Resource Guide (1986) понятие «медиаграмотность» трактуется следующим образом: «медиаграмотность помогает учащимся общаться с медиа, критически оценивая их и ту , .

способным критически оценивать медиатексты, сохранять критическую дистанцию по отношению к массовой культуре, сопротивляться манипуляциям» [4]. Следует

,

внимание на всех ступенях обучения.

Можно предположить, что интенсивному процессу развития канадского медиаобразования способствовало в определённой степени географическое соседство с таким мировым лидером как, США. Известно, что Канада испытывает на протяжении ряда лет достаточно сильное воздействие со стороны американских СМИ. Парадоксально, но в Канаде не пользуются популярностью идеи «защиты от медиа». Педагоги приоритетным направлением считают идеи развития критического .

Широко известно, что детская аудитория является самой активной категорией потребления медиапродукции, оставаясь при этом наиболее незащищённой.

,

. , -

мотность будет развивать у учащихся навыки критического мышления и способности к осознанному восприятию увиденного, услышанного и прочитанного. Примечательно, что это возможно не только в стенах школы, но и за её пределами. Вывод очевиден: дети не остаются одинокими в огромном медиапространстве.

, -, . предпочтение отдаётся разнообразным творческим, в том числе и письменным .

Несомненным достоинством являются рекомендации проводить занятия по курсу медиа в форме приглашения к диалогу. Акцент делается на нахождение положительных характеристик в мире медиакультуры, аппелируя к опыту самих .

Далее остановимся на ключевых положениях, лежащих в основе канадской :

1. Вся медиапродукция является результатом целенаправленного конст-

.

2. Медиа создают реальность.

3. Аудитория оценивает значение медиатекстов с точки зрения собствен-

, , .

4. .

5. Медиа содержат определённую идеологию и проповедуют определён-

.

6. Медиа имеют социально - политические значения.

7. Форма и содержание тесно взаимосвязаны в медиа.

8. Каждый вид медиа имеет неповторимую эстетическую форму [5].

Ведущий канадский исследователь Дж. Пандженте (ТРи^еШе) отмечает, что

медиаграмотность предполагает овладение различными знаниями и навыками, а обучение требует совместных усилий со стороны педагогов, родителей, учёных и деятелей медиасферы [6].

В ходе исследования нами были выявлены наиболее эффективные подходы канадских медиапедагогов к процессу повышения уровня медиаграмотности (по-

- ).

В связи со стремительным развитием Интернет-технологий в Канаде было принято решение о включении курса Интернет-грамотности в программу медиаобразования. Обучение Интернет-грамотности начинается уже у дошкольников. Осо-

бо следует отметить программу Schoolnet, связавшую 16000 канадских школ и публичных библиотек с сетью Интернет. Страна может гордиться 100% компьютеризацией учебных заведений. Schoolnet - коло^^^ьный образовательный ресурс для канадских педагогов и учащихся. Следует заметить, что Интернет в Канаде стал одним из наиболее эффективных средств обучения в педагогике.

Особая роль принадлежит медиаобразовательной организации «Сеть информации о СМИ» (MNet), которая способствует повышению уровня медиаграмотности в учебных заведениях, семье и обществе, проводит большую просветительскую работу. Учащимся предлагаются памятки-инструкции по грамотному и безопасному использованию гиперпространства. Среди наиболее популярных тем следует назвать следующие: «Стереотипное мышление», Человеконенавистнические идеи в », « », « в Интернете» и др. [7].

,

процессу медиаобразования своих детей: регулярно читают литературу по медиа, - -, .

Медиаобразование на материале телевидения может рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений канадского медиаобразования. Известно, что дети являются наиболее многочисленной телевизионной аудиторией. Исследования, проведённые канадскими учёными, показали, что среднестатистический канадский ученик (ко времени окончания школы) проводит около 11000 часов на занятиях в учебном заведении. Просмотр телевизионных передач занимает ...15000 часов [8].

Подобная ситуация не была оставлена без внимания канадскими медиапедагогами. Своевременно был использован положительный потенциал телевидения. На занятиях по медиа культуре использовались кинофильмы из фондов Национального Совета Канады по Кинематографии. Педагоги активно сотрудничали с

( , ).

С 1995 функционирует образовательное подразделение - кабельное ТВ на за-(Cable in the Classroom). более 30 кабельных телевещательных станций, обеспечивающих программами 12000 .

, , -левизионного канала CHUM Television (что в переводе с английского означает «дружественное телевидение») [9]. Этот единственный в мире канал функциониру-

1989 -

надскими медиаобразовательными организациями. Главной целью работы коллек-

CHUM Television

восприятию увиденного на телеэкране. Ежедневные (от 30 до 60 минут) передачи собирают достаточно широкую аудиторию. Следует отметить, что подобные программы составлены на высоком методическом уровне. Они обучают интерпретации различных медиатекстов, прививают эстетический вкус, способствуют развитию критического мышления.

, CHUM Television -

диаграмотности детской/подростковой аудитории.

В заключении ещё раз подчеркнём, что изучение передового опыта канадско-,

будет способствовать успешному развитию процесса медиаобразования в России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (2001). Vol. 14.Smelser, N.J. & Balter, P.B. (Eds.).Oxford, - p. 9494.

2. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - М., 2003. - 220 с.

3. Фёдоров A.B. Медиаобразование в зарубежных странах. - Таганрог, 2003. - 81 с.

4. Duncan B. Media Literacy Resource Guide, Toronto, 1989. - p. 232.

5. Nine Factors that Make Media Literacy Flourish, 2002 http://www.media-aware-

ness.ca/ehglish/resources/educational/teaching backgrounders/media literacy/9 factors.cfm

6. Мёллер K., Амуру А. Передовой опыт распостранения медиаобразования в Канаде на примере медиаобразовательной организации Media Awareness Network (Mnet). Справочник по свободе массовой коммуникации в Интернете. Вена, 2004. - С.186.

7. Pungente J. (1993) Sings and Symbols of the Transcendent: Revisiting our Media Environment. Regina, p.15.

8. Crawford, S., Pungente J. (1999) “Educating for the Media and the Digital Age in the 21st Century”. - Vienna, - pp. 1- 8.

9. . . // . 2002. 1

c.116-118.

10. . ., . . // :

Экономика, политика, культура. 2004. №9. - C. 96-104.

В.И. Писаренко ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ*

Введение. В работах современных отечественных педагогов (Е.В. Бондарев-ская, О.В. Гукаленко, И.А. Колесникова, Г.Б. Корнетов, С.В. Кульневич, В.Н. Руденко, XT. Тхагапсоев и др.) в качестве метода анализа научных теорий, подходов, а также в качестве способа концептуализации образования используется парадиг-

.

знания, т.к. используют парадигмальный подход в качестве одного из основных в изучении и моделировании современного образовательного пространства. Принятие этого положения как аксиомы, не опровергаемой современной наукой, позво-

,

науке и ее объекту даст возможность обосновать теоретико-методологические основы исследования, т.е. определить ту «призму», через которую он попадает в научное рассмотрение.

« » -, , -. . , под этим некие общие принципы и стандарты методологического исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

( , ), -шения исследовательских задач [1]. Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение парадигмы: образец, тип, модель, исходная концеп-

,

, [2].

Т.Кун дал термину «парадигма» наиболее распространенное сегодня толкование, обобщив в нем общий контекст научных достижений, представлений, аксиом,

* Данная работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 05-06-06163а)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.